Нажмите, чтобы открыть документ в браузере
Поведение ребенка является своеобразным индикатором семейного благополучия. Следствием семейного воспитания в неблагополучной семье довольно часто становится ярко выраженный эгоизм, заносчивость, нетерпимость, трудности общения со сверстниками и взрослыми.
У ребенка из неблагополучной семьи в наибольшей степени страдает эмоционально-волевая сфера. При этом он всячески пытается противостоять, "адаптироваться", как-то выжить.
Распространенная форма психологической защиты младшего школьника – отрицание. Оно действует на уровне регуляции механизмов перцепции, которые должны обеспечивать адекватное восприятие информации о внешних событиях и участии личности в них. Активизация отрицания искажает поступающую информацию за счет избирательного блокирования ненужных или опасных сведений, угрожающих психологическому благополучию ребенка. Внешне такой ребенок производит впечатление крайне рассеянного и невнимательного при общении с родителями и учителями, когда у него требуют объяснений по поводу его провинностей. Отрицание не позволяет ребенку получать объективную информацию о себе и происходящих событиях, искажает самооценку, делая ее неадекватно завышенной.
______________________________________________________________________________________
У детей из неблагополучных семей, как правило, формируются следующие личностные и поведенческие особенности:
боязнь взрослых, постоянное напряженное ожидание удара, оскорбления; пониженное настроение, которое у детей проявляется печальным выражением лица, тревожностью, безразличием к окружающему; у старших детей наступает депрессия, расстройство сна, нарушение аппетита; неусидчивость, неспособность сосредоточиться на чем-то интересном; неуверенность в себе, неадекватная самооценка; агрессивность, жестокость по отношению к другим детям или животным; чрезмерная уступчивость, угодливость и заискивание; плохая успеваемость, трудности в усвоении школьной программы.
Выделяются следующие психологические особенности младших школьников из неблагополучных семей:
______________________________________________________________________________________
Высокий уровень агрессии по всем показателям. Для таких детей характерно стремление преувеличивать агрессивность своих сверстников и соответственно отвечать на кажущуюся враждебность агрессивными действиями. Испытуемые с высоким уровнем реактивной агрессии легко впадают в гнев и совершают ответное нападение, когда детей дразнят или им угрожают. Они практически всегда утверждают, что в ссоре или драке виноваты другие. Когда сверстник случайно причиняет боль ребенку (например, наталкивается на него), он предполагает, что сверстник сделал это намеренно, и поэтому чрезмерно сердито реагирует, затевает драку. Дети с высоким уровнем агрессии угрожают другим или запугивает их с тем, чтобы добиться своей цели.
©2015 МЦФЭР. Все права защищены.
1
Высокий уровень агрессивности. Такие дети используют в основном прямую агрессию. Они выбирают для своих агрессивных действий одну постоянную жертву – более слабого сверстника, который не способен ответить тем же.
Высокий уровень школьной тревожности. Дети переживают социальный стресс, фрустрацию потребности в достижении успеха, у них имеется страх самовыражения, боязнь ситуаций проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям, проблемы и страхи в отношениях с учителями.
Высокий уровень личностной тревожности. Это становится причиной отсутствия уверенности в своих возможностях в общении, формирует конфликтные отношения. Большинство ситуаций обыденной жизни дети интерпретируют как угрожающие, несущие опасность, без видимых на то причин.
Заниженная самооценка. У таких детей отмечается низкий уровень притязаний, неуверенность в себе и страх неудач – им проще не делать, не рисковать, чтобы потом не переживать провал. Поэтому они чаще выбирают легкие задачи, как бы берегут свой успех, в силу этого боятся самой учебной деятельности.
В ходе исследования психологических особенностей младших школьников из неблагополучных семей ГУ Тульской области «Комплексным центром социального обслуживания населения "Надежда"» была составлена коррекционно-развивающая программа с играми и упражнениями на снижение тревожности, агрессивности, повышение уверенности в себе, самооценки, обучение навыкам конструктивного реагирования на отрицательные эмоции и др.
Название: Психологические особенности младших школьников из неблагополучных семей
©2015 МЦФЭР. Все права защищены.
2
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.