На правах рукописи
АНФАЛОВА ИРИНА ВИКТОРОВНА
ОСОБЕННОСТИ И ПРОТИВОРЕЧИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ:
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Специальность 22.00.04 – социальная структура, социальные институты и процессы
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук
Екатеринбург 2007
Работа выполнена на кафедре прикладной социологии ГОУ ВПО
«Уральский государственный университет им. А.М. Горького».
Научный руководитель
|
доктор философский наук, профессор Е.В.Грунт |
Официальные оппоненты |
доктор социологических наук, профессор Л.Л.Рыбцова
|
|
кандидат социологических наук, А.Н.Григорьева
|
Ведущая организация |
ГОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» |
Защита состоится 28 мая 2007 г. в 15.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.286.05 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора социологических наук при ГОУ ВПО «Уральский государственный университет им. А.М. Горького» по адресу: 620083, г.Екатеринбург, К-83, пр.Ленина, 51, комн. 248.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Уральского государственного университета им. А.М. Горького.
Автореферат разослан апреля 2007 г.
Ученый секретарь диссертационного совета доктор социологических наук,
профессор Г.Б.Кораблева
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования.
В настоящее время проблема социальной адаптации подростков девиантного поведения остается одной из самых важных и актуальных, так как, несмотря на большое количество проводимых исследований со стороны социологов, психологов, педагогов, вопрос социального сиротства, беспризорности, безнадзорности, дезадаптации среди подростков не решается. Необходимость изучения противоречий, причин, особенностей данного процесса связана с ухудшением положения детей и подростков в современной России. К тому же механизм, способствующий снижению числа несовершеннолетних, относящихся к девиантным подросткам, не выработан.
Хотя изучение проблем социальной адаптации подростков имеет длительную историю в социологии, экономике, психологии, педагогике, однако анализ социальной адаптации подростков девиантного поведения в современной России представляет теоретический и практический интерес. Даже в устойчивых политических и экономических системах с социальными гарантиями он считается трудным и требует государственной поддержки в воспитании и обучении. Поскольку современное поколение подростков выросло в условиях нестабильности с одновременным усилением криминогенной среды, то у него сформировалась «психология социального поражения», выражающаяся в массовом недовольстве, безнадзорности, невозможности удовлетворить свои материальные интересы, отсутствии ценностей и установок высшего порядка, латентной и открытой агрессивности. Резкий рост подростковых девиаций вызывает трудности в процессе их социальной адаптации.
Исследование специфики и противоречий социальной адаптации подростков девиантного поведения важно с теоретической точки зрения. Понятия социальной адаптации, адаптивных стратегий данной социальнодемографической группы требуют дальнейшей разработки. Исследования российских и зарубежных ученых посвящены либо социальной адаптации в целом, либо анализу девиантного поведения подростков. Но работ, посвященных изучению особенностей и противоречий социальной адаптации подростков девиантного поведения, факторов и стратегий адаптации, явно недостаточно. Следовательно, данная проблема требует дальнейшей теоретической разработки и проведения эмпирических исследований.
Таким образом, теоретическая неразработанность проблемы и ее практическая значимость говорят об актуальности и новизне темы диссертации.
Cтепень научной разработанности темы исследования.
Научная литература, относящаяся к теме исследования, включает несколько групп работ. Первая группа работ посвящена изучению социальной адаптации.
В диссертационном исследовании анализируется информационный подход (Н.М.Амосов, В.Г.Афанасьев, В.А.Виноградов, В.З.Коган, А.Д.Урсул, Ф.И.Цыдря и др.), который основывается на современном представлении о многоплановой роли социальной информации в жизни людей, в том числе в процессе социальной адаптации; феноменологическая социология (Э. Гуссерль, М.Шелер, А.Шюц), где социальная реальность «конструируется» посредством образов и понятий, выражаемых в коммуникациях; нормативный подход (Э.Дюркгейм, К. Леви-Стросс, Б.Малиновский, Р.К.Мертон, А.Радклифф-Браун, Г.Спенсер, Т.Парсонс и др.), утверждающий, что главный способ активного (в сущности, адаптивного) взаимодействия человека с миром – это деятельность, корректируемая нормами, ценностями, «навязанными» индивиду обществом, но благодаря которой появляется возможность не только целенаправленного преобразования природы, но и включения её в сферу материальной и духовной культуры человека; деятельностный подход (О.С.Разумовский, Т.А.Петрушенко, Дж.Хоманс и др.), в рамках которого содержание социальной адаптации отчасти связано с преодолением и предупреждением разнообразных адаптивных барьеров, противоречий и конфликтных ситуаций в жизнедеятельности индивидов; интерпретативный подход (У.Джемс, Э.Фромм, М.Вебер, В.Дильтей, Дж.Г.Мид, Г.Блумер, У.А.Томас, С.Эш, Л.Росс, Р.Нисбетт, П.Бергер, Т.Лукман, А.Шюц и др.), рассматривающий адаптацию с точки зрения субъективной удовлетворенности (или отсутствием таковой) значимыми для личности сторонами жизнедеятельности.
Вторую группу работ составляют труды, посвященные развитию системы детерминации человеческой деятельности, определяющей мотивы, интересы, цели поведения индивида, способы реагирования в различных ситуациях, и, как следствие, его социальную адаптацию (Я.Лукасевич, А.Маслоу, А.В.Меренков, З.Фрейд и др.).
К третьей группе мы относим работы, посвященные изучению феномена девиации. В исследовании автором проанализированы биогенетические концепции (С.Холл, Э.Торндайк, К.Бюлер, Э.Майер,
А.Дженсен и А.Маслоу), антропологический подход (Ч.Ломброзо, Э.Кречмер,
Х.Шелдон), психоаналитическая теория (З.Фрейд, А.Адлер, Э.Фромм, Д.Берковиц, А.Басс, Р.Бэрон, Д.Ричардсон, К.Хорни, Э.Берн, и др.), концепции социальной дезорганизации (Т.Шибутани). Социологический подход представлен целым рядом концепций: социетальным подходом, включающим в себя теории аномии Э.Дюркгейма, Р.Мертона, культурной теорией А.Миллера, Э.Сатерленда; теорией социального научения А.Бандуры; теорией стигматизации Г.Беккера; конфликтологической теорией О.Тура. Анализируются социологические теории девиантного поведения, образующие в наше время самостоятельные исследовательские направления – девиантологию (В.С.Афанасьев, Я.И.Гилинский, Б.М.Левин, Е.М.Позднякова), также затрагиваются имеющие отношение к изучаемой проблеме труды по современной социологии права (В.П.Казимирчук, В.Н.Кудрявцев и др.).
Четвертую группу работ составляют труды, посвященные особенностям подросткового возраста (И.С.Кон, М.И. Бобнева, Ю.Р.Вишневский, Г.Е.Зборовский, И.П.Иванова, В.И.Иванов и др.) и особенностям поведения подростков девиантного поведения (А.Н.Григорьева, С.В.Тачина, В.Н.Кудрявцев, Л.М. Зюбин, А.Е.Личко и др.).
Не умаляя достоинств работ перечисленных выше авторов, диссертант полагает, что тема социальной адаптации подростков девиантного поведения требует дальнейшего социологического анализа. Используя широкий круг названных научных работ, автор предлагает один из возможных подходов к решению поставленной проблемы.
Объектом исследования выступили учащиеся девиантного поведения в возрасте 14-16 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях - средних школах г.Челябинска.
Предметом исследования явились особенности и противоречия социальной адаптации подростков девиантного поведения с точки зрения системы детерминации человеческой деятельности.
Цель диссертационной работы состоит в изучении особенностей и противоречий, характеризующих современное состояние социальной адаптации подростков девиантного поведения.
Цель диссертационной работы определила следующие задачи исследования:
1. Уточнить социологическое содержание понятия социальной адаптации.
2. Изучить характер влияния различных факторов на процесс социальной адаптации подростков девиантного поведения.
3. Изучить адаптивные стратегии подростков девиантного поведения.
4. Разработать типологию стратегий адаптивного поведения подростков.
5. Разработать рекомендации для институтов образования по социальной адаптации подростков девиантного поведения.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды современных отечественных и западных социологов, психологов, педагогов, посвященные исследованию девиаций, особенностей социальной адаптации подростков девиантного поведения. Изучение процесса социальной адаптации подростков девиантного поведения опирается на общеметодологические и частные социологические теории: социологию личности, социологию образования, социологию семьи, социологию девиантного поведения, социологию права.
Методологическую основу диссертации составили принципы социологического анализа, культурологического, деятельностного, сравнительно-исторического подходов. С помощью сравнительноисторического метода выявлены тенденции в развитии социальной адаптации девиантных подростков. Деятельностный подход позволил изучить специфику деятельности подростков, обеспечивающую им адаптацию в обществе. Использование общесоциологической методологии и социологических методов дало возможность проанализировать эмпирические данные. Культурологический подход позволил выделить ценностную составляющую процесса адаптации девиантных подростков.
Эмпирическую базу диссертационного исследования составили материалы социологического исследования, проведенного автором в 2006 году в школах г. Челябинска (480 человек). В качестве экспертов выступили педагоги средних общеобразовательных школ г. Челябинска в количестве 50 человек. В исследовании были опрошены родители учащихся (50 человек). Выборка трехступенчатая квотная. Методами сбора первичной информации выступал анкетный опрос, глубинное интервью, традиционный анализ документов.
Научная новизна исследования.
1. Уточнено социологическое содержание понятия социальной адаптации, под которым понимается противоречивый процесс взаимодействия личности и общества, определяемый внешней заданностью и внутренней необходимостью приспособления к требованиям конкретной социокультурной среды.
2. Выделены и теоретически обоснованы специфические черты социальной адаптации подростков девиантного поведения: социальная адаптация подростков девиантного поведения происходит в соответствии с системой детерминации человеческой деятельности, но с нарушением в связях между ее элементами (внешним требованием и внутренними потребностями, внешним требованием и установками личности и т.д.). Оно характеризуется частичной реализацией социальных норм и правил подростками, из-за несоответствия внешней и внутренней необходимости должного поведения; исходным и единственным фактором социальной адаптации подростков данной категории остается внешняя необходимость, выраженная в требованиях, предъявляемых к поведению в общественных местах, и предъявляемая одним из социальных институтов – школой.
3. Доказано, что конкретная микросреда, в которой находятся подростки девиантного поведения, ориентирована на воспроизводство тех норм социального взаимодействия, которые противоречат культуре социума.
4. Показано, что отсутствие единых требований со стороны педагогических работников, родителей, детерминирующих социальную адаптацию подростков, склонных к девиантному поведению, приводит к формированию и проявлению у данных подростков девиаций деструктивных по своей направленности.
5. Доказывается, что противоречие между внешней и внутренней необходимостью должного поведения, разрушается тогда, когда индивид лишается возможности нарушать установленные социальной средой правила.
6. Выявлено, что ведущими внешними факторами, влияющими на процесс социальной адаптации подростков девиантного поведения, являются: семья, институты образования, референтные группы, средства массовой информации. Ведущими внутренними факторами выступает потребность реализации своих индивидуальных интересов любой ценой, отрицая установленные социумом способы самореализации и самоутверждения.
7. Выявлены противоречия, препятствующие социальной адаптации подростков девиантного поведения: между требованием со стороны общества выполнения социально одобряемых норм поведения подростками и фактическим отсутствием четких границ нормативности в системе морали и культуры; между приспособительным целеполаганием личности и ожиданиями общества использования активных адаптивных стратегий личностью; между неадекватностью адаптивного потенциала личности подростка и привычными стратегиями индивидуальной и групповой социальной адаптации индивидов к текущим переменам; между разбалансированностью процесса социальной адаптации подростков и недостаточным вниманием социальных институтов к данной проблеме; между провозглашенными государством приоритетными направлениями, способствующими социальной адаптации подрастающего поколения, и ограниченностью материальных условий для обеспечения эффективного воспитательного процесса, обеспечивающего приемлемые для социума способы самореализации и самоутверждения; между реализацией прав детей и подростков на доступное качественное бесплатное основное и дополнительное образование и фактическим сворачиванием социальных программ по поддержке детей и подростков; между требованиями выполнения норм законов и фактическим отсутствием неотвратимости наказания за нарушение моральных и правовых норм.
8. На основании эмпирического исследования разработана типология стратегий социальной адаптации подростков девиантного поведения, включающая в себя следующие типы: «лидер», «фантазер–мечтатель», «бунтарь–разрушитель», «изгой–мечтатель», «конформист».
9. Разработаны рекомендации по социальной адаптации подростков девиантного поведения.
Научно-практическая значимость исследования.
Выводы и результаты работы могут быть использованы:
- для дальнейшей теоретической разработки вопросов теории социальной адаптации;
- для разработки спецкурсов для руководителей, педагоговпсихологов, социальных педагогов, педагогов средних школ, УНПО по организации обучения данной категории учащихся;
- для разработки и чтения спецкурсов для студентов социологических, психологических, культурологических, юридических и педагогических специальностей по теме: «Социология девиантного поведения», «Социология культуры», «Социология образования», «Конфликтология», «Девиантология», «Социальные процессы и социальные институты» и т.д.;
- для разработки программ профилактики правонарушений, безнадзорности среди несовершеннолетних в школах, муниципальных образованиях, субъектах Федерации;
- для осуществления анализа качества образовательного и воспитательного процессов в школах, УНПО, планирования работы на перспективу, внесения корректирующих мероприятий при выявленных отклонениях в процессе образования и воспитания учащихся, организации взаимодействия участников образовательного процесса, всех заинтересованных служб по воспитанию и обучению подростков (комитеты территориального общественного самоуправления, органы социальной защиты, комиссии по делам несовершеннолетних и др.);
- для разработки критериев оценивания и поощрения педагогов, работающих с подростками девиантного поведения.
Апробация работы была представлена в форме докладов и сообщений на конференциях: на Всероссийской научно–практической конференции «Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования» (Челябинск), 2005; XII Областной научно–практической конференции «Инновации в системе профессионального образования: современные тенденции и подходы к обеспечению качества образования» (Челябинск), 2005; Международной научно–практической конференции «Деструкции в самоопределении личности и способы их коррекции» (Курган), 2006; VII Всероссийской научно–практической конференции «Интеграция методической (научно–методической) работы и системы повышения квалификации кадров» (Челябинск), 2006; Международной научно–практической конференции «Качество жизни в социокультурном контексте России и Запада: методология, опыт эмпирического исследования» (Екатеринбург), 2006; VIII Всероссийской научной конференции, посвященной 85-летию со дня рождения профессора З.И. Файнбурга и 40-летию создания лаборатории социологии ПГТУ «Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований» (Пермь), 2006; Международной научно–практической конференции «Инновации общего и профессионального образования» (Челябинск), 2006; X Международной научно–практической конференции «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования» (Екатеринбург), 2007; Районном семинаре
«Роль классного руководителя в процессе воспитания личности» (Челябинск), 2007.
Основные положения диссертационного исследования были обсуждены на заседании кафедры прикладной социологии факультета политологии и социологии Уральского государственного университета им. А.М. Горького.
Структура и объем работы.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Работа содержит 179 страниц, библиографический список содержит 258 наименований.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы исследования; характеризуется степень ее разработанности, определяются объект, предмет дования, цели, задачи, раскрывается научная новизна, излагаются теоретикометодологические основы и эмпирическая база, а также практическая значимость и апробация полученных результатов.
В первой главе «Теоретико-методологические основания изучения социальной адаптации подростков девиантного поведения» проводится теоретический анализ проблемы, раскрываются соотношение понятий «адаптация», «социальная адаптация», дается авторское понятие «социальная адаптация», излагаются концептуальные основы социологического изучения данного процесса.
Первый параграф «Социальная адаптация как социальный процесс: сущность, специфика» посвящен рассмотрению сущности процесса социальной адаптации, выявлению его специфики.
Автор подробно анализирует основные положения различных концепций и подходов к изучению социальной адаптации, изложенных в работах зарубежных и отечественных исследователей: философов, социологов, психологов, педагогов. Проведенный анализ позволил сделать вывод о том, что социальная адаптация представляет собой сложный, противоречивый процесс взаимодействия индивида и общества.
Диссертант отмечает, что, несмотря на большой вклад, который был внесен исследователями в решение вопросов социальной адаптации, в современной социологической науке не раскрыты основные противоречия, характеризующие специфику процесса социальной адаптации подростков девиантного поведения. Превалируют психологические, педагогические и юридические исследования этой проблемы, в то время, как именно социологический анализ дает возможность выявлять существенные особенности этих процессов.
В диссертации показано, что отдельные исследования, накопленные в рамках проблем социальной адаптации, сосредоточены на изучении взаимодействия индивида с конкретным уровнем социальной среды. Существуют работы, рассматривающие проблемы адаптации к учебной группе (О.Ф.Алексеева, Т.В.Середа); производственному коллективу и новой социальной организации (А.Н.Борискин, М.У Чембеленге), работы, ставящие в центр внимания адаптацию к меняющимся условиям на уровне общества (А.А.Скородумов, Т.Д.Шевеленкова), или же адаптацию к новой культуре (Т.Г.Стефаненко, Дж.Берри, Р.Аннис), стратегии адаптации рассмотрены в работах Л.И.Анцыферовой, М.И.Бобневой, Н.Н.Мельниковой.
В русле изучения каждой отдельной проблемы рассматриваются критерии адаптированности, выделяются комплексы адаптивных свойств личности, характеризуется сам процесс адаптации.
Процесс адаптации может разворачиваться в разнообразных условиях. Выделяют адаптацию: а) к экстремальным (неадекватным) условиям; б) к изменившимся условиям; в) к постоянным условиям; г) к изменяющимся условиям. В диссертации доказано, что «адаптация к жизни» представляет собой качественно иной тип социальных процессов. Необходимость в такой адаптации возникает потому, что человек не рождается заранее приспособленным к той среде, в которую он входит.
Проведенный теоретико-методологичекий анализ позволил автору определить позицию, с которой возможно исследование социальной адаптации подростков девиантного поведения в рамках обозначенной проблематики. Это теория детерминации человеческой деятельности.
С точки зрения теории детерминации, в каждой конкретной ситуации выстраивается та система взаимодействия социального субъекта с окружающей средой и с самим собой, которая имеет свой определенный элемент жесткого принуждения, представляющий собой такое отношение между субъектом и объектом, в котором одна из сторон заставляет другую полностью принимать все имеющиеся у нее свойства как условие взаимодействия. Возникает отношение необходимости. Диссертант доказывает, что само установление отношения, в котором выражается необходимость, может определяться как внешними условиями, так и самим человеком. Поэтому при анализе конкретной ситуации социального взаимодействия субъекта с социальной средой следует искать формы проявления внешней, либо внутренней необходимости. Эти два вида необходимости запускают и завершают всю цепочку детерминации человеческой жизнедеятельности. Они порождают друг друга, но в одном случае исходным фактором является внешняя, а в другом – внутренняя необходимости. Эти ведущие детерминанты создают всю совокупность потребностей, интересов, целей, ценностных ориентаций, установок, стимулов и мотивов человеческого поведения, определяющего социальную адаптацию индивида.
На основании различных концепций и подходов к процессу социальной адаптации диссертант дает собственное определение социальной адаптации, под которой понимается противоречивый процесс взаимодействия личности и общества, определяемый внешней заданностью и внутренней необходимостью приспособления к требованиям конкретной социокультурной среды.
Суть социальной адаптации заключена в том, что социум определяет границы нормы существования личности, поэтому не может быть равенства при взаимодействии личности и общества. Индивид вынужден приспосабливаться к требованиям большинства, или большинство его не примет как равного себе, откажет в обеспечении его прав. Но в то же время суть противоречия процесса социальной адаптации заключается в том, что неизвестно, с одной стороны, насколько личность готова изменить себя для того, чтобы принять внешние требования, а с другой - насколько общество готово признать некую специфичность поведения индивида.
Второй параграф «Основные противоречия процесса социальной адаптации подростков девиантного поведения» посвящен рассмотрению специфики социальной адаптации подростков девиантного поведения, противоречиям, сопровождающим данный процесс, а также выявлению факторов, влияющих на процесс социальной адаптации подростков данной социально–демографической группы.
В диссертации убедительно доказано, что девиантное поведение не определяется «прирожденными механизмами», а детерминируется социальными факторами, такими как: характер микросреды, групповые взаимоотношения, недостатки воспитания и другими.
Автором выделена специфика социальной адаптации подростков девиантного поведения, обусловленная влиянием внешних факторов, к которым отнесены: семья, институты образования, районы проживания, средства массовой информации, референтные группы.
Диссертант показывает, что предлагаемые исследователями определения девиантного поведения объединяет то, что оно представляет собой непринятие социальных норм и правил, отступление от образа жизни, соответствующего социальным нормам, его регламентирующим, и является фактором, дезорганизующим жизнь общества, разрушающим сложившиеся социальные связи, то есть является деструктивным по своей сути. Как отмечается в диссертации, формами деструктивности, применительно к данному исследованию, являются: социальное сиротство, уход из семьи, беспризорность, безнадзорность, наркомания, проституция, преступность, криминализация. Формами девиантности при этом являются: демонстративное отрицание норм, принятых большинством, демонстративное курение в общественных местах, распитие спиртных напитков в общественных местах, бродяжничество, мелкое хулиганство, открытое проявление агрессивности, направленное на нарушение общественного порядка, возможным последствием которого могут являться нарушение прав и свобод других членов общества.
За основу понятия девиантного поведения диссертантом было принято определение А.Н. Григорьевой. Под девиантным деструктивным поведением понимается особая форма культурного взаимодействия личности с окружающим миром, построенного на постоянном отрицании официально установленных социумом норм и правил общения между индивидами, общностями. Диссертант полагает, что при данном виде взаимодействия подростки девиантного поведения не только отрицают нормы и ценности общества, но и активно создают свои, основанные на деструкциях, при этом активно вступают в борьбу (сознательно – бессознательно, активно – пассивно) с теми, кто считает данные нормы отрицательными, социально неодобряемыми.
В работе утверждается, что понятие девиантного или отклоняющегося от нормы поведения сопряжено, прежде всего, с понятием «норма», так как девиантное поведение приобретает определенный смысл лишь тогда, когда в качестве основного исходного критерия для рассмотрения его сущности используется понятие «социальная норма». Социальные нормы выполняют регулирующую и ориентационную функции, они направляют и регулируют поведение людей. В нормах заложены определенные способы действия, в соответствии с которыми индивиды строят и оценивают свою деятельность.
Как отмечается в диссертации, существует большое количество определений нормы, однако общепринятого определения на сегодняшний день не существует, да и понимание нормы, по мнению автора, изменилось: современное общество стало более терпимо относиться к таким проявлениям «не нормы», как: курение, сквернословие, распитие пива, ранние сексуальные связи и т.д. - то есть существует проблема размытости границ нормы. Вместе с тем, диссертант утверждает, что общество через государство должно задавать некие нормы (стандарты) поведения, но оно, к сожалению, их не дает, наблюдается нормативный вакуум, что характеризуется наличием дезадаптации. Внешняя необходимость, по мнению автора, сама не обладает нормативностью, что в значительной степени не помогает как профилактике девиантности среди подростков, так и изучению девиантности и уточнению понятия «деструкции».
В диссертации подчеркивается, что социальные нормы являются основой социальной адаптации индивида. В отношении детерминации поведения личности это означает, что условием развития социально одобряемого или осуждаемого поведения является существование внешне заданных социальных норм, предъявляемых обществом к выполнению индивидом. Эти нормы могут быть внутренне принятыми, принятыми частично либо не принятыми вовсе. При частичном или полном отрицании социальных норм индивид или группа индивидов создает собственные и начинает требовать их выполнения от членов группы.
Автор утверждает, что с точки зрения системы детерминации человеческой деятельности социальная адаптация требует от подростков активности в освоении различных общественных предписаний, которые существуют для того, чтобы происходило его развитие в плане освоения норм, правил жизнедеятельности социума, выработки собственных ценностных ориентаций. Однако те часто противоречат природным программам проявления самостоятельности. Поэтому возникает ряд противоречий при сочетании данной от природы потребности в самостоятельности и созданной культурой потребности в добровольной и активной деятельности по освоению общественных требований: между инстинктивными побуждениями подростка и требованиями культуры; между внешней необходимостью, выраженной во внешних требованиях и принуждении со стороны семьи, школы и других социальных институтов, и его внутренней детерминантой (внешнее требование – мотивы, внешнее требование – настрой, внешнее требование – ценностные ориентации подростка и другие); между ожиданиями общества от индивида поиска социально одобряемых способов поведения и природной неготовностью, выраженной в замедленном усвоении социальных норм и правил, незрелости принятия решений и отсутствии ответственности за свои поступки со стороны подростков девиантного поведения, что ведет к рассогласованию между внешними и внутренними детерминантами процесса социальной адаптации.
Диссертант убедительно показывает, что в самостоятельных действиях подростков проявляется, прежде всего, природная предрасположенность к тем
или иным поступкам, она и составляет исходное содержание потребности в социальной адаптации. При этом данные от рождения программы могут либо выступать благоприятной основой для восприятия социальных предписаний, либо препятствовать их овладению. В первом случае индивид (подросток) сравнительно быстро усваивает определенную совокупность социальных норм и правил, а во втором - активно им сопротивляется. Обществу приходится с разной мерой принуждения побуждать подростка принимать внешнюю социальную необходимость как внутренне обязательную.
В параграфе диссертантом были выделены факторы внешней необходимости, влияющие на процесс социальной адаптации подростков девиантного поведения. К ним автор отнес: семью, районы проживания, институты образования, референтные группы, средства массовой информации. К факторам внутренней необходимости были отнесены: мотивы, ценностные ориентации, цели, потребности личности.
Во второй главе «Состояние социальной адаптации подростков девиантного поведения» на основе данных конкретного социологического исследования анализируется состояние процесса социальной адаптации подростков девиантного поведения; выявляются противоречия и факторы, детерминирующие данный процесс; предлагается эмпирическая типология стратегий адаптации подростков девиантного поведения по отношению к социальной адаптации.
В первом параграфе «Факторы, влияющие на процесс социальной адаптации подростков девиантного поведения» автор показывает влияние внешних факторов: семьи, институтов образования, СМИ, референтных групп, районов проживания - на специфику формирования внутренней потребности в процессе социальной адаптации подростков девиантного поведения.
В результате исследования автором было выявлено, что исходным и единственным фактором социальной адаптации подростков девиантного поведения остается внешняя необходимость, выраженная в предъявлении требований и принуждении со стороны общества в лице семьи, школы и других социальных институтов к поведению и выполнению предписаний и норм.
В работе выявлена степень влияния каждого фактора на процесс социальной адаптации.
В диссертации показано, что родители воспитательную функцию в общении со своими детьми сводят лишь к контролю, ограждению подростков от сверстников, что в свою очередь, ведет к тому, что подростки начинают скрывать свои контакты с друзьями, агрессивно выражать свое мнение по поводу родительской опеки, шантажировать родителей уходом из дома, т.е. выражают свои потребности, отстаивая право на самостоятельность принятия решения. Однако больше половины опрошенных родителей отмечают, что испытывают затруднения в воспитании детей подросткового возраста, выраженные в организации диалога со своими детьми, в выполнении контролирующей функции. Так считают 54% опрошенных женщин и 23% мужчин. Связано это, по мнению диссертанта, с тем, что большая часть родителей жила и формировалась «в другой стране», с другими идеалами, нормами. Кроме того, данные функции в недавнем прошлом выполняли внешние институты: школа, трудовые и ученические коллективы, общественные организации. Большинство родителей оказались не готовы к принятию ответственности за воспитание и обучение детей, к переориентации этих функций с социальных институтов на институт семьи.
В работе показано, что большое влияние на социальную адаптацию подростков с точки зрения внешней необходимости оказывают условия жизни семей. Данные исследования свидетельствуют о том, что половина семей (50%) имеет низкий доход на одного человека (менее 3000 рублей в месяц на одного члена семьи). Это не позволяет подростку удовлетворить свои материальные потребности. Внешнее требование со стороны семьи в данном случае является раздражающим фактором для подростка.
В диссертации выявлено, что большинство семей, имеющих подростков с девиантным поведением, полные семьи с двумя и более детьми (48%). По мнению автора, это связано с тем, что чем больше людей проживает под одной крышей, тем большее количество социальных ролей приходится играть взрослым и детям, тем большее количество взаимосвязей приходится выстраивать, искать стратегии социальной адаптации к каждому требованию, нормам, принятым или навязываемым в семье. Каждый четвертый из учащихся, принявших участите в исследовании, отметил разницу в требованиях к его поведению между отцом и матерью. Кроме того, рассогласование между требованиями в выполнении норм и правил поведения между родителями и школой отметили 72% подростков. Родители более терпимо относятся к курению, употреблению пива своих детей, тогда как школа высказывает претензии по этому поводу в два раза чаще.
В диссертации показано, что в процессе социальной адаптации подростков важную роль играют институты образования – школы и учреждения дополнительного образования.
Институтами образования, как носителями внешних требований, сформирована ценностная ориентация на продолжение образования и получение высшего профессионального образования как основы успешности в процессе социальной адаптации. В связи с чем, с точки зрения принятия данной необходимости, большинство учащихся-девиантов ориентированы на продолжение обучения и признают ценность образования. Из них 72% желают получить в дальнейшем престижную профессию и связывают с этим получение образования; 41% подростков считают, что знания помогут добиться материального благополучия; каждый четвертый из опрошенных респондентов полагает, что знания помогут стать культурным, образованным человеком и хорошо воспитать своих детей. Но вместе с тем, как показывают материалы исследования, ничего для реализации данных ценностей эти подростки не делают. В данном случае самооценка подростков, как элемент системы детерминации, значительно завышена.
Диссертантом выявлено: 78% педагогов отметили, что испытывают страх при вынужденном общении с данной категорией подростков. 64% педагогов испытывают брезгливость в общении с подростками из неблагополучных семей («дети грязные»; «от них плохо пахнет из-за курения»). Автором выявлено следующее противоречие: педагоги призваны помочь адаптироваться подросткам к учебе и, следовательно, к дальнейшей жизни, но вместо этого, они ощущают страх, который парализует волю учителя, и он начинает избегать общения с учащимися, иногда провоцируя подростка на грубость, агрессию.
Основной формой воздействия школы на подростков–девиантов остается приглашение родителей в школу. Диссертант утверждает, что данная мера недостаточна и не всегда эффективна для удержания подростков от проявления девиантного поведения. Это находит свое подтверждение в том, что 66% подростков считают принимаемые школой в отношении их меры беспомощными, а в 37% - несправедливыми. Сами институты образования также скептически относятся к применяемым мерам.
Автором выявлено еще одно противоречие: институт образования перестает учитывать природную составляющую обучения каждого индивида, как того требует Закон РФ «Об образовании», что является препятствующим фактором социальной адаптации, кроме того, явно формирует девиантную деструктивную форму поведения как единственно возможную адаптивную стратегию.
В исследовании изучалось влияние референтных групп на процесс социальной адаптации. Было доказано, что значительная часть аморальных поступков, совершаемых подростками, связана с их ориентацией на «групповые» нормы, которые вступают в противоречие с общественными. Происходит столкновение двух культур: общественно признанной и явно настроенной на воспроизводство девиантных деструктивных форм поведения. При этом личная ответственность «снимается» с сознания подростка тем, что «так принято», «это вызывает одобрение в группе». Так складывается защитный механизм самооправдания отклоняющегося поведения. В исследовании подтверждается, что возможность участия в преступлении признается допустимой 64% учащихся средних общеобразовательных школ, 78% признают, что совершали противоправные действия, считая это поведение нормальным для своих сверстников.
В диссертации выявлено влияние средств массовой информации на социальную адаптацию подростков девиантного поведения. Установлено, что в настоящее время СМИ пропагандируется допустимость девиантных форм поведения в обществе. Как носители внешнего требования, которые могли бы пропагандировать нормы и ценности социальной жизни и способствовать адаптированности подростков в социуме, средства массовой информации, к сожалению, не выполняют своей роли.
Еще одним фактором, влияющим на процесс социальной адаптации подростков девиантного поведения, являются районы проживания. Подростки отметили отсутствие игровых площадок и мест, отведенных во дворах для времяпрепровождения подростков и их друзей – 68%, что не способствует научению организации ими своего свободного времени. Отдаленность своего места проживания от культурных мест (театров, кинотеатров, бассейнов, музеев и т.д.) отметили 38% подростков.
В диссертации доказано, что семья, институты образования, референтные группы, СМИ, районы проживания формируют внешнюю необходимость (внешнее требование) для усвоения подростками норм, ценностей, принятых в обществе. Вместе с тем, они являются мощными дезадаптационными факторами.
Во втором параграфе «Типология стратегий социальной адаптации подростков девиантного поведения» раскрывается влияние внутренних факторов на процесс социальной адаптации подростков девиантного поведения, а также представляется типология выбора стратегий социальной адаптации подростками девиантного поведения.
Специфика процесса социальной адаптации подростков девиантного поведения обусловлена внутренними (субъективными) факторами. В исследовании изучались жизненные ценности подростков данной категории, мотивы поведения, цели, способы выхода из конфликтных ситуаций.
В качестве основных жизненных ценностей большинство подростков выбрали «благополучную счастливую семью», любимую профессию, высокое материальное положение, верных, надежных друзей; престижный автомобиль. Наблюдается тенденция повышения роли семьи в системе жизненных ценностей подростков и зависимость от нее. И не в последнюю очередь, по мнению автора, здесь играет роль рекламы на телевидении. Внешняя заданность становится для подростков данной категории внутренне необходимой. Лишь 5% подростковдевиантов выбрали как жизненную ценность авторитет в криминальном мире.
Исходя из анализа ведущих жизненных ценностей, диссертант делает вывод о том, что подростки связывают свое благополучие в будущем с получением качественного образования, поддержанием здоровья, наличием семьи и друзей. В исследовании подтвердилось противоречие, выявленное в первой главе работы: желаемая внутренняя потребность и реальное положение дел у подростков девиантного деструктивного поведения не совпадают. Все, что выдается за желаемое, на деле не реализуется из-за низких природных и врожденных способностей, нежелания учиться, прилагать хоть какие-то усилия для достижения целей учебного процесса. Полученные результаты отражают, в первую очередь, актуальные потребности респондентов, значение референтного окружения – друзей, семьи и зависимость от родителей.
В диссертации установлено, что, начиная курить в возрасте 12-15 лет, употреблять спиртные напитки в возрасте 10-15 лет, зная, что общественность в лице семьи, школы, в большинстве своем относятся к этому отрицательно, тем не менее делают это демонстративно. Основными побудительными мотивами к началу курения и употребления спиртных напитков являются: доступность «сигарет и выпивки» в трети отмеченных случаях; отрицательный пример родителей в каждом четвертом случае; «не могу отказать друзьям» в 35% отмеченных случаев; «сам готов подать пример» - 37% случаев.
Вместе с тем, усвоив нормы со стороны внешнего требования, внутренне необходимым проявлением данных норм для подростков это не стало. С точки зрения социальной адаптации, подростки адаптированы к нормам, ценностям, условиям, принятым в обществе себе подобных: они отмечают, что делать что-то, неодобряемое обществом, нельзя, но, встречаясь с проявлением двойной морали со стороны взрослых (сами курят, пьют пиво, сквернословят и т.д.), желая показать свою взрослость, не желая прослыть в кругу сверстников «белой вороной», все это делают. Как отмечает автор, уровень ценностных ориентаций и установок подростков не совпадает с внешней необходимостью, внутренняя необходимость не переходит в установку на социально одобряемое поведение.
Потребность в удовлетворении материальных запросов стоит у подростков на 4 месте. На основании полученных результатов автором сделан следующий вывод: материальная неустроенность большинства
несовершеннолетних и проблемы с учебой, в семейных отношениях определяют их потребности. С одной стороны, это подтверждение того, что ценность получения образования, семейные ценности признаются подростками, с другой – наличие материальных благ остается одним из самых важных приоритетов.
Для достижения материального благополучия, как реализации внутренней необходимости, большинство опрошенных учащихся девиантного поведения в возрасте 14-16 лет отметили, что хотели бы совмещать учебу и работу, причем, выполняя низкоквалифицированный труд (грузчик, экспедитор, техничка и т.д.); треть из них уже работают и учатся на вечернем отделении общеобразовательных школ, получая образование в очно-заочной форме и в форме экстернат. При этом основная причина совмещения учебы и работы кроется не только в удовлетворении своих материальных запросов. Большинству подростков тяжело дается учебная деятельность, они в ней неуспешны, а вот на работе подросток ощущает себя успешным и получает хоть какую-то уверенность в завтрашнем дне. 51% подростков вынуждены пропускать занятия из-за работы и не испытывают при этом никаких отрицательных эмоций.
Вместе с тем, больше половины подростков отмечают трудности при устройстве на работу, 62% подростков вынуждены работать без оформления соответствующих документов, 68% - хотя бы раз в своей трудовой деятельности сталкивались с обманом со стороны работодателя. Здесь кроется следующее противоречие: фактически закрепленная законодательно возможность работать на практике не реализуется из-за допустимых для подростков норм труда, но не приемлемых для работодателя. Автор усматривает следующее противоречие: самостоятельность, статус взрослого, к которому стремятся подростки, означает способность обеспечить себя средствами существования и быть независимым от родителей, внутренне подросток к этому готов, но внешняя необходимость в лице государства не позволяет реализовать данную потребность, что затрудняет процесс социальной адаптации подростка–девианта.
Важную роль в формировании отношения подростков к нормам нравственности играет процесс либерализации половой морали. 58% юношей и 45% девушек оправдывают сексуальные добрачные связи.
В качестве фактора внешнего воздействия и принятия его как внутренне необходимого автором изучено мнение подростков и их родителей по поводу обращения их (подростков) за помощью в сложных жизненных ситуациях.
Исследование показало, что стратегии социальной адаптации в сложных жизненных ситуациях направлены на утверждение собственной правоты с позиции силы. Если учесть, что в отношении большинства подростков данной категории у общественности сложилось отрицательное мнение, то не трудно себе представить, что с точки зрения внешней необходимости именно к этим подросткам будут применены меры принуждения в виде наказания за драки, «разборки», что, в свою очередь, приведет к активному сопротивлению со стороны подростков этим мерам воздействия. Стратегии поведения закрепят в сознании подростка деструктивные способы решения конфликтов.
В диссертации показано, что способ выбора стратегии поведения, приспособительных реакций у подростков очень не стабилен, данные часто противоречивы. Диссертант делает вывод о том, что без посторонней помощи, без контроля и заинтересованности взрослых, подросткам трудно выбрать адекватный способ поведения в каждом конкретном случае. Подростки зависимы от мнения друзей, от отношения к ним со стороны учителей, родителей, общественности. Их побуждения и мотивы поведения основаны, прежде всего, на удовлетворении материальных потребностей.
Анализ результатов исследования позволил автору сконструировать типологию выбора стратегий социальной адаптации подростками девиантного поведения. По основанию, образованному сочетанием таких признаков, как принятие норм и отрицание норм; наличие взаимодействия индивида и социальной среды; степень принятия внешней нормативности, степень осознанности принятия внешней нормативности как внутренне необходимой, выделено пять типов: «лидер», «фантазер – мечтатель», «бунтарь – разрушитель», «изгой – мечтатель», «конформист». Данная типология фактически отражает отношение к усвоению норм, заданных внешними носителями как внутренне необходимых.
1. «Лидер» - социальный тип с широкими социальными контактами. Принятие социальных норм осуществляется частично, пассивно, неосознанно, через постоянный внешний контроль. Характерен воспроизводством новых деструктивных норм поведения, требующий выполнения этих норм от членов своей группы. Исследование показало, что данный тип стратегий используют 23% подростков девиантного поведения.
2. «Фантазер–мечтатель» - социальный тип с узкими социальными контактами. Фантазер, «сам в себе». Принятие норм происходит частично, активно, осознанно, через постоянный внешний контроль. Приспособился к обстоятельствам, окружению, отношению к себе со стороны внешнего окружения. Для достижения целей не хватает волевых качеств, социальных умений, взаимодействия, рассчитывает на поддержку окружения, но, не получая ее, не испытывает отрицательных эмоций. 27% подростков используют данную стратегию.
3. «Бунтарь» - социальный тип с узкими социальными контактами. Бунтарь-одиночка, нарушитель, пассивен в принятии социальных норм, но активно воспроизводит собственные, не требуя выполнения деструктивных норм от членов группы. Конфликтен, но вынужден осознанно принимать социальные нормы через внешнее принуждение. Данная стратегия используется в 11% случаев.
4. «Изгой–мечтатель» - социальный тип с узкими социальными контактами. Четвёртая стратегия – это избегание контакта со средой посредством замыкания на внутреннем, «своём» мире. Конфликтная, пассивная, осознанная форма принятия социальных норм происходит на основе внутренней необходимости, но на основе внешнего контроля. В ходе исследования было выявлено использование данной стратегии в 14% случаев.
5. «Конформисты» - социальный тип с широкими социальными контактами. Определилась группа подростков, активно (пассивно) применяющая несколько стратегий социальной адаптации (2-3, в зависимости от сложившихся ситуаций), под воздействием внешнего контроля. 25% подростков используют данный тип выбора стратегии социальной адаптации.
Изучение факторов формирования социальной адаптации у подростков девиантного поведения, а также типологический анализ позволили дополнить представление о состоянии противоречивости данного процесса у подростков девиантного поведения.
В «Заключении» подводятся итоги диссертационного исследования, обобщаются его результаты, делаются выводы.
Основные положения диссертации отражены в следующих авторских публикациях.
1. Анфалова И.В. Проблемы социальной адаптации подростков девиантного и делинквентного поведения в условиях массовых образовательных учреждений (теоретический аспект) // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Сер. 2, Педагогика. Психология. Методика преподавания. - Челябинск, 2005.- № 13. - С.258-262.
2. Анфалова И.В. Социально-психологическая реабилитация подростков девиантного поведения на основе профессиональной направленности в условиях массовой школы (из опыта работы МОУ СОШ №8) // Сборник статей IV Всероссийской научно – практической конференции
«Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования». - Челябинск, 2005. - Ч.6. – С.229-234.
3. Анфалова И.В. Социально-психологическое сопровождение профессионального самоопределения подростков девиантного и делинквентного поведения // Сборник материалов XII Областной научнопрактической конференции «Инновации в системе профессионального образования: современные подходы к обеспечению качества образования. - Челябинск, 2006. – С.234-240.
4. Анфалова И.В., Черникова Е.Г. Анализ затруднений профессиональной адаптации как основа для организации психологической поддержки начинающих педагогов в образовательном учреждении // Материалы Международной научно-практической конференции «Деструкции в самоопределении личности и способы их коррекции». - Курган, 2006. – С.155-158.
5. Анфалова И.В., Черникова Е.Г. Повышение социальнопсихологической компетентности начинающих педагогов в работе с подростками девиантного поведения // Сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции «Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров». - Челябинск, 2006.- Ч.6 – С.146-150.
6. Анфалова И.В. Теоретические основания изучения социальной адаптации подростков девиантного и делинквентного поведения // Материалы международной научно-практической конференции, посвященной памяти Л.Н. Когана «Качество жизни в социокультурном контексте России и Запада: методология, опыт эмпирического исследования». - Екатеринбург, 2006. – Ч.1 - С.159-161.
7. Анфалова И.В. К вопросу профилактики правонарушений подростков девиантного поведения // Сборник материалов VIII Всероссийской научной конференции, посвященной 85-летию со дня рождения профессора З.И. Файнбурга и 40-летию создания лаборатории социологии «Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований». Пермь, 2006. – С.241-243.
8. Анфалова И.В. Организация летней занятости подростков девиантного поведения как фактор социальной адаптации личности // Сборник материалов международной научно-практической конференции «Инновации общего и профессионального образования». Челябинск, 2006. – С. 144-150.
9. Анфалова И.В. Семья как носитель внешнего требования, формирующего основу социальной адаптации подростков девиантного поведения // Сборник статей международной научно-практической конференции, посвященной памяти Л.Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования». Екатеринбург, 2007. – С. 190-191.
Подписано в печать 25.04.2007.
Формат 60 х 84 1/16. Бумага офсетная. Печать офсетная.
Усл. печ. л. 1,1. Уч.-изд. л. 1,2.
Тираж 100 экз. Заказ 2365 .
Отпечатано в типографии «City Print». Г.Челябинск, ул. Энгельса, 61А.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.