МАГАДАНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МАГАДАНСКИЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»
«Дифференцированный подход к учащимся на уроках производственного обучения»
Выступление на заседании творческой группы
Мастер производственного обучения Светлов С.П.
Магадан 2018г.
Само слово Дифференциация – это различие, разделение. В процессе обучения разделяются, а точнее выделяются отдельные группы учащихся, обучение которых строится по-разному. В организации учебного процесса учитываются индивидуальные особенности учащихся, чтобы сделать процесс обучения для них боле эффективным. Цель дифференциации процесса обучения – обеспечить каждому учащемуся условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания общего образования.
При внутренней дифференциации, т.е. на уроке, личностно-ориентированное обучение достигается главным образом за счет педагогических технологий, за счет разнообразия приемов, которые предусматривают эти технологии.
Учащиеся по некоторым индивидуальным признакам объединяются в учебные группы, отличные друг от друга. Различают дифференциацию по способностям (по общим способностям, по частным способностям, по неспособностям), по проектируемой профессии, по интересам.
Дифференциация по общим способностям происходит на основании общего уровня обученности, развития учащихся, отдельных особенностей психического развития – памяти, мышления, познавательной деятельности.
Дифференциация по частным способностям предусматривает различие учащихся по способностям к тем или иным предметам. Дифференциация по проектируемой профессии касается учащихся 14-15 лет, хотя бы в общих чертах определивших свою профессию.
Серьезную проблему представляет реализация личностно-ориентированного обучения. С практическим заданием должны справиться самые слабые ученики, но оно должно быть интересно и самым одаренным.
Один из вариантов – это использование на уроках п/о индивидуальных карточек заданий. Перед составлением этих заданий, посещая уроки слесарного дела и материаловедения, необходимо выявить уровень знаний у разных групп учащихся.
Поэтому само задание составляется по принципу 3 уровней – от простых операций к более сложным. Первая часть задания условно называется «первый уровень и предполагает простое воспроизведение операций (опиливание, резка и т.д.) в соответствии с инструктажем. Часть задания, отнесенная ко второму уровню, подразумевает принятие альтернативных решений, умение анализировать, сопоставить различные практические приемы.
Третий уровень требует творческого подхода к выполнению задания, в таких заданиях не указан способ достижения результата.
От способностей каждого ученика зависит, сколько уровней он сможет выполнить за отведенное время. Выполнение первого уровня оценивается как «удовлетворительно », второго «хорошо», а третьего «отлично». Вполне естественно, что каждый ученик будет стремиться выполнять все задания полностью.
Интересно использовать на уроке ассистента. Ассистенту поручается помогать учащимся, оценившим свой потенциал на «удовлетворительно». Назначается из числа отличников. Обычно такие учащиеся с удовольствием оказывают помощь своим товарищам. Ассистент назначается и получает в начале урока инструктаж. В его обязанностей вменяется оказание помощи нуждающимся учащимся по мере их обращения, запись характерных ошибок, неисправностей инструмента и нестандартных ситуаций. В конце занятия ассистент получает оценку в соответствии со степенью своей полезности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.