Дифференциация обучения в современной образовательной системе.
Оценка 4.9

Дифференциация обучения в современной образовательной системе.

Оценка 4.9
Документация
doc
администрации
Взрослым
02.02.2018
Дифференциация обучения  в современной образовательной системе.
Успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысленность знаний, уровень развития ребенка зависят не от одной только деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности, наконец, физическим развитием. Отсюда следует, что перед каждым учителем постоянно стоит задача - нейтрализовать негативные последствия подобных противоречий, усилить положительные, т.е. создать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ребенка при классно-урочной форме обучения. Решение этой практической задачи связано с последовательной реализацией дифференцированного и индивидуального подхода к ученикам.
Дифференциация обучения.doc
Дифференциация обучения  в современной образовательной системе. Для организации индивидуализации учебной работы, как у нас, так и за   рубежом   на   практике   использовались   многие   варианты.   Один   из вариантов   ­   дифференциация   обучения,   т.е.   группировка   учащихся   на основе их отдельных особенностей или комплексов этих особенностей для обучения по несколько различным учебным планом и (или) программам. Так создаются относительно гомогенные классы (группы, школы). В   общеобразовательной   школе   у   нас   в   стране   до   сих   пор распространено два типа классов (школ): 1) созданные в основном на базе специальных способностей, интересов и профессиональных намерений; 2) сформированные на базе уровня общего умственного развития и состояния здоровья. Классы,  созданные   на  основании   дефектов   в  умственном  развитии, рассчитаны на детей с аномальным развитием. Л.В. Занков и его сотрудники считали неправильным собирать детей в гомогенные   классы   и   утверждали,   опираясь   на   результаты   изучения индивидуальных   вариантов   развития   ребёнка,   что   возможности   развития крайне   индивидуальны   и   что   для   полного   развития   ребёнка   необходимо обучение   в   таком   классе   который   состоял   бы   из   различных индивидуальностей. Вопрос,   какая   форма   индивидуализации   учебной   работы целесообразнее   ­   гомогенизация   или   гетерогенизация   класса,   вызывает дискуссии во всём мире. 0 В   доказательство   преимуществ   гомогенных   классов   выставляются   ему   удобнее   учителю   легче   работать, следующие   аргументы: приспособиться   к   различном   типу   усвоения   различными   учащимися учебного   материала,   поскольку   здесь   различия   менее   значительны,   а необходимость   во   внутриклассной   индивидуализации   учебной   работы меньше. Против   гомогенных   классов   выдвигаются   следующие   аргументы: осознание   учащимися   того,   к   какому   классу   он   принадлежит,   влечёт   за собой снобизм у сильных учащихся и чувство неполноценности у слабых; средние и слабые учащиеся без развивающего влияния сильных учеников. Отрицательной   стороной   считается   также   то,   что   гомогенные   классы создаются на основе лишь общих умственных способностей, в результате чего   не   учитываются   различные   стороны   интеллекта   ученика   и   другие свойства его личности, а также факторы развития. Совершенно очевидно, что наитруднейшие вопросы, которые встают перед учителем, взявшим курс на индивидуализацию обучения, это вопросы о   том,   как   дифференцировать   детей,   по   каким   критериям   выделять   их особенности, каким образом определять тот начальный, стартовый уровень развития,   от   которого   нужно   отталкиваться   в   организации   процесса обучения, а  также какие  направления  в  работе с определёнными   детьми будут наиболее важны. Нужно узнать уровень каждого ученика. Именно с этим   вопросом   о   принципах   выделения   типологических   особенностей учащихся   и   сталкивается   в   первую   очередь   учитель,   реализующий индивидуализированный подход в обучении. Учитель должен: 1 1) видеть рост ученика и учитывать его; 2)   наглядно   представлять   возможности   коллективной   работы   с различными группами учащихся; 3) выбрать систему работу с каждым из группы учащихся. 4) дифференцировать учащихся на учебные группы по: а) отношению к учению (познавательный интерес); б) познавательным способностям; в) успеваемости (уровень знаний). В   идеале   диагностика   учебных   возможностей   должна   проводиться специалистами­психологами, однако исследование класса может сделать и учитель. Дети всегда приступали, и будут приступать к изучению школьной программы   с   разными   исходными   предпосылками.   В   количественном отношении   это   выглядит   так:   большинство   учащихся   (около   65%) поступают   в   школу   с   примерно   одинаковым   уровнем   психического развития, именно он и принимается за норму; 15% ­ в большей или меньшей степени   этот   уровень   превосходят,   а   20%   детей,   наоборот,   его   не достигают. Как показывает практика, нормальные (имеющие показатели нормы по всем уровням развития) дети встречаются только в книгах. Практически каждый   ребенок   имеет   те   или   иные   (пусть   незначительные)   отклонения, которые   в   дальнейшем   могут   привести   к   отставанию   в   учебной деятельности. Нельзя  не  отметить   тот   факт,  что  уровень  готовности  учащихся   к обучению   в   школе   не   одинаков.   У   одних   он   соответствует   условиям 2 успешности их дальнейшего обучения, у других едва достигает допустимого предела. Данные,   полученные   по   всем   тестам,   позволяют   построить индивидуальный профиль готовности ребенка к школе, на основе которого определяется его уровень развития. Разноуровневая   дифференциация   обучения   широко   применяется   на разных   этапах   учебного   процесса:   изучение   нового   материала; дифференцированная   домашняя   работа;   учет   знаний   на   уроке;   текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления. По результатам диагностирования класс делится по уровням: 1­ая   группа,   ученики   с   высокими   учебными   способностями:   ведут работу с материалом большей сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно, творчески подходить к решению   задач.   Ученики   с   уравновешенными   процессами   возбуждения   и торможения.   Они   обладают   устойчивым   вниманием,   в   результате наблюдения у них формируется первоначальное понятие. В ходе обучения успешно   осваивают   процессы   обобщения,   владеют   большим   словарным запасом. 2­ая   группа   ­   учащиеся   со   средними   способностями:   выполняет задание первой группы, но с помощью учителя по опорным схемам. Ученики с преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения. Не могут   самостоятельно   выделять   признаки   предмета,   их   представления бедны   и   отрывочны.   Чтобы   запомнить   материал,   им   необходимы многократные   повторения.   Внешне   их   психические   особенности 3 проявляются   в   торопливости,   эмоциональности,   невнимательности   и несообразительности. Для этих детей трудны задания на обобщение, так как уровень их аналитического мышления низок. 3­я группа ­ учащиеся с низкими учебными способностями: требуют точности   в   организации   учебных   заданий,   большего   количества тренировочных   работ   и   дополнительных   разъяснений   нового   на   уроке, быстрой утомляемостью, с большими пробелами в знаниях, в игнорировании заданий. Ученики попадают в разряд "слабых”. Они медлительны, апатичны, не успевают за классом. При отсутствии индивидуального подхода к ним, они совершенно теряют интерес к учебе, отстают от класса, хотя на самом деле могут учиться успешно. Важно,  что   при  дифференцированном   процессе   обучения  возможен переход   учащихся   из   одной   группы   в   другую,   т.е.   состав   группы   не закреплен   навсегда.   Переход   обусловлен   изменением   в   уровне   развития ученика,   способностью   восполнения   пробелов   и   повышением   учебной направленности, выражавшейся в интересе к получению знаний. Выделение   трех   групп   учеников   в   классе   в   значительной   мере помогает   учителям   в   подборе   разноуровневых   заданий   для   них.   Каждое задание предполагает определенные цели и требования.  При условии успешной дифференциации и индивидуализации учебной работы   слабоуспевающие   ученики   должны   перейти   в   разряд среднеуспевающих, "средние" ­  стать  хорошо   успевающими,  а  последние сделаться ещё более знающими, умеющими и способными.  Кроме метода дифференциации обучения существуют также внутриклассная индивидуализация учебной работы ­ это те приемы и 4 способы индивидуальной работы, которые использует учитель в обычном классе массовой школы; прохождение учебного курса в индивидуально различном темпе: или убыстренно, или замедленно. Наиболее   широкие   возможности   для   индивидуализации   обучения представляет индивидуальная самостоятельная работа, которая проходит в одиночестве и в индивидуальном темпе. Самостоятельная работа учащихся ­ это такой способ учебной работы, где 1)   учащимся   предлагаются   учебные   задания   и   руководства   для   их выполнения; 2) работа проводится без непосредственного участия учителя, но под его руководством; 3) выполнение работы требует от учащегося умственного напряжения. В ходе самостоятельной работы каждый ученик получает конкретное задание,   которое   предполагает   выполнение   определенной   письменной работы, учащимся даются не одинаковые задания, которые варьируются в зависимости   от   индивидуальных   особенностей   учащихся,   а   также   путем группировки учащихся внутри класса по различным признакам. Чаще всего такие задания используется на этапе закрепления материала. Также самостоятельные задания могут быть одинаковыми для всего класса, но содержание задания одинаково для всего класса, но для сильных учеников   время   на   выполнение   работы   уменьшается   или   предлагаются задания большего объема или более сложные, а для слабых учеников дается вспомогательный   материал,   облегчающий   выполнение   задания   (опорная схема,   алгоритм,   таблица,   программированное   задание,   образец,   ответ   и 5 т.д.); Следует   заметить,   что   коллективные   методы   работы   органически сочетаются   с   групповыми   и   индивидуальными.   Практически   это осуществляется так: в начале урока учитель ставит перед всеми учениками ту или иную задачу (усвоить какие­то знания, овладеть какими­то умениями и навыками) и начинает коллективную работу со всем классом. По мере того   как  часть   учеников  овладевает   содержанием   материала,  изучаемого фронтально, учитель дает им самостоятельные задания (работа с книгой, выполнение   каких­то   заданий   и   т.д.),   а   сам   продолжает   отрабатывать материал с остальными учащимися. После того как учитель убедился, что материал   усвоен   следующей   группой   учащихся,   он   предлагает   им самостоятельную работу по закреплению и углублению полученных знаний, умений, навыков и продолжает заниматься с оставшимися учениками. Когда материал усвоили и они, им тоже дается самостоятельное задание (учитель в это время просматривает работы, выполняемые учениками первых двух групп). К концу урока ученики всех групп усваивают материал. Известно,  что   усвоение   знаний   учащимися,  приобретение  умений  и навыков в основном происходит на уроке. Однако,   ограниченность   урока   во   времени   не   предоставляет возможности   продолжать   работу   по   дальнейшему   осмысливанию   и закреплению нового материала. Поэтому работа переносится на дом. Значение   домашних   заданий   исключительно   велико.   Домашние задания создают условия для ликвидации известного отрыва в изложении учебного материала, устраняют фрагментарность в овладении учащимися знаниями и умениями, устанавливают определенную связь между уроками 6 данного предмета. Выполнение домашних заданий носит, как правило, индивидуальный характер и рассчитано на полную самостоятельность учащегося. При   выполнении   домашних   заданий   индивидуальные   особенности учащегося, его отличия в обучаемости должны проявляется еще в большей степени,   чем   в   классе.   Кроме   того,   на   качество   выполнения   домашних заданий   может   оказать   решающее   влияние   место,   время   и   различные обстоятельства   домашних   условий   работы.   К   тому   же   многие   учащиеся дома   оказываются   вне   всякого   контроля,   им   предоставляется   полная свобода в учении. Все   это   обуславливает   необходимость   и   обязательность последовательного   осуществления   индивидуального   подхода   к   учащимся при домашних заданиях. Рабунский   Е.С.   пишет:   "Индивидуализация   домашних   заданий осуществляется, прежде всего, посредством: 1) частичной индивидуализации общеклассного домашнего задания, 2) применения индивидуальных и групповых домашних заданий, 3) применения, наряду с обязательными домашними заданиями, также не обязательных ("желательных") заданий и рекомендаций, 4) применения "текущих" индивидуальных заданий и рекомендаций в ходе   выполнения   учащимися   заданий,   рассчитанных   на   длительную подготовку ("отсроченных заданий")". 7

Дифференциация обучения в современной образовательной системе.

Дифференциация обучения  в современной образовательной системе.

Дифференциация обучения в современной образовательной системе.

Дифференциация обучения  в современной образовательной системе.

Дифференциация обучения в современной образовательной системе.

Дифференциация обучения  в современной образовательной системе.

Дифференциация обучения в современной образовательной системе.

Дифференциация обучения  в современной образовательной системе.

Дифференциация обучения в современной образовательной системе.

Дифференциация обучения  в современной образовательной системе.

Дифференциация обучения в современной образовательной системе.

Дифференциация обучения  в современной образовательной системе.

Дифференциация обучения в современной образовательной системе.

Дифференциация обучения  в современной образовательной системе.

Дифференциация обучения в современной образовательной системе.

Дифференциация обучения  в современной образовательной системе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.