Дифференциация звуков [Б] – [П] в слогах, словах, предложениях.

  • docx
  • 26.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Разработка логопедического занятия.docx

Разработка логопедического занятия для 1 класса

Тема: Дифференциация звуков [Б] – [П] в слогах, словах, предложениях.

Категория учащихся: 1 класс с общим недоразвитием речи (ОНР) или фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН).

Цели занятия:

  • Коррекционно-образовательные:
    • Формировать акустико-артикуляционные образы звуков [Б] и [П].
    • Уточнять произношение звуков [Б] и [П] в изолированном положении, слогах, словах.
    • Учить дифференцировать звуки [Б] и [П] на слух и в произношении (в слогах, словах, предложениях).
    • Обогащать словарный запас учащихся.
  • Коррекционно-развивающие:
    • Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.
    • Развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание.
    • Развивать зрительное, слуховое внимание и память.
    • Развивать общую и мелкую моторику.
    • Развивать грамматический строй речи (согласование, падежи).
    • Развивать связную речь.
  • Коррекционно-воспитательные:
    • Воспитывать активность, усидчивость, самоконтроль.
    • Формировать положительную мотивацию к логопедическим занятиям.

Оборудование:

  • Зеркала индивидуальные.
  • Символы звуков: синий квадрат с колокольчиком (Б), синий квадрат без колокольчика (П).
  • Буквы Б, П.
  • Схемы артикуляции звуков [Б], [П] (если есть).
  • Предметные картинки, содержащие звуки [Б] и [П] в разных позициях (начало, середина, конец слова), например: баран, бабочка, булка, бочка, бусы, барабан; палка, пуговица, пила, перо, паук, парус, портфель.
  • Набор для составления слов (буквы).
  • Слоговые таблицы (ба-па, бу-пу, бы-пы).
  • «Волшебные мешочки» или коробочки для сортировки картинок.
  • Карточки с заданиями для индивидуальной работы.
  • Фишки (синие и красные, или синие и зеленые).

Ход занятия

I. Организационный момент (2-3 мин) – "Наши друзья звуки"

  • Логопед: "Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на занятие придут два очень похожих звука. Они такие озорные, что постоянно путаются, и нам нужно будет помочь им найти свои места. Приготовьтесь к интересным заданиям!"
  • (Проверка готовности к занятию: ровная осанка, руки на столе, внимание на логопеде).

II. Артикуляционная гимнастика (5 мин) – "Разбудим язычок и губы"

  • Логопед: "Чтобы наши язычки и губки хорошо работали и не путали звуки, сделаем зарядку."
    • "Улыбка-Трубочка": Губы в улыбке – губы трубочкой (5-6 раз).
    • "Лопатка": Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе (5-6 сек).
    • "Чашечка": Широкий язык с приподнятыми краями укладываем на нижнюю губу (5-6 сек).
    • "Почистим зубки": Широким кончиком языка "чистим" верхние и нижние зубы изнутри (по 5-6 раз).
    • "Вкусное варенье": Широким языком облизать верхнюю губу сверху вниз (5-6 раз).
  • Логопед: "Молодцы! Наши губки и язычки готовы к работе."

III. Развитие фонематического слуха (5-7 мин) – "Услышь звук"

  • Логопед: "Сейчас будем учиться слышать наши звуки. Когда услышите звук [Б], хлопните в ладоши. Когда услышите звук [П], поднимите руки вверх."
    • Игра "Поймай звук":
      • Изолированные звуки: [Б], [П], [М], [Б], [Т], [П], [Д], [Б], [П], [Н].
      • Слоги: БА, ПА, МО, БУ, ПУ, ТУ, БЫ, ПЫ, НО.
      • Слова (с выделением звуков): [Б]ал, [П]арк, [Б]ок, [П]ол, [Б]ык, [П]ух, [Б]инокль, [П]ирог.
  • Логопед: "Отлично! Ушки у нас острые, все звуки слышат."

IV. Знакомство со звуками [Б] и [П]. Сравнительная характеристика (7-10 мин) – "Гномики Б и П"

  • Логопед: "Ребята, а вот и наши герои – Гномик Б (показывает символ звука [Б] – синий квадрат с колокольчиком) и Гномик П (показывает символ звука [П] – синий квадрат без колокольчика). Они очень похожи, но у них есть один секрет!"
  • 1. Артикуляция (перед зеркалами):
    • Звук [П]: "Произнесите [П] перед зеркалом. Что делают губы? (Смыкаются). Что происходит с воздухом? (Выходит толчком). А горлышко спит или дрожит? (Спит, нет вибрации). Это глухой звук, наш Гномик П очень тихий, он любит шептать. Воздух выходит без голоса."
      • (Дети прикладывают руку к горлу, затем к губам, чувствуют выдох. Символ – синий квадрат без колокольчика, буква П).
    • Звук [Б]: "А теперь произнесите [Б]. Что делают губы? (Смыкаются). Что происходит с воздухом? (Выходит толчком). А горлышко? (Дрожит!)."
      • (Дети прикладывают руку к горлу, чувствуют вибрацию). "Это звонкий звук, наш Гномик Б любит кричать, у него в горлышке колокольчик звенит! Воздух выходит с голосом."
      • (Символ – синий квадрат с колокольчиком, буква Б).
  • 2. Сравнение:
    • Логопед: "Что общего у звуков [Б] и [П]? (Губы смыкаются, воздух выходит толчком). Чем они отличаются? (Звук [Б] – звонкий, есть голос, горлышко дрожит. Звук [П] – глухой, нет голоса, горлышко спит)."
  • 3. Игры с символами:
    • "Покажи символ звонкого/глухого звука."
    • "Произнеси [Б]/[П] и покажи соответствующий символ."

V. Дифференциация звуков [Б] и [П] в слогах (7-10 мин) – "Поезд едет по рельсам"

  • Логопед: "Наши гномики Б и П решили прокатиться на поезде. Но чтобы поезд ехал, нам нужно правильно произносить слоги."
  • 1. Чтение слоговых рядов с противопоставлением:
    • БА – ПА – БА – ПА (с использованием фишек: синяя – Б, красная – П)
    • БУ – ПУ – БУ – ПУ
    • БЫ – ПЫ – БЫ – ПЫ
    • БЕ – ПЕ – БЕ – ПЕ
    • БЯ – ПЯ – БЯ – ПЯ
  • 2. Чтение слоговых дорожек:
    • АБ – АП – АБ – АП
    • ОБ – ОП – ОБ – ОП
    • УБ – УП – УБ – УП
    • ИБ – ИП – ИБ – ИП
  • 3. Повторение за логопедом, затем самостоятельное чтение.
  • Логопед: "Отлично! Поезд едет плавно и без остановок, потому что мы не путаем наши звуки."

VI. Дифференциация звуков [Б] и [П] в словах (10-12 мин) – "Разложи по домикам"

  • Логопед: "Наши гномики Б и П построили себе домики. У Гномика Б (показывает символ) домик с колокольчиком, а у Гномика П (показывает символ) домик без колокольчика."
  • 1. Игра "Разложи картинки":
    • На столе лежат предметные картинки. Дети берут по одной, четко произносят слово, определяют, какой звук [Б] или [П] есть в слове, и кладут картинку в соответствующий "домик" (коробочку или на поле со символом).
    • Примеры слов: баран, бусы, букет, бочка, бублик, бананы, барабан, бабочка, белый, батон; палка, пуговица, пила, перо, паук, парус, портфель, пакет, пачка, пальто.
    • (Индивидуальная работа с проговариванием и контролем артикуляции).
  • 2. Игра "Скажи наоборот" (Антонимы):
    • Логопед: "Я скажу слово, а вы попробуйте подобрать к нему слово с противоположным значением, чтобы в нем был звук [Б] или [П]."
    • Белый – черный (или глубокий – мелкий)
    • Большой – маленький
    • Покупать – продавать
    • Быстрый – медленный
  • 3. Игра "Один – много":
    • Логопед: "Скажите, как будет, если этого предмета много."
    • Барабан – барабаны
    • Булка – булки
    • Пуговица – пуговицы
    • Пальто – пальто (не изменяется)

Физкультминутка (2 мин) – "Звуковые движения"

  • Логопед: "Встанем, разомнемся! Когда услышите слово со звуком [Б], подпрыгните. Когда услышите слово со звуком [П], присядьте."
    • Букет, пакет, батон, палка, пирог, баран, перо, бусы, парус, бочка.

VII. Дифференциация звуков [Б] и [П] в предложениях (7-10 мин) – "Составляем истории"

  • Логопед: "Наши гномики Б и П очень любят слушать истории. Давайте составим для них предложения."
  • 1. Работа с предложениями:
    • Логопед: "Послушайте предложения. Повторите. Найдите слова со звуками [Б] и [П]. Покажите нужный символ."
      • Папа купил булку.
      • Боря поливает подсолнух.
      • Бабушка печет пироги.
      • По полю бежит барашек.
      • На подоконнике стоит бальзам.
  • 2. Игра "Закончи предложение":
    • Логопед: "Я начну предложение, а вы его закончите, используя слово со звуком [Б] или [П]."
      • На дереве сидит... (птица)
      • Мы едим вкусный... (суп/пирог)
      • Девочка купила новый... (бантик/портфель)
      • У Бори есть футбольный... (мяч)
  • 3. Составление предложений по картинкам:
    • (Логопед выставляет 2-3 картинки, содержащие звуки [Б] и [П], например: бабочка, цветок, пчела или булка, масло, хлеб).
    • Логопед: "Составьте небольшой рассказ или 2-3 предложения, используя слова с нашими звуками."
    • (Дети составляют, логопед корректирует, помогает).

VIII. Итог занятия. Рефлексия (3 мин) – "Что узнали гномики?"

  • Логопед: "Вот и подошло к концу наше путешествие с гномиками Б и П. Мы им очень помогли!"
    • "Какие звуки мы сегодня учились различать? ([Б] и [П])"
    • "Чем отличается звук [Б] от звука [П]? (Звук [Б] – звонкий, с голосом, горлышко дрожит. Звук [П] – глухой, без голоса, горлышко спит)."
    • "Что было самым интересным? А самым трудным?"
  • Оценка работы: "Вы сегодня очень хорошо потрудились! Все старались. Молодцы! Гномики Б и П благодарят вас за помощь и прощаются до следующего раза."
  • (Поощрение детей наклейками, смайликами или словесной похвалой).