Диагностический опросник социальнопсихологического климата группы
Социально-психологический климат – наиболее целостная психологическая характеристика группы, которая связана с особенностями отражения группой отдельных объектов (явлений и процессов), имеющих непосредственное отношение к совместной групповой деятельности. К числу наиболее значимых объектов отражения относятся взаимоотношения «по горизонтали» и по «вертикали», содержание деятельности, некоторые ситуационные элементы деятельности. Особенности отражения членами группы этих объектов (явлений и процессов) и выступают в качестве эмпирических показателей психологического климата.
Оптимизация психологического климата является важным резервом повышения эффективности групповой деятельности. Для разработки мероприятий по оптимизации психологического климата необходимо диагностировать его уровень развития и особенности, а также выявить те факторы, которые в данной группе могут быть использованы для коррекции и развития психологического климата. В
целом можно выделить следующие основные факторы формирования психологического климата: 1) характер производственных отношений того общества, составной частью которого является данная группа, 2) содержание, организация и условия трудовой деятельности, 3) особенности работы органов управления и самоуправления организации, 4) характер руководства, 5) степень совпадения официальной и неофициальной структуры группы, 6) социальнодемографические и психологические особенности членов группы, 7) численность группы и др.
Данная методика позволяет определить уровень развития психологического климата группы относительно других групп в рамках одной организации, дать общую оценку психологического климата, а также выявить те факторы его формирования, которые могут быть использованы для коррекции и совершенствования психологического климата данной группы. Опросник разработан для изучения психологического климата в трудовом коллективе. После незначительных изменений ряда вопросов он может быть использован в учебных, спортивных и других группах.
Опросник предлагается для заполнения участникам той группы, в которой необходимо диагностировать социально-психологический климат. Каждый член группы заполняет анкету индивидуально.
Инструкция: Уважаемый товарищ! Просим вас выразить ваше мнение по ряду вопросов, связанных с вашей работой и коллективом, в котором вы трудитесь. Прежде чем ответить на каждый вопрос, внимательно прочитайте все имеющиеся варианты ответов на него и поставьте крестик против того ответа, который соответствует вашему мнению. Заполняйте анкету самостоятельно.
1. Нравиться ли Вам Ваша работа?
очень нравится |
пожалуй, нравится |
pабота мне безразлична |
пожалуй, не нравится |
очень не нравится |
|
|
|
|
|
2. Хотели бы Вы перейти на другую работу?
да |
нет |
не знаю |
|
|
|
3. Оцените, пожалуйста, по 5-бальной шкале степень развития перечисленных ниже качеств у Вашего непосредственного руководителя: 5 – качество развито очень сильно, 1 – качество совсем не развито.
качество |
оценка |
Трудолюбие Общественная активность Профессиональные знания Забота о людях Требовательность Отзывчивость Общительность Способность разбираться в людях Справедливость Доброжелательность |
|
4. Кто из членов вашего коллектива пользуется наибольшим уважением у
товарищей? Назовите одну или две фамилии: . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . .
5. Предположим, что по каким-либо причинам вы временно не работаете, вернулись бы Вы на свое нынешнее место работы?
да |
нет |
не знаю |
|
|
|
6. Отметьте, пожалуйста, с каким из приведенных ниже утверждений Вы больше всего согласны?
Большинство членов нашего коллектива – хорошие, симпатичные люди |
|
В нашем коллективе есть всякие люди |
|
Большинство членов нашего коллектива – люди малоприятные |
|
7. Считаете ли Вы, что было бы хорошо, если бы члены Вашего коллектива жили близко друг от друга?
нет, конечно |
скорее нет, чем да |
не знаю, не задумывался над этим |
скорее да, чем нет |
да, конечно |
|
|
|
|
|
8. Обратите внимание на приведенную ниже шкалу. Цифра 1 характеризует коллектив, который Вам очень нравится, а 9 – коллектив, который Вам очень не нравится. В какую клетку Вы поместили бы свой коллектив?
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9. Как Вам кажется, могли бы Вы дать достаточно полную характеристику деловых и личностных качеств большинства членов коллектива?
качества |
да |
пожалуй да |
не знаю не задумывался над этим |
пожалуй нет |
нет |
а. Деловые качества большинства членов коллектива |
|
|
|
|
|
б. Личностные качества большинства членов коллектива |
|
|
|
|
|
10. Если бы у Вас возникла возможность провести отпуск вместе с членами вашего коллектива, то как бы Вы к этому отнеслись?
Это бы меня вполне устроило |
Не знаю, не задумывался над этим |
Это бы меня совершенно не устроило |
|
|
|
11. Могли бы Вы с достаточной уверенностью сказать о большинстве членов Вашего коллектива, с кем они охотно общаются по деловым вопросам?
нет, не мог бы |
не могу сказать не задумывался |
да, мог бы |
|
|
|
12. Какая атмосфера преобладает обычно в Вашем коллективе? На приведенной ниже шкале цифра 1 соответствует нездоровой, нетоварищеской атмосфере, а 9 – наоборот, атмосфере взаимопонимания, взаимного уважения. В какую из клеток Вы поместили бы свой коллектив?
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13. Как Вы думаете, если бы Вы вышли на пенсию или долго не работали по какой-либо причине, стремились бы Вы встречаться с членами Вашего коллектива?
да, конечно |
скорее да, чем нет |
затрудняюсь ответить |
скорее нет, чем да |
нет, конечно |
|
|
|
|
|
14. Укажите, пожалуйста, в какой степени Вы удовлетворены различными условиями Вашей работы?
условие |
полностью удовлетвор ен |
пожалуй удовлетвор ен |
трудн о сказат ь |
пожалуй не удовлетвор ен |
полностью не удовлетвор ен |
состояние оборудования |
|
|
|
|
|
равномерность обеспечения работой |
|
|
|
|
|
санитарно- гигиенические условия |
|
|
|
|
|
отношения с непосредственн ым руководителем |
|
|
|
|
|
возможность повышения квалификации |
|
|
|
|
|
разнообразие работы |
|
|
|
|
|
15. Насколько хорошо, по Вашему мнению, организована Ваша работа?
По-моему, наша работа организована очень хорошо |
|
В общем неплохо, хотя есть возможность улучшения |
|
Трудно сказать |
|
Работа организована неудовлетворительно, много времени расходуется впустую |
|
По-моему, работа организована очень плохо |
|
16. Как Вы считаете, пользуется ли Ваш руководитель реальным влиянием на дела коллектива?
безусловно, да |
пожалуй да |
трудно сказать |
пожалуй, нет |
безусловно, нет |
|
|
|
|
|
17. Ваш пол:
М |
Ж |
|
|
18. Возраст: ........... лет 19. Образование:
незаконченное среднее |
среднее |
среднее специальное |
незаконченное высшее |
высшее |
|
|
|
|
|
20. Стаж работы в данном коллективе: ........... лет
21. Ваша профессия ..................................................
22. Ваша среднемесячная зарплата с учетом всех премиальных выплат:
............................................................руб.
23. Ваше семейное положение:
холост (не замужем) |
женат (замужем) |
разведен (а) |
вдовец (вдова) |
|
|
|
|
Обработка и анализ полученных результатов проводятся следующим образом. На основании ответов на вопросы 17-23 дается краткая социально-демографическая характеристика обследованной группы, в которой указываются: численность группы, половой и возрастной состав, число членов группы (в процентах), имеющих незаконченное среднее, среднее, среднее специальное, незаконченное высшее и высшее образование. Также отмечается профессиональный состав членов группы, распределение их в зависимости от стажа работы, их среднемесячная зарплата и семейное положение. В зависимости от задач исследования в опросник можно включить дополнительные вопросы относительно жилищных условий работников, количества детей, обеспеченности детскими учреждениями и т. п.
Вопросы 6-13 направлены на выявление особенностей отражения членами коллектива сложившихся межличностных отношений и коллектива в целом с учетом эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов. Каждый компонент тестируется тремя вопросами: эмоциональный:6, 8, 12; когнитивный: 9А, 9Б, 11; поведенческий: 7, 10, 13:. Ответ на каждый из этих вопросов оценивается как + 1, 0 или -1. Полученные в группе данные следует занести в протокол.
Протокол
участник опроса |
компоненты |
||
эмоциональный |
когнитивный |
поведенческий |
|
1 ... n |
|
|
|
сумма |
|
|
|
Для целостной характеристики отдельного компонента сочетания ответов каждого участника на вопросы обобщаются следующим образом: положительная оценка получается при сочетаниях: +++, ++0, ++-; отрицательная оценка – при сочетаниях:
- - -, - - +, - - 0; при сочетаниях: 000, 00-,00+ – оценка неопределенная
(противоречивая). Далее для каждого компонента подсчитывается средняя по группе оценка. Нaпpимеp для эмоционального компонента:
(сумма положительных оценок) - (сумма отрицательных) Э = n
где количество положительных ответов содержащихся в столбце «эмоциональный компонент»; количество отрицательных ответов, содержащихся в этом столбце, n – количество участников oпpoca.
Полученные средние оценки могут располагаться в интервале от -1 до + 1. Этот континуум подразделяется на три части: от -1 до -0,33 – отрицательные оценки; от 0,33 до +0,33 – противоречивые или неопределенные оценки и от +0,33 до + 1 – пoлoжительныe оценки. Соотношение оценок трех компонентов – эмоционального, когнитивного и поведенческого – позволяет охарактеризовать психологический климат как положительный, отрицательный и неопределенный (противоречивый). При обработке данных; полученных по вопросам 1, 14, 15 и 16, подсчитывается индекс групповой оценки. При этом ответ на каждый из этих вопросов оценивается одним из трех вариантов: + 1, 0 или -1. Например, для 14-го вопроса: ответы
«полностью удовлетворен» и «пожалуй, удовлетворен» оцениваются как + 1, ответ «трудно сказать» – 0, а ответы «пожалуй, не удовлетворен» и «полностью не удовлетворен» – -1.
Индекс групповой оценки подсчитывается как отношение суммы оценок, полученной для данной группы к максимально возможной для данной группы сумме оценок. В результате получаем индексы групповой оценки следующих сторон (элементов) трудовой ситуации: работа в целом, состояние оборудования, pавнoмеpнocть обеспечения работой, размер зарплаты, санитарно-гигиенические условия, отношения с нeпоcpeдcтвeнным руководителем, возможность повышения квалификации, разнообразие работы, уровень организации работы, степень влияния руководителя на дела в коллективе. Анализ этих оценок позволяет дать качественно-количественное описание психологического климата группы и выявить наиболее «узкие» места, требующие коррекции.
Анализ ответов на вопросы 1, 2 и 5 позволяет выявить группы с положительной, неопределенной и отрицательной производственной установкой, или, другими словами, с положительным, неопределенным (противоречивым) и отрицательным отношением к работе. Ответы на вопрос 4 позволяют проанализировать соотношение официальной и неофициальной структуры группы, т.е. соотношение руководства и лидерства. А ответы на вопрос 3 позволяют дать краткую характеристику деловых и личных качеств руководителя.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.