Дифференцированное обучение на уроках русского языка
Оценка 4.8

Дифференцированное обучение на уроках русского языка

Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
русский язык
5 кл—11 кл
29.04.2018
Дифференцированное обучение на уроках русского языка
Публикация является частью публикации:
Дифференцированное обучение на уроках русского языка.doc
Дифференцированное обучение на уроках русского языка               Сегодня   существует   большое   количество   методик,   направлений,   педагогических   трудов, обобщающих   опыт   не   одного   поколения   учителей,   цель   которых   ­   помочь   учителю   в профессиональном   росте.   Современный   учитель   должен   оперативно   воспринимать   то   новое,   что становится наиболее актуальным в вопросах образования, владеть технологиями, которые позволяют ему   формировать   человека   ищущего,   стремящегося   к   самопознанию,   самоопределению, самореализации.   «Нет   учеников   хороших   и   плохих–   они   разные».   Именно   с   этой   мыслью   нужно подходить к своей педагогической деятельности.                Выявляя  индивидуальные  возможности учащихся, необходимо развивать их способность мыслить   глубоко,   оригинально,   свободно   и   эмоционально.   Учитель   может   делать   трудные   задачи легкими, помогая тем самым ученикам в усвоении программного материала. И     реальным путём к достижению такой цели является  индивидуально­дифференцированный  подход  к организации учебного процесса. Повышение уровня мотивации в овладении нормами современного русского языка ­ проблема, которую можно решать с использованием методов дифференцированного обучения.               Технология  уровневой дифференциации  была  разработана московскими  и ленинградскими педагогами в середине 80­х годов XX века. Внутренняя   (уровневая)   дифференциация   ­   совокупность   методов,   форм   и   средств   обучения, применяемых с учетом индивидуальных особенностей учеников на основе выделения разных уровней учебных требований. Чтобы определить учебные возможности класса, необходимо знать уровень его работоспособности и обучаемости. Уровень   работоспособности   своих   учеников   каждый   учитель   может   определить   по   объёму выполненной работы. Уровень обучаемости проверить сложнее. Можно, например, использовать проверку, рассчитанную на три урока. ­объявляется тема (например, дефис в наречиях), в течение 10­15 минут идёт объяснение; письменная проверочная работа, определяется количество учащихся, не справившихся с заданием; ­на   следующем   уроке   ученикам   результаты   проверки   работ   и   предлагаете   прослушать   этот   же материал ещё раз, и снова даёте проверочную работу; ­на   третьем   уроке   вновь   анализируете   полученные   результаты   и   убеждаете   детей,   что   нужно прослушать объяснение того же материала ещё раз. И опять письменно закрепляете его. С заданием справились почти все, но остались те, кому нужен сугубо индивидуальный подход. Теперь учащихся можно разделить их на группы :сильные, средние, слабоуспевающие ученики – группы С ,В, А. 1   группа   (С)  –   сильные   учащиеся   с   высоким   уровнем   усвоения,   с   высокими   познавательными способностями, умеют работать самостоятельно, выполняют задания повышенной трудности. 2 группа (В) – учащиеся со средним уровнем способностей. Для них необходимо создавать условия для продвижения в развитии и постепенного перехода в 1 группу. Работая с этой группой, нужно развивать способности, воспитывать самостоятельность, уверенность в своих силах. 3 группа (А) – учащиеся с пониженной успеваемостью, в результате их педагогической запущенности или низких способностей. Этой группе приходится уделять особое внимание, поддержать, помочь усваивать материал, работать некоторое время только с ними на уроке, пока 1 и 2 группа работают самостоятельно. Систематическая работа с ними помогает части детей перейти на работу 2 группы. Есть   дети   с   пониженной   обучаемостью,   у   которых   педагогическая   запущенность   сочетается   со слабыми умственными способностями. Они выполняют упражнения по данному плану, по схеме, по опорным словам и т. д.               Разноуровневые  группы  подвижны.   Если   ученик   второй   или   третьей   группы   работает   в полную силу, он может перейти из одной группы в другую. Ущемления личности быть не должно. Как работать дальше? Ставлю перед классом одну и ту же познавательную задачу, например, усвоить правила постановки знаков препинания в предложении с причастным оборотом. Изучаем тему урока. Если не последовало вопросов от учащихся группы С (сильных учеников), они получают задание творческого характера. Оно может быть записано на доске или на карточке. Для учащихся второй и третьей групп проводится повторное объяснение темы. Если и здесь не будет вопросов, то учащиеся второй группы получают задание с элементами творчества. Далее работа проводится с учащимися группы А с использованием таблиц, параграфа учебника (это можно делать и с привлечением сильных учеников, пока учитель помогает учащимся второй группы), возможно практическое задание: поставить знаки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами. Движение вперёд идёт на основе возврата к изученной теории, закрепления на большом количестве примеров и упражнений. Каждый работает в меру своих сил и возможностей, овладевает умениями и навыками, предусмотренными программой, и не теряет интерес к предмету. Непременным залогом успеха   в   данном   подходе,   несомненно,   является  проверка   работы   каждого  ученика  (по   мере возможности и значимости задания), а не заслушивание одного представителя от группы. Необходимым   условием   данной   методики   является  дифференциация   материалов   учебника,   в котором содержится информация различной степени сложности: ­для самостоятельных наблюдений; ­для ознакомления с определённой информацией в рамках данной темы; ­теоретические сведения, требующие осмысления, а не запоминания; ­материал для обязательного заучивания; ­сведения, имеющие сугубо практическое значение. Учебник   русского   языка   под   редакцией  Львовой   С.И.  содержит   достаточный   дидактический материал для такой дифференциации.            В связи с этим следует по­разному использовать теоретические сведения в работе с учениками, учитывая их интересы и способности. Сильным учащимся предлагаются вопросы и задания в ходе самостоятельных наблюдений. При освоении теоретических сведений,  которые необходимо только осознать без обязательного запоминания, нужно привлечь к работе средних учащихся, так как они могут   не   придать   им   должного   значения,   не   сориентироваться   в   материале,   что   приведёт   к нежелательным результатам при формировании умений. На основе упражнений, содержащих сведения об истории языка, у школьников воспитывается интерес к предмету, расширяется кругозор. Этому способствуют   и   упражнения   с   пометой   «На   уроке   истории   (биологии,   географии,   иностранного языка)». После  знакомства с подобным материалом  можно предложить  ученикам дополнительные поиски   информации.   Слабоуспевающему   ученику   увеличить   срок   подготовки,   но   обязательно проконтролировать исполнение и дать оценку.             На   этапе   закрепления,   применения   и   обобщения   знаний   и   умений   основой дифференцированного   подхода   является   организация  самостоятельной   работы.   Здесь   наиболее важен учёт работоспособности и индивидуальных особенностей обучающихся. Итак, для осуществления дифференцированного подхода необходимы следующие условия: а) знание индивидуальных и психологических особенностей отдельных учащихся; б) умение анализировать учебный материал, выявить возможные трудности, с которыми встретятся разные группы учащихся; в) составление развёрнутого плана урока, включая вопросы разным группам и отдельным учащимся; г) умение «спрограммировать» обучение разных групп учащихся; д) осуществление оперативной обратной связи; е) соблюдение педагогического такта.                             Наиболее типичные приёмы и виды дифференцированных заданий.  Лучше   составить   2­3   варианта   заданий   (работа   с   текстом,   анализ   предложений   ,   словосочетаний, разные   виды   разбора­   фонетический,   морфемный,   морфологический,   синтаксический;   творческие задания;   тесты   и   др.).   Учащиеся   сами   выбирают   вариант   или   заранее   предназначаю   задание определённой группе учеников. Возможные затруднения при выполнении работы отдельным ученикам нужно разъяснять. Наиболее удобны задания в форме индивидуальных карточек, которые подобраны в соответствии со школьной программой и различны по трудности и характеру. Слабым учащимся для самостоятельной работы можно дать облегчённые карточки­задания. Варианты заданий, использованные на уроках.   5 класс. Практическая работа с дифференцированными заданиями по теме «Второстепенные члены предложения»   1. 1. Словарно­орфографическое задание Уровни В, С. Задание: вставь пропущенные буквы, обозначь орфограммы. Уровень А. Задание: вставь пропущенные буквы и подчеркни их.   Осв…щать ф…нарем, отд…ленная мес…ность, ко(л,лл)ичество осадков,   обл…котиться, точ(ь)ный, защ…щать пл…нету ,про…ьба, сож…ление,   иску(с,сс)тво, пишу в тетрад…, на опушк… леса, рыщ…т по полю, буду   береч…, летуч…я мыш… , с…ежится от холл…да. 1. 2. Синтаксический разбор предложений  Уровень А. Разбери предложения по членам, дай им характеристику.   Лес пахнет дубом и сосной.   Угрюмо бор гудит.   Ночью ветер злится да стучит в окно.   Москва – столица России.   Уровень В. Разбери предложения уровня А +   Белые цветочки вечером расцветают, а утром увядают.   Уровень С.Поставь пропущенные знаки препинания,  разбери предложения, дай им характеристику характеристику. Высоко поднялся и белеет полумесяц в бледных небесах.   Летний вечер тих и ясен.   Точность и краткость   вот первые достоинства прозы.   Язык   это путь цивилизации и культуры. Дифференцированные задания с использованием упражнений и заданий учебника Фрагмент урока по теме «Дополнение» 1. 1. Творческая работа . Уровень С) (разноуровневые   задания   выполняются   одновременно,   перед   выполнением   работы   проводится инструктаж)   Упражнение 376 учебника   Задания: ­рассмотрите картину Н.П. Богданова­Бельского «Новые хозяева»; ­как вы думаете., почему она так называется? (устно); ­спишите текст, вставляя на месте скобок подходящие по смыслу слова; ­подчеркните их как члены предложения; ­в   каких   случаях   к   второстепенным   членам   предложения   заданы   2   вопроса        (падежный   и смысловой)? (устно); ­словами какой части речи выражены эти члены предложения и почему?   Уровень В   Упражнение 378 учебника Задание: ­составьте предложения на тему «Поздняя осень» по данным схемам (с использованием определений и дополнений).   5 класс. Практическая работа с дифференцированными заданиями по теме «Второстепенные члены предложения»   1. 3. Словарно­орфографическое задание Уровни В, С. Задание: вставь пропущенные буквы, обозначь орфограммы. Уровень А. Задание: вставь пропущенные буквы и подчеркни их.   Осв…щать ф…нарем, отд…ленная мес…ность, ко(л,лл)ичество осадков,   обл…котиться, точ(ь)ный, защ…щать пл…нету ,про…ьба, сож…ление, иску(с,сс)тво, пишу в тетрад…, на опушк… леса, рыщ…т по полю, буду   береч…, летуч…я мыш… , с…ежится от холл…да. 1. 4. Синтаксический разбор предложений  Уровень А. Разбери предложения по членам, дай им характеристику.   Лес пахнет дубом и сосной.   Угрюмо бор гудит.   Ночью ветер злится да стучит в окно.   Москва – столица России. Уровень В. Разбери предложения уровня А +   Белые цветочки вечером расцветают, а утром увядают.   Уровень С.Поставь пропущенные знаки препинания, разбери предложения, дай им характеристику . Высоко поднялся и белеет полумесяц в бледных небесах. Летний вечер тих и ясен. Точность и краткость   вот первые достоинства прозы. Язык   это путь цивилизации и культуры. Прекрасны умная мысль человека его дела благородный поступок.   Карточка­задание (8 класс) (определение грамматической основы предложения, повторение словосочетания)   (В) Поставь знаки препинания ,укажи подлежащее, чем оно выражено   По вечерам солнце косыми лучами ложится на рожь.   Ничто так не передает чистоты человеческих помыслов как улыбка.   Грамоте учиться всегда пригодится.   Определи вид словосочетаний, способ связи слов в словосочетаниях,: вековые дубы­ настойчиво повторять­ выпорхнула из клетки­ падал на снег­   (С) Укажи   предложения   с   прямым   порядком   слов   и  с   инверсией;   укажи   подлежащее,   чем   оно выражено   Чем ближе продвигался враг к Москве тем упорнее становились бои.   Входящие должны предъявить билеты.   По северному пути в то лето сновало великое множество судов. Короткой ночью белой вся комната полна.   Лениво и тяжко плывут облака по синему зною небес.   Выпиши словосочетания с разными способами связи, укажи вид словосочетания:   1. 2. 3.   Русский язык. Повторение. Имя существительное Самостоятельная работа для 6 класса с дифференцированными заданиями 1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте недостающие знаки препинания. 2. Выполните одно из заданий после текста. Доктор возвр…щался домой. Он ехал по наб…режной вдоль каме….ых оград. (В)низу медле….о и густо шла вода, ч…рная и бл…стящая, как см…ла. Город опрокидывался в воду т…нул уплывал и (не)мог   уплыть   только   раств…рялся   нежными   з…л…тистыми   пятн…ми.   Он   ехал   м…стами, изогнутыми в виде ар…к. (С)низу  или   с  другого  берега   они  к…зались   кошками,  выг…бающими   перед  прыжком  ж…лезные спины. (З,С)десь, у въезда , на каждом м…сту распо л…агалась охрана. С…лдаты с…дели на бар… банах курили тру…ки играли в карты и з…вали, глядя на звезды. Доктор ехал см…трел и слушал. А  Выпишите 2­3 существительных, определите их склонение. Разберите по составу любое слово из текста, в котором 3 слога. В  Выпишите 2­3 существительных, стоящих в род. пад., и разберите их по составу. Разберите 1­ое предложение. С Выпишите из текста существительные, которые не изменяются по числам, определите их склонение. Найдите в тексте нераспространенное предложение и преобразуйте его в распространенное. ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ Современная школа сегодня ставит высокие цели и задачи, но не всегда учитывает способности и возможности общества (отдельной  семьи,  ученика). Способности  и возможности каждого  ученика необходимо изучать и знать современному учителю в конкретной школе, в конкретном классе. Именно такой подход позволит создать ситуацию успеха для каждого обучающегося, что является условием получения прочных знаний по каждому предмету, в том числе и по такому сложному как русский язык. Есть такая притча: «Священника спрашивают: «Вы каждый день призываете: «Не кради, не убий, не лги! Идут века, а человек крадёт, убивает, лжёт. Не напрасен ли ваш труд?» «Нет, не напрасен, ­ отвечает священник. ­ Мир был бы ещё хуже, не повторяй мы этих заповедей».   Высокая миссия учителя русского языка и литературы вполне сравнима с миссией этого священника.

Дифференцированное обучение на уроках русского языка

Дифференцированное обучение на уроках русского языка

Дифференцированное обучение на уроках русского языка

Дифференцированное обучение на уроках русского языка

Дифференцированное обучение на уроках русского языка

Дифференцированное обучение на уроках русского языка

Дифференцированное обучение на уроках русского языка

Дифференцированное обучение на уроках русского языка

Дифференцированное обучение на уроках русского языка

Дифференцированное обучение на уроках русского языка

Дифференцированное обучение на уроках русского языка

Дифференцированное обучение на уроках русского языка

Дифференцированное обучение на уроках русского языка

Дифференцированное обучение на уроках русского языка

Дифференцированное обучение на уроках русского языка

Дифференцированное обучение на уроках русского языка

Дифференцированное обучение на уроках русского языка

Дифференцированное обучение на уроках русского языка
Скачать файл