Для психолога
Оценка 4.9

Для психолога

Оценка 4.9
docx
12.05.2020
Для психолога
8.docx

Схема нейропсихологического обследования дошкольников и процедура анализа результатов

(по книге: Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика дошкольников. М.: Изд-во Питер, 2006, 112 с. 2-е издание: М.: Изд-во Питер, 2008).

 

Обследование начинается с беседы с ребенком, задача которой установить контакт с ним, а также получить данные по общей характеристике его психического функционирования. Затем у детей от 4-х лет определяется с помощью вопросов и специальных проб (см. протоколы) межполушарная организация психических функций.

         Общая характеристика ребенка.

         В ходе стандартизированной беседы с ребенком, вопросы которой в ходе апробации дифференцированы по возрасту оценивается состояние 3-х областей психического функционирования: ориентировка в месте, времени, в некоторых своих личных данных; критичность; адекватность поведения и эмоциональных реакций в ситуации обследования.

            Кроме того, с помощью специально разработанного для дошкольников варианта корректурной пробы исследуются умственная работоспособность и концентрация внимания ребенка. В этой пробе ребенку от 4-х лет предлагается лист с 104 трудно вербализуемыми фигурами 10 видов, чередующимися в случайном порядке. Количество фигурок каждого вида различно. Исследователь зачеркивает фигурку типа 4-х конечной звездочки и предлагает ребенку: “Мы с тобой поиграем в разведчиков. Разведчики всегда очень внимательны. Я сейчас засеку время и посмотрю, сколько ты найдешь точно таких же фигурок, пока я не скажу “Стоп”. Регистрируются  количество найденных за 1 минуту правильных фигурок, количество и тип ошибок: перцептивно близкие / перцептивно далекие (например,  различные звездочки или  звездочка / сердечко).

Выявляемые симптомы:

            1.1. Незнание времени года (у детей старше 5 лет).

            1.2. Незнание места нахождения.

            1.3. Трудности воспроизведения своих личных данных (имя, возраст, имя мамы, адрес проживания).

            1.4. Отвлекаемость, полевое поведение в ситуации обследования.

            1.5. Отказ от задания и общения с обследующим.

            1.6. Несформированность чувства дистанции (трогает волосы или одежду обследующего, некорректно называет его).

            1.7. Расторможенность, общее возбуждение, невозможность усидеть за столом даже 10 минут.

            1.8. Неадекватные эмоциональные реакции: плач, смех без видимых поводов.

            1.9. Симптомы агрессии или самоагрессии.

            1.10. Напряженность, растерянность, тревожность.

1.11. Нечувствительность к оценкам взрослого, незаинтересованность в результатах обследования.

            1.12. Низкая умственная работоспособность и концентрация внимания (по сравнению с нормативными данными в корректурной пробе для каждой возрастной группы).

            1.13. Несформированность избирательности в корректурной пробе:

                        1.13.1. Смешения перцептивно близких фигурок.

                        1.13.2. Смешения перцептивно далеких фигурок.

            1.14. Отвлечения от выполнения задания (паузы более 10 секунд).

 

            КРИТЕРИИ БАЛЛОВЫХ ОЦЕНОК 

            За ориентировку

            0 -   Ребенок правильно называет место своего пребывания в данный момент. Отвечает на вопросы: ходит ли он в детский сад,  в какую группу (с 4 лет). Правильно называет текущее время года (с 5 лет).

            0,5 - Ребенок отвечает на вопросы неуверенно, ошибается, но сам исправляет свои ошибки без наводящих вопросов.

            1 -  Ребенок правильно отвечает, но только после наводящих вопросов обследующего или не может ответить только на 1 вопрос.

            2 -  Ребенок может правильно ответить не более, чем на половину заданных вопросов.

            3 -   Ребенок не может правильно ответить ни на один вопрос.*

За адекватность

            0 - Ребенок полностью контролирует свое поведение, и оно соответствует ситуации обследования.

            0,5 - Выявляется один из вышеуказанных симптомов 1.4.-1.10., слабовыраженных и поддающихся самостоятельной коррекции ребенком без участия исследователя.

            1 - Выявленный единичный симптом носит устойчивый, самостоятельно некорригируемый характер.

            2 - Несколько многократно возникающих симптомов, которые ребенок может скоррегировать после того, как исследователь укажет на них.

            3 - Стабильные некорригируемые трудности.

            За критичность

            0 - Ребенок проявляет отчетливую заинтересованность в результатах обследования и в оценках взрослого, адекватно относится к  сделанным ошибкам, переживает их, старается исправить самостоятельно.

            1 - Ребенок старается исправить все допущенные ошибки только после указания на них обследующим.

            2 - Ребенок пытается исправить некоторые допущенные ошибки после указания на них обследующим, но прилагает недостаточно усилий к этому.

            3 - Ребенок полностью безразличен к результатам обследования и выявленным ошибкам.

            За корректурную пробу:

 

            Балл

     4 года

5 лет

        6 лет

  

   0     

6 найденных за минуту правильных фигурок и не более трех ошибок типа 1.13.1.

9 правильных фигурок и не более 2-х ошибок типа 1.13.1.

11 правильных фигурок при отсутствии ошибок

 

0,5

1-2 импульсивные, самокорригируемые ошибки типа 1.13.2.

 

1

5 правильных фигурок и/или 1-2 ошибки типа 1.13.2. без коррекции. Или более 3-х ошибок типа 1.13.1.

7-8 правильных фигурок и/или 1-2 ошибки типа 1.13.2. без коррекции. Или более 2-х ошибок типа 1.13.1.

8-10 правильных фигурок и/или единичные ошибки любого типа без коррекции

 

 

2

3-4 правильных фигурок и/или более 2-х ошибок типа 1.13.2. Или отвлечения от выполнения задания (паузы более 10 секунд).

 

5-6 правильных фигурок и/или более 2-х ошибок типа 1.13.2. Или отвлечения от выполнения задания (паузы более 10 секунд).

 

6-7 правильных фигурок и/или более 2-х ошибок любого типа без коррекции.  Или отвлечения от выполнения задания (паузы более 10 секунд).

 

 

3

Менее 3-х правильных фигурок за минуту.

Менее 5-ти правильных фигурок за минуту.

Менее 6-ти правильных фигурок за минуту.

 

 

            Исследование движений и действий.

При исследовании двигательных функций в нейропсихологическом обследовании мы применяем и оцениваем выполнение следующих тестов из Луриевской батареи:

n Проба на реципрокную координацию (с 4-х лет). Обследователь кладет обе кисти на стол, одна из которых сжата в кулак, а у другой распрямлены пальцы. Затем, не меняя местоположение рук на столе, обследователь одновременно меняет положение рук, разжимая одну и сжимая другую в кулак. После нескольких показов предлагается ребенку выполнять такие же движения вместе. С 4-х летним малышом весь тест выполняется сопряжено, начиная с 5 лет, после нескольких сопряженных движений ребенок может выполнять пробу на реципрокную координацию самостоятельно.

n  Проба на праксис позы пальцев.  Ребенку предлагается поиграть в “ловкие пальчики” - последовательно имитировать каждую из указанных в протоколе позу пальцев рук: вытянуть второй, пятый, второй и третий, второй и пятый пальцы; сложить пальцы в кольцо, положить пальцы друг на друга . Поочередно обследуют обе руки. Начинают обследование с ведущей руки.

n  Проба на оральный праксис (с 4-х лет). Ребенку предлагается поиграть в “рожицы” - последовательно имитировать каждое из показанных обследователем движений оральной мускулатуры: надуть щеки,  надуть одну щеку,  поцокать,   упереть язык в щеку.

n Пробы на динамический праксис. Ребенку предлагают поиграть в “ловкие ручки”. Ему показывают 3 раза и затем предлагают повторить различные последовательности движений кисти: (“кулак - ребро” - упрощенный вариант для детей 3-х лет; “кулак - ребро” / “ладонь - кулак” для детей 4-х лет и “ладонь - кулак - ребро” / “кулак - ладонь - ребро” для детей старше 5 лет). Поочередно, начиная с ведущей, обследуются обе руки. Кроме того, дети от 5 лет выполняют графическую пробу на динамический праксис: продолжить рисовать, не отрывая карандаш,  узор, составленный из двух сменяющихся  элементов № 3).

n Рисунок (копирование) простых геометрических фигур: круг и квадрат для 3-х лет, круг, треугольник и квадрат для 4-х лет; круг,  треугольник, квадрат и ромб, а также трех фигур из методики Денманна  для детей от 5-х лет.

n Проба на условные реакции выбора (для детей от 5-х лет). Ребенку дается инструкция “поиграть во внимательных моряков-сигнальщиков”: в ответ на поднятый кулак поднять палец, а в ответ на поднятый палец поднять кулак. После усвоения инструкции, 3 раза происходит последовательное чередование движений - “палец - кулак” (создание двигательного стереотипа), после чего дважды подряд предъявляется одно и то же движение, а затем другое (ломка стереотипа).

n Проба на воспроизведение ритмов (для детей от 5-х лет). Ребенку предлагается “поиграть в радистов”: последовательно воспроизводить ведущей рукой группы ритмических структур.

Выявляемые симптомы:

            2.1. Инертность (персеверации движений).

            2.2. Трудности удержания двигательной программы.

            2.3. Упрощение программы в динамическом праксисе.

            2.4. Дезавтоматизация  (скандированность) движений в динамическом праксисе.

            2.5. Стереотипии в динамическом праксисе (вертикальный кулак).

            2.6. Трудности пространственной организации движений и действий: пространственный поиск, зеркальность, пространственные искажения (в динамическом праксисе, праксисе позы, рисунке).

            2.7. Импульсивность (эхопраксия с коррекцией) в праксисе позы, в реакции выбора.

            2.9. Кинестетические трудности (поиск позы, моторная неловкость) в праксисе позы.

            2.10. Истощаемость (микрография) в графической пробе.

            2.11. Утеря программы в реакции выбора.

            2.12. Напряженность, замедленность в реципрокной координации.

            2.13. Поочередное или симметричное (уподобление) выполнение  реципрокной координации.

            2.14.  Отставание одной руки в  реципрокной координации.

            2.15. Лишние импульсы при воспроизведении ритмических структур.

            2.16. Трудности вхождения в задание (двигательная аспонтанность).

            2.17. Наличие синкинезий.

            2.18. Системные персеверации.

 

            КРИТЕРИИ БАЛЛОВЫХ ОЦЕНОК 

За пробу на реципрокную координацию

0 - Плавные двуручные движения.

0,5 - Замедленное вхождение в задание или неполное сжимание и распрямление ладони; или замедленное, напряженное, но координированное выполнение (один из симптомов).

1 - Несколько указанных выше симптомов одновременно.

1,5  - Отставание одной руки или поочередное выполнение с коррекцией после указания на ошибку .

2 - Отставание одной руки или поочередное выполнение с неполной коррекцией после указания на ошибку.

3 - Невозможность выполнения данной пробы,  симметричное  выполнение (уподобление).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

            За пробу на реакцию выбора

            0  -  Безошибочное выполнение.

            1 - Единичные импульсивные реакции (эхопраксии) при ломке стереотипа с возможностью самокоррекции.

            2 - Выраженная эхопраксия с коррекцией только после указания на ошибку.

            3 - Некорригируемая эхопраксия.

            За пробы на динамический праксис (мнестический компонент этой пробы оценивается в разделе 4.2.5.)

            0 - Безошибочное и плавное выполнение соответствующих возрасту программы или двух программ (кинетической мелодии), а также возрастных условий их выполнения (самостоятельное или сопряженное) не менее 3-х раз подряд с возможностью переноса на другую руку.

            0,5 - Безошибочное и плавное выполнение при наличии синкинезий в другой руке или легкой истощаемости (уменьшение угла наклона руки или величины заборчика в графической пробе).

            1 - 1-2 персеверации или пространственные ошибки или стереотипии с самокоррекцией при переходе ко второй серии движений или переносе программы на другую руку или легкая дизметрия элементов в графической пробе на динамический праксис для детей старше 6-ти лет, или грубая истощаемость.

            1,5  - Множественные ошибки указанных выше типов с частичной коррекцией при интенсивной помощи исследователя: вербальной регуляции, или сопряженном выполнении (для детей старше 4-х лет), и / или 1-2 персеверации в графической пробе без коррекции.

            2 - Необходимы оба вида помощи обследующего одновременно для успешного выполнения теста, и / или множественные персеверации в графической пробе.

            3 - Невозможность выполнения ни одной программы при любом виде помощи.

            За копирование простых геометрических фигур

            0 - Безошибочное копирование фигур, соответствующих возрастным нормативам, при сохранении приблизительных размеров, направлений и сопряженности фигур и/или их элементов.

            0,5 - Одна дизметрическая ошибка (нарушение не менее, чем на 50% соразмерности сопряженных фигур для детей от 5 лет или элементов одной фигуры для более младших детей) при общей сохранности предложенной формы.

            1 - Несколько дизметрических ошибок при общей сохранности формы.

            1,5 - 1-2 топологические ошибки (несопряженные или наложенные, более, чем на 0,5 сантиметров фигуры) и/или координатные (пространственные) ошибки: искажение векторов право/лево, верх/низ или зеркальный поворот фигуры и/или ее частей (например, направления стрелок или положения квадрата относительно кружка в пробе Денманна).

            2 - Множественные топологические и/или координатные ошибки, форма более половины рисунков трудно узнаваема.

            3 - Неузнаваемость  ни одного скопированного рисунка,  полный отказ от выполнения задания или замещение его непродуктивной деятельностью, не соответствующей инструкции копирования заданного образца.

            За пробы на праксис позы и оральный праксис (2 оценки)

            0 - Безошибочное выполнение.

            0,5  - Поиск 1-2 поз с последующим правильным выполнением.

            1 - Развернутый поиск в большинстве проб, единичные ошибки с самокоррекцией.

            1,5 - Многочисленные ошибки, корригируемые при внешней организации внимания ребенка.

            2 - Многочисленные ошибки, не полностью корригируемые при внешней организации деятельности ребенка.

3 - Невозможность выполнения проб.

            За воспроизведение ритмических структур

            0 - Безошибочное выполнение.

            1 - Лишние импульсы с самокоррекцией.

            2 - Некорригируемые ошибки при воспроизведения отдельных ритмических структур при правильной их оценке.

            3 - Невозможность воспроизведения ни одной ритмической структуры при правильной  их оценке.

 

         Исследование гнозиса

         Исследование гностических функций включает:

n Пробы на предметный гнозис: узнавание реалистичных изображений, а с 4-х лет, также перечеркнутых и наложенных изображений “Давай найдем спрятавшиеся картинки” При этом исследователь обращает внимание не только на полноту, но и на последовательность называния реальных предметов: слева направо или справа налево, невнимание (вплоть до игнорирования) к  одной из стороны пространства, хаотичность и импульсивность деятельности.

n Пробы на акустический гнозис (“Игра в радистов” - оценка ритмических структур) - с 4-х лет.

n Узнавание пространственно ориентированных простых фигур (модифицированный тест Бентона) (с 4-х лет). Ребенку предлагается в протоколе соединить карандашом  одинаковые фигуры.

n Проба на идентификацию эмоций (с 5 лет). В альбоме изображены люди и животные в разном эмоциональном состоянии: веселые, злые и испуганные (по 3-4 на каждое состояние - всего 10 картинок). Внизу даны изображения 5 кошек: веселой, грустной, злой, гордой, испуганной. Ребенку предлагается  отправить (соединить ниточками / полосками разного цвета) всех веселых зверюшек и людей (красный цвет полоски) к веселой киске, всех злых (черный цвет) к злой кошке и всех испуганных  (желтый цвет) к испуганной кошке. Возможно также выполнение этой пробы в форме классификации отдельных карточек с изображениями эмоциональных состояний по заданным образцам: 5 кошек в разных эмоциональных состояниях. Регистрируются общее количество и тип ошибок:  смешение знака эмоции (веселый / грустный) или  качества эмоции (веселый / гордый)

Выявляемые симптомы:

            3.1. Несформированность предметного гнозиса.

            3.2. Импульсивность в гностической сфере.

            3.3. Фрагментарность восприятия (опознание элемента предмета как целого предмета).

            3.4. Псевдоагнозии (трудности  контроля, избирательности и целенаправленности при восприятии, корригируемые при организации внимания ребенка).

            3.5. Ошибки восприятия пространственных признаков зрительных стимулов.

3.6.  Несформированность акустического гнозиса.

3.7. Слабость акустического внимания.

3.8. Инактивность (персеверации) при восприятии.

3.9. Игнорирование одной стороны зрительного пространства или пониженное внимание к ней.

3.10. Трудности симультанного синтеза при восприятии.

3.11. Ошибки в идентификации эмоций по знаку (например, веселый - грустный) или  по качеству (веселый - гордый). 

 

КРИТЕРИИ БАЛЛОВЫХ ОЦЕНОК 

За пробы на предметных гнозис

0 - Безошибочное узнавание всех предъявленных изображений.

0,5 - Единичные импульсивные ошибки с самокоррекцией.

1 - Правильное узнавание возможно после обведения контура зашумленного (перечеркнутого или наложенного) изображения предмета самим ребенком, при стимуляции его внимания обследующим или множественные импульсивные ошибки.

1,5 - Правильное узнавание возможно после обведения контура зашумленного  изображения предмета обследователем; единичные пространственные ошибки или симптомы фрагментарности восприятия.

2 - Множественные симптомы фрагментарности восприятия, псевдоагнозии или пространственные ошибки, единичные ошибки при восприятии реалистических изображений и выраженные дефекты (более чем в 50%) узнавания зашумленных изображений с частичной коррекцией; симптомы игнорирования одной стороны зрительного пространства или трудности симультанного синтеза при восприятии.

3 - Некорригируемые ошибки узнавания более половины как реальных, так и зашумленных изображений.

За пробы на акустический гнозис

0 - Правильная оценка всех предъявленных ритмических структур и не более 2-х самокорригируемых ошибок при их воспроизведении по слуховому образцу.

0,5 - Единичные импульсивные ошибки восприятия (дефекты акустического внимания) с самокоррекцией.

1 - Низкое акустическое внимание, ошибки корригируются при указании на них, воспроизведение только после повторного предъявления.

2 - Многочисленные пере и недооценки с частичной коррекцией, быстрое забывание образца.

3 - Некорригируемые ошибки более чем в половине предъявленных для оценки или воспроизведения ритмических структур.

За узнавание пространственно ориентированных простых фигур.

0 - Безошибочное узнавание (соединение линией) всех предъявленных изображений.

1 - Одна пространственная или импульсивная ошибка  с самокоррекцией.

1,5 - Единичные ошибки, коррекция которых возможна только после привлечения внимания обследователя.

2 - Множественные ошибки с частичной коррекцией.

3 - Некорригируемые ошибки при узнавании более половины изображений.

За идентификацию эмоций

0 - Безошибочное узнавание (соединение) всех 10 рисунков.

0.5 - Единичные импульсивные ошибки идентификации качества эмоций  с самокоррекцией без дополнительной стимуляции обследователем.

1 - Единичные импульсивные ошибки идентификации качества эмоций  с самокоррекцией при легкой стимуляции обследователем (“Так? Правильно?).

1,5 - Единичные ошибки идентификации качества эмоций коррекция которых возможна только после привлечения внимания обследователем (“посмотри еще раз: эта киска в таком же настроении?”) или грубая импульсивность с самокоррекцией.

2 - Множественные ошибки идентификации качества эмоций или единичные ошибки идентификации знака эмоций с частичной коррекцией.

3 - Некорригируемые ошибки при идентификации более половины изображений.

 

Исследование речевых функций

Исследование включает:

n Оценку спонтанной речи в диалоге и при описании картинок: просодики речи (отсутствие смазанности, гнусавости, заикания, скандированности, монотонности, дисфонии); грамматического оформления речи (развернутость фраз не менее, чем до трехчленной субъект - предикат - объектной конструкции; отсутствие аграмматизмов - нарушений согласования слов в предложении, замен или пропусков служебных слов; сформированность активного словаря (наличие глаголов и определений, а к 5 годам - местоимений, отсутствие вербальных и литеральных парафазий)

n Пробы на называние 12-14 (в зависимости от возраста) предметных изображений, а с 4 лет и низкочастотных слов (ножка у скамейки, пряжка у ремня, носик у чайника, шляпка у гриба.

n Пробы на понимание (соотнесение с картинкой) слов: 6 отдельных слов для детей 3-х лет и 4 пар слов для детей старше 4 - х  лет.

n Пробы на понимание (соотнесение с картинкой) логико-грамматических конструкций: 3 прямые активные обратимые конструкции для трехлетних детей (“Мальчик спасает девочку”, “Мальчик поймал девочку”,  “Грузовик обрызгал машину”) и 6 активных  и пассивных  обратимых конструкции для более старших детей (“Мальчик спасает девочку”, “Мальчик поймал девочку”,  “Грузовик обрызгал машину”, “Книга прикрыта газетой”,  “Дочка везет маму”, “Мама везет дочку”).

Выявляемые симптомы:

4.1. Нарушение просодики речи (смазанность, гнусавость, заикание, монотонность, дисфония).

4.2. Нарушение плавности (скандированность) речи.

4.3. Неразвернутость, бедность речи, несформированность даже простых 3-х сложных конструкций, включающих субъект, предикат и объект.

4.4. Нарушения грамматического оформления высказывания (аграмматизмы: неправильное употребление предлогов, окончаний, нарушения согласования слов).

4.5. Поиск номинаций.

4.6. Парафазии при назывании и в спонтанной речи.

4.7. Инертность (персеверации) при назывании, соотнесении слова (фразы) с картинкой и в спонтанной речи.

4.8. Импульсивность в речевых пробах.

4.9. Речевая аспонтанность, трудности включения в речь.

4.10. Нарушение понимания предметно отнесенных слов (отчуждение смысла слов).

4.10.1. Фонетические замены.

4.10.2. Семантические замены.

4.11. Нарушение понимания логико-грамматических отношений.

4.12. Сужение словаря.

4.13. Сужение объема речевого восприятия (пропуск одного элемента в пробе на соотнесение с картинкой пар слов).

 

КРИТЕРИИ БАЛЛОВЫХ ОЦЕНОК

За анализ спонтанной речи

0 - Плавная, развернутая, просодически неизмененная речь без поиска слов и парафазий.

0,5 - Речевая аспонтанность, трудности включения в речь.

1 - Легкие изменения просодики с возможностью улучшения разборчивости речи при дополнительных усилиях ребенка; или 1-2 парафазии, персеверации или аграмматизмы с самокоррекцией; или  единичный поиск слов.

2- Грубые дефекты просодики; или множественные парафазии, персеверации, аграмматизмы с неполной коррекцией.

3 - Вышеуказанные  некорригируемые нарушения делают речь ребенка полностью неразборчивой и непонятной.

За пробы на называние

           0 - Безошибочное называние всех предъявленных изображений предметов.

1 - Поиск номинаций, увеличение латентного периода называния; или единичные парафазии с самокоррекцией при актуализации низкочастотных слов.

2 -  Множественные парафазии и персеверации с частичной коррекцией при подсказке первого звука в слове.

3 - Некорригируемые парафазии и персеверации не менее, чем в половине предъявленных для называния стимулов.

За понимание слов

0 - Безошибочное и уверенное соотнесение всех предъявленных слов / пар слов  с картинками с первого предъявления.

1 -  Единичные ошибки в понимании по типу импульсивности с самокоррекцией или  однократная необходимость повторного предъявления.

2 - Многократные ошибки (отчуждения смысла слов, фонетические и семантические замены, персеверации или пропуски при показе пар картинок) с частичной коррекцией; или многократная необходимость повторного предъявления.

3 - Некорригируемые ошибки всех указанных выше типов более чем в половине предъявленных слов.

За пробы на понимание логико-грамматических конструкций

0 - Безошибочное и уверенное соотнесение всех предъявленных фраз с картинками с первого предъявления.

1 -  Единичные ошибки в понимании пассивных конструкций или  однократная необходимость повторного предъявления.

2 - Многократные ошибки в понимании обратимых активных и пассивных  конструкций с частичной коррекцией; или многократная необходимость повторного предъявления.

3 - Некорригируемые ошибки всех указанных выше типов более, чем в половине предъявленных фраз.

 

  Исследование памяти

Исследование мнестических функций включает:

n Тесты на слухоречевую память:

- заучивание 5 (в 3 года) и 7 (от 4-х лет),  не связанных  по смыслу слов за 3 предъявления. Возможно дополнительное 4-е предъявление для детей, не достигших   возрастного норматива к 3-му предъявлению. Но большинство дошкольников достигают максимума в течение 3-х попыток и затем отказываются повторять (“устал”) или снижают показатели. Флуктуации результатов в процессе заучивания нормативны для дошкольников.

- запоминание после 1-2 предъявлений и пересказ с опорой на вопросы логически связанной информации (для детей старше 4-х лет) - рассказа “Сережа”, включающего 7 смысловых элементов: проснулся, ищет, носки на столе и под столом, ботинок под кроватью, нет другого ботинка в комнате, возится, опоздал.

n  Тест на двигательную память: запоминание двух серий из двух - трех движений;

n Тест на зрительную память: запоминание и узнавание одной - двух (в зависимости от возраста) групп из трех изображений реальных предметов.

Выявляемые симптомы:

5.1. Низкая продуктивность (по сравнению с нормативным для данного возраста объемом) запоминания в процессе заучивания.

5.2. Инактивность заучивания (плато и персеверации стимулов).

5.3. Конфабуляции (вплетения непредъявленных элементов).

5.4. Трудности включения (низкий показатель объема заучивания при первом предъявлении для детей от 4-х лет).

5.5. Звуковые замены (близким по звучанию словом).

5.6. Семантические замены (близким по смыслу словом).

5.7. Перцептивные замены (зрительно сходной картинкой).

5.8. Незапоминание последовательности элементов (для детей старше 5 лет).

5.9. Незапоминание смысловых элементов текста (для детей старше 4-х лет).

5.10. Трудности усвоения двигательной программы (необходимость проговаривания или сопряженного выполнения).

5.11. Необходимость подсказки для воспроизведения усвоенной двигательной программы.

5.12. Невозможность усвоения двигательной программы.

 

КРИТЕРИИ БАЛЛОВЫХ ОЦЕНОК

За заучивание 5-7 не связанных по смыслу слов (слухоречевую память).

В соответствии с возрастными нормативами выставляется  оценка за продуктивность (объем) запоминания - максимальный результат заучивания в течение 3 - 4 предъявлений.

            0 - Заучивание к третьему / четвертому предъявлению 3 слов для трехлетних, 5 слов для четырехлетних детей и 6 слов для детей старше 5 лет при минимальном объеме запоминания после первого предъявления 3 слова для детей старше 4-х лет.

            0,5 - Неуверенное воспроизведение, 1-2 ошибки типов 5.5; 5.6; 5.8 с самокоррекцией.

            1 - Снижение максимального объема запоминания на 1 элемент по сравнению с возрастным нормативом или низкий первоначальный объем запоминания для детей от 4-х лет.

            1,5 - Снижение объема запоминания на 2 элемента по сравнению с возрастным нормативом или многократные ошибки указанных выше типов с самокоррекцией.

            2 - Указанные выше ошибки с неполной коррекцией или наличие симптомов инактивности запоминания и конфабуляций или попытки отказаться от дальнейшего заучивания, преодолеваемые уговорами.

            3 - Снижение объема запоминания более, чем на 50% по сравнению с возрастным нормативом или не поддающийся коррекции отказ от заучивания после 1-2 попыток.

                За запоминание серий из двух - трех движений руки  (в зависимости от возраста) в пробе на динамический праксис.

            0 - Уверенное воспроизведение обоих последовательностей движений после трех предъявлений (показов) и безошибочный перенос их на вторую руку.

            1 - Поиск и единичные ошибки при переходе ко второй руке с возможностью самостоятельной коррекции.

            2 - Проговаривание и/или совместное выполнение программы для ее усвоения (для детей старше 4-х лет); или воспроизведение второй рукой возможно только после подсказки первого элемента серии; или множество ошибок с частичной коррекцией; или усвоение и воспроизведение только одной из серий.

            3  - Невозможность усвоения и воспроизведения даже одной серии при любых условиях предъявления и подкрепления.

 

            За запоминание одной - двух (с 5 лет) групп из  трех изображений реальных предметов

            0 - Правильное узнавание (выбор из дистракторов) всех реальных изображений.

            1 - Единичные самокорригируемые ошибки выбора; или правильный выбор всех стимулов, но ошибки в их распределении  по группам (контаминации групп); или единичные смешения последовательности стимулов (для детей старше 5 лет).

            1,5 - Единичные перцептивные замены или персеверации (удвоения) стимулов с возможностью коррекции при организации внимания ребенка.

            2 - Пропуск или замена двух и более элементов при узнавании или многократные ошибки любого типа без коррекции.

            3 - Невозможность правильного узнавания ни одной из серий картинок или ни одного элемента серии (для детей младше пяти лет).

 

            За запоминание рассказа (для детей старше 4-х лет)

            Балловые оценки пробы на запоминание логически связанной информации основываются на критерии передачи по вопросам всех смысловых элементов рассказа.

            0 - Воспроизведены по вопросам все смысловые элементы текста. Допустимы небольшие семантические замены, не искажающие смысла рассказа, например, носок / чулок.

            1 - Один из смысловых элементов воспроизводится после повторения и уточнения вопроса; или недостаточная концентрация внимания при первом предъявлении рассказа, но при этом полное и уверенное воспроизведение после второго предъявления; или многочисленные семантические замены слов.

            2 - Не воспроизведены по вопросам не менее половины смысловых элементов текста даже после повторного предъявления, частично корригируемые повторными уточняющими (подсказывающими) вопросами.

            3 - Пересказ невозможен после двух предъявлений при любых видах помощи обследующего.

 

Исследование интеллекта.

         Как указывалось выше, развитие способностей к обобщению и логическим умозаключениям, проходит достаточно долгий путь онтогенетического развития, связанный с развитием речевых функций - обобщающей и  регулирующей функций речи. Поэтому трехлетним детям доступны только две самые простые пробы на исключение понятий - “4-й лишний” при условии называния общего понятия обследующим. В 4 года объем этой пробы расширяется, а с 5 лет дети могут выполнять пробу на исключение понятий в полном объеме, и для экономии времени начинать этот тест со здоровыми детьми старшей дошкольной группы рекомендуется сразу с пятой таблицы. В случае затруднений, обследователь возвращается к первым четырем таблицам.

            Кроме пробы на исключение понятий, детям старше 4-х лет при исследовании интеллектуальных функций предлагаются:

·      Тест на понимание смысла рассказа, т.е. правильный ответ на вопрос: “Почему Сережа опаздывает в школу?”

·      Тест на понимание смысла сюжетной картинки и серии сюжетных картинок, т.е. правильное вычленение спрятавшегося виновника, разбившего чашку, на сюжетной картинке, и осознание факта спасения (помощи) в серии сюжетных картинок “Щенок”. При этом детям 4-5  лет необходимо предварительно разложить эту последовательность, а с 6 лет дети способны сделать это сами.

·      Выведение аналогий (с 5 лет). Ребенок должен выбрать из 3-х альтернатив пару к картинке, в соответствии с заданным логическим отношением, например: птица - гнездо; собака - ? (конура, кость, щенок).

Выявляемые симптомы:

6.1.   Невозможность понять смысл сюжетной картинки.

6.2.   Замедленное понимание с подсказкой.

6.3.   Импульсивность при анализе картинки или рассказа.

6.4.   Невозможность понять смысл рассказа.

6.5.   Замедленное понимание с подсказкой.

6.6. Аспонтанность в интеллектуальной деятельности (необходимость внешней стимуляции).

6.7.   Несформированность процессов обобщения.

6.8. Импульсивное решение задачи на обобщение или выведение аналогий.

6.9.  Инертность при решении задачи на обобщение или выведении аналогий.

 

Критерии балловых оценок

 

За пробы на понимание смысла рассказов и сюжетных картин (2 оценки):

0 - Безошибочное уверенное понимание.

0.5 -  Неуверенность, увеличение латентного периода ответа на вопрос. Или выбор малочастотного, но возможного варианта ответа, типа: “Щенок убежал из дома, попал в лужу, а девочка его нашла”.

1 - Ошибки по типу импульсивности с быстрой самостоятельной коррекцией.

1.5 - Ошибки корригируются, если исследователь организует внимание ребенка высказываниями, типа: “Рассмотри внимательно всю картинку”, “Подумай”.

2 - Коррекция ошибок возможно только после развернутых наводящих вопросов - подсказок, типа: “Посмотри, почему этот мальчик прячется за дверью?”  для картинки “Разбитая чашка”.

            3 - Понимание смысла невозможно ни при каких видах помощи исследователя.

 

За пробы на выведение аналогий и исключение изображений. (2 оценки):

0 -   Правильный уверенный ответ.

0.5 - Импульсивный ответ с самокоррекцией; или неуверенность, колебания.

1 - Правильный ответ после указания на ошибку.

2 - Возможность найти принцип объединения и осуществить операции обобщения и исключения только при развернутой подсказке исследователя.

3 - Невозможность выполнения при любом виде помощи.


 

Скачано с www.znanio.ru



* Çäåñü è äàëåå â ñëó÷àå ñîìíåíèé ñòàâÿòñÿ  ïðîìåæóòî÷íûå îöåíêè 0,5; 1,5 è 2,5.

Схема нейропсихологического обследования дошкольников и процедура анализа результатов (по книге:

Схема нейропсихологического обследования дошкольников и процедура анализа результатов (по книге:

Незнание времени года (у детей старше 5 лет)

Незнание времени года (у детей старше 5 лет)

Отвечает на вопросы: ходит ли он в детский сад, в какую группу (с 4 лет)

Отвечает на вопросы: ходит ли он в детский сад, в какую группу (с 4 лет)

Ребенок полностью безразличен к результатам обследования и выявленным ошибкам

Ребенок полностью безразличен к результатам обследования и выявленным ошибкам

Проба на праксис позы пальцев.

Проба на праксис позы пальцев.

После усвоения инструкции, 3 раза происходит последовательное чередование движений - “палец - кулак” (создание двигательного стереотипа), после чего дважды подряд предъявляется одно и то же…

После усвоения инструкции, 3 раза происходит последовательное чередование движений - “палец - кулак” (создание двигательного стереотипа), после чего дважды подряд предъявляется одно и то же…

Лишние импульсы при воспроизведении ритмических структур

Лишние импульсы при воспроизведении ритмических структур

Безошибочное и плавное выполнение соответствующих возрасту программы или двух программ (кинетической мелодии), а также возрастных условий их выполнения (самостоятельное или сопряженное) не менее 3-х раз…

Безошибочное и плавное выполнение соответствующих возрасту программы или двух программ (кинетической мелодии), а также возрастных условий их выполнения (самостоятельное или сопряженное) не менее 3-х раз…

Денманна). 2 -

Денманна). 2 -

Исследование гнозиса

Исследование гнозиса

Несформированность предметного гнозиса

Несформированность предметного гнозиса

Множественные симптомы фрагментарности восприятия, псевдоагнозии или пространственные ошибки, единичные ошибки при восприятии реалистических изображений и выраженные дефекты (более чем в 50%) узнавания зашумленных изображений с…

Множественные симптомы фрагментарности восприятия, псевдоагнозии или пространственные ошибки, единичные ошибки при восприятии реалистических изображений и выраженные дефекты (более чем в 50%) узнавания зашумленных изображений с…

За идентификацию эмоций 0 -

За идентификацию эмоций 0 -

Пробы на понимание (соотнесение с картинкой) слов: 6 отдельных слов для детей 3-х лет и 4 пар слов для детей старше 4 - х лет

Пробы на понимание (соотнесение с картинкой) слов: 6 отдельных слов для детей 3-х лет и 4 пар слов для детей старше 4 - х лет

Семантические замены. 4.11. Нарушение понимания логико-грамматических отношений

Семантические замены. 4.11. Нарушение понимания логико-грамматических отношений

За понимание слов 0 - Безошибочное и уверенное соотнесение всех предъявленных слов / пар слов с картинками с первого предъявления

За понимание слов 0 - Безошибочное и уверенное соотнесение всех предъявленных слов / пар слов с картинками с первого предъявления

Но большинство дошкольников достигают максимума в течение 3-х попыток и затем отказываются повторять (“устал”) или снижают показатели

Но большинство дошкольников достигают максимума в течение 3-х попыток и затем отказываются повторять (“устал”) или снижают показатели

Необходимость подсказки для воспроизведения усвоенной двигательной программы

Необходимость подсказки для воспроизведения усвоенной двигательной программы

Уверенное воспроизведение обоих последовательностей движений после трех предъявлений (показов) и безошибочный перенос их на вторую руку

Уверенное воспроизведение обоих последовательностей движений после трех предъявлений (показов) и безошибочный перенос их на вторую руку

Балловые оценки пробы на запоминание логически связанной информации основываются на критерии передачи по вопросам всех смысловых элементов рассказа

Балловые оценки пробы на запоминание логически связанной информации основываются на критерии передачи по вопросам всех смысловых элементов рассказа

Кроме пробы на исключение понятий, детям старше 4-х лет при исследовании интеллектуальных функций предлагаются: ·

Кроме пробы на исключение понятий, детям старше 4-х лет при исследовании интеллектуальных функций предлагаются: ·

Ошибки по типу импульсивности с быстрой самостоятельной коррекцией

Ошибки по типу импульсивности с быстрой самостоятельной коррекцией
Скачать файл