Для психолога

  • pptx
  • 11.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 7.pptx

«Внимание младшего школьника.

Родительское собрание.

Развитие внимания.»

Цели:

1) дать представление о внимании и его основных свойствах;
2) ознакомить с играми и упражнениями, способствующими развитию внимания младшего школьника.

2

Младший школьный возраст - это один из тех возрастов, который носит в себе резервы детского развития. Развитие детей в период поступления в школу и в последующий период предполагает развитие не только психологических качеств, познавательных процессов, умственного развития, но и анатомо-физиологических структур организма. Имеется в виду рост и вес, мозг и нервная система, кости, мышцы и т.д.

Младший школьный возраст.

3

Младший школьный возраст.

Существует зависимость между уровнем развития внимания младшего школьника и успешностью его обучения.
Если у ученика младшего школьного возраста доминирует низкий уровень развития устойчивости,     объема, переключения внимания, то предполагается, что у данного ученика будут определенные проблемы в обучении.

Проблемы могут быть в трудности усвоения материала - как наглядного, так и устного и письменного, что повлечет за собой неуспеваемость, отставание в обучении, непрочность и недолговременное усвоения материала.

4

С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов. Дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств.  
Общими  характеристиками   всех  
познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость.

5

Первая из них состоит в том, чтобы как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться, не тратя лишних физических усилий, быть внимательными, усидчивыми.

Вторая задача возникает в связи с тем, что возникает необходимость психологического выравнивания детей с точки зрения их готовности к обучению за счет подтягивания отстающих к хорошо успевающим.

Для использования имеющихся у ребенка резервов, необходимо предварительно решить две важные задачи.

В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются далее основные человеческие характеристики познавательных процессов: восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь,

6

Внимательный ребёнок

Это объясняется особенностями мышления. Наглядный образный характер мыслительной деятельности приводит к тому, что учащиеся все свое внимание направляют на отдельные, бросающиеся в глаза предметы или их признаки.

Реакция на все новое, яркое, необычное очень сильна в этом возрасте. Младший школьник не может еще управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений . Даже при сосредоточении внимания младшие школьники не замечают главного, существенного.

7

Возникновение осмысленной ориентировки.

В 7-летнем возрасте у ребёнка возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях.

Структура переживаний:

8

9

концентрация,
объём,
устойчивость,
распределение,
переключение.

Основные свойства внимания:

10

Концентрация внимания

- это умение сосредоточиться на нужном объекте, отдельных его частях или признаках, способность вникнуть в проблему, задачу.

Объём внимания

- характеризуется количеством одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов.

11

Устойчивость внимания

Распределение внимания

это возможность длительного сосредоточения на одном и том же объекте, одной и той же проблеме.

это одновременное внимание к одному или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдений за ними.

12

Переключение внимания

- это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одного вида деятельности на другой в связи с постановкой новой задачи.

13

Внимание может быть:

14

Учащиеся младшего школьного возраста не могут сосредотачивать свое внимание на не понятном. Они быстро отвлекаются и начинают заниматься своим делом. Необходимо излагать материал просто и доступно. Нужно развивать волевое усилие, а вместе с ним и произвольное внимание.

Произвольное внимание

На ранних фазах развития функция произвольного внимания разделена между двумя людьми -взрослым и ребенком. Первый выделяет объект среды, указывая на него и называя слова, ребенок отвечает на этот сигнал, прослеживая жест, схватывая предмет или повторяя слова. Таким   образом данный предмет выделяется для ребенка из внешнего поля.

15

Развитие произвольного внимания тесно связано с развитием ответственности у младших школьников за усвоение знаний. Учащиеся младшего школьного возраста с ответственным отношением к учению умеют заставить себя внимательно выполнять любое задание, как интересное, так и неинтересное. Младший школьник без чувства ответственности внимательно работает только с интересным материалом.

Процессы возбуждения и торможения в коре полушарий сменяются у младших школьников довольно быстро. Поэтому внимание ребенка младшего школьного возраста отличается легкой переключаемостью и отвлечением, что мешает ему сосредоточиться на одном объекте.

16

Непроизвольное внимание

Обучение младшего школьника в школе, процесс приобретения знаний - все это способствует быстрому росту у младших школьников непроизвольного внимания, развивающегося у них главным образом на почве возникающих интересов, и в частности интереса к учебным занятиям.

У младшего школьника непроизвольное внимание в большей степени зависит от впечатляемости материала, от его наглядности и конкретности, от воздействия на эмоциональную сферу ребенка.

17

Индивидуальные особенности внимания:

18

Индивидуальные особенности внимания:

19

они будут заменять буквы: гласные или согласные, близкие по акустическим признакам:
дуб –туб,
дети – бети,
звонок – жвонок.

Если у детей недостаточно развита устойчивость внимания, то -

Если у детей не сформировано произвольное внимание, то -

Они пропускают буквы в словах: тава –трава.
В примерах пропускают цифры и знаки:
14-6=9 : 1… - 6=9;
14 – 6… 9;

20

Если ребёнок переставляет слоги в словах, то:

- это связано с неустойчивостью внимания:
стройка – сытыройка,
проходили – прохолиди,
собрались – собрасьли,
трава - твара.

Если ребёнок добавляет в слова гласные, то -

это связано с неустойчивостью произвольного внимания, например:
дрова –дорова,
стройка – сытыройка.

21

Внимание можно и нужно развивать!
Самому ребёнку это сделать трудно. Ему необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. И главным помощниками ребёнку могут стать мама и папа.

Внимание – это не раз и навсегда данное качество!

22

Спасибо
за внимание !

23