Дифференциальная диагностика просодической стороны речи у детей с моторной алалией и стёртой дизартрией
Диагностикой детей с моторной алалией и стертой дизартрией занимались многие ученые. Были рассмотрено рассмотрены методики: Е. Ф. Архиповой, В. А. Ковшикова, Г. А. Волковой, В.А. Киселевой. Учитывая достоинства и недостатки предложенных ими методик составлена дифференциальная диагностическая программа для диагностики моторной алалии и стертой дизартрии.
Программа обследования составлена с учетом разницы речевых нарушений у детей с моторной алалией и стертой дизартрией.
За основу данной программы взята методика Е. Ф. Архиповой, которая адаптирована для дифференциальной диагностики детей с моторной алалией и стертой дизартрией.
В нее вошли пять блоков:
1. Блок состояния общей, тонкой, артикуляционной и мимической моторики.
2. Блок обследования просодической стороны речи.
3. Блок обследования звукопроизношения.
4. Блок обследования фонематического слуха.
5. Блок обследования связной речи.
По каждому блоку проведён количественный и качественный анализ, который позволяет дифференцировать моторную алалию и стертую дизартрию по пятибалльной системе предложенной Е.Ф Архиповой в своей методике.
Блок ΙΙ. ПРОСОДИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ РЕЧИ.
1. Высота
· Попробуй не ногами, а голосом подняться по ступенькам, а потом голосом спустится вниз. Когда голос поднимается по ступенькам, он будет повышаться и становится тоньше. Когда голос будет спускаться по ступенькам, то будет становиться ниже. Сначала со звуком А, потом О, У.
Оценка.
4балла – задание выполняется с достаточными модуляциями по высоте;
3балла – задание выполняется с недостаточными модуляциями голоса по высоте;
2балла – задание выполняется без модуляции голоса по высоте, но при сопряженном выполнении задания высота голоса изменяется;
1балл – задание выполняется без модуляции голоса по высоте, но при сопряженном выполнении задания высота голоса остается без изменений;
0 баллов – задание не выполняется.
2. Сила.
· Покажи, как подаются голоса приближающиеся животные, насекомые, птицы».
(жук – ж, комар –з, кукушка – куку, корова- му, сова – ух, собака – ав; тихо, шепот, обычным голосом, громче, чем обычно, громко, слитно , на одном выдохе(очень громко).
Оценка.
4балла – задание выполняется с достаточными модуляциями по силе;
3балла – задание выполняется с недостаточными модуляциями голоса по силе;
2балла – задание выполняется без модуляции голоса по силе, но при сопряженном выполнении задания сила голоса изменяется;
1балл – задание выполняется без модуляции голоса по силе, но при сопряженном выполнении задания сила голоса остается без изменений;
0баллов – задание не выполняется.
3. Назальный тембр голоса.
· Повтори за логопедом предложения. Ответь на вопросы по картинкам. Зажми нос пальцами.
- У Коли сломался велосипед.
- Машинист остановил поезд.
- На ветке красные ягоды рябины.
- Из трубы идет дым.
Оценка.
4балла – нормальный голос, отклонений от нормального тембра не отмечается.
3 балла – легкая степень нарушения тембра, тембр ребенка может быть крикливым или «писклявым», назализованным.
2 балла – умеренное нарушение тембра, тембр ребенка может быть грубым или «квакающим».
1балл – выраженные нарушения тембра, тембр ребенка может быть гортанным, резким, глухим, «металлическим»
0 баллов – афония, отсутствие звучного голоса при наличии шепотной речи.
4.Тембр
· Посмотри на картинку, догадайся, как подают голоса, если…
Упала чашка (Ой! – испуганно)
Забили гол в ворота (Ура! – радостно)
Прося убрать игрушки (У – У недовольно, плаксиво)
Устали и хотят спать (Ох – устало, тихо)
Рубят дрова (Ух – тяжело)
Грозят пальцем, нельзя детям брать спички (Ая –яй –строго)
· Вспомни, кто пугал колобка и хотел его съесть. Каким голосом говорили…
Заяц – (звонким, задорным)
Волк – (грубым, низким голосом, у угрозой)
Медведь - (громким, низким, спокойным)
Лиса – (мягким, ласковым, хитрым голосом)
Оценка.
4 балла – правильное выполнение задания с точным соответствием всех характеристик тембра голоса данного персонажа, с первой попытки и очень выразительно.
3балла – правильное выполнение задания с передачей тембра голоса, но только после нескольких проб, после неоднократного демонстрирования образца.
2балла – некоторые изменения окраски голоса есть, но недостаточно выразительные и не совсем правильные.
1балл – выполнение заданий без модуляции голоса (звучание голоса невыразительное, монотонное, тусклое.)
0баллов – невыполнение задания или отказ от задания.
5.Темпо – ритмическая организация речи
· Слушай предложения и повторяй за мной. (Запись на магнитофон)
Мальчик читает книгу.
Утром звонко поют птицы.
Бабушка вяжет внуку теплые носки.
Ваня любит рисовать карандашами.
Оценка:
4балла – темп норма 4 -5 слогов в секунду)
3балла – незначительное отклонение от нормы (± 1 слог)
2балла – убыстренный темп (7 – 8 слогов в секунду), замедленный темп (2-3 слога в секунду);
1балл – очень быстрый темп (более 9слогов в секунду), очень медленный темп (1-2слога в секунду).
0баллов – из-за выраженных речевых нарушений допускает повторы слов, затрудняется в передачи слоговой структуры слов. В связи с этим не удается объективно произвести измерение темпа.
· Слушай внимательно и повторяй за мной в точно также.
- Весной тает снег и бегут ручьи. (нормальный темп)
- Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне?(быстрый темп)
- Самолет построим сами и помчимся над полями. (быстрый темп.)
- Улитка носит свой дом на спине. (медленный темп)
- на море во время шторма очень большие волны. (нормальный темп)
· Ты будешь читать стихотворение, как увидишь картинку с зайцем, читай быстро, а увидишь черепаху - читай медленно, увидишь ежа – читай нормально, спокойно. («Мой веселый звонкий мяч»)
Оценка.
4балла – повторил верно.
3балла – убыстрение, замедление темпа возможно после нескольких попыток.
2балла – темп изменяет незначительно
1балл – темп не может изменять, не управляет темпом.
0баллов – задание недоступно.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.