ЧОУ ДПО
«Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки»
Программа профессиональной переподготовки
«Учитель физики. Теория и методика преподавания учебного предмета «Физика» в условиях реализации ФГОС ООО, ФГОС СОО»
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
«Самообразование как условие профессионального роста»
Выполнила
Сумина Галина Дмитриевна,
учитель физики
первая квалификационная категория
МКОО «Игирменская основная общеобразовательная школа»
П. Игирма
Нижнеилимского района
Иркутской области
2020г
Содержание
Введение 3
1.Самообразование как условие профессионального роста педагога
1.1Теоретические основы самообразования и саморазвития 5
1.2 Этапы личностно –профессионального роста 9
1.3 Слагаемые эффективного самообразования 10
1.4. Эффективные методы и приемы самообразования 12
1.5 Использование ИКТ – технологий в самообразовании 16
Выводы к 1-й главе 21
2. Организация самообразования
2.1 Алгоритм работы по самообразованию 22
Выводы ко 2-й главе 30
Заключение 32
Приложения
Введение.
Образование – это то что во все времена привлекало людей. Люди понимали, образование - это не только знания, это и другой образ жизни, и определенное социальное положение. Но, если в совсем недавнем прошлом, человеку чтобы быть профессионалом можно было получить багаж знаний и навыков при освоении образовательной программы учебного заведения, и этого хватало на всю профессиональную жизнь. Сегодня этого мало. В условиях введения ФГОС, школа должна готовить детей к жизни с постоянно меняющимися условиями труда, развитием науки и техники, огромным потоком информации, и чтобы быть успешным человеком, нужно быть готовым перестраивать свою деятельность, решать новые, более сложные задачи. Учитель не сможет научить этому детей, если сам не будет учиться постоянно, всю жизнь.
«Учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель» -говорил К. Д. Ушинский.
Необходимость самообразования определяется самой спецификой учительской деятельности, социальной ролью учителя. Кроме того, поток профессиональной информации не только растет, но и качественно обновляется, поэтому саморазвитие признается ведущей ценностью любого образования.
Анализ литературы по данной теме показал, что изучены важные вопросы теории и практики самообразования: социальные и исторические аспекты; особенности и функции самообразования, его место в профессиональной деятельности; пути и средства формирования и стремления к самообразованию.
Различными проблемами самообразования педагога занимались ученые Т.Г. Браже, A.Л. Вайсбург, М.М. Заборщикова, О.Е. Лебедев, В.Д. Луганский, И.Л. Наумченко, П.Г. Пшибельский и многие другие. С уверенностью можно говорить, что выявлены основы педагогического самообразования, доказана связь самообразования с эффективностью профессиональной деятельности педагога.
Однако недостаточно изучены методы и формы проведения самообразовательной деятельности преподавателя в современных условиях, и как должно происходить самообразование педагога, чтобы оно обеспечивало его профессиональный и личностный рост.
Самообразование педагога – одна из основных задач образовательной системы, поэтому выбранная тема дипломного исследования является актуальной.
Чтобы оставаться профессионалом, требуется непрерывный процесс самообразования. Но в реальной практической деятельности, как указывает В.А. Сластенин, «при многочисленных обязанностях, отнимающих много времени у педагога, может сложиться ситуация, когда он не выходит за пределы непосредственных дел, осуществляемых каждодневно. В этом случае его отношение к профессии — это отношение к ее отдельным сторонам. Соответственно оценка профессии и себя в ней носит фрагментарный, ситуативный характер, связанный с возникающими проблемами (установлением дисциплины, организацией коллектива, выяснением взаимоотношений с администрацией школы и т.д.)» [6, c.65]. В этом случае самообразование ведется ситуативно, без всякой систематизации, просто как решение возникающих проблем, задач (например, администрация дает задание – приготовить выступление на заседании методического совета, педсовета, и т.д.)
Поэтому, предметом исследования является самоорганизация профессионально-педагогического роста педагога.
Целью работы – доказать, что педагог должен не только учить, но и непрерывно учиться сам.
В связи с целью, в дипломной работе поставлены задачи:
1) Изучить теоретические основы самообразования и саморазвития.
2) выявить и теоретически обосновать этапы и условия профессионального роста;
3) обосновать особенности самообразования педагога в современных условиях развития системы образования;
4) проанализировать формы самообразования и сделать выводы.
5) Спроектировать систему самостоятельного получения знаний, которая была бы эффективной и давала ощутимый результат.
6) Подбор диагностического материала для планирования работы по самообразованию
Информационной базой для написания дипломной работы является научная литература по обозначенной теме исследования, которая излагает основные проблемные и актуальные вопросы; данные отечественных и зарубежных исследователей по проблемам самообразования преподавателей. Решение задач исследования осуществляется с применением следующих методов: теоретический анализ, сравнительный анализ, логико- интуитивный метод, метод наблюдения.
Замысел исследования, его цель и задачи определили структуру и содержание дипломной работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
1. Самообразование как условие профессионального роста педагога
1.1. Теоретические основы самообразования и саморазвития
Самообразование – тенденция современности и будущего. Словарь С. И. Ожегова определяет самообразование как “приобретение знаний путем самостоятельных знаний, без помощи преподавателя” [110, стр.693]. Педагогическая энциклопедия определяет самообразование как “образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы” [123, стр.776]. Смысл данных определений согласуется с сущностью понятия самообучения, так как указывает на тот факт, что самообразование является самодеятельностью, выполняемой без посторонней помощи.
Л.П.Вишневская под самообразованием понимает «деятельность личности по достижению внутренне усвоенных ею целей по собственному воспитанию, образованию, развитию и профессиональной подготовке, соотнесенных с требованиями и ценностями общества, которая, будучи сложной организованной системой, включает в себя средства поиска и усвоения социально значимого для личности опыта, процесс и результат освоения этим опытом и является основанием для последующего движения к саморазвитию и самореализации во всех отношениях».
Самостоятельное образование, по сравнению с традиционным, всегда более эффективно, потому что знания, добытые человеком самостоятельно, навыки, которыми он овладел сам, опыт, который получил посредством своих действий, успехов и ошибок – все это бесценно и становится частью его натуры. Абсолютно все, чего человек смог добиться сам, намного лучше запечатлевается в его памяти, а также трансформирует его личность и переходит в практическую плоскость.
Самообразование педагога — это целенаправленная и профессионально значимая познавательная деятельность, регулируемая самим педагогом. Причем данная деятельность характеризуется осознанностью, систематичностью и самостоятельностью. Педагогическое самообразование — это процесс творческой реализации в профессии и связано с развитием осознания, а также определенных внутренних качеств и черт личности педагога, требует от личности самостоятельных познавательных сил. Это самостоятельное овладение системой профессиональных ценностей и современных технологий. Педагог, имеющий навыки самостоятельной работы, имеет возможность перейти к научно-практической и исследовательской деятельности, тем самым сможет привлечь и внимание своих учеников к выполнению проектных и исследовательских работ. Вместе с тем, новые технологии требуют от педагога наличия достаточных знаний в области психологии ребенка, осознанного подхода к выбору методов обучения и целесообразности их использования в работе. Но, как показывает практика, воспользоваться новыми методами и технологиями в полной мере можно не всегда. Зачастую просто учителю не хватает тех знаний, которые необходимы для работы с современными технологиями. Отсюда и возникает потребность педагога в самообразовании. Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать не только над личностным самосовершенствованием, но и профессиональным. Таким образом, самообразование и саморазвитие педагога носит ярко выраженный индивидуальный характер.
Обобщая попытки выделить этапы (стадии, уровни) самообразования, И. О. Ганченко сводит их к трем основным:
- положительное отношение к знанию и ситуативное, стихийное самостоятельное удовлетворение возникающей познавательной потребности при отсутствии освоенной технологии самообразовательной деятельности;
- самообразование становится более систематическим, целенаправленным и самостоятельным, но носит дискретный характер;
- самообразование – систематический, непрерывающийся процесс, регулируемый как мотивацией личного порядка, так и под влиянием осознания общественной значимости самообразовательной деятельности
Результатами самообразования могут быть:
- повышение качества преподавания предмета;
- готовность к педагогическому творчеству;
- профессиональный и карьерный рост;
- создание имиджа современного учителя – новатора, учителя-мастера, учителя-наставника;
- соответствие учителя требованиям общества и государства.
Направления самообразования:
- профессиональное (предмет преподавания);
- психолого-педагогическое и психологическое;
- методическое;
- эстетическое;
- в области ИКТ;
- в области формирования ЗОЖ.
Основными критериями самообразования педагогов являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса), творческий рост педагогов, внедрение новых педагогической технологий в образовательный процесс.
Очень важно создать условия для формирования мотивации профессионального самосовершенствования. Отношение к повышению квалификации влияет на карьеру и профессионализм. Среди мотивов можно выделить следующие: мотивы успеха, преодоления профессиональных затруднений, мотивы, направленные на улучшение материального благополучия, профессионального признания, карьерные мотивы и др.
Самообразование осуществляется посредством следующих видов деятельности:
- знакомство с педагогической и методической литературой;
- самообразовательная работа над докладом по какой-либо теме;
- обзор в Интернете информации;
- посещение семинаров, конференций, уроков коллег;
- дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
- систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
- освоение образовательных технологий (отбор содержания, методов, форм, средств обучения);
- проведение открытых занятий и их анализ;
- общение с коллегами в сетевых сообществах;
- участие в профессиональных конкурсах.
Выводы:
Самообразование является средством сохранения профессиональной компетентности, важнейшим условием функционирования человека как деятельной личности. Оно должно длиться столько, сколько длится профессиональная деятельность.
Не всегда различного рода знания, которые приобретает специалист в процессе самообразования могут быть перенесены в своем исходном виде в практику. Их необходимо соотнести с конкретными условиями деятельности, оценить воспринимаемые идеи и методы, освоить и адаптировать в своей деятельности, преобразоваться учителем в собственные методы, приемы обучения.
Важнейшим критерием эффективности самообразования следует считать реальное внедрение в профессиональную деятельность прогрессивных теоретических положений и практических рекомендаций; осознание положительных и отрицательных сторон собственной деятельности и личности.
1.2 Этапы личностно –профессионального роста.
Способность к самообразованию не формируется у педагога одновременно с получением диплома педагогического вуза, а развивается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа деятельности. Однако это не означает, что самообразованием должен и может заниматься только педагог со стажем. Потребность в самообразовании может возникнуть на любом этапе профессионального роста педагога, т. к. это одно из условий удовлетворения потребности утвердить себя в роли учителя, занять достойное место в обществе через профессию.
Начинающий педагог. Это личность педагога после окончания педагогического заведения. Имеет право осуществлять педагогическую деятельность по результатам успешного прохождения квалификационного экзамена. Первый этап отмечен личными профессиональными проблемами. Формируется представление о себе как профессионале, возникает острая потребность разобраться в себе как специалисте.
Продвинутый педагог. Уровень продвинутого педагога, деятельность которого характеризуется освоением различных компетенций. Обладает мотивацией для развития личности, развивающаяся личность. Педагогическая умелость. Развитая педагогическая техника. (Характеризуется особым вниманием учителя к своей профессиональной деятельности).
Педагог методист. Уровень педагога – методиста педагога, владеющего методами и технологиями обучения и воспитания на уровне, позволяющем транслировать их другим педагогам. Творческая личность, значительный профессиональный рост. Педагогическое мастерство.
Педагог – исследователь. Педагог – исследователь, обобщающий опыт профессиональной деятельности с целью разработки новых образовательных технологий обучения и воспитания, способный осуществлять апробацию и внедрение инновационных технологий в образование. Творческая личность, результативность обучения. Педагогическое новаторство. (Характеризуется стремлением переосмыслить свой опыт и желанием самостоятельного педагогического исследования).
1.3 Слагаемые эффективного самообразования
Для успешного развития процесса самообразования учитель должен воспитывать в себе социальные способности человека:
1. Жить в обществе по высоконравственным нормам
2.Формировать способность строить товарищеские деловые отношения
3. Быть принципиальным и доброжелательным
4. Требовательным к себе, самокритичным, способным к сочувствию, сопереживанию, тактичным и деликатным в отношениях с другими людьми.
Самообразование педагога будет продуктивным, если:
Рассмотрим данные условия более подробно. Сегодня от учителя требуется «готовность достойно встречать каждую профессиональную ситуацию, быть готовым к переподготовке в быстро меняющихся условиях». Активность человека в этих условиях, как утверждают психологи, может быть направлена на лучшее и все более полное приспособление к среде за счет своих собственных резервов и внутренних ресурсов, где ключевым фактором динамического развития выступает саморазвитие.
Под саморазвитием понимается собственная активность человека в изменении себя, в раскрытии, обогащении своих духовных потребностей, творчества, всего личностного потенциала. Саморазвитие интегрирует деятельность субъекта, направленную на развитие характера, способностей и индивидуальности. Саморазвитие, по Канту, это «культивирование собственных сил». Для М. Мамардашвили в этом понятии значим «акт собирания своей жизни в целое, как организация своего сознания в целое». В западноевропейской этической традиции это культура самоформирования. Культура самоформирования предполагает развитие свободного мышления на фундаменте культурной преемственности и утверждает приоритет творческого над историческим. Развитие культуры самоформирования представляется гарантом сохранения и совершенствования современной культуры и цивилизации.
1.4. Эффективные методы и приемы самообразования
Конспектирование.
Как правило под конспектированием принято понимать особую форму организации исследуемого текста и новой формы его предъявления, которые образуются после переработки имеющейся в нем информации. Конспект необходим для следующих целей:
Переработка любой информации и придание ей новой формы, типа и вида.
Выделение самого важного и нужного для решения задач учебного или научного характера.
Создание понятийной или структурной модели актуальной проблемы.
Упрощение запоминания информации.
Облегчение овладением специфической терминологией.
Накопление информации для создания более сложных работ, например, докладов, рефератов, диссертаций. Любой конспект должен подразумевать составление плана, фиксацию тезисов и выписок, быть логичным по внутреннему содержанию, и отражать личное отношение ю, включать в себя основные положения, выводы, доказательства и факты, и личное отношение к изучаемому предмету.
Мнемотехники – это особые приемы и упражнения, позволяющие запомнить любую информацию и тренировать память. Причем использовать их можно не только в обучении, но и в любой другой сфере жизни: на работе, на отдыхе, в путешествиях, при чтении книг и т.д. к тому же он помогают четко понять, какой вид информации (текст, точные данные или образы) наиболее подходят конкретному человеку для запоминания.
Значение мнемотехник в жизни человека.
Всем известно, что сегодня каждому из нас приходится запоминать массивы точных сведений (например, номера телефонов, дни рождения), но по привычке мы записываем все в записные книжки, органайзеры, гаджеты. Если же приучить себя записывать всю необходимую информацию в свой мозг, можно, во-первых, избавиться от этой зависимости от сторонних предметов, а во-вторых, в любой момент времени обращаться к тем данным, которые нам нужны.
Для тех, кто учится, мнемотехники просто неоценимы, ведь они позволяют запоминать все, что нужно, а после – считывать это уже из своей памяти.
А если затронуть другой аспект образования не ученичество, а преподавание, то и здесь мнемотехники просто бесценны – представьте такого преподавателя, который вообще не пользуется конспектами, учебниками и справочниками, а берет всю информацию из головы. Согласитесь, быть таким преподавателем приятно!
И о здоровье человека здесь нельзя не упомянуть: доподлинно известно, что любая часть организма, которой человек не пользуется, со временем просто атрофируется. Аналогично тому, как мышцы загипсованной ноги становятся тонкими и слабыми, неиспользуемая человеком память притупляется и становится хуже. Мнемотехники – это тренировка памяти, позволяющая поддерживать ее в форме и выполнять свои функции достойно.
Три самых лучших приема мнемотехники:
Метод «Матрешка»
Первый метод подразумевает парное соединение образов. Для начала необходимо представить блоки информации в виде образов ассоциаций. Основной (первый) образ является самым большим, и в него входит второй. Как только вы поместили второй образ в первый, на некоторое время исключите первый образ из сознания, представьте главным образом второй и поместите в него третий. Таким образом, все образы будут вкладываться друг в друга, образуя своеобразную «матрешку». Но следует запомнить, что создавая ассоциации, вы должны оперировать только двумя образами (первым и вторым, вторым и третьим, и т.д.).
В следующей ситуации, когда нужно вспомнить то, что вы запомнили, поступайте аналогичным образом6 сначала представляйте первый образ, а затем ждите, когда в памяти всплывет второй.
после появления второго образа, «забывайте» первый и ждите появления третьего и т.д. метод рассчитан на интенсивное применение, и должен быть отработан должным образом. Старайтесь применять его как можно чаще.
При создании первого образа, важно сделать его гораздо больше второго, при этом выделяя некий подобраз, служащий привязкой для второго – более меньшего образа.
Метод «Цепочка»
Второй метод предполагает создание парных ассоциаций. Но здесь размер образов в каждой паре всегда примерно одинаков. Сначала создаются образы блоков информации (звенья), которую вы хотите запомнить, соединенные в некое подобие цепочки. После того, как первое и второе звенья соединены, внимание переносится на второе звено, которое соединено с третьим. В дальнейшем нужно действовать по аналогии.
В следующий раз, когда вы захотите припомнить информацию, в вашем сознании сразу же будет возникать цепочка из трех – пяти информационных звеньев. Но цепочку всегда надо создавать по конкретной схеме: при горизонтальном построении первый образ лучше всего располагать слева, а при вертикальном – внизу цепи. В процессе припоминания образы будут считываться в том же порядке, в котором вы их размещали.
Метод символов.
Третий метод лучше всего использовать, когда требуется запомнить абстрактные понятия, которые лишены какого – либо конкретного образа. Разные люди могут кодировать одни и те слова по-разному. Однако, чаще всего используются символы, закрепленные в сознании большей части людей – символы, которые можно встретить всегда и везде.
Большинство иностранных слов, названий, терминов и т. п. аудиально схожи с уже известными вам словами, которые очень просто представить в форме зрительных объектов, к примеру, слово «Аляска» похоже на «Коляска» и т. д. на данный момент не нужно запоминать, что значат незнакомые слова (если таковые имеются) – следует просто запомнить, как они произносятся и в какой последовательности.
Запомните: когда мы видим дорожный знак и расшифровываем его, мы применяем мнемотехнику, когда ученик усваивает связь и между знаком «А» и соответствующим звуком, он также применяет мнемотехнику, и такие всем нам знакомые символы как «Корона» - власть, «Белый голубь» - мир – это все приемы мнемотехники.
Если вы собираетесь применять метод мнемотехники, вы должны определиться с тем, каким конкретным зрительным объектом может быть обозначено конкретное понятие. Как только ответ на этот вопрос будет получен, просто представляйте требующую запоминания информацию в виде образов.
Ментальные карты
Ментальные карты являются особой техникой визуализации мыслительного процесса. Используются они для разных целей, как то фиксация, понимание или запоминание информации, содержащейся в книгах и текстах, генерация и запись идей, усвоение особенностей новой темы, проблемы или предмета, подготовка к экзамену, зачету, тесту или принятие решения. Ментальные карты – это очень эффективный метод работы с данными, но таковым он становится лишь тогда, когда человек умеет не только ими пользоваться, но и грамотно составлять.
1.5 Использование ИКТ – технологий в самообразовании
С развитием «информатизации общества» всё большую популярность приобретают формы самообразования, основанные на сетевых технологиях. В современном обществе «информатизация» не только диктует определенные требования к профессиональным навыкам педагога, но и предоставляет дополнительные формы самообразования. Согласно определению информатизация общества – это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, обработка, хранение, передача, использование, продуцирование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного взаимодействия и обмена. Поэтому в условиях информатизации общества важную роль в самообразовании педагога стали играть информационно-коммуникационные технологии. Педагогу важно знать и понимать какие средства информационно-коммуникационных технологий возможно применять для профессионального развития. Основой ИКТ являются компьютеры и всемирная сеть Интернет. Именно сеть Интернет позволяет открыть для себя дополнительные формы самообразования.
Сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования учителей.
Сетевое педагогическое сообщество – это интернет - ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, узнать нужную информацию.
Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности:
• использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;
• самостоятельное создание сетевого учебного содержания;
• освоение информационных концепций, знаний и навыков;
• наблюдение за деятельностью участников сообщества.
Главные преимущества этой формы самообразования:
• обмен опытом осуществляется между педагогами-практиками;
• методическая помощь является персональной и адресной;
• попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время.
· развивать навыки работы с интернет- ресурсами.
Примеры интернет-сообществ:
Педсовет.org (pedsovet.org) целями своей работы указывает: популяризацию в
сети деятельности работников образования, активизацию и формирование
профессиональной педагогической аудитории. Педагоги могут размещать на сайте
свои материалы, участвовать в форумах и конкурсах, вести блог.
Завуч.Инфо (zavuch.info) организует практические акции и конкурсы, инициирует
обращения к Президенту, учителям и школам, публикует разработки уроков и
внеклассных занятий.
Российский общеобразовательный портал
(www.school.edu.ru) основными своими
задачами считает содействие повышению доступности и качества российского
образования, обеспечение информацией обо всех видах образовательной продукции и
услуг дошкольного, школьного и педагогического образования, проведение
консультаций специалистов.
Открытый класс (www.openclass.ru) целью своей деятельности называет поддержку процессов
информатизации школ и профессионального развития педагогов, широкого
распространения электронных образовательных ресурсов, массового внедрения
методик их использования, модернизации системы методической поддержки
информатизации образования
Такая форма самообразования предоставляет ряд преимуществ, к которым относятся: самостоятельное создание своего собственного сайта и блога, свободное использование различных методических материалов в своей работе, наблюдение за педагогической деятельность работников образования.
Использование ИКТ позволяет принимать участие в дистанционных мероприятиях: конференциях, конкурсах, вебинарах. Основными преимуществами такой формы самообразования являются: экономия времени на участие, отсутствие расстояний, возможность задавать интересующие вопросы и получать квалифицированные ответы.
Можно пройти дистанционные курсы повышения квалификации. В рамках таких курсов педагог может в полной мере удовлетворить свою потребность в самообразовании. Главным достоинством таких курсов является возможность совмещения с работой в силу дистанционного участия и удобного времени проведения.
Бесплатные сайты для самообразования и саморазвития:
Русскоязычный бесплатный ресурс, который содержит статьи, лекции, обучающие материалы и задания на самые разные темы, онлайн-курсы, лекции и статьи по самообразованию и развитию. сайт для обучения профессиональным навыкам. Программы, курсы и книги направлены на эффективность и активное саморазвитие.
Khan Academy
Ru.khanacademy.org – Академия Хана разработана для учеников, чтобы предоставить каждому образование мирового класса. Чем выделяется этот сайт:
· к каждому ученику свой подход, работа в своем темпе и по своей программе;
· экспертные уроки по естественным наукам, математике, истории и другим предметам;
· помощь учителям в восполнении пробелов знаний учеников.
Wikium.ru – онлайн-платформа для улучшения памяти, внимания и мышления. Программа развития составляется индивидуально по результатам теста и включает:
· тренажеры,
· тесты,
· соревнования,
· разминки,
· тренировки,
· курсы.
BrainApps
Brainapps.ru – это сайт с эффективными тренажерами для развития когнитивных процессов мозга. Он отличается:
· индивидуальной программой;
· приятным для глаз интерфейсом;
· работой на всех устройствах;
· быстрым результатом развития;
· эффективными играми;
· методики взяты из клинической практики.
Этот ресурс – отличный способ одновременно развиваться, тренировать мозги и развлекаться. Игры, которые Вы тут найдете помогут развить память, внимание, абстрактное и логическое мышление. При этом, можно самостоятельно выбирать, в какой именно области Вы хотите развиваться.
Еще одна платформа с самыми разными упражнениями для развития мозга. Запоминание, мышление, внимание, устный счет – если хотите улучшить свои способности, добро пожаловать на сайт.
Здесь можно пройти онлайн-курсы от ведущих мировых университетов. По окончанию курса Вам пришлют сертификат о его прохождении. Правда, для этого придется вовремя делать тесты и сдавать экзамены.
Выводы:
ИКТ-компетентность современного педагога является одним из важнейших показателей успешности его деятельности и одновременно – необходимой предпосылкой для дальнейшего повышения уровня его профессиональной компетентности.
Приобретение информационной компетентности открывает перед педагогами широкий спектр возможностей, обогащающих образовательную среду и позволяющих сделать образовательный процесс более динамичным.
Социальные сети – это чрезвычайно удобный инструмент для нетворкинга,
(Нетво́ркинг (англицизм от networking – букв. плетение сети: net – сеть + work – работать, полезные связи) — это социальная и профессиональная деятельность, направленная на то, чтобы с помощью круга друзей и знакомых, работающих или имеющих связи в той или иной сфере, максимально быстро и эффективно решать сложные жизненные задачи), это создание объединений профессионалов, заинтересованных в решении определенных задач;
· Хранилище идей и заметок, также планировщик задач и блокнот;
· Ведение блога помогает структурировать информацию, доносить ее до пользователей в максимально качественном виде, блог показывает эрудированность и заинтересованность автора в профессиональном развитии;
· Персональный сайт – визитная карточка учителя, где можно рассказать о себе, своём образовании, профессиональных достижениях и педагогическом опыте, поделиться новостями и объявлениями, вести обмен опытом с коллегами, удобное хранилище собственных материалов;
· Позволяет заниматься самообразованием удаленно, использовать множество информационных ресурсов.
Выводы к первой главе:
Самообразование педагога и его готовность к данной деятельности — это необходимое условие для того, чтобы сформировать такую же потребность у своих учеников. Поэтому самообразование — неотъемлемая, профессиональная функция учителя, это условие для его профессионального роста, а значит, и условие успешности и востребованности его воспитанников.
Важнейшим критерием эффективности самообразования следует считать реальное внедрение в профессиональную деятельность прогрессивных теоретических положений и практических рекомендаций;
осознание положительных и отрицательных сторон собственной деятельности и личности в свете изученных идей и концепций в области педагогической работы.
Самообразование в современных условиях немыслимо без использования информационных и ИКТ –технологий.
2. Организация самообразования.
2.1 Алгоритм работы по самообразованию
Анализ ситуации
Этот этап –экзамен, целью которого является определение исходной ситуации и стоящих перед учителем вызовов. Детальная проработка нужна для четкого понимания, в каких условиях придется развивать навыки, что представляет наибольшую трудность, какие привычки и личные качества у вас уже есть, а над какими необходимо работать. Анализ ситуации можно провести в форме традиционной анкеты «Диагностика затруднений и потребностей педагогов» или применить SWOT-анализ.
Достичь успеха в жизни, вероятно, можно в том случае, когда вы используете свои таланты в полном объеме. Также вам нужно будет справиться со своими слабостями, чтобы они не мешали вашей жизни и работе. Именно для этих целей из практики бизнеса был перенесен в область саморазвития SWOT-анализ. Что делает модель SWOT особенно могущественной, так это то, что она помогает выявить те возможности в нашем мире, которые с первого взгляда таковыми не кажутся. Модель рассматривает четыре характеристики:
o S — Strengths (сильные стороны)
o W — Weaknesses (слабые стороны)
o O — Opportunities (возможности)
o T — Threats (угрозы)
Рассмотрим их подробней.
Сильные стороны
o Какие достоинства у вас есть, которых нет у других? Например, навыки, образование, связи.
o Что вы делаете лучше других?
o К каким ресурсам вы имеете доступ?
o Что другие люди считают вашей сильной стороной?
o Какими достижениями вы гордитесь больше всего?
o В какие ценности вы верите из тех, в которые не верят окружающие?
o Есть ли у вас связи с важными людьми?
Этот список вопросов является достаточно объективным, потому что учитывает не только ваше мнение, но и мнение окружающих. Знание своих сильных сторон делает человека счастливее и позволяет применять их в работе.
Если вы испытываете сложности с определением сильных сторон, запишите список своих личностных характеристик. Некоторые из них и будут вашими сильными сторонами. Особенно ценятся те, которых нет у других. Например, если вы отлично знаете математику и окружены людьми, которые знают ее даже лучше, это не может быть вашей сильной стороной. А вот если вы самый добрый и тактичный среди всех своих знакомых (и это подтверждают они же), тогда это они.
Слабые стороны
o Каких заданий вы чаще всего избегаете, потому что чувствуете себя неуверенно?
o Что именно окружающие люди считают вашими слабостями?
o Вы абсолютно уверены в полезности своего образования и навыках? Если нет, то в чем вы наиболее слабы?
o Каковы ваши негативные рабочие привычки? Например, вы часто опаздываете, не организованны, вспыльчивы или не умеете справляться со стрессом.
o Есть ли у вас черты характера, которые постоянно тянут вас назад и не дают прогрессировать? Например, это может быть страх перед выступлением на публике, притом, что это ваша главная обязанность.
И снова, слабые стороны рассматриваются не только с вашей точки зрения, но и с точки зрения окружающих. Прислушивайтесь к тому, что о вас говорят. Даже если люди неправы, вы воспринимаетесь именно так, а значит относиться к вам будут соответственно.
Возможности
o Какие новые технологии помогут вам? Что можно найти в интернете из того, что вам нужно?
o Ваша успеваемость растет? Какое преимущество мы можете получить благодаря этому?
o Есть ли у вас стратегические контакты с другими людьми, которые помогут вам?
o Какие тенденции и закономерности вы видите в мире или вашей школе, которые помогут вам в будущем?
o Терпели ли поражение ваши коллеги, пытаясь достичь чего-то важного? Если так, то какие выводы вы можете сделать, чтобы избежать их ошибок?
o В чем нуждается ваша школа?
o Какие замечания, пожелания делают вам коллеги? Что вы можете им предложить?
Угрозы
o С какими трудностями вы сталкиваетесь на работе?
o Есть ли коллеги, которые с вами конкурируют?
o Меняется ли суть вашей работы и требования к ней?
o Является ли угрозой для вас и вашей профессии развитие новых технологий?
o Могут ли ваши слабые стороны стать угрозой для вашего будущего?
o Важно знать, с какими угрозами вы сталкиваетесь или столкнетесь в
жизни, потому что их осознание поможет вам выяснить, какие сильные
стороны развивать и от каких слабых сторон избавляться.
Пример
Вот как может выглядеть ваш анализ SWOT:
Сильные стороны
o Я творческий человек. Я часто удивляю коллег новыми идеями.
o Я умею общаться с людьми и убеждать их.
o У меня есть способность задавать правильные вопросы.
o Я умею логически мыслить и часто делаю правильные умозаключения.
Слабые стороны
o У меня есть импульсивная потребность как можно быстрее завершить дела из своего списка. Это влияет на качество работы.
o Я теряю себя в стрессовых ситуациях.
o У меня страх перед публичными выступлениями.
Возможности
o На следующей неделе я организовываю конференцию. Это отличный шанс познакомиться с новыми и важными людьми.
o Наш директор скоро уходит в декретный отпуск. Это отличная возможность развить мои навыки.
Угрозы
o Я слишком много работаю, поэтому моя креативность падает.
o Падение уровня успеваемости моих учеников может привести к понижению престижа нашей школы.
o На должность директора претендует мой коллега, который умеет выступать публично, да и вообще является более коммуникабельным, чем я.
Изучив четыре компонента, вы можете найти решение и достигнуть успеха. Помните, что сама модель не способна творить чудеса, она только указывает и намекает вам, что нужно делать. Анализ SWOT – это прекрасный способ нащупать точку отсчета и изучить себя. Он позволяет посмотреть правде в глаза, пусть иногда и неприятной. SWOT дает вам возможность фокусироваться на сильных сторонах, минимизировать слабые, избегать угроз и пользоваться появившимися возможностями.
Самопознание и самоанализ педагогической деятельности выступают механизмом развития и саморазвития. Под самопознанием понимается деятельность учителя, направленная на осознание своих потенциальных возможностей и профессиональных проблем. Самоанализ - это скрытая от непосредственного наблюдения, но существенная сторона профессиональной деятельности педагога и его жизнедеятельности вообще, это такой анализ педагогической деятельности, когда явления педагогической действительности соотносятся учителем со своими действиями. Педагогический анализ содержит следующие функции: диагностическую, познавательную, преобразующую, самообразовательную.
При выходе из этого этапа итогом должна быть – выбранная тема для самообразования, определение целей, постановка задач согласно профессиональным потребностям. Возможных вариантов тем огромное количество, но любая тема, выбранная Вами для самообразования, должна быть, прежде всего, близка и понятна Вам, она должна быть актуальной, ее изучение должно быть Вам необходимо и, конечно же, она должна быть направлена на достижение качественно новых результатов Вашей работы. Очень хорошо, если тема будет связана с реализацией одной из годовых задач школы или с реализуемым приоритетным направлением. Тема по самообразованию может выбираться педагогом так же исходя из затруднений по какому - либо направлению его деятельности, что позволит воспитателю преодолеть эти затруднения. - а может быть тема, выбранная для самообразования, пополнит уже имеющиеся знания и поможет достичь качественно новых результатов в своей работе. Как правило, тему для самообразования педагог выбирает на один год, но может быть будет выбрана тема, над которой педагог будет работать более длительное время, а возможно, что для работы над одной, более обширной, - темой по самообразованию объединятся несколько педагогов. Это может быть очень интересная работа, и таким же интересным может быть результат этой работы.
Разработка плана по самообразованию
Сюда же можно отнести и выбор необходимой информации. Итак, вы столкнулись с массой источников. Какую-то часть вы сразу же откинули, т.к. они не удовлетворяют вашим запросам. Что делать с оставшимся материалом?
Предлагаю вам две стратегии:
1. Быстрая: выберите те источники, которые произвели на вас лучшее впечатление в процессе знакомства. Если что-то в дальнейшем перестанет вас удовлетворять, попробуйте заменить другим источником.
2. Эффективная: какое-то время поработайте со всеми источниками (если вариантов слишком много, ограничьте их, опираясь на первое впечатление и отзывы других пользователей). В ходе работы анализируйте, насколько хорош тот или иной источник. После таких испытаний продолжайте работать с теми, которые вам понравились больше всего.
Выполнив описанные в статье шаги, вы сможете выбрать наилучшие источники обучения и значительно повысить эффективность вашего самообразования. Итак, тема по самообразованию выбрана, источники самообразования выявлены. В соответствии с выбранной темой по самообразованию, педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой, в котором указываются:
• название темы
• цели
• задачи
• предполагаемый результат
• этапы работы
• сроки выполнения каждого этапа
• действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
• способ демонстрации результата работы по самообразованию
• формы предоставления результатов работы по самообразованию.
Каждая деятельность бессмысленна, если в результате этой деятельности не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. Поэтому, планируя работу по самообразованию, вы всегда должны знать, что вы хотите изменить и что хотите получить в результате своей работы над темой, а так же, где, и в какой форме вы сможете представить результаты своей работы по самообразованию. Но, конечно же, самым главным и основным результатом работы по самообразованию должна стать Ваша профессиональная компетентность, мастерство, высокое качество и высокий уровень Вашей работы. А формы представления результатов работы по самообразования самые различные. Это: изготовление пособий, дидактических материалов, брошюр, листовок, буклетов разработка планов открытых уроков, публикация статей по теме самообразования, проведение мастер – классов, консультаций и т.д.
Обучающий этап:
На котором педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования; знакомство с передовым педагогическим опытом, наработанным коллегами в городе, регионе, стране; накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, формирование картотеки по теме;
Практический этап:
Во время этого этапа время которого происходит накопление
педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы,
постановка экспериментов, адаптация теоретического материала к конкретной ситуации (классу, предмету); апробирование на практике выбранных методов работы; мониторинг, анкетирование. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы. На данном этапе идет осмысление, анализ и обобщение накопленных фактов;
Этап внедрения:
На нем педагог в процессе дальнейшей работы использует собственный опыт, а также занимается его распространением. Созданием собственных наработок в русле выбранной темы с опорой на теоретический материал (дидактические материалы, разработки уроков, внеклассных мероприятий и другие методические наработки); апробацией, коррекцией, отслеживанием результативности. Данный этап предусматривает практические выходы: отчет о ходе самообразования на заседаниях методического объединения, проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий, мастер-классы для коллег;
Обобщающий этап:
на этом этапе педагог проводит анализ своей самостоятельной методической работы по теме самообразования, оформляет результаты, рекомендации для коллег. Также на данном этапе необходимо провести мониторинг, анкетирование и презентацию материалов на заседаниях методических объединений, педагогических советов.
Длительность этапов может варьироваться в зависимости от сложности темы, глубины «погружения» и опыта самого педагога. Срок реализации педагог определяет сам.
Показатели эффективности педагогического самообразования – это, прежде всего, качество организованного педагогом учебно-воспитательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога. Ведущую роль в организации процесса самообразования играют администрация образовательной организации и цикловые методические объединения. Именно они способствуют формированию устойчивой потребности в самообразовании, побуждают к изучению новой информации и передового опыта, приучают к самооценке и самоанализу.
.
Выводы ко 2-й главе
Тема по самообразованию, над которой работает педагог, должна быть направлена на повышение эффективности воспитания и образования обучающихся, на выработку новых педагогических приемов и методик.
Требования, которые необходимо учитывать при выборе темы по самообразованию: актуальность; учёт достигнутого уровня деятельности, интересов и требований педагогов; тесная связь с конкретными научно-педагогическими исследованиями и рекомендациями, с педагогическим опытом других учреждений.
Исходя из темы самообразования, ставятся определенные цели: повышение профессиональной компетентности, расширение педагогических и психологических знаний, углубление знаний по методике формирования, коррекции, развития, овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики, повышение общего культурного уровня.
В плане самообразования педагога обязательно должен быть
список результатов (качественных, количественных, продуктивных), которые должны
быть достигнуты за определенный срок: повышение качества работы, авторские
методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования, новые формы,
методы и приемы для улучшения образовательного процесса, доклады, выступления, дидактические,
наглядные материалы, тесты, методические рекомендации по применению новой
информационной технологии, проведение открытых занятий по собственным, новаторским
технологиям, апробации передового психолого-педагогического опыта работы, проведение
тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по
исследуемой проблеме (теме).
Материал, собранный в процессе самообразования, целесообразно
разделять на отдельные темы и сохранять в виде тематических папок, личного
педагогического дневника. Большое значение в процессе самообразования имеет
умение работать с литературными источниками: делать выписки, составлять
конспект, тезисы прочитанного, развернутый план или аннотацию.
Практика показывает, что имеются типичные недостатки в организации и осуществлении самообразовательной деятельности педагогов:
отсутствует системный подход к самообразованию;
неактуальность выбранной или предложенной темы по самообразованию;
формальное ведение дополнительной отчетной документации;
несоблюдение этапов работы;
нет глубокого анализа результатов и апробирования их на практике;
не ведется отчетность.
Причины выявленных недостатков следующие:
1.Невысокий уровень анализа своей деятельности участниками образовательного процесса, а именно преобладают констатирующие факты, отсутствуют проблемные стороны и коррекция (изучение деятельности, самоанализ урока, самоанализ работы учебного кабинета, самоанализ работы по самообразованию и т.д.).
2.Ослаблено руководство самообразовательной деятельностью.
3.Ценностью данного процесса продолжают оставаться обезличенные знания, умения и навыки, а не развитие и саморазвитие личности, востребованное современной ситуацией.
4.Преобладающей остается «просвещенческая» модель образования взрослых, основанное на передаче и воспроизводстве информации, в то время как условиями общества востребованная модель, «запускающая» процессы самоорганизации, саморазвития.
5.Отсутствуют единые требования к организации методического дня.
Заключение
Самое важное в самообразовании: желание работать над собой и способность творить, учиться, экспериментировать, делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.
Самообразование учителя есть необходимое условие
профессиональной
деятельности педагога. Общество всегда
предъявляло, и будет предъявлять
к педагогам самые высокие требования. Для того,
чтобы учить других нужно
знать больше, чем все остальные.
Итак, самообразование педагога это наиважнейшая часть его
профессионального роста. От того, насколько
активна позиция педагога в
профессиональной деятельности, от способностей и
уровня развития
творческого потенциала личности учителя,
самообразование будет носить
более творческий характер, тем шире и
разнообразнее будут становиться
потребности и интересы педагога, а значит и
успехи наших детей.
Вне самообразования идея личностного и
профессионального развития
учителя неосуществима.
Уровень образования современных школьников в прямо пропорциональной зависимости от уровня самообразования учителя. Ведь чем больше знает и может учитель, тем больше знаний и умений может получить его ученик. Актуальность самообразования для учителя обусловлена еще и тем, что при ежедневной подготовке к учебным занятиям и внеклассным мероприятиям, педагог должен владеть современной и перспективной информацией. Таким образом, учитель сможет собственным примером побуждать к самостоятельной работе своих учеников. Самообразование педагога и его готовность к данной деятельности — это необходимое условие для того, чтобы сформировать такую же потребность у своих учеников. Поэтому самообразование — неотъемлемая, профессиональная функция учителя, это условие для его профессионального роста, а значит, и условие успешности и востребованности его воспитанников.
Список литературы
1. Педагогика: Учебное пособие / под ред. В. А. Сластенина. – М., 2002
2. Словарь русского языка: ок.53000слов / С. И. Ожегов; под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. – 24-е изд., испр.- М.: ООО «Издательский дом «Оникс 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2004
3.Некрасова Т. П. Самообразование - неотъемлемая часть жизни современного педагога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 246–250. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53051.htm.
4. Корнеева Н. М. Самообразование педагогов – главный ресурс повышения профессионального мастерства// https://ped-kopilka.ru/pedagogika/samobrazovanie-pedagoga.html
5. Юдакова С. В. Профессионально-педагогическое самообразование. Учебное пособие. Владимир: ВГГУ, 2010 – 131 с.
Андреев В.И. Педагогика: учеб. курс для творческого саморазвития / В.И.Андреев. – Казань, 2003.
7. Никонова О.В. Программа самообразования https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/programma_samoobrazovaniya_205510.html4
Электронные ресурсы
1.https://kopilkaurokov.ru/
2.https://nsportal.ru/shkola/
3.http://открытыйурок.рф
4.https://infourok.ru
5.4brain.ru
Приложения
Оценка профессиональной направленности личности учителя (Е.И. Рогов)
Инструкция: «В данном опроснике перечислены свойства, которые могут быть присущи вам в большей или меньшей степени. При этом соответственно возможны два варианта ответов:
а) наверно, описываемое свойство типично для моего поведения или присуще мне в большей степени;
б) неверно, описываемое свойство не типично для моего поведения или присуще мне в минимальной степени.
Прочитав утверждение и выбрав один из вариантов ответов, следует отметить его на листе, зачеркнув нужную букву».
Обработка
Для обработки результатов опроса необходимо использовать ключ ответов, который сравнивается с ответом испытуемого. Каждый ответ оценивается по двухбалльной шкале:
Каждый личностный параметр оценивается через суммирование оценок по группе вопросов. Суммарная оценка по фактору не превышает 10 баллов. зона нормы находится в пределах 3-7 баллов.
Обработку результатов обычно начинают со шкалы мотивации одобрения, так как в этом случае, есть ответ выходит за рамки нормы по этому фактору, следует признать, что испытуемые стремился исказить результаты, и они не подлежат дальнейшей интерпретации.
Код опросника
Каждое из направлений профессиональной направленности считается недостаточно развитым, если по данной шкале получено менее трех баллов, и ярко выраженным – при количестве баллов более семи. Для большей наглядности полученные результаты целесообразно выразить в виде круговой или столбцевой диаграммы. Выраженность одного фактора свидетельствует о мононаправленности личности учителя, а выраженность нескольких факторов может интерпретироваться как результат полинаправленности.
Методика изучения самооценки профессиональной
пригодности и способностей к педагогической деятельности
(Т.А. Ротанова, Л.И. Золотарева, Н.Ф. Шляхта)
Уровни сформированности самооценки профессиональной пригодности.
Высокий уровень сформированности (3 балла). Самооценка высокая (или средняя), относительно устойчивая. Испытуемый хорошо представляет, какие качества у него развиты недостаточно, занимается самовоспитанием.
Средний уровень сформированности (2 балла). Самооценка может быть средней или высокой. Испытуемый представляет, какие качества необходимо развивать, но не прилагает усилий к самосовершенствованию.
Низкий уровень сформированности (1 балл). Самооценка низкая, противоречивая, нет стремления к самосовершенствованию.
При изучении самооценки профессиональной пригодности предлагается набор качеств, из которых надо выбрать и записать в первом ряду те, которые характеризуют, по его мнению, положительные черты идеального учителя.
Во второй ряд следует выписать те черты, которыми его идеал обладать не должен. Их количество в каждом ряду ограничивается 1-15 качествами. Затем испытуемый должен выбрать из «положительного» и «отрицательного» множества те черты, которыми он, по его мнению, обладает и должен ориентироваться не на степень выраженности того или иного качества, а только на его присутствие.
При обработке данных для каждого множества подсчитывается количество тех черт, которые выбрал испытуемый, и делится на общее количество в соответствующем эталонном ряду. Если коэффициент по положительному множеству близок к единице, то он скорее всего переоценивает себя; если близок к нулю, то недооценивает. По отрицательному множеству – наоборот. Коэффициенты, близкие к 0,5, говорят о нормальной, средней самооценке.
Примерный набор качеств
Жизнерадостность Чувство юмора Склонность к самоанализу Аккуратность Беспечность Грубость Заботливость Организованность Организаторские способности Искренность Застенчивость Завистливость Настойчивость Отзывчивость Терпеливость Злопамятность Инициативность Общительность Нерешительность Самостоятельность Дисциплинированность |
Решительность Честность Ответственность Несдержанность Обидчивость Целеустремленность Любовь к детям Умение доступно объяснять Доброта Стремление оказывать помощь Мстительность Подозрительность Понимание людей Эрудированность Увлеченность Принципиальность Справедливость Замкнутость Культура речи Наблюдательность Строгость |
«Способности педагога к творческому саморазвитию»
Вопросы:
1. Я стремлюсь изучать себя.
1. Я оставляю время для развития, как бы ни был занят работой и домашними делами.
2. Возникающие препятствия стимулируют мою активность.
2. Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.
3. Я анализирую свою деятельность, выделяя на это специальное время.
3. Я исследую свои чувства и опыт.
4. Я много читаю.
5. Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.
6. Я верю в свои возможности
10. Я стремлюсь быть более открытым.
10. Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.
11. Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.
10. Я получаю удовольствие от усвоения нового.
11. Возрастающая ответственность не пугает меня.
15. Я бы отнесся положительно к моему продвижению по
службе.
Оценивание:
5 баллов – данное утверждение полностью соответствует действительности;
4 балла – скорее соответствует, чем нет;
3 балла – и да, и нет;
2 балла – скорее не соответствует;
1 балл – не соответствует.
Оценка уровня готовности педагога к развитию
(методика В.И.Зверевой, Н.В.Немовой)
Анкета №1
Цель: выявить способности учителя к саморазвитию.
Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, около каждого номера балл:
5 – если данное утверждение полностью соответствует вашему мнению;
4 – скорее соответствует, чем нет;
3 – и да, и нет;
2 – скорее не соответствует;
1 – не соответствует.
Я стремлюсь изучить себя. |
||
Я оставляю время для развития, как бы ни был занят работой и домашними делами. |
||
Возникающие препятствия стимулируют мою активность. |
||
Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя. |
||
Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время. |
||
Я анализирую свои чувства и опыт. |
||
Я много читаю. |
||
Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам. |
||
Я верю в свои возможности. |
||
Я стремлюсь быть более открытым человеком. |
||
Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди. |
||
Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты. |
||
Я получаю удовольствие от освоения нового. |
||
Возрастающая ответственность не пугает меня. |
||
Я положительно отнесся бы к продвижению по службе. |
Анкета № 2
Цель: выявить факторы, стимулирующие и препятствующие обучению, развитию и саморазвитию учителей в школе.
Оцените, пожалуйста, перечисленные ниже факторы по пятибалльной шкале:
5 – да (препятствуют или стимулируют);
4 – скорее да, чем нет;
3 – и да, и нет;
2 – скорее нет;
1 – нет.
Препятствующие факторы: |
||
Собственная инерция. |
||
Разочарование из-за имевшихся ранее неудач. |
||
Отсутствие поддержки и помощи в этом вопросе со стороны руководителей. |
||
Враждебность окружающих (зависть, ревность и т.п.), плохо воспринимающих в Вас перемены и стремление к новому. |
||
Неадекватная обратная связь с членами коллектива и руководством, т.е. отсутствие объективной информации о себе. |
||
Состояние здоровья. |
||
Недостаток времени. |
||
Ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства. |
||
Стимулирующие факторы: |
||
Методическая работа. |
||
Обучение на курсах. |
||
Пример и влияние коллег. |
||
Пример и влияние руководителей. |
||
Организация труда в школе. |
||
Внимание к этой проблеме руководителей. |
||
Доверие. |
||
Новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментирования |
||
Занятия самообразованием. |
||
Интерес к работе. |
||
Возрастающая ответственность. |
||
Возможность получения признания в коллективе. |
Обработка анкет
Посчитайте общую сумму баллов по первой анкете. Если у вас набралось 55 и более баллов, вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии.
Набрав от 36 до 54 баллов, вам придется признать, что у вас отсутствует сложившаяся система саморазвития, ориентация на развитие сильно зависит от условий.
Набрав от 15 до 35 баллов, вы должны понять, что находитесь в стадии остановившегося развития.
Данные заносятся в таблицу.
Сумма баллов по второй анкете также заносятся в таблицу.
Коэффициент развития (К) вычисляется по формуле:
К = К (фактическое) : К (максимальное)
Где: К (фактическое) – суммарное число баллов, проставленных в анкетах,
К (максимальное) – максимально возможное количество баллов в анкетах.
Занесите данные в таблицу:
Обучение, развитие и саморазвитие педагога
№ п/п |
Способность педагогов к самообразованию |
Ф.И.О. педагога |
Стимулирующие факторы |
Препятствующие факторы |
Система мер |
1 |
Активное развитие |
||||
2 |
Не сложившееся развитие |
||||
3 |
Остановившееся развитие |
|
ДИАГНОСТИКА
ЗАТРУДНЕНИЙ И ПОТРЕБНОСТЕЙ ПЕДАГОГОВ
№ |
Название диагностируемой позиции |
да |
отчасти |
нет |
І. Испытываю проблемы |
||||
1. Моделирование |
||||
а) |
«целеполагания»: |
|
|
|
- цели и задач мероприятия; |
|
|
|
|
- путей мотивации учащихся. |
|
|
|
|
б) |
«содержания»: |
|
|
|
- «порций» подачи материала; |
|
|
|
|
- структуры содержания; |
|
|
|
|
- формы подачи содержания. |
|
|
|
|
в) |
«организации»: |
|
|
|
- адекватно цели, задач и содержанию; |
|
|
|
|
- позитивной коммуникативной с участниками образовательного процесса. |
|
|
|
|
г) |
«методики»: |
|
|
|
- методов (наблюдение, эвристическая беседа, проблемная ситуация, частично-поисковый, исследовательский, проектов и др.); |
|
|
|
|
- средств (наглядных, технических и др.); |
|
|
|
|
- приёмов: активизации познавательной деятельности; активизация мыслительной деятельности; активизация творческой деятельности. |
|
|
|
|
2. Реализация: |
||||
а) |
«целеполагания»: |
|
|
|
- определение места предъявления целей и задач (начало – конец) мероприятия; |
|
|
|
|
- определение способа предъявления целей и задач (педагог – обучаемый) мероприятия; |
|
|
|
|
- «увязывание» целей и задач мероприятия с потребностями обучаемых на основе использования результатов социально-педагогической диагностики |
|
|
|
|
б) |
в предъявлении содержания: |
|
|
|
|
- с использованием технологий (элементов): проектной; игры; развивающего обучения; развития критического мышления; другие. |
|
|
|
в) |
в проведении занятий: |
|
|
|
|
- знакомство с новым содержанием; |
|
|
|
|
- отработка умений и навыков; |
|
|
|
|
- коррекционных; |
|
|
|
|
- итоговых; |
|
|
|
|
- комбинированных; |
|
|
|
|
- других. |
|
|
|
г) |
в организации работы: |
|
|
|
|
- парной; |
|
|
|
|
- групповой; |
|
|
|
|
- по само- и взаимоконтролю; |
|
|
|
|
- по оценке и самооценке; |
|
|
|
|
- другое. |
|
|
|
д) |
в применении на занятии: |
|
|
|
|
- технических средств обучения; |
|
|
|
|
- электронно-вычислительной техники; |
|
|
|
|
- изготовление и применение наглядных средств; |
|
|
|
|
- другое. |
|
|
|
3. Рефлексия |
|
|
|
|
а) |
в выборе: |
|
|
|
|
- оснований для самоанализа; |
|
|
|
|
- критериев для анализа деятельности обучающихся; |
|
|
|
|
- показателей для анализа результатов деятельности обучающихся. |
|
|
|
б) |
в проведении: |
|
|
|
|
- анализа и самоанализа. |
|
|
|
в) |
в определении эффективности мероприятия в т.ч.: |
|
|
|
|
- степени влияния на личностное развитие обучаемых; |
|
|
|
|
-содержания мероприятия; |
|
|
|
|
- организации и формы его проведения; |
|
|
|
ІІ.Есть затруднения: |
|
|
|
|
|
- знание концепций, образовательных стандартов по предмету, норм оценки результатов учебной деятельности учащихся, нормативной базы; |
|
|
|
|
- подготовка учащихся к олимпиадам, турнирам, соревнованиям, творческим конкурсам; |
|
|
|
|
- подготовка учащихся к продолжению образования; |
|
|
|
|
- знание психолого-возрастных особенностей учащихся; |
|
|
|
|
- знание эффективных методик и технологий взаимодействия с учащимися; |
|
|
|
|
- умение использовать ЭВТ, ТСО, НСО. |
|
|
|
ІІІ. Хотелось бы: |
|
|
|
|
|
- послушать: |
|
|
|
|
- изучить: |
|
|
|
|
- обсудить: |
|
|
|
|
- увидеть: |
|
|
|
|
- попробовать: |
|
|
|
IV.Могу предложить: |
|
|
|
Матрица Эйзенхауэра простой инструмент распределения задач.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.