Дисграфия и дизорфография у младших школьников
Оценка 4.7

Дисграфия и дизорфография у младших школьников

Оценка 4.7
Лекции +1
pdf
русский язык
1 кл—4 кл
28.04.2018
Дисграфия и дизорфография у младших школьников
Дисграфия и дизорфография у младших школьников Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма, которое проявляется в стойких и повторяющихся ошибках, которое обусловлено несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. Дисграфия представляет собой нарушение фонематического принципа правописания. Число детей с дисграфией по результатам обследования 1.Замены и смешения букв, обусловленные акустико-артикуляционным сходством звуков: а) звонких и глухих согласных, включая их мягкие пары - звонкий согласный на глухой согласный («кладкой» вместо «гладкой»); -глухой согласный на звонкий согласный («сдебельке» вместо «стебельке»).
дисграфия и дизорфография.pdf

Учитель-логопед 

МОУ «Ферзиковская  средняя общеобразовательная школа» Синотова Елена Николаевна

 

 

Дисграфия частичное специфическое нарушение процесса письма, которое проявляется в стойких и повторяющихся ошибках,  которое обусловлено несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. Дисграфия представляет собой нарушение фонематического принципа правописания.

 

Число детей с дисграфией по результатам обследования

 

   1.Замены и смешения букв, обусловленные акустико-артикуляционным сходством звуков:

   а) звонких и глухих согласных, включая их мягкие пары - звонкий согласный на глухой согласный

(«кладкой» вместо «гладкой»); 

 -глухой       согласный      на      звонкий                      согласный

(«сдебельке» вместо «стебельке»).

   б) твердых и мягких согласных, отражающихся в смешениях гласных букв (по вертикали) между собой:

    гласные буквы 1 ряда      А     О     У      Э     Ы;     гласные буквы 2 ряда      Я     Ё     Ю    Е      И.

-         гласная буква 2 ряда на гласную 1 ряда («стебелок» вместо «стебелёк», «радом» вместо «рядом»);

-         гласная буква 1 ряда на гласную 2 ряда («високие» вместо «высокие», «фёне» вместо «фоне», «списивание» вместо «списывание»).

   Ошибки обозначения мягкости согласных не относятся к дисграфическим:

-         замена гласной буквы 2 ряда на Ь («льбовались» вместо «любовались», «зельными» вместо «зелёными);

-         замена гласной буквы 2 ряда на Ь + гласная буква

(«льюбовались» вместо «любовались»);

 

Ошибки обозначения мягкости согласных

-          замена гласной буквы 2 ряда на Й + гласная

(«землйа» вместо «земля»);

-          замена гласной буквы 2 ряда на Й в конце слова («цаплй» вместо «цапля», «воробьй» вместо «воробьи»);

                                

 

Ошибки обозначения мягкости согласных

-                         замена Ь на гласную букву («листиев» вместо «листьев», «любовалиси» вместо «любовались»,

«веси» вместо «весь», «тене» вместо «тень»);

-                         пропуск  Ь  («стебелке»   вместо   «стебельке»,);

 

-                         замена разделительного Ь на Й, Й + или Ъ

                                    

  в) свистящих и шипящих согласных:

-                         свистящий согласный на шипящий согласный («чудешный» вместо «чудесный», «окажалось» вместо «оказалось»);

                                      

 

-                         шипящий согласный на свистящий согласный («подснезники» вместо «подснежники», «слысны» вместо «слышны»);

                                       

    г) аффрикатов и их компонентов:

-                         согласный звук Ц на согласный Ч («расчвели» вместо «расцвели»);

-                         согласный звук Ч на согласный звук Ц («цудесные» вместо «чудесные»);

 

-                         аффрикаты на компоненты аффрикатов («светок» вместо «цветок»);

 

-                         компоненты аффрикатов     на   аффрикаты

(«чёмный» вместо «тёмный»);

     

 

    д) заднеязычных согласных (к-х, г-х, включая их мягкие пары):

-                         смычных согласных (К, Г) на щелевой (X)

(«холоса» вместо «голоса»);

-                         щелевой (X) на смычные (К, Г) («шороки» вместо «шорохи», «черёмука» вместо «черёмуха»);

 

    е) сонорных согласных (включая мягкие пары): 

    -вибрант Р на смычно-проходной согласный Л («класив» вместо «красив», «озела» вместо

«озера»);

                                         

- смычно-проходной согласный Л на вибрант Р («корабрики» вместо «кораблики», «стеберёк» вместо «стебелёк», «тёпрым» вместо «тёплым»);

                                              

ж) гласных букв, проявляющихся в смешениях

гласных букв между собой (по горизонтали).

        А— О— У—  Э— Ы

        Я —Ё —Ю —Е —И

  -гласная буква 1 ряда на гласную букву 1 ряда («цветоми» вместо «цветами», «глодкой» вместо

«гладкой»);

 

- гласная буква 2 ряда на гласную букву 2 ряда («тарилками» вместо «тарелками»);

                                           

   з) согласных сходных по способу образования: п-к, с-х, т-к и т.д («хобачка» вместо «собачка», «кам» вместо «там»);

  и) согласных сходных по месту образования: п-м; т-н, н-л и т.д. («то» вместо «но»; «лад» вместо «над»).

                      

  2. Моторные ошибки:

а) ошибки двигательного запуска («поднял» вместо «поднят»);

 

   б) графический поиск при написании букв;

в) лишние элементы при написании букв (И - Й, И

— Ш: «цветамш» вместо «цветами»);

    г) недописывание отдельных элементов букв (Е — Ё) («темной» вместо «тёмной, «ис» вместо «их»,

«стебелек» вместо «стебелёк» );

   д) персеверации - повтор предыдущей буквы (слога): - согласных букв («стебелёл» вместо

«стебелёк», «корарблики» вместо «кораблики»);

 

-                  гласных     букв   («шариик» вместо     «шарик»,

«кувшиинки» вместо «кувшинки»);

-                  слогов и слогослияний («словновно» вместо

«словно», «списысывание» вместо «списывание»); 

                            

 

-                  неоднократные правильные обводки букв.

3.                   Зрительно-моторные ошибки:

   а) смешения оптически сходных букв («очи» вместо «они», «дветам» вместо «цветам»,

«радные» вместо «разные»);

 

  б)       неточность    передачи   графического                    образа

буквы;

 

  в) неадекватное начертание букв;

4.                  Зрительно-пространственные ошибки:

   а)   зеркальность букв   («спи)ывание» вместо «списывание»);

   б) неточность оформления рабочей строки :

  -неудержание строки во время письма;

  -колебания высоты букв;

  -колебания наклона букв;

  -несоизмеримость элементов одной из букв.

5.                   Ошибки звукового анализа и синтеза:

а) пропуски букв: согласных:

-         парных звонких согласных, парных глухих согласных («понят» вместо «поднят», «тебельке» вместо «стебельке», «высоие» вместо «высокие»);

-         непарных звонких, непарных глухих согласных («касивыми» вместо «красивыми», «кувшики» вместо «кувшинки»);

 

 гласных:

-         А, О, У, Э, Ы, Я, Ё, Ю, Е, И («стебльке» вместо «стебельке», «лстьев» вместо «листьев», «выско» вместо «высоко»);

                                       

    знаков:

-         Ъ («подъём» - «подём»).

    б) вставки букв: согласных:

    -парных звонких согласных, парных глухих согласных («расцветли» вместо «расцвели»

«будтоны» вместо «бутоны»);

 

    -непарных звонких, непарных глухих согласных («повеляло» вместо «повеяло», «разцвернулся» вместо «развернулся», «лёхгкие» вместо «лёгкие»);

    гласных:

-         А, О, У, Э, Ы, Я, Ё, Ю, Е, И («пылывут» вместо «плывут», «расцевели» вместо «расцвели», «было» вместо «был», «тумано» вместо «туман»);

    знаков:

-         Ь и Ъ («лесьном» вместо «лесном», «проехал» -

«пъроехал»);

    в) перестановки букв:

-         хаотичные перестановки  («отцевли»  вместо  «отцвели», «Люя» вместо «Юля»);

    -реверсия (зеркальная перестановка) букв в слоге («чуседные» вместо «чудесные», «поевяло» вместо «повеяло»);

                                  

    

-         реверсия букв в слове («ему» вместо «уме», «то» вместо «от»).

 

   г) антиципация букв:

   -согласных («с лесной» вместо «к лесной», «из звонкие» вместо «их звонкие», «кравив» вместо «красив»);

 

                                  

 

-         гласных («чедесные» вместо «чудесные», «плувут» вместо «плывут»).

                                             

   Дизорфография – это стойкое и специфическое нарушение в усвоении и использовании морфологического и традиционного принципов орфографии, которое проявляется в разнообразных и многочисленных морфологических ошибках; специфическая неспособность учащихся к усвоению орфографических правил; нарушение письма, в основе которого лежит несформированность морфологического анализа.

  Ошибки, обусловленные нарушением формирования морфологического принципа письма:

  а) ошибки написания безударной гласной («вады»

вместо «воды», «молютка» вместо «малютка»);

   б) ошибки написания в слове проверяемых парных согласных («шупке» вместо «шубки», «грутке» вместо «грудке»);

                                               

   в)   ошибки  написания  в  слове  непроизносимых 

согласных («сонце» вместо «солнце»);

                                  

   г) ошибки написания приставок («аказалась» вместо «оказалась», «праснулась» вместо

              «проснулась»);    

 

   д)       ошибки    написания              суффиксов («шалашок»

вместо «шалашик»);

                                                 

   е) ошибки, отражающие единообразное написание окончаний («далёкам» вместо «далёком»,

«хлопочат» вместо «хлопочут», «летния ночь»).

    2.   Ошибки, обусловленные нарушением формирования традиционного принципа письма: а) неправильное написание традиционных сочетаний: жи -ши, ча - ща, чу - щу («шалашык» вместо «шалашик» «чюдесное» вместо «чудесное», «ёжык» вместо «ёжик»);

   б) неправильное написание традиционных сочетании: ЧК-ЧН, РЩ, ЩН, НЩ, СТ, ЗН («жизьнь» вместо «жизнь», «бабочьки» вместо

«бабочки», «лисьтья» вместо «листья»);

в) неправильное написание слов, имеющих орфоэпическое традиционное произношение, которое на письме отражается устоявшимися сочетаниями («скушно» вместо «скучно»,

«реннева» вместо «раннего»);

                                                  

   г) ошибки написания словарных слов («легушка» вместо «лягушка», «жураваль», «жураволь» вместо «журавль»);

 

   д) ошибки написания удвоенных согласных в слове;

    е)   неправильное  написание  предлогов  («ис»  

вместо   «из»,«пот», «пат» вместо «под»);

    ж)  правописание наречий  («ловка»  вместо  «ловко»,  «несколька» вместо «несколько»);

                                     

3.  Ошибки, обусловленные нарушением формирования грамматического принципа (принципа морфолого-графических аналогий) письма:

    а) Ь-знак, как графический уравнитель, для обозначения категории повелительного наклонения и инфинитива («проч» вместо

«прочь»);

 

   Ь-знак      в    конце      существительных, оканчивающихся на шипящий согласный («рож» вместо «рожь», «мыш» вместо «мышь», «лучь» вместо «луч»).

 

4. Ошибки,   обусловленные   нарушением   слого-морфемного принципа письма:

  неправильный перенос слов («сп-рятался», «бежать», «ст­арой»).

 

    Ошибки,     обусловленные нарушением формирования лексикологического принципа письма:

    а) слитное написание слова и стоящей перед ним служебной части речи (предлога, союза, частицы) («понебу» вместо «по небу», «наземлю» вместо «на землю», «надалёком» вместо «на далёком»);

    б) слитное написание слова и следующей за ним служебной      части     речи (предлога,   союза, частицы);

    в) слитное написание двух слов («онпозвал»

вместо «он позвал»);

 

 

    г) раздельное написание слова («о краска» вместо «окраска», «в сюду» вместо «всюду», «по лил» вместо «полил);

 

    д) пропуск дефиса («жила была» вместо «жила-

была»);

                           

   Ошибки,   обусловленные  нарушением   формирования   семантического принципа письма:

    отсутствие    заглавной    буквы      в именах собственных («вася» вместо «Вася»).

 

    

 

Учитель-логопед МОУ «Ферзиковская средняя общеобразовательная школа»

Учитель-логопед МОУ «Ферзиковская средняя общеобразовательная школа»

Дисграфия представляет собой нарушение фонематического принципа правописания

Дисграфия представляет собой нарушение фонематического принципа правописания

Замены и смешения букв, обусловленные акустико-артикуляционным сходством звуков : а) звонких и глухих согласных, включая их мягкие пары - звонкий согласный на глухой согласный («кладкой»…

Замены и смешения букв, обусловленные акустико-артикуляционным сходством звуков : а) звонких и глухих согласных, включая их мягкие пары - звонкий согласный на глухой согласный («кладкой»…

А О У Э

А О У Э

Ь («льбовались» вместо «любовались», «зельными» вместо «зелёными); - замена гласной буквы 2 ряда на

Ь («льбовались» вместо «любовались», «зельными» вместо «зелёными); - замена гласной буквы 2 ряда на

Й в конце слова («цаплй» вместо «цапля», «воробьй» вместо «воробьи»);

Й в конце слова («цаплй» вместо «цапля», «воробьй» вместо «воробьи»);

Ь («стебелке» вместо «стебельке»,); - замена разделительного

Ь («стебелке» вместо «стебельке»,); - замена разделительного

- свистящий согласный на шипящий согласный («чудешный» вместо «чудесный», «окажалось» вместо «оказалось»); - шипящий согласный на свистящий согласный («подснезники» вместо «подснежники», «слысны» вместо «слышны»);

- свистящий согласный на шипящий согласный («чудешный» вместо «чудесный», «окажалось» вместо «оказалось»); - шипящий согласный на свистящий согласный («подснезники» вместо «подснежники», «слысны» вместо «слышны»);

Ц на согласный Ч («расчвели» вместо «расцвели»); - согласный звук

Ц на согласный Ч («расчвели» вместо «расцвели»); - согласный звук

- аффрикаты на компоненты аффрикатов («светок» вместо «цветок»); - компоненты аффрикатов на аффрикаты («чёмный» вместо «тёмный»);

- аффрикаты на компоненты аффрикатов («светок» вместо «цветок»); - компоненты аффрикатов на аффрикаты («чёмный» вместо «тёмный»);

К, Г) на щелевой (X) («холоса» вместо «голоса»); - щелевой (X) на смычные (К,

К, Г) на щелевой (X) («холоса» вместо «голоса»); - щелевой (X) на смычные (К,

Р на смычно-проходной согласный

Р на смычно-проходной согласный

А— О— У— Э— Ы Я —Ё —Ю —Е —И -гласная буква 1 ряда на гласную букву 1 ряда («цветоми» вместо «цветами», «глодкой» вместо «гладкой»);…

А— О— У— Э— Ы Я —Ё —Ю —Е —И -гласная буква 1 ряда на гласную букву 1 ряда («цветоми» вместо «цветами», «глодкой» вместо «гладкой»);…

з) согласных сходных по способу образования: п-к, с-х, т-к и т.д («хобачка» вместо «собачка», «кам» вместо «там»); и) согласных сходных по месту образования: п-м; т-н,…

з) согласных сходных по способу образования: п-к, с-х, т-к и т.д («хобачка» вместо «собачка», «кам» вместо «там»); и) согласных сходных по месту образования: п-м; т-н,…

Моторные ошибки: а) ошибки двигательного запуска («поднял» вместо «поднят»); б) графический поиск при написании букв; в) лишние элементы при написании букв (И -

Моторные ошибки: а) ошибки двигательного запуска («поднял» вместо «поднят»); б) графический поиск при написании букв; в) лишние элементы при написании букв (И -

Е — Ё) («темной» вместо «тёмной, «ис» вместо «их», «стебелек» вместо «стебелёк» ); д) персеверации - повтор предыдущей буквы (слога): - согласных букв («стебелёл» вместо…

Е — Ё) («темной» вместо «тёмной, «ис» вместо «их», «стебелек» вместо «стебелёк» ); д) персеверации - повтор предыдущей буквы (слога): - согласных букв («стебелёл» вместо…

- гласных букв («шариик» вместо «шарик», «кувшиинки» вместо «кувшинки»); - слогов и слогослияний («словновно» вместо «словно», «списысывание» вместо «списывание»); - неоднократные правильные обводки букв.

- гласных букв («шариик» вместо «шарик», «кувшиинки» вместо «кувшинки»); - слогов и слогослияний («словновно» вместо «словно», «списысывание» вместо «списывание»); - неоднократные правильные обводки букв.

Зрительно-моторные ошибки: а) смешения оптически сходных букв («очи» вместо «они», «дветам» вместо «цветам», «радные» вместо «разные»); б) неточность передачи графического образа буквы; в) неадекватное начертание…

Зрительно-моторные ошибки: а) смешения оптически сходных букв («очи» вместо «они», «дветам» вместо «цветам», «радные» вместо «разные»); б) неточность передачи графического образа буквы; в) неадекватное начертание…

Зрительно-пространственные ошибки: а) зеркальность букв («спи)ывание» вместо «списывание»); б) неточность оформления рабочей строки : -неудержание строки во время письма; -колебания высоты букв; -колебания наклона букв;…

Зрительно-пространственные ошибки: а) зеркальность букв («спи)ывание» вместо «списывание»); б) неточность оформления рабочей строки : -неудержание строки во время письма; -колебания высоты букв; -колебания наклона букв;…

Ошибки звукового анализа и синтеза: а) пропуски букв : согласных: - парных звонких согласных, парных глухих согласных («понят» вместо «поднят», «тебельке» вместо «стебельке», «высоие» вместо…

Ошибки звукового анализа и синтеза: а) пропуски букв : согласных: - парных звонких согласных, парных глухих согласных («понят» вместо «поднят», «тебельке» вместо «стебельке», «высоие» вместо…

А, О, У, Э, Ы, Я, Ё, Ю, Е, И («стебльке» вместо «стебельке», «лстьев» вместо «листьев», «выско» вместо «высоко»); знаков: -

А, О, У, Э, Ы, Я, Ё, Ю, Е, И («стебльке» вместо «стебельке», «лстьев» вместо «листьев», «выско» вместо «высоко»); знаков: -

А, О, У, Э, Ы, Я, Ё, Ю, Е, И («пылывут» вместо «плывут», «расцевели» вместо «расцвели», «было» вместо «был», «тумано» вместо «туман»); знаков: -

А, О, У, Э, Ы, Я, Ё, Ю, Е, И («пылывут» вместо «плывут», «расцевели» вместо «расцвели», «было» вместо «был», «тумано» вместо «туман»); знаков: -

Люя» вместо «Юля»); -реверсия (зеркальная перестановка) букв в слоге («чуседные» вместо «чудесные», «поевяло» вместо «повеяло»);

Люя» вместо «Юля»); -реверсия (зеркальная перестановка) букв в слоге («чуседные» вместо «чудесные», «поевяло» вместо «повеяло»);

- реверсия букв в слове («ему» вместо «уме», «то» вместо «от»). г) антиципация букв: -согласных («с лесной» вместо «к лесной», «из звонкие» вместо «их звонкие»,…

- реверсия букв в слове («ему» вместо «уме», «то» вместо «от»). г) антиципация букв: -согласных («с лесной» вместо «к лесной», «из звонкие» вместо «их звонкие»,…

Дизорфография – это стойкое и специфическое нарушение в усвоении и использовании морфологического и традиционного принципов орфографии, которое проявляется в разнообразных и многочисленных морфологических ошибках; специфическая…

Дизорфография – это стойкое и специфическое нарушение в усвоении и использовании морфологического и традиционного принципов орфографии, которое проявляется в разнообразных и многочисленных морфологических ошибках; специфическая…

Ошибки, обусловленные нарушением формирования морфологического принципа письма: а) ошибки написания безударной гласной («вады» вместо «воды», «молютка» вместо «малютка»); б) ошибки написания в слове проверяемых парных…

Ошибки, обусловленные нарушением формирования морфологического принципа письма: а) ошибки написания безударной гласной («вады» вместо «воды», «молютка» вместо «малютка»); б) ошибки написания в слове проверяемых парных…

в) ошибки написания в слове непроизносимых согласных («сонце» вместо «солнце»); г) ошибки написания приставок («аказалась» вместо «оказалась», «праснулась» вместо «проснулась»); д) ошибки написания суффиксов («шалашок»…

в) ошибки написания в слове непроизносимых согласных («сонце» вместо «солнце»); г) ошибки написания приставок («аказалась» вместо «оказалась», «праснулась» вместо «проснулась»); д) ошибки написания суффиксов («шалашок»…

Ошибки, обусловленные нарушением формирования традиционного принципа письма: а) неправильное написание традиционных сочетаний: жи -ши, ча - ща, чу - щу («шалашык» вместо «шалашик» «чюдесное» вместо…

Ошибки, обусловленные нарушением формирования традиционного принципа письма: а) неправильное написание традиционных сочетаний: жи -ши, ча - ща, чу - щу («шалашык» вместо «шалашик» «чюдесное» вместо…

ЧК - ЧН, РЩ, ЩН, НЩ, СТ, ЗН («жизьнь» вместо «жизнь», «бабочьки» вместо «бабочки», «лисьтья» вместо «листья»);

ЧК - ЧН, РЩ, ЩН, НЩ, СТ, ЗН («жизьнь» вместо «жизнь», «бабочьки» вместо «бабочки», «лисьтья» вместо «листья»);

в) неправильное написание слов, имеющих орфоэпическое традиционное произношение, которое на письме отражается устоявшимися сочетаниями («скушно» вместо «скучно», «реннева» вместо «раннего»); г) ошибки написания словарных слов…

в) неправильное написание слов, имеющих орфоэпическое традиционное произношение, которое на письме отражается устоявшимися сочетаниями («скушно» вместо «скучно», «реннева» вместо «раннего»); г) ошибки написания словарных слов…

Ошибки, обусловленные нарушением формирования грамматического принципа

Ошибки, обусловленные нарушением формирования грамматического принципа

Ь-знак, как графический уравнитель, для обозначения категории повелительного наклонения и инфинитива («проч» вместо «прочь»);

Ь-знак, как графический уравнитель, для обозначения категории повелительного наклонения и инфинитива («проч» вместо «прочь»);

Ошибки, обусловленные нарушением слого-морфемного принципа письма: неправильный перенос слов («сп-рятался», «бежать», «ст­арой»)

Ошибки, обусловленные нарушением слого-морфемного принципа письма: неправильный перенос слов («сп-рятался», «бежать», «ст­арой»)

а) слитное написание слова и стоящей перед ним служебной части речи (предлога, союза, частицы) («понебу» вместо «по небу», «наземлю» вместо «на землю», «надалёком» вместо «на…

а) слитное написание слова и стоящей перед ним служебной части речи (предлога, союза, частицы) («понебу» вместо «по небу», «наземлю» вместо «на землю», «надалёком» вместо «на…

вместо «он позвал»); г) раздельное написание слова («о краска» вместо «окраска», «в сюду» вместо «всюду», «по лил» вместо «полил); д) пропуск дефиса («жила была» вместо…

вместо «он позвал»); г) раздельное написание слова («о краска» вместо «окраска», «в сюду» вместо «всюду», «по лил» вместо «полил); д) пропуск дефиса («жила была» вместо…

Ошибки, обусловленные нарушением формирования семантического принципа письма: отсутствие заглавной буквы в именах собственных («вася» вместо «Вася»)

Ошибки, обусловленные нарушением формирования семантического принципа письма: отсутствие заглавной буквы в именах собственных («вася» вместо «Вася»)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2018