Разработка логопедического занятия
для 1 класса
Тема: Дифференциация
звуков [Б] – [П] в слогах, словах, предложениях.
Категория учащихся: 1
класс с общим недоразвитием речи (ОНР) или фонетико-фонематическим
недоразвитием (ФФН).
Цели занятия:
- Коррекционно-образовательные:
- Формировать
акустико-артикуляционные образы звуков [Б] и [П].
- Уточнять
произношение звуков [Б] и [П] в изолированном положении, слогах, словах.
- Учить
дифференцировать звуки [Б] и [П] на слух и в произношении (в слогах,
словах, предложениях).
- Обогащать
словарный запас учащихся.
- Коррекционно-развивающие:
- Развивать
фонематический слух и фонематическое восприятие.
- Развивать
артикуляционную моторику, речевое дыхание.
- Развивать
зрительное, слуховое внимание и память.
- Развивать общую и
мелкую моторику.
- Развивать
грамматический строй речи (согласование, падежи).
- Развивать связную
речь.
- Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать
активность, усидчивость, самоконтроль.
- Формировать
положительную мотивацию к логопедическим занятиям.
Оборудование:
- Зеркала
индивидуальные.
- Символы звуков:
синий квадрат с колокольчиком (Б), синий квадрат без колокольчика (П).
- Буквы Б, П.
- Схемы артикуляции
звуков [Б], [П] (если есть).
- Предметные
картинки, содержащие звуки [Б] и [П] в разных позициях (начало, середина,
конец слова), например: баран, бабочка, булка, бочка, бусы,
барабан; палка, пуговица, пила, перо, паук, парус, портфель.
- Набор для
составления слов (буквы).
- Слоговые таблицы
(ба-па, бу-пу, бы-пы).
- «Волшебные
мешочки» или коробочки для сортировки картинок.
- Карточки с
заданиями для индивидуальной работы.
- Фишки (синие и
красные, или синие и зеленые).
Ход занятия
I. Организационный момент (2-3 мин)
– "Наши друзья звуки"
- Логопед: "Здравствуйте,
ребята! Сегодня к нам на занятие придут два очень похожих звука. Они такие
озорные, что постоянно путаются, и нам нужно будет помочь им найти свои
места. Приготовьтесь к интересным заданиям!"
- (Проверка
готовности к занятию: ровная осанка, руки на столе, внимание на логопеде).
II. Артикуляционная гимнастика (5 мин)
– "Разбудим язычок и губы"
- Логопед: "Чтобы
наши язычки и губки хорошо работали и не путали звуки, сделаем
зарядку."
- "Улыбка-Трубочка": Губы в улыбке –
губы трубочкой (5-6 раз).
- "Лопатка": Широкий,
расслабленный язык лежит на нижней губе (5-6 сек).
- "Чашечка": Широкий язык с
приподнятыми краями укладываем на нижнюю губу (5-6 сек).
- "Почистим
зубки":
Широким кончиком языка "чистим" верхние и нижние зубы изнутри
(по 5-6 раз).
- "Вкусное
варенье":
Широким языком облизать верхнюю губу сверху вниз (5-6 раз).
- Логопед: "Молодцы!
Наши губки и язычки готовы к работе."
III. Развитие фонематического слуха
(5-7 мин) – "Услышь звук"
- Логопед: "Сейчас
будем учиться слышать наши звуки. Когда услышите звук [Б], хлопните в
ладоши. Когда услышите звук [П], поднимите руки вверх."
- Игра "Поймай
звук":
- Изолированные
звуки: [Б], [П], [М], [Б], [Т], [П], [Д], [Б], [П], [Н].
- Слоги: БА, ПА,
МО, БУ, ПУ, ТУ, БЫ, ПЫ, НО.
- Слова (с
выделением звуков): [Б]ал, [П]арк, [Б]ок, [П]ол, [Б]ык, [П]ух,
[Б]инокль, [П]ирог.
- Логопед: "Отлично!
Ушки у нас острые, все звуки слышат."
IV. Знакомство со звуками [Б] и
[П]. Сравнительная характеристика (7-10 мин) – "Гномики Б и П"
- Логопед: "Ребята,
а вот и наши герои – Гномик Б (показывает символ звука [Б] – синий квадрат
с колокольчиком) и Гномик П (показывает символ звука [П] – синий квадрат
без колокольчика). Они очень похожи, но у них есть один секрет!"
- 1. Артикуляция
(перед зеркалами):
- Звук [П]: "Произнесите
[П] перед зеркалом. Что делают губы? (Смыкаются). Что происходит с
воздухом? (Выходит толчком). А горлышко спит или дрожит? (Спит, нет
вибрации). Это глухой звук, наш Гномик П очень тихий, он любит шептать.
Воздух выходит без голоса."
- (Дети прикладывают
руку к горлу, затем к губам, чувствуют выдох. Символ – синий квадрат без
колокольчика, буква П).
- Звук [Б]: "А
теперь произнесите [Б]. Что делают губы? (Смыкаются). Что происходит с
воздухом? (Выходит толчком). А горлышко? (Дрожит!)."
- (Дети прикладывают
руку к горлу, чувствуют вибрацию). "Это звонкий звук, наш Гномик Б
любит кричать, у него в горлышке колокольчик звенит! Воздух выходит с
голосом."
- (Символ – синий
квадрат с колокольчиком, буква Б).
- 2. Сравнение:
- Логопед: "Что
общего у звуков [Б] и [П]? (Губы смыкаются, воздух выходит толчком). Чем
они отличаются? (Звук [Б] – звонкий, есть голос, горлышко дрожит. Звук
[П] – глухой, нет голоса, горлышко спит)."
- 3. Игры с
символами:
- "Покажи
символ звонкого/глухого звука."
- "Произнеси
[Б]/[П] и покажи соответствующий символ."
V. Дифференциация звуков [Б] и [П]
в слогах (7-10 мин) – "Поезд едет по рельсам"
- Логопед: "Наши
гномики Б и П решили прокатиться на поезде. Но чтобы поезд ехал, нам нужно
правильно произносить слоги."
- 1. Чтение слоговых
рядов с противопоставлением:
- БА – ПА – БА – ПА
(с использованием фишек: синяя – Б, красная – П)
- БУ – ПУ – БУ – ПУ
- БЫ – ПЫ – БЫ – ПЫ
- БЕ – ПЕ – БЕ – ПЕ
- БЯ – ПЯ – БЯ – ПЯ
- 2. Чтение слоговых
дорожек:
- АБ – АП – АБ – АП
- ОБ – ОП – ОБ – ОП
- УБ – УП – УБ – УП
- ИБ – ИП – ИБ – ИП
- 3. Повторение за
логопедом, затем самостоятельное чтение.
- Логопед: "Отлично!
Поезд едет плавно и без остановок, потому что мы не путаем наши
звуки."
VI. Дифференциация звуков [Б] и [П]
в словах (10-12 мин) – "Разложи по домикам"
- Логопед: "Наши
гномики Б и П построили себе домики. У Гномика Б (показывает символ) домик
с колокольчиком, а у Гномика П (показывает символ) домик без
колокольчика."
- 1. Игра
"Разложи картинки":
- На столе лежат
предметные картинки. Дети берут по одной, четко произносят слово,
определяют, какой звук [Б] или [П] есть в слове, и кладут картинку в
соответствующий "домик" (коробочку или на поле со символом).
- Примеры
слов: баран, бусы, букет, бочка, бублик, бананы, барабан,
бабочка, белый, батон; палка, пуговица, пила, перо, паук, парус, портфель,
пакет, пачка, пальто.
- (Индивидуальная
работа с проговариванием и контролем артикуляции).
- 2. Игра
"Скажи наоборот" (Антонимы):
- Логопед: "Я
скажу слово, а вы попробуйте подобрать к нему слово с противоположным
значением, чтобы в нем был звук [Б] или [П]."
- Белый – черный (или глубокий –
мелкий)
- Большой – маленький
- Покупать – продавать
- Быстрый – медленный
- 3. Игра "Один
– много":
- Логопед: "Скажите,
как будет, если этого предмета много."
- Барабан –
барабаны
- Булка – булки
- Пуговица –
пуговицы
- Пальто – пальто (не
изменяется)
Физкультминутка (2 мин) –
"Звуковые движения"
- Логопед: "Встанем,
разомнемся! Когда услышите слово со звуком [Б], подпрыгните. Когда
услышите слово со звуком [П], присядьте."
- Букет, пакет,
батон, палка, пирог, баран, перо, бусы, парус, бочка.
VII. Дифференциация звуков [Б] и
[П] в предложениях (7-10 мин) – "Составляем истории"
- Логопед: "Наши
гномики Б и П очень любят слушать истории. Давайте составим для них
предложения."
- 1. Работа с
предложениями:
- Логопед: "Послушайте
предложения. Повторите. Найдите слова со звуками [Б] и [П]. Покажите
нужный символ."
- Папа купил
булку.
- Боря поливает
подсолнух.
- Бабушка печет
пироги.
- По полю бежит
барашек.
- На подоконнике
стоит бальзам.
- 2. Игра
"Закончи предложение":
- Логопед: "Я
начну предложение, а вы его закончите, используя слово со звуком [Б] или
[П]."
- На дереве
сидит... (птица)
- Мы едим
вкусный... (суп/пирог)
- Девочка купила
новый... (бантик/портфель)
- У Бори есть
футбольный... (мяч)
- 3. Составление
предложений по картинкам:
- (Логопед
выставляет 2-3 картинки, содержащие звуки [Б] и [П], например: бабочка,
цветок, пчела или булка, масло, хлеб).
- Логопед: "Составьте
небольшой рассказ или 2-3 предложения, используя слова с нашими
звуками."
- (Дети составляют,
логопед корректирует, помогает).
VIII. Итог занятия. Рефлексия (3
мин) – "Что узнали гномики?"
- Логопед: "Вот и
подошло к концу наше путешествие с гномиками Б и П. Мы им очень
помогли!"
- "Какие звуки
мы сегодня учились различать? ([Б] и [П])"
- "Чем
отличается звук [Б] от звука [П]? (Звук [Б] – звонкий, с голосом, горлышко
дрожит. Звук [П] – глухой, без голоса, горлышко спит)."
- "Что было
самым интересным? А самым трудным?"
- Оценка работы: "Вы
сегодня очень хорошо потрудились! Все старались. Молодцы! Гномики Б и П
благодарят вас за помощь и прощаются до следующего раза."
- (Поощрение детей
наклейками, смайликами или словесной похвалой).