Дифференцированный подход в обучении математике младших школьников
Оценка 4.7

Дифференцированный подход в обучении математике младших школьников

Оценка 4.7
Повышение квалификации +1
docx
математика +2
Взрослым
12.05.2019
Дифференцированный подход в обучении математике младших школьников
Обсуждая вопрос о дифференцированном подходе в обучении младших школьников, можно сформулировать некоторые условия его осуществления: 1. Знание индивидуальных и типологических особенностей отдельных учащихся и групп учащихся. 2. Умение анализировать учебный материал, выявлять возможные трудности, с которыми встретятся разные группы учащихся. 3. Составление развёрнутого плана урока, включая вопросы разным группам отдельным учащимся.
Дифференцированный подход в обучении математике младших школьников.docx
1 Дифференцированный подход в обучении математике младших школьников Обсуждая   вопрос   о дифференцированном   подходе   в обучении   младших школьников, можно сформулировать некоторые условия его осуществления: 1.   Знание   индивидуальных   и типологических   особенностей   отдельных учащихся и групп учащихся. 2. Умение анализировать учебный материал, выявлять возможные трудности, с которыми встретятся разные группы учащихся. 3. Составление развёрнутого плана урока, включая вопросы разным группам отдельным учащимся. 4.   Умение   «спрограммировать»   обучение   разных   групп   учащихся (а в идеале — каждого ученика). 5. Осуществление оперативной обратной связи. 6. Соблюдение педагогического такта. Многим   учителям   знакомы   трудности,   связанные   с организацией   на уроке фронтальной  работы   над  текстовой   задачей.  Среди   причин,  определяющий недостаточный уровень сформированности у учащихся умений решать задачи, выделены следующие. Первая   заключается   в методике   обучения,   которая   долгое   время ориентировала учителя не на формирование у учащихся обобщённых умений, а на «разучивание» способов решения задач определённых видов. Вторая причина кроется в том, что учащиеся объективно отличаются друг от друга характером умственной деятельности, осуществляемой при решении задачи. В то время,   когда   большая   часть   учащихся   только   приступает к осмысливанию содержания задачи вместе с учителем, другая, пусть меньшая часть,   уже   знает,   как   её   решать.   Одни   учащиеся   способны   видеть   разные способы решения, другим необходима значительная помощь для того, чтобы просто   задачу   решить.   Да и потребность   в помощи   различна   у разных учеников.   При   этом   определённая   часть   учащихся   так   и остаётся недогруженной, так как предлагаемые задачи слишком для них просты. Как же организовать на уроке работу над задачей, чтобы она соответствовала возможностям учащихся?  Можно выделить уровни умения решать задачи. Низкий уровень. Восприятие задачи осуществляется ученикам поверхностно, неполно.   При   этом   он вычленяет   разрозненные   данные,   внешние,   зачастую несущественные элементы задачи. Ученик не может и не пытается предвидеть ход её решения. Не поняв, как следует, содержания, ученик уже приступает к её   решению,   которое   чаще   всего   оказывается   беспорядочным манипулированием числовыми данными. 2   отведённое   для   этого   на уроке, Средний уровень. Восприятие задачи сопровождается её анализом. Ученик стремится понять задачу, выделяет данные и искомое, но способен при этом установить   между   ними   лишь   отдельные   связи. Из­за   отсутствияединой системы   связей   между   величинами   затруднено   предвидение   последующего хода решения задачи. Чем более разветвлена эта сеть, тем больше вероятность ошибочного решения. Высокий уровень. На основе полного всестороннего анализа задачи ученик выделяет целостную систему взаимосвязей между данными и искомым. Это позволяет   ему   целостное   планирование   решения   задачи.   Ученик   способен самостоятельно   увидеть   разные   способы   решения   и выделить   наиболее рациональный из возможных. Поэтому для эффективности обучения решению задач необходимо учитывать исходный   уровень   сформированности   этого   умения   у ученика.   Для   того, чтобы  организовать   разноуровневую   работу   над   задачей  в одно   и то же время,  уместно   использовать индивидуальные карточки — задания, которые готовятся заранее в трёх вариантах (для трёх уровней).  Карточки содержат системы заданий, связанные с анализом и решением одной и той же задачи, но на разных уровнях.   Предлагая   ученику   вариант   оптимального   для   него   уровня   сложности, осуществляется дифференциация поисковой деятельности при решении задачи.  Из этических соображений степень сложности указывается номером варианта (или *) в углу карточки. Задача.  «От двух   пристаней,   расстояние   между   которыми   117 км, отправились одновременно навстречу друг другу по реке два катера. Один шёл со скоростью 17 км/ч, другой — 24 км/ч. Какое расстояние будет между катерами через 2 часа после начала движения?» 1 уровень. 1. Рассмотрим чертёж к задаче и выполним задания. 17 км/ч? 24 км/ч 117 км/ч А)   Обведи   карандашом   отрезок,   обозначающий   расстояние,   пройденное первым катером за 2 часа. Вычисли это расстояние. Б)   Обведи   ручкой   отрезок,   обозначающий   расстояние,   пройденное   вторым катером. В) Рассмотри отрезки, обозначающие расстояние, пройденное двумя катерами за это время. Вычисли это расстояние. Г) Прочитай вопрос задачи и обозначь на чертеже отрезок, соответствующий искомому. Вычисли это расстояние. Напиши ответ. 2. Рассмотри ещё раз решение. 3. Проверь себя! (Ответ:35 км). У данной   задачи   есть   более   рациональный   способ   решения. Он предполагается, как дополнительное задание рассмотреть решение. Дополнительное задание. 4. Запиши пояснения к каждому действию и вычисли ответ. 1. 17 +24 =... 3 2.... * 2 =... 3. 117 —... = Ответ:... 2 уровень. 1. Закончи чертёж к задаче. Обозначь на нём данные и искомое. 2. последовательность действий и арифметические знаки каждого действия: 17 км/ч 24 км/ч ?   Рассмотри   рассуждение   от данных   к вопросу.   Укажи   на нём Скорость сближения 2 ч Расстояние, пройденное? Двумя катерами 117 км Расстояние между катерами.? 3. Пользуясь рассуждением, запиши план решения задачи. 4. Запиши решение задачи: А) по действиям; Б) выражением. Ответ:... 5. Проверь себя! Сопоставь ответы, полученные разными способами. 3 уровень. 1. Сделай чертёж. 2. Пользуясь чертежом, найди более рациональный способ решения. 3. Запиши решение задачи: А) по действиям; Б) выражением. Ответ:... Дополнительное задание: 4 4.   Узнай,   какое   расстояние   будет   между   катерами   при   той же   скорости и направлении движения через 3 ч? 4 ч? Важным является вопрос об организации работы на уроке. Благодаря тому что варианты заданий приспособлены к возможностям учащихся, а печатная форма предъявления задания снимет сложности, связанные с оформлением, на уроке   может   быть   организована   самостоятельная   работа   учащихся. Во время этой работы есть возможность оказывать индивидуальную работу отдельным учащихся. Но возможны и другие варианты. Например, по мере надобности учитель может руководить работой учащихся одного из уровней, в то время как другие работают самостоятельно. Может быть организована и групповая работа учащихся на уроке. При этом дети   каждой   группы   обсуждают   и выполняют   задания   совместно.   Состав таких   групп   может   быть   как  одноуровневым,   так  и разноуровневым, в зависимости от целей, которые ставит учитель в этой работе. В конце урока работы учащихся собираются учителем для проверки. Решая   одну   и ту же   задачу,   создаётся   благоприятное   условие   для обсуждения её сразу же после её решения.  Это,  с одной   стороны,  служит   необходимой   обратной   связью   для   учителя, который получает таким образом общее представление о выполнении работы учащимися уже на уроке.   С другой   стороны,  обратная   связь   осуществляется   и для   ученика.  Он ещё помнит, какие имел трудности и сомнения, и получает либо подтверждение, либо   опровержение   своей   деятельности   и результатов.   Кроме   того,   в ходе обсуждения   результатов   работы   ученик   имеет   возможность   увидеть деятельность более высокого уровня, чем тот, на котором он работал. Таким образом, учащиеся не ограничиваются рамками предлагаемого им уровня. Работа над текстовой задачей на уроке с помощью карточек, описанных ранее, органично вписывается в ход урока, удобна в организации, повышает самостоятельность   учащихся   и позволяет   у них   формировать   умение решать   текстовые   математические   задачи   на доступном   уровне сложности, —   это   совершенствует   обучение   решению   задач   учащихся начальных классов. Разноуровневая форма обучения не может дать положительного результата сама  по себе,  она   требует   огромной   работы  над  содержанием   и методикой преподавания. В работе разноуровневом обучении приходится сталкиваться прежде   всего   с проблемой   отбора   учащихся   в группы.   При   разделении учащихся на уровни необходимо учитывать желания самих учеников учиться на том   или   ином   уровне.   Для   того   чтобы   такое   желание   не расходилось с возможностями ученика, надо дать учащимся шанс проявить себя, оценить свои силы и возможности. 5 В такой   форме   организации   работы   есть   и один   существенный недостаток.   В разноуровневые   группы   отбирались   учащиеся   с учётом в основном их   математических   способностей,   которые   далеко   не всегда совпадают со способностями к изучению других предметов. Обучение   детей,   разных   не только   по уровню   подготовки,   но даже по учебным   возможностям —   это   сложная   задача,   стоящая   перед учителем.  И решить её невозможно без дифференцированного подхода к их обучению. В условиях   урока   индивидуальный   подход   к учащимся   реализуется в разумной дифференциации учебных заданий, постановке перед учащимися посильных   задач,   где   посильность   и лёгкость   отнюдь   не тождественные понятия. Это посильное задание, упражнения, предлагаемые с учётом уровня знаний,   умений   и навыков   учащихся   и предполагающие   последовательное усложнение познавательных задач. Пусть от первичного усвоения до прочного сформированного навыка у разных школьников не одинаков. Главной задачей учителя — сократить у тех детей, у которых он длиннее, чем у остальных. Дифференцированный подход можно использовать и при изучении нового материала. Работу можно начать с группы учащихся в 4 человека. Например, при изучении переместительного свойства умножения учитель даёт каждому ученику разные пары примеров: 3*2, 2*3. После   того,   как   ученики   найдут   результат,   заменяя   произведение   суммой одинаковых   слагаемых;   учитель   предлагает   работать   группой   в четыре человека. Он ставит задачу — сравнить пары примеров. Чем они похожи? Чем отличаются?   Какой   вывод   можно   сделать?   Ученики   каждой   группы обсуждают  поставленную перед ними задачу и решают, кто  из них  ответит на поставленный вопрос. При изучении данного вопроса групповая форма работы особенно интересна. Так   в процессе   фронтальной   работы,   которая   затем   следует   за групповой, ученики   убеждаются,   что   наблюдаемая   ими   закономерность   повторилась во всех   заданиях   у всех   групп.   При   организации   групповой   формы   работы возникает целый ряд проблем. Одна из них — как разделить класс на группы? Результаты   исследования   по данной   проблеме   учёным   Лийметс Х. Й. показали,   что   целесообразно   объединять   в группы   учащихся   с разной успеваемостью   и уровнем   развития.   Это   способствует   общению   между членами   группы.   Сильные   ученики   чувствуют   ответственность   за более слабых, так как учитель может вызвать для ответа любого ученика группы. Функция же   групповой   работы   значительно   шире,   так   как   в этом   случае результат выполняемой работы зависит не только от усилий каждого ученика, но и степени согласованности действий между учащимися всей группы.

Дифференцированный подход в обучении математике младших школьников

Дифференцированный подход в обучении математике младших школьников

Дифференцированный подход в обучении математике младших школьников

Дифференцированный подход в обучении математике младших школьников

Дифференцированный подход в обучении математике младших школьников

Дифференцированный подход в обучении математике младших школьников

Дифференцированный подход в обучении математике младших школьников

Дифференцированный подход в обучении математике младших школьников

Дифференцированный подход в обучении математике младших школьников

Дифференцированный подход в обучении математике младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2019