Дифференциация С-Ш. Конспект по логопедии

  • Разработки уроков
  • docx
  • 22.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: Научить детей различать согласные С и Ш в устной и письменной речи. Задачи: Образовательные: - уточнение и сравнение артикуляции звуков [С-Ш]; - закреплять правильное произношение звуков [С-Ш] в речи; - совершенствовать навыки дифференциации букв «С-Ш» на письме. Коррекционно-развивающие: - развивать речевую моторику; - развивать фонематический слух, фонематический анализ на материале слов со звуками [С-Ш]; - расширять и активизировать словарный запас; - развивать орфографическую зоркость; - развивать память, мышление, внимание.
Иконка файла материала конспект.docx
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ    «С­Ш» . Цель: Научить детей различать согласные С и Ш в устной и письменной               речи. Задачи: Образовательные: ­ уточнение и сравнение артикуляции звуков [С­Ш]; ­ закреплять правильное произношение звуков [С­Ш] в речи;  ­ совершенствовать навыки дифференциации букв «С­Ш» на письме.   Коррекционно­развивающие: ­ развивать речевую моторику;  ­ развивать  фонематический слух,   фонематический  анализ на материале слов со звуками [С­Ш]; ­ расширять  и активизировать словарный  запас; ­ развивать орфографическую зоркость;  ­ развивать  память,  мышление, внимание. ­ воспитывать интерес к логопедическим занятиям, аккуратность, усидчивость при выполнении заданий. Воспитательные: Организацион­ ный  момент. Ход урока: Вы пришли сюда учиться,  Не лениться, а трудиться.  Работайте старательно,  Слушайте внимательно.  Артикуляцион­ ная гимнастика. Речевая разминка. Упражнения:   улыбочка   ­   трубочка,     качели,     чистим   верхние   и нижние зубки,  насос – шарик.   ­   Прослушайте   стихотворение   и   подумайте,   какие   звуки слышатся на месте пропущенных букв: Тёту_ка   крутая, Белая,   _едая В   ме_ке   _тужу   везёт, На   землю   _нег   тря_ёт, _угробы   наметает, Ковром   землю   у_тилает. ­ Какие звуки вы услышали? ([с­ш])­ Какие они: гласные или согласные? (согласные) Сообщение темы урока. ­ Сегодня мы будем учиться различать согласные «С­ Ш» в устной и письменной речи. Сравнительная характеристика. ­ Дайте характеристику звукам [с­ш]: С  ­   губы   улыбаются,   язычок   «смотрит»   вниз,   воздушная струя холодная, звук – глухой. Ш  ­   губы   вытягиваются   трубочкой,   язычок   «смотрит» вверх, воздушная струя тёплая, звук – глухой. Дифференциа – ция   в   устной речи. ­ Произнесите звуки [с­ш], ориентируясь на руку. ­   Прослушайте   слоговую   дорожку   и   повторите   её   по памяти:  са – са – шо            шу – сы – сы           со – ши ­ со     ас – аш – ас            уш – ус – уш           ис – иш ­ ис   Развитие тактильных ощущений.      ­ На письме звуки [с­ш] обозначаются буквами «С» и «Ш». Попробуйте  отгадать  эти буквы  с  закрытыми   глазами, на ощупь. (буквы сделаны из нождачной бумаги) Минутка чистописания. ­ Откройте тетради, посмотрите образец письменных букв. ­ Найдите закономерность и продолжите буквенный ряд: С–Ш      с­ш Игра «Сигнальщики» ­ Давайте вернёмся к нашему стихотворению.   ­ Возьмите карточки с буквами «с­ш» и просигнальте мне, какие буквы пропущены в словах: Речевая разминка (чтение   логическим ударением). с  Тёту_ка,   _едая,   ме_ке,   _тужу,   _нег,   тря_ёт, _угробы,   у_тилает. ­ А что значит: «крутая» тётушка ­ суровая, холодная; «стужа» ­ сильный мороз; «устилает» ­ стелет, сверху покрывает.   ­   Давайте   прочитаем   стихотворение,   выделяя   голосом отмеченные   слова  (1­2   строчки   –   хором,   3­4­5   по 2«цепочке», 6­хором):  Тётушка   крутая, Белая,   седая В   мешке   стужу   везёт, На   землю   снег   трясёт, Сугробы   наметает, Ковром   землю   устилает. Повторение. ­   Вы   догадались,   о   какой   тётушке   идёт   речь   в стихотворении? (о зиме) ­ Расскажите о приметах зимы, выбирая нужные картинки. (составление коллажа «Пришла зима») Зимой   солнце   светит,   но   не   греет.   Идёт   снег.   На земле лежат сугробы. Дует холодный ветер. Деревья стоят голые.  Гимнастика   для глаз. ­   Отгадайте,   что   изменилось   в   картине?  (перевешиваю солнце, дерево + убираю верхний сугроб) Дифференциа   ­ ция   на   уровне слова. ­ А кто же спрятался в сугробе?  (достаю изображения животных, на которых написаны их названия, ставлю во 2 столбик): Ли__а,      ко__ка,      __обака    ­ Скажите, какие буквы «убежали» из этих слов? ­ Как вы думаете, кто из них «лишний»? Почему?  (лиса  – дикое животное; кошка – одно слово с буквой «ш») ­ На какой вопрос отвечают эти слова? (кто?).  ­ Почему? (они живые) ­ Что обозначают эти слова? (предметы) ­   Прочитайте   слова   из   пропущенные буквы:    (раздаю карточки)   первого   столбика,   вставляя поло_атая,      _ерая,      пу_и_тая   ­ Что обозначают они? (признаки предмета) ­   Составьте   словосочетания,   используя   слова   обоих столбиков. ­ А теперь …  На «раз» ­тихонечко все встали; На «два» ­ руки вверх подняли; «Три» ­ тихонько наклонитесь И руками ног коснитесь. На «четыре» встаньте прямо, 3 Физминутка.Повернитесь влево, вправо, Тихо сядьте по местам – Знать ведь много надо нам! Дифференциа   ­ ция   на   уровне предложения. ­ Выберите себе одно из составленных словосочетаний. ­   Используя   его   и   сюжетную   картинку,   составьте предложение.  ­ Запишите полученные предложения в тетрадь. ­ Посчитайте, сколько букв «С» и «Ш» встречается в ваших предложениях. Запишите на полях необходимую цифру. Индивидуальная работа. ­ В предложенные слова вставьте буквы «с­ш», объясните смысл полученных слов. ­ Вставьте слова в предложения: ми__ка – ми__ка Соне купили плюшевого _______________ . Дай собаке _______________ с супом. ка__ка – ка___ка Гоше дали _______________ . У пожарного железная_______________. кры__а – кры__а Надо менять старую _______________ . Мы видели страшную _______________. Итог. Услышим скоро мы звонок, Пора заканчивать урок. И подводить  итог! 4­ С какими звуками и буквами мы работали сегодня? ­ Какие они? ­   Куда  «смотрит»  язычок   при   произнесении   звука  [с]?   А звука [ш]? ­ Вы довольны своей работой на уроке? 5