Дистанционное обучение в школе.
Некоторое время назад, в Концепции российского образования в целях создания необходимых условий достижения нового, современного качества образования было запланировано развитие дистанционного образования. В свете сегодняшних событий данный вопрос является как никогда актуальным.
Существует несколько определений, вот несколько из них:
Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.
Дистанционное обучение - новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации.
Дистанционное обучение открывает новые возможности, значительно расширяя и информационное пространство, и информационную сферу обучения.
Обучающиеся получают знания и онлайн, и с помощью учебников, видеозаписей уроков и других виртуальных методических материалов.
Основной особенностью дистанционного обучения является:
➔ больший акцент на самостоятельную работу школьников;
➔ обязательная компьютерная грамотность учащихся;
➔ высокий уровень интерактивности, обеспечиваемой возможностями Интернет;➔ мультимедийный потенциал новых информационных технологий в целом.
Использование возможностей дистанционного образования в работе учителя повышает эффективность процесса обучения, позволяет вывести процесс взаимодействия учителей и учеников на новый уровень, освоить новые формы урока. Кроме того, нельзя забывать о том, что сказанное на уроке забывается, кем-то может быть не услышано совсем; чтобы вернуться к материалу урока, нужно найти информацию в учебнике, но на уроке она может быть дана в ином виде, с привлечением дополнительного материала. Здесь работа на уроке остается в сети, к уроку можно вернуться, перечитать, обдумать, вспомнить, происходит закрепление, повторение изученного материала, что также можно отнести к положительным моментам от использования ДО.
Следует отметить расширение границ и удешевление компонентов учебного процесса. Некоторые школьники смогут экономить время, которое они тратили на дорогу, возможность экономии на бумажных вариантах учебной литературы, заменив их электронными пособиями. Образовательные учреждения могут, например, экономить на коммунальных услугах.
Создание единой образовательной среды, создание авторских курсов является необходимой методической помощью для учителя, которую он может получить в процессе организации ДО.
Ну и конечно, возможность организации индивидуальной и дифференцированной работы с одарёнными и слабоуспевающими учащимися. Снижение нагрузки на учителей за счет того, что учитель может проводить одновременно обучение любого количества человек.
Несмотря на множество положительных моментов, при использовании дистанционного обучения есть и немало проблем, с которыми приходиться сталкиваться.
1. Необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет. Необходимость постоянного доступа к источникам информации.
2. Нужна хорошая техническая оснащенность, но не все желающие учиться имеют компьютер и выход в Интернет, нужна техническая готовность к использованию средств дистанционного обучения.
3. Недостаточная компьютерная грамотность, отсутствие опыта дистанционного обучения.
1. Чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чаттехнологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату.
2. Веб-занятия — дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины». От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.
3. Телеконференция — проводится, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты.
4. Телеприсутствие. Существует много различных способов дистанционного обучения. Например, дистанционное присутствие с помощью робота.
Самая распространённая среда для системы дистанционного обучения в школе — это Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда). Её отличительные способности — открытый исходный код, богатство функционала, гибкость, надёжность и простота в использовании.
Развитие сервисов web 2.0, социальных сетей и других инструментов современного интернета предопределили необходимость их использования в школьном образовании на уроках, в рамках внеурочной деятельности, в процессе выполнения домашних заданий.
Большие возможности для дистанционного обучения представляют сервисы Google: Документы Google для создания текстов, электронных таблиц, презентаций, различных анкет, календарей, организация коллективной работы над проектом, документом.
Огромные возможности для дистанционного обучения представляют блоги.
Процесс дистанционного обучения включает в себя:
➔ гибкое сочетание самостоятельной познавательной деятельности школьников с различными источниками информации, учебными материалами, специально разработанными по данному курсу;
➔ оперативное и систематическое взаимодействие с тьютором, куратором, преподавателем курса;
➔ групповую работу по типу обучения в сотрудничестве с участниками данного курса.
Вопрос введения дистанционного обучения необходимо рассматривать с трёх сторон. ➔ Социальная:не вызывает особых трудностей, т.к. школьники сегодня активно используют социальные сети, форумы и чаты, поэтому способ подачи информации при ДО будет для них знаком.
➔Техническая: необходимая техника есть не у каждого ребенка дома, а если есть, то как правило один компьютер или ноутбук, но в семье бывает два и более учащихся.
➔ Методическая: использование дистанционного обучения имеет смысл только если оно повысит качество образования в целом, но сделать это сложно из-за отсутствия у большинства необходимого опыта и каких-либо наработок.
Для организации ДО можно использовать следующий алгоритм:
- Создание творческой группы педагогов, которые будут отвечать за дистанционное образование в школе.
- Обучение этой группы на специальных курсах повышения квалификации.
- Подготовка базы обучающего материала, который будут использовать школьники в процессе обучения и для самостоятельного закрепления пройденного.
- Всестороннее изучение системы дистанционного обучения.
- Разработка дистанционных курсов своими силами или привлечение для этого специалистов и педагогов других образовательных учреждений.
Так же можно выделить пять требований, которые необходимо учитывать в процессе создания обучающих курсов.
- Школьник должен быть мотивирован на обучение, для этого важно чтобы цель и задачи обучения были чётко сформулированы. При этом то, что требуется от обучаемого, должно соответствовать его уровню знаний.
- Подготовка ребёнка к ДО. Это реализуется с помощью вспомогательных материалов, например, специальных руководств.
- Подача материала должна быть легкой для восприятия. Для этого нужно использовать принципы удобочитаемости.
- Должна быть возможность для обратной связи, в том числе и индивидуальной.
- Важно наличие системы промежуточной оценки обучения, чтобы школьник имел представление о том, хорошо он справляется или нет.
1. Достоинства и недостатки дистанционного обучения // "Образование: путь к успеху".- Уфа., 2010.
2. Полат Е.С,Моисеева М.В., Петров А.Е. Педагогические технологии дистанционного обучения /Под ред. Е.С.Полат. — М., "Академия", 2006.
3. Полат Е.С. Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании. http://distant.ioso.ru/library/publication/razvitie.htm
4. Теория и практика дистанционного обучения / Под ред. Е.С.Полат. — М.,"Академия", 2004.
5. Хуторской А. Дистанционное обучение и его технологии // Компьютерра. – 2002. - №36. –
С.26-30.
6. Хуторской А.В. Научно-практические предпосылки дистанционной педагогики // Открытое образование.– 2001. - №2. – С.30-35.
7. https://ru.wikipedia.org/wiki
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.