Гласные О/Е/Ё после шипящих и Ц.
1. Орг. момент.
Здравствуйте! Давайте знакомиться. Зовут меня Инга Борисовна. Я учитель
русского языка и литературы. В прошлом веке меня бы гордо именовали учителем
российской словесности. Я очень люблю свою профессию, потому что помогаю
людям овладеть замечательным, удивительным русским языком, помогаю овладеть
секретами русской орфографии, правильной речи, найти ответы на все почему и
как. Как пишется слово? Слитно или раздельно пишется частица не? Сколько нн
написать в слове? Одинаково или поразному следует писать слова грош_выи и
деш_выи? Сколько проблем приходится решать ежедневно? А почему? Потому
что в словах русского языка много ошибкоопасных мест, орфограмм, где так и
хочется написать не ту букву, которую мы слышим. Поэтому девизом нашего
урока я объявляю слова «Грамоте – почЕт!» Посмотрите на наш девиз.
Догадались, что мы сегодня будем повторять? Правильно. Наш урок посвящен
теме «Буквы О/Е/Ё после шипящих и Ц».
2. Запишите число. Сегодня
Тридцатое ноября.
Классная работа.
Тема урока: «Буквы О/Е/Ё после шипящих и Ц».
3. Какие цели сегодня стоят перед нами?
Конечно, вспомнить правила написания букв ОЕЁ после шипящих и Ц,
систематизировать и закрепить их,
потренироваться в написании слов с этой орфограммой.
4. Вспомнив правила написания букв о/е/е, мы заполним табличку, которая
поможет сделать вашу письменную речь правильной.
5. Вернемся к вопросу, который прозвучал в начале урока «Одинаково или по
разному следует писать слова грош. выи и деш. выи?» Ктото из вас ответит: «Да,
потому что в обоих словах буква стоит под ударением и после одной и той же
шипящей». Ктото с этим не согласится. ( Высветить правильное написание слов
грошовый и дешевый). Только ли ударение является главным условием выбора
буквы? Мы видим, что это не так. Наш русский язык строится по очень
строгим, но правильным законам. Попробуем познакомиться с ними.
6. Каждый из вас хоть один раз в жизни придумывал новое слово. Обычно
этим занимаются дети, называют машину бибикой, собаку – авкой. Но
придумывают новые слова не только дети, но и некоторые взрослые, поэты, ученые. Особенно участилось это явление в самом начале 20 века, ктото
стремился создать новый революционный язык, ктото создавал в своем
воображении необыкновенные образы. А вот языковед, академик Лев
Владимирович Щерба придумал для своих студентов великолепную фразу. А
вот с какой целью он сочинил свою фразу, мы с вами посмотрим.
Глокая куздра
штеко будланула
бокра и курдячит бокренка.
Поняли чтонибудь? Или смеетесь? Вроде бы ничего не понятно, а между
тем можно разобраться, о чем идет здесь речь.
Куздра – это какоето существо, может кошка, может собака, она глокая –
добрая, злая, а может глупая, както очень штеко – больно, случайно что сделала?
Будланула, может толкнула, клюнула. Бокра – это тоже какоето существо. И не
только бокра, но и бокренка, бокренок похоже на теленок, котенок. И вот эта
куздра курдячит бокренка, может лижет, может гладит, непонятно, но какоето
действие происходит. И вот единственно знакомое слово – это союз и, который
Щерба ничем заменить не смог, так как без него было бы не связать части
предложения. Что же нам помогло выяснить, о чем идет речь? Вот те самые
кирпичики, которые Л.В.Щерба использовал при создании этого предложения, и
есть строительный материал нашего языка, который помогает отвечать на
вопросы, которые перед нами возникают. Итак, глокая – какая – прилагательное с
окончанием ая, куздра – существительное женского рода с окончанием а, штеко –
похоже на наречие, у наречия нет окончания, поэтому о – суффикс, что сделала
будланула. В этом слове два глагольных суффикса ну – который обозначает
мгновенное действие и суффикс прошедшего времени л. Бокра – это тоже
существительное, похожее на бобер в родительном падеже с окончанием а
существительных 2 склонения. Курдячит – это глагол, на что указывает яркое
глагольное окончание, бокренка – существительное с суффиксом енк, с помощью
которого в русском языке образуют слова, называющие детенышей.
Для чего Щерба выдумал для своих студентов такое предложение. А чтобы
доказать, что наш язык строится по очень строгим, но правильным законам. А
строительные кирпичики, из которых получаются слова, называются морфемами.
Это приставка, корень, суффикс и окончание.
7. Из каких же кирпичиковморфем состоят наши слова грошовый и дешевый.
Давайте разберем эти слова по составу. (Тикают часы, звенит звонок).
грошовый дешевый Итак, структурный состав этих слов, как видите, разный. В одном случае
искомая буква находится в корне, в другом – в суффиксе. Именно это и будет
влиять на выбор написания. Значит, не только ударение влияет на выбор
гласной после шипящей, но и то, в какой части слова находится орфограмма.
– А к какой части речи мы отнесем эти слова?
(К прилагательным, они обозначают признак предмета и отвечают на
вопрос к а к о й?)
8. Давайте остановимся на слове грошовый, где орфограмма находится
в суффиксе, и подберем слова других частей речи, существительные,
наречия, где орфограмма также находится в суффиксе. Подобрали?
Я тоже предложу вам несколько слов.
Песоч.к, ключ.вая, снеж.к, еж.вый, певуч., горяч..
Вставьте пропущенные буквы. Поставьте в словах ударение. Какую
закономерность вы обнаружили?
Вывод: В суффиксах имен существительных, имен прилагательных,
наречий под ударением пишется О, без ударения Е. (Исключение – наречие
еще).
9. Я предложу вам еще несколько слов. Заметили? Это имена
существительные и прилагательные, но орфограмма теперь находится в
окончании. Вставьте пропущенные буквы, поставьте ударение. Что мы
видим?
Туч.й, рыж.го, кирпич.м, в больш.м,
Вывод. В окончаниях имен существительных, имен прилагательных,
(наречие окончания не имеет) как и в суффиксах под ударением пишется О,
без ударения Е.
10. А теперь вернемся к слову дешевый.
Структурный анализ этого слова показал, что гласная е после шипящей
находится в корне. Давайте запишем похожие слова: ш. лк, ч. лка, ш. рох, беч
.вка, пощ.чина, ш.пот, маж.рный, трущ.ба.
Вставьте пропущенные
буквы, поставьте в словах ударение.
в какой части слова находится пропущенная буква.
Определите,
Одинаковы ли здесь условия выбора написаний? В этих словах гласные после шипящих находятся в корнях слов. Но в одних словах под ударением е, а в
других о.
Нет, эти случаи подчиняются особому правилу. Попробуйте изменить (или
подобрать однокоренные) слова так, чтобы буквы после шипящих оказались в
безударном положении (ш. лк – шелковистый, ч. лка – чело, ш. рох
– подобрать нельзя,
шепотшепчет,
пощечинащека,
мажорный подобрать нельзя, трущоба подобрать нельзя).
бечевкабечева,
– Слова, к которым нельзя подобрать проверочное слово с е являются
исключением из общего правила. Что же произошло с гласными в словах ш.
лк, ч. лка? Какую особенность вы здесь заметили?
(Произошло чередование в корне: звук [о], обозначенный буквой о или ё
чередуется со звуком [иэ].)
– Действительно, такие корни имеют интересную особенность, в них
ударные гласные проверяются гласными в безударном положении. Буква ё
пишется, если можно подобрать однокоренное слово с безударным гласным,
обозначенным буквой е.
– Итак, мы с вами рассмотрели все правила на материале имени
существительного, прилагательного, наречия. Представим их в виде таблицы,
сформулируем обобщающее правило.
Буквы о ё после шипящих.
ЁЕ
1. В корнях слов
1.пишется ё (хотя слышится
о), если есть однокоренные слова
с е:
бечёвка – бечева
дешёвый – дешеветь
пощечина – щека
шепот шепчет
О
1.
пишется
о,
если нельзя подобрать
однокоренных слов с е:
шов
шорох трущоба
вечор
чопорный
изжога
капюшон шорты
крыжовник шомпол
обжора шорник
трещотка шок, шоковый
чокнуться мажорный
чащоба шоры
2. В окончаниях существительных и прилагательных
Без ударения:
Под ударением:
кирпичом в большом
стажем хорошего
тучей
свечой чужом
3. В суффиксах существительных и прилагательных
рыжего Без ударения:
овражек
песочек ключевая
грушевый
Под ударением:
снежок ежовый
медвежонок кумачовый
(вода)
4. В суффиксах наречий (на конце слова)
Без ударения:
певуче
колюче
Различай! (глагол)
ожег руку
поджег дом
Исключение: еще
Под ударением:
горячо
свежо
Различай! (существительное)
ожог руки
совершил поджог
Запомни беглое О в именах существительных и
прилагательного:
кишок (кишки)смешон (смешной)
ножон (ножны)
11. Поупражняемся? Выпишите слова с пропущенной орфограммой в две
колонки: в первую с буквой О, во вторую с буквой Е/Ё.
12. Проверьте себя по ключу. Оцените свою работу по шкале. Каждый
верный ответ – один балл.
3032 балла – 5,
2729 баллов – 4,
2226 баллов – 3.
13. Мы с вами говорили о существительном, прилагательном, наречии. А
какую гласную писать после шипящих в окончаниях глаголов?
Печ.т, жж.т, сеч.т, береж.т
Только Ёт, глагол окончания от не имеет.
Рассмотрим все случаи, когда в слове после шипящих пишется Ё
14.
Всегда пиши Ё
1. В окончаниях глаголов
2. В суффиксах причастий
3.В отглагольных прилагательных
и существительных, производных от
глаголов
4.
В существительных с
жжет
бережет
печет
сечет
испеченный
освещенный
тушеный – тушенка
копченый – копченость
ученый – учеба, ученость
корчевать – корчевка
ночевать – ночевка
сгустить сгущенка
стажер суффиксом ёр
5. В глагольном суффиксе ёвыва
6. В местоимении
в словах
дирижер
монтажер
Выкорчевывать
размежевывать
(о) чем
нипочем
причем
14.
Примечание: после Ц в словах любой части речи и в любой морфеме
под ударением пиши О, без ударения Е:
Облицевать облицовка
Танцевать танцор
Исключение: цокотуха
цокот, цокольный
15.
Подведение итогов урока. Итак, давайте определим алгоритм
наших действий при работе с орфограммой о/е/ё после шипящих.
Рефлексия
16.
Дайте самооценку своим знаниям.
Выбери предложение и продолжи его (СЛАЙД № 14):
я вспомнил…
я знал…
мне было интересно на уроке, потому что…
Домашнее задание (СЛАЙД № 13)
17.
Выполните дома тест. На моей электронной почте найдете ключ к этому
тесту для самопроверки.
Вставьте пропущенные буквы или слова.
ц___коль дома
красна девиц___
мятая бумаж___нка
пронырливый мальч___нка
парч___вый наряд
размеж___вка гряд
Жж___нка делается из сахара.
Береж___ного Бог бережёт.
грязная спец___вка
у больш___го дома
дошлый мужич___нка
еж___вые рукавицы
холщ___вый мешок
корч___вка пней
копч___ная колбаса
толч___ное стекло
искаж___нный факт
дириж___р в оркестре Машин ухаж___р
горяч___ благодарить
коммивояж___р
выкорч___вывать пни
перемеж___вывать бисером
подтуш___вывать рисунки
Печ___т солнце.
Не береж___те вы себя!
пришить к плащ___
грубая ош___бка
разреж___нный воздух
Он сеч___т крапиву.
странная прич___да
модный ж___рналист
пораж___нный известиями
насторож___нный зверь
извращ___н воспитанием
На ч___м зиждется ваша уверенность?
Прич___м здесь я?
ц___нковая стружка
древняя ц___вилизация
жёлтенький ц___плёнок
Поч___м сыр в мышеловке?
опасная бац___лла
ц___ганский хор
Ц___ц! Сейчас же замолчите!
победившая революц___я
Кальц___й полезен детям и щенкам.
Вам свойственен скептиц___зм.
Троиц___н день
вязальные спиц___
куц___й хвост
члены ж___ри
брош___рное издание
ш___пот листвы
зелёный крыж___вник
ч___порная матрона
сж___г бумаги
быть богач___м
маленький светляч___к
творительным падеж___м
поэтклассиц___ст
тигриц___н хвост
свежие устриц___
забытые вещ___
хорошенькая параш___тистка
ж___ванный лист
аккуратная прич___ска
профессия – ш___рник
замучила изж___га
затяжной прыж___к
Купи творож___к.
играть с мяч___м
Не будь торгаш___м!
Дистанционный урок по теме «Буквы О/Е/Ё после шипящих и Ц».
Дистанционный урок по теме «Буквы О/Е/Ё после шипящих и Ц».
Дистанционный урок по теме «Буквы О/Е/Ё после шипящих и Ц».
Дистанционный урок по теме «Буквы О/Е/Ё после шипящих и Ц».
Дистанционный урок по теме «Буквы О/Е/Ё после шипящих и Ц».
Дистанционный урок по теме «Буквы О/Е/Ё после шипящих и Ц».
Дистанционный урок по теме «Буквы О/Е/Ё после шипящих и Ц».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.