Дидактическое пособие по формированию экологической культуры дошкольников «Природа вокруг нас»
Оценка 4.6

Дидактическое пособие по формированию экологической культуры дошкольников «Природа вокруг нас»

Оценка 4.6
docx
19.08.2020
Дидактическое пособие по формированию экологической культуры дошкольников  «Природа вокруг нас»
Экологическое пособие «Природа вокруг нас».docx

Дидактическое пособие по формированию экологической культуры дошкольников

 «Природа вокруг нас»

Это пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста. Каждый компонент пособия дает ему возможность сконцентрировать свое внимание на определенном аспекте более глобальной темы. Пособие может быть использовано педагогами и  родителями, как в индивидуальной, так и в подгрупповой деятельности с детьми.

Цель: Выявлять и закреплять знания детей о жителях леса, обитателях озер, рек гор и предгорных районов , о правилах и экологических законов поведения в природе. Формировать у детей старших групп  представления об особенностях природных зон симферопольского района.

Задачи:

1. Формировать у дошкольников первоначальные представления об экологии и природе в целом; основы экологической грамотности, элементарных правил поведения в природе.

2. Учить устанавливать причинно-следственные связи; классифицировать предметы; логическим действиям сравнения, анализа, обобщения.

3. Формировать представления детей о растениях, животных, птицах, занесенных в Красную книгу.

4. Развивать познавательный интерес детей;

5. Воспитывать уважительное, бережное отношение детей к природе.

6. Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

7. Развивать воображение, творческую инициативу, в том числе речевую, умение составлять описательные рассказы, отгадывать загадки.

Образовательные задачи:

1.     Продолжать знакомить детей с Красной книгой природы.

2.     Уточнить и активизировать словарь детей.

3.     Развивать связную речь.

Развивающие задачи:

1.     Развивать психические процессы: логическое мышление, память, слуховое и зрительное внимание.

2.     Развивать мелкую моторику.

Воспитательные задачи:

1.     Воспитывать бережное отношение к природе.

2.     Побудить детей быть активными защитниками природы.

3.     Воспитывать коммуникативные навыки, умение согласовывать свои действия, выслушивать друг друга, научить выдержке и терпению.

 

Дидактическая игра «Что где растет?»

Цель: закрепить умение классифицировать растения по месту произрастания, развивать внимательность и наблюдательность.

Материалы: игровые зоны (поля) – луг, лес, водоем,горы. Карточки с изображением растений, произрастающих в данных экосистемах.

Ход игры: 

Дети выбирают игровые поля. Ведущий перемешивает карточки и  доставая по одной, называет растение. Играющие дети забирают те карточки, которые соответствуют их игровому полю. Выигрывает тот, кто быстрее заполнит свое игровое поле.

 Дидактическая игра «Аптека Айболита»

Цель: сформировать представления детей о лекарственных растениях и их использовании человеком, упражнять в их распознавании.

Материал:  набор картинок лекарственных растений (подорожник, зверобой, ромашка, шиповник, крапива и др.).

Ход игры: 

Воспитатель загадывает детям загадки о лекарственных растениях. Ребенок находит картинку, называет растение и объясняет, почему его называют «зеленым доктором». Аналогично можно проводить игры с экологическими картинками на темы: «Цветы луговые», «Первоцветы», «Ягоды», «Грибы» и др.

Дидактическая игра «Какое насекомое, назови?»

Цель: Формировать у детей понятие «насекомое». Узнавать и называть представителей насекомых: муха, бабочка, стрекоза, божья коровка, пчела, жучок, кузнечик…

Материал: набор картинок с изображением насекомых.

Ход игры: 

Дети собирают картинки и заполняют игровое поле, называя насекомое. Если кто- то затрудняется, можно использовать загадки:

Всех жучков она милей

Спинка красная у ней.

А на ней кружочки

Черненькие точки.

(Божья коровка)

У нее 4 крыла,

Тело тонкое, словно стрела,

И большие, большие глаза,

Называют ее …

(Стрекоза)

Сок цветов душистых пьет.

Дарит нам и воск и мед.

Людям всем она мила,

А зовут ее …

(Пчела)

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу.

Если в воздухе кружусь,

Тут уж вдоволь нажужжусь.

 (Жук)

Мы крылышки расправим-

Красив на них узор.

Мы кружимся пархаем-

Какой кругом простор!

(Бабочка)

Тема: «Летает, плавает, бегает, прыгает»

Цель: Закреплять знания об объектах живой природы.

 МатериалКартинки с изображением представителей живой природы.

Ход игры:

Дети классифицируют картинки – летающие, бегающие, прыгающие, плавающие.

Дидактическая игра «Давайте поселим зверей в наш лес»

Цель: Знакомить детей со средой обитания различных животных. Выяснить, каким образом связаны между собой образ животного и среда обитания. Формировать умение детей, ориентируясь по внешнему виду животного, соотносить его со средой обитания.

Материал: Дидактическое поле с изображением  горного, лесного массива; карточки с изображением жителей леса.

Задание:

1. Выбрать одного из зверей, подумать, где ему было бы удобно жить, объяснить почему.

2. Заселить зверя в определенную среду обитания и объяснить свой выбор.

Ход игры:

1. Педагог предлагает детям разбиться на команды.

2. Каждая команда выбирает одного из зверей и подходящую среду обитания.

3. В конце игры подводится итог.

Дидактическая игра «Рыбы»

Цель: Выявить знания детей о рыбах, их строении, об особенностях среды обитания. Формировать умение соотносить строение живого существа со средой обитания, с образом жизни. Выяснить, каким образом окраска рыб помогает им прятаться или защищаться от других обитателей рек и озер. Развивать логическое мышление, речь, воображение. Прививать интерес к миру природы.

Материал: Дидактическое поле, на которой изображен водоем; картинки с изображением рыб.

Задание:

1. Рассмотреть внимательно предложенных рыб.

2. Выбрать из них только рыб обитающих в озерах, назвать.

3. Поместить в водоем в определенное место —туда, где любит обитать та или иная рыба.

Ход игры:

1. Педагог предлагает рассмотреть картинки с изображением рыб.

2. Знакомит детей с правилами игры и заданием.

3. Дети по очереди заполняют водоем рыбами.

4. В конце игры подводится итог.

Дидактическая игра «Птицы нашего края»

Цель: Закреплять знания детей о видах птиц. Выявить знания детей об их образе жизни. Соотнести образ жизни птиц с климатическими условиями. Закреплять знания о строении живых организмов, их приспособлении к условиям и среде обитания и т.д. Развивать логическое мышление, речь, воображение. Прививать интерес к миру природы.

Материал: Дидактическое поле; картинки с  изображения птиц.

Задание:

1. Выбрать птиц, которые обитают возле водоемов,   в горах, в степи.

2. Объяснить свой выбор (почему именно эта птица подходит, рассказать о внешнем виде)

3. Убрать птиц, которые по определенным причинам не могут жить в тех или иных условиях, объяснить причину (неподходящие климат, виды корма и т.п.).

Ход игры:

1. Педагог в беседе выясняет у детей, каких птиц они видели в наших лесах, горах, возле водоемов, как их называют, каким образом климат влияет на образ жизни птиц, на виды питания.

2. Дети по очереди подбирают птиц и сажают их на соответствующее поле.

3. В конце игры подводится итог.

Дидактическая игра «Небо. Земля. Вода»

Цель: Закреплять знания детей о среде обитания живых существ; о приспособленности животных к среде обитания. Выяснить причины, по которым они не могут проживать в других условиях, средах.

Материал: Большое дидактическое поле, разделенное на  части: на одной части изображено небо, на другой — земля, на третьей — вода, картинки зверей, растений, насекомых, птиц, рыб и т.д.

Задание: Расположить то или иное живое существо на соответствующей части дидактического поля, рассказать о выбранных представителях.

Ход игры:

1. Педагог предлагает детям разделиться на три команды и выбрать командиров.

2. Получив свое «поле ответственности» (небо, воду или землю), члены каждой команды по очереди подходят к картине, выбирают карточку с изображением только одного представителя соответствующей среды и кладут ее на поле картины.

3. По завершении работы команды готовят рассказы о выбранных ими представителях «их» среды, о приспособленности именно к этим условиям, о возможности или невозможности временного пребывания в другой среде (от каждой команды выступает командир).

4. В конце игры подводится итог.

 

Дидактическая игра «Правила поведения в природе».

Цель: Дать детям представление о нравственной стороне отношения к природе, повторить правила поведения в природе.

Материал: карточки с экологическими ситуациями.

Ход игры:

 I вариантИграющие дети сидят за столами. Воспитатель выкладывает карточки, на которых изображены разные экологические ситуации плохого или хорошего обращения с природой. После чего предлагает детям с его помощью выбрать карточку с изображением поведения в природе , которая соответствует определенной ситуации. Обосновать свой выбор. За правильное выполненное задание участник дидактической игры «Правила поведения в природе получает фишку. Игра проводится несколько раз. Выигрывает тот, у кого наибольшее количество фишек.

II вариант: Проводится детьми самостоятельно. Детям предлагается брать по одной карточке, сформулировать правило поведения в лесу или на озере по изображению и разместить ее в нужном месте. После приобретения навыка игры дети могут играть без помощи взрослого.

Дидактическая игра «Красная книга»

Цель: Закрепление формирования представлений у детей о растениях и животных Крыма, занесенных в Красную книгу.

Материал: Картинки животных и растений, занесенных в Красную книгу.

Ход игры:

Игра начинается с рассказа о Красной книге, почему она в красной обложке, о животных и растениях родного края, которые находятся под угрозой исчезновения, как их охранять, как правильно вести себя на всех участках окружающей среды.

I вариант:

Воспитатель раскладывает детям карточки, на которых изображены некоторые растения и животные Крыма. Воспитатель предлагает детям выбрать из всех карточек, только те карточки, на которых изображены растения и животные занесены в Красную книгу. Карточки дети раскладывают по полотну  и поясняют свой выбор.

За правильное выполненное задание участник дидактической игры «Знатоки природы получает фишку.

II вариант:

Второй вариант игры проводится детьми самостоятельно.

После приобретения навыка игры дети могут играть без помощи взрослого.


 

Дидактическое пособие по формированию экологической культуры дошкольников «Природа вокруг нас»

Дидактическое пособие по формированию экологической культуры дошкольников «Природа вокруг нас»

Воспитательные задачи: 1.

Воспитательные задачи: 1.

Черненькие точки. (Божья коровка)

Черненькие точки. (Божья коровка)

Формировать умение детей, ориентируясь по внешнему виду животного, соотносить его со средой обитания

Формировать умение детей, ориентируясь по внешнему виду животного, соотносить его со средой обитания

Объяснить свой выбор (почему именно эта птица подходит, рассказать о внешнем виде) 3

Объяснить свой выбор (почему именно эта птица подходит, рассказать о внешнем виде) 3

За правильное выполненное задание участник дидактической игры «

За правильное выполненное задание участник дидактической игры «
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.08.2020