Данная работа послужит примером для студентов в написании своей дипломной работы. В работе представлены: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА . Условия развития творческих способностей у младших школьников….
Характеристика игровой технологии в процессе работы с детьми младшего школьного возраста.
Возможности применения игровой технологии в работе с детьми младших школьников.
игровая технология.docx
1
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Игровая технология как условие развития творческих способностей детей
младшего школьного возраста
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………
1. ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
………………………………………………………………………
1.1. Специфика развития творческих способностей детей младшего школьного
возраста ………………………………………………………….......
1.2. Условия развития творческих способностей у младших школьников….
1.3 Характеристика игровой технологии в процессе работы с детьми младшего
школьного возраста…………………………………………………...
1.4. Возможности применения игровой технологии в работе с детьми младших
школьников ………………………........................................................
Выводы по первой главе………………………………………………………..
2.
ОПЫТНОЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ
ТЕХНОЛОГИИ…………………………………………………………………..
2.1. Констатирующий эксперимент…………………………………………….
2.2. Формирующий эксперимент……………………………………………….
2.3. Контрольный эксперимент…………………………………………………
Выводы по второй главе………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………. 2
ВВЕДЕНИЕ
Творческие способности далеко не новый предмет исследования.
Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все
времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в
овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно
создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия,
изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой
культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху
научнотехнического прогресса становится всё разнообразнее и сложнее. И она
требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности,
гибкости мышления, быстрой адаптации к новым условиям, творческого
подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля
умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая
часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то
становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать
самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития одной из
важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные
ценности, накопленные человечеством результат творческой деятельности
людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем,
будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Сегодня научный уровень исследования творческих способностей в игре
характеризуется наличием сложившейся теории игры, возможности дальнейшего
развития которой во многом, обусловлены стремлением исследователей,
разрешить исходные противоречия, заложенные в фундаментальных основаниях
этой теории (Т. А. Маркова, Д. Б. Эльконин).
Проблема развития творческих способностей младших школьников
составляет основу, фундамент процесса обучения, является «вечной»
педагогической проблемой, которая с течением времени не теряет своей
актуальности, требуя постоянного, пристального внимания и дальнейшего
развития. Сегодня в обществе особенно остро ощущается потребность в людях
инициативных, творческих, готовых найти новые подходы к решению насущных
социальноэкономических, культурных задач, способных жить в новом
демократическом обществе и быть полезными этому обществу. В связи с этим
особую актуальность сегодня приобретает проблема развития творческой
активности личности. Творческие личности во все времена определяли прогресс
цивилизации, создавая материальные и духовные ценности, отличающиеся
новизной, нешаблонностью, помогая людям увидеть необычное в, казалось бы,
обычных явлениях. Но именно сегодня перед образовательным процессом
ставится задача воспитания творческой личности, начиная с начальной школы.
Эта задача находит свое отражение в образовательных программах, в
инновационных процессах, происходящих в современной школе. Творческая
активность развивается в процессе деятельности, имеющей творческий 3
характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить
решение в нестандартных ситуациях. Поэтому сегодня в педагогической науке и
практике идет интенсивный поиск новых, нестандартных форм, способов и
приемов обучения.
Объект исследования: развитие творческих способностей детей младшего
школьного возраста
Предмет исследования: игровая технология как условие развития творческих
способностей детей младшего школьного возраста
Цель исследования: выявление влияния игровой технологии на развитие
творческих способностей детей младшего школьного возраста
Задачи исследования:
раскрыть особенности формирования творческих способностей у детей
младшего школьного возраста;
разработать комплект занятий с использованием игровой технологии с целью
развития творческих способностей;
апробировать комплект занятий с использованием игровой технологии для
развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования:
использование игровой технологии будет
способствовать развитию творческих способностей детей младшего школьного
возраста
Теоретическая значимость исследования: В работе был осуществлен анализ
понятие творчество в авторских позициях И.В. Львова, С. Медника. Раскрыто
понятие «игровая технология» в интерпретации Л.А. Байковой. Были раскрыты
условия и особенности формирования творческих способностей у детей
младшего школьного возраста.
Практическая значимость исследования: результаты проведенной
экспериментальной работы могут быть использованы при оптимизации процесса
развития творческих способностей, как во время проведения урока, так и во
внеурочной деятельности. Представленный комплект занятий по развитию
творческих способностей удобен в применении и легко вписывается в
образовательный процесс.
Методы исследования:
анализ, синтез, конкретизация, абстрагирование, обобщение;
наблюдение, эксперимент. 4
1. ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ
1.1. Специфика развития творческих способностей детей младшего школьного
возраста
Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема
человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена.
Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет
предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это
понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности
отождествляются со способностями к различным видам художественной
деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п.
Что такое творческие способности на самом деле?
Очевидно, что рассматриваемое мной понятие тесным образом связано с
понятием «творчество», «творческая деятельность». Противоречивы суждения
ученых по поводу того, что считать творчеством.
На основе анализа психологопедагогической литературы было выявлено
несколько подходов к понятию творчество: вопервых, деятельность в области
искусства, вовторых, конструирование, созидание, реализацию новых проектов,
втретьих, научное познание, созидание разума, вчетвертых, мышление в его
высшей форме, выходящее за пределы требуемого для решения возникшей
задачи уже известными способами, проявляющееся как воображение,
являющееся условием мастерства и инициативы.
С. Медник считает, что творчество это деятельность, порождающая чтото
новое, не существовавшее раньше. Новизна, возникающая в результате
творческой деятельности, может иметь как объективный, так и субъективный
характер. Объективная ценность признается за такими продуктами творчества, в
которых вскрываются ещё неизвестные закономерности окружающей
действительности. Субъективная ценность продуктов творчества имеет место
тогда, когда продукт творчества нов не сам по себе, объективно, а нов для
человека, его впервые создавшего. Таковы по большей части продукты детского
творчества в области рисования, лепки, сочинения стихов и песенок.
И.В. Львов считает, что творчество не всплеск эмоций, оно неотделимо от
знаний и умений, эмоции сопровождают творчество, одухотворяют деятельность
человека, повышают тонус его протекания, работы человекатворца, придают 5
ему силы. Но пробуждают творческий акт лишь строгие, проверенные знания и
умения.
Итак, творчество это деятельность, результатом которой являются новые
материальные и духовные ценности; высшая форма психической активности,
самостоятельности, способность создавать чтото новое, оригинальное. В
результате творческой деятельности формируются и развиваются творческие
способности.
В. А. Крутецкий отмечал, что способности – это индивидуально
психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности,
в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к
знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности
обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое
применение.
Что же такое «творческие способности»? Так, П. Торренс под творческой
способностью понимал способность к обострённому восприятию недостатков,
пробелов в знаниях, дисгармонии.
П. Торренс говорил, творческая деятельность — форма деятельности
человека или коллектива создание качественно нового, никогда ранее не
существовавшего.
Отмечается, что в творческой деятельности важную роль играют такие
факторы, как особенности темперамента, способность быстро усваивать и
порождать идеи.
Д.Б. Богоявленская основным показателем творческих способностей
выделяет интеллектуальную активность, сочетающую в себе два компонента:
познавательный (общие умственные способности) и мотивационный. Критерием
проявления творчества является характер выполнения человеком предлагаемых
ему мыслительных задач.
Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей
выглядит следующим образом. Творческие способности это индивидуально
психологические особенности индивида, которые имеют отношение к
успешности выполнения какой либо деятельности, но не сводятся к знаниям,
умениям, навыкам, которые уже выработаны у школьника.
Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде
человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о
художественных творческих способностях, но и о технических творческих
способностях, о математических творческих способностях и т.д. Творческие
способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о
компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым,
хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой
проблемы.
Многие психологи М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, Н.С. Лейтес связывают
способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями 6
мышления. Анализируя различные точки зрения по вопросу о составляющих
творческих способностей можно сделать вывод, исследователи единодушно
выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как
обязательные компоненты творческих способностей.
Творческая деятельность школьника повышает его вовлеченность в учебный
процесс,
стимулирует
интеллектуальные усилия, уверенность в себе, воспитывает независимость
взглядов.
способствует успешному усвоению знаний,
М.Н. Скаткин рассматривает отдельные способы активизации творческой
деятельности:
1) проблемное изложение знаний;
2) дискуссия;
3) исследовательский метод;
4) творческие работы учащихся;
5) создание атмосферы коллективной творческой деятельности на уроке.
Для того чтобы успешно активизировать творческую деятельность
школьников, учителю необходимо видеть результативность и продуктивность
своей работы. Для этого необходимо следить за динамикой проявления
творческой деятельности каждого ребенка. Элементы творчества и
взаимодействия элементов воспроизведения в деятельности школьника, как и в
деятельности зрелого человека, следует различать по двум характерным
признакам:
1) по результату (продукту) деятельности;
2) по способу ее протекания (процессу).
Очевидно, что в учебной деятельности элементы творчества учащихся
проявляются, прежде всего, в особенностях ее протекания, а именно в умении
видеть проблему, находить новые способы решения конкретнопрактических и
учебных задач в нестандартных ситуациях. Психологи отмечают, творческая
деятельность активизируется в благоприятной атмосфере,
при
доброжелательных оценках со стороны учителей, поощрении оригинальных
высказываний. Немаловажную роль при этом играют открытые вопросы,
побуждающие школьников к размышлениям, к поиску разнообразных ответов на
одни те же вопросы учебного плана. Еще лучше, если самим учащимся
позволяется ставить подобные вопросы и отвечать на них.
С психологической точки зрения младший школьный возраст является
сензитивным периодом для развития творческих способностей. Дети младшего
школьного возраста чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание
познавать окружающий мир. Взрослые, поощряя любознательность, сообщая
детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют
расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний это необходимая
предпосылка для будущей творческой деятельности. 7
В связи с этим выделяются три уровня сложности содержания системы
Творческие способности формируются и развиваются в той деятельности,
в которой они находят себе применение. Бездеятельный ребенок, безучастный
к какому бы то ни было труду, обычно и не проявляет способности. Однако
не всякая деятельность, которая включают ребенка, автоматически формирует
и развивает творческие способности к ней.
творческих заданий:
Задания III (начального) уровня сложности предъявляются учащимся
первого и второго класса. Творческие задания этого уровня содержат
проблемный вопрос или проблемную ситуацию, предполагают применение
метода перебора вариантов или эвристических методов творчества
и предназначены для развития творческой интуиции и пространственного
продуктивного воображения.
Задания II уровня сложности направлены на развитие основ системного
мышления, продуктивного воображения, преимущественно алгоритмических
методов творчества. Цель заданий данного типа — развитие основ системного
мышления учащихся. В заданиях данного уровня выступает проблемная
ситуация или задания, содержащие противоречия в явной форме.
Задания III (высшего, высокого, продвинутого) уровня сложности. Это
открытые задачи из различных областей знания, содержащие скрытые
противоречия предлагаются учащимся 3 и 4 года обучения и направлены
на развитие основ диалектического мышления, управляемого воображения,
осознанного применения алгоритмических и эвристических методов творчества.
Таким образом, переход на новый уровень развития креативных способностей
младших школьников происходит в процессе накопления каждым учащимся
творческой деятельности.
Младшие школьники большую часть своей активной деятельности
осуществляют с помощью воображения. Их игры — плод буйной работы
фантазии,
они с увлечением занимаются творческой деятельность.
Психологической основой последней так же является творческое воображение.
Таким образом, значение функции воображения в психическом развитии велико.
Для развития ребёнка очень важно формирование многих интересов.
Следует отметить, что для школьника вообще характерно познавательное
отношение к миру. Такая любопытствующая направленность имеет объективную
целесообразность. Интерес ко всему расширяет жизненный опыт ребёнка,
знакомит его с разными видами деятельности, активизирует его различные
способности.
Дети в отличие от взрослых, способны проявлять себя в художественной
деятельности. Они с удовольствием выступают на сцене, участвуют в концертах,
конкурсах, выставках и викторинах.
1.2. Условия развития творческих способностей у младших школьников 8
Для того, чтобы деятельность положительно влияла на развитие
способностей, она должна удовлетворять некоторым условиям:
Вопервых, деятельность должна вызывать у младших школьников сильные
и устойчивые положительные эмоции и удовольствие. Они должны испытывать
чувство радостного удовлетворения от деятельности, тогда у них возникнет
стремление по собственной инициативе, без принужденности заниматься ею.
Живая заинтересованность желание выполнить работу возможно лучше —
необходимое условие того, чтобы деятельность положительно влияла
на развитие творческих способностей.
Вовторых, деятельность детей должна быть творческой, например
драматические способности должны постоянно развиваться в игровых, ролевых
действиях
В — третьих, важно организовать деятельность детей так, чтобы они
преследовали цели, немного превосходящие их возможности, уже достигнутый
ими уровень выполнения деятельности. Особенно нуждаются во всё более
усложняющихся и разнообразных творческих заданиях дети с уже
определившимися способностями.
Главные условия успешного развития творческих способностей учащихся –
окружить их такой средой и такой системой отношений, которые бы
стимулировали самую разнообразную их творческую деятельность. Необходимо
создать на уроках обстановку, опережающую развитие детей, а именно:
предлагать развивающиеся задания, побуждающие к решению трудных
творческих задач, работе с максимальным напряжением сил.
Способности развиваются тем успешнее, чем чаще ученик добирается до
потолка своих возможностей и постепенно поднимает этот «потолок» всё выше
и выше, а также предоставлять учащимся большую свободу в выборе
деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий, в выборе
способов работы. Есть великая формула «дедушки» космонавтики К.Э.
Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума:
«Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины,
известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще
неизвестные». Видимо это и есть путь становления творческой стороны
интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта.
Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь. Этому прямо и
служат задания, упражнения, игры, пробуждающие воображение и фантазию.
Учитель обязан всегда помнить о том, что задания ученик должен выполнять без
назидательности и принуждения, при этом поддерживать у него естественный
интерес ко всему новому, неизвестному, сохраняя радость познания и
самостоятельных открытий, стимулируя стремление к исследованию,
экспериментированию и творчеству. 9
В младшем школьном возрасте ребенок овладевает произвольной
постановкой вопроса в проблемной ситуации, направленного на всестороннее
исследование. Кроме того, осуществляется переход к вопросам другого типа: от
познавательных, обращенных к взрослому, к поисковым, обращенных к самому
себе.
Известно, что одним из условий для возникновения вопроса является
проблема ситуации, поэтому педагоги заботятся о том , чтобы создать ее на
уроке. Но этого еще не достаточно. Если ученику постоянно отводится роль
«ответчика» в диалоге, то никакое проблемное содержание не спасает
положения: вопросы у детей будут возникает всё реже и реже. Если мы
организуем диалог, в котором и ребенок и взрослый могут быть его
инициаторами, обращаться к друг другу с вопросами, но оставим за собой право
отрицательно оценивать ребенка по его вопросам (пусть даже без отметки в
журнале). Проявление познавательной активности ребенка не должны
оцениваться отрицательно.
По словам советского психолога А.М. Матюшкина, основу развития
продуктивной (творческой) познавательной активности составляют те принципы
воспитания личности и мышления, которые включают стимулирование и
поощрение самих актов познавательной активности со стороны другого
человека. Помимо создания условий для проявления и развития творческой
активности ребенка необходимо предоставить ему и некоторые ее средства.
Применительно к познавательной активности в проблемной ситуации такими
средствами могут выступать вопросы разных типов, позволяющие разносторонне
исследовать ситуацию.
Немного фантазии и воображения, внимания, желания выслушать и понять
ребенка не только доставляет ему огромную радость, но и позволят подняться
его познавательной активности на новую ступень. Повышение активности
учащихся достигается разными средствами. Это может быть введение
диалогических или коллективных форм деятельности, которые вовлекают в
работу каждого ученика.
Существенным условием активизации познавательной деятельности
учащихся, в том числе и в процессе понимания, является создание обстановки
доверительного общения, в которой поощряются вопросы учащихся,
выдвижение ими гипотез и предсказаний по поводу свойств изучаемого
предмета, явления, хода процесса и т.д. Спокойные доброжелательные
отношения в группе освобождают детей от боязни ошибок и, придания
уверенность в своих силах, стимулируют творческую активность. Желание
понять возникает тогда, когда ученик сталкивается с проблемой, не решаемой
задачей с чемто непонятным и интересным.
Специальная организация учебного материала позволяет привлечь интерес
учащихся путем создания проблемной ситуации, в которой учащиеся
сталкиваются с противоречием новых знаний и своего прошлого опыта или с 10
противоречащими на первый взгляд друг другу фактами. Возникает задача
установить, истинное ли это противоречие, почему оно возникло, как его
разрешить. Тем самым дети вовлекаются в поисково – исследовательскую
деятельность, связанную с активным преобразованием материала, привлечением
имеющихся знаний и поиском новых, необходимых для решения проблем.
Примером могут служить задания на поиск неизвестного в известном.
С целью создания проблемный ситуаций в учебном материале могут
использоваться пропуски информации, которые должны заполнить сами
учащиеся. Явные смысловые разрывы в тексте служат исходной точкой для
развертывания познавательной активности поиска необходимых для понимания
сведений. Неожиданный переход от одной темы к другой привлекает интерес к
материалу, с помощью которого может быть заполнен смысловой разрыв. Вместе
с тем полезно предвидеть и неявную, скрытую неполноту. С одной стороны, это
позволяет прогнозировать, что доступно пониманию учащихся в объясняемом
материале, учитывая имеющиеся у них знания. С другой – неполнота, например,
обобщающего материала, даваемого после усвоения какой – либо темы, может
быть использована для проверки усвоенного: детям предлагается самим
объяснить, почему те или иные явления, свойства предметов, понятия и т.п.
связаны определенными отношениями, раскрыть причину этих отношений.
Для развития продуктивных форм творческой активности необходима такая
организация обучения, при которой учащийся действует активно, вовлекается в
процесс самостоятельного поиска. Отметьте наиболее оригинальные (редко
встречающиеся), многочисленные и разнообразные ответы для стимулировании
активности детей.
Для стимуляции активности детей педагогу необходимо пользоваться
вопросами типа: как это изменить? А если это увеличить или уменьшить? А если
это соединить с чем – либо? и т.д. Развитие творческих способностей учащихся
происходит на основе развития воображения и мышления младших школьников.
В младшем школьном возрасте ребенок в своем воображении уже может создать
разнообразные ситуации. Формируясь в игровых замещениях одних предметов
другими, воображение переходит и в другие виды деятельности. В условиях
деятельности к воображению ребенка предъявляют специальные требования,
которые побуждают его к произвольным действиям воображения. Педагог на
уроке предлагает детям представить себе ситуацию, в которой происходят
некие преобразования предметов. Эти учебные требования побуждают развитие
воображения, но они нуждаются в подкреплении специальными орудиями –
иначе ребенок затрудняется продвинутся в произвольных действиях
воображения. Это могут быть реальные предметы, схемы, макеты, знаки,
графические образы. Полезно сочетать восприятие конкретных предметов и
мысленное их представление. Так, хорошо показать картину, а потом
предложить детям по памяти вести рассказ без опоры на наглядный образ, или
сначала провести объяснение, потом предъявить наглядное пособие. Все это 11
развивает способность детей мысленно представлять предметы и явления,
которые в данный момент нельзя воспринять, т.е. помогает развитию
воображения.
1.3 Характеристика игровой технологии в процессе работы с детьми младшего
школьного возраста
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно
обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в
форме различных педагогических игр.
Л.А.
понимает
«определенную последовательность операций, действий, направленных на
достижение учебновоспитательных целей».
Байкова под игровой технологией
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным
признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей
педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в
явном виде и характеризуются учебнопознавательной направленностью.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее
определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием
сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения
формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов
сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по
определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших
школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово,
фонематический слух смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается
параллельно основном содержанию обучения, помогает активизировать учебный
процесс, осваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из
отдельных игр и элементов забота каждого учителя начальной школы, поэтому
необходимо помнить о следующих требованиях к играм в образовании:
1. Игровая оболочка должен быть задан игровой сюжет, мотивирующий всех
учеников на достижение игровых целей.
2. Включенность каждого: команды в целом и каждого игрока лично.
3. Возможность действия для каждого ученика.
4. Результат игры должен быть различен в зависимости от усилий играющих;
должен быть риск неудачи.
5. Игровые задания должны быть подобраны так, чтобы их выполнение было
связано с определенными сложностями. С другой стороны, задания должны быть
доступны каждому, поэтому необходимо учитывать уровень участников игры и
задания подбирать от легких (для отработки учебного навыка) до тех,
выполнение которых требует значительных усилий (формирование новых знаний
и умений).
6. Вариативность – в игре не должно быть единственно возможного пути
достижения цели. 12
и роль
7. Должны быть заложены разные средства для достижения игровых целей.
Место
процессе,
сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем
функций и классификации
игр. По
характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр (по
Г.К. Селевко):
игровой технологии
педагогических
в учебном
1. обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
2. познавательные, воспитательные, развивающие;
3. репродуктивные, продуктивные, творческие;
4. коммуникативные,
диагностические,
психотехнические и др.
профориентационные,
Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики.
Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные,
ролевые, деловые, имитационные и игрыдраматизации. По предметной
области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.
1.4. Возможности применения игровой технологии в работе с детьми младших
школьников
Игровая технология являются одной из уникальных форм обучения,
которая позволят сделать интересными и увлекательными не только работу
учащихся на творческопоисковом уровне, но и будничные шаги по изучению
предметов. Занимательность условного мира игры делает положительной,
эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию,
повторению, закреплению или усвоению информации. А эмоциональность
игрового действа активизирует познавательную деятельность.
Уроки с использованием игр или игровых ситуаций являются
эффективным средством обучения и воспитания, поскольку отход от
традиционного построения урока и введение игрового сюжета привлекают
внимание учащихся всего класса. Содержание игры – это всегда осуществление
ряда учебных задач. В игре ученики попадают в ситуацию, позволяющую им
критически оценивать свои знания в действии, привести эти знания в систему.
В педагогической практике чаще используются следующие игровые технологии:
расширению кругозора,
познавательной деятельности, формированию определенных умений и навыков,
необходимых в практической деятельности (например, лото «Родная природа»);
воспитания самостоятельности, воли,
формирования определенных позиций, нравственных,
эстетических и
мировоззренческих установок, воспитание сотрудничества, коллективизма,
общительности, коммуникативности.
воспитывающие игры для
дидактические игры,
способствующие 13
развивающие игры, направленные на развитие внимания, памяти, речи,
воображения, фантазии, творческих способностей, мышления, умения
сравнивать, сопоставлять, находить аналогии,
оптимальные решения, на
развитие мотивации учебной деятельности.
социализирующие игры, способствующие приобщению к нормам и ценностям
общества; адаптации к условиям среды, обучение общению. Это использование
элементов образноролевой игры и игрыдраматизации по мотивам сказок и
рассказов.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее
определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием,
сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения,
формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов,
сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определен
ным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников
развивается умение владеть собой, быстрота реакции на слово, фонематический
слух, смекалка и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно
основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс,
осваивать ряд учебных элементов. 14
"Игра дело серьезное", утверждает доктор педагогических наук С.А.
Шмаков, один из самых больших знатоков игры и игрового взаимодействия.
Поиск педагогических ситуаций, в которых может быть реализовано стремление
ребёнка к активной познавательной деятельности является главной задачей
педагога. Для этого необходимо постоянное совершенствование процесса
обучения, которое позволит детям более эффективно и качественно усваивать
программный материал. Важнейшим элементом этого совершенствования
является введение и развитие игровых методов в процессе обучения.
Педагог должен являться прямым или косвенным участником по отношению
к играющим детям. Игра компенсирует пассивность ученика в остальных
общепринятых формах обучающего взаимодействия, выводит на истинное
сотрудничество, партнёрство, на субъектсубъектные виды взаимодействия.
Педагог является участником игры лишь при условии, что он её использует
целенаправленно и осуществляет методическое руководство. Это деятельность,
регулирующая способы осуществления практической педагогической
деятельности с целью обеспечения играющих ведущими идеями и достижениями
теории, методики и практики. Организатор игры обязан формировать цели и
задачи игры или игрового комплекса, уточнять пути и способы их решения,
намечать этапы игры и порядок её организации, критерии и показатели её
результативности, выявлять методические ошибки, допущенные в процессе игры
и осуществлять общую методическую коррекцию игрового процесса.
Метод игры выделятся из всех методов сосредоточения детского внимания
как самый гуманный, естественный для ребёнка и увлекательный как для
учащихся, так и для педагога. В играх младшие школьники учатся подчинять
свое поведения правилам, формируются их движения, внимание, умение
сосредоточиться. В процессе игры развиваются способности, которые
необходимы для успешного обучения в школе.
В процессе игры обучение происходит незаметно для учащихся. Ведь для них
игра естественная среда, где они максимально активируют свои внутренние
ресурсы. В игре формирование личности ученика и продвижение его в развитии
осуществляется не через восприятие готового знания, а через его собственную
деятельность, направленную на активное открытие им нового знания.
Однако при этом игра включает в себя все элементы учебной деятельности:
учебную задачу (цель ощущается учеником как лично значимая и при этом
стимулирует его к изучению нового материала)
учебные действия (предметные и мыслительные действия учеников,
доставляющие им максимальное удовольствие и направленные на
разрешение учебной задачи и активное открытие нового знания)
действия самоконтроля и самооценки (ребенок может сам оценить
уровень своего успеха в игре и ощутить своё продвижение вперёд) 15
стимуляция к дальнейшей учебной деятельности (в игре ощущение
учеником удовольствия от участия и ощущение успеха, в случае если он
или его команда занимают призовое место, являются стимулом для
дальнейшего продвижения его по пути познания).
Ученые отмечают пик исследовательской активности творчества ребенка на
младшем школьном возрасте. К 89 годам творчество ребёнка зачастую
выражается в форме самостоятельно поставленных вопросов и проблем по
отношению к новому, неизвестному, расширяется и исследовательский диапазон
учащихся. Это приводит к тому, что уже в младшем школьном возрасте
основным компонентом творческого начала становится проблемность,
обеспечивающая постоянную открытость ребенка к новому и обостряющая
стремления к поиску несоответствий, противоречий.
Решение предложенных в игре проблем у творческого ребенка часто
сопровождается проявлением оригинальности. Это еще один важный компонент
творческого начала, выражающий степень непохожести, нестандартности,
необычности. Таким образом, игра может эффективно применяться для анализа
и стимуляции развития креативности ребёнка.
Также важно отметить, что игра младшего школьного возраста во многом
формирует рефлексию способность осознать не только свои способности, но и
то, как эти способности воспримутся окружающими, и простроить своё
поведение с учётом их возможных реакций. Ведь именно через игру происходят
максимально открытое и разнохарактерное общение с другими детьми и
взрослыми, с окружающим миром.
Также эффективно применение игры для создания психологического
комфорта для отдельного ученика или коллектива.
Ведь такое
времяпрепровождение может снять такой стрессообразующий фактор,
возникающий в процессе обучения, как конфликтность и разобщённость класса.
Новый характер отношений между учениками, возникающий в процессе игры,
позволит им с другого угла увидеть их отношения между собой. А правильно
подобранная командная игра способна максимально сплотить учеников. Всё это
может эффективно применяться в создании в школе и на уроке атмосферы,
позволяющей детям раскрыться, чувствовать себя в школе "как дома".
Важной задачей для педагога является научиться отличать игру настоящую
от имитации игры. Зачастую учитель, заявляя о том, что он использует игры в
обучении, на деле лишь создает ситуацию обучения с притянутыми
посторонними элементами. Для игры необходима условная ситуация, в игре
человек находится как внутри, так и вовне игрового сюжета. Для играющего
игровая ситуация значима так же как и реальная.
Для эффективного применения игр в учебном процессе необходимо
соблюдать определённые правила их проведения. Очень важно, чтобы ученики
были свободны от сильных переживаний и побуждений, которые не связаны с 16
игрой. Необходимо внимательно выбирать время для игры и следить, чтобы на
это время не попадало воздействие более сильное, чем игра.
Любая игра должна опираться на предшествующий опыт ребенка, поскольку
его участие в игре находится в прямой зависимости от его общего развития.
Участие ученика в играх с готовыми фиксированными правилами может
показать уровень, пределы возможностей школьника в конкретной сфере
человеческой деятельности, умений и навыков. Ребёнок, развивая какойлибо
сюжет, всегда вносит в него те чисто игровые условности, которые и создают из
этой деятельности игру.
Вывод по второй главе
Проведенный анализ взглядов различных исследователей дал мне понять, что
младший школьный возраст – благоприятный и значимый период для выявления
и развития творческого потенциала личности, так как в этом возрасте
закладываются основы творческой и образовательной траектории,
психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс
ценностей, качеств, способностей, потребностей личности, лежащих в основе её
творческого отношения к деятельности. Поэтому развивать заложенную в
каждом ребёнке творческую активность, воспитывать у него необходимые для
этого качества значит, создавать педагогические условия, которые будут
способствовать этому процессу.
Таким образом, всё более активизируется проблема устранения
противоречий, между возрастающими потребностями личности в творческой
самодетерминации и сложившимися педагогическими условиями,
препятствующими творческому росту личности младшего школьника в процессе
образования, а также необходимостью использования педагогических
технологий развития творческой активности младших школьников.
Изучив литературу можно сделать вывод, что именно через игру у детей
могут развиваться творческие способности. Теоретически следует заключить,
что использование игровой технологии способствует развитию творческих
способностей детей младшего школьного возраста, что предполагается доказать
в практической части работы.
2. ОПЫТНОЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ
ТЕХНОЛОГИИ
Опытноэкспериментальная работа проводилась на базе МОУ
«Сибиряковская ООШ». В качестве испытуемых выступали 11 учащихся 1
класса. Исследование проводилось в период с 12 апреля 2016 года по 9 мая 2016
года.
Для выявления эффективности применения на уроке игровых технологий на
развитие творческих способностей у младших школьников проведён
эксперимент, который проходил в три этапа: 17
I этап — констатирующий.
Цель: изучение уровня развития творческих способностей у младших
школьников.
Сроки исследования: с 13 апреля по 19 апреля 2016 года
На данном этапе использовались следующие методики:
1. Опросник Ф.Татл и Л. Беккер для родителей
2. Методика Вартега «Круги»
На данном этом этапе анализируются полученные результаты диагностики.
II этап — формирующий.
Цель: апробация игр, направленных на развитие творческих способностей с
учащимися 1 класса.
Сроки исследования: во время прохождения практики с 13 апреля по 5 мая 2016
года.
На данном этапе апробируются разработанные игры, направленные на развитие
творческих способностей детей младшего школьного возраста
III этап — контрольный.
Цель: вторичное исследование уровня развития творческих способностей у
младших школьников, сопоставление полученных результатов на первом и
втором этапах исследования через анализ результатов, полученных в ходе
эксперимента
Сроки исследования: с 5 мая 2016 года по 9 мая 2016 года
На данном этапе использовались следующие методики:
1.
2.
2.1. Констатирующий этап по выявлению уровня творческих способностей детей
Опросник Ф.Татл и Л. Беккер для родителей
Методика Вартега «Круги»
младшего школьного возраста
Констатирующий эксперимент предполагал выявление уровня развития
творческих способностей у учащихся 1 класса.
Для этого были поставлены следующие задачи:
провести диагностику на выявление уровня развития творческих способностей
у младших школьников;
провести анализ результатов диагностики
Описание методик, используемых на данном этапе:
1. Опросник для родителей и педагогов
Авторы данной методики Ф.Татл и Л. Беккерзарубежные исследователи.
Цель методики: выявление особенностей, свидетельствующие о больших
потенциальных возможностях ребёнка. Опрос проводился с родителями данного
класса.
Каждому родителю предлагается анкета из 17 вопросов с вариантами ответов.
Напротив ответа, который соответствует их выбору необходимо поставить (Х) Анкета для родителей и педагогов
Особенности ребёнка
1 2 3 4 5
18
Таблица 1
Проявляет большую любознательность в отношении различных
предметов, явлений, событий. Задаёт множество вопросов, в том
числе «почему?», «зачем?», «отчего?»
Задаёт много «умных» вопросов о том, что обычно маленьких детей
не интересует
Точно, правильно использует много слов в своей речи
Проявляет способность к очень подробному рассказу или пересказу
историй. Фактов
№
1
2
3
4
5 Может вести «интеллектуальные» разговоры с другими детьми,
6
7
8
9
взрослыми
Склонен к серьёзным размышлениям, интересуется сложными,
глобальными проблемами (например, может рассуждать о жизни и
смерти и пр.)
Легко справляется с загадками и может их придумывать
Понимает сложные (для его возраста) определения, отношения.
Находит общее в предметах, явлениях, даже если это не очевидно.
Демонстрирует абстрактное мышление
Легко справляется со счётом. Простыми арифметическими
действиями
10 Понимает значение чисел от 1 до 10
11 Понимает значение и способы использования схем, карт лучше, чем
его ровесники
12 Проявляет большой интерес к часам. Календарям, может понять их
функции
13 Проявляет большое желание учиться – приобретать новые знания,
навыки
14 Проявляет способность к концентрации. Сохранению внимания в
течение большого периода времени, чем его сверстники
15 Легко схватывает и удерживает большое количество информации.
Запоминает больше подробностей, чем другие дети
16 Проявляет острую наблюдательность
17 Проявляет одарённость в области музыки, рисования, ритмики и
других областях искусства
В диагностике принимали участие 11 родителей.
Результаты проведения данной диагностики представлены ниже.
Низкий уровень: 17 34 балла 3 человека, что составляет 27%
Средний уровень: 35 60 баллов 6 человек, что составляет 55 %
Высокий уровень: 61 85 баллов 2 человека, что составляет 18 % 19
Результаты
Низкий
уровень
Средний
уровень
Высокий
уровень
18%
27%
55%
Рис.1. Результаты методики «Опросник для
родителей и педагогов»
С помощью данной диагностики было выявлено, что большинство родителей
оценивают уровень творческих способностей своих детей как средний. С целью
подтверждения полученных результатов была проведена методика «Матрица
кругов» с детьми 1 класса.
2. Методика «Круги»
Автор методики Эрик. Вартеггнемецкий психолог.
Цель методики: выявление уровня развития творческих способностей у
младших школьников.
Каждому учащемуся выдавался бланк на котором нарисовано 9 кругов. Их
задача состояла в том, чтобы нарисовать предметы и явления, используя круги
как основу. Рисовать можно как вне, так и внутри круга, использовать один круг
для рисунка. На выполнение задания даётся 7 минут.
Рисунки группируются по классам:
природа;
предметы быта;
наука и техника;
спорт;
декоративные предметы;
человек;
экономика;
Вселенная.
Результаты диагностики оцениваются по следующими показателям: 20
1. Беглости.
2. Гибкости.
3. Оригинальности.
Интерпретация результатов обследования осуществляется по следующим
показателям:
Критерии и
показатели
Беглость
Гибкость
Оригинальность
Таблица 2
Уровни
Балл
й
и
к
о
с
ы
в
9
8
й
и
н
д
е
р
с
й
и
к
з
и
н
7
4
3
1
й
и
к
о
с
ы
в
9
8
й
и
н
д
е
р
с
7
4
й
и
к
з
и
н
3
1
й
и
к
о
с
ы
в
9
8
й
и
н
д
е
р
с
й
и
к
з
и
н
7
4
3
1
Анализ методики демонстрирует следующие результаты:
1.Беглость. Основным критерием данного показателя являлось: изображение
адекватных рисунков. При оценивании данного показателя было замечено, что
все дети, участвующие в констатирующем эксперименте заполнили все круги за
предложенное количество времени.
По показателю беглости дети
демонстрируют высокие результаты. Коэффициент беглости составил 9 баллов.
2.Гибкость. Основными критериями показателя гибкости являлись: число групп
и классов изображений, что в свою очередь указывало на умения и навыки
переключатся с одного аспекта рисунка на другой. Ученики при выполнении
задания сталкивались с проблемой тематического дублирования. Из этого нам
стало понятно, что у детей есть определенная проблема, связанная с трудностью
в переключении внимания с одного варианта на другой вариант. Коэффициент
гибкости составил 4 балла.
3.Оригинальность.
Показатель оригинальности значительно ниже выше
описанных. Мы отметили, что наиболее сложным для детей было предложить
редкий вариант изображения. Изображения многих учеников были типичны,
однообразны, мало, чем отличались друг от друга. У многих детей встречались
повторяющиеся изображения такие как: солнышко, часы, воздушный шар,
ромашки. Совсем не повторились рисунки в двух случаях, это рисунок глобуса
и медузы. Коэффициент оригинальности составил 2 балла.
Таким образом:
По показателю беглости выявлен высокий уровень;
По показателю гибкости – средний уровень;
По показателю оригинальности – низкий уровень. 21
Результаты
2
беглость гибкость оригинальность
4
9
Рис.2. Результаты методики Вартегга «Круги»
Всё это свидетельствует о необходимости проведения специальных
занятий направленные на развитие творческих способностей.
Следовательно, полученные результаты от проведённых диагностик
свидетельствуют об очевидной актуальности и потребности развития
творческих способностей младших школьников.
Для того, чтобы у наблюдаемых детей повысился потенциал к высокому
уровню развития творческих способностей, был разработан комплекс игр,
который лаконично вошел в образовательный процесс по соответствующей
тематике уроков.
2.2. Формирующий эксперимент, по обогащению образовательного процесса
играми, направленный на развитие творческих способностей детей
младшего школьного возраста
Формирующий эксперимент предполагал разработку и апробацию игр,
направленных на развитие творческих.
На основании результатов констатирующего этапа эксперимента были
определены следующие задачи формирующего этапа:
разработать и апробировать на практике комплекс игр, направленных на
развитие творческих способностей.
сделать выводы о целесообразности использования разработанного комплекса в
образовательном процессе.
Игры проводились на основных уроках:
Русский язык, например: «Буква потерялась», «Составление слов»,
«Определение», «Восстанови смысл»
Математика, например: «Логическое домино», «Составление
изображений», «Хоккей», «Кормление рыбок» 22
Литературное чтение, например: «Образное сравнение», «Штурм
вопросов», «Лучший рассказ»
Окружающий мир, например: «Угадай правило», «Овощи и фрукты»,
«Каждому овощу – его листву»
Технология: «Склеим картинку»
Внеурочная деятельность по литературному чтению: «Дом для каждого»
В таблице 3 представлен план проведения игр на развитие творческих
способностей, подобранных в соответствии с тематикой учебных занятий.
Таблица 3
План проведения игр на развитие творческих способностей Класс Дата Предмет
Тема
Название игр
№
п/п
1.
1
13.04.
2016г.
Русский
язык
1. Буква потерялась
23
2. «Составление
разрезанных
картинок»
1. Дом для
каждого
2. Дополни
пословицу
1. «Овощи и
фрукты»
2. «Каждому
овощу – его
листву»
1. Слова по смыслу
2. «Штурм
вопросов»
Математик
а
Внеурочно
е занятие
Русский
язык
2.
1
18.04.
2016г.
3.
1
20.04.
2016г.
Окружающ
ий мир
Ударные и
безударные
гласные звуки
Сложение
однозначных
чисел с
переходом через
десяток вида +3
«Викторина по
сказкам»
Обозначение
звуков буквами в
безударных
слогах
двусложных слов
Почему нужно
много есть
овощей и
фруктов?
4.
1
21.04.
2016г.
Русский
язык
Литератур
ное чтение
Согласные звуки
и буквы
Ю.Ермолаева
«Лучший друг»,
Е.Благинина
«Подарок»
5.
6.
7.
1
1
1
25.04.
2016г.
Математик
а
Русский
язык
26.04.
2016г.
Литератур
ное чтение
Технологи
я
28.04.
2016г.
Окружающ
ий мир
Математик
а
Таблица сложения
1. «Кормление
рыбок»
2. Восстанови смысл
1. Лучший рассказ
«Склеим
2.
картинку»
«Угадай
1.
правило»
2. «Хоккей»
Алфавит.
Алфавитный
порядок
Обобщение по
разделу «Я и мои
друзья»
Полёты птиц.
Изделие
«Попугай»
Почему мы не
будем рвать
цветы и ловить
бабочек?
Сложение
однозначных
чисел
с
переходом через
десяток вида +7 24
Содержание игр представленных в плане:
Игра: Буква потерялась проводилась на уроке русского языка
Данная игра способствует развитию сообразительности, внимания.
Задание: вставить пропущенные буквы.
Ход игры:
Детям раздаётся набор букв, на доске написаны слова, ребята поднимают
карточку с той буквой, которая пропущена в слове. В упражнении подобраны
слова на орфографическое правило: правописание безударных гласных в корне
слова.
В...ршина, сн...жок, м...стерская, с...сна, н…ра, ст...рожка, д...жди, в…
да, г…ра, в..лна,св..ча, грибы.
Игра «Составление разрезанных картинок»
С помощью этой игры у детей развивается зрительное восприятие, логическое
мышление.
Задание: составить картинку из разрезных частей, решив примеры
Ход игры:
Ученикам предлагается набор составных частей картинки. На оборотной
стороне составных частей находятся примеры, решив их, нужно разложить
ответы в порядке возрастания, чтобы получилось целое изображение. Наглядный
материал к игре находится в Приложении 1.
Игра: Дом для каждого
Игра направлена на развитие памяти и внимания
Задание: нарисовать дом для каждого персонажа
Ход игры:
Учащимся раздаётся лист на котором изображены сказочные герои. Ребятам
предлагается вспомнить и нарисовать дом для каждого из них. Наглядный
материал к игре находится Приложении 2.
Игра: Дополни пословицу
Игра способствует развитию речи, мышлению.
Задание: назвать пропущенное слово в пословице
Ход игры:
На партах у ребят находятся карточки со словами. Учитель читает пословицу и
предлагает учащимся вставить подходящие слова по смыслу, предложенные на
карточках.
Не велик ..., да краснеет нос. (Мороз)
... любит чистоту. (Посуда)
Чужбина — калина, родина — ... (Малина)
...человек добро помнит. (Русский)
Игра «Овощи и фрукты»
Данная игра направлена на развитие памяти, слухового внимания 25
Задание: участникам первой команды назвать овощ, участникам второй команды
назвать фрукт при этом не повторять названия тех фруктов и овощей, которые
были названы ранее.
Ход игры:
Детей распределяет учитель на две команды с равным количеством игроков.
Команды садятся на стулья друг против друга. Первые дети из каждой команды
берут в руки маленькие мячи и начинают передавать их своим соседям. Ученики
одной команды, передавая мяч, называют овощи, другой – фрукты. Передача
мяча сопровождается диалогом:
1й ученик: Положи в корзину овощ.
2й ученик: Кладу огурец.(Поворачивается к соседу, передает мяч и
произносит: «Положи в корзину овощ».).
3й ученик: Кладу морковь.
Тот, кто повторит название два раза или ошибется, отдает фант, а по окончании
игры выкупает его.
Игра «Каждому овощу – его листву»
Игра направлена на развитие памяти, внимания и сообразительности.
Задание: соединить соответствующие овощ и листву.
Ход игры
Ребятам предлагается два набора картинок:
1) картинки овощей;
2) картинки с гербарными листьями этих овощей.
По команде учителя, ребята соединяют одно изображение с другим, игра на
скорость.
Игра: Слова по смыслу
Игра способствует развитию памяти, мышления.
Задание: помогите Незнайке расставить слова по смыслу в один ряд.
Ход игры:
Ребятам предлагается лист на котором изображена таблица. По команде
учителя, учащиеся должны соединить слова, которые подходят по смыслу к
данному слову, стрелками.
Животные
м…дведь
белка
к…рова
кошка
с…бака
Кто чем занят?
скачет по веткам
мурлычет на окне
ищет малину и мёд
сторожит дом
пасется на лугу
Кто где спит?
Дупло
Берлога
Корзина
Будка
Хлев
Кто что ест?
орехи
сено
косточка
мёд
молоко
Игра: Штурм вопросов
Игра способствует развитию речи
Задание: задай как можно больше вопросов по картинке
Ход игры: 26
Ребятам предлагается рассмотреть картинку и задать как можно больше разных,
самых неожиданных вопросов о том, что на ней изображено, остальные учащиеся
отвечают на вопросы, тот, кто ни разу не ответит на вопрос, тот выбывает из
игры. Наглядный материал к игре находится в Приложении 3.
Игра «Кормление рыбок»
Игра направлена на развитие внимания
Задание: реши примеры и правильно размести своих рыбок
Ход игры:
Наглядный материал, в виде ярких плоских изображений рыбок, подготовлен
для работы на магнитной доске. На каждой рыбке написан пример на сложение и
вычитание. Имеются кормушки с цифрами 12 и 14. Участники игры, решив
примеры, размещают своих рыбок около той кормушки, цифра которой
соответствует результату вычисления. Наглядный материал к игре находится в
Приложении 4.
Игра: Восстанови смысл
Игра направлена на развитие мышления и воображения
Задание: восстанови смысл текста
Ход игры:
Детям предлагается написать текст, предварительно восстановив смысл каждого
слова и предложения в целом.
Змиа.
Впыал снге. В лсеу тхио. Мдвдееи злглаеи в брлгеоу и сптя. Блкеи сдтия в дплуе
и грзтыу рхоеи. Зйкаи злзлаеи пдо кстуы. Лзые влкои бгтоаю оп лсеу.
Игра: Лучший рассказ
Данная игра способствует развитию речи и мышления учащихся
Задание: составить рассказ по картинке
Ход игры:
Учащиеся делятся на две команды. На каждую команду учитель раздаёт
картинку по которой ребята должны составить рассказ. По команде учителя
ребята составляют рассказ, время на составление рассказа 5 мин. После того,
как вышло время капитану команды предлагается озвучить рассказ, который они
составили. После прослушивания рассказа определяется лучший рассказ.
Наглядный материал к игре находится в Приложении 5.
Игра: Склеим картинку
Игра направлена на развитие мелкой моторики рук, внимания, мышления
Задание: соедини части в единое целое и получи изображение
Ход игры:
Картинкурисунок с изображением попугая разрезают на несколько частей.
Ребенок вначале находит части, считает их количество, потом соединяет их в
единое целое. Сначала карточки разрезают на две части, затем на четыре, затем
количество частей можно увеличить, а форму «кусочков» усложнить.
Игра: «Угадай правило» 27
Игра направлена на развитие мышления, внимания, памяти
Задание: по карточкам определить своими словами смысл правила
Ход игры:
В маленькой коробочке находятся карточки с правилами, ребята подходят по
одному вытаскивают из коробки карточку и по рисунку передают смысл
правила.
Рис. 1. Берегите муравейники. Помните, муравьи – санитары леса!
Рис. 2. Не подходите близко к гнездам птиц. По твоим следам их могут
отыскать и разорить хищники.
Рис. 3. Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков!
Рис. 4. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву
и почву. От этого погибают насекомые и растения!
Рис. 5. Не сбивай грибы, даже несъедобные. Рис. 6. Не рви в лесу, на лугу
цветов. Пусть красивые растения остаются природе.
Рис. 7. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых!
Рис. 8. Не ломай, не руби ветви деревьев и кустарников!
Рис. 9. Не лови и не уноси домой здоровых птиц и детенышей зверей! В
природе о них заботятся взрослые животные.
Игра: «Хоккей».
Игра направлена на развитие мышления, речи
Задание: взять шайбу, прочитать пример, записанный с лицевой стороны, решить
его и поместить шайбу прямо под своими воротами
Ход игры:
Класс делится на 2 команды (по рядам). На доске помещены две пары ворот.
Учитель просит выйти к доске по одному человеку от каждой команды. Учитель
даёт задание. Чтобы забить гол в ворота, необходимо взять шайбу, прочитать
пример, записанный с лицевой стороны, решить его и поместить шайбу прямо
под своими воротами, на изнаночной стороне шайбы прочитать букву. Ученик
называет букву. Затем выходит следующий ученик, берет следующую шайбу.
Действия аналогичны. Из букв, выставленных на доске, каждая команда
составляет слово. Затем из полученного слова составляется предложение.
3+7 т 6+7 м
4+7 о 7+7 о
5+7 к 8+7 с
Игра: «Помоги белке найти своё дупло»
Игра способствует развитию внимания
Задание: реши примеры, стараясь быстрее найти тот, в котором ответ 16.
Ход игры:
На доске вывешивается таблица с изображением белочки, дупло в котором
написана цифра 16. Учащихся по цепочки выходят к доске и решают примеры, записанные на доске в два столбика, стараясь быстрее найти тот, в котором
ответ 16.
28
7+7=
8+8=
7+6=
8+5=
7+4=
7+9=
5+9=
3+8=
3+9=
4+8=
Игра "Определение".
Игра способствует развитию воображения, мышления
Задание: расскажи о своём объекте так, чтобы другие поняли о чём идёт речь
Ход игры:
Детям раздаются карточки со словами: автобус, яблоко, озеро, ромашки,
одуванчик и т.д. Предлагается в течение одной минуты рассказать о своём
объекте так, чтобы все поняли, что имеет в виду говорящий. Нельзя называть
своё слово и жестикулировать руками.
Игра: «Образное сравнение»
Игра направлена на развитие воображения
Задание: придумай с чем можно сравнить данные слова
Ход игры:
Учитель называет слово, а ребята должны поднять руку и назвать с чем можно
сравнить данное слово. Придумайте, с чем можно сравнить причёску, одуванчик,
снежинку, ласточку, озеро, чащу леса, степь, ветер.
Например: причёска.
Форма: причёска, как взрыв, как грива льва, как барашек.
Прочность: рассыпалась как карточный домик, как песочный кулич, держалась,
как из железобетона.
Цвет: как из соломы, как воронье крыло, как мореный дуб.
Красота: как произведение искусства.
Постарайтесь придумать и к остальным объектам как можно больше сравнений.
Игра: «Составление слов»
Игра направлена на развитие мышления
Задание: Образуйте как можно больше слов
Ход игры:
Учитель предлагает детям из слова «электростанция, школьники, приключение»
составить как можно больше слов. Буквы не должны использоваться дважды.
Игра «Логическое домино»
Игра направлена на развитие внимания, мышления
Ход игры: разложи фигуры
Для игры понадобится набор фигур разного цвета и размера. Игра проводится в
парах, у которых есть полный набор фигур. Первый ученик кладет на стол
фигуру. Ответный ход второго ученика состоит в том, что он прикладывает к 29
Разработанный комплекс игр был апробирован на практике.
этой фигуре другую, отличающуюся от нее только одним какимлибо
свойством: формой или величиной. Проигрывает тот, кто первым останется без
фигур. Учитель проходит по рядам и руководит игрой.
Игра: «Составление изображений».
Игра направлена на развитие мышления и воображения
Задание: нарисовать в четырех квадратах бланка заданные объекты
Ход игры:
Каждому ребёнку раздаётся бланк с изображёнными на нём квадратами, ребёнку
необходимо нарисовать в каждом квадрате заданные объекты: лицо, дом, клоуна
и то, что захочет изобразить сам ребёнок, пользуясь определённым набором
фигур (круг, прямоугольник, треугольник, полукруг). Можно использовать
каждую фигуру несколько раз, менять их размеры, но нельзя добавлять другие
фигуры или линии. Время выполнения задания 8 минут.
При
использовании игр, направленных на развитие творческих способностей, на
уроке можно было заметить, что учащиеся проявляли большую активность,
начинали работать и те ученики, которые обычно пассивны на уроках. Большое
оживление наступало тогда, когда на уроках присутствовали игры. Во время
проведения игр учащиеся работали с удовольствием, старались выполнить
задачу игры как можно лучше. На уроках, в содержание которых входило такое
средство обучения, как игра, повышалась активность учащихся, повышался их
интерес к уроку.
Наблюдая за деятельностью ребят на уроках без игр, можно сделать вывод о
том, что более продуктивным является тот урок, на котором присутствовали
игры. На таких уроках ребята меньше уставали, внимание у них сохранялось до
конца урока, учебный материал, даваемый в игре, усваивался школьниками
лучше, а закрепление шло более продуктивно. Учащиеся с удовольствием
учувствовали в играх, которые способствовали развитию творческих
способностей.
1.3. Контрольный эксперимент по анализу результатов,
полученных после организации формирующего
эксперимента
На заключительном этапе исследования были проведены диагностики
используемые в констатирующем эксперименте. Полученные результаты
анализировались и сопоставлялись с результатами констатирующего
исследования. При проведении повторной диагностики условия организации были
максимально приближены к тем, которые создавались на констатирующем этапе.
Результаты проведения данной диагностики с родителями представлены ниже.
Низкий уровень: 17 34 балла 1 человек, что составляет 9%
Средний уровень: 35 60 баллов 6 человек, что составляет 55 %
Высокий уровень: 61 85 баллов 4 человека, что составляет 36%
30
Результаты
9%
36%
55%
Низкий
уровень
Средний
уровень
Высокий
уровень
Рис.3. Результаты методики «Опросник для
родителей и педагогов»
Сравнительный анализ показал, что по окончанию формирующего этапа
процентное соотношение учащихся
с высоким уровнем творческих
способностей возрос на 18% за счёт повышения показателя среднего уровня. В
свою очередь средний уровень повысился за счёт повышения показателя низкого
уровня. При этом показатели остались неизменными. Показатели низкого уровня
снизились за счёт повышения показателя среднего уровня. В итоге получились
следующие результаты:
Таблица 4
Сравнительная таблица результатов
Уровень
способностей
Высокий
Средний
Низкий
творческих
Результаты констатирующего
эксперимента
18%
55%
27%
Результаты контрольного
эксперимента
36%
55%
9%
Результаты сравнительного анализа представлены в рисунке 2. 31
60%
50%
40%
30%
55%
55%
36%
27%
20%
18%
10%
9%
0%
Констатирующий
высокий
уровень
средний
уровень
низкий
уровень
Рис.4. Результаты сравнительного анализа
Следовательно, в результате проведения повторной диагностики, уровень
развития творческих способностей значительно возрос. Дети, показавшие
низкий уровень перешли на средний, дети со средним уровнем показали высокие
результаты.
Результаты следующей методики «Матрица кругов», которая проводилась
повторно с учащимися 1 класса, представлены ниже.
Показатель беглости остался неизменным. Показатель гибкости стал высоким.
Показатель оригинальности повысился до среднего.
Сравнительный анализ показал, что после формирующего этапа изменились
показатели гибкости и оригинальности.:
Беглость – констатирующий этап 9 баллов,
контрольный этап – 9баллов;
Гибкость – констатирующий этап – 4 балла,
контрольный этап – 8 баллов;
оригинальность – констатирующий этап – 2 балла,
контрольный этап – 6 баллов.
Результаты сравнительного анализа представлены в рисунке 2. 32
8
4
Беглость
Гибкость
Оригинальнос
ть
9
9
10
9
8
7
6
5
4
3
2
1
0
Констатирующий
4
2
Рис.5. Результаты сравнительного анализа
Таким образом, по показатель гибкости изменения составили 4 балла. По
показателю оригинальности изменения составили 2 балла.
Проведённый анализ двух методик позволил заключить, что в результате
проведения повторной диагностики, уровень развития творческих способностей
значительно возрос, что приводит к выводу о продуктивности использования
комплекса игр направленных на развитие творческих способностей.
Вывод по второй главе
В данной главе были описаны констатирующий, формирующий и
контрольный этапы. В задачи, которых входило провести диагностику уровня
творческого мышления младших школьников, разработать комплекс игр
направленный на развитие творческих способностей, провести повторную
диагностику с родителями и детьми.
На констатирующем этапе при подведении итогов, нами было замечено,
что уровень беглости выше всех остальных показателей. Что в свою очередь
указывало на то, что ученики достаточно бегло, но не продуктивно выполняли
задания.
По показателю гибкости учащиеся 1 класса демонстрируют средний
показатель, так как по рисункам наблюдается много рисунков из одной
предметной области.
Анализ детских работ показал низкое количество неповторяющихся,
нетиражируемых рисунков. Было замечено, ученики стремились изображать
типичные рисунки, для них трудно было изображать редкий вариант рисунка,
что в свою очередь уменьшало количество баллов, по данному показатель.
Закончив работу с констатирующим этапом, мы перешли формирующему,
который подразумевал разработку и апробацию комплекса игр на уроках. Вся
работа велась на основании поставленной гипотезы.
На контрольном этапе экспериментальной работы нами была проведена
повторная диагностика с родителями и учащимися 1 класса. Данная 33
диагностика помогла нам определить уровень творческих способностей
младших школьников в результате игровой деятельности.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что в результате использования
комплекса игр,
уровень развития творческих способностей значительно
повышается. В итоге были получены высокие показатели, по сравнению с
первоначальными, что подтверждает гипотезу об эффективности использования
комплекса игр, влияющих на развитие творческих способностей. Это говорит о
том, что игры следует включать
непосредственно в образовательную
деятельность младших школьников, поскольку этот вид деятельности
положительно сказывается на развитии творческих способностей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дипломная работа была посвящена развитию творческих способностей
младших школьников в процессе игровой деятельности. Актуальность данной
темы объясняется тем, что формирование творчески активной личности
закладывается в детстве и является условием последующего развития личности
человека, его успешной творческой деятельности.
В результате анализа психологопедагогической литературы мы понимаем
под творчеством–
деятельность, результатом которой являются новые
материальные и духовные ценности; высшая форма психической активности,
самостоятельности, способность создавать чтото новое, оригинальное.
С. Медник считал, что творчество это деятельность, порождающая чтото
новое, не существовавшее раньше.
Во время теоретического анализа были выделены следующие условия
развития творческих способностей:
деятельность должна вызывать у младших школьников сильные и устойчивые
положительные эмоции и удовольствие. Живая заинтересованность желание
выполнить работу возможно лучше — необходимое условие того, чтобы
деятельность положительно влияла на развитие творческих способностей.
деятельность детей должна быть творческой, например драматические
способности должны постоянно развиваться в игровых, ролевых действиях
важно организовать деятельность детей так, чтобы они преследовали цели,
немного превосходящие их возможности, уже достигнутый ими уровень
выполнения деятельности. – окружить детей такой средой и такой системой отношений, которые бы
стимулировали самую разнообразную их творческую деятельность.
34
В первой главе так же рассматривалось понятие «игровая технология».
понимает
Л.А.
«определенную последовательность операций, действий, направленных на
достижение учебновоспитательных целей».
Байкова под игровой технологией
Изучены следующие группы игр по характеру педагогического процесса
(по Г.К. Селевко):
1.
2.
3.
4.
обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
познавательные, воспитательные, развивающие;
репродуктивные, продуктивные, творческие;
коммуникативные,
диагностические,
профориентационные,
психотехнические и др.
Изучив литературу можно сделать вывод, что именно через игру у
детей могут развиваться творческие способности.
Гипотеза, поставленная перед дипломной работой, была подтверждена в
результате экспериментальной работы описанной во второй главе. Данные
контрольного эксперимента показывают повышение результатов, что приводит к
выводу о необходимости включать в образовательный процесс игры, так как они
способствуют не только вовлечению ребёнка в активный познавательный
процесс, но и повышают мыслительную активность, тем самым способствуют
развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Разработанные игры были включены в образовательный процесс, игры
проводились систематически это позволило учащимся развивать свои
творческие способности.
Полученный результат привёл к выводу о перспективе продолжения
работы по данному направлению.
Обобщённый опыт по использованию комплекса игр может быть
использован студентами выпускных курсов на итоговой государственной
практике в дальнейшем.
СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ 35
Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших
Финогенов А.В. Игровые технологии в школе: Учеб.метод. пособие/
1.
школьников. // Журнал практического психолога – 1998, № 4 С. 83
2. Белозерских Г.М. Развитие творческого потенциала личности // Начальная
школа. 2012. №11. – С.2224.
2. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству – М., 1991
4. Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся. // Начальная
школа Казахстана 2001, № 10
5. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учебное пособие
для студентов учебных заведений. М.: Академия, 2012. – С.150167.
6. Букатов В.М. Я иду на урок Хрестоматия игровых приемов обучения Книга
для учителя. М.: Академия, 2002. – С.155 178.
7. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.Н.Матюшкина.
М.: Педагогика, 2003. – 60 с.
8.
А.В.Финогенов, В.Э. Филиппов. Красноярск: Краснояр. гос. унт, 2001. – 39 с.
9. Шмаков С.А. Учимся, играя: Методическое пособие. М.: Издво "ЦГЛ", 2004.
– 89 с.
10.Технология игровой деятельности: Учеб. Пособие / Л.А. Байкова, Л.К.
Гребенкина, О.В. Еремкина; Науч. ред. В.А.Фадеев. Рязань: Издво РГПУ, 1994.
– 23 с.
11. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.Н.Матюшкина.
М.: Педагогика, 2003. – 60 с.
12. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и
развитии: Учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 1996. 168 с.
13. Жуковская Р. И. Развитие интересов детей в творческих играх // Дошкольное
воспитание. – 1988. №10. – С.2325.
14. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой: кн. для учителя / Н.П. Аникеева. – М.:
Просвещение, 2007. – 144с.
15. Сиденко А. Игровой подход в обучении // Народное образование. 2000, №8 –
352 с.
16. Иванова Л.И. Развитие творческих способностей школьников. // Начальная
школа, 1994 № 11. 36
Приложение 1 37
Приложение 2 38
Приложение 3 39 40
Приложение 4
Приложение 5 41
Приложение 6 1 ученик
2 ученик
42
Приложение 7 43
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.