Для психолога
Оценка 4.9

Для психолога

Оценка 4.9
doc
12.05.2020
Для психолога
18.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА)

 

 

 

 

 

 

 

СОСТАВИТЕЛИ: А.И. ИВАНОВА, О.Ю. КРАВЕЦ, И.А. РЫБКИНА

 

НАУЧНЫЙ РЕДАКТОР КАНДИДАТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК, ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ЛОГОПЕДИИ МГПОПУ Н.В. СЕРЕБРЯКОВА

 

 

 

 

Описание стимульного материала для диагностического обследования

1. Игрушка «зайчик» с подвижными частями тела.

Специалист предлагает ребенку показать части тела на игрушке и на себе: с 1 года просят показать хотя бы одну часть (на себе и на игрушке), с 1 года 6 месяцев - две части, с 1 года 10 месяцев до 2 с половиной лет - 3-4 части, старше 2 лет 6 месяцев - 5 частей, назвать хотя бы одну часть).

С 1 года ребенок проявляет интерес к игрушке, исследует ее, подражает действиям взрослого, манипулирующего с игрушкой (например: «Зайка спит» -укладывает игрушку на бочок, «Зайка прыгает» - имитирует прыжки зайки и т.п.).

С 1 года 10 месяцев с помощью игрушки специалист начинает взаимо­действовать с ребенком, помогая ему быстрее адаптироваться: игрушка сначала «здоровается» с родителями, а затем с самим ребенком, прино­сит ему игры и поощряет ребенка принимать в них участие.

Для установления контакта с детьми старше трех лет чаще используется мягкая игрушка-зайчик, которая надевается на руку.

 2. «Кубикоброс» и «Шарикоброс»

(две банки, одна с круглым, другая с квадратным отверстиями, и прилагающие­ся к ним вкладыши - кубики и шарики).

С 1 года до 1 года 6 месяцев игры предлагаются по отдельности, с 1 года 6 месяцев до 1 года 10 месяцев - одновременно.

С помощью этих игр проверяется моторное развитие ребенка, умения раз­личать предметы по форме (шарик - кубик) и соотносить их, ориентируясь на форму отверстия (с 1 года 6 месяцев ребенок выбирает предметы по на­званию и вкладывает их без подбора).

3. Объемный пазл

с двумя отверстиями круглой и квадратной формы с соответствующими вкладышами (кубиком и цилиндром). Внутри пазла нарисованы зайчик и уточка.

Этот диагностический материал, как и предыдущий, направлен на провер­ку умения ребенка различать предметы по форме и соотносить их. Кроме того при помощи этой игры с 1 года 6 месяцев можно проверять кратковремен­ную непроизвольную память ребенка (задание: «Найди, где спряталась уточка (зайчик)») и сформированность представления о константности объекта.

4. Рамки Монтессори

с вкладышами (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, звездочка).

Детям в возрасте от 1 года 10 месяцев до 3 лет данный диагностический ма­териал предлагается по тройкам: сначала рамки с кругом, квадратом, треугольником; затем следующая тройка: с овалом, прямоугольником, звездоч­кой (все рамки в каждой тройке располагаются в ряд).

Начиная с 3 лет ребенку предлагается сразу шесть рамок, размещенных гори­зонтально и так, чтобы похожие формы лежали рядом (например, в такой после­довательности: прямоугольник, квадрат, овал, круг, треугольник, звездочка).

Игра позволяет оценить координацию, ловкость движений, сформирован­ность «пинцетного захвата», то есть когда ребенок берет и удерживает пред­мет указательным и большим пальцами (до 2 лет возможно присоединение третьего, среднего, пальца), а также умение соотносить предметы по форме (с 1 года 10 месяцев до 2 лет ребенок вкладывает геометрические фигуры методом проб и ошибок, с 2 лет сразу, ориентируясь на форму отверстия), умение выбирать формы по названию и называть их (требуется, чтобы ребе­нок с 2 лет выбирал по названию круг, с 2 с половиной лет - квадрат, а к 3 годам - треугольник). С 3 лет ребенок может уже назвать основные геомет­рические формы (круг, квадрат и треугольник).

5. Набор геометрических фигур:

кругов, квадратов, треугольников основных цветов (красного, желтого, синего, зеленого цветов) - всего 12 фигур с четырьмя «полянками» (квадраты из карто­на размером 15 см х 15 см таких же цветов). (Листы 1,2,3,4)

Ребенку сначала предлагают выбрать «полянки» по названию цвета. Если у него возникло затруднение, то специалист может предложить выбрать «полян­ку» определенного цвета из пары (например, красную из желтой и красной, желтую из желтой и синей, синюю из зеленой и синей). Если ребенок не знает цвета, взрослый сам раскладывает «полянки» на столе. Затем следует задание рассортировать геометрические фигуры по цвету (по 3 на каждую «полянку»). Первую «четверку» сортирует взрослый, остальные по образцу - ребенок. Если ребенок затрудняется, допускает ошибки, количество «полянок» уменьшает­ся (в карте отмечается на сколько цветов сортирует ребенок).

Ребенок с 1 года 10 месяцев может сортировать геометрические фигуры на два цвета с небольшой помощью взрослого (предлагаются пары: красный - жел­тый либо синий - желтый), с 2 лет - сортировать на 2 цвета самостоятельно, с 2 с половиной - на 3-4 цвета. К 3 годам ребенок должен знать 4 основных цвета (выбирать цвет по названию и называть его).

После сортировки геометрических фигур ребенка повторно просят показать «полянки» определенного цвета (выбор цвета по названию) и назвать, како­го цвета выбираемая «полянка».

В конце игры, убирая диагностический материал, взрослый оставляет три геометрические фигуры одного и того же цвета (круг, квадрат, треуголь­ник), просит ребенка выбрать по названию фигуру и дать ее маме (тете, зай­ке-игрушке). В зависимости от возраста количество выбираемых фигур раз­ное: в 2 года надо выбрать только круг, с 2 с половиной лет - круг и квадрат. Ребенка просят назвать, какую фигуру он выбрал.

С помощью данной игры исследуется знание ребенком основных цветов, уме­ние сортировать по цвету, знание основных геометрических форм по назва­нию, устойчивость и объем внимания.

 6. «Полянки с липучками».

Первая «полянка» (№ 1) с контурным изображением четырех геометрических фигур: круга, квадрата, равностороннего треугольника, прямоугольника. В се­редине каждой фигуры пришита «липучка». (Лист 5)

Вторая «полянка» (№ 2) с четырьмя секторами желтого, красного, синего и зе­леного цветов. На каждом секторе - «липучка». (Лист 6)

В набор также входят: к первой «полянке» - геометрические фигуры соот­ветствующих форм, ко второй - круги основных цветов, кусок ковролина, на который прикрепляются эти фигурки (на одну сторону - геометрические фигуры, на другую сторону - круги).

Ребенку сначала предлагают показать геометрические фигуры по названию (круг, квадрат, треугольник), а затем снять их с ковролина и прикрепить на «полянку» № 1, совместив их по контуру (т.е. проверяется знание ребен­ком основных форм и умение подбирать их по контуру).

Аналогично проводится игра с «полянкой» № 2 и кругами. Ребенка просят показать круг определенного цвета, а потом прикрепить его на соответству­ющий сектор (т.е. проверяется знание ребенком основных цветов и умение сортировать по цвету).

Эта игра предлагается детям с 2 с половиной лет взамен набора геометри­ческих фигур с полянками.

Ребенку с 3 лет на предлагаемой «полянке» № 2 к четырем основным цве­там добавляют белый и черный цвета.

7. Игра «Шары».

В набор входят круги и полоски разного цвета (желтого, красного, синего, зеле­ного, оранжевого, фиолетового). (Лист 7)

Используется для исследования представлений о цвете у детей 3 лет и стар­ше. Обследование проводится в три этапа. Сначала ребенок подбирает к раз­ложенным кругам соответствующие им по цвету полоски (Инструкция: «Подбери к шарикам такие же по цвету ниточки»). Затем предлагается выб­рать тот или иной цвет («Покажи красный шарик», «Дай синий круг» и т.д.). После этого взрослый просит назвать цвет показанной фигуры («Этот шар какого цвета?», «А этот?»).

8. Игра «Подбери пару».

В комплект входят карточки (3 штуки), на которых нарисовано по пять разных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) раз­ного цвета, и отдельные геометрические фигуры такого же цвета и такой же формы, как на карточках. (Листы 8,9)

Ребенку предлагают одну карточку, просят показать фигуру определенного цвета, выбрать такую же из предложенного набора и наложить ее на образец.

Проверяется умение малыша выбирать предмет по двум признакам. Игра пред­лагается детям после 3 лет.

 9. Игра-планшет «Сортировка по двум признакам».

В игру входит: планшет с расчерченной таблицей (в верхнем ряду располагают­ся фигуры: круг, квадрат, треугольник; в левом столбце - основные цвета: жел­тый, красный, синий, зеленый), отдельные фигуры основных цветов (всего 12 штук). (Лист 10)

Ребенку предлагается разложить в клетках таблицы фигуры так, чтобы ме­сторасположение совпало с цветом и формой положенной фигуры.

Цель игры: проверить умение ребенка сортировать предметы по двум при­знакам (цвету и форме). Игра предлагается детям с 3 с половиной лет.

10. Пирамиды (большая и маленькие).

С 1 года до 1 года 6 месяцев вниманию ребенка предлагается большая пира­мида с шестью кольцами с широкими отверстиями, три из которых прозрач­ные с шариками внутри и три - цветные; пирамида при покачивании изда­ет мелодичный звук.

Проверяется развитие моторики и адекватность действий с кольцами.

С 1 года 6 месяцев, кроме большой пирамиды, используются две маленькие пирамидки желтого и красного цвета с четырьмя колечками каждая. Вни­манию ребенка предлагается каждая пирамидка отдельно. На них проверяется различение ребенком цветов.

Для диагностики детей с 1 года 10 месяцев до 3 с половиной лет использует­ся пирамидка с тремя маленькими и четырьмя большими кольцами.

Ребенку предлагается разобрать и собрать пирамидку с учетом размера колец. При сборке взрослый подает по два кольца (большое и малень­кое) и просит ребенка выбрать только большое. Порядок расположения колец в руках специалиста произвольный и не предполагает закономер­ного чередования. Таким образом, ребенок выбирает все большие коль­ца. Оставшиеся маленькие собираются на пирамидку либо ребенком, либо специалистом.

 Этот вариант игры предлагается детям до 2 с половиной лет и на нем прове­ряется понимание ребенком значения слов «большой и маленький» и уме­ние выбирать предмет по размеру.

Такая пирамидка используется для проверки умения детей в возрасте 3 лет чередовать предметы по размеру (только 2-шаговое чередование). Взрос­лый показывает образец, одевая кольца на стержень: «Большое кольцо -маленькое - снова большое - маленькое, а затем какое по размеру?» Ребен­ку дают выбрать кольцо из двух: большого и маленького. Затем снова пока­зывают, в какой последовательности расположены кольца у пирамидки, и предлагают ребенку выбрать из оставшихся колец нужное по размеру.

При необходимости игру можно повторить.

11. Матрешка трехсоставная.             

С 1 года предлагается разобрать, а потом собрать односоставную матрешку (с помощью взрослого). С 1 года б месяцев ребенку предоставляется возмож­ность самостоятельно исследовать игрушку и разобрать ее. Собирает же ре­бенок двухсоставную матрешку при помощи словесных пошаговых инст­рукций взрослого (типа: «Открой лялю», «Спрячь лялю» и т.д.)

С 1 года 10 месяцев ребенку предлагается разобрать и собрать трехсоставную матрешку по инструкции взрослого. При этом взрослый просит пока­зать большую и маленькую матрешки (среднюю - методом исключения). С 3 лет ребенку предлагается разобрать и собрать матрешку, называя, како­го размера каждая матрешка.

На этой игре исследуется сформированность понятия величины предметов, понимание инструкций и цели задания.

12. Шесть баночек.

В набор входят 6 баночек с легко открывающимися крышками. Баночки отличаются по цвету и по величине. В собранном виде они вкладываются одна в другую, как матрешка. Эта игра аналогична предыдущей. Также ее можно использовать для построения башни по образцу.

Игра используется для проверки знания ребенком размера (большой - ма­ленький), отношений (больше - меньше), хорошо показывает уровень ис­следовательской активности ребенка, а также развитие мелкой моторики.

Рекомендуется для детей от 1 года до 1 года 10 месяцев.

13. Уточки.

В набор входят резиновые игрушки, отличающиеся по величине (большая и маленькая уточки). Могут использоваться другие пары игрушек, отличаю­щиеся по размеру.

Игра предназначена для проверки сформированности понятия величины и выполнения отдельных поручений («Найди уточку (утю)», «Принеси уточ­ку (утю)», «Отдай тете (маме)», «Положи наместо» и др.).

С 1 года 6 месяцев ребенок ориентируется в двух контрастных величинах: по просьбе показывает большой и маленький предметы (игрушки).

14. Четыре пары картинок с изображенными на них предметами, отличаю­щимися по размеру (елочки, шарики; куклы («ляли»), зайки, пирамидки, мишки). (Листы 11,12,13)

Картинки предлагаются ребенку попарно, каждая пара по отдельности. Цель этого задания:

• для ребенка в возрасте от 1 года 6 месяцев до 1 года 10 месяцев - прове­рить его умение ориентироваться в двух контрастных величинах с разни­цей в 3 см. («Покажи большую елочку. Покажи, где маленькая елочка»);

• с 1 года 10 месяцев ребенок не только показывает большой и маленький предмет по названию, но и называет, какой это предмет по размеру;

• ребенок с 2 с половиной лет начинает понимать значение существитель­ных с уменьшительно-ласкательными суффиксами («Покажи, где кукла, а где куколка», «пирамида - пирамидка») и знает названия животных и их детенышей («Покажи, где медведь, а где медвежонок», «заяц - зайчик»).

15. Картинки с изображением предметов, отличающихся друг от друга по вы­соте (высокий - низкий), длине (длинный - короткий), ширине (широкий -узкий), толщине (толстый - тонкий). (Лист 14)

Ребенку предлагается показать: высокий (низкий) домик, длинный (корот­кий) ремешок, широкую (узкую) вазу, толстый (тонкий) карандаш.

Картинки используются для тестирования детей с 2 с половиной лет.

С 3 лет ребенку предлагается дополнительно назвать характеристику пред­мета по высоте, длине, ширине и толщине (например: «Какой это домик по высоте?» - «Высокий» и т.п.).

16. Сортировка предметов по размеру.

Игра «Угости заек морковками» (сортировка на два размера). (Лис­ты 15,16)

В набор входят три картинки, на которых нарисованы зайчики, одинаковые по форме и цвету, но отличающиеся по величине (большой, маленький и сред­ний), морковки двух размеров (большие и маленькие).

Ребенку предлагается показать большого, маленького и среднего по вели­чине зайчика (чтобы ребенок не путал с месторасположением, среднего по величине зайку желательно положить сбоку, а не в центре); затем убрать среднего зайчика, а оставшимся «ряздать» морковки, учитывая размеры большему по величине - « большие », маленькому - « маленькие »).

Игра предлагается детям с 2 с половиной лет.

Игра «Раздай листики лисичкам» (сортировка на три размера). (Ли­сты 17,18)

В игру входят три картинки с изображением лисичек, одинаковых по форме и цвету, но отличающихся по размеру (большая, средняя, маленькая) и комп­лект листиков, по три каждого размера.

Предлагается раздать листики лисичкам, учитывая размеры (большей по величине лисичке - «большие», маленькой- «маленькие», средней- «средние»). Первую «тройку» листиков взрослый сортирует сам. Остальные по образцу - ребенок.     

 17. Пазл «Рыбки» (доска с проделанными пазами в виде рыбок трех размеров и рыбки-вкладыши). (Листы 19,20)

Задание: Надо вставить в пазы-«домики» рыбок соответствующего размера. Предлагается детям с 2 с половиной лет взамен пирамидки.

Проверяется умение ориентироваться в трех контрастных величинах (боль­шой, маленький и средний)

18. «Парные картинки» (четыре пары одинаковых картинок: мячи, пирами­ды, мишки, зайчики). (Лист21)

Ребенку до 1 года 6 месяцев предлагаются только две пары картинок (миш­ки и зайчики), старше - все четыре пары; при этом перед малышом выкла­дываются не все картинки сразу, а по одной из каждой пары. Взрослый про­сит показать (назвать), кто нарисован на картинках, а потом подает ребенку картинку, называя изображенный предмет, и просит найти такого же зайку (мишку, мячик, пирамидку) (с 1 года 6 месяцев). Дети в возрасте до 1 года 10 месяцев должны узнавать предметы, изображенные на картинке.

На этой игре проверяется умение ребенка узнавать на картинке знакомые предметы и находить среди них одинаковые (по названию).

Дополнительно малышу дают задание найти среди игрушек, с которыми он уже играл, изображенный на картинке предмет («Найди еще зайку (пира­мидку, мячик)»), чтобы проверить наличие у ребенка умения обобщать («Это все зайки»).

 19. Лото «Парные картинки» (лист с картинками на разные лексические темы и отдельные карточки с такими же картинками). (Листы 22,23,24)

Ребенка просят показать знакомые картинки и назвать их («Кто это?»,  «Кого ты видишь?»), предлагают показать картинку по названию («Покажи миш­ку, лошадку, корову, кубики и т.п.»).

С 1 года 10 месяцев до 2 лет ребенок находит пару к картинке с помощью взрослого, ориентируясь на названный объект («Покажи такого же мишку, лошадку и т.п.»).

Дети с 2 лет подбирают парные картинки самостоятельно без опоры на сло­во, обозначающее нарисованный предмет (инструкция: «Найди такую же картинку»). С 1 года 10 месяцев предлагается лото с шестью картинками, с 2 с половиной лет - с восемью.

Кроме того, эта игра используется для проверки зрительной памяти ре­бенка.

Для малышей до 2 с половиной лет из игры берут две картинки (остальные убираются), для детей старше этого возраста - три картинки (предпочти­тельнее брать картинки с изображением животных и только тех, кого можно озвучить звукоподражанием (например: «Мишка говорит: "Бу-бу-бу"», «Корова: "Му-му-му"». И т.п.)).

Перед ребенком выкладываются картинки, он называет, кто изображен на них. Затем картинки переворачиваются, а малыш говорит, где кто спрятал­ся («Где спрятался зайка (мишка и т.п.)?») и кто спрятался на этом месте («Кто здесь спрятался?»). Если ребенок затрудняется ответить на постав­ленный вопрос, то можно его переформулировать: « Здесь спрятался мишка (зайка)?». С 3 лет для исследования кратковременной зрительной памяти используются пять картинок.

Для детей старше 3 лет взамен вышеописанной игры предлагается лото из 4 картинок с изображением похожих предметов, связанных с одной лек­сической темой (например, на всех картинках цветы одного цвета, но раз­ные по форме). Ребенку предлагается найти одинаковые картинки. Про­веряется сформированность понятия « такой же» на близких (похожих) кар­тинках.

20. «Мозаика».

Для обследования детей до 1 года 10 месяцев в набор входят фишки-«гри­бочки» большого размера (диаметр шляпки равен 2 см, длина ножки -1,5 см) желтого и красного цветов, баночки соответствующих цветов, в крышках которых проделаны отверстия для «посадки» грибочков.

Данная игра предлагается только в том случае, если малыш перестал обсле­довать предметы ртом.

Проверяется развитие мелкой моторики и восприятие цвета (ребенку до 1 года 6 месяцев дается задание собирать «грибочки в баночки по одному без ориентира на цвет; старше - вставлять («сажать») в отверстия на крышках, ориентируясь по цвету с помощью взрослого).

Для детей старше 1 года 10 месяцев используется мозаика с двумя цветны­ми «полянками» желтого и красного цвета и по 5 разновеликих фишек-«грибков» соответствующих цветов. Размеры «грибков»: шляпка- 2 см (у больших), ножка - 1,5 см; шляпка - 1 см, ножка - 1,5 см (у маленьких). В «полянках» есть отверстия для «посадки» «грибков».

Первые две фишки, желтую и красную, сажает взрослый, а затем предлагает ребенку рассортировать по образцу оставшиеся «грибки», подавая их по одному и обращая внимание малыша на их цвет. («Посмотри на "грибок". Най­ди такого же цвета "полянку". Посади.») В конце игры взрослый просит по­казать определенного цвета «грибки» и назвать, какого цвета «полянки».

На этой игре проверяется умение сортировать предметы по цвету и знание названий основных цветов. Кроме того, исследуется мелкая моторика (ко­ординация и захват), а также внимание и способность к подражательной деятельности.

Игра «Мозаика» используется при диагностике детей до 2 с половиной лет.
Детям старше этого возраста предлагается игра «Шахматы». Отличие этих
игр заключается только в размере используемых фишек-«грибков» (размер
шляпки равен 5 мм, ножки - 5 мм) и в цвете поля (в игре «Шахматы» сор-
тируются «грибки» на два цвета: черный и белый).

21. Кукла из пластмассовой бутылки С открытым ртом - отверстием 1,5 см, с шапкой-колпачком, снимающимся вращательным движением, и мелкие пред­меты для «кормления» куклы (фасоль, бобы, горох) на тарелке.

Предлагается «покормить» куклу («лялю») по образцу. Для детей младше 2 лет игрушка предлагается при условии, что ребенок перестал обследовать предметы ртом.

Для детей старше 2 лет берутся более мелкие предметы (пшено, горох, рис - не более четырех каждого вида). Помимо этого малышу предлагается показать части лица куклы (глаза, нос, рот), назвать их и затем «покормить» куклу.

На этой игрушке проверяется знание ребенком частей лица и развитие мел­кой моторики, в том числе сформированность вращательного движения при откручивании шапки-колпачка.

При игре с детьми старше 2,5 лет кукла заменяется на пластмассовую рыб­ку (диаметр отверстия рта равен 0,8 см).

С 3 лет используется пластмассовая собачка с диаметром отверстия рта 0,5 см.

22. Кубики деревянные 4x4x4 см (3 штуки).

Ребенок выполняет действие по подражанию: в 1 год стучит кубик о кубик; в 1 год 6 месяцев строит башню из трех кубиков.

23. Мяч резиновый диаметром 20 см.

Ребенку дают поиграть в мяч (пнуть его ногой, бросить руками, подкатить маме; догнать, поднять мяч).

В 1 год 6 месяцев ребенок пинает мяч стоя без поддержки, бросает вниз (по направлению к полу), катит и ловит медленно катящийся мяч с помощью взрослого.

Проверяется развитие моторики: координация движений, ловкость.

24. Юла на подставке с прозрачным корпусом и движущимися внутри игрушками (зайкой, киской и др.). При нажатии издает мелодичный звон.

Ребенку дают возможность обследовать игрушку, просят нажать на юлу так, чтобы игрушки стали двигаться по кругу (при необходимости взрослый по­казывает, как надо делать).

Проверяется моторное развитие, отмечается наличие исследовательского ин­тереса, реакция на звук и длительность игры (от 2 и более минут).

25. Кукольная мебель (стол, стул и кроватка с постельными принадлежностями — простынкой, подушкой и одеялом), посуда (тарелка, чашка и ложка), кукла.

Ребенку предлагается проиграть знакомые бытовые действия с игрушками по просьбе, либо, если он затрудняется, - повторить выполняемые действия

за взрослым по образцу (например, «Положи куклу ("лялю", Катю) спать»; «Покачай куклу», «Посади,..», «Покорми...» и т.п.).

При этом отмечается характер игровой деятельности, адекватность действий с предметами, понимание словесных просьб и выполнение действий по образцу.

26. Пазл «Девочка» - доска с пазами для составления картинки из 6 час­тей (голова, туловище, две руки, две ноги) и соответствующие вкладыши. (Листы 25,26)

Ребенок с 1 года 10 месяцев до 2 с половиной лет должен вложить хотя бы одну часть самостоятельно, старше - 3 части.

У ребенка проверяется знание частей тела, развитие мелкой моторики и про­странственное восприятие.                                                                     

27. Картинки «Один - много» с изображением одного и нескольких одина­ковых предметов (4пары). (Листы27,28)

Все картинки предлагаются детям с 2 с половиной лет. Проверяется умение различать у существительных формы единственного и множественного чис­ла с ориентиром на окончание («Покажи, где мяч (чашка, стол), где мячи (чашки, столы)»), с ориентиром на слово, обозначающее количество («По­кажи, где один шар, где два шара»). Дополнительно ребенку предлагается посчитать шары: «Один шар, два шара» (по образцу), с 3 лет - счет до трех.

Кроме того, для диагностики детей с 3 лет используется картинка с зайчи­ками, держащими шарики (два - у одного, семь - у другого). Проверяется сформированность понятий «много», «мало» («Покажи, у какого зайки много (мало) шариков»).

28. Сюжетные картинки (например, сюжеты: «Тетя моет пол», «Бабушка сидит и шьет рубашку», «Мальчик бьет по мячу ногой», «Мальчик несет мяч», «Девочка кормит кур»). (Лист 29)

Используются для тестирования детей с 1 года 10 месяцев.

Ребенку предлагают назвать, кто нарисован на картинке, что он делает, отве­тить на вопросы косвенных падежей: « Кого кормит девочка? », « Чем тетя моет пол?», «Что шьет бабушка?», «Кому шьет бабушка? » ит.п. Если ребенок зат­рудняется ответить на заданный вопрос, можно предложить показать («По­кажи, кого кормит девочка» ит.п.). Дополнительно (с 2 с половиной лет) пред­лагается показать на картинке мальчика (девочку).

Ребенку старше 3 лет предлагают рассказать, что он видит на картинке. В случае затруднений взрослый помогает ребенку вопросами: « Кто нарисован на картинке?», «Что он делает?». Задает косвенные вопросы («Кого?», «Чем?», «Где?» и т.д.).

Определяется уровень развития речи (активной и пассивной).

29. Большая машина с водителями и грузом (открывающимися и закрывающимися разноцветными коробками и вкладышами к ним).

Используется для организации свободной деятельности ребенка и наблюде­ния за ним.

С 3 лет эта игрушка также используется для исследования понимания ре­бенком предложно-падежных конструкций с предлогами на, в, под, за; ма­лышу даются задания, например: «Посади водителя (дядю) в кабину», «По­ставь на машину », например: « Положи под машину », « Спрячь за машиной ».

 30. Игра «Укрась мостик» (картинка с шариками (у шариков только кон­тур), расположенными в ряд и привязанными к мостику, комплект овалов жел­того и красного цвета (по четыре каждого цвета)). (Лист 30)

Ребенку предлагается чередовать овалы по цвету (только 2-шаговое чередова­ние), выкладывая их на контур шариков (инструкция: «Давай украсим мос­тик и сделаем шарики цветными. Выложим так...»). Взрослый показывает образец: «Красный шарик - желтый - снова красный - желтый, а потом ша­рик какого цвета?».

Проверяется умение чередовать предметы по цвету. Игра используется для тестирования детей с 3 лет.                                                                       

 31. Размерный ряд. Пазл «Собачки».

Доска с пазами для вкладывания «собачек», отличающихся лишь по величине (размерный ряд из пяти элементов), 5 вкладышей-«собачек». (Лист 31)

Ребенку предлагается последовательно заполнить ряд, начиная с самой боль­шой (маленькой) собачки, выбирая из 3 предложенных взрослым. При повтор­ном проигрывании малышу предлагается самостоятельно собрать паз л. В слу­чае необходимости можно вернуться к игре по инструкции.

Дети с 3 до 3 с половиной лет выполняют задание с небольшой помощью, стар­ше - допускают не более одной ошибки при самостоятельной сборке пазла.

 32. Игра «Дополни картинку».

В набор входят 4 карточки. Каждая карточка разделена на две части, в левой части изображен предмет, состоящий из двух элементов, например: кружка -прямоугольник и ручка (дуга), шарик-кружок и ниточка, флажок-треуголь­ник и палочка, жук - овал и шесть ножек; на правой изображен только один элемент: ручка, ниточка, палочка и т.д. Кроме этого в наборе предлагаются геометрические фигурки, соответствующие изображенным элементам (овал, круг, прямоугольник и треугольник). (Лист 32)

Ребенку предлагается выбрать необходимую фигурку из предложенных, что­бы на правой части карточки получился такой же предмет, как и на левой.

Игра позволяет исследовать аналитическое мышление ребенка.

33. Игра «Разрезные картинки». (Лист 33)

Знакомые ребенку изображения предметов разрезаны на четыре части. Ре­бенку предлагается составить картинку. В качестве помощи можно распо­ложить части четырехсоставной картинки так, чтобы ребенку нужно было лишь соединить их. В случае ошибочного выполнения задания малышу мож­но предложить двухсоставные картинки (одна картинка разрезана по гори­зонтали, другая - по вертикали).

Используется для проверки у ребенка пространственного восприятия (от­ношения «целое» - «часть», «верх» - «низ»).

34. Картинки, на которых представлены пространственно-временные отношения и логические связи. (Листы 34,35,36,37)

Для проверки умения дифференцировать время суток используются две кар­точки с изображением дня и ночи. Ребенку предлагается показать, на ка­кой картинке - день, а на какой - ночь (картинки предъявляются одновре­менно), и назвать, что изображено на них («Это день или ночь?»).

 С 3 с половиной лет ребенка просят показать на двух картинках, связанных единым сюжетом, что делается сначала, а что потом («Что сначала мальчик (девочка) делает: моет руки или вытирает? Надевает куртку или гуляет?»).

Для проверки сформированности пространственных представлений малышу предлагается картинка с тремя бабочками, изображенными на разной высоте. Ребенка просят показать бабочку, которая «летает выше (ниже) всех»; поднять (опустить) руки вверх (вниз). Показ взрослым этих движе­ний в данном случае исключается.  

Для исследования мышления ребенка просят выбрать из двух предложен­ных картинок одну к заданному вопросу («Чем чистят зубы?» - зубная щет­ка и расческа), назвать, что делают оставшимся предметом. Таким образом рассматривают четыре пары картинок («Чем пишем?» - ручка и утюг, «Чем режем?» - ложка и нож, «Чем открываем дверь?» - ключ и молоток; «Что делаем утюгом, ложкой, молотком, расческой?»). Кроме вышеперечислен­ного, ребенку предлагают выбрать: «Что ест корова? » (траву или торт), «Что несет курочка?» (яичко или молоко), «Кто ест рыбу?» (белка или кошка).

 


СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО

СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО

Описание стимульного материала для диагностического обследования 1

Описание стимульного материала для диагностического обследования 1

Этот диагностический материал, как и предыдущий, направлен на провер­ку умения ребенка различать предметы по форме и соотносить их

Этот диагностический материал, как и предыдущий, направлен на провер­ку умения ребенка различать предметы по форме и соотносить их

Если ребенок не знает цвета, взрослый сам раскладывает «полянки» на столе

Если ребенок не знает цвета, взрослый сам раскладывает «полянки» на столе

На каждом секторе - «липучка». (Лист 6)

На каждом секторе - «липучка». (Лист 6)

Листы 8,9) Ребенку предлагают одну карточку, просят показать фигуру определенного цвета, выбрать такую же из предложенного набора и наложить ее на образец

Листы 8,9) Ребенку предлагают одну карточку, просят показать фигуру определенного цвета, выбрать такую же из предложенного набора и наложить ее на образец

Таким образом, ребенок выбирает все большие коль­ца

Таким образом, ребенок выбирает все большие коль­ца

Эта игра аналогична предыдущей

Эта игра аналогична предыдущей

Лист 14) Ребенку предлагается показать: высокий (низкий) домик, длинный (корот­кий) ремешок, широкую (узкую) вазу, толстый (тонкий) карандаш

Лист 14) Ребенку предлагается показать: высокий (низкий) домик, длинный (корот­кий) ремешок, широкую (узкую) вазу, толстый (тонкий) карандаш

Листы 19,20) Задание: Надо вставить в пазы-«домики» рыбок соответствующего размера

Листы 19,20) Задание: Надо вставить в пазы-«домики» рыбок соответствующего размера

Найди такую же картинку»). С 1 года 10 месяцев предлагается лото с шестью картинками, с 2 с половиной лет - с восемью

Найди такую же картинку»). С 1 года 10 месяцев предлагается лото с шестью картинками, с 2 с половиной лет - с восемью

Для детей старше 1 года 10 месяцев используется мозаика с двумя цветны­ми «полянками» желтого и красного цвета и по 5 разновеликих фишек-«грибков» соответствующих цветов

Для детей старше 1 года 10 месяцев используется мозаика с двумя цветны­ми «полянками» желтого и красного цвета и по 5 разновеликих фишек-«грибков» соответствующих цветов

Помимо этого малышу предлагается показать части лица куклы (глаза, нос, рот), назвать их и затем «покормить» куклу

Помимо этого малышу предлагается показать части лица куклы (глаза, нос, рот), назвать их и затем «покормить» куклу

Ребенку предлагается проиграть знакомые бытовые действия с игрушками по просьбе, либо, если он затрудняется, - повторить выполняемые действия за взрослым по образцу (например, «Положи куклу…

Ребенку предлагается проиграть знакомые бытовые действия с игрушками по просьбе, либо, если он затрудняется, - повторить выполняемые действия за взрослым по образцу (например, «Положи куклу…

Ребенку предлагают назвать, кто нарисован на картинке, что он делает, отве­тить на вопросы косвенных падежей: «

Ребенку предлагают назвать, кто нарисован на картинке, что он делает, отве­тить на вопросы косвенных падежей: «

Пазл «Собачки». Доска с пазами для вкладывания «собачек», отличающихся лишь по величине (размерный ряд из пяти элементов), 5 вкладышей-«собачек»

Пазл «Собачки». Доска с пазами для вкладывания «собачек», отличающихся лишь по величине (размерный ряд из пяти элементов), 5 вкладышей-«собачек»

Листы 34,35,36,37) Для проверки умения дифференцировать время суток используются две кар­точки с изображением дня и ночи

Листы 34,35,36,37) Для проверки умения дифференцировать время суток используются две кар­точки с изображением дня и ночи
Скачать файл