Список диагностических комплексов и методик, используемых педагогом-психологом
1. Диагностический комплект Семаго
Название методики |
Описание |
Возраст |
Цветные Прогрессивные Матрицы Дж. Равена (ЦПМ) |
включают 36 заданий, составляющих три серии: А, Ав, В (по 12 матриц в каждой серии). Шкала создана таким образом, чтобы обеспечить надежную оценку способности испытуемого ясно мыслить, когда созданы условия для спокойной работы в обычном для него скоростном режиме, без перерывов. Задания теста апеллируют к трем основным психическим процессам — произвольному вниманию, целостному восприятию и «понятливости» как основной характеристике познавательной деятельности. |
дети в возрасте от 4 до 11-ти лет. |
Методика Выготского – Сахарова |
предназначена для оценки и исследования уровня и особенностей понятийного развития ребенка – особенностей уровня сформированности абстрактных обобщений и классификации признаков абстрактных объектов. Выявляется возможность объединения наглядно представленных абстрактных объектов на основе выделения одного или нескольких ведущих признаков, являющимися актуальными для обобщающих операций ребенка. В Комплекте представленавторский вариант анализа процедуры и результатов выполнения с использованием классического стимульного варианта. Материалом методики являются 25 объемных деревянных фигур, отличающихся между собой различными признаками: цвет, форма, величина, высота. |
деревянные цветные фигурки - начиная с 2,5–3-летнего возраста. Наглядно-образный вариант методики - начиная с 3,5–4-х лет. |
«Предметная классификация» |
Основной целью
использования методики «Предметная классификация» является исследование
процессов обобщения и абстрагирования, оценка их специфики, уровня
сформированности, актуального уровня развития понятийного мышления ребенка в целом.
Предметная классификация состоит из трех серий, ориентированных на
работу с детьми разного возраста: 1-я серия: для детей 3 – 5 лет; 2-я серия:
для детей 5 – 8 лет; |
1-я серия: для детей 3 – 5 лет; 2-я серия: для детей 5 – 8
лет; |
Методика опосредованного запоминания (по А.Н. Леонтьеву) |
Целью Методика опосредованного запоминания (по А.Н. Леонтьеву) Исследование возможности использования внешнего средства для задач запоминания, объема материала, запоминаемого опосредованно. Исследование особенностей мыслительной деятельности ребенка. Для работы с детьми наиболее используемой является так называемая 4–я серия методики из числа апробированных А.Н. Леонтьевым. |
для детей от 4,5 до 8-летнего возраста. |
Методика В.М. Когана |
Используется для выявления параметров внимания: удержания внимания, его распределения по одному, двум или трем признакам одновременно, переключения внимания. Также методика позволяет выявить особенности работоспособности, другие динамические характеристики психической деятельности. При качественном анализе и оценке результатов выполнения методики возможна оценка мотивационных характеристик, удержания инструкции, возможности программирования порядка действий, наличия фактора инертности деятельности и пресыщаемости. В целом можно отметить, что методика В.М. Когана является одной из наиболее многоаспектных и интересных в плане возможностей психологической интерпретации результатов. В Диагностическом Комплекте используется вариант 5х5. В стимульные материалы входит набор карточек (25 штук) с разноцветными плоскостными изображениями геометрических фигур (5 цветов, 5 простых правильных геометрических форм), таблица с расчерченными клетками, где слева по вертикали нанесены 5 цветных зигзагов, а по горизонтали — 5 соответствующих форм. |
с детьми в возрасте от 4,5 до 8,5–9-ти лет. |
Исключение предметов (4-й лишний) |
Основной целью методики Исключение предметов (4-й лишний) является исследование уровня сформированности обобщения, понятийного развития и возможности вычленения существенных, смыслообразующих признаков, выявление особенностей когнитивного стиля. Получаемые данные позволяют судить об уровне процессов обобщения и отвлечения, о способности (или соответственно невозможности) выделять существенные признаки предметов или явлений. Использование методики предъявляет высокие требования к логической обоснованности, правильности обобщений, к строгости и четкости формулировок. |
для детей с 3–3,5 до 13–14-летнего возраста. |
Кубики Коса |
Основной целью методики Кубики Коса является определения уровня сформированности конструктивного пространственного мышления, возможностей пространственного анализа и синтеза, конструктивного праксиса. Использование этой методики позволяет выявить проблемы формирования пространственных представлений. Методикаявляется своего рода ключевой в исследовании когнитивного компонента познавательной деятельности. |
3,5 - 9-10-летний возраст. |
«Установление последовательности событий» |
Ориентирована на исследование особенностей мыслительной деятельности ребенка, возможность установления причинно-следственных и пространственно-временных связей, анализ речевого развития ребенка. Методика представляет набор из четырех оригинальных, ранее не использовавшихся в диагностической практике сюжетных последовательностей. |
от 3,5–4 до 7–8-летнего возраста. |
Тест Рука |
Является проективной методика исследования личности. В отличие от классического анализа результатов теста, полученных для подростков и взрослых, в комплекте представлен анализ результатов по категориям, характерным для детей до 12-летнего возраста. Методика стоит в одном ряду с тестом Роршаха и ТАТ. Она занимает промежуточное положение по степени неопределенности стимульного материала (изображения рук являются менее неопределенными стимулами, чем пятна Роршаха, так как его рука является объектом, который существует в реальном мире. |
4 — 4,5 до 11–12-летнего возраста. |
Контурный C.A.T.–Н. |
Целью использования авторской методики Контурный C.A.T.–Н. является помощь в понимании существующих отношений между ребенком и окружающими его людьми в наиболее важных или травматичных для ребенка жизненных ситуациях. методика может быть полезна для определения динамических факторов, обуславливающих реакции ребенка в группе, в школе или детском саду, дома. ПОдобная проективная техника может способствовать проведению продолжительных (лонгитюдных) «следящих» исследований, касающихся развития ребенка. При определенной периодичности, можно получить важные сведения о развитии и способе решения ребенком отдельных психологических проблем. |
3–3,5 до 11–12-летнего возраста. |
«Эмоциональные лица» |
Ее использование дает возможность оценки адекватности опознания эмоционального состояния, точность и качество этого опознания (тонкие эмоциональные дифференцировки), возможность соотнесения с личными переживаниями ребенка. Косвенным образом при работе с методикой возможна оценка межличностных взаимоотношений, в том числе выявление контрастных эмоциональных «зон» в общении с детьми или взрослыми. В качестве стимульного материала используются две серии изображений эмоциональной лицевой экспрессии: контурные лица (1-я серия - 3 изображения), изображения реальных эмоциональных выражений детских лиц (2-я серия: 14 изображений мальчиков и девочек) |
с 3-х до 11-12-летнего возраста. |
Методика «СОМОР» |
является авторской модификацией Н.Я. Семаго методики Р. Жиля. С ее помощью можно оценить субъективные представления ребенка о его взаимоотношениях с окружающими взрослыми и детьми, о самом себе и своем месте в системе значимых для ребенка социальных взаимодействий. Методика может быть использована для оценки эффективности групповой психокоррекционной работы с детьми с коммуникативными проблемами и особенностями аффективно-эмоционального развития. Стимульный материал методики состоит из 8 схематических изображений, выполненных на текстурированном или однотонном картоне бледно–зеленого цвета и примерного перечня вопросов. |
от 4 до 10–11-летнего возраста. |
Цветовой тест отношений (ЦТО) |
Тест является диагностическим методом, предназначенным для изучения эмоциональных компонентов отношений человека к значимым для него людям, в том числе и к самому себе и отражающим как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни этих отношений. |
с 4,5–5-летнего возраста. Верхняя граница не определена. |
В состав Диагностического Альбома данного комплекса входят методики, объединенные в блоки:
Блок 1. Исследование особенностей памяти, внимания и работоспособности;
Блок 2. Исследование
особенностей зрительного восприятия (зрительный гнозис);
Блок 3. Исследование невербального и вербально-логического мышления;
Блок 4. Исследование сформированности пространственных представлений;
Блок 5. Понимание сложных логико-грамматических речевых конструкций.
2. Боровик О.В. , Забрамная С.Д. Практический материал
для проведения психолого-педагогического обследования детей.
(Москва, «Владос» 2008 год)
Пособие состоит из двух частей и приложения.
В первой части даются общие указания к проведению психолого-педагогического обследования.
Во второй части и приложении представлен практический материал и методика его использования в процессе психолого-педагогического обследования.
Приложение включает 115 таблиц, которые помогут выявить особенности основных психических процессов и личности в целом. Кроме того, они дают возможность определить и состояние знаний, полученных в школе, детском саду.
· Составление пирамиды из колец
· Составление и выкладывание матрешек
· Заполнение различными объемными геометрическими телами «почтового ящика»
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.
· Исследование восприятия. Восприятие цвета, формы. Восприятие пространственных отношений
· Исследование внимания
· Исследование памяти
· Исследование мышления: Понимание картин со скрытым смыслом, Понимание картин с изображением нелепых ситуаций, Понимание серии картин, связанных единым сюжетом; Понимание содержания литературных текстов, Исключение предметов и понятий, неподходящих к остальным в предложенной группе. Установление закономерностей. Классификация предметов (изображений)
· Обучаемость детей при выполнении, Исследование школьных знаний и навыков
· Исследование эмоционально-волевой сферы и личности в целом
СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК
№ |
Название методики (теста) |
Основная направленность методики (теста) |
Автор(ы) методики |
Год издания
|
Издательство (литературный источник) |
||
Познавательные процессы, координация, общая осведомленность |
|||||||
1. |
Почтовый ящик (коробка форм) |
Уровень развития восприятия и степень его интериоризации |
Венгер Л.А. |
2004 |
«Психолог в дошкольном учреждении» М.: Издательство «ГНОМ и Д», |
||
2. |
Бирюльки |
Координация, мелкая моторика рук |
Венгер Л.А. |
2002 |
«Психолог в дошкольном учреждении», М: изд-во «ГНОМиД» |
||
3. |
Мисочки |
||||||
4. |
Повторяй за мной |
||||||
5. |
Игра в мяч |
||||||
6. |
«Пакет методик для диагностики психического развития 5 летних детей» |
Выявления уровня психического развития 5 летних детей |
МГППУ |
Москва 2003г. |
МГППУ (распечатка) |
||
7. |
«Дорисовывание фигур», |
Творческое воображение |
Розенцвейг |
М., 2000 |
Марцинковская «Детская практическая психология» |
||
8. |
«Рисунок несуществующего животного» |
||||||
9. |
Пиктограммы |
Опосредованная память |
Выготский Л.С. |
М., 2000 |
Марцинковская «Детская практическая психология» |
||
10. |
Корректурная проба |
Произвольное внимание |
Выготский Л.С. |
М., 2000 |
Марцинковская «Детская практическая психология» |
||
11. |
|
|
|
|
|
||
Психологическая готовность к школьному обучению |
|||||||
1. |
Психологическая готовность к школе |
Выявление мотивационной готовности, развития познав.процессов |
Гуткина Н.И. |
М., 2000 |
Гуткина Н.М. Психологическая готовность к школе (распечатка) |
||
2. |
Методика исследования готовности к школьному обучению |
Выявление имеющих проблем у детей |
Е.А.Екжанова |
Москва, 2007 |
КАРО |
||
3. |
Опросник «Мотивационная готовность» |
Готовность к обучению в школе (сформированность учебных мотивов) |
Л.А. Венгер |
М., 2000 |
Марцинковская «Детская практическая психология» |
||
4. |
“Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей (МЭДИС 6-7 лет)”
|
Оценка развития интеллекта |
Щебланова
Е.И., Аверина И.С., Задорина Е.Н. |
1994 |
Журнал Вопросы психологии № 4 (распечатка) |
||
5. |
Комплексная методика диагностики психического развития детей 6–7 лет «SCHOOL»
|
Сформированность познавательной деятельности, произвольности, учеб.мотивации |
Бахурина Е.С.
|
2001 |
Московский областной центр профориентации молодежи и психологической поддержки населения(распечатка) |
||
6. |
|
|
|
|
|
||
Психологические особенности личности |
|||||||
1. |
«Диагностические методы, выявляющие личностные нарушения у детей» |
Определение механизмов негативных воздействий на развитие дошкольника |
М.А.Панфилова |
Москва, 2008 |
М.А. Панфилова «Игротерапия общения».- «ГНОМ и Д» |
||
2. |
Лесенка |
Эмоциональный компонент самооценки |
В.Г. Щур |
2008 |
М.А. Панфилова «Игротерапия общения».-М: «ГНОМ и Д» |
||
3. |
Несуществующее животное |
Личностные особенности ребенка |
Розенцвейг |
М., 2000 |
Марцинковская «Детская практическая психология» |
||
4. |
Тест рисуночной фрустрации Розенцвейга |
||||||
5. |
Дом-Дерево-человек |
Исследование детских характерологических особенностей |
Венгер Л.А. |
М. 2008 |
Венгер Л.А. «Психологические рисуночные тесты. Иллюстрированное руководство». М., Владос. |
||
6. |
Тест «Сказка» (незаконченные метафорические истории) |
Личностные особенности ребенка |
Луиза Дюсс |
М., 2008 |
К.Тэйлор. Психологические тесты и упражнения для детей, М., 2008 |
||
7. |
Тест детской тревожности |
Уровень личностной тревожности |
Р.Тэммл, М. Дорки, В. Амен. |
М., 2008 |
М.А. Панфилова «Игротерапия общения».- «ГНОМ и Д» |
||
8. |
Методика «Кактус» |
Исследование уровня тревожности и агрессивности |
М.А. Панфилова |
М., 2008 |
М.А. Панфилова «Игротерапия общения».- «ГНОМ и Д» |
||
9. |
|
|
|
|
|
||
ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕНИЯ |
|
||||||
|
Два домика |
Социометрическое исследование отношений в группе (и внутрисемейных отношений) |
|
М., 2000 |
Марцинковская «Детская практическая психология» |
|
|
|
Социометрическая проба «День рождения» |
|
2008 |
М.А. Панфилова «Игротерапия общения».-М: «ГНОМ и Д» |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
ИЗУЧЕНИЕ СЕМЬИ |
|||||||||
|
Рисунок семьи |
Внутрисемейные отношения |
Г.Т. Хоментаускас |
М. 2008 |
Венгер Л.А. «Психологические рисуночные тесты. Иллюстрированное руководство». М., Владос. |
||||
|
Тест-опросник родительского отношения |
Изучение родительских установок взрослых |
А.Я.Варга, В.В. Столин |
М., 2001 |
Психологические тесты. Ред. А.А.Карелин - М., 2001, Т.2. |
||||
|
Опросник АСВ |
Анализ семейного воспитания |
Эйдемиллер Э.Г. |
С-П. 2004
|
Статья «Методика Эйдемиллера Э.Г. и Юстицкиса В.В. "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ)» |
||||
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
||||
ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ |
|||||||||
|
ЭКСПРЕСС-МЕТОДИКА» ПО ИЗУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ |
Анализ психологического благополучия пед.коллектива |
О. С. МИХАЛЮКА И А. Ю. ШАЛЫТО |
1997 |
М., Владос Психология. Книга 3. Психодиагностика |
||||
|
Опросник для оценки профессиональной дезадаптации
|
Анализ сфер и уровня профессиональной дезадаптации педагогов |
|
1997 |
М., Владос Психология. Книга 3. Психодиагностика |
||||
|
Оценка способности педагога к эмпатии
|
Исследование особенностей личности педагога |
|
1997 |
М., Владос Психология. Книга 3. Психодиагностика |
||||
|
|
|
|
|
|
||||
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.