Дифференцированное обучение на уроках русского языка и литературы
Оценка 4.6

Дифференцированное обучение на уроках русского языка и литературы

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
русская литература +1
5 кл—11 кл
29.04.2018
Дифференцированное обучение на уроках русского языка и литературы
В настоящее время разработаны современные образовательные технологии, позволяющие сделать образовательный процесс более эффективным. Методы активного обучения школьников -это совокупность педагогических действий и приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности. Цель использования их в учебном процессе- развитие познавательных интересов учащихся. На протяжении нескольких лет проблему прочности знаний я решаю через технологию уровневой дифференциации. Дифференцированный подход является основой индивидуально ориентированной системы обучения и учитывает индивидуальные особенности ребёнка, создаёт условия для преодоления и развития его потенциальных возможностей.
Дифференцированное обучение на уроках русского языка и литературы.doc

Дифференцированное обучение на уроках русского языка и литературы

    В настоящее время разработаны современные образовательные технологии, позволяющие сделать образовательный процесс более эффективным.

   Методы активного обучения школьников -это  совокупность педагогических действий и приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.

    Цель использования их в учебном процессе- развитие познавательных интересов учащихся.

    На протяжении нескольких лет проблему прочности знаний я решаю через технологию уровневой дифференциации. Дифференцированный подход является основой индивидуально ориентированной системы обучения и учитывает индивидуальные особенности ребёнка, создаёт условия для преодоления и развития его потенциальных возможностей.

    В процессе практики мною разработана последовательность действия при осуществлении дифференцированного обучения при обучении русскому языку:

- определяю содержание учебного материала,

- разрабатываю технологическую карту для учащихся,

- применяю блочное изучение материала,

- создаю разноуровневые задания для подготовки к зачёту,

- провожу устный зачёт по теме,

- провожу письменный зачёт,

- провожу анализ результатов.

   Контроль знаний проводится для каждого учащегося по такой таблице:

№ п/п

ФИ учащегося

Вопросы теории

Результаты контроля

Индивидуальные рекомендации

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

   Осмоловская И.М. в книге «Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе» пишет: «После изучения темы на уровне базового содержания материала и сдачи зачёта выявляются две группы учеников: усвоившие содержание- с ними организуется работа по расширению изученного материала, и не усвоившие- с ними проводится работа по устранению появившихся пробелов в знаниях».

   В своей работе я создаю разноуровневые группы. Особое внимание уделяю развитию индивидуальности, самостоятельности в обучении.

   В работе с одарёнными детьми использую две стратегии.

1.Стратегию ускорения- изменение темпа обучения без изменения содержания, то есть изучаю с ними материал за более короткий период времени.

2.Стратегию обогащения- охват большого круга проблем и более глубокого их изучения.

   В моей работе широко распространена внутриклассная дифференциация. Самой распространённой её формой является выполнение учениками заданий различного уровня сложности. При этом усложнение может происходить за счёт привлечения пройденного материала, когда ученикам необходимо установить близкие или далёкие связи между различными фрагментами содержания. Усложнение заданий произвожу за счёт усложнения видов работ, усиления уровня творческой деятельности. Например, на самом простом уровне предлагаю ученику прочитать параграф в учебнике, пересказать его, выделив важные мысли; на более сложном уровне- прочитать параграф, составить план и вопросы  к нему; на самом сложном уровне- прочитать параграф, дать аннотацию и рецензию на него.

   На уроках литературы в 5 классе дифференциация выглядит так: на самом низком уровне группа учащихся готовит выразительное чтение произведения, на более высоком- план пересказа, на самом высоком- группа работает мультипликаторами или готовит инсценировку отрывка.

  На уроках русского языка и литературы я использую разнообразные способы включения дифференциации в учебный процесс. Их я могу объединить в две группы. Первая: даю задание каждому ученику, вторая: ученики могут сами выбрать задание. К самостоятельному выбору заданий учеников надо готовить. На первом этапе рассказываю о сложности каждого задания, советую, какое выбрать, далее рассказываю о сложности задания, но выбирает ученик сам. Корректирую выбор. На заключительном этапе ученики сами определяют сложность задания и осуществляют выбор.

    Такая работа способствует формированию адекватной самооценки и соответствующего уровня притязаний ученика.

   Среди дифференцированных заданий широко распространены задания различной направленности: устраняющие пробелы в знаниях, учитывающие имеющиеся у учеников предварительные знания по теме и т.д.

   Формой внутриклассной дифференциации является дозирование помощи учителя ученикам, которое включает временное облегчение заданий. Например, разбивка текста или упражнения на самостоятельные части , задания  с письменной инструкцией, например, с указанием последовательности действий, работа с подготовленными упражнениями, работа с наглядным подкреплением рисунком, чертежом.

    В процессе обучения я всегда ориентируюсь на максимум содержания учебного материала. Если ученик полностью усвоил этот материал, то он получает «5», если были незначительные пробелы или неточности, то «4».

   Плюс такой дифференциации состоит в том, что у ученика нет перегрузки, ведь ответственный ребёнок старается получить максимум учебного материала по всем предметам. А здесь он получает право и возможность самостоятельно определять, на каком уровне он усвоит материал. Единственное условие- он не должен быть ниже требуемого стандартами.

   При введении уровневой дифференциации на своих уроках я увидела, что некоторые ученики, имеющие способности к изучению русского языка и литературы, не хотели выбирать уровень выше обязательного. Тогда я поставила задачу формировать у детей стремление к состязательности, здоровому соперничеству, вводя в урок элементы викторин и соревнований с обязательным подсчётом набранных очков, чтобы высокомотивированным ученикам было стыдно получать знания на низком уровне, чтобы они стремились реализоваться полностью.

    Также формой внутренней дифференциации является групповая работа учащихся по модели полного усвоения знаний, которая предполагает чёткую постановку целей в деятельности: что ученики должны знать, что уметь, какие ценности у них должны формироваться в ходе учения. Достижение целей должно быть проверяемым, то есть контролироваться.

   При организации дифференцированного обучения я учитываю обязательно интеллектуальные способности школьников, их специальные способности, интересы: учащиеся готовят доклады, рефераты, проводят исследования по темам, которые выбирают сами.

   Учитывая необходимость подготовки к итоговой аттестации учащихся , я применяю на уроках также разноуровневые тестовые задания.

Тест для 5 класса  представляет собой 5 вариантов.

  • 1 и 2 варианты – базовый, заниженный уровень сложности;
  • 3 и 4 варианты – базовый, средний уровень сложности;
  • 5 вариант – базовый, высокий уровень сложности.

Разделение теста по вариантам обеспечивает соблюдение условий дифференцированного  характера: учёт индивидуальных особенностей учащихся.

Норма оценок

Уровень выполнения задания

Оценки

1.

Выполнено 100% от общего объёма работы,

допущены 1-2 замечания

5 (отлично)

2.

Выполнено 70% от общего объёма работы,

допущены 1-2 ошибки

4 ( хорошо )

3.

Выполнено 50%от общего объёма работы,

допущены 2- 3 ошибки

3 (удовлетворительно)

4.

Выполнено 20% от общего объёма работы,

допущены ошибки

2 ( плохо)

Вариант №1.

1.Укажите звонкие согласные звуки:

 а) ( в)                                                   г) (ш)

 б)  (п)                                           д) (р)

 в)  (з)                                            е) (т)

2.Укажите, в каких словах звуков больше, чем букв:

а) гроза                                         г) льёт

б) яблоко                                      д) юла

в) ветер

3.Указать слова, состоящие из 3-х слогов.

а) уточка                             в) хлеб

б) колос                               г) бегемот

4.Найдите родственные  слова к слову ВОДА:

а) водитель                                     в) провод

б) водяной                                      г) водичка

5.Укажите слова с буквой А в корне:

а) пр…сить                                     в) хл…потать     

б) ж…леть                                      г) охр…нять

6.Укажите, в каких словах есть непроизносимый согласный Т:

а) чудес…ный                               в) доблес…ный

б) вкус…ный                                 г) счас…ливый

7.Найдите слова с буквой Е в корне:

а) п…рила                                       в) т…перь                  

б) к…лометр                                   г) б…лет 

8. Укажите слова с разделительным Ь:

а) п…ют           б) с…ел           в) в…юга   г) солов…и     д) об…ём

9.Укажите слова с предлогом:

а) (по)казалось                                в) (по)крыше

б) (за)руку                                       г) (за)бежал

10.  Укажите, в каких словах верно выделены окончания:

а) думает                                             г) лесник_

б) большого                                        д) смотрит

в) окно                                                   

11.Найдите слова, соответствующие схеме: приставка-корень-суффикс-окончание.

а) пролески                                        в) пришкольный

б) перевозит                                        г) скользкий

12.Укажите, какие из данных слов являются именами существительными:

а) смеяться                                                 г) гулял

б) задание                                                  д) ходьба

в) белый                                                                 

13. Укажите существительные  в Предложном падеже.

а)  по дороге                                          в) у окна

б) у сарая                                            г)  в портфеле

14.  Указать глаголы.

 а) бег    б) загорелый       в) читать   г) чтение   д) молчать

15. Найдите предложения с однородными членами:

а) Зелёная крона деревьев укрывает птиц, жуков, бабочек.

б) Старый дуб навещали  многие птицы.

в) Цапли живут на болотах и озёрах.

                                    Ответы на задания:

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

а, в, г

б, д

а, г

б, г

б, г

в,

г

а, в

а, в,

г

б, в,

а, в, г

а, в

б,

д

а,

г

 в,

д

а, в

 

Вариант №2.

1.Укажите звонкие согласные звуки:

 а)   (ф)                                        г) (ц)

 б)  (ж)                                         д) (ч)

 в)   (л)                                         е) (р)

2.Укажите, в каком слове звуков больше, чем букв:

а)   ёжик                                    г) зелень

б)  чаща                                       д)  яма

в) линия

3.Указать слова, состоящие из 3-х слогов.

а) петух                                в) бегемот

б) черепаха                           г) учебник

4. Найдите родственные слова к слову ГОРА

а)   горе                                     в) горевать

б)   горный                                г) горцы

5.Укажите слова с буквой И в корне:

а)    осв…тить                                    в)  в…черний  

б)    заскр…пел                                  г) ож…вает

6.Укажите, в каких словах есть непроизносимый согласный Т:

а) мес…ный                                  в) радос…ный

б) небес…ный                               г) опас…ный

7.Найдите слова с буквой О в корне:

а)  к…лендарь                                                   в) в…кзал

б)  п…льто                                                         г) м…роз 

8.Укажите слова с разделительным Ь:

а) сер…ёзный           б) лист…я           в) б…ют               г) об…явление   

 д) от…езд

9.Укажите слова с предлогом:

 

а)    (по)дороге                                                        в) (над)головой

б)   (над)писать                                                       г) (по)плыл

10.Укажите, в каких словах верно выделены окончания:

а)  лесная                                           г) ходишь

б)  грибы                                           д) приставка

в) постоит

11.     Найдите слова, соответствующие схеме: приставка-корень-суффикс-окончание.

а)  бесконечный                                                       в) сбежит

б) прибрежный                                                        г) удивительный

12.Укажите, какие из данных слов являются именами существительными:

а)  загорелый                                               г) загар

б) побег                                                        д) решал

в) фамилия                                                                    

13.Укажите существительные в Творительном падеже:

а) у берега                                        в) лопаты

б) ручкой                                         г) природой

14. Найдите глаголы:

 а) выход   б)  торопливый     в)   бегал     г) больше      д) улыбался

18.Найдите предложения с однородными членами:

а) Пушистый снег укрыл деревья и дома.

б) Осенью солнце не греет, часто идёт дождь.

в) Каштанка лизнула незнакомцу руку и заскулила

                                        Ответы на задания:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

а,

в,

г

б,

в,

е

в,

г

б,

г

б,

г

а,

в

в,

г

а,

б,

в

а,

в

б,

в,

д

 

 

а,

б,

 

б,

в,

г

б,

г

в,

д

а,

в,

 

Вариант №3.

1.Укажите глухие согласные звуки:

 а)   (г)                                          г)  (в)

 б)   (п)                                         д)  (с)

 в)   (ж)                                         е)  (ф)

2.Укажите, в каких словах звуков больше, чем букв:

а) ружьё                                в) колос

б) яблоко                               г) ёлочка

3.Указать слова, состоящие из трёх слогов:

а) пастух                                в) мельница

     б) запятая                               г) сапоги 

4.Найдите родственные слова к слову ДАТЬ

а)  давать                                      в) давить

б)  передать                                  г) давка

5.Укажите слова с буквой О в корне:

а)  п…левой                                  в) ск…зать

б)  в…лить                                    г) посм…треть

6.Укажите, в каких словах есть непроизносимый согласный Т:

а)   прекрас…ный                           в) ненас…ный

б)   несчас…ный                             г) вкус…ный

7. Найдите слова с буквой О в корне:

а)    х…ккей                                            в)  к…нфета

б)   б…скетбол                                      г) тр…ва 

8. Укажите слова с разделительным Ъ:

а) л…ют           б ) заб…ём     в) под…ём   г) обез…яна      д) об…явление

9.  Укажите слово без приставки:

а)  (от)дать                                                     в) (с)ветить

б)   (с)подругой                                             г) (с)неба

10. Укажите, в каких словах верно выделены окончания:

а)грибы                                                г) большой

б) тропинка                                          д) доброго

в) читает 

11.  Найдите слова, соответствующие схеме: приставка-корень-суффикс-окончание.

а)    приморский                                      в) заехал

б)    перешёл                                            г) подковка

12. Укажите, какие из данных слов являются именами существительными:

а)     синь                                             г) бегал

б)     вчера                                          д) книжный

в)      заход                                                         

13. Укажите существительные в Дательном падеже:

а)   матч                                                  в) ученику

б)  подруге                                             г) на природе

14. Найдите глаголы:

 а) до свидания      б) впереди   в)   приход     г)   был     д) поспать

15. Найдите предложения с однородными членами:

а) Из водорослей люди готовят вкусные кушанья и корм для скота.

б) По морям плавают пассажирские пароходы.

в) Пришла осень и перекрасила все листья.

Ответы на задания:

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

а.

б,

в,

д

 

б,

г

в,

г,

 

а,

б

а,

г

б,

в

б,

в

а,

б,

в

б,

г

б,

в

а,

г

а,

в,

 

б,

в

г,

д

а,

в

Вариант №4.

1. Укажите звонкие согласные звуки:

 а)   (ц)                                           г)  (м)

 б)   (н)                                           д)  (щ)

 в)   (л)                                           е)  (с)

2.Укажите, в каких словах звуков больше, чем букв:

а)  яма                                      г) свет

б)  полёт                                  д) ёжик

в) парта

3.Указать слова, состоящие из трёх слогов:

а)  поведение                             в) бежать

б)  погода                                   г) солдатик  

4.  Укажите родственные слова к слову ВОДА:

а) водитель                                     в) провод

б) водяной                                      г) водичка

5.Укажите слова с буквой  И в корне:

а)   св…тить                                  в)  оп…сание 

б)   пол…вать                               г) разн…сти

6.Укажите, в каких словах есть непроизносимый согласный Т:

 

а) радос…ный                               в) ужас…ный

б)  вкус…ный                                г) чес…ный

7.Найдите слово с буквой О в корне:

а)    г…зета                                            в) м…локо

б)   б…рьер                                            г) к…сьба 

8.  Укажите слова с разделительным Ь:

а) сем…я      б)  об…явление        в) в…юга     г ) сер..ёзный                                               д) раз…яснить

9. Укажите слово с приставкой:

а)    (на)кормить                                             в) (на)клониться

б)    (на)ладони                                               г) (на)корабле

10. Укажите, в каких словах верно выделены окончания:

 а)  радостный                            г)  дружбу

 б)  греет                                     д) погнал

 в) лесник_

11. Найдите слова, соответствующие схеме: приставка-корень-суффикс-окончание

а)     ночной                                    в) пролетели

б)    приморский                            г)  надомный

12. Укажите, какие из данных слов являются именами существительными:

а)  жонглёр                                            г) восьмой

б)   семья                                               д) соловьи

в)   полезно                                                               

13. Найдите существительные 3 склонения :

а) дочь    б) меч    в) лечь         г) полночь

14. Найдите глаголы:

 а)  подъём       б) руководить       в) завтра        г) убежали 

 д) руководитель

15. Найдите предложения с однородными членами:

а) В поле, в роще, в воздухе царствовала тишина.

б) Птицы быстро спрятались, а кот растерянно оглядывался.

в) Мне поручили хорошую и интересную работу.

Ответы на задания

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

в,

г,

д

б,

в,

г

б,

г

б,

г

б,

в

а,

г

 

в,

г

а,

в,

г

а,

в,

 

а,

в,г

б,

 

г

а,

б,

д

а,

г

 

б,

г

а,

в

Вариант №5.

1. Укажите звонкие согласные звуки:

 а)   (р)                                           г)  (н)

 б)   (ч)                                           д)  (ц)

 в)   (л)                                           е)  (с)

2.Укажите, в каких словах звуков больше, чем букв:

а)  яма                                      г) юла

б)  пень                                    д) побьёт

в)  ёлочка

3. Указать слова, состоящие из 4-х слогов:

а) живопись                              в) литература

б) викторина                             г) галерея

4.  Укажите родственные слова к слову ВОДА:

а) водитель                                     в) провод

б) водяной                                      г) водичк

5.Укажите слова с буквой  И в корне:

а)   св…тить                                  в)  к…слота

б)   пол…вать                               г) разн…сти

6.Укажите, в каких словах есть непроизносимый согласный Т:

а) чес…ный                                   в) опас…ный

б)  вкус…ный                                г) радос…ный

7. Укажите слова с удвоенной согласной:

а)   санти(м,мм)етр                                   в) Ро(с,сс)ия

б)   шо(с,сс)е                                              г) бе(с,сс)еда

8. Укажите слова с разделительным Ъ:

а) под…езд    б)  вороб…и        в) об…явление    г ) кос…ба   д) раз…яснить

9.     Укажите слово с приставкой:

а)    (на)поить                                             в) (на)ехать

б)    (на)голове                                            г) (на)корабле

10. Укажите, в каких словах верно выделены окончания:

 а)  весёлый                                      г) травку

 б)  хлопнул                                     д) водой

 в)  снежки

11. Найдите слова, соответствующие схеме:  корень-суффикс

а)     золотая                              в)  дворник

б)     лесок                                  г)  необъятный

12. Укажите, какие из данных слов являются именами существительными:

а)   окно                                                 г) шагать

б)   семья                                               д) соловьи

в)   скоро                                                               

13. Найдите существительные 2 склонения:

а) мышь    б) картофель      в) сено   г) жизнь

14. Найдите глаголы:

 а)  приходит      б) руководить       в) вчера        г) убежали 

 д) руководитель

15. Найдите предложения с однородными членами:

а) На уроке географии мы изучаем страны, материки, моря и океаны.

б) Многие птицы  осенью меняют свою окраску.

в) Для дальнего путешествия запаслись тёплой одеждой, едой и обувью.

                                 Ответы на задания:

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

а,

в,

г

а,

в,

г

б,

 

г

б,

г

б,

в

а,

г

а,

в

б,

г

а,

в

а,

в,

д

 

б,

в,

 

а,

б,

д

б,

в

а,


г

а
в

 

В результате наблюдений за деятельностью учащихся при дифференциации процесса обучения у меня сложились представления о существовании трёх уровней знаний у учащихся и какие к ним могут предъявляться требования. Они представлены в настоящей таблице.

 

 

 

Уровни усвоения знаний

Требования к действиям учащихся

Первый уровень

Воспроизведение и запоминание

Связано с непосредственным воспроизведением содержания изученного материала различной сложности

Показывать, опознавать, называть, распознавать, узнавать, давать определение, пересказывать

Второй уровень

Применение знаний в знакомой ситуации по образцу. Выполнение действий с чётко обозначенными правилами. Применение знаний на основе обобщаемой схемы.

Объяснять, составлять что-то по готовой схеме, соотносить, характеризовать, сравнивать, соблюдать правила

Третий уровень

Применение знаний в незнакомой ситуации, т.е. творчески.

Составить устный или письменный ответ на проблемный вопрос, высказать суждение, выделить существенные признаки, анализировать информацию, написать сочинение, дать отзыв или рецензию, приводить и обосновывать собственные примеры, искать необходимую информацию

 

   


Скачано с www.znanio.ru

Дифференцированное обучение на уроках русского языка и литературы

Дифференцированное обучение на уроках русского языка и литературы

В моей работе широко распространена внутриклассная дифференциация

В моей работе широко распространена внутриклассная дифференциация

Тогда я поставила задачу формировать у детей стремление к состязательности, здоровому соперничеству, вводя в урок элементы викторин и соревнований с обязательным подсчётом набранных очков, чтобы…

Тогда я поставила задачу формировать у детей стремление к состязательности, здоровому соперничеству, вводя в урок элементы викторин и соревнований с обязательным подсчётом набранных очков, чтобы…

Указать слова, состоящие из 3-х слогов

Указать слова, состоящие из 3-х слогов

Указать слова, состоящие из 3-х слогов

Указать слова, состоящие из 3-х слогов

Указать слова, состоящие из трёх слогов: а) пастух в) мельница б) запятая г) сапоги 4

Указать слова, состоящие из трёх слогов: а) пастух в) мельница б) запятая г) сапоги 4

Указать слова, состоящие из трёх слогов: а) поведение в) бежать б) погода г) солдатик 4

Указать слова, состоящие из трёх слогов: а) поведение в) бежать б) погода г) солдатик 4

Указать слова, состоящие из 4-х слогов: а) живопись в) литература б) викторина г) галерея 4

Указать слова, состоящие из 4-х слогов: а) живопись в) литература б) викторина г) галерея 4

Уровни усвоения знаний Требования к действиям учащихся

Уровни усвоения знаний Требования к действиям учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2018