Дифференциальная диагностика просодической стороны речи у детей с моторной алалией и стёртой дизартрией
Оценка 4.9

Дифференциальная диагностика просодической стороны речи у детей с моторной алалией и стёртой дизартрией

Оценка 4.9
Особые потребности +2
docx
Междисциплинарный 7
4 кл
16.05.2021
Дифференциальная диагностика просодической стороны речи у детей с моторной алалией и стёртой дизартрией
Программа обследования составлена с учетом разницы речевых нарушений у детей с моторной алалией и стертой дизартрией. За основу данной программы взята методика Е. Ф. Архиповой, которая адаптирована для дифференциальной диагностики детей с моторной алалией и стертой дизартрией. Рассмотрен второй блок обследования, который включает просодические компоненты речи: высоту, силу, тембр голоса и темпо-ритмическую организацию речи.
Дифф.диагн.просодической стороны речи при мот.алалии и стёртой дизартрии.docx

Дифференциальная диагностика просодической стороны речи у детей с моторной алалией и стёртой дизартрией

Диагностикой детей с моторной алалией и стертой дизартрией занимались многие ученые. Были рассмотрено рассмотрены методики: Е. Ф. Архиповой, В. А. Ковшикова, Г. А. Волковой, В.А. Киселевой. Учитывая достоинства и недостатки предложенных ими методик составлена дифференциальная диагностическая   программа для диагностики моторной алалии и стертой дизартрии.

Программа обследования составлена с учетом разницы речевых нарушений у детей с моторной алалией и стертой дизартрией.

За основу данной программы взята методика Е. Ф. Архиповой, которая адаптирована  для дифференциальной диагностики детей с моторной алалией и стертой дизартрией.

В нее вошли пять блоков:

1.     Блок состояния  общей, тонкой, артикуляционной и мимической моторики.

2.     Блок обследования просодической стороны речи.

3.     Блок обследования звукопроизношения.

4.     Блок обследования фонематического слуха.

5.     Блок обследования связной речи.

По каждому блоку проведён количественный и качественный  анализ, который позволяет дифференцировать моторную алалию и стертую дизартрию по пятибалльной системе предложенной Е.Ф Архиповой в своей методике.


 

Блок ΙΙ. ПРОСОДИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ РЕЧИ. 

1.      Высота

·        Попробуй не ногами, а голосом подняться по ступенькам, а потом голосом  спустится вниз. Когда голос поднимается по ступенькам, он будет повышаться и становится тоньше. Когда голос будет спускаться по ступенькам, то будет становиться ниже. Сначала со звуком А, потом  О, У.

Оценка.

4балла – задание выполняется с достаточными модуляциями по высоте;

3балла – задание выполняется с недостаточными модуляциями голоса по высоте;

2балла – задание выполняется без модуляции голоса по высоте, но при сопряженном выполнении задания высота голоса изменяется;

1балл – задание выполняется без модуляции голоса по высоте, но при сопряженном выполнении задания высота голоса остается без изменений;

0 баллов – задание не выполняется.

2.       Сила.

·               Покажи,  как подаются голоса приближающиеся животные, насекомые, птицы».

(жук – ж, комар –з, кукушка – куку, корова- му,  сова – ух, собака – ав;  тихо, шепот, обычным голосом, громче, чем обычно, громко, слитно , на одном выдохе(очень громко).

Оценка.

4балла – задание выполняется с достаточными модуляциями по силе;

3балла – задание выполняется с недостаточными модуляциями голоса по силе;

2балла – задание выполняется без модуляции голоса по силе, но при  сопряженном выполнении задания сила голоса изменяется;

1балл – задание выполняется без модуляции голоса по силе, но при сопряженном выполнении задания сила голоса остается без изменений;

0баллов – задание не выполняется.

3.     Назальный тембр голоса.

·        Повтори за логопедом предложения. Ответь на вопросы по картинкам. Зажми нос пальцами.

 - У Коли сломался велосипед.

- Машинист остановил поезд.

- На ветке красные ягоды рябины.

 - Из трубы идет дым.

Оценка.

4балла –  нормальный голос, отклонений от нормального тембра не отмечается.

3 балла – легкая степень нарушения тембра, тембр ребенка может быть крикливым или «писклявым», назализованным.

2 балла – умеренное нарушение тембра, тембр ребенка может быть грубым или «квакающим».

1балл – выраженные нарушения тембра, тембр ребенка может быть гортанным, резким, глухим, «металлическим»

0 баллов – афония, отсутствие звучного голоса при наличии шепотной речи.

4.Тембр

·        Посмотри на картинку, догадайся, как подают голоса, если…

Упала чашка (Ой! – испуганно)

Забили гол в ворота  (Ура! – радостно)

Прося убрать игрушки (У – У недовольно, плаксиво)

Устали и хотят спать (Ох – устало, тихо)

Рубят дрова (Ух – тяжело)

Грозят пальцем, нельзя детям брать спички (Ая –яй –строго)

·                   Вспомни, кто пугал колобка и хотел его съесть. Каким голосом говорили…

Заяц – (звонким, задорным)

Волк – (грубым, низким голосом, у угрозой)

Медведь  - (громким, низким, спокойным)

Лиса – (мягким, ласковым, хитрым голосом)

Оценка.

4 балла – правильное выполнение задания с точным соответствием всех характеристик тембра голоса данного персонажа, с первой попытки и очень выразительно.

3балла – правильное выполнение задания с передачей тембра голоса, но только после нескольких проб, после неоднократного демонстрирования образца.

2балла – некоторые изменения окраски голоса есть, но недостаточно выразительные и не совсем правильные.

1балл – выполнение заданий без модуляции голоса (звучание голоса невыразительное, монотонное, тусклое.)

0баллов – невыполнение задания или отказ от задания.

5.Темпо – ритмическая организация речи

·               Слушай предложения и повторяй за мной. (Запись на магнитофон)

Мальчик читает книгу.

Утром звонко поют птицы.

Бабушка вяжет внуку  теплые носки.

Ваня любит рисовать карандашами.

Оценка:

4балла – темп норма 4 -5 слогов в секунду)

3балла – незначительное отклонение от нормы (± 1 слог)

2балла – убыстренный темп (7 – 8 слогов в секунду), замедленный темп (2-3 слога в секунду);

1балл – очень быстрый темп (более 9слогов в секунду), очень медленный темп (1-2слога в секунду).

0баллов – из-за выраженных речевых нарушений допускает повторы слов, затрудняется в передачи слоговой структуры слов. В связи с этим не удается объективно произвести измерение темпа.

·        Слушай внимательно и повторяй за мной  в точно также.

- Весной тает снег и бегут ручьи. (нормальный темп)

 - Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне?(быстрый темп)

- Самолет построим сами и помчимся над полями. (быстрый темп.)

- Улитка носит свой дом на спине. (медленный темп)

- на море во время шторма очень большие волны. (нормальный темп)

· Ты будешь читать стихотворение, как увидишь картинку с зайцем, читай быстро, а увидишь черепаху  - читай медленно, увидишь ежа – читай нормально, спокойно. («Мой веселый звонкий мяч»)

Оценка.

4балла – повторил верно.

3балла – убыстрение, замедление темпа возможно после нескольких попыток.

2балла – темп изменяет незначительно

1балл – темп не может изменять, не управляет темпом.

0баллов – задание недоступно.


 

Дифференциальная диагностика просодической стороны речи у детей с моторной алалией и стёртой дизартрией

Дифференциальная диагностика просодической стороны речи у детей с моторной алалией и стёртой дизартрией

Блок ΙΙ. ПРОСОДИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ

Блок ΙΙ. ПРОСОДИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ

Назальный тембр голоса. ·

Назальный тембр голоса. ·

Тембр · Посмотри на картинку, догадайся, как подают голоса, если…

Тембр · Посмотри на картинку, догадайся, как подают голоса, если…

Темпо – ритмическая организация речи ·

Темпо – ритмическая организация речи ·

В связи с этим не удается объективно произвести измерение темпа

В связи с этим не удается объективно произвести измерение темпа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.05.2021