Дифференциация оптически сходных заглавных рукописных букв Е-З
Оценка 4.8

Дифференциация оптически сходных заглавных рукописных букв Е-З

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
дефектология +1
7 кл—8 кл
21.04.2023
Дифференциация оптически сходных заглавных рукописных букв Е-З
Технологическая карта открытого логопедического занятия на тему: "Дифференциация оптически сходных заглавных рукописных букв Е-З". Для учащихся 2 классов.
1 Машковцеа_ТЕХ,КАРТА Е-З.docx

Машковцева Е.Л.

Учитель-логопед

МБОУ СОШ №116 г. Челябинска

 

Технологическая карта занятия

 

Предмет: подгрупповое логопедическое занятие

Класс: 2 класс

Тема занятия: Дифференциация оптически сходных заглавных рукописных букв Е-З.

Тип урока (занятия): урок формирования умений и навыков.

Цель занятия: Формирование навыка различения и правильного написания графически сходных заглавных рукописных букв Е-З.

Планируемые результаты:

1. Личностные: Обучающийся получит возможность для формирования:

-       способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

-       этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

2. Метапредметные (УУД):

2.1 Познавательные: обучающийся научится:

-       осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

2.2 Коммуникативные: обучающийся получит возможность научиться:

-       учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

2.3 Регулятивные: обучающийся научится:

-       планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

-       вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе  оценки и учёта характера допущенных ошибок.

3. Предметные: обучающийся научится:

-       различать зрительные образы букв и графически правильно воспроизводить их;

-       дифференцировать графически сходные заглавные рукописные буквы Е-З.

                                  обучающийся получит возможность научиться:

-       интонационно верно, с соблюдением пауз и логических ударений воспроизводить предложения и тексты.

 

 

Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный метод, метод взаимоконтроля; приемы - использование кинезиологических упражнений .

Используемые технологии: игровые, технологии сотрудничества.

Дидактический материал: карточки-задания.

Оборудование: экран, индивидуальные настольные зеркала, карточки-задания.

Способы контроля предметных результатов обучения: текущее оценивание: оценивание любого успешного действия.

Этапы урока (время, мин)

Содержание и деятельность учителя-логопеда

Деятельность учащихся

Формируемые метапредметные результаты (УУД)

Оргмомент

- Здравствуйте,  ребята!

- Садитесь на свои места, приготовьтесь к занятию.

-Какое у вас настроение?

-Готовы заниматься?

- Тогда давайте начнем работать!

- Прежде чем начать наше занятие, предлагаю выполнить задание, помогающее сосредоточиться и настроиться на работу…

(кинезиологическое упражнение: «Ухо - нос»).

-Здравствуйте, Екатерина Леонидовна!

 

 

 

 

Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за левое ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, затем поменять положение рук «с точностью до наоборот»

Коммуникативные:

адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Личностные:

ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

Артикуляционная  гимнастика

Улыбка – трубочка (чередование)

Лопаточка – иголочка (чередование)

Чашечка

Качели

Лошадка

Выполняют артикуляционные упражнения.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: взаимный контроль в совместной деятельности.

Сообщение темы

Сегодня утром я получила по почте странную записку. Давайте попробуем ее прочитать.

Еахватил Злену

Премудрую.

            Емей Горыныч.

- Как вы думаете, что не так в тексте этой записки?

- Мне кажется тут перепутаны какие-то буквы.

- Как же зовут героев занятия?

 

- Кто сможет правильно прочитать текст этой записки?

 

- Почему Горыныч перепутал заглавные буквы Е и З?

- Чем отличаются эти буквы?

 

 

 

 

 

 

Читают текст записки и отвечают на поставленные вопросы.

 

 

-Ошибки в тексте записки.

-Перепутаны заглавные письменные буквы Е и З

 

- Змей Горыныч, Елена Премудрая.

«Захватил Елену Премудрую! Змей Горыныч.»

 

- Потому, что буквы похожи.

- Они направлены в разные стороны.

- Буква Е –гласная.

-Буква З - согласная

Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся.

 

 

 

Развитие пространственных представлений.

Уточнение правильного написания букв занятия.

Заглавная буква Е направлена вправо

Заглавная буква З направлена влево

 

 -Чтобы помочь Елене Премудрой, мы отправляемся в сказочный город,  в этом путешествии нам поможет «Цветик – семицветик». На его лепестках загаданы имена наших помощников. Назовите цвета лепестков.

-Синий лепесток сорвет тот, чье имя начинается с согласной К.

(На обратной стороне лепестка загадка. Вымолвил словечко-покатилась печка,

Прямо из деревни к царю и царевне.

И за что, не знаю, повезло лентяю. (Изображение ЕМЕЛИ).

-Вместе с Емелей попробуем выполнить первое задание.

Букву З везде подчеркнуть, букву Е обвести в кружок

Рассматривают изображение букв на слайде, анализируют направление.

 

 

 

 

На доске появляется карта города

 

 

 

 

-Называют цвета

 

 

 

 

 

 

Отгадывают загадку

 

 

 

 

Выполняют задание

Личностные:

развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

Познавательные: умение осуществлять сравнение  по заданным критериям.

Развитие пространственных представлений, формирование межполушарного взаимодействия.

- Двигаемся дальше по сказочной стране, Желтый лепесток сорвет тот ученик, чья фамилия начинается с гласной И, а заканчивается согласной Н. (Назвать имя сказочного героя – девушки с золотыми волосами)

 

-Златовласка перенесла нас в зеркальный город. Посмотрите, наши буквы будто бы в зеркале отразились.

Назовите буквы:

- в левом верхнем квадрате,

- в правом верхнем квадрате.

-Напишите эти зеркальные буквы на песке двумя руками одновременно.

-Какую букву будем писать левой рукой?   ... правой рукой?

- Посмотрите на буквы в нижних квадратах. Прочитайте их по порядку, слева направо.

- Напишите эти буквы зеркально двумя руками.

 

 

 

Читает задание на обратной стороне лепестка.

На доске выставляется изображение Златовласки

 

 

 

 

 

 

 

- В левом верхнем квадрате заглавные буквы Е.

- В правом верхнем квадрате заглавные буквы З.

- Левой рукой напишем  заглавные буквы Е.

- Правой рукой напишем  заглавные буквы З.

 

 

- Е, З, З, Е.

Познавательные:

умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

 

Регулятивные:

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера  сделанных ошибок.

 

Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование.

 

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Развитие навыков звуко-слогового анализа и синтеза

- Двигаемся дальше по сказочной стране. Оранжевый лепесток сорвет тот ученик, в имени которого вторая буква и последняя буква А

Задание: решите грамматический пример и узнайте имя следующего сказочного героя

Знак – к + й + ка =

-Отгадайте слова кроссворда и узнайте, что изучает Знайка

 

 

 

 

Читает задание на обратной стороне лепестка

 

 

-Знайка

 

Разгадывают кроссворд

Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

 

Познавательные: умение осуществлять синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Развитие грамматического строя речи.

-Двигаемся дальше по сказочной стране. Красный лепесток сорвет тот, чье имя начинается с согласной К, а  фамилия начинается с согласной Н.

Задание: с помощью следов отгадать имя сказочного героя.

З О А У Л  К Ш

-Переставьте следы с буквами, прочтите имя.

-Золушка подготовила нам ребус

- Соедините слова из правого и левого столбика так, что бы получились верные словосочетания. Подумайте, какие окончания нужно добавить к словам, чтобы словосочетания звучали правильно?

-Запишите словосочетания в тетрадь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Золушка

 

 

 

 

 

 

 

Знайка      умный

Емеля        веселый

Золушка    добрая

Елена         мудрая

Познавательные: осознанное  построение речевого высказывания в устной форме.

 

Коммуникативные: умение слушать и поддерживать диалог; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; взаимный контроль в совместной деятельности.

Физминутка

- Мы работали, устали. Дружно из-за парт все встали. 

Это правая рука,

Это левая рука.

Раз-два, раз-два…

Справа шумная дубрава,

Слева быстрая река.

Раз-два, раз-два…

Обернулись мы и вот -

Стало все наоборот.

Слева шумная дубрава,

Справа быстрая река.

Неужели стала правой

Моя левая рука?

 

 

 

 

 

Выполняют движения по тексту.

На счет  «Раз-два, раз-два…»

Выполняют кинезиологическое упражнение  «Лезгинка» со сменой рук.

Личностные: знание основных    моральных норм (справедливое распределение места, взаимопомощь, естественность).

Коммуникативные: уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Дифференциация букв в предложениях. Развитие связной речи.

- Двигаемся дальше. Фиолетовый лепесток сорвет тот, чье имя начинается с согласной М.

На обратной стороне лепестка задание: с помощью ключа прочитайте имя сказочного героя

(изображение Елисея

 

- Царевич Елисей заметил, что Змей Горыныч,  пролетая, разрушил камень с древними пословицами. Давайте попробуем их восстановить

За двумя … погонишься, ни одного не поймаешь.

…  дорожкой бежит, а Незнайка на печке лежит .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся вспоминают пословицы, записывают их в тетрадь, объясняя написание заглавных букв Е и З.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Знайка дорожкой бежит, а Незнайка на печке лежит.

 

Познавательные: умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, умение устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: умение слушать собеседника, развивать навыки сотрудничества со взрослыми в различных социальных ситуациях.

 

Закрепление полученных знаний.

Подведение итогов занятия.

- Ну вот и добрались мы до пещеры Змея Горыныча! Все сказки заканчиваются хорошо и наша не исключение. Мы с вами спасли Елену Премудрую да и Змей Горыныч в этой сказке оказался не очень плохим.  А мы с вами - большие молодцы, что сумели пройти такой длинный путь!

- Давайте вспомним,

- С какими буквами мы работали?

- Что о написании этих букв мы должны запомнить?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- С заглавными письменными буквами Е и З.

 

- Буква Е – смотрит вправо (вперед), буква З – влево (задом наперед).

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; умение осуществлять сравнение по заданным критериям;

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 

 

Рефлексия.

-Какое задание показалось вам самым трудным?

-Какое задание понравилось больше всего?

-Большое спасибо всем за хорошую работу на занятии!

 

Отвечают на вопросы учителя-логопеда.

Личностные: развитие

«Я-концепции» и самооценки личности.

Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя; уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

 


 

Машковцева Е.Л. Учитель-логопед

Машковцева Е.Л. Учитель-логопед

Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный метод, метод взаимоконтроля; приемы - использование кинезиологических упражнений

Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный метод, метод взаимоконтроля; приемы - использование кинезиологических упражнений

Этапы урока (время, мин)Содержание и деятельность учителя-логопедаДеятельность учащихсяФормируемые метапредметные результаты (УУД)

Этапы урока (время, мин)Содержание и деятельность учителя-логопедаДеятельность учащихсяФормируемые метапредметные результаты (УУД)

Кто сможет правильно прочитать текст этой записки? -

Кто сможет правильно прочитать текст этой записки? -

Букву З везде подчеркнуть, букву

Букву З везде подчеркнуть, букву

Какую букву будем писать левой рукой?

Какую букву будем писать левой рукой?

Запишите словосочетания в тетрадь -Золушка

Запишите словосочетания в тетрадь -Золушка

За двумя … погонишься, ни одного не поймаешь

За двумя … погонишься, ни одного не поймаешь
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2023