ОДОБРЕНА
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 26 декабря 2019 г. № 4/19)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКИ КЧР
РГБУ ДПО «КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»
ПРИМЕРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«КЪАРАЧАЙ ТИЛ» («КАРАЧАЕВСКИЙ ЯЗЫК »)
ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ
начального общего образования
ЧЕРКЕССК - 2017
Составители:
Чотчаева Р.У. – ст. методист кафедры карачаево-балкарского и ногайского языков и литератур РГБУ ДПО «КЧРИПКРО».
Рецензенты:
Мамаева Ф.Т. - кандидат филологических наук, доцент кафедры карачаево-балкарского и ногайского языков и литератур РГБУ ДПО «КЧРИПКРО».
Бадахова А.Б. – учитель карачаевского языка МКОУ «СОШ с. Счастливое».
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «КЪАРАЧАЙ ТИЛ» («КАРАЧАЕВСКИЙ ЯЗЫК »)
для учащихся 1–4-х классов (родной): Примерная образовательная программа. 1–4-х классы. / Сост. Чотчаева Р.У. Черкесск, РГБУ ДПО «КЧРИПКРО» 2017г.
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «КЪАРАЧАЙ ТИЛ» («КАРАЧАЕВСКИЙ ЯЗЫК »), для учащихся 1–4-х классов (родной).
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и может быть использована в образовательных организациях, где карачаевский язык изучается как родной.
ПРИМЕРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Къарачай тил»
(«Карачаевский язык»)
для учащихся 1-4 классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная образовательная программа по учебному предмету «Карачаевский язык» («Къарачай тил») для учащихся 1-4 классов общеобразовательных организаций с русским (неродным) языком обучения.
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта и примерной образовательной программы начального общего образования (в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 г. федерального учебно-методического объединения по общему образованию), с учетом основных положений Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Содержание Программы входит в этнокультурный компонент и учитывает основные положения Законов Карачаево-Черкесской Республики: №53-РЗ от 28.12.2001 г. «О языках народов Карачаево-Черкесской Республики» и № 72-РЗ от 06.12.2013 г. «Об отдельных вопросах в сфере образования на территории Карачаево-Черкесской Республики».
При разработке Программы использованы материалы и рекомендации, изложенные в сборнике «Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях. Часть 1». 5-е издание. (Стандарты второго поколения). Москва. Просвещение. 2011 год.
В Программе определены ценности, цели и задачи изучения учебного предмета «Карачаевский язык», его место в учебном плане, планируемые результаты обучения, содержание предмета, а также представлено тематическое планирование и требования к материально-техническому обеспечению образовательного процесса.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Примерная программа по учебному предмету «Карачаевский язык» разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее – ФГОС) и определяет цель, задачи, планируемые результаты освоения программы по учебному предмету «Карачаевский язык», а также основное содержание указанного учебного предмета.
Основная цель изучения учебного предмета – развитие устной и письменной речи, совершенствование всех видов речевой деятельности, формирование определенного круга знаний о языке и языковых умениях, обеспечение мотивации обучения родному языку.
Задачи:
развитие речи, этнического самосознания, мотивации к изучению родного языка;
воспитание положительного ценностного отношения и уважения к родному языку;
формирование гражданских, патриотических чувств;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике карачаево-балкарского языка;
овладение умениями правильного чтения и письма;
составление простых высказываний, пересказов, письменных описаний небольших объемов.
Основные содержательные линии:
Материал учебного предмета структурирован в соответствии с разделами языкознания фонетика, орфография, морфемика (состав слова), морфология, синтаксис, орфография и пунктуация, развитие речи.
Общеучебные умения и навыки, способы деятельности
Обучение направлено на развитие организационных, познавательных, контрольно-оценочных умений.
В ходе изучения родного языка формируются умения обобщать, классифицировать, сравнивать, делать выводы, а также умения, связанные с информационной культурой (читать, писать, работать с учебной и справочной литературой).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Карачаевский язык»
Обучение языку дает возможности формирования позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, развития социальных навыков, интеллектуальных и творческих способностей, речевого этикета, общей культуры.
Особое внимание уделяется языковым аспектам: толкованию значения и особенностям употребления слов, пословиц, поговорок и других фольклорных жанров, работе над текстами, правильному использованию этнографических элементов.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Карачаевский язык входит в обязательную часть примерного учебного плана примерной основной образовательной программы общеобразовательной организации (вариант № 4). Рекомендуемый объём изучения карачаево-балкарского языка на уровне начального общего образования 270 ч. за 4 года обучения:
1 класс – 66 ч. (2 ч. в неделю, 33 учебные недели);
2-4 классы по 68 ч. (2 ч. в неделю, 34 учебные недели).
Тематическое планирование конкретизирует примерное распределение часов по видам речевой деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
учебного предмета «Къарачай тил» («Карачаевский язык»)
Личностные результаты:
- формирование этнической и общероссийской гражданской идентичности (осознание учащимися своей принадлежности к карачаево-балкарскому этносу и одновременно ощущение себя гражданами многонационального государства, формирование патриотических ценностей);
- овладение знаниями о родной культуре, религии, уважительное отношение к культурам и традиционным религиям народов России, формирование межэтнического согласия;
- формирование уважительного отношения к семейным ценностям и традициям, любви к природе, родному краю; понимание важности здорового образа жизни;
- развитие умения сотрудничать со сверстниками и взрослыми, предотвращать конфликтные ситуации;
- формирование мотивации к учебной деятельности.
Метапредметные результаты
- умение использовать родной язык с целью поиска различной информации;
- умение составлять диалог на заданную тему, ориентируясь в средствах и условиях общения;
- выбор необходимых языковых средств для ведения диалога, умение составлять письменные тексты.
- умение работать с различными видами информации, использовать орфографические и пунктуационные правила.
Предметные результаты:
- осознание родного языка неотъемлемой частью национальной культуры народа;
- получение начальных представлений о нормах родного языка (орфографических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета;
- знание правил правописания;
- умение применять орфографические и пунктуационные правила в объеме изученного материала, находить, сравнивать, классифицировать звуки, буквы, части слова, части речи, члены предложения;
- умение работать с текстами, справочной литературой, словарями, проверять написанное, обобщать знания о языке и применять на практике, в том числе в различных коммуникативных ситуациях.
- Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения этих предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.
В 1-х классах обучающиеся оцениваются вербально. Со 2-го класса – по 5-бальной системе.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«КЪАРАЧАЙ ТИЛ» («Карачаевский язык»)
Виды речевой деятельности
Слушание Восприятие на слух информации, определение основной мысли текста, ответы на вопросы.
Говорение. Развитие диалогической речи. Овладение нормами речевого этикета, культурой общения. Соблюдение речевых норм языка. Практическое овладение монологическими высказываниями (описание, повествование, рассуждение).
Чтение. Понимание учебных текстов. Правильное произношение слов, умение интонировать, делать паузы в тексте. Выборочное чтение. Нахождение необходимой информации в тексте и ее обобщение.
Письмо. Формирование графических навыков письма. Списывание, письмо под диктовку, письменное изложение. Составление небольших описаний, рассказов.
Обучение грамоте.
Фонетика. Звуки речи. Различие гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных, твердых и мягких, губных и негубных гласных. Слогообразующая функция гласных звуков. Специфические звуки ского языка [э], [ё], [нг], [ю], [къ], [дж], [гъ], [ў].
Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Произношение звуков в соответствии с нормами карачаев0-балкарского языка. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определенной модели.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Твердые и мягкие слоги. Постановка ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы. Знакомство с карачаевским алфавитом. Функция букв е, ё, ю, я.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.
Слово и предложение. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, наблюдений, на основе опорных слов.
Орфография
Знакомство с правилами правописания и их применением:
- раздельное написание слов;
- обозначение гласных после мягкого или твердого слога;
- прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
- перенос слов по слогам без стечения согласных;
- знаки препинания в конце предложения.
Систематический курс
Фонетика. Звуки речи. Различие гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных, твердых и мягких, губных и негубных гласных. Слогообразующая функция гласных звуков. Специфические звуки карачаево-балкарского языка [э], [ё], [нг], [ю], [къ], [дж], [гъ], [ў]. Установление числа и последовательности звуков в слове. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами карачаевского языка.
Слог. Деление слов на слоги. Твердые и мягкие слоги. Постановка ударения.
Определение ударного слога.
Графика. Различение звука и буквы. Функция букв е, ё, ю, я. Установление соотношения звуков и букв в слове.
Лексика. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Синонимы, антонимы, омонимы. Прямое и переносное значение слова.
Устойчивые сочетания слов. Работа с разными словарями.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Однокоренные слова и формы одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и омонимов. Выделение в словах корня. Разбор слов по составу. Различение слова и предложения. Предложение. Порядок слов в предложении (подлежащее предшествует сказуемому). Работа с предложением. Связь слов в предложении. Виды предложений. Интонация в предложении. Простые и сложные предложения. Распространенные и нераспространенные предложения.
Текст. Общее представление о структуре текста. Заголовок. Красная строка в тексте. Тема и главная мысль текста. Виды текста. Части текста.
Морфология. Части речи
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Множественное число имен существительных. Принадлежность у имен существительных (анам, ананг, анасы). Сказуемость у имен существительных. Аффиксы словообразования имен существительных (-чы, -чи, -чу, -чу; -лы, -ли, -лу, -лю; -лыкъ, -лик, -лукъ, -люк). Изменение имен существительных по падежам. Изменение имен существительных в притяжательной форме. Изменение имен существительных в непритяжательной форме.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Аффиксы словообразования имен прилагательных. Усилительные прилагательные.
Местоимение.
Общее представление о местоимении. Значение и употребление в речи. Личные местоимения.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Глагол. Значение и употребление в речи. Положительная и отрицательная формы глагола. Времена глагола. Глаголы повелительного наклонения.
Уроки развития речи. Умение формулировать свои мысли и аргументировать их, ясно и грамматически правильно говорить, излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать речевую культуру. Понимание прочитанного текста. Комплексная работа над структурой текста, план текста. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Составление небольших рассказов по серии сюжетных картин, наблюдений, на основе опорных слов. Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): подробное, выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
Наша речь. Язык и речь.
Звуки и буквы. Звуки и буквы. Карачаевский алфавит. Гласные и согласные звуки. Специфические звуки карачаевского языка [э], [ё], [нг], [ю], [къ], [дж], [гъ], [ў]. Твердые и мягкие гласные звуки. Губные и негубные гласные звуки.
Слог. Слово. Ударение. Слово и слог. Ударение. Перенос слов.
Текст. Предложение. Диалог. Текст и предложение. Диалог. Различение слова и предложения
Уроки развития речи
2 класс
Речь. Виды речи. Культура речи.
Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки. Карачаевский алфавит. Буквы, обозначающие гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие гласные звуки и буквы их обозначающие. Губные гласные звуки и буквы их обозначающие. Звонкие и глухие согласные звуки и буквы их обозначающие. Буквы [э], [ё], [нг], [ю], [къ], [дж], [гъ], [ў].
Слово. Слово и его значение. Слог. Ударение. Перенос слов. Однокоренные слова. Синонимы и антонимы.
Предложение. Виды предложений. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении.
Части речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол.
Повторение. Звуки и буквы. Слово. Предложение. Части речи.
Уроки развития речи
3 класс
Речь. Виды речи. Культура общения.
Звуки и буквы. Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Слог. Ударение. Ударный слог. Буквы гъ, къ. Буквы б, п, д, т, з.
Текст. Главная мысль текста. Построение текста. Абзац. Виды текстов.
Предложение. Виды предложений. Восклицательное предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. Словосочетание. Простое и составное предложение.
Слово. Значение слова. Прямое и переносное значение слова. Синонимы и антонимы. Омонимы.
Состав слова. Корень слова. Однокоренные слова. Аффиксы.
Части речи. Имя существительное. Собственные имена существительные. Число имен существительных. Имя прилагательное. Глагол. Времена глагола. Положительная и отрицательная формы глагола.
Повторение. Звуки и буквы. Текст. Предложение. Слово. Состав слова. Части речи.
Уроки развития речи
4 класс
Повторение. Наша речь. Наш язык. Гласные и согласные звуки. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. Простые и сложные предложения. Связь слов в предложении.
Слово. Лексическое значение слова. Состав слова. Суффикс. Суффиксы словообразования имен существительных. Части речи.
Сложные слова. Правописание сложных слов. Слитное и раздельное написание сложных слов.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Собственные и нарицательные имена существительные. Изменение имен существительных по падежам. Принадлежность у имен существительных. Изменение имен существительных по лицам. Сказуемость у имен существительных. Чередование согласных ч и ш в корне слова у существительных в середине слова.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Правописание имен прилагательных с дефисом. Суффиксы словообразования имен прилагательных.
Имя числительное. Понятие об имени числительном. Количественные, порядковые числительные. Употребление в речи числительных с существительными.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения.
Глагол. Значение и употребление в речи. Положительная и отрицательная формы глагола. Времена глагола.
Повторение. Имя существительное. Имя прилагательное. Числительное. Местоимение.
Уроки развития речи.
ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основные темы программы |
Всего часов |
Основные виды учебной деятельности
|
1 класс (99 часов) |
||
Предварительный устный курс |
8 |
Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Овладение начертанием письменных заглавных и строчных букв. |
Букварный период |
77 |
Анализ буквенного состава слов. Классификация звуков абазинского языка. Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. Условные звуковые обозначения слов. Абазинский алфавит. Гласные и согласные звуки. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Смыслоразличительная роль согласных звуков и букв, обозначающих согласные звуки. Полусогласные звуки и буквы, обозначающие их. Специфические звуки абазинского языка. Звонкие и глухие согласные звуки. Произношение парного по глухости – звонкости согласного звука. Губные и негубные согласные звуки. Сравнение заглавных и строчных букв. Сравнение написанных букв с предложенным учителем образцом. Заглавная буква в словах. Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов и т.д. (общее представление). Закрашивание тех частей рисунка, в которых имеется изучаемая буква. Списывание с печатного и письменного текста слова и небольших предложений. Списывание слов, предложений в соответствии с изучаемой темой. |
Слог. Слово.
|
Роль слов в речи. Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов. Тематические группы слов. Вежливые слова. Слова однозначные и многозначные, близкие и противоположные по значению. Перенос слов по слогам. Классификация слов по количеству слогов. Деление слов на слоги и определение их количества. Нахождение и исправление ошибок, допущенные при делении слов на слоги.. |
|
Ударение.
|
Способы выделения ударения. Словообразующая роль ударения. Зависимость значения слова от ударения. Графическое обозначение ударения. |
|
От слова к предложению.
|
Сравнение предложения, словосочетания, слова; описывание их сходства и различия. Анализ предложения; нахождение в предложениях смысловые пропуски и ошибки в графическом оформлении предложений. |
|
Развитие связной речи |
12 |
Соотношение текста и заголовки, выбор наиболее подходящего заголовка из предложенных. Определение границ предложений. Понятие о знаках препинаний в конце предложений. Составление устного рассказа с опорными словами, с опорой на рисунок. |
2 класс (68 часов) |
||
Звуки и буквы |
20 |
Деление слов на слоги, определение количества слогов в слове. Обоснование написания слов. Нахождение в слове согласных. Согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки и буквы их обозначающие. Двузначные, трехзначные буквы, обозначающие один звук. Правильное произношение согласных. Оценка соответствия написания слов орфоэпическим нормам. Нахождение допущенных в тексте ошибок. Комментарии правописания и произношения предложенных учителем слов. Различие звуков и букв, определение места, где могут пригодиться знания об алфавите, называя правильно буквы и располагая их в алфавитном порядке. Оценка своих достижений при выполнении заданий. |
Слово |
17 |
Характеристика и классификация слов по значению: Слова, отвечающие на вопросы «Кто?», «Что?», «Какой?», «Что делать?» Слова, обозначающие число предметов. Слова, заменяющие название предмета. Единственное и множественное число слов, заменяющих название предмета. Аффиксы местоимений единственного и множественного числа. Слова, называющие признак предмета. Слова, называющие счет предметов. Вопросительные слова к словам, называющим признак предмета. |
Части речи |
4 |
Общая характеристика частей речи: имя существительное, глагол, имя числительное. |
Синтаксис
|
5 |
Предложение. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения. |
Развитие связной речи |
22 |
Последовательность предложений в тексте. Составление рассказа по серии картинок, вопросам и опорным словам. Воспроизведение (пересказ) текста в соответствии с предложенным заданием. |
3 класс (68 часов) |
||
Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки |
11 |
Повторение материала, изученного во 2 классе: алфавит, специфические звуки и буквы абазинского языка. |
Слово |
10 |
Анализ состава слова. Определение корня, приставки, суффикса, основы, окончания. Классификация однокоренных слов. Овладение понятиями: «сложное слово», «слова-омонимы». Образование однокоренных слов с помощью суффиксов. Разбор слова по составу. |
Морфология. Понятие о частях речи. Имя существительное. Имя числительное. Глагол
|
27 |
Различение существительных по классам. Образование словосочетаний существительных с числительными. Вопросительные конструкции к существительному и глаголу. |
Синтаксис |
19 |
Различение предложения, словосочетания, слова. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. При помощи смысловых вопросов установление связи между словами в словосочетании и предложении. |
Развитие связной речи |
19 |
Овладение основными видами речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Обогащение активного и пассивного словаря учащихся. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение. Практическое овладение диалогической и монологическими формами речи. Овладение нормами речевого этикета. Работа над текстом. |
4 класс (68 часов) |
||
Повторение |
7 |
Повторение пройденного материала. Предложение. Звуки и буквы. Слог и ударение. Состав слова: корень слова, окончание, словообразующие префиксы, словоизменительные префиксы, суффиксы, основа слова. |
Морфология. Имя существительное |
32 |
Имя существительное, имя прилагательное, местоимение, имя числительное, глагол. Их значение. Имя существительное. Значение и употребление в речи. Собственные и нарицательные имена существительные. Единственное и множественное число имен существительных. Классы имен существительных: класс человека и класс природы, класс мужчин и класс женщин. Функции существительных в предложении. Притяжательные приставки существительных. |
Имя прилагательное |
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение имен прилагательных по числам. Правописание сочетающихся имен существительных и прилагательных. Позиция прилагательных в словосочетаниях с существительными. |
|
Местоимение |
Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Указательные местоимения. Притяжательные местоимения. Аффиксы притяжательных местоимений. |
|
Имя числительное |
Значение и употребление в речи. Количественные и порядковые числительные. Синтаксические функции числительных. Особенности употребления числительных с существительными. Правописание числительных. |
|
Глагол |
Значение и употребление в речи. Статические и динамические глаголы. Спряжение глаголов. Местоимения и префиксы при спряжении глаголов. Употребление глаголов в предложении. |
|
Синтаксис |
12 |
Различение простых и сложных предложений. Предложение. Согласование слов в предложении. Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. Сложное предложение. Союзы, употребляющиеся в сложных предложениях. Прямая речь. Значение и употребление прямой речи.. Оформление прямой речи. |
Развитие связной речи |
17 |
Обогащение активного и пассивного словаря учащихся с точки зрения содержания и формирования правильности речи стилистической и орфоэпической. Владение диалогической и монологической формами речи. Соблюдение особенностей речевого этикета. Составление планов к предложенному тексту. Создание собственных текстов по предложенным планам: изложение, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение. |
Примерное количество письменных, тестовых и проектных работ
(по годам обучения)
Карачаево-балкарский язык |
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
Словарный диктант |
- |
4 |
4 |
4 |
Контрольный диктант |
- |
4 |
4 |
5 |
Изложение |
- |
1 |
1 |
1 |
Сочинение |
- |
1 |
1 |
1 |
Тестирование |
- |
5 |
5 |
5 |
Проекты |
- |
- |
- |
1 |
Всего |
|
15 |
15 |
17 |
Проверка и оценка усвоения программы
Основные виды письменных работ по карачаевскому языку: списывание, диктанты (объяснительные, предупредительные, зрительные, творческие, контрольные, словарные), обучающие изложения и сочинения.
Примерное количество слов для словарных диктантов: II класс – 8–10 слов; III класс – 10–12 слов; IV класс – 12–15 слов.
Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов: I класс, конец года – 15-17 слов; II класс, первое полугодие – 25-30 слов, конец года – 35-45 слов; III класс, конец первого полугодия – 45-55 слов, конец года – 55-65 слов; IV класс, конец полугодия – 65-70 слов, конец года – 75-80 слов.
Количество слов в текстах для изложений: II класс, первое полугодие – примерно 40-50 слов, конец года – 50-65 слов; III класс, конец первого полугодия – 60-70 слов, конец года – 70-85 слов; IV класс, конец первого полугодия – 80-90 слов, конец года – 95-100 слов.
В текстах, предназначенных для изложения, количество слов для каждого класса соответственно увеличивается на 15-20. Содержание текстов оказывает познавательное, воспитательное воздействие на учащихся.
НОРМА ОЦЕНОК ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ
по учебному предмету «Къарачай тил» («Карачаевский язык»)
Нормы оценок за диктант
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии письма.
Оценка «4»ставится за диктант, в котором допущено не более 2-х орфографических ошибок и одно исправление; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-5 орфографических ошибок, 1 ошибка пунктуационная или 2 орфографических ошибки и 3-4 исправления; работа написана небрежно.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором более 5 орфографических ошибок; работа написана неряшливо.
Нормы оценок за списывание текста
2 класс
Оценка «5» ставится за списывание, в котором нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии письма.
Оценка «4» ставится за списывание, в котором допущено не более 2-х орфографических ошибок и 1 исправление; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии.
Оценка «3» ставится за списывание, в котором допущено 3 орфографических ошибки и 1 исправление; работа написана небрежно.
Оценка «2» ставится за списывание, в котором 4 орфографических ошибки; работа написана неряшливо.
3 класс
Оценка «5» ставится за списывание, в котором нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии письма.
Оценка «4» ставится за списывание, в котором допущена 1 орфографическая ошибка и 1 исправление; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии.
Оценка «3» ставится за списывание, в котором допущено 2 орфографические ошибки и 1 исправление; работа написана небрежно.
Оценка «2» ставится за списывание, в котором 3 орфографических ошибки; работа написана неряшливо.
4 класс
Оценка «5» ставится за списывание, в котором нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии письма.
Оценка «4» ставится за списывание, в котором допущена 1 орфографическая ошибка и 1-2 исправления; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии.
Оценка «3» ставится за списывание, в котором допущено 2 орфографических ошибки и 1-2 исправления; работа написана небрежно.
Оценка «2» ставится за списывание, в котором 3 орфографических ошибки; работа написана неряшливо.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
Чотчаева Р.У. Примерные программы по учебному предмету «Къарачай тил» («Карачаевский язык») и «Ана тил» («Литературное чтение на карачаевком языке») для 1-4 классов.
1 класс
Акбаев Х.М. «Харифле. 1 класс» («Букварь» на карачаевском языке). – г. Минеральные Воды, 2012.
Абдуллаева Л.В., Чотчаева Р.У. и др. Методическое пособие к учебнику «Харифле». – Майкоп, 2016.
Чотчаева Р.У. «Джазмала» (Прописи на карачаевском языке). – Майкоп, 2016.
2 класс
Алиева Т.К. Учебник «Къарачай тил» («Карачаевский язык. 2 класс»). – Майкоп, 2012.
Алиева Т.К. ,Чотчаева Р.У. Методическое пособие к учебнику «Карачаевский язык», – Майкоп, 2016.
Чотчаева Р.У., Акачиева С.М. Учебник «Ана тил. 2 класс» («Литературное чтение на карачаевском языке. 2 класс», – Майкоп, 2013.
Чотчаева Р.У., Кипкеева М.Б. Методическое пособие к учебнику «Ана тил. 2 класс» («Литературное чтение. 2 класс»). – Майкоп, 2017.
3 класс
Эльканов М.К., Эльканова С.М. Учебник «Къарачай тил. 3 класс» («Карачаевский язык. 3 класс»). – Майкоп, 2015.
Айбазова З.С., Эльканова С.М. Методическое пособие к учебнику «Къарачай тил. 3 класс» («Карачаевский язык. 3 класс»). – Майкоп. 2016.
Байрамукова Р.А., Кечерукова М. З., Учебник «Ана тил. 3 класс» («Литературное чтение на карачаевском языке. 3 класс»). – Черкесск, 2013.
Болатова З., Кечерукова М.З. Методическое пособие к учебнику «Ана тил. 3 класс» («Литературное чтение на карачаевском языке. 3 класс»). – Майкоп, 2017.
4 класс
Эльканов М.К., Эльканова С.М. Учебник «Къарачай тил. 4 класс» («Карачаевский язык. 4 класс»). – Майкоп, 2015.
Айбазова З.С., Эльканова С.М. Методическое пособие к учебнику «Къарачай тил. 4 класс» ( «Карачаевский язык. 4 класс». – Майкоп, 2016.
Гочияева С.А., Эбзеева А.И. Учебник «Ана тил. 4 класс» («Родная речь. 4 класс»). – Черкесск, из-во «Нартиздат», 2010.
Гочияева С.А., Чотчаева Р.У. Методическое пособие к учебнику «Ана тил. 4 класс» («Литературное чтение на карачаевском языке. 4 класс»). – Майкоп, 2017.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Мамаева Ф.Т. Преподавание карачаевского языка в многонациональных школах. Методическое пособие. – Черкесск, 2005.
2. Хаджиева Т. Нартский эпос карачаевцев, балкарцев.//Нарты. Героический эпос балкарцев и карачаевцев. – М., 1994.
3. Ортабаева Р. Джырчы и духовная жизнь общества. В сб. «Роль фольклора в формировании жизни общества», 1987.
4. Балтин П.К. Из истории карачаевской поэзии. – Черкесск, 1961.
5. Караева А.И. Становление карачаевской литературы. – Черкесск, 1963.
6. Акачиева С.М. Карачаевский роман. – Черкесск,1980.
7. Лайпанланы Б. Суратлау кючю бла джашау кертилиги. //Семенланы Сымайыл – джырчы Сымайыл). Джырла бла назмула. Сайламалары. – М., «Инсан», 1992.
8. Чанкаева Т.А. Азамат Суюнчев. Очерк творчества. – М., 1998.
9. Байрамукова Н.М.Поэзия и условная поэтика. – Черкесск, 1971.
10. Суюнчев Х.И., Гочияева С.А., Эбзеева А.И. Школьный орфографический словарь. – Черкесск, 1991.
11. Ортабаева Р.К. Фольклор народов Карачаево-Черкесии. – Черкесск, 1991.
13. Хаджиева Т.М., Ортобаева Р.К. Нарты. Героический эпос карачаево-балкарского народа. – М., 2008
14. Ортабаева Р.К. Фольклор народов Карачаево-Черкесии. – Черкесск, 1991.
17. Толковый словарь карачаево-балкарского языка. (В 3-х томах) –
Нальчик, 2011
18. Жарашуева З.М., Башиева С.К. Карачаево-балкарский фразеологический словарь. – Нальчик, 1991.
15. Карачаево-балкарско-русский словарь./ Под ред. Э. Р. Тенишева, - М., из-во «Русский язык», 1989.
18. Къарачай-малкъар тилни грамматикасы. Нальчик, 2016.
19. Русско-карачаево-балкарский словарь. – М., из-во «Русский язык», 1970.
21. Ортабаева Р.К., Мижаев М.И., Чикатуева С., Сикалиев А.И. Сб. «Пословицы и поговорки народов Карачаево-Черкесии». – Черкесск, 1990.
22. Алийланы Солтан. Къарачай нарт сёзле. – Черкесск, 1963.
25. Фольклор народов Карачаево-Черкесии. – Черкесск, 1991.
Интернет-ресурсы
elbrusoid.org
real-alania.narod.ru
ru.karacaytil.wikia.com
ru.wikipedia.org
turan.info
karachays.com
dic.academic.ru
slovari.yandex.ru
muzodom.ru
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка……………………………………….………………..3
Общая характеристика учебного предмета…………………….……………..3
Место учебного предмета в основной образовательной программе общеобразовательной организации…………………………………………....4
Планируемые результаты освоения программы…………………….….… 4
Основное содержание учебного предмета «Къарачай тил» («Карачаевский язык»)…………………………………………………………………………..6
Примерное тематическое планирование……………………………..……..9
Примерное количество письменных, тестовых и проектных работ (по годам обучения)…………………………………………………………….………...10
Проверка и оценка усвоения программы……………………………….…11
Норма оценок письменных работ……………………………………… ……12
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.