Психокоррекционные мероприятия, направленные на профилактику детского воровства.
Занятие 1. Полет и падение
Цель: сформировать у учащихся понятие о детском воровстве; подвести учащихся к мысли о том, что понятия «полет» и «падение» неразрывно связаны между собой в случае совершения человеком воровства.
Основные понятия: полет; падение; приятные и неприятные ощущения.
Форма организации деятельности: беседа, упражнение, обсуждение, дискуссия.
Средства: альбом для рисования, карандаши, фломастеры, авторучки.
Приветствие (способ придумывает группа, он используется на всех занятиях).
Упражнение «Что такое полет?». Психолог ведет беседу, предлагая детям испытывать ощущения полета, создавая игровую ситуацию с учетом возраста. Расскажите, как летают птицы. Как вы думаете, полет приносит удовольствие или нет? Кто хотел бы полетать, как птицы? Сделайте это. Кто летал на самолете? Какие ощущения при этом были? Представьте себя самолетиками, как вы летаете (можно создать экипажи).
Обсуждение: какие ощущения вы испытывали, летая? Ребята согласятся, что полет доставляет удовольствие, приятные ощущения, свободу, чувство легкости, радости, веселья.
Упражнение «Что такое падение?». Психолог продолжает беседу.
Кто из вас падал? Расскажите, пожалуйста, каждый по кругу, в каких ситуациях это происходило? Например, катаясь на коньках, лыжах, или когда зимой было скользко на улице. Что вы чувствовали при падении (боль, обиду, уныние; хотелось плакать и т. д.)?
Как вы думаете, к чему может привести падение с большой высоты (тяжелое увечье или смерть)? Человек, получивший увечье, частично или полностью теряет способность трудиться, он становится инвалидом.
Обсуждение: падение приводит к весьма неприятным ощущениям, а в некоторых случаях может привести к инвалидности или даже смерти.
Упражнение «Рисунок». Детям предлагается за столами нарисовать в альбоме рисунок, как они представляют себе «полет» и «падение».
Обсуждение: в кругу каждый ребенок рассказывает о своем рисунке, который вывешивается на импровизированной выставке. Психолог подводит итоги. Полет почти всегда связан с приятными ощущениями. Полет можно повторить, например: человек неоднократно прыгает с парашютом. Полет - это свобода. Можно двигаться в любом направлении, движения не скованы. Ощущения от полета - легкость, приподнятость настроения, удовольствие. Падение связано с потерей здоровья, дает неприятные ощущения и может закончиться смертью. Например, человек падает с большой высоты. Сильная боль после падения остается на длительное время. При этом могут быть ушибы, переломы костей, сотрясение мозга.
Упражнение «Что такое воровство?». Задаются вопросы: что такое воровство? На что оно похоже? Почему тогда некоторые люди, которых называют (как?) ворами, совершают опасный для жизни поступок? Воры хотят постоянно испытывать ощущения «полета». Однако, на самом деле испытывают ощущение боли как при «падении».
Что же происходит при совершении акта воровства? Вначале вор чувствует себя хорошо, он как бы летит, называют эти ощущения «кайфом». Когда же человека поймают за воровство, то настроение резко падает, вор не может найти себе места, не хочет жить. Каждый раз после кратковременного «полета», вызванного совершением акта кражи, наступает тяжелое длительное и, главное, болезненное «падение».
Завершение занятия: способ прощания, придуманный детьми и постоянно повторяемый в конце занятия.
Занятие 2. Хорошие и плохие поступки
Цель: сформировать у детей понятие «хорошие» и «плохие» поступки.
Основные понятия: плохие и хорошие поступки; правильное и неправильное поведение, раскаяние и прощение; воровство – это плохой поступок.
Форма организации деятельности: упражнение, обсуждение, дискуссия
Средства: картинки с изображением разных поступков, книга с повестью. Приветствие. Обсуждение домашних рисунков «Моя семья». Дети рассказывают о членах своей семьи. Рисунок позволяет предположить характер взаимоотношений между родителями и детьми. Показателями этого могут служить размеры действующих лиц, дистанция между членами семьи, цветовая гамма. Мрачные тона указывают на психологическое напряжение ребенка, неудовлетворенность, возможно, одиночество в семье. Светлые тона говорят о благополучии, удовлетворении, спокойствии ребенка. Однако, цвета на рисунке могут быть связаны с меняющимся настроением, поэтому при изучении рисунок важно учитывать рассказ самого ребенка.
Упражнение «Отличие хороших поступков от плохих». К занятию следует приготовить картинки с изображением разных поступков. Дети отвечают на вопросы по кругу, можно по желанию. Какие поступки бывают? (Хорошие и плохие). Приведите примеры хороших поступков. Объясните, почему (чем) они хорошие. Приведите примеры плохих поступков. Объясните, почему (чем) они плохие. Делается вывод: поступки, нарушающие нормы поведения, принятые в обществе, дома, в классе, вредящие здоровью, мешающие другим людям, относят к плохим поступкам. Хорошие поступки приносят пользу всем.
Упражнение «Плохой поступок». Психолог поясняет, что за плохие поступки родители, учителя могут наказывать, при этом обязательно ученику разъясняют причину, чтобы связать этот поступок с неприятным ощущением. И тогда, желая впредь избежать неприятных ощущений, ребенок не захочет совершать плохих поступков. За плохой поступок можно попросить прощения.
Коротенькое следствие обнаруживает, по мнению отца, полную
несостоятельность системы воспитания сына. Может быть, для девочек она и
годится, но натуры мальчика и девочки - вещи разные. Он по опыту знает, что
такое мальчик и чего ему надо. Система?! Дрянь, тряпка, негодяй выйдет по
этой системе. Факты налицо, грустные факты - воровать начал. Чего еще
дожидаться?! Публичного позора?! Так прежде он сам его своими руками
задушит. Под тяжестью этих доводов мать уступает, и власть на время
переходит к отцу.
Двери кабинета плотно затворяются.
Мальчик тоскливо, безнадежно оглядывается. Ноги его совершенно
отказываются служить, он топчется, чтобы не упасть. Мысли вихрем, с
ужасающей быстротой несутся в его голове. Он напрягается изо всех сил, чтобы
вспомнить то, что он хотел сказать отцу, когда стоял перед цветком. Надо
торопиться. Он глотает слюну, чтобы смочить пересохшее горло, и хочет
говорить прочувствованным, убедительным тоном:
- Милый папа, я придумал... я знаю, что я виноват... Я придумал: отруби
мои руки!..
Увы! то, что казалось так хорошо и убедительно там, когда он стоял пред
сломанным цветком, здесь выходит очень неубедительно. Тема чувствует это и
прибавляет для усиления впечатления новую, только что пришедшую ему в голову
комбинацию:
- Или отдай меня разбойникам!
- Ладно, - говорит сурово отец, окончив необходимые приготовления и
направляясь к сыну. - Расстегни штаны...
Это что-то новое?! Ужас охватывает душу мальчика; руки его, дрожа,
разыскивают торопливо пуговицы штанишек; он испытывает какое-то болезненное
замирание, мучительно роется в себе, что еще сказать, и наконец голосом,
полным испуга и мольбы, быстро, несвязно и горячо говорит:
- Милый мой, дорогой, голубчик... Папа! Папа! Голубчик... Папа, милый
папа, постой! Папа?! Ай, ай, ай! Аяяяй!..
Удары сыплются. Тема извивается, визжит, ловит сухую, жилистую руку,
страстно целует ее, молит. Но что-то другое рядом с мольбой растет в его
душе. Не целовать, а бить, кусать хочется ему эту противную, гадкую руку.
Ненависть, какая-то дикая, жгучая злоба охватывает его.
Он бешено рвется, но железные тиски еще крепче сжимают его.
- Противный, гадкий, я тебя не люблю! - кричит он с бессильной злобой.
- Полюбишь!
Тема яростно впивается зубами в руку отца.
- Ах ты змееныш?!
И ловким поворотом Тема на диване, голова его в подушке. Одна рука
придерживает, а другая продолжает хлестать извивающегося, рычащего Тему.
Удары глухо сыплются один за другим, отмечая рубец за рубцом на
маленьком посинелом теле.
С помертвелым лицом ждет мать исхода, сидя одна в гостиной. Каждый
вопль рвет ее за самое сердце, каждый удар терзает до самого дна ее душу.
Ах! Зачем она опять дала себя убедить, зачем связала себя словом не
вмешиваться и ждать?
Но разве он смел так связать ее словом?! И, наконец, он сам
увлекающийся, он может не заметить, как забьет мальчика! Боже мой! Что это
за хрип?!
Ужас наполняет душу матери.
- Довольно, довольно! - кричит она, врываясь в кабинет. - Довольно!!.
- Полюбуйся, каков твой звереныш! - сует ей отец прокушенный палец.
Но она не видит этого пальца. Она с ужасом смотрит на диван, откуда
слезает в это время растрепанный, жалкий, огаженный звереныш и дико, с
инстинктом зверя, о котором на минуту забыли, пробирается к выходу.
Мучительная боль пронизывает мать. Горьким чувством звучат ее слова, когда
она говорит мужу:
- И это воспитание?! Это знание натуры мальчика?! Превратить в жалкого
идиота ребенка, вырвать его человеческое достоинство - это воспитание?!
Желчь охватывает ее. Вся кровь приливает к ее сердцу. Острой, тонкой
сталью впивается ее голос в мужа.
- О жалкий воспитатель! Щенков вам дрессировать, а не людей
воспитывать!
- Вон! - ревет отец.
- Да, я уйду, - говорит мать, останавливаясь в дверях, - но объявляю
вам, что через мой труп вы перешагнете, прежде чем я позволю вам еще раз
высечь мальчика.
Отец не может прийти в себя от неожиданности и негодования. Не скоро
успокаивается он и долго еще мрачно ходит по комнате, пока наконец не
останавливается возле окна, рассеянно всматривается в заволакиваемую ранними
сумерками серую даль и возмущенно шепчет:
- Ну, извольте вы тут с бабами воспитывать мальчика!
Обсуждение: какой плохой поступок совершил герой? Как его наказали? Учащимся предлагается подумать и рассказать о каком-либо своем плохом поступке, который принес вред другим, и о котором они сожалеют? Психолог поддерживает каждого ребенка улыбкой, словом, поощрением за признание поступка плохим перед всеми. Упражнение «Хороший поступок». За хорошие поступки детей награждают. Почему? Для того, чтобы связать хороший поступок с приятным ощущением. И тогда, желая испытывать приятное, ребенок будет совершать хорошие поступки. Очень важно, чтобы ребенок с детства научился достигать своих целей, удовлетворять свои желания с помощью хороших поступков.
Детям предлагается подумать и рассказать каждому по очереди о своем хорошем поступке, который принес пользу им и другим людям. Психолог награждает высказавшегося ребенка разными формами: похвалой, улыбкой, поощрением, удивлением, восхищением.
Заключительная беседа. Психолог предлагает ученикам вспомнить все, что они знают о воровстве, подумайте и ответьте: почему воровство – это плохой поступок (приносит вред самому человеку, родным, обществу)? Помните, воровство приносит вред людям, поэтому оно во всех без исключения странах мира! Завершение занятия.
Занятие 3. Правда и ложь
Цель: сформировать у учащихся представление о человеке, который лжет, и о правдивом человеке; понимание того, что человек, который ворует, становится рабом.
Основные понятия: свобода и рабство; правда и ложь; зависимость от воровства.
Форма организации деятельности: чтение, упражнение, обсуждение.
Средства: книга со сказкой.
Приветствие.
Упражнение «Правда – свобода, ложь – это рабство».
Чтение сказки В.Н. Даля «Правда и Кривда».
Однажды спорила
Кривда с Правдою: чем лучше жить – кривдой али правдой? Кривда говорила: лучше
жить кривдою; а Правда утверждала: лучше жить правдою. Спорили, спорили, никто
не переспорит. Говорит Кривда:
–?Пойдем к писарю, он нас рассудит!
–?Пойдем, – отвечает Правда.
Вот пришли к писарю.
–?Реши наш спор, – говорит Кривда, – чем лучше жить – кривдою али правдою?
Писарь спросил:
–?О чем вы бьетеся?
–?О ста рублях.
–?Ну ты, Правда, проспорила: в наше время лучше жить кривдою.
Правда вынула из кармана сто рублей и отдала Кривде, а сама все стоит на своем,
что лучше жить правдою.
–?Пойдем к судье, как он решит? – говорит Кривда. – Коли по-твоему – я тебе
плачу тысячу рублей, а коли по-моему – ты мне должна оба глаза отдать.
–?Хорошо, пойдем.
Пришли они к судье, стали спрашивать: чем лучше жить? Судья сказал то же самое:
–?В наше время лучше жить кривдою.
–?Подавай-ка свои глаза! – говорит Кривда Правде; выколола у ней глаза и ушла
куда знала.
Осталась Правда безглазая, пала лицом наземь и поползла ощупью. Доползла до
болота и легла в траве. В самую полночь собрались туда черти. Набольшой стал
всех спрашивать: кто и что сделал? Кто говорит: я душу загубил; кто говорит: я
того-то обманул; а Кривда в свой черед похваляется:
–?А я у Правды сто рублей выспорила да глаза выколола!
–?Что глаза! – говорит набольшой. – Стоит потереть тутошней травкою – глаза
опять будут!
Правда лежит да слушает.
Вдруг крикнули петухи, и черти разом пропали. Правда нарвала травки и давай
тереть глаза: потерла один, потерла другой – и стала видеть по-прежнему;
захватила с собой этой травки и пошла в путь-дорогу.
В это время у одного царя ослепла дочь, и сделал он клич: кто вылечит царевну,
того наградит. Правда приложила ей к очам травку, потерла и вылечила; царь
обрадовался и наградил Правду.
Инструкция: Психолог может использовать сказку В.Н. Даля «Правда и Кривда» в сокращенном варианте или заменить ее обсуждением темы «Правда и Ложь».
Обсуждение: что сказал автор о Правде? («...идет Правда по земле ни шатко, ни валко, ни на сторону, прямо, как стрела»). Почему Правда утверждает, что с Кривдой весь свет пройдешь, да назад не вернешься? (Все равно рано или поздно расплата настигнет). Перечислите поступки Кривды (стянула у прохожего бумажник и платок, обманула всех, выколола Правде глаза, толкнула Правду, взяла у нее деньги). Перечислите поступки Правды (вылечила царскую дочь, отказалась от казны, царства, попросила, чтобы ее назначили судьей, уму-разуму научила). Кому жить труднее, но почетнее? (Правде.)
Психолог подводит детей к выводу: Ложь иногда в выигрывает. Но со временем она обязательно проиграет. Ведь не зря говорится в русской пословице: «Шила в мешке не утаишь». Сколько бы человек не лгал, все равно правда открывается. Например, если ученик скрывает от родителей плохие оценки, рано или поздно они об этом узнают. Лучше бы ученик признал свои ошибки, постарался их исправить, чтобы больше не повторять.
Упражнение «Почему человек, совершающий воровство, становится лживым?».
Обсуждение: почему старшие ребята перед взрослыми скрывают факт курения? факт употребления алкоголя? (Попадая в зависимость от курения, алкоголя, подростки скрывают, лгут себе и взрослым, потому что не осознают опасность и вредность психоактивных веществ). Важно тренеру отметить, что взрослые обязательно помогут подростку отказаться от совершения противоправных поступков.
Беседа. Психолог поясняет, что, начав воровать, вор становится постепенно рабом. Развивается такое сильное желание вновь и вновь воровать, что вор не может ни о чем другом думать. Чем чаще он ворует, тем ему сильнее хочется воровать. «Ловушка» захлопывается.
Теперь все поступки вора направлены только на добывание тех предметов, которые он выбрал для совершения актов воровства. Например, вор может часами бродить по городу, чтобы найти тот предмет, который хочет украсть, а когда найдёт его готов пойти на всё, что бы украсть.
Упражнение «Вор - тяжело больной человек». Вы, конечно, видели на улице пьяного человека. Как он выглядит? Покажите, как он двигается, как выглядит. Обсуждение (алкоголик выглядит неопрятным, старым, нездоровым).
Воровство разрушает личность человека. Жизнь подчинена одной цели: быстрее украсть. Вор становится подобен наркоману, которому нужен наркотик, потому что он знает, если вовремя не принять очередную дозу наркотика, то наступает «ломка». Наркотики, убивают здоровье, укорачивают жизнь наркомана, а воровство убивает душу человека. Многие наркоманы умирают от передозировки наркотика, а воров садят в тюрьму.
Беседа «Можно ли доверять человеку, который лжет? Можно ли быть другом вора?». Воры - несвободные люди, так как зависят от воровства. Вор постоянно готов обманывать, если это помогает ему добывать вещи, которые он ворует. Поэтому, если вдруг кто-то из ваших друзей начал воровать и говорить вам, что воровать можно попробовать ради любопытства или чтобы стать «взрослым», не верьте ни одному его слову. Человек, который лжет, не может быть другом.
Воровство наказывается Законом.
Домашнее задание: нарисовать или сделать из пластилина, глины поделку «Правда». Завершение занятия.
Занятие 4. Добрые дела
Цель: сформировать у учащихся представление о добре и зле. Воровство – злое дело.
Основные понятия: добро и зло, общение, чума.
Форма организации деятельности: упражнение, чтение, обсуждение, беседа, игра. Средства: книга с рассказом, маски для игры, доска ватман, фломастеры. Приветствие.
Упражнение «Что такое добрые дела?». Чтение одного - двух рассказов К.Д. Ушинскогo: «Персики», «Дедушка и внучек», «Богатство», «Вера», «Паук».
Обсуждение: что понравилось в рассказе? Что не понравилось в рассказе? Почему добрые дела так называют? Приведите примеры добрых дел.
Добро - все хорошее, положительное, полезное, что совершает человек.
Доброта как черта характера человека – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать другим добро. Зло - нечто дурное, вредное, противоположное добру. Злоба - злость и недоброжелательность к кому-нибудь.
Беседа «Совершение воровства - это доброе дело или злое?». Это не может быть добрым делом. Ведь воровство это болезнь такая же, как чума или наркомания. Главная цель продавца наркотиков заключается в том, чтобы у человека выработалось желание принимать наркотик, а уже потом на этом желании он будет зарабатывать деньги.
И продавцы пытаются приобрести себе больше «рабов», чтобы наживаться на их беде. После приема одной или нескольких проб наркотика у человека возникает желание принимать его вновь и вновь, это и есть начало тяжелого душевного заболевания - наркомании.
Наркомания распространяется подобно заразному заболеванию. У обычного заболевания возбудитель - болезнетворные микробы, у наркомании же микробами, которые заражают человека, являются «предложения попробовать наркотик».
Упражнение «Воры-микробы». Приглашаются несколько взрослых, родителей или учителей, которые будут играть в масках роль «Воров- микробов», предлагая всем попробовать украсть.
Задача участников игры корректно, вежливо отказаться, не убегать, не драться, помогать другим. На доске (ватмане) записаны фразы отказа от воровства, которые обсуждаются заранее, или предлагается социальным педагогом. После игры снимаются маски.
Обсуждение: что вы почувствовали, когда победили, отказались от воровства? Какие добрые дела вы сейчас делали? Почему ваш отказ от воровства можно назвать добрым делом? хорошим поступком? Сделанный хороший поступок приносит удовольствие, настроение, остается в памяти.
Завершение тренинга. Особый ритуал прощания в память о тренинге, о хороших делах. Например, ребята по кругу обмениваются рисунками или поделками «Правда», заготовленными дома, или Психолог раздает маленькие подарки, желательно одинаковые (шариковые ручки и др.).
III Блок. Итоговая диагностика
Диагностика склонности младшего школьника к воровству. Исследование проводится по тем же показателям, что и во входной диагностике. Для выявления преобладающего типа взаимоотношений в семье мы используем методику «Кинетический рисунок семьи» (КРС) [35, с. 470]. Тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бернса и С. Кауфмана дает богатую информацию о субъективной семейной ситуации исследуемого ученика. Его цель: выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребенка, показать, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них.
Для определения склонности учащихся к преодолению социальных норм и правил мы используем адаптированный вариант методики «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению» А.Н.Орла, целью которой является выявление предрасположенности к тем или иным девиациям в поведении детей В результате использования данных методик определяется эффективность реализации программы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.