Цели:
1) дать представление о внимании и его основных свойствах;
2) ознакомить с играми и упражнениями, способствующими развитию внимания младшего школьника.
2
Младший школьный возраст - это один из тех возрастов, который носит в себе резервы детского развития. Развитие детей в период поступления в школу и в последующий период предполагает развитие не только психологических качеств, познавательных процессов, умственного развития, но и анатомо-физиологических структур организма. Имеется в виду рост и вес, мозг и нервная система, кости, мышцы и т.д.
Младший школьный возраст.
3
Младший школьный возраст.
Существует зависимость между уровнем развития внимания младшего школьника и успешностью его обучения.
Проблемы могут быть в трудности усвоения материала - как наглядного, так и устного и письменного, что повлечет за собой неуспеваемость, отставание в обучении, непрочность и недолговременное усвоения материала.
4
С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов. Дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств.
Общими характеристиками всех
познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость.
5
Первая из них состоит в том, чтобы как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться, не тратя лишних физических усилий, быть внимательными, усидчивыми.
Вторая задача возникает в связи с тем, что возникает необходимость психологического выравнивания детей с точки зрения их готовности к обучению за счет подтягивания отстающих к хорошо успевающим.
Для использования имеющихся у ребенка резервов, необходимо предварительно решить две важные задачи.
В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются далее основные человеческие характеристики познавательных процессов: восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь,
6
Внимательный ребёнок…
Это объясняется особенностями мышления. Наглядный образный характер мыслительной деятельности приводит к тому, что учащиеся все свое внимание направляют на отдельные, бросающиеся в глаза предметы или их признаки.
Реакция на все новое, яркое, необычное очень сильна в этом возрасте. Младший школьник не может еще управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений . Даже при сосредоточении внимания младшие школьники не замечают главного, существенного.
7
Возникновение осмысленной ориентировки.
В 7-летнем возрасте у ребёнка возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях.
Структура переживаний:
8
Концентрация внимания
- это умение сосредоточиться на нужном объекте, отдельных его частях или признаках, способность вникнуть в проблему, задачу.
Объём внимания
- характеризуется количеством одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов.
11
Устойчивость внимания | Распределение внимания |
это возможность длительного сосредоточения на одном и том же объекте, одной и той же проблеме. | это одновременное внимание к одному или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдений за ними. |
12
Переключение внимания
- это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одного вида деятельности на другой в связи с постановкой новой задачи.
13
Учащиеся младшего школьного возраста не могут сосредотачивать свое внимание на не понятном. Они быстро отвлекаются и начинают заниматься своим делом. Необходимо излагать материал просто и доступно. Нужно развивать волевое усилие, а вместе с ним и произвольное внимание.
Произвольное внимание
На ранних фазах развития функция произвольного внимания разделена между двумя людьми -взрослым и ребенком. Первый выделяет объект среды, указывая на него и называя слова, ребенок отвечает на этот сигнал, прослеживая жест, схватывая предмет или повторяя слова. Таким образом данный предмет выделяется для ребенка из внешнего поля.
15
Развитие произвольного внимания тесно связано с развитием ответственности у младших школьников за усвоение знаний. Учащиеся младшего школьного возраста с ответственным отношением к учению умеют заставить себя внимательно выполнять любое задание, как интересное, так и неинтересное. Младший школьник без чувства ответственности внимательно работает только с интересным материалом.
Процессы возбуждения и торможения в коре полушарий сменяются у младших школьников довольно быстро. Поэтому внимание ребенка младшего школьного возраста отличается легкой переключаемостью и отвлечением, что мешает ему сосредоточиться на одном объекте.
16
Непроизвольное внимание
Обучение младшего школьника в школе, процесс приобретения знаний - все это способствует быстрому росту у младших школьников непроизвольного внимания, развивающегося у них главным образом на почве возникающих интересов, и в частности интереса к учебным занятиям.
У младшего школьника непроизвольное внимание в большей степени зависит от впечатляемости материала, от его наглядности и конкретности, от воздействия на эмоциональную сферу ребенка.
17
они будут заменять буквы: гласные или согласные, близкие по акустическим признакам:
дуб –туб,
дети – бети,
звонок – жвонок.
Если у детей недостаточно развита устойчивость внимания, то -
Если у детей не сформировано произвольное внимание, то -
Они пропускают буквы в словах: тава –трава.
В примерах пропускают цифры и знаки:
14-6=9 : 1… - 6=9;
14 – 6… 9;
20
Если ребёнок переставляет слоги в словах, то:
- это связано с неустойчивостью внимания:
стройка – сытыройка,
проходили – прохолиди,
собрались – собрасьли,
трава - твара.
Если ребёнок добавляет в слова гласные, то -
это связано с неустойчивостью произвольного внимания, например:
дрова –дорова,
стройка – сытыройка.
21
Внимание можно и нужно развивать!
Самому ребёнку это сделать трудно. Ему необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. И главным помощниками ребёнку могут стать мама и папа.
Внимание – это не раз и навсегда данное качество!
22
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.