Дискуссия для молодых педагогов на тему:"Трудная ситуация на уроке".
Оценка 4.9
Руководства для учителя +1
docx
психологическая работа +2
Взрослым
03.10.2018
Дискуссия предназначена для молодых педагогов. Цель дискуссии: анализ наиболее типичных трудных педагогических ситуаций, возникающих в образовательной практике молодого учителя и нахождение оптимальных способов выхода из них. Во время дискуссии обсуждается основные причины конфликтов между педагогом и обучающимися, рассматриваются правила воздействия на личность школьника в конфликтной ситуации.
Дискуссия на тему Трудная ситуация на уроке.docx
Дискуссия для молодых педагогов на тему:
"Трудная ситуация на уроке и ваш выход из неё».
Подготовила: наставник Сусоева Т.М.
для молодых специалистов: Плотниковой Ю.В. и Коржовой Е.А.
Цель: анализ наиболее типичных трудных педагогических ситуаций, возникающих в
образовательной практике и нахождение оптимальных способов выхода из них.
грубость,
мстительность,
В основе каждой педагогической ситуации лежит конфликт:
1. Недовольство (отрицательное отношение к кому – нибудь, или чему – нибудь);
2. Разногласие (отсутствие согласия из за несходства во мнениях, взглядах);
3.Противодействие (действие, препятствующее другому действию);
4. Противостояние (сопротивление действию кого – нибудь, или чего – нибудь);
5. Разрыв (нарушение связи, согласованности между чем – нибудь, или кем –нибудь).
Основные причины конфликтов между педагогом и обучающимися:
• Негативная оценка личности обучающегося, а не конкретного поступка;
•Негативная оценка поступка учащегося без разбора его мотивов, учёта личных
особенностей;
• Неумение педагога прогнозировать поведение учеников на уроке, или занятии;
• Характер отношений, сложившихся между педагогом и отдельными учениками (в силу
личностных качеств и нестандартного поведения последних);
•Личностные качества педагога (раздражительность,
самодовольство, беспомощность и др.).
Правила воздействия на личность школьника в конфликтной ситуации:
«Два возбужденных человека не в состоянии прийти к согласию».
Постарайтесь приложить волевые усилия, чтобы в острой ситуации сдержать себя, ни в
коем случае не раздражайтесь и не повышайте голос. Детская аудитория высоко ценит
спокойствие, "величавую медлительность" и юмор педагогов в напряженных ситуациях.
« ЗАДЕРЖКА РЕАКЦИИ».
Не следует сразу же вступать в полемику с учеником, особенно если его действия не
представляют угрозы для окружающих. Стоит сделать вид, что Вы как, будто не замечаете
нарушителя, хотя в то же время даете понять, что хорошо видите его действия. Суть
приема в том, что он подчеркивает второстепенность вызывающего поведения нарушителя
и поэтому педагогу вроде бы пока не до него.
"ПЕРЕВОД РЕАКЦИИ".
Этот прием служит также для уменьшения значительности поступка и личности самого
нарушителя. Этот прием технически реализуется через выполнение педагогом
повседневных действий на занятии (обращение к группе с приветствием, взгляд в окно)
несмотря на "чрезвычайную обстановку". В итоге "герой" конфликта остается наедине с
собой, этим снижается сам "замысел" борьбы.
"РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ СИТУАЦИИ".
Известно, что все то, что стало смешным в глазах окружающих, теряет силу воздействия и
перестает быть опасным. Осмеянный нарушитель как носитель отрицательных групповых
норм теряет авторитет в глазах группы, его отрицательное влияние на группу резко
уменьшается, зато авторитет и влияние педагога возрастает. Способность педагога
применить юмор в конфликтной ситуации быстро разряжает обстановку и завершает дело.
Главная задача педагога,
над которым нависла угроза конфликтной ситуации –
подавление собственного недовольства, гнева и раздражения. Для этого нужно обратиться к себе с простым вопросом: Почему я испытываю такие неприятные чувства? К чему это
может меня привести? Нужно ли мне это? Такое мысленное рассуждение благотворно
действует на нервную систему и способствует, если не успокоению, то снижению накала
эмоций, которые в этот момент получают выход.
Для преодоления конфликтной ситуации педагогу необходимо:
1. Раскрыть её причины.
2. Не допустить перехода в длительный конфликт.
3. Завладеть ситуацией, использовать её познавательные и воспитательные стороны.
4. Найти пути предупреждения или погашения конфликта.
5. Поддержать даже «плохих» воспитанников.
числа
Методика
реакции
«Вот
"Педагогические
ситуации"
Эта методика позволяет судить о педагогических способностях человека на основе того,
какой выход он находит из ряда описанных в ней педагогических ситуаций. Перед началом
исследования испытуемый получает инструкцию следующего содержания: «Перед
вами — ряд затруднительных педагогических ситуаций. Познакомившись с содержанием
каждой из них, необходимо выбрать из числа предложенных вариантов реагирования на
данную ситуацию такой, который с педагогической точки зрения наиболее правилен, по
вашему мнению. Если ни один из предложенных вариантов ответов вас не устраивает, то
можно указать свой, оригинальный, в двух нижних строках после всех перечисленных для
выбора альтернатив. Это, чаще всего, будет 7й и последующие варианты ответов на
ситуацию». Ситуация 1.
Вы приступили к проведению урока, все учащиеся успокоились, настала тишина, и вдруг в
классе ктото громко засмеялся. Когда вы, не успев ничего сказать, вопросительно и
удивленно посмотрели на учащегося, который засмеялся, он, смотря вам прямо в глаза,
заявил: «Мне всегда смешно глядеть на вас, и хочется смеяться, когда вы начинаете вести
занятия». Как вы отреагируете на это? Выберите и отметьте подходящий вариант сло
ниже.
весной
на!»
1.
2.
смешно?»
бога!»
3.
дурачок?»
4.
5.
людей».
настроение».
6.
Ситуация
2.
В самом начале занятия или уже после того, как вы провели несколько занятий, учащийся
заявляет вам: «Я не думаю, что вы, как педагог, сможете нас чемуто научить».
реакция:
Ваша
1.
«Твое
учителя».
2.
«Таких,
ничему не смогу научить».
3. «Может быть, тебе лучше перейти в другой класс или учиться у другого учителя?»
учиться».
4.
5.
думаешь».
6. «Давай поговорим об этом подробнее. В моем поведении, наверное, есть чтото такое,
мысль».
что
Ситуация
3.
Учитель дает учащемуся задание, а тот не хочет его выполнять и при этом заявляет: «Я не
хочу это делать!» — Какой должна быть
реакция учителя?
заставим!»
—
1.
2.
учиться?»
3. «Тем хуже для тебя, оставайся неучем. Твое поведение похоже на поведение человека,
тебя веселое
что,
веселых
учиться,
конечно,
дело
как ты,
—
я,
«Люблю
(а),
что
«Я рад
хочется
ты
создаю у
хочешь
ты
пришел
предложенных
не
почему
а
не
учить
тогда
интересно
«А
«Ну,
«Мне
«Для
подобную
«Не
чего
знать,
и
тебе
ради
наводит
тебя
«Тебе
просто
так
из
и
на
«Ты
тебе
что
же бы
ты
мог
«Не
объяснить,
своему лицу хотел бы отрезать
себе
«Давай сядем и обсудим — может быть,
который назло
нос».
4. «Ты отдаешь себе отчет в том, чем это может для тебя окончиться?»
5.
почему?»
ты и прав».
6.
Ситуация
4.
Учащийся разочарован своими учебными успехами, сомневается в своих способностях и в
том, что ему когдалибо удастся как следует понять и усвоить материал, и говорит
учителю: «Как вы думаете, удастся ли мне когданибудь учиться на отлично и не отставать
от остальных ребят в классе?» — Что должен на это ему ответить учитель? 1. «Если
честно сказать — сомневаюсь». 2. «О,
да, конечно, в этом ты можешь не сомневаться». 3. «У
тебя прекрасные способности, и я связываю с тобой большие надежды». 4.
«Почему
себе?»
5.
проблемы».
6.
как мы с тобой будем работать».
Ситуация
5.
Ученик говорит учителю: «На два ближайших урока, которые вы проводите, я не пойду,
так как в это время хочу сходить на концерт молодежного ансамбля (варианты: погулять с
друзьями, побывать на спортивных соревнованиях в качестве зрителя, просто отдохнуть от
школы)». — Как нужно ответить ему?
поговорим
«Многое зависит от того,
в
выясним
сомневаешься
«Давай
и
ты
1. «Попробуй только!»
2. «В следующий раз тебе придется прийти в школу с родителями».
3. «Это — твое дело, тебе же сдавать экзамен (зачет). Придется все равно
отчитываться за пропущенные занятия, я потом тебя обязательно спрошу».
4. «Ты, мне кажется, очень несерьезно относишься к занятиям».
5. «Может быть, тебе вообще лучше оставить школу?»
6. «А что ты собираешься делать дальше?»
7.«Мне интересно знать, почему посещение концерта (прогулка с друзьями, посещение
соревнования) для тебя интереснее, чем занятия в школе».
Ситуация 6.
Ученик, увидев учителя, когда тот вошел в класс, говорит ему: «Вы выглядите очень
усталым и утомленным». — Как на это должен отреагировать учитель?
1. «Я думаю, что с твоей стороны не очень прилично делать мне такие замечания».
2. «Да, я плохо себя чувствую».
3. «Не волнуйся обо мне, лучше на себя посмотри».
4. «Я сегодня плохо спал, у меня немало работы».
5. «Не беспокойся, это не помешает нашим занятиям».
6. «Ты — очень внимательный, спасибо за заботу!»
Ситуация 7.
«Я чувствую, что занятия, которые вы ведете, не помогают мне», — говорит ученик
учителю и добавляет: «Я вообще думаю бросить занятия». — Как на это должен
отреагировать учитель?
1. «Перестань говорить глупости!»
2. «Ничего себе, додумался!»
3. «Может быть, тебе найти другого учителя?»
4. «Я хотел бы подробнее знать, почему у тебя возникло такое желание?»
5. «А что, если нам поработать вместе над решением твоей проблемы?»
6. «Может быть, твою проблему можно решить както иначе?»
Ситуация 8. Учащийся говорит учителю, демонстрируя излишнюю самоуверенность: «Нет ничего
такого, что я не сумел бы сделать, если бы захотел. В том числе мне ничего не стоит
усвоить и преподаваемый вами предмет». — Какой должна быть на это реплика учителя?
1. «Ты слишком хорошо думаешь о себе».
2. «С твоимито способностями? — Сомневаюсь!»
3. «Ты, наверное, чувствуешь себя достаточно уверенно, если заявляешь так?»
4. «Не сомневаюсь в этом, так как знаю, что если ты захочешь, то у тебя все
получится».
5. «Это, наверное, потребует от тебя большого напряжения».
6. «Излишняя самоуверенность вредит делу».
Ситуация 9.
В ответ на соответствующее замечание учителя учащийся говорит, что для того, чтобы
усвоить учебный предмет, ему не нужно немало работать: «Меня считают достаточно
способным человеком». — Что должен ответить ему на это учитель?
1. «Это мнение, которому ты вряд ли соответствуешь».
2. «Те трудности, которые ты до сих пор испытывал, и твои знания отнюдь не говорят
об этом».
3. «Многие люди считают себя достаточно способными, но далеко не все на деле
таковыми являются».
4. «Я рада, что ты такого высокого мнения о себе».
5. «Это тем более должно заставить тебя прилагать больше усилий в учении».
6. «Это звучит так, как будто ты сам не очень веришь в свои способности».
Ситуация 10.
Учащийся говорит учителю: «Я снова забыл принести тетрадь (выполнить домашнее
задание и т.п.)». — Как следует на это отреагировать учителю?
1. «Ну вот, опять!»
2. «Не кажется ли тебе это проявлением безответственности?»
3. «Думаю, что тебе пора начать относиться к делу серьезнее».
4. «Я хотела бы знать, почему?»
5. «У тебя, вероятно, не было для этого возможности?»
6. «Как ты думаешь, почему я каждый раз напоминаю об этом?»
Ситуация 11.
Учащийся в разговоре с учителем говорит ему: «Я хотел бы, чтобы вы относились ко
мне лучше, чем к другим учащимся». — Как должен ответить учитель на такую просьбу
ученика?
1. «Почему это я должен относиться к тебе лучше, чем ко всем остальным?»
2. «Я вовсе не собираюсь играть в любимчиков и фаворитов!»
3. «Мне не нравятся люди, которые заявляют так, как ты».
4. «Я хотела бы знать, почему я должна особо выделять тебя среди остальных
учеников?»
5. «Если бы я тебе сказала, что люблю тебя больше, чем других учеников, то ты
чувствовал бы себя от этого лучше?»
6. «Как ты думаешь, как на самом деле я к тебе отношусь?»
Ситуация 12.
Учащийся, выразив учителю свои сомнения по поводу возможности хорошего
усвоения преподаваемого им предмета, говорит: «Я сказал вам о том, что меня беспокоит.
Теперь вы скажите, в чем причина этого и как мне быть дальше?» — Что должен на это
ответить учитель?
1. «У тебя, как мне кажется, комплекс неполноценности».
2. «У тебя нет никаких оснований для беспокойства». 3. «Прежде, чем я смогу высказать обоснованное мнение, мне необходимо лучше
разобраться в сути проблемы».
4. «Давай подождем, поработаем и вернемся к обсуждению этой проблемы через
некоторое время. Я думаю, что нам удастся ее решить».
5. «Я не готова сейчас дать тебе точный ответ, мне надо подумать».
6. «Не волнуйся, и у меня в свое время ничего не получалось».
Ситуация 13.
Ученик говорит учителю: «Мне не нравится то, что вы говорите и защищаете на занятиях».
— Каким должен быть ответ учителя?
1. «Это — плохо».
2. «Ты, наверное, в этом не разбираешься».
3. «Я надеюсь, что в дальнейшем, в процессе наших занятий твое мнение изменится».
4. «Почему?»
5. «А что ты сам любишь и готов защищать?»
6. «На вкус и цвет товарища нет».
7.
почему я это говорю и
«Как ты думаешь,
защищаю?»
Ситуация 14.
Учащийся, явно демонстрируя свое плохое отношение к комулибо из товарищей по
классу, говорит: «Я не хочу работать (учиться) вместе с ним». — Как на это должен
отреагировать учитель?
1. «Ну и что?»
2. «Никуда не денешься, все равно придется».
3. «Это глупо с твоей стороны».
4. «Но он тоже не захочет после этого работать (учиться) с тобой».
5. «Почему?»
6. «Я думаю, что ты не прав».
Оценка результатов и выводы
Каждый ответ испытуемого — выбор им того или иного из предложенных вариантов
— оценивается в баллах в соответствии с ключом, представленным в нижеследующей
таблице. Слева по вертикали в этой таблице своими порядковыми номерами указаны
педагогические ситуации, а справа сверху также по порядку их следования представлены
альтернативные ответы на эти ситуации. В самой же таблице приведены баллы, которыми
оцениваются различные варианты ответов на разные педагогические ситуации.
Ключ к методике «Педагогические ситуации». Оценка в баллах различных
вариантов ответов на разные ситуации
педа
№
гогической
ситуации
1
2
3
4
5
6
Выбранный вариант ответа и его оценка в баллах
1
4
2
2
2
2
2
2
3
2
3
3
2
3
3
4
3
4
3
3
2
4
2
3
4
4
3
4
5
5
5
5
5
2
5
6
5
5
5
5
4
5
7
—
—
—
—
5
— 7
8
9
10
11
12
13
14
2
2
2
2
2
2
3
2
2
2
4
3
2
3
2
2
3
4
3
4
3
4
4
3
4
5
4
4
4
5
4
4
5
4
5
5
5
4
5
5
5
3
4
5
5
5
4
4
—
—
—
—
—
—
5
—
Примечание. Свободные ответы оцениваются отдельно, и соответствующие оценки
добавляются к общей сумме баллов.
Способность правильно решать педагогические проблемы определяется по сумме баллов,
набранной испытуемым по всем 14 педагогическим ситуациям, деленной на 14.
Если испытуемый получил среднюю оценку выше 4,5 балла, то его педагогические
способности (по данной методике) считаются высокоразвитыми. Если средняя оценка
находится в интервале от 3,5 до 4,4 балла, то педагогические способности считаются
среднеразвитыми. И, наконец, если средняя оценка оказалась меньше, чем 3,4 балла, то
педагогические способности испытуемого рассматриваются как слаборазвитые.
Источники:
1. http://fb.ru/article/367924/primerpedagogicheskihsituatsiy
2. http://vvedenkashkola.ucoz.net/7/diskussija_dlja_laboratorii_mart
Дискуссия для молодых педагогов на тему:"Трудная ситуация на уроке".
Дискуссия для молодых педагогов на тему:"Трудная ситуация на уроке".
Дискуссия для молодых педагогов на тему:"Трудная ситуация на уроке".
Дискуссия для молодых педагогов на тему:"Трудная ситуация на уроке".
Дискуссия для молодых педагогов на тему:"Трудная ситуация на уроке".
Дискуссия для молодых педагогов на тему:"Трудная ситуация на уроке".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.