Дифференциация и индивидулизация обучения в начальной школе

  • doc
  • 23.12.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Дифференциация и индивидуализация учебного процесса в начальной школе.doc

Дифференциация и индивидуализация учебного процесса в начальной школе.

 

     Основная цель обучения – научить каждого ученика самостоятельно добывать знания, формировать навыки, самостоятельно выполнять практические задания. Известно, что каждый ученик усваивает знания в зависимости от своих умственных способностей, памяти, темперамента, навыков учебного труда. Так как уровень знаний и познавательных способностей не у всех одинаковый, то на уроке при коллективной форме работы необходим дифференцированный подход в подборе заданий,  при объяснении новой темы.

     Личностно-ориентированный подход – главная идея в программе гуманизации современного образования. Важным аспектом реализации этой стратегии является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся в педагогическом процессе, так как именно он предполагает раннее выявление склонностей и способностей детей, создание условий для развития личности.

     Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.

      Дифференцированное обучение – это: 1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких- либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа); 2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

      Дифференциация обучения – это: создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента; 2) комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.

      Принцип дифференциации обучения – положение, согласно которому педагогический процесс строится, как дифференцированный. Одним из основных видов дифференциации (разделения) является индивидуальное обучение.

       По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющим основу формирования гомогенных групп, различают дифференциацию:

                 -по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели,     разновозрастные группы);

                   -по полу (мужские, женские, смешанные классы, команды, школы);

                   -по уровню умственного развития (уровню достижений);

                   -по личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и др.)

                    -по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения, слуха, больничные классы).

       Важным аспектом является различное построение процесса обучения в выделенных группах. Таким образом, при дифференциации обучения осуществляю учет индивидуально-типологических особенностей личности в форме группировки учащихся и различное построение процесса обучения в выделенных группах.

      В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход и осуществляется более или менее разветвленная дифференциация. Поэтому сама технология дифференцированного обучения, как применение разнообразных методических средств, является включенной, проникающей технологией.

       Одна из выделяемых  по организационному уровню гомогенных групп – это внутренняя дифференциация.

        Дифференцированный подход в обучении младших школьников  рассматриваю, как  возможность индивидуализации в условиях одного класса. «Индивидуализация – это учет в обучении индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности в какой мере учитываются» (Унт И. Э.).

        Дифференцированные задания – это система упражнений, выполнение которых поможет глубоко и осознанно усвоить правило и выработать необходимый навык на его основе.

       Дифференцированные задания  к уроку я готовлю  заранее: записываю на доске, карточках, слайдах.

       В силу неравномерности развития, различия личностных качеств и других причин в классе есть и отличники, и хорошисты, и отстающие. Поэтому я организую уровневую дифференциацию работы этих учащихся на уроке, на всех его этапах: при предъявлении нового материала, закреплении и повторении, при контроле ЗУН.

     Николай Петрович Гузик выделил внутриклассную (внутрипредметную) дифференциацию.

     Выделяются три типа дифференцированных программ: «А», «В», «С», разной степени сложности.

    Дифференцированные программы предусматривают два важнейших аспекта:

а) обеспечение определенного уровня овладения знаниями, умениями и навыками (от репродуктивного до творческого);

б) обеспечение определенной степени самостоятельности детей в учении (от постоянной помощи со стороны учителя – работа по образцу, использую карточки – консультанты, инструктаж и т.д. до полной самостоятельности)

      Между программами (уровнями) «А», «Б», «С» существует строгая преемственность, каждой теме предоставлен обязательный минимум, который позволяет обеспечить неразрывную логику изложения и создать пусть неполную, но обязательно цельную картину основных представлений.

      Задания уровня «С» использую, как базовый стандарт. Они способствуют умению правильно применять изученное правило, и они должны быть посильны для выполнения каждому ученику. Выполняя их ученик овладевает конкретным материалом по предмету на уровне его воспроизведения. Работа по первичному усвоению материала на этом уровне имеет свои особенности. Она требует многократного его повторения, умения выделять смысловые группы, вычленять главное, знания приемов запоминания и т.д. Поэтому в содержании заданий уровня «С» ввожу инструктаж о том, как учить, на что обратить внимание, какой из этого следует вывод.

     Задания уровня «С» должен уметь выполнить каждый ученик, прежде чем приступить к работе по более сложной программе (а лучше сказать, на следующем уровне сложности).

     Уровень «В» обеспечивает овладение учащимися теми общими и специфическими приемами учебной и умственной деятельности, которые необходимы для решения задач на применение. Поэтому помимо конкретных знаний в эту программу ввожу дополнительные сведения, которые расширяют материал первого уровня, доказывают, иллюстрируют и конкретизируют основное знание. Этот уровень несколько увеличивает объем сведений, помогает глубже понять основной материал, делает общую картину более цельной.

     Выполнение программы «А» поднимает учащихся на уровень осознанного, творческого применения знаний. Эта программа предусматривает свободное владение фактическим материалом, приемами учебной работы и умственных действий. Она вводит ученика в суть проблем, которые можно решить на основе полученных в школе знаний, дает развивающие сведения, углубляющие материал, его логическое обоснование, открывающие перспективы творческого применения. Этот уровень позволяет ребенку проявить себя в дополнительной самостоятельной работе.

      Полное усвоение ориентировано на обязательные результаты обучения, дающие основу для такой организации учебного процесса, который позволяет вести обучение каждого ученика в зоне его ближайшего развития. Это необходимое условие для  развития учащегося.

      При организации разноуровневого обучения, я опираюсь на следующие правила:

     - не сравнивать детей друг с другом в отношении успехов в обучении;

     - сравнивать успехи обучения самого ребенка с собой;

     - поощрять даже самые незначительные успехи;

     - поощрять любые увлечения учащихся как в школе, так и вне ее;

     - не допускать в процессе обучения отрицательной мотивации.

    Успех в обучении во многом зависит от грамотной постановки целей. Планирование целей обучения для каждой группы я осуществляю в виде технологической карты, в которой выделены, с одной стороны, укрупненные единицы усвоения (факты, понятия), а с другой – способы действия, умения. В них то, что необходимо знать данной группе, отмечено крестиком, а соответствующие умения перечислены «лесенкой». Первая, самая длинная ступень « лесенки» относится к I, II и III группам в равной мере. Вторая, более короткая, касается только II и III групп, а третья только к III группе. Привожу пример «Технологической карты укрупненных единиц усвоения и способов действий, умений» по теме «Таблицы умножения и деления»

 

                  

Единицы усвоения

Знать

                           Уметь

I  II  III

I        II        III  

        II        III

      III

Табличное умножение и деление.

+  +  +

Решать примеры в одно действие (на уровне

                              автоматизированного навыка)

Название компонентов и связь между компонентами.

+ +  +

Применять при выполнении табличного деления.

                          Самостоятельно составлять

                                        примеры от данного.   

Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок.

+ +  +

Определять порядок выполнения действий в выражении и решать его.

                        Решать выражения вида: 36*(15-9)=6

                           (30-25)*9=45

                                                      Восстанавливать 

                                                      выражения вида:    

                                                           36*(15-…)=6

Увеличение числа в несколько раз и уменьшение числа в несколько раз.

+ +  +

Решать простые задачи на нахождении числа, которое больше или меньше данного в несколько раз, на кратное сравнение.

                         Решать составные задачи(в два

                         действия)

                                                         Решать составные

                                                         задачи в три

                                                          действия.

                                                         

Взаимосвязь между величинами (цена,количество, стоимость; масса 1пр., количество, общая масса)

+ +  +

 

Решать простые задачи.

                           Составлять обратные задачи.

                                                          Составлять и        

                                                           решать

                                                       составные

                                                       задачи.

 

 

 

 

 

                                                Литература.

1. Виноградова Н.Ф.  Проект «Начальная школа ХХI века»          2009

2. Журавлева Н.Т. Коллективные формы работы на уроках математики.//   Начальная школа. 2000 №5

3. Индивидуальные варианты развития младших школьников/ Под ред. Л.В. Занкова, М.В. Зверевой. 1973     

4. Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности, как педагогическая проблема.  1982                                                                  

5. Конев А.Н. Индивидуально – типологические особенности младших школьников, основа дифференцированного обучения. 1968

6. Тестов В.А., Уханова Л.Д. Развитие познавательных способностей у школьников в условиях уровневой дифференциации// Начальная школа 1999 №2

7. Прудаева В.Н., Абрамова Е.В. Уровневая дифференциация обучения. 1993

8. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. 1990.

9. Яковлева Е.В. Организация дифференцированного подхода в процессе усвоения знаний младшими школьниками.// Начальная школа 2004 №5

10. Е.В. Бунеева, О.В.Смирнова Методические рекомендации к урокам чтения.

11 Л.Г. Петерсон Математика.