Для психолога
Оценка 4.9

Для психолога

Оценка 4.9
doc
12.05.2020
Для психолога
6.doc

Личностный опросник Кеттелла

 

Инструкция: «Теперь вы будете высказывать собствен­ное мнение о себе, о том, что вам нравится, но не совсем свободно. Я вам буду говорить два варианта, они будут разделены союзом «или» (показать на доске). Вам надо будет выбрать и отметить крестиком тот, который соответствует вашему мнению о себе, как вы чаще себя ведете, что вам больше нравится. Нужно обязательно какой-то ответ выб­рать, нельзя поставить два крестика сразу и нельзя пропус­тить. Сейчас все вместе начнем работать, и станет понятно, как надо отвечать. (Зачитать суждения под №1, показывая на доске на соответствующие клеточки ответного бланка.) К тебе хорошо относятся почти все ребята или только некоторые? Если все относятся хорошо, то ставите крестик здесь (пока­зать на левый квадратик первой строчки ответной таблицы). Если только некоторые ребята относятся хорошо, то ставите кре­стик здесь (поставить крестик в правый квадратик первой строчки ответной таблицы)».

Далее прочтите еще две-три пары суждений, показывая на доске, в каком случае куда ставить крестик. Когда убедитесь, что все поняли, как надо отвечать, просто последовательно зачиты­вайте пары, четко интонационно разделяя их союзом «или». Каж­дая пара суждений зачитывается один раз. Если кто-то не понял, можно повторить. Следите, чтобы дети не пропускали ответы и не ставили одновременно два крестика. Предлагайте, чтобы они выбрали, как чаще поступают, что больше нравится. По оконча­нии бланки следует перевернуть на чистую сторону и перейти к следующему заданию.

 

Текст опросника Кеттелла

 

1

К тебе хорошо относятся почти все ребята

или

только некоторые ребята

2

Когда ты утром просыпаешься, ты долго ходишь недовольный и раз­дражительный

или

тебе  сразу  хочется   поговорить с кем-нибудь

3

При неожиданном звуке ты вздра­гиваешь

или

ты просто оглядываешься

4

Бываешь ли ты иногда не уверен в себе

или

ты обычно чувствуешь себя уверенно

5

Ты всегда радуешься, когда видишь своих школьных друзей

или

иногда тебе никого не хочется видеть

6

Если ты чем-то взволнован, то не­вольно говоришь громко

или

ты всегда разговариваешь спокойно

7

Другим ребятам нравится то, что ты предлагаешь

или

им не всегда это нравится

8

Если ты смотришь телевизор, а ря­дом громко разговаривают, это пор­тит тебе удовольствие и злит

или

тебе это не мешает

9

Тебе бывает скучно, когда ты оста­ешься один и не с кем поговорить

или

тебе бывает приятно побыть одному

10

Бывают ли дни, когда у тебя ничего не получается

или

у тебя таких невезучих дней не бывает

11

Иногда ты можешь прихвастнуть

или

ты никогда не хвастаешься

12

Ты сидишь во время урока спо­койно

или

любишь и повертеться

13

Ты обычно возражаешь маме, учи­телям, если считаешь, что они не правы

или

обычно ты просто выслушиваешь за­мечания

14

У тебя меньше друзей, чем у боль­шинства ребят

или

у тебя их даже больше, чем у других

15

В игре ты любишь выигрывать

или

тебе все равно, выиграешь ты или нет

16

Ты считаешь, что ты всегда вежлив

или

ты бываешь и надоедливым

17

Тебе нередко говорят, что с тобой трудно договориться, потому что ты любишь настаивать на своем

или

с тобой легко иметь дело

18

Меняешься ли ты обычно с ребята­ми своими вещами (карандашами, линейками)

или

ты никогда этого не делаешь

19

Бывало такое, что ты грубил своим родителям

или

никогда такого не было

20

Когда тебе сообщают приятную но­вость, ты радуешься спокойно

или

тебе от радости хочется прыгать

21

Твои родители знают все лучше, чем ты

или

часто твое предложение бывает лучше

22

Если бы ты был диким животным, ты охотнее стал бы оленем

или

ты стал бы львом

23

Тебе не так-то просто признать свою неправоту в споре

или

ты легко соглашаешься, что был не прав

24

На перемене тебе обычно хочется побегать, повозиться

или

ты обычно спокойно стоишь и ждешь следующего урока

25

Если кто-то к тебе относится не очень хорошо, ты прощаешь ему это

или

ты тоже к нему не очень хорошо от­носишься

26

Что тебе больше понравилось бы в бассейне: плавать

или

нырять с вышки

27

Если ты обещаешь что-то, то всегда выполняешь свои обещания

или

иногда случается, что забываешь или не успеваешь что-то сделать

28

Учителя часто говорят, что ты невни­мателен на уроках, допускаешь много помарок в тетрадях

или

они этого почти никогда не говорят

29

В спорах ты во что бы то ни стало стремишься доказать свою правоту

или

ты легко можешь и уступить

30

Какой рассказ ты лучше послушал бы: о сражениях и боях

или

о том, как работают люди в заповед­никах

31

Ты всегда следуешь советам стар­ших (родителей, учителей)

или

ты на их рекомендации мало обра­щаешь внимания

32

Ты быстро знакомишься с новыми ре­бятами на даче, в лагере, во дворе

или

тебе трудно бывает подойти и пер­вому заговорить

33

Кем бы ты больше хотел стать: бизнес­меном, директором завода, банка

или

тебе интереснее было бы быть пи­сателем или артистом

34

Если мама или учитель тебя отру­гают, ты очень расстраиваешься

или

у тебя почти не портится настроение

35

Обычно ты собираешь свой порт­фель с вечера

или

чаще это делаешь перед самым ухо­дом в школу

36

Тебя нередко хвалит учитель, иног­да делает замечания

или

он о тебе на уроках мало говорит

37

Ты можешь спокойно дотронуться до паука

или

паук тебе неприятен

38

Ты часто обижаешься

или

это случается очень редко

39

Когда родители говорят, что уже поздно, пора спать, ты обычно сра­зу идешь

или

только после многих напоминаний начинаешь собираться ко сну

40

Ты смущаешься, когда приходится разговаривать с незнакомым чело­веком

или

ты совсем не смущаешься

41

Тебе больше нравятся уроки русско­го языка

или

математики

42

Ты долго помнишь о своих неудачах

или

ты быстро о них забываешь

43

Бывает, ты садишься за уроки и об­наруживаешь, что домашнее зада­ние не записано

или

у тебя всегда записано, что задано на дом по всем предметам

44

Ты умеешь так рассказывать смешные истории, что все кругом смеются

или

тебе не так-то это легко, как неко­торым ребятам

45

Тебе больше нравятся уроки музы­ки, рисования

или

домоводство, ручной труд

46

Сидишь ты иногда без дела и чув­ствуешь себя плохо

или

такого с тобой не бывает

47

По пути из школы ты успеваешь по­гулять, зайти к друзьям в гости

или

после школы ты сразу идешь домой

48

Тебе труднее отвечать у доски, чем с места

или

ты никакой разницы не замечаешь

49

Когда ты болеешь и сидишь дома, тебе грустно

или

тебе это безразлично

50

Когда ты идешь в школу, тебя неред­ко беспокоят мысли, не забыл ли ты ручку, дневник, все ли тетрадки по­ложил

или

тебе такое не приходит в голову

51

У тебя быстро пропадает интерес, если что-то не получается, и ты с удовольствием берешься за какое-нибудь другое дело

или

ты не займешься другим, пока не до­делаешь начатое

52

Ты чувствуешь себя уже достаточ­но самостоятельным человеком

или

ты пока себя таким не считаешь

53

Если друзья берут твои вещи без спроса, ты считаешь, что в этом нет ничего особенного

или

ты сердишься на них

54

Ты заканчиваешь свою работу в классе быстрее, чем другие

или

тебе надо немного больше времени, чем другим

55

Ты всегда поддерживаешь порядок на своем столе, все вещи у тебя ле­жат на своих местах

или

иногда ты не сразу можешь найти нужную тебе книгу или какую-нибудь другую вещь

56

Ты любишь все делать не спеша

или

тебе нравится, когда работа кипит

57

Ты стараешься хорошо подготовить­ся к контрольной работе, диктанту

или

ты надеешься, что тебе повезет

58

Если ты участвуешь в игре, а ребята вокруг громко обсуждают твои дей­ствия, то это тебе не нравится

или

ты не обращаешь на это внимания

59

Ты стараешься выбрать, кем быть, когда вырастешь, а, может быть, уже выбрал

или

это тебя мало беспокоит

60

Если тебя дома чем-то разозлили, ты спокойно выходишь из комнаты

или

выходя из комнаты, ты можешь хлоп­нуть дверью

 

Обработка и интерпретация

Опросники при изучении личностных особенностей млад­ших школьников не являются совершенно надежным инструмен­том, однако альтернативные проективные методы, как правило, не позволяют получать количественные характеристики степени выраженности различных черт личности. Поэтому использова­ние личностного опросника Кеттелла может быть оправдано при условии осторожности в выводах и рекомендациях и необходи­мости дополнительной проверки полученных результатов.

Нами используется «половинный» вариант опросника, со­стоящий из 60 пунктов. Практика показала, что при групповом тестировании использование полного вопросника не повышает, а напротив, может снижать достоверность результатов обследо­вания. У детей в этом возрасте еще не развита саморефлексия. Им трудно отвечать на вопросы, потому что они сами не знают, как они себя ведут, и что им больше нравится, их мнения и пред­почтения могут быстро меняться, поведение еще во многом си­туативно, а личные качества неустойчивы. Дети не выдерживают, если им предлагается полный вариант, состоящий из 120 пар суждений. Они устают от монотонной, непривычной (так как надо анализировать свое поведение) и поэтому трудной для них ра­боты. Часть детей к концу начинают «выпадать» из работы и про­пускать вопросы, а другая часть приходит в состояние перевоз­буждения. Они громко высказывают свое отношение к вопросам, комментируют ответы, мешают работать соседям, сбиваются сами.

«Классический» детский личностный опросник Кеттелла не содержит вопросов на «ложь», по которым можно было бы оце­нить степень достоверности ответов. Попытки повысить досто­верность выводов за счет увеличения количества вопросов не дают ожидаемых результатов. Поэтому нами была введена шкала Q5, позволяющая оценить способность ребенка адекватно оце­нивать свое поведение, так называемая шкала «лжи». Если ребе­нок набирает 4-5 баллов по этой шкале, то следует с осторожно­стью относиться и ко всем остальным его высказываниям. Одна­ко ее функции этим не ограничиваются. Она дает надежные све­дения о степени развития у ребенка саморефлексии, самокри­тичности, способности адекватно воспринимать себя и оцени­вать свои поступки.

Обработка теста происходит стандартным образом, посред­ством наложения ключа и подсчета баллов по каждому из оцени­ваемых личностных качеств. За каждое совпадение с ключом при­суждается 1 балл. Далее подсчитываются суммы по каждому из 12 факторов. В психологической характеристике отмечаются не все факторы, измеряемые тестом Кеттелла, - нами были выделены качества, наиболее значимые с точки зрения учебы. Часть показа­телей рассчитывается на основе нескольких факторов. В этом слу­чае выделяется ведущий фактор (он стоит первым) и второсте­пенные. Зона выбирается по основному фактору и корректируется (на одну позицию) в том случае, если наблюдается явное несоот­ветствие по значениям второстепенных факторов. Обычно это ка­сается крайних (2 и 5) зон. Их всегда надо выбирать с осторожно­стью, проверяя, исходя из выраженности «второстепенных» свойств, действительно ли имеет место «крайнее» поведение. Зона пато­логии ни по одной из характеристик не выделяется.

 

Личностные особенности учащихся 3-6 классов

 

 

 

 

Зоны

1

2

3

4

5

уровень патологии

слабый уровень

средний уровень

хороший уровень

высокий уровень

Личностные особенности, влияющие на обучение

1

Исполнительность

 (G)

 

0-1

2-3

4

5

2

Волевой самоконтроль

(Q3)

 

0-1

2-3

4

5

3

Активность

 (D)

 

0-1

2-3

4

5

4

Самокритичность

(Q5)

 

4-5

2-3

1

0

5

Независимость, самостоятельность

(Е)

 

0-1

2-3

4

5

6

Тревожность

(О)

 

0-1

2-3

4

5

7

Эмоциональность

 (С)

 

5

3-4

2

1-0

8

Активность в общении

(Н)

 

0-1

2

3-4

5

9

Потребность в общении

(А)

 

0-1

2-3

4

5

10

Психическое напряжение

(Q4)

 

0-1

2-3

4

5

 

Исполнительность (фактор G)

Зона 2. Ребенок фактически недисциплинирован и не­исполнителен, и неосознанно считает это вполне приемлемой формой поведения. Может никак не реагировать, когда его про­сят что-то сделать. Он не испытывает дискомфорта, когда ему делают замечания по поводу непослушания или плохого поведе­ния. В этом случае необходимо спокойно, методично и последо­вательно добиваться от ребенка того, что он обязан делать. Сле­дует избегать выговоров и нотаций, лучше ежедневно (в течение нескольких недель или месяцев) проделывать вместе с ребенком то, что должно быть им сделано. Не надо требовать от него того, что он еще самостоятельно делать не может, в этих случаях нужно помогать и проделывать все необходимое вместе с ним. Таким образом, ребенок постепенно привыкнет к другому образу жиз­ни, начнет прислушиваться к советам и замечаниям старших и выполнять то, о чем его просят или что он обязан делать.

Зона 3. Ребенок еще нуждается во внешнем контроле, так как не всегда бывает исполнительным. Он в целом настроен делать все, что надо, но не всегда об этом помнит. Если спокой­но, последовательно помогать ему выполнять все школьные дела и домашние обязанности, то полноценное ответственное пове­дение постепенно сформируется.

Зона 4. Ребенок исполнителен и ответственен. Обычно аккуратен. Адекватно реагирует на просьбы и замечания стар­ших, старается выполнять все,, что от него требуется.

Зона 5. Ребенок нерационально, в высшей степени ис­полнителен, у него отсутствуют критические, рациональные оцен­ки того, что от него требуют старшие. Выполняет все буквально (как сказал учитель, так и надо делать), расстраивается, если почему-либо точное выполнение невозможно, тяжело реагиру­ет на замечания. Необходимо учить рациональному подходу к любой работе.

 

Волевой самоконтроль (фактор Q3)

Зона 2. Самоконтроль фактически отсутствует, поведе­ние ситуативно. Ребенок не может направлять свои действия к определенной цели, заранее продумать и подготовить все необ­ходимое, организовать свою деятельность, довести работу до конца. Нуждается в том, чтобы взрослые организовывали его жизнь, но одновременно учили его методам самоорганизации и само­контроля, рационального планирования. Ребенок должен как можно более точно представлять, сколько времени у него занимает лю­бой вид его деятельности (умывание, завтрак, разговор по теле­фону, дорога до школы, подготовка уроков по конкретным пред­метам и пр.), только тогда он сможет научиться распределять работу во времени и рационально планировать свой день. Также надо учить его периодическому (например, почасовому) конт­ролю, самопроверкам, чтобы он умел оперативно оценивать, ус­певает ли он выполнять намеченное.

Зона 3. Ребенок может иногда заблаговременно подгото­виться к какой-то работе, что-то без напоминаний доделать до конца, но это еще не стало образом его жизни. Если родители будут помо­гать ему придерживаться определенного распорядка дня, заранее продумывать, планировать все, что ему надо сделать, то у него сфор­мируются необходимые навыки самоконтроля.

Зона 4. Ребенок приучен к размеренному и рациональ­но спланированному образу жизни, распорядку дня. Умеет организовать свою работу в рамках привычного образа жизни, успевает все делать вовремя. Это еще нельзя сравнивать с во­левой регуляцией взрослого человека, но определенные навы­ки самоконтроля и целенаправленной деятельности у ребенка уже сложились.

Зона 5. Спонтанность поведения, свойственная детям этого возраста, фактически отсутствует, ребенок «заорганизо­ван», слишком озабочен, чтобы у него все было в порядке, свою «правильность» выставляет напоказ и стремится, чтобы взрослые его хвалили за это. Такое поведение поощрять не следует. Необхо­димо отделять рациональную организованность от показной и на­рочитой. (Высокий уровень волевого самоконтроля никогда не ста­вится при наличии у ребенка ММД, так как он фактически не спосо­бен всегда себя контролировать, хотя может стремиться к этому.)

 

Активность (факторы D, H, Q4)

Зона 2. Ребенок фактически пассивен, внутренние побу­дительные мотивы не выражены, может долгое время проводить в бездействии, если ему не предложат чем-то заняться или не требуется делать уроки. Бывает, что ни к чему не проявляет само­стоятельного интереса. Не экспериментирует и поэтому не дос­тавляет взрослым неприятностей.

Зона 3. Ребенок с нормальным уровнем активности, уме­ренно подвижный.

Зона 4. Активный, деятельный ребенок. Эксперименти­рующий, не любит сидеть без дела, всегда чем-то занят, что-то пробует. Не следует пытаться ограничивать его активность, надо найти для нее «безопасное» направление. Лучше поощрять рас­ширение сферы его интересов, параллельные занятия в несколь­ких кружках или секциях, разрешать менять кружки, если ему что-то не понравилось и у него появились другие интересы. Такие дети доставляют немало хлопот, но если они находят свое при­звание, то благодаря своей энергии многого достигают в жизни.

Зона 5. Непоседливый ребенок, моментально откликается на все, что происходит вокруг, все время экспериментирует. Такого ребенка не следует оставлять без присмотра, потому что он может заинтересоваться чем-нибудь не совсем безопасным (например, электроприборами, химическими препаратами и пр.). Его невоз­можно успокоить и заставить сидеть тихо, ничего не делая. Попыт­ки ввести его в какие-то рамки встречают сопротивление, ребенок может реагировать по принципу отпущенной пружины. Лучше на­ходить для него «безопасные» формы проявления активности.

 

Самокритичность (фактор Q5)

 Зона 2. Самокритичность отсутствует. Ребенок имеет о себе «улучшенное» представление, не видит своих недостатков, не в состоянии адекватно оценивать свои поступки. Такое самоотношение часто складывается и долго сохраняется у захвален­ных отличников, которые искренне считают себя идеальными деть­ми. Поскольку при этом они хорошо видят недостатки других детей и делают им замечания, у них могут не складываться отношения с одноклассниками.

Зона 3. Начальная стадия формирования самокритич­ности. Ребенок уже иногда задумывается о себе и может адек­ватно оценивать свои действия. Однако отношение к себе пока сохраняется целостное и несколько «улучшенное».

Зона 4. Ребенок уже может независимо от того, как его оценивают другие, анализировать собственные поступки и формировать собственное мнение о себе. Оно в основном соответствует тому, что ребенок собой представляет. Он видит свои недостатки, может критически к ним относится.

Зона 5. Ребенок самокритичен, иногда склонен видеть у себя больше недостатков, чем есть на самом деле. Часто так бы­вает, когда ребенка больше ругают, чем хвалят, и в итоге он при­выкает и принимает такую заниженную оценку, при этом она мо­жет его и не травмировать.

 

Независимость (фактор Е)

Зона 2. Ребенок зависим, уступчив, несамостоятелен в действиях и принятии решений, часто оказывается ведомым. Проявляет инфантилизм и беспомощность в ситуациях выбора, требует, чтобы ему сказали, как надо действовать. Им легко уп­равлять, что родители и делают. Возможно закрепление воспи­танной беспомощности, если постепенно не обучать ребенка са­мостоятельному принятию решений.

Зона 3. Ребенок может сам принимать решения и дей­ствовать в игровых и бытовых ситуациях. Обычно на лидер­ство не претендует, но свое мнение имеет и может его высказы­вать. С ним можно сотрудничать, договариваться, долго его убеж­дать не надо.

Зона 4. Самостоятельный и независимый ребенок. Го­тов сам принимать решения не только в обыденных, но и в серь­езных жизненных ситуациях. На все имеет свое мнение, претен­дует на лидерство. Если пытаться управлять и помыкать им, то он может начать агрессивно защищаться. С ним можно догова­риваться, хотя это и не просто. Он готов к равноправной дискус­сии, поддается убеждению.

Зона 5. Независимость проявляется в упрямстве и са­моутверждении во что бы то ни стало. Стремится к доминированию над детьми. С ним трудно договориться, могут возникать проблемы в общении с одноклассниками. Может остаться в одино­честве, если не сможет подчинить себе других ребят. На любые со­веты взрослых сразу, не задумываясь, реагирует отвержением и отрицанием, даже когда эти советы могут идти ему на пользу. Такая позиция может формироваться у ребенка в начальный период под­росткового кризиса, если окружающие его взрослые усиливают авторитарные методы воспитания, чтобы сохранить над ним власть.

 

Тревожность (факторы О, Н, F)

Зона 2. Слабый уровень тревожности. Отсутствует не­обходимая реакция на изменение ситуации, адаптационные из­менения поведения обычно запаздывают. Излишняя расслаб­ленность не позволяет вовремя корректировать поведение. Он может долго не замечать осложнений в учебе, быть уверенным, что у него все в порядке.

Зона 3. Оптимальный уровень тревожности. Имеется адекватная реакция мобилизационной готовности в неопреде­ленных и меняющихся ситуациях, хорошая адаптивность и гиб­кость поведения.

Зона 4. Несколько повышенный уровень тревожности. Свидетельствует о наличии в жизни ребенка каких-то ситуаций, которые выводят его из эмоционального равновесия и требуют повышенной мобилизационной готовности, чтобы справляться с ними. Возможно, какие-то предметы ему даются не так легко, как другим детям, и он проявляет большую озабоченность по этому поводу. Иногда неумение рационально организовать свою дея­тельность приходится компенсировать дополнительными про­верками, которые сопровождаются страхами, не забыто ли что-нибудь. Эти ситуации нужно выяснить и помочь ребенку либо в учебе, либо в самоорганизации.

Зона 5. Высокий уровень тревожности. Свидетельствует о дезадаптации ребенка. Ребенок не верит в свои силы, настроен на неудачи. Жизнь представляется в виде сплошных неприятностей, которые он предотвратить не может и ожидает их со страхом. Обычно страхи его преувеличены, но уже устойчивы. Попытки успокоить успеха не имеют. Необходимо выяснить причины, которые привели к дезадаптации ребенка, и «устранить» их. Чаще всего до такого состоя­ния доходят дети, от которых требуют отличной успеваемости, а они обладает только средними (иногда хорошими) интеллектуаль­ными способностями. В этом случае надо, чтобы родители помог­ли ребенку с учебой, а не требовали. Попытки психолога преодо­леть тревожность детей через постепенное приучение их к различ­ным пугающим ситуациям (методики последовательной десенси­билизации, «отыгрывания» напряжения и пр.) направлены на «лече­ние» симптомов и оставляют без внимания причины. Тренинги, на­правленные на повышение уверенности в себе, тоже не приносят пользы, если ситуация в школе и дома не меняется.

Повышенный уровень тревожности (зоны 4-5) может ком­пенсировать недостаточную исполнительность ребенка (зоны 2-3). Неисполнительный ребенок будет стараться делать все вов­ремя и так, как от него требуют, опасаясь наказаний и неприятно­стей. Но если он будет уверен, что его не будут проверять или не смогут проконтролировать, то работа окажется несделанной.

 

Эмоциональность (фактор С)

Зона 2. Слабый уровень развития эмоциональной сфе­ры. Встречается очень редко. У ребенка отсутствует душевный отклик на события окружающей жизни, чувства и проблемы дру­гих людей. Ребенок выглядит спокойным, черствым, равнодушно рационалистичным. Он может эмоционально реагировать толь­ко на то, что касается непосредственно его самого.

Зона 3. Средний («нормальный») уровень эмоциональ­ной реактивности.

Зона 4. Несколько повышенный уровень эмоционального реагирования, проявляется во всех видах деятельности и ситу­ациях общения, но часто больше внутри, чем вовне. Ребенок мо­жет глубоко переживать неприятности, критику, несчастья близ­ких ему людей.

Зона 5. Высокая эмоциональная реактивность. Ребенок не может сдерживать своих реакций, характерны яркие внешние проявления: крики, слезы, истерики. Он может наговорить грубо­стей, а потом жалеть об этом. Эмоциональная реактивность мо­жет усиливаться при вступлении ребенка в подростковый возраст.

 

Активность в общении (факторы Н, F)

Зона 2. Ребенок робкий, застенчивый, может теряться в новой обстановке, не умеет сам знакомиться с новыми детьми. ■; Может испытывать затруднения, когда приходится отвечать на j уроках без подготовки.

Зона 3. Средние способности к адаптации. Может не проявлять особой инициативы в установлении контактов, но и не испытывать трудностей, когда это приходится делать.

Зона 4. Легко адаптируется в новых условиях, знакомиться с новыми детьми. Может общаться и со взрослыми, не испыты­вая перед ними робости. Естественен, непринужден в общении. Контактирует с различными микрогруппами в классе.

Зона 5. Повышенная активность в общении. Ребенок стремится к новым знакомствам, легко меняет компании, обзаводит­ся новыми «друзьями». Общение чаще поверхностное, отноше­ния неглубокие. Проявляет инициативу при знакомстве и со взрослыми, легко разговаривает с ними на любые темы.

 

Потребность в общении (фактор А)

Зона 2. Потребность в общении выражена слабо. Ребе­нок хорошо чувствует себя в одиночестве, обществу однокласс­ников предпочитает свои любимые занятия. Может иметь одно-, го друга, с которым тоже встречается не часто.

Зона 3. Потребность в общении выражена средне.

Зона 4. Ребенок нуждается в общении. Плохо переносит одиночество. Глубоко переживает ссоры с друзьями.

Зона 5. Общение для ребенка выступает одной из глав­ных жизненных потребностей. В школу он в основном ходит общаться. Ему не важно, о чем говорить, лишь бы разговаривать. Его телефонные разговоры могут длиться часами.

В процессе интерпретации потребность и активность в общении следует рассматривать совместно. Наиболее комфортно ребенок чувствует себя в том случае, когда обе эти характеристи­ки находятся в одной зоне, то есть ребенок проявляет активность в соответствии с потребностью в общении. Когда активность в общении превосходит его потребности, ребенок тоже не испытывает проблем, но его взаимоотношения с детьми бывают неустойчивыми и скорее приятельскими, чем дружескими. Ребенок мо­жет чувствовать себя плохо, когда активность в общении ниже, чем потребность, и последняя не находит удовлетворения - ребенок не может познакомиться с детьми, поддерживать отношения.

 

Психическое напряжение (фактор Q4)

Зона 2. Слабый уровень психического напряжения. Сви­детельствует об отсутствии заинтересованности, эмоционального включения в работу, учебу. Ребенок обычно все выполняет фор­мально, по минимуму. Причиной этого зачастую является лень. Иногда слабый уровень психического напряжения может быть следствием общей астенизации ребенка, крайней соматической ослабленности. Слабое психическое напряжение может быть также характерно для детей с высокими способностями, которым все очень легко дается.

Зона 3. Средний уровень психического напряжения. Нормальная работоспособность.

Зона 4. Ребенок эмоционально включается в любую дея­тельность, проявляет заинтересованность. Имеет место мо­тивация достижений. Отличается хорошей работоспособностью.

Зона 5. Высокий уровень психического напряжения. Из-за высокой мотивации ребенок работает на пределе своих воз­можностей. Могут быть нервные и поведенческие срывы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Личностный опросник Кеттелла

Личностный опросник Кеттелла

Ты обычно возражаешь маме, учи­телям, если считаешь, что они не правы или обычно ты просто выслушиваешь за­мечания 14

Ты обычно возражаешь маме, учи­телям, если считаешь, что они не правы или обычно ты просто выслушиваешь за­мечания 14

Если мама или учитель тебя отру­гают, ты очень расстраиваешься или у тебя почти не портится настроение 35

Если мама или учитель тебя отру­гают, ты очень расстраиваешься или у тебя почти не портится настроение 35

Ты чувствуешь себя уже достаточ­но самостоятельным человеком или ты пока себя таким не считаешь 53

Ты чувствуешь себя уже достаточ­но самостоятельным человеком или ты пока себя таким не считаешь 53

Она дает надежные све­дения о степени развития у ребенка саморефлексии, самокри­тичности, способности адекватно воспринимать себя и оцени­вать свои поступки

Она дает надежные све­дения о степени развития у ребенка саморефлексии, самокри­тичности, способности адекватно воспринимать себя и оцени­вать свои поступки

Зона 3. Ребенок еще нуждается во внешнем контроле, так как не всегда бывает исполнительным

Зона 3. Ребенок еще нуждается во внешнем контроле, так как не всегда бывает исполнительным

Лучше поощрять рас­ ширение сферы его интересов, параллельные занятия в несколь­ ких кружках или секциях, разрешать менять кружки, если ему что-то не понравилось и у…

Лучше поощрять рас­ ширение сферы его интересов, параллельные занятия в несколь­ ких кружках или секциях, разрешать менять кружки, если ему что-то не понравилось и у…

Тревожность (факторы О, Н, F )

Тревожность (факторы О, Н, F )

Эмоциональная реактивность мо­ жет усиливаться при вступлении ребенка в подростковый возраст

Эмоциональная реактивность мо­ жет усиливаться при вступлении ребенка в подростковый возраст

Зона 5. Высокий уровень психического напряжения

Зона 5. Высокий уровень психического напряжения
Скачать файл