"Дифференциация звуков [д]-[т] в слогах, словах. Развиваем речь в движении."
Оценка 4.9

"Дифференциация звуков [д]-[т] в слогах, словах. Развиваем речь в движении."

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
18.09.2020
"Дифференциация звуков   [д]-[т] в слогах, словах. Развиваем речь в движении."
Групповое логопедическое занятие с дошкольниками подготовительной группы, цель которого вырабатывать дифференциацию парных согласных звуков [д] и [т] с опорой на артикуляторные, зрительные, слуховые и моторные ощущения
открытое занятие Маша.docx

Муниципальное бюджетное  учреждение

« Центр психолого –педагогической , медицинской и социальной помощи» Жирятинского района Брянской области 

 

 

 

Тема: Дифференциация звуков 
 [д]-[т] в слогах, словах.
Развиваем речь в движении.

 

 

 

Групповое занятие с дошкольниками подготовительной группы

 

 

 

 

Подготовила:

учитель – логопед

Здоровцова М. С.

 

 

с.Жирятино 2020г.

Цель: вырабатывать дифференциацию парных согласных звуков [д] и [т] с опорой на артикуляторные, зрительные, слуховые и моторные ощущения;

 

 Задачи:

 

Образовательные

·                       упражнять в умении давать характеристику звукам;

·                       упражнять в умении выделять заданные звуки из слов;

·                       учить детей дифференцировать звуки Т-Д;

Коррекционно - развивающие

·                       развивать фонематический слух, внимание;

·                       развивать связную речи и высшие психические функции (произвольное внимание, слуховую память, моторные навыки);

·                       развивать мелкую моторику рук;

Воспитательные

·                       воспитывать навыки самоконтроля при выполнении заданий, навыки самооценки.

 

 

Оборудование: ноутбук (с презентацией к занятию); индивидуальные зеркала; карандаш синего цвета (на каждого ребёнка); шариковая ручка (на каждого ребёнка); конверт (с благодарностью от Старичка Звуковичка); мяч; предметные картинки (тапки, радуга, душ, тушь, удочка, уточка, дрова); конверт (с письмом от Старичка Звуковичка), карточки с буквами Д(2шт) и Т.

 

Методы

Беседа, наглядно - практические

 

 

Ход занятия:

I. Вводная часть.

Логопед. Ребята сегодня на занятии у нас с вами много гостей. Давайте поприветствуем их.

Дети. Здравствуйте. Садятся на свои места.

1. На партах у каждого ребенка лежат карточки с буквами     Д и Т.

- Сначала поднимут руки  те, у кого на парте лежит буква, похожая на этот предмет (дом) (слайд №2).

- А теперь поднимут руки те, у кого на парте лежит буква, похожая на этот предмет (молоток) (слайд №2).

Прежде чем начать занятие вспомним и проговорим наше правило:

Каждый день, всегда, везде

На занятиях, в игре-

Верно, чётко говорим!

Никуда мы не спешим!

2. Сделаем гимнастику для язычка.

“Язычок проснулся, потянулся.

Лег на нижнюю губу и лежит, отдыхает.

 Одну, две, три, четыре, пять минут лежит.

Направо посмотрел, налево посмотрел, направо – налево (5-6 раз). Побегал из стороны в сторону.

Вверх посмотрел, вниз посмотрел, вверх – вниз (5–6 раз).

Вышел язычок на улицу,  сел на лошадку и поскакал. Быстро бежит лошадка, копытами цокает. А вы цокаете своими языками.

Сломалась лошадка. Язычок взял молоточек и починил лошадку – Д-Д-Д. (постучать кончиком языка за верхними зубами).

3. Ребята, а теперь поиграем с пальчиками.

 Пальчиковая гимнастика (звучит музыка Г.Соколова «Молоточки»). (слайд №3)

Строим домик для бельчат – тук да тук.

Раздается звонкий стук – д-д-д,

Молоточки стучат – д-д-д,

Дом надежный у бельчат.

Строим домик для зайчат – тук да тук.

Раздается тихий стук – т-т-т,

Молоточки стучат – т-т-т,

Дом надежный у зайчат.

Логопед. Ребята давайте вспомним, как звучали молоточки у зайчат? (Т-т-т)

 А как звучали у бельчат? (Д-д-д)

 Звуки одинаковые или разные? (Эти звуки разные)

Сегодня мы вспомним почему звуки Д и Т звучат по-разному.

II. Выделение и сравнение звуков Д и Т, узнавание данных звуков из ряда других.

1. Сравнение артикуляции звуков [д]-[т]. (слайд №4)

- Что такое артикуляция? (Это «работа» наших губ, зубов и языка)

Перед индивидуальными зеркалами дети поочередно  произносят звуки [д] и [т], наблюдают, в каком положении находятся губы, зубы и язык.

  В тетрадях выполняются схемы:

[д]               [т]

 

 

 

 

 


Вывод: звуки [д] и [т] одинаковые по артикуляции.

Сравнение «работы» голосовых связок.

Положить руку на горло и произнести поочередно звуки Д и Т.

 Вывод: Звук [д] - звонкий (рисуем колокольчик), звук [т] – глухой (рисуем колокольчик и зачёркиваем его).

2. Дифференциация [т] – [д] (работа в тетрадях).

Подчеркни букву Д в ряду букв, букву Т обведите.

 

Д Т Т П А К Д Е В Я Д С М Ю Р Д Ч

Б Ж Х П Д Ы В Е У Д Б Т Д А Д Ц Д

Ж Д А Е Д Т П Д Р Г Д Ш К Д Т М В

Б д п т р в д и в д о а ы ф д т к п л д

                             Л п д т а в д ю ж и ы д к д х э п т д

 

Физминутка.

Проговаривание чистоговорок и выполнение движений.

Да-да-да – не ходи Вадим туда! (дети грозят указательными пальчиками)

Ду-ду-ду – все равно туда пойду! (шагают на месте)

Да-да-да – ой, холодная вода! (хлопают себя по рукам, выполняя движения  « ямщика»)

Та-та-та – молоко есть у кота. (выполняют движения, имитирующие процесс наливания молока в мисочку)

Ту-ту-ту – рыбки хочется коту. (движения, имитирующие поглаживание кота)

Ты-ты-ты – любят рыбу все коты. (поглаживают себя по животам)

3. Игра «Найди лишнюю картинку». Различение звуков [Д], [Т] в словах. (слайды №6, №7)

Логопед.

А) Внимательно посмотрите на картинки. Назовите предметы, изображённые на них. А теперь выберите те предметы, в названии которых звук [Д] – отсутствует. (слайд №6)

Б) Внимательно посмотрите на картинки. Назовите предметы, изображённые на них. А теперь выберите те предметы, в названии которых звук [Т] – отсутствует.(слайд №7)

 

4. Игра «Эхо». Дифференциация [д-т] в слогах.

Дети поочередно ловят мяч и повторяют за логопедом слоговые цепочки.

Ььььь    да – та – да

то – до – то

да – та – та – ду

ты – ды – ты  

ды – та – ды

то – ды – то – то

та – да – та

ту – до – ту

та – ты – да – ды

ду – ду – ту

до – то – да

ду – до – ту – то

 

 

 

Том – дом

Там – дам – там

Тум – тум – дум

Дом – том –дом

Дым – тым – дам

 

 

3. Выделение звуков [Д] и [Т] в словах. Дифференциация звуков в словах

– Сейчас поиграем в игру “Что где находится?»

Картинки: тапки, радуга, душ, тушь, удочка, уточка, дрова.

– Что находится в правом нижнем углу? Какой звук слышим в этом слове? (Радуга.)

– Что находится в верхнем левом углу? Какой звук слышим в этом слове? (Тапки). В слове тапки слышу звук т, он согласный, глухой

– Что находится в правом верхнем углу? Какой звук слышим в этом слове? (Душ.)

– Что находится в левом нижнем углу? Какой звук слышим в этом слове? (Тушь.)

– Что находится между тапками и тушью? (Уточка.)

– Что находится между душем и радугой? (Удочка.)

- Что находится в середине доски? (Дрова.)

– Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием.

III. Заключительная часть.

Логопед: 

 - С какими  согласными мы работали сегодня? (С сог-ми Д и Т)

- Ребята вам пришло письмо, а от кого сейчас узнаем. Зачитывает. Награждает детей за работу


 

Муниципальное бюджетное учреждение «

Муниципальное бюджетное учреждение «

Цель: вырабатывать дифференциацию парных согласных звуков [д] и [т] с опорой на артикуляторные, зрительные, слуховые и моторные ощущения;

Цель: вырабатывать дифференциацию парных согласных звуков [д] и [т] с опорой на артикуляторные, зрительные, слуховые и моторные ощущения;

Ход занятия: I . Вводная часть

Ход занятия: I . Вводная часть

Вышел язычок на улицу, сел на лошадку и поскакал

Вышел язычок на улицу, сел на лошадку и поскакал

Что такое артикуляция? ( Это «работа» наших губ, зубов и языка )

Что такое артикуляция? ( Это «работа» наших губ, зубов и языка )

Физминутка. Проговаривание чистоговорок и выполнение движений

Физминутка. Проговаривание чистоговорок и выполнение движений

Ььььь да – та – да то – до – то да – та – та – ду ты – ды – ты ды –…

Ььььь да – та – да то – до – то да – та – та – ду ты – ды – ты ды –…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.09.2020