Частное образовательное учреждение дополнительного
профессионального образования
Институт повышения квалификации и профессиональной
переподготовки
Программа профессиональной переподготовки
«Учитель-наставник»
на тему:
«Затруднения начинающих учителей в профессиональной деятельности»
Выполнила:
Задоркина Марина Юрьевна
учитель истории и обществознания
высшая квалификационная категория
МБОУ «Уршельская СОШ»
г. Санкт-Петербург, 2022
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТРУДНОСТЕЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………….....5
1.1. Психолого-педагогические взгляды на сущность педагогической деятельности ……………………………………………………………...…..……......5
1.2. Объективный характер трудностей учителя в процессе профессиональной деятельности………………………………………….……..…..11
1.3. Типичные трудности в педагогической деятельности молодого учителя…............................................................................................16
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПИРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ТРУДНОСТЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧИНЮЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ………………………………….....23
2.1. Цели, задачи и организация исследования в среднеобразовательной
школе……………………………………………………..…………………..…23
2.2. Анализ трудностей начинающих учителей в
педагогической деятельности в среднеобразовательной школе...26
2.3. Разработка комплекса практических рекомендаций направленных на преодоление трудностей начинающих учителей в их педагогической деятельности ………………………………………………………………………………………….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..………..37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..……….40
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………...........44
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В условиях реформирования и обновления нашего общества роль учителя в этих процессах трудно переоценить. Педагог в современном обществе является одним из важнейших двигателей развития. Учитель сегодня – это проводник в жизнь, которая сегодня своими темпами удивляет, а иногда и пугает. Поэтому, учитывая, что сегодня ребенок не огорожен от трудностей внешнего мира, роль учителя можно определить как одну из значительнейших ролей взрослых в детской жизни. Во многом от него зависит образование народа, его культура и нравственность, а также направление дальнейшего развития общества. Педагог воспитывает и обучает будущее общества, его дальнейшую жизнь. От учителя зависит, появятся ли в нашем обществе люди гуманные, патриотичные, достойные, творческие, выдающиеся.
В настоящее время, в системе образования, необходимы профессионально компетентные, самостоятельно мыслящие педагоги, способные максимально качественно и высококлассно применять на практике, те знания, которые ранее были получены в средне специальном или в высшем образовательном учреждении. В результате различных социально-педагогических опросов можно сделать вывод, что, несмотря на качественную подготовку студентов и их высокие показатели готовности к педагогической деятельности, у начинающего педагога могут возникнуть различные трудности в процессе профессиональной адаптации.
Профессиональная адаптация – это неизбежный процесс вхождения человека в профессию, гармонизация взаимодействия его с профессиональной средой. Адаптация в профессиональной деятельности: ее содержание, цели, средства, технологии осуществления, режим и интенсивность деятельности; адаптация к различным требованиям и стандартам производственной и трудовой дисциплины, организационным нормам и правилам; адаптация к профессионально-ролевым, социальным функциям, социально профессиональному статусу, адаптация к правилам, нормам, ценностям, отношениям в трудовом коллективе. Профессиональная адаптация – это непрерывно продолжающийся, постоянно протекающий процесс, имеющий свои особенности и динамику. Данный процесс неизбежен для каждого начинающего педагога, на его пути будут встречаться трудности различного вида, с которыми педагог будет должен справляться.
Немало важную роль играет и система ценностей начинающего учителя, определяя его ориентации и отношение к самому себе, к сотрудникам и руководителям, к своим служебным обязанностям. Эти отношения могут оказаться как позитивными, так и негативными, что может являться одной из трудностей в процессе его адаптации и самореализации как молодого педагога.
Трудность – это препятствие физического, психологического и пр. характера, для преодоление которого, необходимо приложить усилия. Все трудности начинающего педагога мешают его реализации, могут подавлять его как специалиста и в целом не благотворно влиять на процесс его профессиональной деятельности. Также следует отметить, что педагогическая деятельность, вне зависимости от стажа и опыта педагога полна различных ситуаций, требующих повышенного эмоционального реагирования.
По степени напряженности, нагрузка учителей значительно больше, чем у банкиров, менеджеров и т.п. людей, то есть профессионалов, непосредственно работающих с людьми. Причинами повышенной нагрузки, в педагогической деятельности, могут быть различные обстоятельства: большая загруженность рабочего дня, новые или трудные ситуации, повышенные интеллектуальные, физические нагрузки и т.д. Из этого стоит отметить, что профессиональная деятельность учителя, полна не только приятными и яркими событиями, но и некоторыми трудностями которые придется преодолеть. Необходимо отметить и тот факт, что «эффективные» педагоги по сравнению с «неэффективными» отличаются высокой самооценкой, позитивным отношением к себе, свободной от чрезмерной тревожности и самокритики. Такие педагоги оказывают положительное влияние на успеваемость учащихся, атмосферу внутри класса, с легкостью могут расположить почти каждого ученика, поэтому такие учителя более эффективно, решают задачи, стоящие перед ними на уроке.
Цель исследования – выявить профессиональные трудности начинающих
учителей и разработать комплекс практических рекомендаций, направленных на преодоление профессиональных трудностей начинающих учителей.
Задачи исследования:
1) Изучить научно-методическую литературу по теме исследования.
2) Рассмотреть психолого-педагогические взгляды на сущность педагогической деятельности.
3) Проанализировать профессиональные трудности начинающих учителей в педагогической деятельности.
4) Разработать комплекс практических рекомендаций, направленных на преодоление профессиональных трудностей начинающих учителей .
Объект исследования – профессиональная деятельность, начинающих учителей.
Предмет исследования – особенности преодоления профессиональных трудностей начинающих учителей .
Педагогическая деятельность в целом и непосредственно профессия учителя, педагога является одной из древнейших. В ней аккумулирован тысячелетний опыт преемственности поколений. Педагог, по своей сути, — это связующее звено между поколениями, носитель человеческого, общественного, исторического опыта. Общественно-культурная целостность народа, цивилизации в целом преемственность поколений во многом обусловлены педагогической деятельностью.
Возникновение педагогической профессии является объективным, так как человеческое общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать освоение окружающего мира с начала, без того опыта, который ранее, уже был получен.
Педагогическая деятельность — это деятельность, которая обеспечивает отношения, возникающие между людьми при передаче духовно-практического опыта. Педагогическая деятельность состоит из двух видов: научной и практической.
Взрослое поколение граждан всегда стремится передать младшему поколению накопленный духовный и практический опыт человечества – культуру, чтобы общество могло сохраняться и развиваться. Поэтому человек, владеющий культурой, является одной из главных целей общества. Для достижения такой цели в обществе организуется специальная деятельность – педагогическая.
Но передать всю культуру посредством педагогической деятельности невозможно. Для этой деятельности отбирается необходимая и обязательная для овладения часть культуры, представляющая некоторую совокупность духовного и практического опыта в форме знаний и умений пользоваться ими, в форме высших нравственных качеств. Человек, владеющий этой частью культуры, и является целью педагогической деятельности. Результатом завершенной педагогической деятельности должен стать человек, овладевший данной частью
Педагогическую деятельность может осуществить социально образованный человек, имеющий педагогическое (профессиональное) образование. Предметом педагогической деятельности является вся отобранная и предназначенная для передачи младшему поколению часть культуры, специальная обработка которой и позволяет достичь поставленной цели.
Средства, при помощи которых осуществляется педагогическая деятельность, представляют собой, прежде всего, природные свойства и качества, принадлежащие человеку: органы чувств и опорно-двигательный аппарат; социальные качества (способность осознавать, понимать, пользоваться знанием и умением); а также вспомогательные средства: различного рода инструменты, в том числе книги, письменные принадлежности и т. п. [25].
Педагогическая деятельность осуществляется совокупностью действий, приводящих к результату, соответствующему цели. Эта совокупность представляет собой два вида педагогической деятельности: научная и практическая.
Научная педагогическая деятельность – это вид педагогической деятельности, целью которой является получение новых знаний о педагогических отношениях взрослых и детей и формах их развития. Научная педагогическая деятельность состоит из двух видов: теоретической и экспериментальной.
Научная деятельность изучает всю совокупность отношений, возникающих в педагогической сфере, и вырабатывает рекомендации, нормы и формы научной организации практической деятельности.
Практическая педагогическая деятельность – это вид педагогической деятельности, целью которой является передача необходимой части культуры и опыта старшего поколения младшему.
В практической педагогической деятельности происходит передача культуры (опыта) младшему поколению.
Практическая педагогическая деятельность состоит из двух видов: учебной и воспитательной.
Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в его особенностях деятельности и образе мышления. Педагогическая профессия относится к профессиям типа «Человек-Человек». Согласно Е.А. Климову, этот тип профессий определяется следующими качествами человека: устойчиво хорошим самочувствием в ходе работы с людьми, потребностью в общении, способностью мысленно ставить себя на место другого человека, способностью быстро понимать намерения, помыслы, настроение других людей, способностью быстро разбираться во взаимоотношениях людей, способностью хорошо помнить, держать в уме знание о личных качествах многих и разных людей и т.д. [13].
По Е.А. Климову, человеку этой профессиональной схемы свойственны:
умение руководить, учить, воспитывать, «осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей»;
1) умение слушать и выслушивать;
2) широкий кругозор;
3) речевая (коммуникативная) культура;
4) «душеведческая направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, характера человека, его поведению, умение или способность мысленно представлять, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписывать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту»;
5) «проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше»;
6) способность сопереживания;
7) наблюдательность;
8) «глубокая убежденность в правильности идеи служения народу в целом»;
9) решение нестандартных ситуаций;
10) высокая степень саморегуляции.
Противопоказаниями к выбору профессий данного типа являются дефекты речи, невыразительная речь, замкнутость, погруженность в себя, необщительность, выраженные физические недостатки, излишняя медлительность, равнодушие к людям, отсутствие признаков бескорыстного интереса к человеку (Е. А. Климов).
Входящая в этот тип педагогическая профессия предъявляет еще целый
ряд специфических требований, среди которых профессиональная компетентность и дидактическая культура являются основными.
Знаковые и, в частности, языковые системы в педагогической деятельности являются основным средством передачи общественно-
исторического опыта, в то же время сами знаковые системы являются предметом усвоения. Не меньшую роль в современном образовательном процессе играет и техника (электронно-вычислительная, компьютерная). Педагог использует ее и как средство передачи, и как предмет изучения, а затем и обучения учеников умению ею пользоваться.
В учебнике Столяренко Л. Д. говорится о том, что еще в начале XX века П. Ф. Каптерев выделил и объективные и субъективные факторы, необходимые для педагогической деятельности, наметил их иерархию [32].
П. Ф. Каптерев отметил, что личность учителя в обстановке обучения занимает первое место, те или другие свойства его будут повышать или понижать воспитательное влияние обучения. Он выделяет главные показатели: первое свойство объективного характера заключается в степени знания учителем преподаваемого предмета, в степени научной подготовки по данной специальности, по родственным предметам, в широком образовании; потом - в знакомстве с методологией предмета, общими дидактическими принципами и, наконец, в знании свойств детской натуры, с которой учителю приходится иметь дело; второе свойство - субъективного характера и заключается в преподавательском искусстве, в личном педагогическом таланте и творчестве
[32].
Все современные исследователи отмечают, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой учителя, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность. В. А. Крутецкий добавляет к этому склонность человека работать и общаться с детьми [16]. Подчеркнем также важность для учителя желания самосовершенствования, саморазвития, ибо, как точно отметил еще Е. Д. Ушинский, учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель [36].
В настоящее время в отечественной педагогической психологии, в исследованиях Н. В. Кузьминой и ее школы, А. К. Марковой, С. В. Кондратьевой, В. А. Кан-Калика, Л. М. Митиной и др. проблема свойств педагога, определяющих эффективность (продуктивность) педагогической деятельности, стала предметом специального теоретического и экспериментального изучения.
По Н. В. Кузьминой, структура субъективных факторов включает:
1) тип направленности;
2) уровень способностей;
3)компетентность, в которую входят: специально-педагогическая компетентность, методическая, социально-психологическая, дифференциальнопсихологическая, аутопсихологическая компетентность [17].
Существенны здесь предложенная дифференциация самой
компетентности и выделение такого важного ее уровня, как аутопсихологическая компетентность. Аутопсихологическая компетентность соотносится с понятием профессионального самосознания, самопознания и саморазвития.
По А. К. Марковой, структура субъектных свойств может быть представлена следующими блоками характеристик:
- Объективные характеристики: профессиональные знания, профессиональные умения, психологические и педагогические знания.
- Субъективные характеристики: психологические позиции, мотивация, Яконцепция, установки, личностные особенности.
А. К. Маркова выделяет три основные стороны труда педагога:
собственно педагогическая деятельность, педагогическое общение и личность
С другой стороны, профессии этого типа всегда требуют от человека специальных знаний, умений и навыков, в какой - либо области. Педагог, как любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащегося, процессом развития, которых он руководит.
Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки - человеческой и специальной. Так, в профессии учителя умение общаться становится необходимым качеством [31].
1.2. Объективный характер трудностей учителя в процессе профессиональной деятельности
Личность педагога всегда рассматривалась в образовании как один из ведущих факторов, обеспечивающих его качество. Процессы, характерные для сегодняшнего состояния отечественного образования, еще больше актуализировали обращение психолого-педагогических наук к личности и деятельности педагога, его профессиональной компетентности. Связано это, прежде всего, с предъявлением новых требований к качеству образования, сменой образовательных парадигм и подходов, внедрением образовательных стандартов нового поколения, определяющих компетентностную ориентацию содержания и результатов обучения. Учет таких требований в профессиональной сфере на фоне глубоких преобразований не только в системе российского образования, но и в целом в российском обществе, социально - экономической жизни страны, с одной стороны, создали условия для активной творческой деятельности педагога, формирования и реализации инновационного мышления, с другой – обусловили «утяжеление» старых, традиционных и появление новых проблем и трудностей в повседневной педагогической практике [24].
Известно, что любая деятельность осуществляется на основе определенной системы знаний, навыков и умений. Обычно она имеет вполне сложившуюся структуру и ряд взаимосвязанных элементов.
Остаются актуальными проблемы, связанные с трудностями учителя в педагогической деятельности, определением природы затруднений, разработкой эффективных моделей, алгоритмов, технологий их преодоления. Как следствие недостаточности в изучении психолого-педагогических механизмов возникновения затруднений, их разрешения в педагогической деятельности наблюдаются: снижение эффективности педагогического труда, рост неудовлетворенности работой педагога, чрезмерная психическая напряженность, накопление профессиональных деформаций. Практика показывает, что в процессе профессионального развития, в том числе в период обучения в вузах, на курсах переподготовки и повышения квалификации педагогов не ориентируют на овладение приемами профессиональной самодиагностики, методиками своевременного выявления и конструктивного преодоления профессиональных педагогических затруднений.
Новичок на новом месте работы сталкивается с большим количеством трудностей. В связи с этим возникает противоречие между теми высокими современными требованиями к молодым специалистам в образовательных учреждениях, в рамках профессиональной компетентности, и адаптационными затруднениями молодых специалистов, обусловленные их адаптационным потенциалом, профессиональной компетентностью, психологической готовностью к профессиональному самоутверждению и особенностями современного рынка труда.
Понятие «адаптационный потенциал» рассматривался многими авторами. С. Ю. Добряк рассматривает понятие «адаптационный потенциал» в качестве синонимичного понятию «адаптивность» и обозначает свойства, выражающие возможности личности к психической адаптации. [11]. Адаптационный потенциал личности определяется Н. Л. Коноваловой как интегрирующая характеристика психического здоровья.
С. Т. Посохова предполагает, что в адаптационном потенциале заложена латентность адаптационных способностей, своевременность и вектор реализации которых зависит от активности личности. По ее мнению, адаптационный потенциал целесообразно представлять как интегральное образование, объединяющее в сложную систему социально-психологические, психические, биологические свойства и качества, актуализируемые личностью для создания и реализации новых программ поведения в измененных условиях жизнедеятельности. Личностный адаптационный потенциал включает биопластический, биографический, психический и личностно-регуляторный компоненты [28].
Адаптационный потенциал личности определяется Н. Л. Коноваловой как интегрирующая характеристика психического здоровья. Психическая адаптивность оценивается при этом в качестве интегрального свойства личности как целостной системы и рассматривается как совокупность внутренних факторов, определяющих эффективность адаптационных изменений. Адаптивность, по мнению этого автора, в целом характеризующая способность личности противостоять срывам психической адаптации, зависит от многих конституциональных, врожденных и приобретенных факторов, определяющих структуру личности, находится в тесной взаимосвязи с периодизацией развития личности. Психическая адаптивность здесь определяется рядом составляющих общий уровень психического развития, личностные особенности и система отношений, характер и содержание психологических проблем, позиция личности по отношению к ним. [14].
Таким образом, профессиональная адаптация – двухсторонний процесс между личностью и новой для нее социальной средой. Анализируя процесс такого взаимодействия, можно выделить факторы профессиональной адаптации, то есть условия, влияющие на течение, сроки, темпы и результаты этого процесса, которые делятся на субъективные и объективные.
1. Объективные – это факторы, которые в меньшей степени зависят от педагога. Это уровень организации труда, санитарно-гигиенические условия и материально-техническая база образовательного учреждения, размер коллектива, расположение, имидж образовательного учреждения, наличие дополнительных образовательных услуг так далее.
2. Субъективные факторы, к которым относятся профессионально важные качества личности, социально-демографические характеристики работника (пол, возраст, образование, квалификация, стаж работы, социальное положение и так далее); социально-психологические (уровень притязаний, профессиональные ценности и самосознание, готовность трудиться, практичность, быстрота ориентации в производственной ситуации, самоконтроль и умение действовать рационально, коммуникабельность, восприятие самого себя, способность формировать у других чувство ответственности и так далее.); социологические (степень профессионального интереса, степень моральной и материальной заинтересованности в эффективности и качестве труда, наличие установки на повышение квалификации и образования, среда, в которой протекает профессиональная деятельность и так далее) [5].
Профессиональная мотивация так же специфична Ильин Е. П. выделил три группы мотивов профессиональной деятельности:
1)побуждения общественного характера, включающие в себя осознание необходимости приносить пользу людям, связанную с общественной установкой на значимость профессиональной деятельности;
2) удовлетворение потребности в самореализации, которая связана с тем, что человек по природе не только потребитель, но и созидатель;
3) получение определенных материальных благ для себя и своей семьи. Эти мотивы побуждают человека к тому, чтобы более или менее активно включаться в трудовую деятельность и работать с определенной степенью эффективности. У молодых специалистов доминирующим фактором все же является мотив удовлетворения потребности в самореализации.
Среда, в которой разворачивается профессиональная деятельность педагогов, также имеет свою специфику, обусловленную ее неоднородностью. С одной стороны, она включает в себя материально- техническую базу организации, в которой работает педагог. С другой стороны, в нее входят различные компоненты образовательной системы, такие как администрация образовательного учреждения, задающая основные направления работы. Коллег по работе, которые могут стать мощным «ресурсом» предотвращения профессионального выгорания, а также профессиональной самоидентификации педагога, находящегося на этапе вхождения в профессию и родителей, как потребителей услуг образовательного учреждения, влияя, в конечном итоге, на удовлетворенность собственной деятельностью. [29].
Соответственно описанным выше особенностям профессиональной адаптации молодых педагогов можно описать типичные причины, затрудняющие вхождение в профессию. Исследования О. В. Богдановой показывают, что педагоги выделяют следующие факторы, препятствующие успешной профессиональной адаптации: недостаточная профессиональная подготовка; слабая мотивация к профессиональному росту; отсутствие или недостаточное развитие профессионально важных качеств (Богданова О. В., 2001).
Среди профессионально важных умений и навыков, молодые педагоги отметили следующие: способность обучать других, способность к планированию своего будущего, большое чувство ответственности, терпеливость, упорство, стремление понять позицию другого, тщательность действий, способность к устным высказываниям, дружелюбие, общительность, энтузиазм в трудовой деятельности, аккуратность и последовательность в работе.
В целом, можно заключить, что наиболее важной «мишенью» для работы по сопровождению адаптации молодых специалистов к профессиональной среде, прежде всего, должна включать в себя постоянную поддержку личностного адаптационного потенциала педагога на этапе вхождения в профессию, а также корректно расставлять акценты на требованиях к профессиональной деятельности начинающих педагогов.
1.3. Типичные трудности в педагогической деятельности молодого учителя
На протяжении многих лет обсуждается проблема возникающих трудностей у молодых педагогов в период профессиональной деятельности. Многочисленные факты о профессиональной подготовке, деятельности и самочувствии начинающих учителей (до 2-3 лет) и молодых педагогов (до 5 лет), полученные из разных источников: монографий, сборников, научных трудов и других, подтверждают эту проблему [23].
И. Д. Лушников в своих исследованиях приводит такие данные: 45% молодых учителей не уверены, что справятся с повседневными организационными делами. Не испытывают удовлетворения началом самостоятельной работы от 41% до 44% начинающих учителей. Из 500 опрошенных молодых учителей 47% разочаровались в какой-то мере в своей профессии. Полную неудовлетворенность общением с учащимися испытывают от 18% и выше начинающих учителей, а 63% выпускников слабо владеют техникой и технологией обучения и воспитания. Из 1200 обследованных учителей 29,5% относятся к педагогической работе нейтрально или даже неприязненно, 32% начинающих учителей не занимаются самовоспитанием. Есть данные, говорящие о том, что лишь незначительная часть (до 7 %) начинающих учителей без всяких проблем включается в работу [20].
Прослеживается тенденция: та сторона профессиональной деятельности, которая была ослаблена в работе начинающих учителей, обычно остается неразвитой и в деятельности учителей со стажем. Не освоенное в период адаптации может так и не стать достоянием учителя. Кроме того, трудности с которыми сталкивается молодой учитель, на начальном этапе профессиональной деятельности, могут повлиять на всю его последующую работу [34].
Таким образом, опираясь на работы и исследования авторов по профессиональной адаптации молодых специалистов можно сделать вывод о том, что у большинства начинающих педагогов возникают трудности в профессиональной деятельности, несмотря на довольно-таки качественную вузовскую подготовку.
Решение любого рода задач вызывает трудности различной степени интенсивности. Трудность, по определению Т. С. Поляковой есть выражение противоречия между необходимостью выполнения определенной деятельности и недостаточностью знаний и умений, обеспечивающих успешность этого выполнения [26]. Иначе говоря, противоречие между требованиями профессии и профессионально-личностным развитием выпускников педагогических вузов является основным противоречием становления начинающих учителей.
Важно, чтобы основные трудности профессиональной адаптации проявлялись в работе молодого специалиста с самого начала, так как это становится отправной точкой поиска путей его разрешения, проявления профессиональной активности молодых педагогов. В полную меру их активность проявляется в преодолении противоречия: в работе по самовоспитанию и самообразованию, в изучении передового педагогического опыта, в волевых действиях при встречающихся трудностях.
По мере накопления профессионального опыта и развития личности учителя основные трудности профессиональной адаптации не снимается. Они могут приобретать менее резкие формы, выступать в ином виде, но обязательно существует, так как непрерывно меняются дети, появляются новые задачи перед школой, глубже осознаются проблемы самим учителем. Основные трудности профессиональной адаптации учителя порождает производные, а они, в свою очередь, проявляются во множестве других частных трудностей.
Первым из производных трудностей И. Д. Лушников выделяет следующее противоречие: между объективно необходимой целостностью, гармоничностью личности учителя-профессионала и реально выраженной дисгармонией, неполнотой в профессиональном «развитии» выпускников педагогического университета. Педагогический процесс требует относительно гармоничной подготовки учителя. Однако нередко обнаруживается непропорциональное, иногда одностороннее развитие профессионально-личностных качеств. Чем большее количество профессионально-личностных качеств не развито или развито недостаточно, тем больше затруднений в приобщении к профессии и тем слабее результаты адаптации [20,].
Второе производное противоречие относится к каждому профессиональноличностному качеству. Значительная часть выпускников считает, что некоторые личностные качества у них достаточно развиты для успешной работы в школе, практика же дает другие показатели. В этом случае указанное противоречие проявляется в виде рассогласования между самооценкой личных возможностей молодого учителя, его установкой, ожиданием и реальным выражением личностных качеств.
По данным исследований Т. С. Поляковой, в процессе профессионального становления лишь 14% молодых учителей не испытывают существенных трудностей в осуществлении учебно - воспитательного процесса, 42%испытывают трудности в организации коллективной жизнедеятельности учащихся, проведении внеклассной работы, у 64%-трудности в организации работы с родителями. На серьезные трудности в проведении учебной работы указало 18% опрошенных, 34% - встречаются с одинаковыми трудностями и в учебной, и в воспитательной работе [26,].
По данным исследования, с трудностями в учебно-воспитательном процессе сталкиваются около 40% начинающих педагогов. Поэтому проблема затруднений в деятельности, в данном случае начинающих учителей, разработка путей их предупреждения и преодоления - одна из самых актуальных проблем современной педагогической науки. Таким образом ошибочные, необоснованные действия, являясь чаще всего следствием затруднений, влекут за собой моральный и материальный ущерб коллективной деятельности, особенно в педагогической деятельности, так как объектом ошибки в этом случае является человеческая личность. Вместе с тем, именно педагогическая деятельность менее других защищена от таких решений, прежде всего, потому, что для учебновоспитательного процесса характерна большая подвижность и вариативность возникновения различного рода самых неожиданных ситуаций и проблем, требующих принятия педагогом мгновенных решений.
По определению Н. В. Кузьминой трудности - это «субъективное состояние напряженности, тяжести, неудовлетворенности, которое вызывается внешними факторами деятельности и зависит от характера самих факторов, образовательной, нравственной и физической подготовленности к деятельности и отношения к ней» [18].
В этом определении подчеркнута негативная сторона затруднений, хотя они могут играть и позитивную роль. Факторами, обусловливающими возникновение затруднений и выступающими как препятствие, являются противоречия. Если противоречия в процессе обучения осознаются педагогом, то они обретают материализованную форму в виде конкретной педагогической задачи. Трудность органически присуща любой проблеме, задаче. Дидактические затруднения - это субъективно-объективное отражение в виде педагогических задач противоречий процесса обучения, являющихся движущими силами его развития, что определяет неизбежность их возникновения и функционирования [33].
Противоречия - не только источник развития, но при определенных условиях они могут стать и тормозящим фактором. Это определяет противоречивую роль трудностей педагогической деятельности как отражение противоречий процесса обучения. С одной стороны, затруднения, не разрешаясь, являются тормозом на пути совершенствования педагогического мастерства, приводят к неуспеху в деятельности. Влияние длительного неуспеха сказывается не только на результатах, но и на формировании личности учителя: неуспех приводит к снижению самооценки, неверию в свои возможности. Особенно пагубно неуспех сказывается на деятельности начинающего учителя. Под влиянием успехов и неуспехов складывается уровень притязаний педагога, его самооценка. Крайним выражением психической напряженности является стрессовое состояние, которое неблагоприятно сказывается на эффективности деятельности.
Нами охарактеризована сдерживающая функция трудностей, являющаяся источником неудовлетворенности, напряженности, психологических срывов, причиной заниженной самооценки учителя, определяет негативную роль затруднений в процессе овладения педагогическим мастерством. С другой стороны, затруднение в качестве проблемы, задачи можно рассматривать как процесс отыскания способа ее решения, который вызывает состояние не только напряженности, неудовлетворенности, но также и мобилизации, волевой собранности, эмоционального подъема. Следовательно, затруднение не обязательно приводит к депрессии, но зачастую и к активизации личности.
Таким образом, затруднения могут выступать в качестве источника, стимулятора познавательной активности, мобилизационной готовности к решению проблем, что определяет их позитивную роль.
Трудности «вхождения» в профессию С. Г. Вершловский объясняет недостаточной практической подготовкой, полученной в вузе, а также необходимостью адаптации к профессионально-педагогической деятельности [4].
Молодые учителя ощущают недостаток в знаниях и умениях, которые можно освоить лишь на практике, a педагогическая теория, с которой учитель знакомился в студенческие годы, является обобщением практики и прямо не может быть ориентиром в конкретных педагогических ситуациях. Между тем воспитательные ситуации, с которыми сталкивается молодой специалист, носят комплексный характер и для их решения необходим весь арсенал психолого - педагогических знаний и умений.
С. Г. Вершловский выделяет несколько этапов в выработке профессионального стиля начинающего педагога:
1. Первый этап-вхождение в новую деятельность. Характеризуется высоким эмоциональным напряжением молодого учителя. Ошибки и неудачи вызывают огорчения, а иногда и чувство разочарования. В то же время и радость от первых успехов запечатлеется весьма ярко, поднимает его тонус:
2. Второй этап-аналитико-поисковый. Творческий поиск учителя во многом характеризует то, какие проблемы он видит в своей деятельности: связанные с огорчением, дисциплиной, организацией коллектива, взаимоотношениями с администрацией школы и т. д;
3. Третий этап - интегративный. На этом этапе складываются некоторые обобщенные профессиональные представления молодого учителя.
4. Четвертый этап – утверждения (3-5 лет работы). Молодой учитель проявляет устойчивость профессионального поведения. Общее профессиональное самочувствие характеризуется большой уверенностью в своих силах, возросшим чувством удовлетворенности своей работой. [4].
Выработка собственного стиля педагогической деятельности - это долгий труд через поиски, трудности, ошибки, колебания к обоснованным самостоятельным решениям, основанным на собственном приобретаемом опыте в период профессиональной адаптации.
Компетентность преподавателя во многом определяется качеством его образования. С опытом к нему приходит и профессионализм. Высшие учебные заведения в настоящее время стараются дать студенту самые современные психолого-педагогические знания, сформировывают у студентов педагогическое мышление, развивают способность к педагогическому прогнозированию.
На практике же видно, что выпускники ВУЗов, начиная свою профессиональную деятельность, в роли учителя, оказываются подготовлены больше теоретически, нежели практически. При этом, начинающий учитель несет точно такую же ответственность за свою работу и учеников как опытный педагог с многолетним стажем. Ученики и родители, как правило, не берут во внимание, что начинающий педагог может быть недостаточно подготовлен, в силу небольшого багажа практических навыков и маленького стажа работы. Из этого следует, что его большие знания теории и не большой практический навык создает противоречие в педагогической деятельности начинающего учителя. Таким образом в условиях современности, данное противоречие становится особенно актуальным, так как требования к профессиональной компетенции педагога и его ответственность возрастают.
Исследование начинающих педагогов позволяет определить весь комплекс трудностей, усложняющих педагогическую деятельность.
Темой нашего социологического исследования является «Исследование трудностей начинающего педагога, как важнейшего фактора для продуктивной, качественной и высококлассной работы». Проведение данного исследования является важным элементом для повышения уровня физических способностей учеников и образования в целом, что обуславливает актуальность данной работы.
По результатам исследования можно разработать соответствующие рекомендации, которые помогут начинающим учителям преодолевать трудности, встречающиеся в их педагогической деятельности.
Объектом исследования является профессиональная деятельность, начинающих учителей.
Предметом особенности преодоления профессиональных трудностей начинающих учителей.
Целью нашего исследования является разработка комплекса практических рекомендаций, направленных на преодоление профессиональных трудностей начинающих учителей.
Для достижения поставленной цели, нами были определены следующие задачи:
1) Провести анкетирование по выявлению профессиональных трудностей начинающих учителей.
2) Проанализировать результаты анкетирования по выявлению профессиональных трудностей начинающих учителей.
3) Разработать комплекс практических рекомендаций, направленных на преодоление трудностей начинающих учителей в их педагогической деятельности.
Метод социологического исследования – анкетирование.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе общеобразовательной школы пос. Уршельский. В эксперименте приняли участие педагоги, чей стаж работы не превышал 3-х лет.
В исследование применялся комплекс методов адекватных целям, задачам, объекту и предмету данного исследования: изучение и анализ научно – методической литературы, анкетирование, математико-статические методы.
Анкетирование проводилось с целью выявления трудностей, встречающихся у начинающих учителей. Анкеты для педагогов содержали вопросы по перечню трудностей, которые встретились на пути, начинающего педагога, за время его работы. Анкетирование проводилось в течение учебного года.
На первом этапе на основе теоретического анализа и обобщения научнометодической литературы, определялись сущность и характер трудностей, особенности их взаимосвязи со свойствами личности педагога, психологические механизмы развития трудностей.
На втором этапе проводилось анкетирование педагогов, чей стаж не превышал 3-х лет работы.
На третьем этапе осуществлялся анализ экспериментальных данных и их оформление в виде статистики.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются:
• комплексом исходных методических и теоретических положений; применением объективного метода исследования;
• участием достаточных выборок испытуемых, корректным применением методов математической статистики для количественного анализа экспериментальных данных.
2.2. Анализ трудностей начинающих учителей в
Цель нашего исследования заключалась в выявлении трудностей у начинающих учителей.
Для реализации поставленной цели было проведено эмпирическое исследование, участие в котором приняли 11 респондентов (приложение 1).
Исследование было проведено с помощью такого метода сбора социологической информации как анкетирование.
По результатам анкетирования был составлен социально-демографический портрет участников опроса. В ходе исследования было опрошено 11 респондентов, учителей среднеобразовательной школы. Выборка для массового опроса формировалась из респондентов работающих в среднеобразовательных школах, чей стаж профессиональной деятельности не превышал 3-х лет.
Из них 64% - женщины и 36% - мужчины
По возрастному параметру респондентов картина выглядит следующим образом (табл. 1 Приложение 1).
Из таблицы 1 мы можем сделать следующий вывод: все учителя принявшие участие в исследование достаточно молоды, а их возраст составляет от 20 до 27 лет.
Следующим немаловажным фактором в нашем исследовании являлся стаж работы учителя, стаж его профессиональной деятельности.
Из таблицы 2 (Приложение 1) мы видим, что у 2-х респондентов, а это 18% от общего числа исследуемых, педагогический стаж до 1-го года; у 3-х респондентов стаж составляет 1-2 года, это 28% от общего числа исследуемых; у 6-ти респондентов педагогический стаж составляет 2-3 года, это 54% от всех респондентов.
Все респонденты нашего исследования работают в среднеобразовательной школе, учителями и имеют высшее или средне-специальное педагогическое образование, без наличия которого они бы не смогли вести свою профессионально-педагогическую деятельность.
До выявления трудностей у начинающих учителей необходимо понять, по какой причине респонденты выбрали данную профессию, ведь одним из важнейших фактор при выборе данной профессии – это любовь к детям, это то, без чего педагогическая деятельность просто не может существовать. Анкетирование респондентов указывает на следующие статистические показатели (табл.3. Приложение 1).
Большой отпуск и работа находящаяся близко к дому, ни для кого из респондентов не стали ведущим фактором при выборе работы и профессии, а вот престижность профессии и любовь к детям стали основным фактором в выборе респондентов. Стоит отметить что для 9 респондентов из 11, а это 82% из 100, именно любовь к детям стали ключевым фактором в выборе профессии.
Что касается уровня профессиональной подготовки респондентов, все не было настолько однозначно, как в вопросе о выборе профессии (табл.4 Приложение 1).
Всего 18% респондентов, с полной уверенностью заявили, что они удовлетворены уровнем своей профессиональной подготовки. Еще 73% начинающих педагогов ответили, что они «скорее» удовлетворены, своей профессиональной подготовкой, ответ 9% респондентов был «скорее не удовлетворен, чем удовлетворен.
В первой части выпускной квалификационной работы мы выявили ряд характерных трудностей начинающих учителей, статистические данные подтвердили эти трудности.
Так изучение вопроса трудности, при взаимодействии с коллегами, целых 27% респондентов указали, что испытывают трудности в данном вопросе постоянно, еще 55% указали, что иногда испытывают трудности, и всего 18% респондентов ответили, что трудности при взаимодействии с коллегами не испытывают (табл. 5 Приложение 1).
Отсюда можно сделать вывод, что взаимодействие с коллегами с коллегами, пусть и не постоянно, испытывают 82% всех респондентов, это подтверждает одну из числа всех трудностей начинающих учителей.
На вопрос: «Испытываете ли вы трудности при взаимодействии с руководством?» ссылаясь на статистические данные таблицы 6 (Приложение 1) видно: 18% респондентов ответили, что при взаимодействии с руководством трудностей не испытывают, 9% ответили, что трудности испытывают постоянно, оставшиеся 73% респондентов указали, что иногда испытывают трудности в данном вопросе. Из этого следует, что трудности при взаимодействии с руководством также является характерной трудностью на начинающего педагога.
Что касается профессиональной деятельности каждого педагога, а это работа и взаимодействие с детьми то тут статистические данные указывают следующее (табл. 7 Приложение 1).
Трудности испытывают постоянно 27% респондентов, 46% респондентов трудности испытывают иногда, и 27% респондентов ответили, что не испытывают трудностей при работе и взаимодействии с детьми. Из этого следует вывод, что 73% респондентов, а это значительно больше половины всех респондент, в той или иной мере испытывают трудности при работе и взаимодействии с детьми.
При изучении вопроса о трудностях при взаимодействии с родителями своих учеников, опираясь на статистические данные таблицы 8 (Приложение 1) видно:
55% респондентов ответили что иногда испытывают трудности, 36% респондентов ответили, что трудности испытывают постоянно, а всего 9% от всех респондентов указали, что трудностей при взаимодействии с родителями своих учеников не испытывают. Статистические данные указывают, но то, что почти все респонденты, испытывают трудности в данном вопросе.
Следующим вопросом в нашем исследовании, стал вопрос о трудностях при составлении учебно-методической документации (табл.9 Приложение).
Из данных таблицы видно, что тут также не обошлось без трудностей, 27% респондентов при составлении учебно-методической документации трудности испытывают постоянно, еще 46% трудности испытывают иногда, оставшиеся 27% респондентов указали, что трудностей при составлении учебно-методической документации не испытывают. Следовательно, опираясь на статистику изучения данного вопроса, у 63% все респондентов бывают трудности при составлении учебно-методической документации.
Рассмотрим отношение респондентов к обеспечению общеобразовательного учреждения оборудованием и инвентарем (табл. 10 Приложение).
При изучении материальной базы школ, а именно, достаток инвентаря и оборудования, 27% респондентов указали, что им для учебной деятельности недостаточно инвентаря, еще 27% указали, что испытываю недостаток инвентаря и оборудования. На нехватку оборудования указали всего 9% респондентов, а оставшиеся 37% респондентов заявили, что инвентаря и оборудования, для проведения учебной деятельности им хватает в полном объем. Изучив данный вопрос можно сделать вывод о том, что больше половины всех респондентов, а именно 63% испытывают нехватку оборудования или инвентаря.
Для выявления степени удовлетворенности учителей своей трудовой деятельности, мы задали вопрос «Удовлетворены ли Вы своей работой?». По данному вопросу ответы расположились следующим образом
(табл. 11 Приложение).
По итогам исследования степени удовлетворенности начинающих учителей своей деятельностью - 55% респондентов удовлетворены своей работой, 9% респондентов своей работой не удовлетворены, и 36% частично не удовлетворены.
Рассмотрим, устраивает ли начинающих педагогов их режим трудовой деятельности (табл. 12 Приложение).
Проанализировав ответы респондентов, мы выяснили, что 55% респондентов устраивает режим их трудовой, 36% респондентов указали на то, что иногда режим трудовой деятельности их не устраивает, а 9% всех респондентов указали, что режим трудовой деятельности их не устраивает.
Для работы педагогом человеку нужны определенные знания, умения и навыки. У начинающих учителей определенные ЗУНы есть, но мы выяснили каким именно знаний и навыков не хватает им для своей профессиональной деятельности (табл. 13 Приложение).
На данный вопрос ответы расположились в следующем порядке: больше половины, а именно 64% указали на то, что практических навыков им не хватало или не хватает в большей мере, 18% респондентов указали, что им не хватало или не хватает психологических знаний, и всего 9% указали на не хватку теоретических знаний. Из этого следует вывод, что основной нехваткой для всех начинающих педагогов было именно нехватка практических умений и знаний.
Следующим вопросом в нашем исследовании был вопрос «Комфортно ли вы чувствуете себя на рабочем месте?». (табл. 14, Приложение)
Статистические данные указывают, что наибольший процент всех респондентов, а именно 55% ответили, что на рабочем месте чувствуют себя комфортно, 36% указали на то, что иногда не чувствуют себя комфортно на рабочем месте, а еще 9% указали что не чувствуют себя комфортно на рабочем месте.
В своей профессиональной деятельности педагог должен настраиваться на свою работу положительно, так как учитель работает в первую очередь с детьми, которые все чувствуют и результат его работы напрямую зависит от настроения. Для выявления настроения учителей, также был задан вопрос, ответы расположились следующем образом (табл.15 Приложение).
На вопрос, «С каким настроением вы идете на работу?» 46% ответили с «Хорошим», 36% респондентов ответили с «доброжелательным», и всего 18% ответили с удовлетворительным. Стоит отметить что вариант ответа с «Плохим» не один респондент не выбрал, а опираясь на статистические данные большинство респондентов идут на работу с хорошим и доброжелательным настроением, что, конечно же положительно сказывается на их профессиональной деятельности и на учениках в целом!
Проведенное исследование указало на ряд и характер трудностей начинающих учителей, подтвердило, что каждый начинающий учитель, так или иначе, сталкивается с рядом трудностей в своей профессиональной деятельности. По итогу исследования можно разработать рекомендации способствующие минимизировать ряд трудностей у начинающих учителей, которые в дальнейшем, может внедрить руководство среднеобразовательных учреждений в деятельность начинающих педагогов по.
В данной работе проведено исследование, направленное на выявление трудностей у начинающих учителей в среднеобразовательной школе. Опираясь на статистические данные исследования, мы выявили, что при взаимодействии и работой с учениками, их родителями, коллегами, руководством у начинающих учителей возникают различные трудности. Также трудности при работе у начинающих учителей вызывает маленькая материальная база школы, небольшой опыт практической деятельности, составление учебно методической документации и отчасти режим трудовой деятельности. На основе трудностей мы разработали ряд практических рекомендаций.
При работе и взаимодействии с детьми у начинающего педагога могут встречаться следующие трудности:
1. Придя на работу, начинающему учителю могут навязать мнение о некоторых учениках или даже целых классах. Вследствие этого у педагога складывается некий образ об ученике, учениках, классе, не всегда положительный, далее начинающий учитель может относится к ним предвзято.
Рекомендация: для того чтобы избежать данной ситуации начинающий педагог не должен опираться на чужие возможно искаженные мнения, должен иметь свою точку зрения и создавать личное мнение об учениках только из собственного опыта работы с ними.
2. Психологический климат – состояние группового поведения и
сознания, выражающееся в отношениях учеников друг с другом и педагогом. У учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя, поэтому с первых минут на уроке должна создаться обстановка доброжелательности.
Рекомендация: с детьми необходимо общаться на простом и понятном, языке, не использовать много сложных терминов и ни в коем случае не использовать слов «паразитов». С учениками необходимо иметь зрительный контакт и называть их по имени, а не по фамилии, это уменьшает психологическое расстояние между учеником и учителем. Также необходимо проявлять интерес к своему предмету и ученикам.
3. Недостаточная мотивация у учеников.
Рекомендации: Учитель должен быть воодушевлен своим уроком, ему самому урок должен быть интересен. Учитель должен учиться и узнавать что-то новое, должен принимать участие в различных конкурсах и соревнованиях, продвигать свой предмет и заинтересовывать занимающихся. На уроке не должно быть скучно и уныло, ученики должны понимать, зачем они пришли на этот урок и какую пользу они от него получать. Учитель должен быть примером и образцом для мотивации своих учеников.
4. Проблемы дисциплины.
Уже после нескольких дней работы в школе, учитель ознакомлен с классами и учениками, педагог понимает, что у его учеников есть масса вариантов для того чтобы помешать вести урок. Плохая дисциплина создает учителю затруднения в работе, мешает и ученикам, желающим заниматься.
Рекомендация: для того чтобы дисциплина на уроке была хорошей необходимо тщательно готовиться и продумывать урок. Учитель должен заинтересовывать своих учеников, им должно быть интересно, заниматься. Педагог обязан не допускать ни малейшей не компетенции в преподавании своего предмета.
5. Еще одну трудность для педагога в его профессиональной
деятельности создает взаимодействие с родителями своих учеников. Очень важно понимать, что родители должны быть союзниками преподавателей, должны «работать заодно».
На практике же бывает, наоборот, между педагогом и родителем складываются не просто разногласия, а целые конфликтные ситуации. Порой с родителями взаимодействовать на много сложнее чем с учениками, несмотря на то, что педагог и родители действую за одно, в интересах и на благо ребенка. Возможно, такие ситуации создаются потому, что семья узнает о проблемах только со слов ребенка, а выяснить и разобраться в ней, они либо не хотят, либо не могут.
Рекомендация: Конфликты не стоит избегать. Нужно своевременно решать все создавшиеся разногласия и противоречия, дабы не усугубить ситуацию.
На общеродительском собрании необходимо поднимать вопросы общего характера. Все проблемы и вопросы, касающиеся конкретного ученика необходимо решать отдельно, в личной беседе с родителем, семьей.
При случившейся не приятной ситуации между учителем и ребенком, необходимо по окончанию урока побеседовать с ним наедине. В этой беседе необходимо избегать оценки личности ребенка. Нужно говорить о вашем отношении к ситуации, а не личности ребенка.
Нельзя проявлять к ребенку безразличие, нужно быть педагогически заинтересованным в ребенке, быть добрым и вежливым.
6. Следующей одной из трудностей которой стоит уделить внимание - это трудности при взаимодействии с коллегами. Различные трудности и недопонимания могут случаться по разным причинам, различные педагогические приоритеты, разное отношение к своей профессиональной деятельности и др.
Рекомендация: при взаимодействии с коллегами необходимо быть вежливым и доброжелательным, во всех трудных ситуациях при общении и взаимодействии с коллегами необходимо быть спокойным и сдержанным, при этом не хранить в себе недосказанность и решать все вопросы по мере их поступления. Нужно находить общий язык с коллегами, а не избегать их, в любой ситуации нужно находить компромисс.
7. Еще одной трудность для начинающего педагога является взаимодействие с руководством. Разногласия, недопонимания и конфликтные ситуации с руководством могут возникать по разным причинам.
Рекомендация: При общении и взаимодействии с руководством важно соблюдать субординацию, общаться вежливо и спокойно, не стоит повышать голос. При возникновении не благоприятных ситуаций желательно решать их наедине с руководством, не при коллегах, следует быть корректным и сдержанным. В любой ситуации старайтесь найти компромисс.
8. Еще одной трудностью у начинающего педагога является трудность составления учебно-методической документации, в силу не большого опыта и маленького стажа.
Рекомендация: Начинающий педагог должен постоянно учиться, развиваться, прогрессировать становиться более опытным и квалифицированным педагогом, идти в ногу со временем. Набираться опытом можно и нужно у более опытных коллег. В случае возникновения вопроса, различного характера, не стесняться, а вежливо и корректно обратитесь к коллегам. Не стоит откладывать важные вопросы, в надежде, что они решаться сами собой. На добро отвечайте добром и никогда не забывайте, что когда-то вы тоже пришли в школу молодым и малоопытным учителем.
В качестве еще одной общей рекомендации хотелось бы сказать одно важное правило: «Относитесь к людям так, как хотели бы чтобы люди относились к вам!».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На протяжении многих лет обсуждается проблема возникающих трудностей у молодых педагогов в период профессиональной адаптации. Многочисленные факты о профессиональной подготовке, деятельности и самочувствии начинающих учителей (до 2-3 лет) и молодых педагогов (до 5 лет), полученные из разных источников: монографий, сборников, научных трудов и других, подтверждают эту проблему.
Выпускник педагогического вуза либо колледжа, придя работать по специальности, начинает в своем повседневном труде применять знания и практические навыки, полученные во время обучения. Однако на этом пути его ждет множество проблем. С какими же проблемами сталкиваются молодые специалисты: управление собственным психологическим состоянием на уроке, организация собственной работы и жизни в новой роли учителя, отношения со старшими коллегами, общение с детьми, выбор адекватной позиции, взаимодействие с родителями и др.
Трудности, встречающиеся на пути начинающих учителей, являются проблемой, которую нельзя оставлять без внимания и игнорировать. Это является ключевой проблемой начинающего учителя в профессионально-педагогической деятельности.
Для выявления трудностей начинающих учителей нами было проведен теоретический анализ имеющейся литературы. Нами были изучены психолого-педагогические взгляды на сущность педагогической деятельности, объективный характер трудностей учителя в процессе профессиональной деятельности и типичные трудности в деятельности молодого учителя.
На основе теоретической базы нами было проведено исследование трудностей начинающих учителей. На основании нашего исследования можно сделать следующие выводы.
Молодой педагог, начинающий свою педагогическую деятельность в общеобразовательном учреждении нередко теряется. Знаний, полученных в вузе или колледже, достаточно, но педагогическая практика показывает, что молодым педагогам не хватает педагогического опыта. Анализ педагогической действительности и социально-педагогических исследований показывает, что даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация выпускника может протекать длительно и сложно. Зачастую возникающие у молодого специалиста трудности связаны со слабой методической подготовкой, отсутствием возможностей организации своей педагогической деятельности, недостаточным владением приемами и методами обучения. Готовясь к занятию, молодой педагог не может выделить приоритетные цели и задачи, что приводит к низкой эффективности обучения.
Следующая проблема, с которой сталкивается большая часть молодых педагогов, - адаптационно коммуникативная. Она связана с тем, что молодой специалист попадает в незнакомую для него среду - педагогический коллектив. От коммуникабельности на первых порах зависит не только общий успех работы педагога, но и уровни самооценки и притязаний.
Возникают и определенные проблемы во взаимоотношениях с учащимися. Особое место занимает проблема взаимоотношений со «сложными», так называемыми проблемными детьми. Для работы с ними у молодого педагога не хватает педагогического опыта.
Профессиональная некомпетентность молодых педагогов связана и с тем, что они плохо контролируют и порой неверно строят свою речь. Специфические особенности педагогического труда и профессиональные возможности каждого педагога, отсутствие опыта, разрыв между знаниями и умениями приводят к разнообразным трудностям в период адаптации.
Практическая значимость нашей работы состоит в том, что выводы и рекомендации по проведенному исследованию можно применить на практике каждым начинающим педагогом, что поможет скорее адаптироваться и продуктивно вести свою профессионально-педагогическую деятельность.
Таким образом, задачи нашего исследования решены в полном объеме, цель достигнута.
1. Бесплатная библиотека России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://libed.ru/knigi-nauka
2. Болотов В. А., Ефремова Н. Ф. Системы оценки качества образования. М.: Логос. 2007. 194 с.
3. Введенский В. Н. Компетентность педагога, как важное условие успешности его профессиональной деятельности // Инновации в образовании. 2003. №4. С. 21–23.
4. Вершловский С. Г. Особенности профессионального становления молодого учителя / С. Г. Вершиловский // Советская педагогика. 2014. № 4. С. 76–84.
5. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. М.: Педагогика – Пресс. 1998. 536 с.
6. Гаджабова И. В. Профессиональное становление учителя // Начальная школа. 2015. № 3. С. 6–10.
7. Горшков В. В., Назаров Л. П. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. Заведений / А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова и др. М.: Издательский центр «Академия». 2002. 208 с.
8. Гребенкина Л. К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: учебное пособие / Л. К. Гребенкина. М: Педагогическое общество России. 2000.
117 с.
9. Даль В. Толковый словарь русского языка. М.: ЭКСМО. 2004. 736 с.
10. Дмитриева О. Б. Формирование психологической готовности молодых специалистов к профессиональной деятельности. М.: ИНГН. 1997. 145 с.
11. Добряк С. Ю. Динамика психологической адаптации курсантов на первом и втором году обучения в военном вузе: автореф. дис..канд. психол. наук. СПб. 2004. 110 с.
12. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс. 1997.
480 с.
13. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Е. А. Климов. 4-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия». 2010. 134 с.
14. Коновалова Н. Л. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников. СПб.: Издательство СанктПетербуржского ун-та. 2000. 215 с.
15. Кулагина И. Ю. Педагогическая психология: учеб. пособие для вузов по специальностям / И. Ю. Кулагина. М.: Академический Проект «Трикста». 2011.
314 с.
16. Крутецкий В. А. Психология: учебник для учащихся педагогических училищ / В. А. Крутецкий. М.: Просвещение. 1980. 423 с.
17. Кузьмина Н. В. Методы системного педагогического исследования. М.: Народное образование. 2002. 268 с.
18. Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя / Н. В.
Кузьмина. Ленинград: Знание. 1985.189 с.
19. Лихачёв Б. Т. Педагогика. М: Прометей Юр. 1998. 464с.
20. Лушников И. Д. Профессиональная адаптация выпускников пединститутов / И. Д. Лушников. М.: Прометей. 1991. 322 с.
21. Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: 1996. С. 217.
22. Мороз А. Г. Педагогический коллектив как среда адаптации молодого учителя. Киев: КППИ. 2015. 143 с.
23. Научная электронная библиотека [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/
24. Педагогические трудности современного учителя и стратегии их преодоления [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека:
официальный сайт. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=11702020
25. Писарев В. Е., Писарева Т. Е. Теория педагогики. Воронеж: Кварта. 2009. С. 612
26. Полякова Г. С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей / Г. С. Полякова. М.: Педагогика. 1983. 184 с.
27. Посохова С. Т. Справочник практического психолога. Психодиагностика.
М.: Просвещение. 2005. 265 с.
28. Посохова С. Т. Психология адаптирующейся личности: монография / С. Т. Посохова. СПб.: Изд-во РГПУ им Герцена, 2001. 172 с.
29. Психологическое сопровождение профессиональной деятельности начинающих психологов. Методическое пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. 2003. 241 с.
30. Ситник А. П. Молодой учитель нуждается в помощи // Народное образование. 2015. № 9. С. 41–47.
31. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр "Академия". 2002. 252 с.
32. Столяренко Л. Д. Психология и педагогика: учебник для академического бакалавриата / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. 4-е изд., перераб. и доп. М.:
Юрайт. 2015. С. 432.
33. Сухомлинский В. А. Сто советов учителю. Киев: Рад. шк. 1984. 254 с.
34. Турченко В. Н. Социально-педагогические проблемы учительского труда /
В. Н. Турченко, Л. Г. Борисова. М.: Знание. 1975. 327 с.
35. Тюрикова С. А. Коммуникативные универсальные учебные действия: сущность и показатели сформированности / С. А. Тюрикова // Интернет-журнал «Науковедение». 2014. № 3 (22). С. 3-8.
36. Ушинский К. Д. Педагогика. Избранные работы / К. Д. Ушинский. 2-е изд., стер. М.: Юрайт. 2018. 212 с.
37. Харламов И. Ф. Педагогика. Мн. Университет. 2000. 560 с. Пропуск
38. Ходаков А. И. Социально-профессиональная позиция и стиль деятельности молодого учителя. М.: Прометей. 2012. 216 с.
39. Шадрина Т. В. Отношение молодых учителей к своей профессиональной деятельности молодого учителя. М.: Дрофа. 2012. 115 с.
40. Шипилина Л. А. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для аспирантов и магистрантов по напралению
"Педагогика" / Л. А. Шипилина. М.: Флинта, 2013. 208 c.
Приложение 1
Уважаемые коллеги!
Просим Вас ответить на вопросы анкеты о встречающихся трудностях в работе педагогом физической культуре в условиях среднеобразовательной школы. Данное анкетирование анонимное, но Ваши искренние ответы на вопросы анкеты позволят получить более высокие результаты данного исследования.
К таблице 1
Просьба сообщить о себе данные для паспорта анкеты
1. ВАШ ПОЛ (выберите вариант ответа):
а) мужской б) женский
2. ВАШ ВОЗРАСТ (вписать ответ)
_______________________________________________________
3. ВАШ СТАЖ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (вписать ответ) _______________________
4. ВАШ УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ (выберите вариант ответа):
а) среднее профессиональное образование;
б) высшее образование – бакалавриат;
в) высшее образование – специалитет;
г) высшее образование – магистратура.
5. ВАШЕ МЕСТО РАБОТЫ/УЧЕБЫ (выберите вариант ответа):
а) общеобразовательная организация;
б) профессиональная образовательная организация;
в) образовательная организация высшего образования;
г) другое (вписать
ответ)___________________________________________________________
Таблица 1 Возраст респондентов (в % к числу опрошенных)
Возраст |
% |
1. 20-21 лет |
9,0 |
2. 22-24 лет |
55,0 |
3. 24-27 лет |
36,0 |
Итого: |
100,0 |
Таблица 2
Стаж педагогической деятельности респондентов (в % к числу опрошенных)
Стаж |
% |
1. До 1-го года |
18,0 |
2. 1-2 года |
28,0 |
3. 2-3 года |
54,0 |
Итого: |
100,0 |
2.1. ПО КАКОЙ ПРИЧИНЫ ВЫ ВЫБРАЛИ ПРОФЕССИЮ «УЧИТЕЛЬ»:
а) большой отпуск;
б) любовь к детям;
в) работа находится близко к дому;
г) престиж профессии.
Таблица 3
Причина выбора профессии «Учитель» (в % к числу опрошенных)
Причины |
% |
1. Большой отпуск |
0,0 |
2. Любовь к детям |
82,0 |
3. Работа находится близко к дому |
0,0 |
4. Престижность профессии |
18,0 |
Итого: |
100,0 |
2.2. УДОВЛЕТВОРЯТ ЛИ ВАС УРОВЕНЬ ВАШЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ:
а) да;
б) скорее да, чем нет;
в) скорее нет, чем да;
г) нет.
Таблица 4
Уровень удовлетворенности своей профессиональной подготовкой (в % к числу опрошенных)
Удовлетворенность |
% |
1. Да |
18,0 |
2. Скорее да, чем нет |
73,0 |
3. Скорее нет, чем да |
9.0 |
4. Нет |
0,0 |
Итого: |
100,0 |
2.3. ИСПЫТЫВАЕТЕ ЛИ ВЫ ТРУДНОСТИ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С КОЛЛЕГАМИ:
а) трудностей не испытываю;
б) иногда испытываю;
в) трудности испытываю постоянно.
Таблица 5
Испытываете ли вы трудности при взаимодействии с коллегами? (в % к числу опрошенных)
Ответ |
% |
1. Трудностей не испытываю |
18,0 |
2. Иногда испытываю |
55,0 |
3. Трудности испытываю постоянно |
27,0 |
Итого: |
100,0 |
2.4. ИСПЫТЫВАЕТЕ ЛИ ВЫ ТРУДНОСТИ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С РУКОВОДСТВОМ:
а) при взаимодействии с руководством трудностей не испытываю;
б) при взаимодействии с руководством иногда испытываю трудности;
в) при взаимодействии с руководством постоянно испытываю трудности.
Таблица 6
Испытываете ли вы трудности при взаимодействии с руководством? (в % к числу опрошенных)
Ответ |
% |
1. При взаимодействии с руководством трудностей не испытываю |
9,0 |
2. При взаимодействии с руководством иногда испытываю трудности |
73,0 |
3. При взаимодействии с руководством испытываю трудности постоянно |
18,0 |
Итого: |
100,0 |
2.5. ИСПЫТЫВАЕТЕ ЛИ ВЫ ТРУДНОСТИ ПРИ РАБОТЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С УЧЕНИКАМИ:
а) трудностей не испытываю;
б) иногда испытываю;
в) трудности испытываю постоянно.
Таблица 7
Испытываете ли вы трудности при работе и взаимодействии с учениками? (в % к числу опрошенных)
Ответ |
% |
1. Трудностей не испытываю |
27,0 |
2. Иногда испытываю |
46,0 |
3. Трудности испытываю постоянно |
27,0 |
2.6. ИСПЫТЫВАЕТЕ ЛИ ВЫ ТРУДНОСТИ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С РОДИТЕЛЯМИ СВОИХ УЧЕНИКОВ:
а) не испытываю;
б) иногда испытываю;
в) испытываю постоянно.
Таблица 8
Испытываете ли вы трудности при взаимодействии с родителями своих учеников? (в % к числу опрошенных)
Ответ |
% |
1. Не испытываю |
9,0 |
2. Иногда испытываю |
55,0 |
3. Испытываю постоянно |
36,0 |
Итого: |
100,0 |
2.7. ИСПЫТЫВАЕТЕ ЛИ ВЫ ТРУДНОСТИ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ:
а) составление учебно-методической документации трудностей не вызывает;
б) составление учебно методической документации вызывает большие трудности;
в) Составление учебно методической документации иногда вызывает трудности.
Таблица 9
Испытываете ли вы трудности при составлении учебно методической документации? (в % к числу опрошенных)
Ответ |
% |
1. Составление учебно-методической документации трудностей не вызывает |
27,0 |
2. Составление учебно-методической документации иногда вызывает трудности |
46,0 |
3. Составление учебно-методической документации вызывает большие трудности |
27,0 |
Итого: |
100,0 |
2.8. ИСПЫТЫВАЕТ ЕЛИ ВЫ НЕХВАТКУ ОБОРУДОВАНИЯ И ИНВЕНТАРЯ:
а) для учебной деятельности хватает оборудования и инвентаря;
б) для учебной деятельности недостаточно инвентаря;
в) для учебной деятельности недостаточно оборудования;
г) для учебной деятельности недостаточно оборудования и инвентаря.
Таблица 10
Испытываете ли вы нехватку оборудования и инвентаря? (в % к числу опрошенных)
Ответ |
% |
1. Для учебной деятельности хватает оборудования и инвентаря |
37,0 |
2. Для учебной деятельности недостаточно инвентаря |
27,0 |
3. Для учебной деятельности недостаточно оборудования |
9,0 |
4. Для учебной деятельности недостаточно оборудования и инвентаря |
27,0 |
Итого: |
100,0 |
2.9. УДОВЛЕТВОРЕНЫ ЛИ ВЫ СВОЕЙ РАБОТОЙ:
а) да, своей работой удовлетворен;
б) нет, не удовлетворен своей работой;
в) частично удовлетворен;
г) частично не удовлетворён.
Таблица 11 Удовлетворены ли вы своей работой? (в % к числу опрошенных)
Ответ |
% |
1. Да, своей работой удовлетворен |
55,0 |
2. Нет, своей работой не удовлетворен |
9,0 |
3. Частично удовлетворен |
0,0 |
4. Частично не удовлетворен |
36,0 |
Итого: |
100,0 |
2.10. УСТРАИВАЕТ ЛИ ВАС РЕЖИМ ВАШЕЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
а) устраивает;
б) не устраивает;
в) иногда устраивает;
г) иногда не устраивает.
Таблица 12
Устраивает ли вас режим вашей трудовой деятельности? (в % к числу
опрошенных)
Ответ |
% |
1. Устраивает |
55,0 |
2. Не устраивает |
9,0 |
3. Иногда устраивает |
0,0 |
4. Иногда не устраивает |
36,0 |
Итого: |
100,0 |
2..11. КАКИХ ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ ВАМ НЕ ХВАТАЛО ИЛИ НЕ ХВАТАЕТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
а) теоретических;
б) практических;
в) психологических;
г) медицинских;
д) всех знаний и навыков достаточно.
Таблица 13
Каких знаний и навыков вам не хватало или не хватает в профессиональной
деятельности? (в % к числу опрошенных)
Ответ |
% |
1. Теоретических |
9,0 |
2. Практических |
64,0 |
3. Психологических |
18,0 |
4. Медицинских |
0,0 |
5. Всех знаний и навыков достаточно |
9,0 |
Итого: |
100,0 |
2.12. КОМФОРТНО ЛИ ВЫ ЧУВСТВУЕТЕ СЕБЯ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ:
а) на рабочем месте чувствую себя комфортно;
б) на рабочем месте не чувствую себя комфортно;
в) на рабочем месте иногда не чувствую себя комфортно;
г) на рабочем месте иногда чувствую себя комфортно.
Таблица 14 Комфортно ли вы чувствуете себя на рабочем месте? (в % к числу опрошенных)
Ответ |
% |
1. На рабочем месте чувствую себя комфортно |
55,0 |
2. На рабочем месте не чувствую себя комфортно |
9,0 |
3. На рабочем месте иногда не чувствую себя комфортно |
36,0 |
4. На рабочем месте иногда чувствую себя комфортно |
0,0 |
Итого: |
100,0 |
2.13. С КАКИМ НАСТРОЕНИЕМ ВЫ ИДЕТЕ НА РАБОТУ ЧАЩЕ ВСЕГО:
а) хорошим, потому что_________________________________________;
б) доброжелательным, потому что________________________________;
в) удовлетворительным, потому что_______________________________;
г) плохим, потому что___________________________________________;
д) безразличным, потому что_____________________________________.
Таблица 15
С каким настроением вы идете на работу чаще всего? (в % к числу опрошенных)
Ответ |
% |
1. Хорошим |
46,0 |
2. Доброжелательным |
36,0 |
3. Удовлетворительным |
18,0 |
4. Плохим |
0,0 |
Итого: |
100,0 |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.