«Цветовой тест отношений»
Детский вариант диагностики отношения к нравственным нормам (ЦТО)
Методика предназначена для изучения
эмоционального отношения ребенка к нравственным нормам.
Для проведения ЦТО нужен лист белой бумаги (А4, 210х297 мм) и
8 карточек разного цвета (синяя, зеленая, красная, желтая, фиолетовая, коричневая, черная, серая). Исследование проводится индивидуально. Перед ребенком раскладывают на белой бумаге восемь цветных карточек в произвольном порядке.
Инструкция. Представь себе, что это волшебный дом с волшебными окошками. В нем живут разные люди. Я буду называть тебе людей, а ты сам выберешь, кто где будет жить. Договорились? Хорошо! В каком окошке живут добрые люди? А ленивые?
Далее называется весь список понятий. Желательно чередовать положительные
и отрицательные (но не парные) нравственные качества. Например: добрый,
ленивый, щедрый, лживый (обманщик), трудолюбивый… и т.д. При этом цвета могут
повторяться, т.е. ребенок может выбрать один и тот же цвет на разные понятия.
В протоколе фиксируется цвет, который был выбран для каждого понятия, и
комментарии ребенка.
При анализе результатов необходимо соотнести цвет,
присвоенный каждому понятию, и эмоциональное значение этого цвета. Ниже
приводится краткая характеристика каждого цвета, его
эмоционально-психологическое значение:
• Синий: добросовестный, спокойный, несколько холодный.
• Зеленый: самостоятельный, настойчивый, иногда упрямый, напряженный.
• Красный: дружелюбный, общительный, энергичный, уверенный, раздражительный.
• Желтый: очень активный, открытый, общительный, веселый.
• Фиолетовый: беспокойный, эмоционально напряженный, имеющий потребность в душевном контакте.
• Коричневый: зависимый, чувствительный, расслабленный.
• Черный: молчаливый, эгоистичный, враждебный, отвергаемый.
• Серый: вялый, пассивный, неуверенный, безразличный.
Опыт показывает, что дети дошкольного возраста обычно
выбирают:
Добрый – желтый и красный цвета. Другими словами, дети считают, что добрый человек общительный, дружелюбный, открытый.
Злой – черный цвет. Пожалуй, комментарии
здесь излишни – ведь этот цвет отражает эгоистичность, враждебность,
отвержение.
Честный – желтый, фиолетовый и красный
цвета. То есть для детей данное понятие ассоциируется с такими
характеристиками, как потребность в душевном контакте, общительность,
открытость, дружелюбность.
Лживый – черный цвет. Дети не случайно
выбирают этот цвет, поскольку он ассоциируется с такими личностными
характеристиками, как упрямство, враждебность, эгоистичность. При этом дети
почти не выбирают красный и желтый цвета, то есть обманщик не воспринимается
ими как открытый, общительный, дружелюбный, отзывчивый человек, с чем трудно не
согласиться.
Щедрый – красный и фиолетовый цвета.
Необходимо отметить, что для дошкольника щедрость является очень сложным
понятием, отношение к нему достаточно противоречивое. Ребенок знает, что щедрым
быть хорошо, но отдать свое, поделиться ему трудно. Особенно это заметно у
детей до 5 лет: они нередко выбирают даже черный цвет. Дети старшего
дошкольного возраста (5-7 лет) уже не выбирают черный и коричневый цвета, тем
самым, относя это качество к положительным, хотя отношение остается
неопределенным. И только в младшем школьном возрасте становится возможным
выделение определенных цветов.
Жадный – красный и черный цвета. То есть
дети считают его решительным, сильным, может, даже агрессивным, враждебным.
Трудолюбивый – фиолетовый и желтый цвета.
Другими словами, трудолюбивый человек очень активен, энергичен, готов к
активным действиям, может быть суетлив.
Ленивый – коричневый, серый, синий цвет.
То есть дети справедливо считают ленивого человека слабым, не вовлеченным в
дело, вялым, пассивным, а также холодным.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.