Сидоренкова А,В., педагог-психолог МБОУ Аннинская СОШ № 3
Дистанционное обучение без отрицательных эмоций и стрессов
В настоящее время участники образовательного процесса находятся в напряжении в связи с эпидемиологической обстановкой, которая может привести к дистанционному обучению детей и подростков. Большинство родителей, детей и педагогов не одобряют дистанционное обучение. В сельской местности организация эффективного дистанционного обучения имеет ряд проблем: отсутствие компьютерной техники, Интернета, умение пользоваться учебными платформами, их загруженность, отсутствие привычного режима дня и др. Для большинства детей дистанционное обучение - это стресс. Они лишаются общения со сверстниками, педагогами в школе, возникают трудности в усвоении учебного материала, из-за технических проблем могут не состояться занятия, не продуктивный контроль знаний. Родители обеспокоены пробелами в знаниях детей, могут предъявлять требования как к ребёнку, так и к педагогу по вопросам учебной деятельности. Адаптироваться к условиям дистанционного обучения было сложно и родителям, и детям, и педагогам. По опросам участников образовательного процесса нашей школы 34% обучающихся адаптировались хорошо, 49% - не очень, 17% - плохо; 29% родителей - хорошо, 58% не очень, 13% - плохо; 14% - хорошо, 65% - не очень, 21% - плохо.
Как оградить детей от отрицательных эмоциональных состояний, приводящих к стрессу, депрессии, если возникает необходимость дистанционного обучения? На мой взгляд, необходим психологический настрой. Надо объяснять серьёзность ситуации, которая сложилась из-за короновирусной инфекции, почему необходимо обучаться дистанционно. Нужно находить положительные стороны такого обучения. Важно учитывать, что в учебной деятельности младшие школьники больше доверяют учителю, а родитель может играть второстепенную роль. Поэтому поведение взрослых при дистанционном обучении детей должно быть адекватным, позволяющим ребенку высказывать свою точку зрения, проявлять самостоятельность, инициативность. Если в процессе учебы отмечать успехи школьника, его старания, желание получать знания, то формируется положительная мотивация учения, что помогает ему справляться с проблемами в учебной деятельности. Психологическая поддержка сможет помочь сформировать в ребёнке уверенность в себе, волевые качества, эмоциональную устойчивость.
Необходимо знать, что у подростков приоритетом являются сверстники. Если родитель усилит контроль в период изоляции, то у детей может возникнуть протестное поведение. В таких ситуациях важно контролировать эмоции, принимать разумные решения.
Для любого ребёнка важно иметь эмоционально устойчивую опору в лице взрослого. Поэтому родителям необходимо самим сохранять адекватное отношение к происходящему. Следует сохранять и поддерживать для себя и ребенка привычный распорядок и ритм дня (время сна и бодрствования, время начала уроков, их продолжительность, «переменки» и пр.). Резкие изменения режима дня могут вызвать существенные перестройки адаптивных возможностей ребенка и привести к излишнему напряжению и стрессу. Взрослым и подросткам нужно стараться прислушиваться к рекомендациям, которые дают учителя, классные руководители. Школе также нужно время на то, чтобы организовать процесс дистанционного обучения. В настоящее время существует целый ряд ресурсов, помогающих и родителям, и педагогам в этом. Родителям и близким школьников надо повышать привлекательность дистанционных уроков.
Дистанционное обучение для всех участников образовательного процесса внесло немало проблем и отрицательных эмоций. Но важно знать, что психологическое здоровье - это самое важное для человека. Поэтому настраивать нужно себя и окружающих тебя людей на позитив, любые события , которые вынуждают испытывать неприятные чувства, однажды закончатся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.