ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
|
«Бег к невидимой цели»: методическое пособие/ С.М. Захарова. – г. Каменск-Уральский, Детский сад №46, 2019 г.
В дидактическом пособии предлагаются варианты проведения занятий по спортивному ориентированию с детьми. Объясняются важнейшие элементы ориентирования: ориентирование карты по окружающим предметам, обращение с компасом, чтение карты, выбор пути. Простота предлагаемых рекомендаций делает их доступными для широкого круга не профессионалов.
Актуальность. Дошкольный возраст — это важный период развития всех психических функций: речи, мышления, эмоций, механизмов контроля произвольных движений, за которые отвечает высшие структуры головного мозга, сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Все это связано с игрой. Умственное развитие дошкольников характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ему думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Однако логическое мышление еще не сформировалось. Этому препятствует эгоцентризм и неумение сосредоточиться на изменениях объекта.
Так же недостаточно в нашем обществе уделяется внимания вопросам профилактики заболеваний путем выработки здоровых навыков поведения детей в семье. Потребность детей дошкольного возраста в двигательной активности достаточно высока, но не всегда она реализуется на должном уровне в семьях. Сегодня наблюдается тенденция ограничение самостоятельной двигательной активности детей в семьях. Современные дети слишком много времени проводят за компьютерными играми, просмотром мультфильмов. Пассивное времяпровождение ведет к формированию вредных привычек малоподвижного образа жизни.
Занятия спортивным ориентированием содействуют умственному и физическому развитию, укреплению здоровья, помогают познавать и понимать природу. Кроме оздоровительной и спортивной направленности спортивное ориентирование имеет большое прикладное значение. Умение ориентироваться - это навык, который необходим и туристу, и охотнику, и геологу и будущему конструктору, инженеру. При занятиях спортивным ориентированием вырабатываются такие необходимые человеку качества, как самостоятельность, решительность, целеустремленность, настойчивость при достижении цели, умение владеть собой, быстрая реакция, эффективно мыслить в условиях больших физических нагрузок, и развивается дивергентное мышление.
Начинать приобщать к спортивному ориентированию детей целесообразно с дошкольного возраста, создавая и совершенствуя оптимальный двигательный режим с учетом их возраста и индивидуальных особенностей. Чем раньше научится, тем лучше сформируется у ребенка движение, тем прочнее будут навыки в нем.
В идеале детская спортивная деятельность должна быть предметной. Необходимо организовывать процесс обучения, руководствуясь педагогикой и психологией, разбираться в межличностных отношениях внутри детского коллектива, понимать возможности и нужды детей различных возрастов.
Новизна заключается в обучение и совершенствование техники у воспитанников с применением методики ориентирования на местности. Спортивное ориентирование предполагает научить детей с помощью плана, карты-схемы, компаса выбирать нужное направление движения, проходить указанные маршруты, находить предметы на знакомой местности.
Цель формирование здоровой личности, предпосылок инженерного мышления и способностей к научно – техническому творчеству у детей дошкольного возраста посредством занятий спортивным ориентированием.
Задачи программы:
Оздоровительные:
· Укрепить здоровье детей;
· Содействовать расширению адаптивных возможностей детского организма;
· Профилактика нарушения опорно-двигательного аппарата и развития плоскостопия.
· Укреплять сердечно - сосудистую и развивать дыхательную систему, улучшение обменных процессов в организме.
Воспитательные:
· Воспитывать нравственно-волевые качества, настойчивость, смелость, выдержку, силу воли;
· Формировать устойчивый интерес к занятиям на свежем воздухе, обеспечивать эмоциональное благополучие при выполнении упражнений;
· Охрана окружающей среды.
Развивающие:
· Развивать пространственное ориентирование и координацию движений,
· Развивать логику, память, внимание творческое и дивергентное мышление.
Образовательные:
· Формировать основные двигательные умения и навыки;
· Формировать устойчивый интерес к занятиям;
Пособие составлено с учетом психофизиологических и возрастных особенностей детей и ориентирована на возраст от 3 до 7 лет.
Рекомендации по набору детей в группу
1. Лучше всего набирать в группу детей одного возраста или смежных возрастов
2. Нужно, чтобы в группе были и мальчики и девочки.
3. Для первого знакомства со спортивным ориентированием лучше всего провести беседу с просмотром слайдов, фотографий, видеофильмов.
4. После нескольких занятий с детьми нужно обязательно провести родительское собрание. В дальнейшем родители, заинтересованные в том, чтобы их дети занимались спортивным ориентированием, могут оказать вам существенную помощь.
5. Необходимо как можно больше занятий проводить игровым методом — больше всего дети любят играть!
6. Нельзя сразу же «загрузить» детей понятиями ориентирования. Занятия на местности лучше всего проводить сначала в виде небольших походов, ненавязчиво предлагая детям иногда заглядывать в карту.
Приложение
В технике чтения карты важную роль играет память. Смысл использования памяти состоит в том, чтобы увиденное на карте можно было анализировать на ходу. Существует много упражнений и заданий для тренировки памяти и работы с картой. Например:
1) запомните за 5-10 сек. (рис. 1);
2) отыщите числа по порядку от 1 до 50 (рис. 2);
3) перенесите КП с одной карты на другую;
4) сложите карту (наклейте на кубики участки карты; подбирая соответствующие участки, сложите карту);
5) напишите топографический диктант;
6) прочтите карту по линии магнитного меридиана с юга на север;
7) изготовьте макет местности по данной карте;
8) нарисуйте по памяти участки карты после изучения ее в течение 3, 2, 1 мин.;
9) составьте карту из кусочков (на время).
|
Рис. 2. Упражнение "Отыщите числа по порядку от 1 до
50" |
Игры по ориентированию
Игра проводится на открытом воздухе на достаточно обширной территории, прилегающей к школе. Игра начинается с построения и линейки, на которой перед учащимися ставятся цели и задачи, объясняются правила игры. Происходит жеребьевка, на которой капитанам команд предлагается выбрать конверт с заданиями (каждый конверт имеет условное цветовое обозначение, содержит информацию о направлении движения к следующему этапу в виде творческих вопросов и заданий)
1 этап "Капитаны ищут путь"
Задача: Прохождение заданного маршрута за фиксированное время.
На местности расположены этапы-станции, на которых команды выполняют различные задания. Задания даются различной направленности, раскрывающие как творческие способности детей, так и их физические и интеллектуальные качества. Куратор команды сверяет правильность движения по маршруту по карте-схеме. Команды проходят последовательно 5 КП (контрольные пункты). За их передвижением следят судьи, оценивают работу, назначая дополнительные и штрафные очки. На каждом КП команда находится не более 5 минут. По истечению 5 минут даётся сигнал и команда должна, воспользовавшись подсказкой отправиться дальше, получив при этом штрафное очко.
На последнем КП ребята должны отыскать клад. После чего фиксируется время пройденного маршрута. Судьи подсчитывают набранные очки, результат вывешивается на информационном табло.
2этап "Карты капитана Флинта"
Задача: Составление плана местности, пройденного маршрута.
Ребятам предлагается, пользуясь условными знаками и информацией полученной во время движения, нарисовать план местности пройденного пути, обозначив контрольные пункты (КП).
Судьи оценивают быстроту, правильность, аккуратность выполненной работы. Результаты вывешиваются на информационном табло. Результаты 2 этапов суммируются. Определяется место команды в игре.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.