Машковцева Е.Л.
Учитель-логопед
МБОУ СОШ №116 г. Челябинска
Технологическая карта занятия
Предмет: подгрупповое логопедическое занятие
Класс: 2 класс
Тема занятия: Дифференциация оптически сходных заглавных рукописных букв Е-З.
Тип урока (занятия): урок формирования умений и навыков.
Цель занятия: Формирование навыка различения и правильного написания графически сходных заглавных рукописных букв Е-З.
Планируемые результаты:
1. Личностные: Обучающийся получит возможность для формирования:
- способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
2. Метапредметные (УУД):
2.1 Познавательные: обучающийся научится:
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
2.2 Коммуникативные: обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
2.3 Регулятивные: обучающийся научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера допущенных ошибок.
3. Предметные: обучающийся научится:
- различать зрительные образы букв и графически правильно воспроизводить их;
- дифференцировать графически сходные заглавные рукописные буквы Е-З.
обучающийся получит возможность научиться:
- интонационно верно, с соблюдением пауз и логических ударений воспроизводить предложения и тексты.
Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный метод, метод взаимоконтроля; приемы - использование кинезиологических упражнений .
Используемые технологии: игровые, технологии сотрудничества.
Дидактический материал: карточки-задания.
Оборудование: экран, индивидуальные настольные зеркала, карточки-задания.
Способы
контроля предметных результатов обучения: текущее оценивание: оценивание любого
успешного действия.
Этапы урока (время, мин) |
Содержание и деятельность учителя-логопеда |
Деятельность учащихся |
Формируемые метапредметные результаты (УУД) |
Оргмомент |
- Здравствуйте, ребята! - Садитесь на свои места, приготовьтесь к занятию. -Какое у вас настроение? -Готовы заниматься? - Тогда давайте начнем работать! - Прежде чем начать наше занятие, предлагаю выполнить задание, помогающее сосредоточиться и настроиться на работу… (кинезиологическое упражнение: «Ухо - нос»). |
-Здравствуйте, Екатерина Леонидовна!
Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за левое ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, затем поменять положение рук «с точностью до наоборот» |
Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях. |
Артикуляционная гимнастика |
Улыбка – трубочка (чередование) Лопаточка – иголочка (чередование) Чашечка Качели Лошадка |
Выполняют артикуляционные упражнения. |
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: взаимный контроль в совместной деятельности. |
Сообщение темы |
Сегодня утром я получила по почте странную записку. Давайте попробуем ее прочитать. Еахватил Злену Премудрую. Емей Горыныч. - Как вы думаете, что не так в тексте этой записки? - Мне кажется тут перепутаны какие-то буквы. - Как же зовут героев занятия?
- Кто сможет правильно прочитать текст этой записки?
- Почему Горыныч перепутал заглавные буквы Е и З? - Чем отличаются эти буквы?
|
Читают текст записки и отвечают на поставленные вопросы.
-Ошибки в тексте записки. -Перепутаны заглавные письменные буквы Е и З
- Змей Горыныч, Елена Премудрая. «Захватил Елену Премудрую! Змей Горыныч.»
- Потому, что буквы похожи. - Они направлены в разные стороны. - Буква Е –гласная. -Буква З - согласная |
Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся.
|
Развитие пространственных представлений. Уточнение правильного написания букв занятия. |
Заглавная буква Е направлена вправо Заглавная буква З направлена влево
-Чтобы помочь Елене Премудрой, мы отправляемся в сказочный город, в этом путешествии нам поможет «Цветик – семицветик». На его лепестках загаданы имена наших помощников. Назовите цвета лепестков. -Синий лепесток сорвет тот, чье имя начинается с согласной К. (На обратной стороне лепестка загадка. Вымолвил словечко-покатилась печка, Прямо из деревни к царю и царевне. И за что, не знаю, повезло лентяю. (Изображение ЕМЕЛИ). -Вместе с Емелей попробуем выполнить первое задание. Букву З везде подчеркнуть, букву Е обвести в кружок
|
Рассматривают изображение букв на слайде, анализируют направление.
На доске появляется карта города
-Называют цвета
Отгадывают загадку
Выполняют задание |
Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов; Познавательные: умение осуществлять сравнение по заданным критериям. |
Развитие пространственных представлений, формирование межполушарного взаимодействия. |
- Двигаемся дальше по сказочной стране, Желтый лепесток сорвет тот ученик, чья фамилия начинается с гласной И, а заканчивается согласной Н. (Назвать имя сказочного героя – девушки с золотыми волосами)
-Златовласка перенесла нас в зеркальный город. Посмотрите, наши буквы будто бы в зеркале отразились.
Назовите буквы: - в левом верхнем квадрате, - в правом верхнем квадрате. -Напишите эти зеркальные буквы на песке двумя руками одновременно. -Какую букву будем писать левой рукой? ... правой рукой? - Посмотрите на буквы в нижних квадратах. Прочитайте их по порядку, слева направо. - Напишите эти буквы зеркально двумя руками. |
Читает задание на обратной стороне лепестка. На доске выставляется изображение Златовласки
- В левом верхнем квадрате заглавные буквы Е. - В правом верхнем квадрате заглавные буквы З. - Левой рукой напишем заглавные буквы Е. - Правой рукой напишем заглавные буквы З.
- Е, З, З, Е. |
Познавательные: умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Развитие навыков звуко-слогового анализа и синтеза |
- Двигаемся дальше по сказочной стране. Оранжевый лепесток сорвет тот ученик, в имени которого вторая буква и последняя буква А Задание: решите грамматический пример и узнайте имя следующего сказочного героя Знак – к + й + ка = -Отгадайте слова кроссворда и узнайте, что изучает Знайка
|
Читает задание на обратной стороне лепестка
-Знайка
Разгадывают кроссворд |
Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные: умение осуществлять синтез как составление целого из частей. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Развитие грамматического строя речи. |
-Двигаемся дальше по сказочной стране. Красный лепесток сорвет тот, чье имя начинается с согласной К, а фамилия начинается с согласной Н. Задание: с помощью следов отгадать имя сказочного героя. З О А У Л К Ш -Переставьте следы с буквами, прочтите имя. -Золушка подготовила нам ребус - Соедините слова из правого и левого столбика так, что бы получились верные словосочетания. Подумайте, какие окончания нужно добавить к словам, чтобы словосочетания звучали правильно? -Запишите словосочетания в тетрадь |
-Золушка
Знайка умный Емеля веселый Золушка добрая Елена мудрая |
Познавательные: осознанное построение речевого высказывания в устной форме.
Коммуникативные: умение слушать и поддерживать диалог; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; взаимный контроль в совместной деятельности. |
Физминутка |
- Мы работали, устали. Дружно из-за парт все встали. Это правая рука, Это левая рука. Раз-два, раз-два… Справа шумная дубрава, Слева быстрая река. Раз-два, раз-два… Обернулись мы и вот - Стало все наоборот. Слева шумная дубрава, Справа быстрая река. Неужели стала правой Моя левая рука? |
Выполняют движения по тексту. На счет «Раз-два, раз-два…» Выполняют кинезиологическое упражнение «Лезгинка» со сменой рук. |
Личностные: знание основных моральных норм (справедливое распределение места, взаимопомощь, естественность). Коммуникативные: уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. |
Дифференциация букв в предложениях. Развитие связной речи. |
- Двигаемся дальше. Фиолетовый лепесток сорвет тот, чье имя начинается с согласной М. На обратной стороне лепестка задание: с помощью ключа прочитайте имя сказочного героя (изображение Елисея
- Царевич Елисей заметил, что Змей Горыныч, пролетая, разрушил камень с древними пословицами. Давайте попробуем их восстановить За двумя … погонишься, ни одного не поймаешь. … дорожкой бежит, а Незнайка на печке лежит . |
Учащиеся вспоминают пословицы, записывают их в тетрадь, объясняя написание заглавных букв Е и З. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. Знайка дорожкой бежит, а Незнайка на печке лежит.
|
Познавательные: умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, умение устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: умение слушать собеседника, развивать навыки сотрудничества со взрослыми в различных социальных ситуациях.
|
Закрепление полученных знаний. Подведение итогов занятия. |
- Ну вот и добрались мы до пещеры Змея Горыныча! Все сказки заканчиваются хорошо и наша не исключение. Мы с вами спасли Елену Премудрую да и Змей Горыныч в этой сказке оказался не очень плохим. А мы с вами - большие молодцы, что сумели пройти такой длинный путь! - Давайте вспомним, - С какими буквами мы работали? - Что о написании этих букв мы должны запомнить?
|
- С заглавными письменными буквами Е и З.
- Буква Е – смотрит вправо (вперед), буква З – влево (задом наперед). |
Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; умение осуществлять сравнение по заданным критериям; Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
|
Рефлексия. |
-Какое задание показалось вам самым трудным? -Какое задание понравилось больше всего? -Большое спасибо всем за хорошую работу на занятии! |
Отвечают на вопросы учителя-логопеда. |
Личностные: развитие «Я-концепции» и самооценки личности. Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя; уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.