Личностный опросник Кеттелла
Инструкция: «Теперь вы будете высказывать
собственное мнение о себе, о том, что вам нравится, но не совсем свободно. Я
вам буду говорить два варианта, они будут разделены
союзом «или» (показать на доске). Вам
надо будет выбрать и отметить крестиком тот, который соответствует вашему
мнению о себе, как вы чаще себя ведете, что вам больше нравится. Нужно
обязательно какой-то ответ выбрать, нельзя поставить два крестика сразу и
нельзя пропустить. Сейчас все вместе начнем работать, и станет понятно, как
надо отвечать. (Зачитать суждения под №1, показывая на доске на
соответствующие клеточки ответного бланка.) К тебе хорошо относятся почти
все ребята или только некоторые? Если все относятся хорошо, то ставите крестик
здесь (показать на левый квадратик
первой строчки ответной таблицы). Если только некоторые ребята
относятся хорошо, то ставите крестик здесь
(поставить крестик в правый
квадратик первой строчки ответной таблицы)».
Далее прочтите еще две-три пары суждений, показывая на доске, в каком случае куда ставить крестик. Когда убедитесь, что все поняли, как надо отвечать, просто последовательно зачитывайте пары, четко интонационно разделяя их союзом «или». Каждая пара суждений зачитывается один раз. Если кто-то не понял, можно повторить. Следите, чтобы дети не пропускали ответы и не ставили одновременно два крестика. Предлагайте, чтобы они выбрали, как чаще поступают, что больше нравится. По окончании бланки следует перевернуть на чистую сторону и перейти к следующему заданию.
Текст опросника Кеттелла
1 |
К тебе хорошо относятся почти все ребята |
или |
только некоторые ребята |
2 |
Когда ты утром просыпаешься, ты долго ходишь недовольный и раздражительный |
или |
тебе сразу хочется поговорить с кем-нибудь |
3 |
При неожиданном звуке ты вздрагиваешь |
или |
ты просто оглядываешься |
4 |
Бываешь ли ты иногда не уверен в себе |
или |
ты обычно чувствуешь себя уверенно |
5 |
Ты всегда радуешься, когда видишь своих школьных друзей |
или |
иногда тебе никого не хочется видеть |
6 |
Если ты чем-то взволнован, то невольно говоришь громко |
или |
ты всегда разговариваешь спокойно |
7 |
Другим ребятам нравится то, что ты предлагаешь |
или |
им не всегда это нравится |
8 |
Если ты смотришь телевизор, а рядом громко разговаривают, это портит тебе удовольствие и злит |
или |
тебе это не мешает |
9 |
Тебе бывает скучно, когда ты остаешься один и не с кем поговорить |
или |
тебе бывает приятно побыть одному |
10 |
Бывают ли дни, когда у тебя ничего не получается |
или |
у тебя таких невезучих дней не бывает |
11 |
Иногда ты можешь прихвастнуть |
или |
ты никогда не хвастаешься |
12 |
Ты сидишь во время урока спокойно |
или |
любишь и повертеться |
13 |
Ты обычно возражаешь маме, учителям, если считаешь, что они не правы |
или |
обычно ты просто выслушиваешь замечания |
14 |
У тебя меньше друзей, чем у большинства ребят |
или |
у тебя их даже больше, чем у других |
15 |
В игре ты любишь выигрывать |
или |
тебе все равно, выиграешь ты или нет |
16 |
Ты считаешь, что ты всегда вежлив |
или |
ты бываешь и надоедливым |
17 |
Тебе нередко говорят, что с тобой трудно договориться, потому что ты любишь настаивать на своем |
или |
с тобой легко иметь дело |
18 |
Меняешься ли ты обычно с ребятами своими вещами (карандашами, линейками) |
или |
ты никогда этого не делаешь |
19 |
Бывало такое, что ты грубил своим родителям |
или |
никогда такого не было |
20 |
Когда тебе сообщают приятную новость, ты радуешься спокойно |
или |
тебе от радости хочется прыгать |
21 |
Твои родители знают все лучше, чем ты |
или |
часто твое предложение бывает лучше |
22 |
Если бы ты был диким животным, ты охотнее стал бы оленем |
или |
ты стал бы львом |
23 |
Тебе не так-то просто признать свою неправоту в споре |
или |
ты легко соглашаешься, что был не прав |
24 |
На перемене тебе обычно хочется побегать, повозиться |
или |
ты обычно спокойно стоишь и ждешь следующего урока |
25 |
Если кто-то к тебе относится не очень хорошо, ты прощаешь ему это |
или |
ты тоже к нему не очень хорошо относишься |
26 |
Что тебе больше понравилось бы в бассейне: плавать |
или |
нырять с вышки |
27 |
Если ты обещаешь что-то, то всегда выполняешь свои обещания |
или |
иногда случается, что забываешь или не успеваешь что-то сделать |
28 |
Учителя часто говорят, что ты невнимателен на уроках, допускаешь много помарок в тетрадях |
или |
они этого почти никогда не говорят |
29 |
В спорах ты во что бы то ни стало стремишься доказать свою правоту |
или |
ты легко можешь и уступить |
30 |
Какой рассказ ты лучше послушал бы: о сражениях и боях |
или |
о том, как работают люди в заповедниках |
31 |
Ты всегда следуешь советам старших (родителей, учителей) |
или |
ты на их рекомендации мало обращаешь внимания |
32 |
Ты быстро знакомишься с новыми ребятами на даче, в лагере, во дворе |
или |
тебе трудно бывает подойти и первому заговорить |
33 |
Кем бы ты больше хотел стать: бизнесменом, директором завода, банка |
или |
тебе интереснее было бы быть писателем или артистом |
34 |
Если мама или учитель тебя отругают, ты очень расстраиваешься |
или |
у тебя почти не портится настроение |
35 |
Обычно ты собираешь свой портфель с вечера |
или |
чаще это делаешь перед самым уходом в школу |
36 |
Тебя нередко хвалит учитель, иногда делает замечания |
или |
он о тебе на уроках мало говорит |
37 |
Ты можешь спокойно дотронуться до паука |
или |
паук тебе неприятен |
38 |
Ты часто обижаешься |
или |
это случается очень редко |
39 |
Когда родители говорят, что уже поздно, пора спать, ты обычно сразу идешь |
или |
только после многих напоминаний начинаешь собираться ко сну |
40 |
Ты смущаешься, когда приходится разговаривать с незнакомым человеком |
или |
ты совсем не смущаешься |
41 |
Тебе больше нравятся уроки русского языка |
или |
математики |
42 |
Ты долго помнишь о своих неудачах |
или |
ты быстро о них забываешь |
43 |
Бывает, ты садишься за уроки и обнаруживаешь, что домашнее задание не записано |
или |
у тебя всегда записано, что задано на дом по всем предметам |
44 |
Ты умеешь так рассказывать смешные истории, что все кругом смеются |
или |
тебе не так-то это легко, как некоторым ребятам |
45 |
Тебе больше нравятся уроки музыки, рисования |
или |
домоводство, ручной труд |
46 |
Сидишь ты иногда без дела и чувствуешь себя плохо |
или |
такого с тобой не бывает |
47 |
По пути из школы ты успеваешь погулять, зайти к друзьям в гости |
или |
после школы ты сразу идешь домой |
48 |
Тебе труднее отвечать у доски, чем с места |
или |
ты никакой разницы не замечаешь |
49 |
Когда ты болеешь и сидишь дома, тебе грустно |
или |
тебе это безразлично |
50 |
Когда ты идешь в школу, тебя нередко беспокоят мысли, не забыл ли ты ручку, дневник, все ли тетрадки положил |
или |
тебе такое не приходит в голову |
51 |
У тебя быстро пропадает интерес, если что-то не получается, и ты с удовольствием берешься за какое-нибудь другое дело |
или |
ты не займешься другим, пока не доделаешь начатое |
52 |
Ты чувствуешь себя уже достаточно самостоятельным человеком |
или |
ты пока себя таким не считаешь |
53 |
Если друзья берут твои вещи без спроса, ты считаешь, что в этом нет ничего особенного |
или |
ты сердишься на них |
54 |
Ты заканчиваешь свою работу в классе быстрее, чем другие |
или |
тебе надо немного больше времени, чем другим |
55 |
Ты всегда поддерживаешь порядок на своем столе, все вещи у тебя лежат на своих местах |
или |
иногда ты не сразу можешь найти нужную тебе книгу или какую-нибудь другую вещь |
56 |
Ты любишь все делать не спеша |
или |
тебе нравится, когда работа кипит |
57 |
Ты стараешься хорошо подготовиться к контрольной работе, диктанту |
или |
ты надеешься, что тебе повезет |
58 |
Если ты участвуешь в игре, а ребята вокруг громко обсуждают твои действия, то это тебе не нравится |
или |
ты не обращаешь на это внимания |
59 |
Ты стараешься выбрать, кем быть, когда вырастешь, а, может быть, уже выбрал |
или |
это тебя мало беспокоит |
60 |
Если тебя дома чем-то разозлили, ты спокойно выходишь из комнаты |
или |
выходя из комнаты, ты можешь хлопнуть дверью |
Обработка и интерпретация
Опросники при изучении личностных особенностей младших школьников не являются совершенно надежным инструментом, однако альтернативные проективные методы, как правило, не позволяют получать количественные характеристики степени выраженности различных черт личности. Поэтому использование личностного опросника Кеттелла может быть оправдано при условии осторожности в выводах и рекомендациях и необходимости дополнительной проверки полученных результатов.
Нами используется «половинный» вариант опросника, состоящий из 60 пунктов. Практика показала, что при групповом тестировании использование полного вопросника не повышает, а напротив, может снижать достоверность результатов обследования. У детей в этом возрасте еще не развита саморефлексия. Им трудно отвечать на вопросы, потому что они сами не знают, как они себя ведут, и что им больше нравится, их мнения и предпочтения могут быстро меняться, поведение еще во многом ситуативно, а личные качества неустойчивы. Дети не выдерживают, если им предлагается полный вариант, состоящий из 120 пар суждений. Они устают от монотонной, непривычной (так как надо анализировать свое поведение) и поэтому трудной для них работы. Часть детей к концу начинают «выпадать» из работы и пропускать вопросы, а другая часть приходит в состояние перевозбуждения. Они громко высказывают свое отношение к вопросам, комментируют ответы, мешают работать соседям, сбиваются сами.
«Классический» детский личностный опросник Кеттелла не содержит вопросов на «ложь», по которым можно было бы оценить степень достоверности ответов. Попытки повысить достоверность выводов за счет увеличения количества вопросов не дают ожидаемых результатов. Поэтому нами была введена шкала Q5, позволяющая оценить способность ребенка адекватно оценивать свое поведение, так называемая шкала «лжи». Если ребенок набирает 4-5 баллов по этой шкале, то следует с осторожностью относиться и ко всем остальным его высказываниям. Однако ее функции этим не ограничиваются. Она дает надежные сведения о степени развития у ребенка саморефлексии, самокритичности, способности адекватно воспринимать себя и оценивать свои поступки.
Обработка теста происходит стандартным образом, посредством наложения ключа и подсчета баллов по каждому из оцениваемых личностных качеств. За каждое совпадение с ключом присуждается 1 балл. Далее подсчитываются суммы по каждому из 12 факторов. В психологической характеристике отмечаются не все факторы, измеряемые тестом Кеттелла, - нами были выделены качества, наиболее значимые с точки зрения учебы. Часть показателей рассчитывается на основе нескольких факторов. В этом случае выделяется ведущий фактор (он стоит первым) и второстепенные. Зона выбирается по основному фактору и корректируется (на одну позицию) в том случае, если наблюдается явное несоответствие по значениям второстепенных факторов. Обычно это касается крайних (2 и 5) зон. Их всегда надо выбирать с осторожностью, проверяя, исходя из выраженности «второстепенных» свойств, действительно ли имеет место «крайнее» поведение. Зона патологии ни по одной из характеристик не выделяется.
Личностные особенности учащихся 3-6 классов
|
|
|
Зоны |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||
уровень патологии |
слабый уровень |
средний уровень |
хороший уровень |
высокий уровень |
|||
Личностные особенности, влияющие на обучение |
|||||||
1 |
Исполнительность |
(G) |
|
0-1 |
2-3 |
4 |
5 |
2 |
Волевой самоконтроль |
(Q3) |
|
0-1 |
2-3 |
4 |
5 |
3 |
Активность |
(D) |
|
0-1 |
2-3 |
4 |
5 |
4 |
Самокритичность |
(Q5) |
|
4-5 |
2-3 |
1 |
0 |
5 |
Независимость, самостоятельность |
(Е) |
|
0-1 |
2-3 |
4 |
5 |
6 |
Тревожность |
(О) |
|
0-1 |
2-3 |
4 |
5 |
7 |
Эмоциональность |
(С) |
|
5 |
3-4 |
2 |
1-0 |
8 |
Активность в общении |
(Н) |
|
0-1 |
2 |
3-4 |
5 |
9 |
Потребность в общении |
(А) |
|
0-1 |
2-3 |
4 |
5 |
10 |
Психическое напряжение |
(Q4) |
|
0-1 |
2-3 |
4 |
5 |
Исполнительность (фактор G)
Зона 2. Ребенок фактически недисциплинирован и неисполнителен, и неосознанно считает это вполне приемлемой формой поведения. Может никак не реагировать, когда его просят что-то сделать. Он не испытывает дискомфорта, когда ему делают замечания по поводу непослушания или плохого поведения. В этом случае необходимо спокойно, методично и последовательно добиваться от ребенка того, что он обязан делать. Следует избегать выговоров и нотаций, лучше ежедневно (в течение нескольких недель или месяцев) проделывать вместе с ребенком то, что должно быть им сделано. Не надо требовать от него того, что он еще самостоятельно делать не может, в этих случаях нужно помогать и проделывать все необходимое вместе с ним. Таким образом, ребенок постепенно привыкнет к другому образу жизни, начнет прислушиваться к советам и замечаниям старших и выполнять то, о чем его просят или что он обязан делать.
Зона 3. Ребенок еще нуждается во внешнем контроле, так как не всегда бывает исполнительным. Он в целом настроен делать все, что надо, но не всегда об этом помнит. Если спокойно, последовательно помогать ему выполнять все школьные дела и домашние обязанности, то полноценное ответственное поведение постепенно сформируется.
Зона 4. Ребенок исполнителен и ответственен. Обычно аккуратен. Адекватно реагирует на просьбы и замечания старших, старается выполнять все,, что от него требуется.
Зона 5. Ребенок нерационально, в высшей степени исполнителен, у него отсутствуют критические, рациональные оценки того, что от него требуют старшие. Выполняет все буквально (как сказал учитель, так и надо делать), расстраивается, если почему-либо точное выполнение невозможно, тяжело реагирует на замечания. Необходимо учить рациональному подходу к любой работе.
Волевой самоконтроль (фактор Q3)
Зона 2. Самоконтроль фактически отсутствует, поведение ситуативно. Ребенок не может направлять свои действия к определенной цели, заранее продумать и подготовить все необходимое, организовать свою деятельность, довести работу до конца. Нуждается в том, чтобы взрослые организовывали его жизнь, но одновременно учили его методам самоорганизации и самоконтроля, рационального планирования. Ребенок должен как можно более точно представлять, сколько времени у него занимает любой вид его деятельности (умывание, завтрак, разговор по телефону, дорога до школы, подготовка уроков по конкретным предметам и пр.), только тогда он сможет научиться распределять работу во времени и рационально планировать свой день. Также надо учить его периодическому (например, почасовому) контролю, самопроверкам, чтобы он умел оперативно оценивать, успевает ли он выполнять намеченное.
Зона 3. Ребенок может иногда заблаговременно подготовиться к какой-то работе, что-то без напоминаний доделать до конца, но это еще не стало образом его жизни. Если родители будут помогать ему придерживаться определенного распорядка дня, заранее продумывать, планировать все, что ему надо сделать, то у него сформируются необходимые навыки самоконтроля.
Зона 4. Ребенок приучен к размеренному и рационально спланированному образу жизни, распорядку дня. Умеет организовать свою работу в рамках привычного образа жизни, успевает все делать вовремя. Это еще нельзя сравнивать с волевой регуляцией взрослого человека, но определенные навыки самоконтроля и целенаправленной деятельности у ребенка уже сложились.
Зона 5. Спонтанность поведения, свойственная детям этого возраста, фактически отсутствует, ребенок «заорганизован», слишком озабочен, чтобы у него все было в порядке, свою «правильность» выставляет напоказ и стремится, чтобы взрослые его хвалили за это. Такое поведение поощрять не следует. Необходимо отделять рациональную организованность от показной и нарочитой. (Высокий уровень волевого самоконтроля никогда не ставится при наличии у ребенка ММД, так как он фактически не способен всегда себя контролировать, хотя может стремиться к этому.)
Активность (факторы D, H, Q4)
Зона 2. Ребенок фактически пассивен, внутренние побудительные мотивы не выражены, может долгое время проводить в бездействии, если ему не предложат чем-то заняться или не требуется делать уроки. Бывает, что ни к чему не проявляет самостоятельного интереса. Не экспериментирует и поэтому не доставляет взрослым неприятностей.
Зона 3. Ребенок с нормальным уровнем активности, умеренно подвижный.
Зона 4. Активный, деятельный ребенок. Экспериментирующий, не любит сидеть без дела, всегда чем-то занят, что-то пробует. Не следует пытаться ограничивать его активность, надо найти для нее «безопасное» направление. Лучше поощрять расширение сферы его интересов, параллельные занятия в нескольких кружках или секциях, разрешать менять кружки, если ему что-то не понравилось и у него появились другие интересы. Такие дети доставляют немало хлопот, но если они находят свое призвание, то благодаря своей энергии многого достигают в жизни.
Зона 5. Непоседливый ребенок, моментально откликается на все, что происходит вокруг, все время экспериментирует. Такого ребенка не следует оставлять без присмотра, потому что он может заинтересоваться чем-нибудь не совсем безопасным (например, электроприборами, химическими препаратами и пр.). Его невозможно успокоить и заставить сидеть тихо, ничего не делая. Попытки ввести его в какие-то рамки встречают сопротивление, ребенок может реагировать по принципу отпущенной пружины. Лучше находить для него «безопасные» формы проявления активности.
Самокритичность (фактор Q5)
Зона 2. Самокритичность отсутствует. Ребенок имеет о себе «улучшенное» представление, не видит своих недостатков, не в состоянии адекватно оценивать свои поступки. Такое самоотношение часто складывается и долго сохраняется у захваленных отличников, которые искренне считают себя идеальными детьми. Поскольку при этом они хорошо видят недостатки других детей и делают им замечания, у них могут не складываться отношения с одноклассниками.
Зона 3. Начальная стадия формирования самокритичности. Ребенок уже иногда задумывается о себе и может адекватно оценивать свои действия. Однако отношение к себе пока сохраняется целостное и несколько «улучшенное».
Зона 4. Ребенок уже может независимо от того, как его оценивают другие, анализировать собственные поступки и формировать собственное мнение о себе. Оно в основном соответствует тому, что ребенок собой представляет. Он видит свои недостатки, может критически к ним относится.
Зона 5. Ребенок самокритичен, иногда склонен видеть у себя больше недостатков, чем есть на самом деле. Часто так бывает, когда ребенка больше ругают, чем хвалят, и в итоге он привыкает и принимает такую заниженную оценку, при этом она может его и не травмировать.
Независимость (фактор Е)
Зона 2. Ребенок зависим, уступчив, несамостоятелен в действиях и принятии решений, часто оказывается ведомым. Проявляет инфантилизм и беспомощность в ситуациях выбора, требует, чтобы ему сказали, как надо действовать. Им легко управлять, что родители и делают. Возможно закрепление воспитанной беспомощности, если постепенно не обучать ребенка самостоятельному принятию решений.
Зона 3. Ребенок может сам принимать решения и действовать в игровых и бытовых ситуациях. Обычно на лидерство не претендует, но свое мнение имеет и может его высказывать. С ним можно сотрудничать, договариваться, долго его убеждать не надо.
Зона 4. Самостоятельный и независимый ребенок. Готов сам принимать решения не только в обыденных, но и в серьезных жизненных ситуациях. На все имеет свое мнение, претендует на лидерство. Если пытаться управлять и помыкать им, то он может начать агрессивно защищаться. С ним можно договариваться, хотя это и не просто. Он готов к равноправной дискуссии, поддается убеждению.
Зона 5. Независимость проявляется в упрямстве и самоутверждении во что бы то ни стало. Стремится к доминированию над детьми. С ним трудно договориться, могут возникать проблемы в общении с одноклассниками. Может остаться в одиночестве, если не сможет подчинить себе других ребят. На любые советы взрослых сразу, не задумываясь, реагирует отвержением и отрицанием, даже когда эти советы могут идти ему на пользу. Такая позиция может формироваться у ребенка в начальный период подросткового кризиса, если окружающие его взрослые усиливают авторитарные методы воспитания, чтобы сохранить над ним власть.
Тревожность (факторы О, Н, F)
Зона 2. Слабый уровень тревожности. Отсутствует необходимая реакция на изменение ситуации, адаптационные изменения поведения обычно запаздывают. Излишняя расслабленность не позволяет вовремя корректировать поведение. Он может долго не замечать осложнений в учебе, быть уверенным, что у него все в порядке.
Зона 3. Оптимальный уровень тревожности. Имеется адекватная реакция мобилизационной готовности в неопределенных и меняющихся ситуациях, хорошая адаптивность и гибкость поведения.
Зона 4. Несколько повышенный уровень тревожности. Свидетельствует о наличии в жизни ребенка каких-то ситуаций, которые выводят его из эмоционального равновесия и требуют повышенной мобилизационной готовности, чтобы справляться с ними. Возможно, какие-то предметы ему даются не так легко, как другим детям, и он проявляет большую озабоченность по этому поводу. Иногда неумение рационально организовать свою деятельность приходится компенсировать дополнительными проверками, которые сопровождаются страхами, не забыто ли что-нибудь. Эти ситуации нужно выяснить и помочь ребенку либо в учебе, либо в самоорганизации.
Зона 5. Высокий уровень тревожности. Свидетельствует о дезадаптации ребенка. Ребенок не верит в свои силы, настроен на неудачи. Жизнь представляется в виде сплошных неприятностей, которые он предотвратить не может и ожидает их со страхом. Обычно страхи его преувеличены, но уже устойчивы. Попытки успокоить успеха не имеют. Необходимо выяснить причины, которые привели к дезадаптации ребенка, и «устранить» их. Чаще всего до такого состояния доходят дети, от которых требуют отличной успеваемости, а они обладает только средними (иногда хорошими) интеллектуальными способностями. В этом случае надо, чтобы родители помогли ребенку с учебой, а не требовали. Попытки психолога преодолеть тревожность детей через постепенное приучение их к различным пугающим ситуациям (методики последовательной десенсибилизации, «отыгрывания» напряжения и пр.) направлены на «лечение» симптомов и оставляют без внимания причины. Тренинги, направленные на повышение уверенности в себе, тоже не приносят пользы, если ситуация в школе и дома не меняется.
Повышенный уровень тревожности (зоны 4-5) может компенсировать недостаточную исполнительность ребенка (зоны 2-3). Неисполнительный ребенок будет стараться делать все вовремя и так, как от него требуют, опасаясь наказаний и неприятностей. Но если он будет уверен, что его не будут проверять или не смогут проконтролировать, то работа окажется несделанной.
Эмоциональность (фактор С)
Зона 2. Слабый уровень развития эмоциональной сферы. Встречается очень редко. У ребенка отсутствует душевный отклик на события окружающей жизни, чувства и проблемы других людей. Ребенок выглядит спокойным, черствым, равнодушно рационалистичным. Он может эмоционально реагировать только на то, что касается непосредственно его самого.
Зона 3. Средний («нормальный») уровень эмоциональной реактивности.
Зона 4. Несколько повышенный уровень эмоционального реагирования, проявляется во всех видах деятельности и ситуациях общения, но часто больше внутри, чем вовне. Ребенок может глубоко переживать неприятности, критику, несчастья близких ему людей.
Зона 5. Высокая эмоциональная реактивность. Ребенок не может сдерживать своих реакций, характерны яркие внешние проявления: крики, слезы, истерики. Он может наговорить грубостей, а потом жалеть об этом. Эмоциональная реактивность может усиливаться при вступлении ребенка в подростковый возраст.
Активность в общении (факторы Н, F)
Зона 2. Ребенок робкий, застенчивый, может теряться в новой обстановке, не умеет сам знакомиться с новыми детьми. ■; Может испытывать затруднения, когда приходится отвечать на j уроках без подготовки.
Зона 3. Средние способности к адаптации. Может не проявлять особой инициативы в установлении контактов, но и не испытывать трудностей, когда это приходится делать.
Зона 4. Легко адаптируется в новых условиях, знакомиться с новыми детьми. Может общаться и со взрослыми, не испытывая перед ними робости. Естественен, непринужден в общении. Контактирует с различными микрогруппами в классе.
Зона 5. Повышенная активность в общении. Ребенок стремится к новым знакомствам, легко меняет компании, обзаводится новыми «друзьями». Общение чаще поверхностное, отношения неглубокие. Проявляет инициативу при знакомстве и со взрослыми, легко разговаривает с ними на любые темы.
Потребность в общении (фактор А)
Зона 2. Потребность в общении выражена слабо. Ребенок хорошо чувствует себя в одиночестве, обществу одноклассников предпочитает свои любимые занятия. Может иметь одно-, го друга, с которым тоже встречается не часто.
Зона 3. Потребность в общении выражена средне.
Зона 4. Ребенок нуждается в общении. Плохо переносит одиночество. Глубоко переживает ссоры с друзьями.
Зона 5. Общение для ребенка выступает одной из главных жизненных потребностей. В школу он в основном ходит общаться. Ему не важно, о чем говорить, лишь бы разговаривать. Его телефонные разговоры могут длиться часами.
В процессе интерпретации потребность и активность в общении следует рассматривать совместно. Наиболее комфортно ребенок чувствует себя в том случае, когда обе эти характеристики находятся в одной зоне, то есть ребенок проявляет активность в соответствии с потребностью в общении. Когда активность в общении превосходит его потребности, ребенок тоже не испытывает проблем, но его взаимоотношения с детьми бывают неустойчивыми и скорее приятельскими, чем дружескими. Ребенок может чувствовать себя плохо, когда активность в общении ниже, чем потребность, и последняя не находит удовлетворения - ребенок не может познакомиться с детьми, поддерживать отношения.
Психическое напряжение (фактор Q4)
Зона 2. Слабый уровень психического напряжения. Свидетельствует об отсутствии заинтересованности, эмоционального включения в работу, учебу. Ребенок обычно все выполняет формально, по минимуму. Причиной этого зачастую является лень. Иногда слабый уровень психического напряжения может быть следствием общей астенизации ребенка, крайней соматической ослабленности. Слабое психическое напряжение может быть также характерно для детей с высокими способностями, которым все очень легко дается.
Зона 3. Средний уровень психического напряжения. Нормальная работоспособность.
Зона 4. Ребенок эмоционально включается в любую деятельность, проявляет заинтересованность. Имеет место мотивация достижений. Отличается хорошей работоспособностью.
Зона 5. Высокий уровень психического напряжения. Из-за высокой мотивации ребенок работает на пределе своих возможностей. Могут быть нервные и поведенческие срывы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.