МАГАДАНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МАГАДАНСКИЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»
Сообщение по теме самообразования
«Организация коллективной деятельности учащихся на уроках производственного обучения»
Мастер п/о Светлов С.П.
Магадан 2019г.
Среди различных форм организации производственного процесса заслуживает внимания принципиально новая форма деятельности – коллективная. При использовании такой формы деятельности всецело раскрывается процесс когда управленческая деятельность преподавателя строиться на основе взаимодействия всех субъектов учебно-воспитательного процесса, каждый обучающийся студент активно участвует в процессе обучения, в организационном развитии всей обучающейся группы.
Перед мастером встает вопрос, чтобы занятие было максимально продуктивным, вся группа действовала как одно целое, и каждый учащийся достиг цели занятия.
Опытный мастер должен, используя различные виды форм обучения, правильно организовывать деятельность учащегося.
Особый интерес представляет коллективная форма организации учебного процесса, который имеет свои особенности и включает следующие этапы работы:
1) Каждый учащийся попеременно выполнять роль то учащегося, то мастера. Достоинством этого этапа является то, что нет учащегося, кого только учат, есть новый тип коллектив, самообразовательный коллектив.
2) Ближайшая цель каждого – научить других всему, что умеешь сам. Выполняя роль мастера у учащихся повышается ответственность за свои собственные умения, свои знания.
3) Деятельность всех учащихся – участников занятий становится общественно полезной. Студент работает на коллектив. Со временем работа каждого становится более качественной, квалифицированной и вклад в профессиональный рост становится все весомее и значительнее.
4) Любой студент при такой форме обучения отвечает не только за свои знания и успехи, но также за знания и успехи своих товарищей, если не знаешь, то учи, ая тебе помогу, объясню и покажу, как сделать лучше, мы обучаем друг друга, а следовательно отвечаем друг за друга.
5) Ведущей идеей для учащихся и преподавателей становится полное совпадение целей работы, единство коллективных и личных интересов. Девиз такой формы обучения: «Чем больше я помогаю другим, тем больше и лучше я знаю сам».
6) Немаловажным обстоятельством такой формы обучения становится привлечение к процессу обучения учащихся старших курсов, которые прошли этот путь и могут дать советы с учетом своего опыта, что имеет очень большое значение с точки зрения воспитательного эффекта.
Использование коллективных учебных занятий неизбежно приводит к изменению учебного процесса в положительную сторону. Мастер параллельно становится не только преподавателем, но и современным руководителем. На занятиях п/о ему нужна организовать и наладить самоуправление, которое разрешает многие вопросы: планирование, управление работой каждого (кому с кем работать), организация соревнования, дисциплина, распределение учебных заданий, привлечение учащихся старших курсов и т.д. Вся работа может планироваться и организовываться, направляться в нужное русло только мастером, умелым руководителем, который обязан учитывать возрастные особенности обучающихся, средний уровень их умений и знаний, понимать цели и задачи каждого занятия и стремиться к максимальному их достижению.
Работа мастера п/о в этой технологии представляет собой последовательную цепочку определенных операций, которые неизбежно приводят к развитию познавательной активности учащихся, как к личному свойству, которое постепенно приобретается, развивается и закрепляется особенным образом в организованном процессе производства.
Показателями активности можно назвать прилежание, осознанность обучения, творческое проявление, умение учить других и т.д.
Степень включения в производственный процесс и проявление активности студента – это динамически меняющийся показатель. В силах каждого мастера помочь учащимся перейти с нулевого уровня на ситуативный, а с него на активно-исполнительский.
Во многом именно от мастера зависит, дойдет ли обучающийся учащийся до творческого уровня или предпочтете «отсидеться в тени». Поиск новых форм обучения, рациональных методов производственной деятельности, способствующих наиболее качественному овладению учебным материалом каждым учеником – первоочередная задача каждого работника учреждения начального профессионального образования.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.