В настоящее время интерактивные методы становятся более актуальными. Они позволяют наладить более тесный контакт с аудиторией, наиболее полно вовлечь обучающихся в процесс освоения излагаемым материалом.
Методов такого обучения существует достаточно много, одним из таких является дискуссия.
Дискуссионные методы обучения могут применяться в виде диалога, групповой дискуссии, разбора реальных ситуаций и событий и др. Применение этих методов позволяет формировать такие компетенции как: необходимость научиться действовать в рамках согласованных целей и задач; учитывать мнение другого, кооперироваться, идти на компромисс; стремление к саморазвитию, если имеющиеся способности не соответствуют современным требованиям.
В данной методической разработке подробно изложены теоретические сведения дискуссии, освоение которых помогут обучающимся повысить уровень речевой культуры, а также сформировать коммуникативные компетенции будущих специалистов в сфере агропромышленного комплекса.
Дискуссии как интерактивный методы обучения.doc
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Кемеровский аграрный техникум» имени Г.П. Левина
КАК МЕТОД ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
ДИСКУССИЯ
Секция 6:
Профессиональное образование
Авторы:
Долгих Т.В.
к.э.н., зав. методическим отделом
Кемеровского аграрного техникума имени Г.П. Левина
Гутова С.В.
к.т.н., методист
Кемеровского аграрного техникума имени Г.П. Левина
Солдатенко С.А.
старший методист
Кемеровского аграрного техникума имени Г.П. Левина 2
Кемерово 2019 ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..
ДИСКУССИЯ КАК МЕТОД ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ……..
1 Рекомендации по подготовке к проведению дискуссий …....................
2 Постановка вопросов в дискуссии ……………………………………….
3 Возможные проблемы, возникающие при проведении дискуссий …..
4 Виды групповых дискуссий и особенности их организации ………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………….
3
3
5
6
7
8
10
19 4
ВВЕДЕНИЕ
Переход к работе в рыночных условиях, всевозрастающий поток
информации, сложные экономические отношения требуют от специалистов
среднего звена готовности к активным самостоятельным решениям, как в
деловых, так и в жизненных ситуациях. Поэтому современные образовательные
технологии должны содействовать развитию обучаемого как личности, его
желанию и умению пополнять свой багаж знаний, совершенствоваться
профессионально. Необходимо использовать приемы и формы обучения,
которые могли бы способствовать формированию способности прогнозировать
производственную ситуацию и принимать самостоятельные решения.
С этой целью в последнее время широкое распространение получают
активные методы обучения, побуждающие к самостоятельной познавательной
деятельности, развивающей мышление, формирующей практические навыки и
умения.
По своей направленности активные методы обучения делятся на
имитационные и неимитационные.
Имитационные методы связаны с моделированием деятельности, то есть
имитируется как ситуация, так и сама профессиональная деятельность. Это
могут быть как игровые – имитация деятельности, разыгрывание ролей, так и
неигровые методы – анализ конкретной ситуации, решение ситуационных задач,
выполнение практических работ и упражнений.
К неимитационным методам относятся проблемные лекции,
эвристические беседы, учебные дискуссии, самостоятельная работа с
обучающими программами, книгами. Выбор методов обучения зависит от ряда
условий: специфики содержания предлагаемого к изучению материала, общих
задач подготовки специалистов; времени, отведенного на изучение темы;
имеющихся в наличии средств обучения 2.
Говоря о наиболее применяемых видах активных методов обучения, нельзя
не отметить проведение практических занятий в форме учебных дискуссий, суть
которых заключается в том, что учащимся предлагаются разные точки зрения,
касающиеся одной и той же проблемы, по которым предстоит выбрать и
обосновать свою позицию, опровергнуть противоположную точку зрения.
Выявление правильных и ошибочных суждений даст возможность обоснованно и
убедительно подтвердить ранее сформулированные преподавателем
теоретические положения и выводы. Исходным материалом для дискуссий
могут быть статьи, отзывы, письма, публикуемые в печати, выражающие
различные, часто противоположные мнения по обсуждаемой проблеме. Это
могут быть вопросы, в которых противопоставляется наличие двух точек
зрения: научной (теоретической) и практической (житейской) на сложившуюся
ситуацию 2. 5
Дискуссионные методы обучения могут проявляться в виде диалога,
групповой дискуссии, разбора реальных ситуаций и событий и др. Все это
должно способствовать формированию таких компетенций как: необходимость
научиться действовать в рамках согласованных целей и задач; учитывать мнение
другого, кооперироваться, идти на компромисс; стремление к саморазвитию,
если имеющиеся способности не соответствуют современным требованиям.
Целью данной методической разработки является ознакомление студентов
с наиболее важными и необходимыми теоретическими вопросами, связанными с
полемическими приемами и правилами, а также отработкой навыков проведения
групповой дискуссии и мозгового штурма.
Освоенные теоретические сведения помогут повысить уровень речевой
а также способствовать формированию коммуникативных
культуры,
компетенций будущих специалистов в сфере агропромышленного комплекса. 6
КАК МЕТОД ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
ДИСКУССИЯ
Дискуссия – это публичное обсуждение или свободный вербальный обмен
знаниями, суждениями, идеями или мнениями по поводу какогото вопроса,
проблемы.
Ее существенными чертами являются сочетание
взаимодополняющего диалога и обсуждения спора, столкновение различных
точек зрения, позиций .
В качестве метода интерактивного обучения дискуссия используется в
семинарских занятиях, социальнопсихологических тренингах, деловых играх,
кейстехнологиях. Как технология дискуссия включает в себя такие методы и
приемы, как «мозговой штурм», анализ ситуаций, сенектику и т.д.
В преподавании специальных профессиональных дисциплин дискуссия
применяется в тех ситуациях, когда обмен мнениями, убеждениями может
привести к новому взгляду на будущую профессиональную деятельность,
окружающую среду, изменению в модели поведения, развитию навыков
межличностных взаимодействий. Цели проведения дискуссий могут быть
разнообразными: стимулирование творчества, изменение установок, тренинг и
др.
Принципами организации дискуссии являются: содействие возникновению
альтернативных мнений; поиск разнообразных путей решения проблемы,
обеспечение психологической защищенности и адаптации участков,
конструктивность критики.
Близка к дискуссии другая форма публичного обсуждения – диспут –
специально подготовленный и организованный спор на научную или общественно
важную тему, в котором участвуют две или более стороны, отстаивающие свои
позиции.
Дискуссию следует отличать от открытых форумов, которые посвящены
вопросам более спорным и дают возможность выслушать и обсудить все аспекты
этих вопросов.
По степени управляемости различают свободные, не контролируемые
ведущим, и направляемые дискуссии.
Для обеспечения эффективного течения дискуссии ее участники должны
обладать определенными базовыми знаниями. Эти знания могут быть
приобретены посредством инструктажа, или рассматриваются как опыт,
приобретенный до начала занятия.
По сравнению с лекционносеминарской формой проведения занятий
дискуссия имеет ряд преимуществ.
1 Дискуссия обеспечивает активное, глубокое, личностное усвоение знаний,
может иметь гораздо более долгосрочный эффект, особенно тогда, когда
обсуждаемый материал идет вразрез с установками некоторых членов групп. 7
Заинтересованное, эмоциональное обсуждение ведет к осмысленному усвоению
новых знаний, может заставить задуматься, изменить или пересмотреть свои
установки.
2 Во время дискуссии осуществляется активное взаимодействие
обучающихся, развиваются коммуникативные навыки, формируется уверенность
в себе. Дискуссия подразумевает высокий уровень вовлеченности, но почти
всегда имеются участники, которые проявляют пассивность, не желая
присоединиться к обсуждению. Но если тема и вопросы тщательно подобраны,
то уклониться от участия и не внести свой вклад в дискуссию становится очень
трудно.
3 Обеспечивается обратная связь с обучающимися. Дискуссия должна
обеспечить достаточное понимание обсуждаемых вопросов, не требуя
применения более формальных методов оценки. Каждый участник имеет шанс
проверить свои убеждения и установки, сравнивая с иными.
Помимо перечисленных преимуществ, дискуссионный метод помогает
также решать следующие задачи.
1 Обучение участников анализу реальных ситуаций, формированию навыков
отделения важного от второстепенного, формулированию проблемы.
2 Моделирование особо сложных ситуаций, когда даже самый
подготовленный специалист не в состоянии охватить все аспекты проблемы.
3 Демонстрация многовариантности возможных решений поставленной
проблемы.
1 Рекомендации по подготовке к проведению дискуссий
Невозможно заранее запланировать все аспекты дискуссии. Однако важно
выделить ее основные этапы и ключевые моменты. Основными шагами при
подготовке к дискуссии могут стать следующие.
1. Выбор и формулировка темы. Она должна иметь проблемный характер,
содержать в себе противоречивые точки зрения, задевающие привычные
установки аудитории.
2. Определение содержания и продолжительности дискуссии, ее основных
проблем и вопросов для обсуждения необходимо подобрать литературу,
справочный материал.
3. Формулировка цели дискуссии: рассмотрение предмета дискуссии с
различных сторон; выработка рекомендаций, достижение определенного
консенсуса.
4. Выбор основных способов и вопросов для контроля за ходом и
направлением дискуссии, подведения промежуточных итогов, поддержания и
стимулирования активности участников.
5. Определение способов фиксации предложенных идей. 8
Ведущий дискуссию должен хорошо представлять себе имеющиеся точки
зрения на постановку и решение дискуссионной проблемы, разбираться в
важности аргументаций, иметь свою точку зрения на решение обозначенной
проблемы, которую он может высказать при подведении итогов дискуссии.
Ведущий дискуссию должен выполнять следующие функции:
– сформулировать тему и проблему для участников, выявить в ней
противоречивые моменты, определить ожидаемый результат (в качестве объекта
дискуссии могут выступать специально сформулированные проблемы или
случаи профессиональной практики);
– создать доброжелательную атмосферу (людям, находящимся в аудитории,
важно обеспечить визуальный контакт друг с другом);
– довести до сведения участников правила ведения дискуссии: выступать
должен каждый, все должны внимательно выслушивать выступающего, не
перебивать; аргументировано подтверждать свою позицию, на допускать
бестактности по отношению к окружающим, выслушивать до конца;
– руководить дискуссией: соблюдать регламент, подключать пассивных
участников;
– фиксировать предложенные идеи на доске, чтобы исключить повторение,
стимулировать дополнительные идеи и вопросы;
– проводить анализ высказываемых идей, мнений, позиций; проводить
промежуточные итоги, направлять обсуждение в нужное русло;
– в конце дискуссии обобщить предложения, высказанные группой;
сравнить достигнутый результат с исходной целью.
Можно рекомендовать следующие приемы введения группы в дискуссию:
– постановка проблемных вопросов;
– предъявление проблемной ситуации;
– демонстрация видеосюжета;
– ролевое проигрывание проблемной ситуации;
– обзор и анализ противоречивых высказываний по обсуждаемой теме.
Для повышения эффективности группового обсуждения возможно
использование следующих приемов:
– уточняющие вопросы, побуждающие к более четкой формулировке и
аргументации мысли: «Как Вы докажите, что это верно?»;
– повторение ведущим высказываний выступающих с целью стимулирования
переосмысления и уточнения сказанного (парафраз): «Правильно ли я понял, что
…?»;
– демонстрация непонимания – побуждение участников повторить уточнить свое
суждение: «Уточните пожалуйста …»;
– выражение сомнения, позволяющее отсеить слабые аргументы и
непродуманные высказывания: «Вы уверены в том, что утверждаете?»;
– доведение до абсурда: ведущий соглашается с высказанным утверждением, а
затем делает из него абсурдные выводы; – задевающее утверждение: ведущий высказывает суждение, зная, что оно
вызовет несогласие участников и стремление опровергнуть данное мнение,
изложить иную точку зрения;
– приведение альтернативной точки зрения, иного подхода к решению проблемы.
9
2 Постановка вопросов в дискуссии
Составной частью любой дискуссии является постановка вопросов и
ответов. Умело поставленный вопрос позволит получить дополнительную
информацию, уточнить позиции выступающих, активизировать внимание,
направить обсуждение в нужное русло.
Открытые (восполняющие) вопросы подходят для начала дискуссии,
формируются в свободной форме, направлены на выяснение новых
характеристик явлений, событий; начинаются со слов «как», «где» «когда»,
«почему», «что»: «Что является условиями сегментирования рынка?»
Закрытыми (уточняющими) вопросами называются вопросы, которые
требуют однозначного ответа, часто состоящего из одного слова «да» или «нет».
Они направлены на выяснение истинности или ложности высказываний,
проверку информации: «Правильно ли Вы сказали, что …?». Однако следует
избегать большого количества таких вопросов, так как они уменьшают степень
участия отвечающего и напоминают допрос.
Наводящие вопросы служат для того, чтобы подвести участника дискуссии
к ответу, который ожидается услышать: «Разве Вы не считаете, что поведение
людей является наученным?»
Вопросы с подтекстом препятствуют ответ того человека, которому
адресованы, они снимают давление с респондента и переносят его на ответ,
находящийся в подтексте: «Вы согласны, что спрос на потребительские товары
зависит от состава семьи и возраста ее членов?»
Возвратные вопросы используются для того, чтобы показать понимание,
продемонстрировать вовлеченность в беседу, поддержать ее ход: «Вы сказали,
что эту проблему нельзя решить?».
Тренировочные вопросы содействуют заинтересованности, направляют ее
активность, усиливают вовлеченность в работу, поощряют мышление: «Кто же,
хотя бы изредка, не сталкивался с проблемой взаимодействия людей в
коллективе?».
3 Возможные проблемы,
возникающие при проведении дискуссий
При организации и проведении дискуссий могут возникнуть определенные
проблемы. 10
1 Перевод дискуссии на иную, не менее актуальную для ее участников
тему.
Поскольку поощряется генерирование любых идей, участвующие в
дискуссии часто уходят от поставленной проблемы. Поэтому в начале работы
следует зафиксировать тему дискуссии письменно (на доске, плакате, в
раздаточном материале), четко определить тему, предмет и условия дискуссии,
делать промежуточные обобщения.
2 Чрезмерная активность отдельных участников дискуссии.
При обмене мнениями следует следить за тем, чтобы никто из участников
не монополизировал дискуссию, чтобы каждый из желающих смог внести свой
вклад.
Если приводимые доводы становятся расплывчатыми, можно попросить у
говорящего разъяснений тех моментов, которые обозначены только
поверхностно. Возможно письменное изложение мнений участников.
Особо активным участникам можно поручить подготовить и высказать свое
мнение при проведении итогов дискуссии.
3 Пассивность участников.
Причиной этого может быть неактуальность обсуждаемой проблемы,
пессимистический настрой аудитории относительно возможных вариантов
выхода из нее. Отсутствие соответствующей подготовки может вызвать страх
оказаться несостоятельными, что также снижает творческую активность.
Для активизации дискуссии следует поощрять неожиданные, неординарные
суждения, представляющие противоположные точки зрения, что создает
ситуацию эмоционального напряжения,
стимулирующего творческое
воображение, мышление участников дискуссии.
Следует показать значимость и полезность обсуждаемой темы для всех
участников, ориентировать на принятие группового решения. Особо пассивных
можно попросить привести в качестве примеров несколько фактов, показать их
значимость для дискуссии.
1. Сильная зависимость некоторых участников от группы.
Качество дискуссии в значительной степени определяется глубиной
знаний, опытом; поэтому следует уделить внимание подбору участников с
приблизительно равными способностями. Снижает зависимость от группы
использование письменной дискуссии. Вместе с тем отдельные участники могут
занять неверную позицию. Конечно, дискуссия дает возможность убедить кого
либо взглянуть на проблему поновому; возможно также укрепление участников
в своих убеждениях.
2. Взаимные обвинения участников. 11
Слишком острый характер дискуссии возможен, если обсуждаемая
проблема касается жизненных принципов участников, их личных переживаний.
Чтобы спор не вышел за рамки дискуссий, следует подводить итог
рассуждениям всех сторон, обсудить сходства и различия позиций.
3. Нарушение режима времени.
Оно может возникнуть, если ведущий дискуссию увлечется и поддержит
навязанный кемлибо из участников темы. Поэтому следует четко определить
время темы на обсуждение каждого вопроса либо назначить «хранителя
времени» из участников работы.
Одно из главных значений дискуссии – побуждение участников задуматься
над темой, осуществление пересмотра своих убеждений и представлений,
уточнение и определение своей позиции, умение аргументировано отстаивать
собственную точку зрения, осознавать право другого иметь свой взгляд на
обсуждаемую проблему, и в то же время быть индивидуальностью.
4 Виды групповых дискуссий и особенности их организации
Существуют различные виды обмена мнениями, отличающиеся степенью
регламентированности, формальности, полноты обсуждения. Дискуссии могут
различаться друг от друга техникой организации, целевой установкой,
содержанием деятельности, количеством участников. Наиболее конструктивный
вариант – группа из 68 человек, что позволит каждому в полной мере высказать
свое мнение, внимательно выслушать партнеров. Однако группы могут включать
до 20 и более человек.
Ниже приведены основные виды дискуссионных обсуждений, рассчитанных
на групповую аудиторию.
1. Панельная дискуссия [1, 3].
Проводится в группах. Проблема дискуссии формируется руководителем.
Участники делятся на микрогруппы по 56 человек, которые располагаются в
аудитории по кругу. В каждой микрогруппе выбирается представитель
(«лидер»), который будет в процессе дискуссии отстаивать её позицию. На
обсуждение проблемы и выработку решения внутри микрогруппы отводится 10
15 минут. Затем представители микрогрупп собираются вместе и перед
аудиторией получают возможность высказать мнение и отстаивать позиции свей
микрогруппы. Остальные участники следят за ходом обсуждения, насколько
верно представитель микрогруппы выражает её позицию. Они не могут
высказать собственное мнение, а имеют возможность передавать «лидеру» в
ходе обсуждения записки с изложением своих мыслей. Панельное обсуждение
заканчивается по истечении отведённого времени, либо после принятия
решения. Представитель микрогруппы может взять перерыв, чтобы
проконсультироваться с её членами. После окончания дискуссии «лидеры» 12
групп проводят критический разбор хода обсуждения, а решение принимается
всеми участниками.
Выделяют следующие, подобные «панельным», формы организации
дискуссий.
Форумобсуждение – механизм его проведения сходен с «панельной
дискуссией», однако в конце мнениями обмениваются все участники, а не
только представители микрогрупп.
Симпозиум – более формализованное, регламентированное обсуждение
проблемы, в ходе которого участники выступают с сообщениями,
раскрывающими различные точки зрения на интересующую тематику, после чего
отвечают на вопросы присутствующих. Обсуждение ведётся через ведущего.
Дебаты – явно формализованное обсуждение, построенное на заранее
спланированных выступлениях участников, имеющих прямопротивоположную
точку зрения по обсуждению проблемы.
2. «Круглый стол» [1].
Это беседа, в которой на равных участвуют 1520 человек; происходит
обмен мнениями между всеми участниками. Руководящий беседой не стремится
при этом захватить лидерство. Перед участниками не ставится задача полностью
решить проблему, их задача – рассмотреть ее с разных сторон, собрать как
можно больше информации, оценить ее, обозначить основные направления,
согласовать свои точки зрения.
Характерной чертой «круглого стола» является сочетание тематической
дискуссии с групповой консультацией. Важное условие, чтобы процесс
коммуникации проходил «глаза в глаза», что приводит к возрастающей
активности, росту числа высказываний, возможности каждому включиться в
обсуждение, стимулирует к невербальному общению – мимикой, жестами,
эмоциями.
предусматривающей,
Возможно проведение «круглого стола» с использованием техники
«аквариума»,
что ее содержание определено
противоречиями, разногласиями, конфликтами участниками на заданную тему.
Участникам предоставляется возможность свободного включения в обсуждение
проблемы и выхода из него.
Руководитель и 56 участников садятся в центре аудитории. Это «рыбы»,
вокруг которых располагаются остальные участники – «рыбаки». «Рыбы»
активно участвуют в обсуждении предложенного вопроса, а «рыбаки»
выступают тогда, когда чьялибо версия их заинтересовала, они дополняют ее,
конкретизируют. «Рыбак» должен встать рядом с «рыбой», версия которой его
привлекла. После обсуждения одной проблемы (вопроса) участники меняются
ролями. Желательно, чтобы все участники исполняли роль «рыбы».
3. «Снежный ком» [1]. 13
При использовании этой техники в активное обсуждение включаются все
члены групп с целью выработки и согласования единого мнения. Необходимо
приготовить карточки и маркеры. Каждому участнику предлагается на 48
карточках написать 48 вариантов решения поставленного вопроса или
проблемы. На каждой карточке указывается только один вариант. Затем
участники объединяется в пары, в ходе обсуждения пара отбирает наиболее
согласованные предложения, примерно половину из общей суммы карточек (из 8
– 45). На следующем этапе участники объединяются в четверки и также путем
дискуссии в микрогруппе оставляют около половины от их общего количества:
из 10 – 56. Представитель от группы защищает общие наработки, демонстрируя
аудитории отобранные карточки; после чего карточки закрепляются на доске
или стенде, комментируются каждой группой, классифицируются, выделяются
сходные варианты. Представление карточек может осуществляться по принципу
«дополнения»: после представления предложений первой микрогруппой, все
остальные сопоставляют свои решения с предъявленными и исключают
совпавшие предложения. Такая же работа проводится участниками после
выступления каждой последующей микрогруппы, пока на стенде не останутся
только не повторяющиеся предложения.
Записи должны производиться маркерами печатными буквами на листе
формата А5, объем – не более 3 строчек. Текст должен быть легко читаемым.
4. «Квадро» [1].
Метод помогает выявить определенные мнения, увидеть сторонников или
противников той или иной позиции, приступить к аргументированному
обсуждению проблемы. Ведущий дискуссию обозначает тезис. Участники
показывают карточки «квадро» с цифрами, отражающими мнение по озвученной
проблеме:
1 – согласен,
2 – согласен, но …,
3 – не согласен, но … (затрудняюсь),
4 – не согласен.
Ведущий констатирует представленные результаты. Если цифры на
предъявленных карточках отличаются значительно, то в ходе обсуждения
сначала высказывают свои аргументы те участники, которые показали «1»
(согласен с выдвинутым тезисом), их дополняют показавшие цифру «2» и т.д.
Участники могут получить распечатанные тезисы (не более 15ти).
Вначале работа осуществляется индивидуально, затем зачитывается одно
высказывание, все обозначают свою позицию, и начинается дискуссия.
Вариантом «квадро» может быть техника «светофор». Участники,
согласные с тезисом, поднимают зеленую карточку, не согласные – красную,
сомневающиеся или воздержавшиеся от решения – желтую. Этот метод
позволяет идентифицировать мнение каждого участника, никто не остается 14
зрителем. Уже вскоре после начала игры возникает желание узнать причины
расхождения во взглядах, обосновать свое мнение. Тезисы по своему
содержанию должны вызывать несходное отношение у участников группы. Если
тезис требует обсуждения, участники должны обосновать свою положительную
или отрицательную реакцию. Должно быть запланировано достаточно времени
на проведение дискуссии.
5. Приоритеты [1].
Дискуссия предполагает сопоставление и согласование позиций по
обсуждаемым вопросам, формирование представлений об аспектах видения
одной и той же темы. Участники должны расположить выданные им тезисы в
соответствии с собственным мнением в порядке убывания приоритетов:
высказывания оцениваются по 10ти балльной шкале. На выполнение задания
отводится не более 10 минут. Затем участники объединяются в группы по 45
человек, где разрабатывают единую систему приоритетов. Если группа не
приходит к единому мнению относительно какогото тезиса, то он отмечается
особо, доводы «за» и «против» фиксируются до последнего обсуждения на
общей дискуссии, на которой микрогруппы докладывают о своих результатах и
спорных случаях, формируют общее соглашение о приоритетах.
Участникам могут быть розданы не готовые тезисы, а чистые листки,
сложенные пополам. По каждому вопросу участник записывает на левой
половине листа 10 важнейших, по его мнению, аспектов. Затем необходимо
распределить эти аспекты по их значимости (обозначить приоритеты). С этой
целью на правой стороне листа выставляются оценки по 10ти балльной системе.
Суть выполняемой работы состоит не в выработке единого мнения группы, а в
получении представления о многообразии аспектов темы. Заполненные листы
должны быть доступны для изучения всеми участниками группы.
Можно воспользоваться цветными фишками. Возле каждого аспекта на
плакате располагается соответствующее количество фишек. Оценка значимости
того или иного аспекта темы становится очень наглядной благодаря
зрительному восприятию фишек.
6. «Круги» [1].
Дискуссия предназначена для актуализации и обмена опытом и знаниями по
предложенной теме.
Участники дискуссии разбиваются на пары, которые ведут диалог на заданную
преподавателем тему. Пары встают в круг лицом друг к другу. По знаку
ведущего диалоги завершаются. Каждый из партнеров переходит на место
своего левого соседа, теперь состав пар изменяется, и новые пары начинают
обсуждать новую, объявленную ведущим тему. Переходы происходят при
каждой смене темы или вопроса. В целом каждый участник беседует не более
чем с 6 партнерами. 15
Работа начинается с обсуждения тем относительно общего характера, для
которых достаточно недолгого обмена мнениями. Затем вопросы становятся все
более конкретными, а время обсуждения увеличивается.
После обсуждения последней темы пары объединяются в группы по 4
человека и продолжают работать дальше, получив от преподавателя четко
сформулированное задание.
Этот метод подходит для обсуждения тем, по которым у участников
имеется опыт или знания. Диалоги должны быть достаточно продолжительными
(510 минут), чтобы могли высказаться оба собеседника. Этот тренинг не ставит
целью исчерпывающего обсуждения темы, а должен лишь помочь участникам
понять тему, ее главное содержание.
7. «На линии огня» [1].
Дискуссия должна способствовать активизации противоречий, умению
аргументировать свое мнение, понимать противоположную позицию. Участники
становятся в две шеренги лицом друг к другу так, чтобы каждый мог иметь
непосредственного противника. Одна сторона отвечает за высказывания «за» и
«против».
Все пары одновременно начинают дискуссию по предлагаемому положению.
Один называет только аргументы «за», другой – против этого положения.
Каждый старается убедить противника в своей правоте. Через 34 минуты они
меняются местами, меняется аргументация на противоположную, теперь важно
научиться использовать аргументы противоположной стороны. Через 24
минуты спор прекращается.
На общее обсуждение выносятся следующие вопросы.
1. Какие аргументы были использованы?
2. Удалось ли когото убедить и какими аргументами?
3. Чью сторону было легче отстаивать?
Дискуссия должна проходить при строгом соблюдении временных рамок
(2025 минут). Участники могут самостоятельно определять положения,
выносимые для обсуждения. Допускается использование информационных
материалов. Для участников может стать неожиданностью предложение
отстаивать положение и приводить доводы, которые они не разделяют и не
считают своими.
8. Идейная карусель [1].
Осуществляется последовательное обсуждение предложенных вопросов с
последующим принятием коллективного решения.
Каждому члену микрогруппы (45 человек) выдается чистый лист бумаги и
задается один и тот же вопрос. Все участники записывают на своих листках
спонтанные формулировки ответов на него, не обмениваясь мнениями с
другими, в режиме дефицита времени на обдумывание. Листки с записями 16
передаются по кругу по часовой стрелке соседям по микрогруппе, при этом
каждый должен сделать новую запись, не повторяя имеющуюся. Работа
заканчивается, когда к каждому вернется его листок. Затем в микрогруппе
происходит обсуждение сформулированных участниками ответов и выделение в
итоговый список наиболее важных, актуальных из них. Далее каждый лист с
вопросом и написанным решением передается следующей микрогруппе, которая
после обсуждения также фиксирует свое мнение на этом листе. Процедура
повторяется столько раз, сколько предложено вопросов и сколько создано
микрогрупп. После окончания работы каждой группе возвращается выданный ей
первоначальный лист, дается время на анализ и согласование записанных на нем
точек зрения. После этого микрогруппы озвучивают свое решение. Подводятся
итоги, анализируется работа каждой группы.
9. Ролевая дискуссия [1, 3].
Дискуссия построена на обсуждение вопроса в соответствии с
определенной ролью, которая обозначена заранее. Участники не должны знать о
позиции остальных, но должны вести в соответствии с полученной ролью. При
этом выявляются слабые и сильные стороны каждой ролевой позиции,
значимости той или иной роли в определенной ситуации.
Тема дискуссии может быть задана самими участниками, что раскрывает их
интересы; либо задается ведущим дискуссию в целях выявления какойлибо
позиции слушателей в обозначенной ситуации. Роли распределяются с
описанием их характеристик (на карточках). Можно дать участнику не
свойственную ему роль, чтобы он мог представить модель ее поведения в
соответствии со своими установками, либо осознал свои слабые и сильные
стороны. Дается время на подготовку (2025 минут). Затем в течение 1015
минут идет дискуссия. Остальные члены группы наблюдают: они должны
угадать, кто и какую роль исполнил; объяснить, что указывало на эту роль.
Возможно проведение второго раунда дискуссии со сменой ролей или с
другими участниками. Смена ролей заставляет научиться слушать и видеть
окружающих, а других – раскрыться поновому, вопреки своему привычному
имиджу.
Описание ролей.
«Организатор» – обеспечивает выявление своих позиций. Побуждает
высказываться всех, задает уточняющие вопросы, подводит промежуточные
итоги, свою позицию высказывает последним.
«Соглашатель» – выражает свое согласие с любыми точками зрения,
поддерживает все высказывания говорящих. Для него главное – не поиск
лучшего решения, а мирные бесконфликтные взаимоотношения в группе. 17
«Оригинал» – не ввязывается в спор, но время от времени выдвигает
неожиданные, одному ему понятные предложения, связь которых с
обсуждаемым вопросом не всегда ясна. В споре мало участвует, вмешиваясь в
него не менее 3х, но не более 5 раз.
«Заводила» – с самого начала дискуссии стремится захватить инициативу и
склонить группу к своему мнению. Не желает никого слушать, если мнение
других не совпадает с его идеями.
«Спорщик» – встречает в штыки каждое предложение, любое высказывание,
защищает противоположные точки зрения.
«Деструктор» – все время нарушает течение дискуссии (чтото роняет, не
во время хихикает, громким шепотом просит соседа подвинуться и т.д.).
«Молчун» – всячески избегает прямого ответа на вопрос, никто не должен
понять, какой точки зрения он придерживается.
В процессе обсуждения формируются навыки общения и сотрудничества.
Во время дискуссии происходит столкновение различных точек зрения.
Трудность заключается в том, что следует различать личность участника и ту
роль, которая ему отведена в процессе групповой работы. Например, оригинал
может высказать любые, даже непредсказуемые, нереальные идеи, при этом
остальные члены группы не должны подвергать его насмешкам за абсурдные
положения.
10. Мыслительные «шапки» [1].
Подобная дискуссия предполагает отработку умения видеть и принимать
разные мыслительные стратегии и подходы к решению проблем.
Используются шапки, коробки, папки, бумажные эмблемы разных цветов,
символизирующих разные подходы к анализу проблемы, поиску решений и
аргументов:
– белый – призывает «нейтральные» факты, цифры, информацию,
аргументирует весом фактов;
– красный – выражает эмоции, чувства, руководствуется интуицией и
догадками;
– черный – несет трудности, невозможность решения, негативные оценки;
– синий – означает удаленность, контроль над собой и другими
участниками;
– желтый – характеризует оптимизм, радость жизни, позитивен и
конструктивен.
Пятеро участников выбирают себе предметы определенного цвета, и тем
самым обозначает свою позицию. После небольшой подготовки проводится
первый этап дискуссии. Через 10 минут участники меняются выбранными
цветными символами и, соответственно, направлением аргументации. Остальные
слушатели наблюдают за дискуссией: фиксируют язык тела, качество 18
аргументации, воздействие смены ролей на отдельных участников. По окончании
дискуссии слово имеют непосредственные участники, а затем наблюдатели.
Носитель синего символа имеет компетенцию ведущего дискуссию.
Регулирует время смены ролей в зависимости от интенсивности течения
дискуссии.
11. Позиции [1].
Дискуссия содействует осуществлению невербального обмена мнениями.
Участвующие в дискуссии располагаются в центре аудитории. Один угол
помещения отводится для нахождения лиц, давших положительный ответ, а
вторая – для выразивших отрицательное отношение к высказанным ведущим
суждениям. После объявленного тезиса следует дать немного времени, чтобы
каждый из участников мог занять соответствующий угол и сравнить свою
позицию с принятой другими членами группы. Занявшие крайние
противоположные позиции должны обосновать, чем они могут объяснить свое
положительное или отрицательное отношение к данному тезису. Объяснения
выслушиваются группой без комментариев и обсуждений. Если когото убедили
аргументы представителей противоположной стороны, то можно оставить свою
позицию, перейти или приблизиться к группе с иной точкой зрения.
Такая форма дискуссии не обеспечивает полноты обсуждения, главная ее
задача – выслушивание различных мнений и принятие их как результата. В этом
случае можно увидеть все разнообразные позиции; совсем не обязательно
добиваться согласия участников. При такой постановке дискуссии невозможна
ситуация, когда у когото отсутствует собственное мнение. Каждый участник на
линии занимает ту или иную позицию.
12. «Мозговой штурм» [1, 3].
Метод является наиболее свободной формой дискуссии, способом
быстрого включения всей группы в работу на основе свободного выражения
своих мыслей по рассматриваемой проблеме. Применяется при разработке
конкретных проектов с целью генерации разнообразных идей, их отбора и
критической оценки.
При организации подобной дискуссии можно
придерживаться следующих принципов.
1) Принцип синергетики: при совместной работе рождаются идеи более
высокого качества, чем при индивидуальной деятельности за счет
интерактивного эффекта. Идея, которая сама по себе может быть отвергнута в
силу недостаточной обоснованности или непрактичности, дорабатывается
совместными усилиями, доводится до совершенства другими, становится все
более конструктивной и пригодной к применению.
2) Второй принцип предполагает, что если группа находится в состоянии
генерирования идей, то процесс творческого мышления нельзя тормозить
преждевременной субъективной оценкой выдвигаемых предложений. 19
«Мозговой штурм» включает в себя 3 этапа.
1. Подготовительный этап предполагает решение организационных
вопросов: подготовку помещения, оргтехники, распределение ролей, средства
тонизирования (чай, кофе, минеральная вода), релаксация (тихая фоновая
музыка). Ведущий обозначает цели и задачи дискуссии. Задание для участников
определяется вопросами: «Почему? Зачем? Как решить? Что следует сделать?»
Участников знакомят с правилами, регламентом, процедурой «мозгового
штурма».
Определяется группа «генераторов» – это участники с позитивной
установкой, яркой фантазией, способные развивать свои идеи, быстро
подхватывать чужие идеи.
Группа «аналитиков» должна быть способной проанализировать и
критически оценить выдвинутые идеи, а также развивать выдвинутые на этом
этапе генерирования идеи до их конкретизации, проводить их экспертизу.
«Секретарь» фиксирует все, что отмечают участники дискуссии.
2. Этап генерирования новых идеи продолжается около 1520 минут.
Принимаются любые идеи: от здравых, обдуманных до фантастических,
абсурдных. Авторами идей может быть дан краткий комментарий по существу
своих мыслей.
3. Заключительный этап анализа идей (до 3045 минут) проводится после
небольшого перерыва и предполагает составление отредактированного списка
идей; оценку, критику, аргументирование и ранжирование значимых для
решения проблемы идей; выбор и оформление наиболее оптимальных идей и
предложений, по которым было меньше всего критических замечаний; анализ и
оценку деятельности «генераторов», «аналитиков».
«Мозговой штурм» проводится в небольших группах по 610 человек. На
заключительном этапе микрогруппы презентуют свои варианты решений,
которые анализируются и оцениваются группой выбранных экспертов или
выбранных участников.
При проведении дискуссии методом «мозгового штурма» должны
соблюдаться следующие правила:
– отсутствие всякой критики, неодобрительных замечаний, иронических
реплик во время выдвижения идей. Нежелательно неявное выслеживание или
чрезмерное покровительство чьейлибо идеи. Запрещается демонстрировать
критичное отношение невербальными жестами и мимикой, несмотря на то, что
идеи могут показаться глупыми, смешными или абсурдными;
– поощрение всех высказанных идей, причем ценится количество
предложений в самых разных направлениях; 20
– равноправие участников «мозгового штурма» стимулирует к выдвижению
идей; каждый должен быть уверен, что его предложение будет рассмотрено.
Желательно высказывать соображение в порядке очереди, это позволит
привлечь к генерированию идей всеми членами группы. В случае возникновения
ситуации, когда все предложения будут исчерпаны, ведущий «штурм» может
простимулировать группу какимилибо рекомендациями или инициативами;
– свобода ассоциаций и творческого воображения. Любые предложения
стоят рассмотрения, так как могут вызвать рождение новых мыслей и идей,
получение на их основе новых комбинаций;
– творческая атмосфера поддерживается партнерскими и дружественными
отношениями, обеспечением атмосферы максимального психологического
комфорта;
– обязательная фиксация всех высказанных идей теми же словами, какие
использовал автор идеи. Требования «уточнить формулировку» недопустимо,
так как это может прервать ход мыслей «генератора» идеи и преждевременно
вызвать у слушателей доводы в пользу принятия или отторжения еще не
принятого предложения. Ни одно из предложений не должно быть пропущено
при обсуждении;
– группе необходимо дать время, чтобы участники могли обдумать все
зафиксированные идеи, рассмотреть любые альтернативные решения. Не следует
сразу же приниматься за анализ наработанных идей, их систематизацию и
критику.
Преимущество дискуссии по методу «мозгового штурма» состоит в том,
что имеется возможность достаточно демократично обсудить различные
вопросы. 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения [Текст]:
учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; под
ред. Т.С. Паниной. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 176 с.
2. Парамонова, Т.Н. Маркетинг: активные методы обучения [Текст]:
учебное пособие / Т.Н. Парамонова, А.О. Блинов, Е.Н. Шереметьева, Г.В.
Погодина. – М.: КНОРУС, 2007. – 416 с.
3. Яновская И.В.
Профессионально ориентированные риторика,
дискуссия и общение [Текст]: учеб. пособие / Яновская И.В. Волгоград:
Волгоградский государственный аграрный университет, 2018. – 88 с.: Режим
доступа: http://znanium.com/catalog/product/1007917.
ДИСКУССИЯ КАК МЕТОД ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
ДИСКУССИЯ КАК МЕТОД ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
ДИСКУССИЯ КАК МЕТОД ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
ДИСКУССИЯ КАК МЕТОД ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
ДИСКУССИЯ КАК МЕТОД ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
ДИСКУССИЯ КАК МЕТОД ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
ДИСКУССИЯ КАК МЕТОД ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
ДИСКУССИЯ КАК МЕТОД ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
ДИСКУССИЯ КАК МЕТОД ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
ДИСКУССИЯ КАК МЕТОД ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
ДИСКУССИЯ КАК МЕТОД ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
ДИСКУССИЯ КАК МЕТОД ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
ДИСКУССИЯ КАК МЕТОД ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
ДИСКУССИЯ КАК МЕТОД ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
ДИСКУССИЯ КАК МЕТОД ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
ДИСКУССИЯ КАК МЕТОД ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
ДИСКУССИЯ КАК МЕТОД ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
ДИСКУССИЯ КАК МЕТОД ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
ДИСКУССИЯ КАК МЕТОД ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
ДИСКУССИЯ КАК МЕТОД ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
ДИСКУССИЯ КАК МЕТОД ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.