Дистанционное обучение в ВУЗе: модели и технологии.
Оценка 4.7

Дистанционное обучение в ВУЗе: модели и технологии.

Оценка 4.7
Документация +1
doc
администрации +1
Взрослым
04.03.2018
Дистанционное обучение в ВУЗе: модели и технологии.
С середины 70-х годов во многих странах стали появляться учебные заведения нового типа, называемые "открытый", "дистанционный" университет. Цель этой работы - проанализировать возникающий на наших глазах спектр новых учебных заведений и выделить их базовые модели. Важно не просто рассмотреть существующие модели образовательных учреждений, функционирующих на основе использования дистанционных методов обучения и информационных технологий, но и понять, какие новые формы могут появиться в будущем, что определяет их разнообразие.
Дистанционное обучение в ВУЗе.doc
Дистанционное обучение в ВУЗе: модели и технологии. Термин "дистанционное обучение" означает такую организацию учебного процесса, при   которой   преподаватель   разрабатывает   учебную   программу,   главным   образом базирующуюся   на   самостоятельном   обучении   студента.   Такая   среда   обучения характеризуется   тем,   что   учащийся   в   основном,   а   зачастую   и   совсем   отделен   от преподавателя в пространстве или во времени, в то же время, студенты и преподаватели имеют   возможность   осуществлять   диалог   между   собой   с   помощью   средств телекоммуникации.   Дистанционное обучение позволяет учиться жителям регионов, где нет иных возможностей для профессиональной подготовки или получения качественного высшего образования, нет университета нужного профиля или преподавателей требуемого уровня квалификации.   С   середины   70­х   годов   во   многих   странах   стали   появляться   учебные   заведения нового типа, называемые "открытый", "дистанционный" университет. Цель этой работы ­ проанализировать возникающий на наших глазах спектр новых учебных   заведений   и   выделить   их   базовые   модели.   Важно   не   просто   рассмотреть существующие   модели   образовательных   учреждений,   функционирующих   на   основе использования   дистанционных   методов   обучения   и   информационных   технологий,   но   и понять, какие новые формы могут появиться в будущем, что определяет их разнообразие.  1. 2. 3. На данном этапе возможно рассмотреть три фактора:  технологический; педагогический; организационный. Характер первого­ определяется информационными технологиями, используемыми для разработки, доставки, поддержки учебных курсов и учебного процесса в целом.  Значение второго фактора определяется набором методов и приемов, применяемых в ходе учебного процесса.  Третий   фактор,   организационный,   характеризует   специфику   организационной структуры образовательного учреждения дистанционного обучения.                         Основные типы технологий,  применяемых в учебных заведениях нового типа. В   качестве   первого   фактора   (интегрированной   характеристики)   университета дистанционного   обучения   рассматривается   тип   используемых   в   учебном   процессе информационных технологий. При этом необходимо подчеркнуть два важных аспекта.  Во­первых, такая очередность рассмотрения факторов вовсе не означает присвоение наивысшего приоритета технологии в организации учебного процесса. Как бы мощны и совершенны ни были технологические применения, они должны служить образовательным (педагогическим) целям, а не наоборот. Но с другой стороны, нельзя и недооценивать роль новых   информационных   технологий,   которые   зачастую   предлагают   качественно   новые возможности реализации образовательного процесса.  Во­вторых,   приведенный   ниже   перечень   основных   технологий,   применяемых   в университетах дистанционного обучения, конечно же не означает, что какая­то конкретная модель должна характеризоваться применением лишь одной из них. Мультимедиа­подход, основанный   на   использовании   нескольких   взаимодополняющих   информационных технологий, представляется наиболее эффективным в области образования.  Используемые  сегодня технологии  дистанционного  образования можно разделить  на три большие категории:   неинтерактивные (печатные материалы, аудио­, видео­носители);   средства   компьютерного   обучения   (электронные   учебники,   компьютерное тестирование и контроль знаний, новейшие средства мультимедиа);  видеоконференции   ­   развитые   средства   телекоммуникации   по   аудиоканалам, видеоканалам и компьютерным сетям.  Средства оперативного доступа к информации по компьютерным сетям придали качественно   новые   возможности   дистанционному   обучению.   В   российских   ВУЗах   они активно   развиваются   в   виде   применения   электронных   учебников   и   технологии   обмена текстовой информацией с помощью асинхронной электронной почты.  Диск   ­  это   уникальное   средство   для   дистанционного   обучения   практически   по любой   дисциплине.   Не   требуя   больших   расходов   на   тиражирование   учебных видеоматериалов.   Диски   используются   обычно   как   компоненты   наборов   учебных материалов, частично заменяя традиционные лекции.  Электронная   почта  экономически   и   технологически   является   наиболее эффективной  технологией,  которая может быть использована  в процессе  обучения для доставки содержательной части учебных курсов и обеспечения обратной связи студента с преподавателем. В то же самое время она имеет ограниченный педагогический эффект из­ за невозможности реализации "диалога" между преподавателем и студентами, принятого в традиционной   форме   обучения.   Однако,   если   студенты   имеют   постоянный   доступ   к персональному   компьютеру   с   модемом   и   телефонному   каналу,   электронная   почта позволяет реализовать гибкий и интенсивный процесс консультаций.  Оперативный   доступ   к   разделяемым   информационным   ресурсам   позволяет получить интерактивный доступ к удаленным базам данных, информационно­справочным системам, библиотекам при изучении конкретной дисциплины. Данный режим доступа ON­ LINE  позволяет   в   течение   секунд   осуществить   передачу   необходимого   учебного материала, компьютерных программ при помощи таких компьютерных систем.   Видеоконференции  с   использованием   компьютерных   сетей   предоставляют возможность   организации   самой   дешевой   среднего   качества   видеосвязи.   Данный   тип видеоконференций может быть использован для проведения семинаров в небольших (5­10 человек)   группах,   индивидуальных   консультаций,   обсуждения   отдельных   сложных вопросов изучаемого курса. Помимо передачи звука и видеоизображения компьютерные видеоконференции   обеспечивают   возможность   совместного   управления   экраном компьютера: создание чертежей и рисунков на расстоянии, передачу фотографического и рукописного материала.  Видеоконференции   по   цифровому   спутниковому   каналу   с   использованием видеокомпрессии  совмещают   высокое   качество   передаваемого   видеоизображения   и низкую стоимость проведения видеоконференции (более чем на два порядка меньше, чем при использовании обычного аналогового телевизионного сигнала). Эта технология может оказаться эффективными при относительно небольшом объеме лекций (100­300 часов в год) и большом числе обучаемых (1000­5000 студентов) для проведения обзорных лекций, коллективных обсуждений итогов курсов и образовательных программ.  В конце 80­х гг.  в России технологии необходимые для дистанционного обучения были либо не развиты, либо отсутствовали вообще. Преподавание в ВУЗах основывалось на печатных изданиях, для развития тематики использовались заранее записанные программы, реже,   телевизионные   передачи   в   прямом   эфире.   Сегодня   некоторые   из   новых информационных   технологий   становятся   доступны   для   налаживания   дистанционного обучения.   Основным   фактором   при   выборе   информационных   технологий   как   средств обучения должен быть их образовательный потенциал. Однако проведенные исследования показывают,  что  это  не  так  даже   в  наиболее   технологически   развитых   странах   (США, Канада, Великобритания, Германия и Япония). В России экономическая и технологическая ситуация такова, что выбор средств зависит не от их педагогического потенциала и даже не от их стоимости, а от их распространенности.  Телекоммуникации добавляют новую размерность к дистанционному обучению и очень быстро развиваются в России в виде применения асинхронной электронной почты. Проведенный   анализ   позволил   выделить   базовые   параметры,   которые   являются существенными при выборе информационных технологий для применения в программах дистанционного обучения в российских ВУЗах (Таблица 1). Таблица 1. Сравнительные характеристики информационных технологий Технология Характеристики         Аудио­визуальные   носители   (печатные   материалы, аудио­, видеокассеты).   Компьютерное   обучение,   асинхронная     электронная почта.       Видеоконференции   по   компьютерной   сети Internet в режиме реального времени.       Низкая   коммуникационная   Наиболее   развитая   в   мире   интерактивность;        Стоимость производства линейно  зависит от числа обучаемых;     Хорошо известны методики  разработки учебных материалов;     Высокая долговечность.    Средняя степень интерактивности;    Наиболее развитая инфраструктура в  России;    Низкая стоимость.     Высокая степень интерактивности;    инфраструктура сети;     Использование широко  распространенных  платформ  компьютеров;    Низкая стоимость.          Высокая   степень   интерактивности   Хорошее передачи изображения;       Снижение более чем на два порядка, требований   к   пропускной   способности канала   по   сравнению   с   аналоговым телевизионным сигналом;      Высокая стоимость.     Высокая степень интерактивности;          Максимально   возможное   качество передачи   изображения   с   минимальной технологической   задержкой   передачи изображения и звука;      Высокая стоимость. качество         Видеоконференции   по   цифровому выделенному   спутниковому   каналу   с использованием видеокомпрессии.    Видеоконференции   по   аналоговому     спутниковому каналу.  Методы дистанционного университетского образования. Важным   интегрированным   фактором   типологии   дистанционных   университетов является   совокупность   используемых   в   учебном   процессе   педагогических   методов   и приемов. Выбрав в качестве критерия способ коммуникации преподавателей и обучаемых, эти методы (приемы) можно классифицировать следующим образом: 1.   Методы   обучения   посредством   взаимодействия   обучаемого   с образовательными   ресурсами  при   минимальном   участии   преподавателя   и   других    обучаемых (самообучение). Для развития этих методов характерен мультимедиа подход, когда при помощи разнообразных средств создаются образовательные ресурсы: печатные, аудио­, видео­материалы, и что особенно важно для электронных университетов ­ учебные материалы, доставляемые по компьютерным сетям. Это, прежде всего:  интерактивные базы данных;  электронные журналы; компьютерные обучающие программы (электронные учебники).  В интерактивных базах данных систематизируются массивы данных, которые могут быть   доступны   посредством   телекоммуникаций.   Используя   эти   ресурсы,   разработчики курсов, например, могут поддерживать локальные базы данных как для студентов, так и для преподавателей. Другим решением является предоставление доступа к внешним базам данных. Число баз данных, доступных через компьютерные сети быстро растет.  Электронные   журналы   представляют   собой   периодические   издания,   которые распространяются среди подписчиков через компьютерные сети. Они становятся все более важным источником получения информации и обучения.  2.   Методы   индивидуализированного   преподавания   и   обучения,  для   которых характерны   взаимоотношения   одного   студента   с   одним   преподавателем   или   одного студента  с  другим   студентом  (обучение   "один  к  одному").  Эти  методы   реализуются   в дистанционном   образовании   в   основном   посредством   таких   технологий,   как   телефон, голосовая почта, электронная почта.  3.  Методы,   в   основе   которых   лежит   представление   студентам   учебного материала   преподавателем   или   экспертом,  при   котором   обучающиеся   не   играют активную роль в коммуникации (обучение "один ко многим").  Эти методы, свойственные традиционной образовательной системе, получают новое развитие на базе современных информационных технологий. Так, лекции, записанные на аудио­   или   видеокассеты,   читаемые   по   радио   или   телевидению,   дополняются   в современном   дистанционном   образовательном   процессе   так   называемыми   "э­лекциями" (электронными   лекциями),   т.е.   лекционным   материалом,   распространяемым   по компьютерным   сетям   с   помощью   систем   досок   объявлений   (BBS).   Э­лекция   может представлять собой подборку статей или выдержек из них, а также учебных материалом, которые готовят обучающихся к будущим дискуссиям.  4. Методы, для которых характерно активное взаимодействие между всеми участниками   учебного   процесса  (обучение   "многие   ко   многим").  Значение   этих методов   и   интенсивность   их   использования   существенно   возрастает   с   развитием обучающих   телекоммуникационных   технологий.   Иными   словами,   интерактивные взаимодействия   между   самими   обучающимися,   а   не   только   между   преподавателем   и обучающимися, становятся важным источником получения знаний. Развитие этих методов связано   с   проведением   учебных   коллективных   дискуссий   и   конференций.   Технологии аудио­,   аудиографических   и   видео­   конференций   позволяют   активно   развивать   такие методы в дистанционном образовании. Особую роль в учебном процессе дистанционных университетов играют компьютерные конференции, которые позволяют всем участникам дискуссии   обмениваться   письменными   сообщениями   как   в   синхронном,   так   и   в асинхронном режиме, что имеет большую дидактическую ценность.  Компьютерно­опосредованные   коммуникации   позволяют   активнее   использовать такие методы обучения, как дебаты, моделирование, ролевые игры, дискуссионные группы, мозговые атаки, методы Дельфи, методы номинальной группы, форумы, проектные группы. Так,   метод   "мозговой   атаки"  представляет   собой   стратегию   взаимодействия, позволяющую группам студентов эффективно генерировать идеи. Этот метод поощряет членов группы мыслить творчески и развивать идеи других членов группы. Основной целью метода мозговой атаки является создать фонд идей по определенной теме. При мозговой атаке исключается критицизм, поощряются свободные ассоциациативные суждения.  Процедура Дельфи представляет собой метод для выработки надежного консенсуса номинальной группы студентов посредством серии анкетных опросов. Термин номинальная группа происходит от того, что студенты только номинально представляют собой группу на первоначальной стадии генерации идей. Первоначально каждого участника такой группы просят сформулировать и проранжировать идеи. Затем составляется общий список идей обычно путем выявления идей, которые получили самый высокий приоритет у отдельных участников,   затем   вторые   по   значимости   и   т.д.   до   тех   пор,   пока   список   у   каждого участника не будет исчерпан. После этого все приглашаются к обсуждению идей. После дискуссии   проводится   голосование,   в   ходе   которого   членов   группы   просят проранжировать идеи, которые были генерированы в ходе дикуссии.  С   целью   классификации   дистанционных   университетов   по   педагогическим принципам, лежащим в основе их учебной практики, целесообразно выделить следующие принципы телематических систем образования:        интерактивность учебного процесса; обучение как диалог;  адаптивность обучения;  гибкость учебного материала;  «передаваемость» материала в дистанционном образовании; активность обучаемого.  Дистанционные образовательные учреждения обычно основываются не на каком­то одном   из   этих   принципов,   а   на   их   совокупности.   Тем   не   менее,   обычно   выделяются доминирующие. Основные типы организационных структур дистанционного образования. Основные   типы   организационных   структур   университетского   дистанционного образования включают в себя:  Подразделения заочного (дистанционного) образования в традиционных университетах;           Консорциум университетов;  Открытые университеты; Виртуальные университеты. Характерной   тенденцией   дистанционного   образования   является   объединение организационных структур университетов. Так, в последние годы стал развиваться новый тип   организационной   структуры   дистанционного   университетского   образования   ­ консорциум   университетов.   Дистанционные   образовательные   услуги   оказывает специальная   организация,   объединяющая   и   координирующая   деятельность   нескольких университетов.   Консорциум   университетов   предлагает   набор   курсов,   разработанных   в различных университетах ­ от курсов для абитуриентов до курсов на получение ученых степеней.   В   70­х   и   80­х   годах   во   многих   странах   были   учреждены  национальные открытые университеты. Они использовали многие организационные принципы заочного обучения. Но в целом открытое образование привнесло много нового в образовательную систему.   Принцип   открытости   образования   означает   свободу   зачисления   в   число обучаемых   и   составления   индивидуального   учебного   плана,   а   также   свободу   места, времени   и   темпов   обучения.   В   основе   открытого   образования   ­   богатая   и   детально разработанная   образовательная   среда,   в   которой   обучаемый   ориентируется   вполне самостоятельно, стремясь к достижению стоящих перед ним образовательных целей.  В   основе   новой   системы   образования   лежит   принцип  открытости,   который применительно к высшему образованию означает: ­   открытое   поступление   в   высшее   учебное   заведение,   т.е.   отказ   от   любых   условий   и требований для зачисления, кроме достижения необходимого возраста (18 лет);  ­  открытое планирование обучения, т.е. свобода составления индивидуальной программы обучения путем выбора из системы курсов;  ­ свобода в выборе времени и темпов обучения, т.е. прием студентов в ВУЗ в течение всего года и отсутствие фиксированных сроков обучения;    ­  свобода   в   выборе   места   обучения:   студенты   физически   отсутствуют   в   учебных аудиториях   основную   часть   учебного   времени   и   могут   самостоятельно   выбирать,   где обучаться.  Проведение   принципа   открытости   привело   к   значительным   организационным новшествам, которые стали практически осуществимы именно благодаря внедрению новых технологий хранения, переработки и передачи информации. Так, например, в 90­х годах появилась   новая   модель   дистанционного   образования   на   базе   технологий   проведения телеконференций. Эта модель называется телеобучением или телеобразованием. В этом случае проведение телеконференций, которые могут быть и в реальном времени, является главной   формой   взаимодействия   между   учителем   и   обучающимся,   расширяя   это взаимодействие,   ранее   осуществляемое,   главным   образом,   по   почте.   При   этом телеконференции могут проводится как между преподавателем и учениками, так и между самими обучающимися. Это могут быть аудио­, аудиографические, видео­ и компьютерные телеконференции.  Модель   телеобразования   появилась   недавно,   но   она   ведет   к   радикальным изменениям в организации современного образования. Это ярко проявляется в том, что на базе   этой   модели   стала   развиваться   новая   организационная   форма   современного образования ­  виртуальные университеты. Эта форма обучения рассматривается нами как   новая,   только   что   наметившаяся   модель   образования.     В   этой   модели   полностью реализуются те потенциальные возможности перестройки системы образования, которые имеют   технологии   телеконференций,   используемые   в   учебных   целях.   Эти   технологии позволяют группам учащихся и отдельным обучаемым встречаться с преподавателями и между собой, находясь на любом расстоянии друг от друга. Такие современные средства коммуникации   дополняются   компьютерными   обучающими   программами,   которые замещают печатные тексты, аудио­ и видеопленки. Появление такой модели дистантного образования ведет к тому, что образование осуществляется не только на расстоянии, но и независимо от какого­либо учреждения. Такая модель еще не реализована полностью. Она сталкивается   с   существенными   трудностями,   в   частности,   проблемой   получения общественного   признания   и   права   выдавать   дипломы   и   сертификаты,   присваивать соответствующие   степени   (проблема   аккредитации   виртуального   университета). Преодоление этих трудностей и полное развитие модели виртуального университета будет означать глубокие изменения в организационной структуре современного образования.

Дистанционное обучение в ВУЗе: модели и технологии.

Дистанционное обучение в ВУЗе: модели и технологии.

Дистанционное обучение в ВУЗе: модели и технологии.

Дистанционное обучение в ВУЗе: модели и технологии.

Дистанционное обучение в ВУЗе: модели и технологии.

Дистанционное обучение в ВУЗе: модели и технологии.

Дистанционное обучение в ВУЗе: модели и технологии.

Дистанционное обучение в ВУЗе: модели и технологии.

Дистанционное обучение в ВУЗе: модели и технологии.

Дистанционное обучение в ВУЗе: модели и технологии.

Дистанционное обучение в ВУЗе: модели и технологии.

Дистанционное обучение в ВУЗе: модели и технологии.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018