Учитель-логопед
МОУ «Ферзиковская средняя общеобразовательная школа» Синотова Елена Николаевна
Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма, которое проявляется в стойких и повторяющихся ошибках, которое обусловлено несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. Дисграфия представляет собой нарушение фонематического принципа правописания.
Число детей с дисграфией по результатам обследования
1.Замены и смешения букв, обусловленные акустико-артикуляционным сходством звуков:
а) звонких и глухих согласных, включая их мягкие пары - звонкий согласный на глухой согласный
(«кладкой» вместо «гладкой»);
-глухой согласный на звонкий согласный
(«сдебельке» вместо «стебельке»).
б) твердых и мягких согласных, отражающихся в смешениях гласных букв (по вертикали) между собой:
гласные буквы 1 ряда А О У Э Ы; гласные буквы 2 ряда Я Ё Ю Е И.
- гласная буква 2 ряда на гласную 1 ряда («стебелок» вместо «стебелёк», «радом» вместо «рядом»);
- гласная буква 1 ряда на гласную 2 ряда («високие» вместо «высокие», «фёне» вместо «фоне», «списивание» вместо «списывание»).
Ошибки обозначения мягкости согласных не относятся к дисграфическим:
- замена гласной буквы 2 ряда на Ь («льбовались» вместо «любовались», «зельными» вместо «зелёными);
- замена гласной буквы 2 ряда на Ь + гласная буква
(«льюбовались» вместо «любовались»);
- замена гласной буквы 2 ряда на Й + гласная
(«землйа» вместо «земля»);
- замена гласной буквы 2 ряда на Й в конце слова («цаплй» вместо «цапля», «воробьй» вместо «воробьи»);
- замена Ь на гласную букву («листиев» вместо «листьев», «любовалиси» вместо «любовались»,
«веси» вместо «весь», «тене» вместо «тень»);
- пропуск Ь («стебелке» вместо «стебельке»,);
- замена разделительного Ь на Й, Й + или Ъ
в) свистящих и шипящих согласных:
- свистящий согласный на шипящий согласный («чудешный» вместо «чудесный», «окажалось» вместо «оказалось»);
- шипящий согласный на свистящий согласный («подснезники» вместо «подснежники», «слысны» вместо «слышны»);
г) аффрикатов и их компонентов:
- согласный звук Ц на согласный Ч («расчвели» вместо «расцвели»);
- согласный звук Ч на согласный звук Ц («цудесные» вместо «чудесные»);
- аффрикаты на компоненты аффрикатов («светок» вместо «цветок»);
- компоненты аффрикатов на аффрикаты
(«чёмный» вместо «тёмный»);
д) заднеязычных согласных (к-х, г-х, включая их мягкие пары):
- смычных согласных (К, Г) на щелевой (X)
(«холоса» вместо «голоса»);
- щелевой (X) на смычные (К, Г) («шороки» вместо «шорохи», «черёмука» вместо «черёмуха»);
е) сонорных согласных (включая мягкие пары):
-вибрант Р на смычно-проходной согласный Л («класив» вместо «красив», «озела» вместо
«озера»);
— - смычно-проходной согласный Л на вибрант Р («корабрики» вместо «кораблики», «стеберёк» вместо «стебелёк», «тёпрым» вместо «тёплым»);
ж) гласных букв, проявляющихся в смешениях
гласных букв между собой (по горизонтали).
А— О— У— Э— Ы
Я —Ё —Ю —Е —И
-гласная буква 1 ряда на гласную букву 1 ряда («цветоми» вместо «цветами», «глодкой» вместо
«гладкой»);
- гласная буква 2 ряда на гласную букву 2 ряда («тарилками» вместо «тарелками»);
з) согласных сходных по способу образования: п-к, с-х, т-к и т.д («хобачка» вместо «собачка», «кам» вместо «там»);
и) согласных сходных по месту образования: п-м; т-н, н-л и т.д. («то» вместо «но»; «лад» вместо «над»).
2. Моторные ошибки:
а) ошибки двигательного запуска («поднял» вместо «поднят»);
б) графический поиск при написании букв;
в) лишние элементы при написании букв (И - Й, И
— Ш: «цветамш» вместо «цветами»);
г) недописывание отдельных элементов букв (Е — Ё) («темной» вместо «тёмной, «ис» вместо «их»,
«стебелек» вместо «стебелёк» );
д) персеверации - повтор предыдущей буквы (слога): - согласных букв («стебелёл» вместо
«стебелёк», «корарблики» вместо «кораблики»);
- гласных букв («шариик» вместо «шарик»,
«кувшиинки» вместо «кувшинки»);
- слогов и слогослияний («словновно» вместо
«словно», «списысывание» вместо «списывание»);
- неоднократные правильные обводки букв.
3. Зрительно-моторные ошибки:
а) смешения оптически сходных букв («очи» вместо «они», «дветам» вместо «цветам»,
«радные» вместо «разные»);
б) неточность передачи графического образа
буквы;
в) неадекватное начертание букв;
4. Зрительно-пространственные ошибки:
а) зеркальность букв («спи)ывание» вместо «списывание»);
б) неточность оформления рабочей строки :
-неудержание строки во время письма;
-колебания высоты букв;
-колебания наклона букв;
-несоизмеримость элементов одной из букв.
5. Ошибки звукового анализа и синтеза:
а) пропуски букв: согласных:
- парных звонких согласных, парных глухих согласных («понят» вместо «поднят», «тебельке» вместо «стебельке», «высоие» вместо «высокие»);
- непарных звонких, непарных глухих согласных («касивыми» вместо «красивыми», «кувшики» вместо «кувшинки»);
гласных:
- А, О, У, Э, Ы, Я, Ё, Ю, Е, И («стебльке» вместо «стебельке», «лстьев» вместо «листьев», «выско» вместо «высоко»);
знаков:
- Ъ («подъём» - «подём»).
б) вставки букв: согласных:
-парных звонких согласных, парных глухих согласных («расцветли» вместо «расцвели»
«будтоны» вместо «бутоны»);
-непарных звонких, непарных глухих согласных («повеляло» вместо «повеяло», «разцвернулся» вместо «развернулся», «лёхгкие» вместо «лёгкие»);
гласных:
- А, О, У, Э, Ы, Я, Ё, Ю, Е, И («пылывут» вместо «плывут», «расцевели» вместо «расцвели», «было» вместо «был», «тумано» вместо «туман»);
знаков:
- Ь и Ъ («лесьном» вместо «лесном», «проехал» -
«пъроехал»);
в) перестановки букв:
- хаотичные перестановки («отцевли» вместо «отцвели», «Люя» вместо «Юля»);
-реверсия (зеркальная перестановка) букв в слоге («чуседные» вместо «чудесные», «поевяло» вместо «повеяло»);
- реверсия букв в слове («ему» вместо «уме», «то» вместо «от»).
г) антиципация букв:
-согласных («с лесной» вместо «к лесной», «из звонкие» вместо «их звонкие», «кравив» вместо «красив»);
- гласных («чедесные» вместо «чудесные», «плувут» вместо «плывут»).
Дизорфография – это стойкое и специфическое нарушение в усвоении и использовании морфологического и традиционного принципов орфографии, которое проявляется в разнообразных и многочисленных морфологических ошибках; специфическая неспособность учащихся к усвоению орфографических правил; нарушение письма, в основе которого лежит несформированность морфологического анализа.
Ошибки, обусловленные нарушением формирования морфологического принципа письма:
а) ошибки написания безударной гласной («вады»
вместо «воды», «молютка» вместо «малютка»);
б) ошибки написания в слове проверяемых парных согласных («шупке» вместо «шубки», «грутке» вместо «грудке»);
в) ошибки написания в слове непроизносимых
согласных («сонце» вместо «солнце»);
г) ошибки написания приставок («аказалась» вместо «оказалась», «праснулась» вместо
«проснулась»);
д) ошибки написания суффиксов («шалашок»
вместо «шалашик»);
е) ошибки, отражающие единообразное написание окончаний («далёкам» вместо «далёком»,
«хлопочат» вместо «хлопочут», «летния ночь»).
2. Ошибки, обусловленные нарушением формирования традиционного принципа письма: а) неправильное написание традиционных сочетаний: жи -ши, ча - ща, чу - щу («шалашык» вместо «шалашик» «чюдесное» вместо «чудесное», «ёжык» вместо «ёжик»);
б) неправильное написание традиционных сочетании: ЧК-ЧН, РЩ, ЩН, НЩ, СТ, ЗН («жизьнь» вместо «жизнь», «бабочьки» вместо
«бабочки», «лисьтья» вместо «листья»);
в) неправильное написание слов, имеющих орфоэпическое традиционное произношение, которое на письме отражается устоявшимися сочетаниями («скушно» вместо «скучно»,
«реннева» вместо «раннего»);
г) ошибки написания словарных слов («легушка» вместо «лягушка», «жураваль», «жураволь» вместо «журавль»);
д) ошибки написания удвоенных согласных в слове;
е) неправильное написание предлогов («ис»
вместо «из»,«пот», «пат» вместо «под»);
ж) правописание наречий («ловка» вместо «ловко», «несколька» вместо «несколько»);
3. Ошибки, обусловленные нарушением формирования грамматического принципа (принципа морфолого-графических аналогий) письма:
а) Ь-знак, как графический уравнитель, для обозначения категории повелительного наклонения и инфинитива («проч» вместо
«прочь»);
Ь-знак в конце существительных, оканчивающихся на шипящий согласный («рож» вместо «рожь», «мыш» вместо «мышь», «лучь» вместо «луч»).
4. Ошибки, обусловленные нарушением слого-морфемного принципа письма:
неправильный перенос слов («сп-рятался», «бежать», «старой»).
Ошибки, обусловленные нарушением формирования лексикологического принципа письма:
а) слитное написание слова и стоящей перед ним служебной части речи (предлога, союза, частицы) («понебу» вместо «по небу», «наземлю» вместо «на землю», «надалёком» вместо «на далёком»);
б) слитное написание слова и следующей за ним служебной части речи (предлога, союза, частицы);
в) слитное написание двух слов («онпозвал»
вместо «он позвал»);
г) раздельное написание слова («о краска» вместо «окраска», «в сюду» вместо «всюду», «по лил» вместо «полил);
д) пропуск дефиса («жила была» вместо «жила-
была»);
Ошибки, обусловленные нарушением формирования семантического принципа письма:
отсутствие заглавной буквы в именах собственных («вася» вместо «Вася»).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.