Обобщение опыта работы учителя математики МБОУ «Северска СОШ» Ключевского района Алтайского края Крыловой Елены Геннадьевны, высшая категория, стаж работы 25 лет, по теме:
«Дистанционное обучение как перспективная форма организации учебного процесса в период пандемии»
Школа, как социокультурный институт, отражает состояние и тенденции развития общества и влияет на него. К числу современных тенденций мирового развития относится переход к постиндустриальному, информационному обществу, в связи с чем особую важность приобретает фактор коммуникативности, т.е. умения передавать с информацией, находить преобразовывать и усваивать ее в соответствии с потребностями. Технологии дистанционного обучения позволяют использовать новые формы работы с информацией и способы организации образовательного процесса.
В своей работе я уже давно активно использую ИКТ во многих направлениях деятельности – это и использование информационных Интернет-ресурсов в учебном процессе, организация работы с одаренными детьми, посредством участия в дистанционных олимпиадах и конкурах, подготовка учащихся к ГИА, оптимизация собственной работы по подготовке к урокам, повышение квалификации.
Однако, полный переход на
дистанционное обучение стал для меня, как и для многих педагогов, неожиданностью
и вызвал множество вопросов. Я поняла, что мои педагогические дефициты
необходимо срочно устранять. Время, которое было предоставлено школам для
подготовки к переходу на обучение в дистанционном формате я потратила на
повышение квалификации по тематике освоения и использования современных
дистанционных технологий в организации образовательного процесса в школе и
знакомство с различными образовательными платформами. Через ресурс http://УчебныйКласс.РФ я обучилась по
программе
повышения квалификации учителей: «Использование современных дистанционных
технологий и интерактивных сред электронного обучения в организации
образовательного процесса в школе в условиях сложной
санитарно-эпидемиологической обстановки с учетом требований ФГОС» и
через https://study-home.online/auth - «Дистанционное
обучение: организация процесса и использование бесплатных приложение, курсов, видеолекций»,
посмотрела вебинары, проводимые КГБУ
ДПО «Алтайский институт развития образования имени А.М.Топорова».
Следующий шаг – корректировка рабочих программ и методов изучения материала. Не все подходы, которые я применяю при обычном обучении, оказались приемлемыми для работы на удаленке. Пришлось искать новые пути решения данной задачи. И тут я столкнулась с главным препятствием - недостаточная материально-техническая база для занятий как у школьников, так и у меня - частое отсутствие нормального интернет-соединения, многие школьники не имеют компьютеров или средств выхода в интернет. Еще одна очень большая проблема – не готовность детей и родителей, их низкая ИКТ-компетентность. Посредством общения с родителями через телефоны и различные мессенджеры пришлось консультировать по различным вопросам – как создать электронный ящик, как принимать и отправлять сообщения, когда и где брать задания к урокам, в каком формате и куда отправлять выполненные задания, что делать, если ребенок совсем ничего не понимает. То есть кроме образовательных вопросов пришлось вести еще и большую просветительскую работу.
Протестировав различные образовательные платформы и изучив возможности детей, я посчитала самым приемлемым использование АИС "Сетевой регион. Образование" и электронной почты. Современные средства информационных технологий позволяют использовать при обучении разнообразные формы представления материала: вербальные и образные (звук, графика, видео, анимация). Кроме обычных заданий, «Прочитать параграф, решить номер» и т.д., часто рекомендую просмотреть видеоурок (ссылка на урок обязательно прописана в пояснении к теме урока) или презентацию, которые имею в достаточном количестве в личном банке «Педнаходок». Широко использую ресурсы АО «Издательство «Просвещение», которые проводят он-лайн уроки по наиболее трудным темам математики, сайт «Решу ВПР», ютуб-каналл с множеством готовых уроков и ресурсы мировой сети Интернет как богатый иллюстративный и справочный материал. Та группа детей, которая регулярно участвовала в дистанционных конкурсах – оказалась самой подготовленной. Для них не в новинку работать на платформе «Учи.ру», которая кроме готовых уроков предлагает еще и замечательные карточки и блок подготовки к ГИА.
На протяжении уже нескольких лет работы я, вместе с выпускниками, широко использую платформы «Решу ОГЭ», «Решу ЕГЭ», сайт А.Ларина, содержащий большую базу задач, сформированных на основе открытого банка, тренировочных, диагностических и «олимпийских» работ и реальных вариантов ЕГЭ и ОГЭ, генератор вариантов экзамена, Youtube канал портала Цифра с видеоуроками, которые проводит Д.Д.Гущин, «ЕГЭ 100 баллов», «Яндекс.ЕГЭ» с вариантами базовой и профильной математики.
Отсутствие «живого» общения с преподавателем приходится восполнять путем общения через телефон и Skype - происходит изменение роли учителя, который направляет учащихся на самостоятельный поиск и анализ информации.
Новые технологии, среды и методы позволяют ученику выбрать свой индивидуальный образовательный маршрут, работать в своем темпе, выполняя те задания, которые он выбрал сам.
Дистанционное обучение - это новые возможности для развития личности ребенка. С использованием современных средств связи можно провести не только учебное занятие, но и организовать внеклассное мероприятие. Регулярное общение с детьми и родителями в группах Watsapp позволило не допустить страха перед новой формой обучения и провести беседы-консультации по различным воспитательным вопросам, классные часы. Например, "Космос-это мы" - классный час, который прошел с использованием информационных технологий для учащихся 9 класса, участие в «Цифровом диктанте», в Международной олимпиаде ГЛОБУС по ПДД, в Международной дистанционной олимпиаде "Нам этот мир завещано беречь", посвященной 75-летию Победы, в Международном дистанционном конкурсе, проводимым международным образовательным порталом "Солнечный свет" и получил Диплом победителя в номинации "День Великой Победы", во Всероссийском дистанционном конкурсе, проводимым международным информационно-образовательным центром развития "Дом Педагога" "Дедушкины медали", в VIII Международном дистанционном конкурсе "Гордость России" "Мой дед - горжусь тобой!".
Особо хочется выделить категорию детей, у которых нет ПК, гаджетов и выхода в интернет. С этой категорией работать сложнее всего – для них готовлю бумажный кейс, но отсутствует регулярная связь учитель-ученик. Ребенку самому приходится добывать знания по предложенному плану работы. Читаю, что эта категория детей будет иметь значительные пробелы в знаниях.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.