ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТИПИЧНЫХ ТРУДНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ
Феноменология трудностей
|
Возможные психологические причины |
Психодиагностические методики
|
Рекомендации
|
1. В письменных работах пропускает буквы (19,9%)
|
1. Низкий уровень развития фонематического слуха |
1. Тест различения и выбора фонем |
1. Упражнения на развитие звуко-буквенного анализа |
2. Слабая концентрация внимания |
2. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания |
2. Упражнения 13, 14, 15, 16 |
|
3. Несформированность приемов самоконтроля |
3. Методика "Узор" |
3. Упражнения 62, 63, 64, 65 |
|
4. Индивидуально-типологические особенности личности |
4. Методика Рене Жиля |
4. Коррекция межличностных отношений |
|
5.Другие психологические причины |
|
|
Феноменология трудностей |
Возможные психологические причины |
Психодиагностические методики |
Рекомендации |
||||||||||
2. Неразвитость орфографической зоркости (19,0%) |
1. Низкий уровень развития произвольности |
1. Методика " Графический диктант" |
1. Упражнения 68, 69, 70, 71, 72 |
||||||||||
|
2. Несформированность приемов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу) |
2. Методика "Узор" |
2. Упражнения 59-72 |
||||||||||
|
3. Низкий уровень объема и распределения внимания |
3. Методика изучения объема и распределения внимания |
3. Упражнения 9, 26, 27, 28, 29 |
||||||||||
|
4. Низкий уровень развития кратковременной памяти |
4. Методика "Оперативная память" |
4. Упражнения 40, 41, 42 |
||||||||||
|
5. Слабое развитие фонематического слуха |
5. Тест различения и выбора фонем |
5. Упражнения на развитие звуко-буквенного анализа |
||||||||||
|
6. Другие психологические причины |
|
|
||||||||||
3. Невнимателен и рассеян (17,0%) |
1. Низкий уровень развития произвольности |
1. Методика "Графический диктант" |
1. Упражнения 68-72 |
||||||||||
, |
2. Низкий уровень объема внимания |
2. Методика изучения объема внимания |
2. Упражнения 9, 10 |
||||||||||
|
3. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания |
3. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания |
3. Упражнения 13, 14, 15, 16 |
||||||||||
|
4. Преобладающая мотивация учения — игровая |
4. Методика изучения мотивации (по Белопольской) |
4. Стимуляция познавательной активности |
||||||||||
|
5. Другие психологические причины |
|
|
||||||||||
4. Испытывает трудности при решении математических задач (14,8%) |
1. Низкий уровень развития общего интеллекта |
1. Методика Векслера (для соответствующего возраста) |
1. Необходимо дополнительное обследование у психоневролога |
|
|||||||||
|
2. Слабое понимание грамматических конструкций |
2. Методика изучения осмысления на основе слухового восприятия |
2. Упражнения 38-42 |
|
|||||||||
|
3. Несформированность умения ориентироваться на систему признаков |
3. Методика "Рисование по точкам" |
3. Упражнение 61 |
|
|||||||||
|
4. Низкий уровень развития образного мышления |
4. Методика "Лабиринт" |
4. Упражнения 47-52 |
|
|||||||||
|
5. Другие психологические причины |
|
|
|
|||||||||
5. Испытывает затруднения при переска-зывании текста |
1. Несформированность умения планировать свои действия |
1. Методика "Узор" |
1. Упражнение 60 |
|
|||||||||
(13,5%) |
2. Слабое развитие логического запоминания |
2. Методика "Запомни пару" |
2. Упражнения 40, 41, 42 |
|
|||||||||
|
3. Низкий уровень речевого развития |
3. Методика Эббингауза |
3. Упражнение 31 |
|
|||||||||
|
4. Низкий уровень развития образного мышления |
4. Методика "Лабиринт" |
4. Упражнения 47-52 |
|
|||||||||
|
5. Низкий уровень развития логических операций (анализа, обобщения, систематизации) |
5. Методика "Сапожки", методика "Заполни пустую клетку" |
5. Упражнения 53-58 |
|
|||||||||
|
6. Заниженная самооценка |
6. Шкала самооценки (Ч.Д.Спилбергера и Ю.Л.Ханина) |
6. Коррекция личностно-мотивационной сферы |
|
|||||||||
|
7. Другие психологические причины |
|
|
|
|||||||||
6. Неусидчив (13,1%) |
1. Низкий уровень развития произвольности 2. Индивидуально-типологические особенности личности |
1. Методика "Графический диктант" 2. Методика изучения темперамента |
1. Упражнения 68-72 2. Щадящий режим, учет при обучении индивидуальных особенностей |
|
|||||||||
|
3. Низкий уровень развития волевой сферы |
3. Методика "Графический диктант", "Домик" |
3. Упражнения 59, 60 |
|
|||||||||
|
4. Другие психологические причины |
|
|
|
|||||||||
7. Трудно понимает объяснение с первого раза (12,7%) |
1. Несформированность приемов учебной деятельности |
1. Методика "Узор" |
1. Упражнения 59-72 |
|
|||||||||
|
2. Слабая концентрация внимания |
2. Модификация метода Пьерона-Рузера |
2. Упражнения 13, 14, 15, 16 Продолжение |
|
|||||||||
|
3. Низкий уровень развития восприятия |
3. Методика изучения восприятия |
3. Упражнения 1-8 |
|
|||||||||
|
4. Низкий уровень развития произвольности |
4. Методика "Домик", "Графический диктант" |
4. Упражнения 68-72 |
|
|||||||||
|
5. Низкий уровень развития общего интеллекта |
5. Методика Векслера (для соответствующего возраста) |
5. Необходимо дополнительное обследование у психоневролога |
|
|||||||||
|
6. Другие психологические причины |
|
|
|
|||||||||
8. Постоянная грязь в тетради (11,5%) |
1. Слабое развитие тонкой моторики пальцев рук |
1. Методика "Змейка" |
1. Упражнения на развитие тонкой моторики |
|
|||||||||
|
2. Несформированность приемов учебной деятельности |
2. Методика "Узор" |
2. Упражнения 59-72 |
|
|||||||||
|
3. Недостаточный объем внимания 4. Низкий уровень развития кратковременной памяти 5. Другие психологические причины |
3. Методика определения объема внимания 4. Методика "Оперативная память" |
3. Упражнения 9, 10, 11 4. Упражнения 26, 27, 28 |
||||||||||||||
9. Плохое знание таблицы сложения (умножения) (10,2%) |
1. Низкий уровень развития механической памяти |
1. Методика изучения логического и механического запоминания |
1. Упражнения 38, 40 |
||||||||||||||
|
2. Низкий уровень развития долговременной памяти |
2. Методика изучения долговременной памяти |
2. Упражнения 31-38, 42-46 |
||||||||||||||
|
3. Развитие общего интеллекта ниже возрастной нормы |
3. Методика Векслера (для соответствующего возраста) |
|
||||||||||||||
|
|
|
|
||||||||||||||
|
4. Низкий уровень развития произвольности |
4. Методика "Графический диктант" |
4. Упражнения 68-72 |
||||||||||||||
|
5. Слабая концентрация внимания |
5. Методика изучения концентрации внимания |
5. Упражнения 13-16 |
||||||||||||||
|
6. Несформированность приемов учебной деятельности |
6. Методика "Узор" |
6. Упражнения 59-72 |
||||||||||||||
|
7. Другие психологические причины |
|
|
||||||||||||||
10. Не справляется с заданиями для самостоятельной работы (9,6%) |
1. Несформированность приемов учебной деятельности |
1. Методика "Узор" |
1. Упражнения 59-72 |
||||||||||||||
|
2. Низкий уровень развития произвольности |
2. Методика "Графический диктант" |
2. Упражнения 68-72 |
||||||||||||||
|
3. Другие психологические причины |
|
|
||||||||||||||
11. Постоянно забыва ет дома учебные предметы (9,5%) |
1. Высокая эмоциональная нестабильность, повышенная импульсивность |
1. Детский вариант характерологическог о опросника Г.Айзенка |
1. Учет при обучении индивидуально-типологических особенностей |
|
|||||||||||||
|
2. Низкий уровень развития произвольности |
2. Методика " Графический диктант" |
2. Упражнения 68-72 |
|
|||||||||||||
|
3. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания |
3. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания |
3. Упражнения 13-16 |
|
|||||||||||||
|
4. Другие психологические причины |
|
|
|
|||||||||||||
12. Плохо списывает с доски (8,7%) |
1. Несформированность предпосылок учебной деятельности |
1. Методика "Узор" |
1. Упражнения 59-72 |
|
|||||||||||||
|
2. Низкий уровень развития произвольности |
2. Методика " Графический диктант" |
2. Упражнения 68-72 |
|
|||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||||
|
3. Низкий уровень переключения внимания |
3. Методика изучения переключения внимания |
3. Упражнения 17, 18, 19, 20, 21 |
|
|||||||||||||
|
4. Недостаточный объем внимания |
4. Методика изучения объема и распределения внимания |
4. Упражнения 9, 10, 11, 12 |
|
|||||||||||||
|
5. Низкий уровень развития кратковременной памяти |
5. Методика "Оперативная память" |
5. Упражнения 26, 27, 28 |
|
|||||||||||||
|
б. Другие психологические причины |
|
|
|
|||||||||||||
13. Домашнюю работу выполняет отменно,а в классе справляется плохо (8,5%) |
1. Низкая скорость протекания психических процессов |
1. Детский вариант характерологическог о опросника Г.Айзенка |
1. Учет при обучении индивидуально-типологических особенностей |
|
|||||||||||||
|
2. Несформированность приемов учебной деятельности |
2. Методика "Узор" |
2. Упражнения 59-72 |
|
|||||||||||||
|
3. Низкий уровень развития произвольности |
3. Методика "Графический диктант" |
3. Упражнения 68-72 |
|
|||||||||||||
|
4. Другие психологические причины |
|
|
|
|||||||||||||
14. Любое задание необходимо повторить несколько раз, прежде чем |
1. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания |
1. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания |
1. Упражнения 13-16 |
|
|||||||||||||
ученик начнет его выполнять (6,9%) |
2. Низкий уровень развития произвольности |
2. Методика "Графический диктант" |
2. Упражнения 68-72 |
|
|||||||||||||
|
3. Нессрормированность умения выполнять задания по устной инструкции взрослого |
3. Методика "Узор" |
3. Упражнения 62, 63 |
|
|||||||||||||
|
4. Нессрормированность предпосылок учебной деятельности |
4. Методика "Узор" |
4. Упражнения 59, 60-72 |
|
|||||||||||||
|
5. Другие психологические причины |
|
Продолжс |
|
|||||||||||||
15. Постоянно переспрашивает учителя (6,4%) |
1. Низкий уровень объема внимания |
1. Методика изучения объема и распределения внимания |
1. Упражнения 9-12 |
|
|||||||||||||
|
2. Слабая концентрация и устойчивость внимания |
2. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания |
2. Упражнения 13-16 |
|
|||||||||||||
|
3. Низкий уровень развития переключения внимания |
3. Методика изучения переключения внимания |
3. Упражнения 17-20, 21, 22 |
|
|||||||||||||
|
4. Низкий уровень развития кратковременной памяти |
4. Методика "Оперативная память" |
4. Упражнения 23-30 |
|
|||||||||||||
|
5. Низкий уровень развития произвольности |
5. Методика "Графический диктант" |
5. Упражнения 68-72 |
|
|||||||||||||
|
6. Несформированность умения принять учебную задачу |
6. Методика "Узор" |
6. Упражнение 59 |
|
|||||||||||||
|
7. Другие психологические причины |
|
|
|
|||||||||||||
16. Плохо ориентируется в тетради (5,5%) |
1. Низкий уровень развития восприятия и ориентировки в пространстве |
1. Тест Керна — Йерасека (субтесты 2, 3) |
1. Упражнения 1-8 |
|
|||||||||||||
|
2. Низкий уровень развития произвольности |
2. Методика "Графический диктант" |
2. Упражнения 68-72 |
|
|||||||||||||
|
3. Слабое развитие мелкой мускулатуры кистей рук |
3. Методика "Змейка" |
3. Упражнения на развитие мелкой моторики |
|
|||||||||||||
|
4. Другие психологические причины |
|
|
|
|||||||||||||
17. Поднимает руку, а при ответе молчит (4,9%) |
1. Несформированность отношения к себе как к школьнику |
1. Анкета для определения школьной мотивации |
1. Стимуляция познавательной активности |
|
|||||||||||||
|
2. Заниженная самооценка |
2. Методика изучения самооценки |
2. Коррекция личностно-мотивационной сферы |
|
|||||||||||||
|
3. Низкий уровень развития произвольности |
3. Методика "Графический диктант" |
3. Упражнения 68-72 |
|
|||||||||||||
|
4. Другие психологические причины |
|
|
|
|||||||||||||
18. Опаздывает на уроки (4,8%) |
1. Несформированность приемов самоконтроля |
1. Методика "Узор" |
1. Упражнения 62-67 |
|
|||||||||||||
|
2. Низкий уровень развития концентрации и устойчивости внимания |
2. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания |
2. Упражнения 13-16 |
|
|||||||||||||
Феноменология трудностей |
Возможные психологические причины 3. Низкий уровень развития произвольности |
Психодиагностические методики 3. Методика "Домик", "Графический диктант" |
Рекомендации 3. Упражнения 68-72 |
|
|||
|
4. Возможные трудности в семье |
4. Методика "Кинетический рисунок семьи" (КРС) |
4. Изучение межличностных отношений в семье, работа с родителями |
|
|||
|
5. Причины вторичной выгоды |
5. Методика "Незаконченные предложения " |
5. Коррекция личностной направленности ребенка |
|
|||
|
6. Другие психологические причины |
|
|
|
|||
19. Постоянно отвлекается на уроках, залезает под парту, играет, ест (4,7%) |
1. Несформированность отношения к себе как к школьнику |
1. Анкета для определения школьной мотивации |
1. Стимуляция познавательной активности |
|
|||
|
2. Преобладающая мотивация учения — игровая |
2. Методика изучения мотивации (по Белопольской) |
2. Коррекция личностно-мотивационной сферы |
|
|||
|
3. Индивидуально-типологические особенности личности |
3. Методика Рене Жиля |
3. Учет индивидуальных особенностей в учебном процессе |
|
|||
|
4. Низкий уровень развития концентрации и устойчивости внимания |
4. Методика изучения концентрации внимания (модификация метода Пьерона — Рузера) |
4. Упражнения 13-16 |
|
|||
|
5. Низкий уровень развития произвольности |
5. Методика "Домик", "Графический диктант" |
5. Упражнения 68-72 |
|
|||
|
6. Несформированность приемов учебной деятельности 7. Другие психологические причины |
6. Методика "Узор" |
6. Упражнения 59-72 |
|
|||
20. Испытывает страх перед опросом учителя (4,67%) |
1. Заниженная самооценка 2. Возможные трудности |
L. Методика изучения самооценки 2. Методика |
L. Коррекция личностно-мотивационной сферы 2. Работа с |
||||
|
в семье |
"Кинетический рисунок семьи" (КРС) |
родителями |
||||
|
3. Внутреннее стрессовое состояние |
3. Методика Люшера |
3. Снятие тревожных состояний через терапевтическое воздействие |
||||
|
4. Индивидуально-типологические особенности личности |
4. Методика Рене Жиля, детский вариант характерологического оп-росника Г.Айзенка |
4. Учет индивидуальных особенностей в учебно-воспитательном процессе |
||||
|
5. Другие психологические причины |
|
|
||||
21. При проверке тетради после проведенного урока оказывается, что пись |
1. Несформированность отношения к себе как к школьнику |
1. Анкета для определения школьной мотивации |
1. Коррекция личностной направленности школьника |
||||
менная работа полностью отсутствует (2,6%) |
2. Преобладающая мотивация учения — игровая |
2. Методика изучения мотивации (по Белопольской) |
2. Стимуляция познавательной активности |
||||
|
3. Низкий уровень развития произвольности |
3. Методика "Графический диктант" |
3. Упражнения 68-72 |
||||
|
4. Несформированность приемов учебной деятельности |
4. Методика "Узор" |
4. Упражнения 59-67 |
||||
|
5. Другие психологические причины |
|
|
||||
22. Во время урока выходит и отсутствует продолжительное время |
1. Отсутствует учебная мотивация |
1. Методика изучения мотивации (по Белопольской) |
1. Стимуляция познавательной активности |
||||
(1,0%) |
|
|
|
||||
|
2. Несформированность отношения к себе как к школьнику |
2. Анкета для определения школьной мотивации |
2. Коррекция личностной направленности |
|
|||
|
3. Заниженная самооценка |
3. Методика изучения самооценки (Спилбергера) |
3. Снятие тревожных состояний через терапевтическое воздействие |
|
|||
|
4. Внутреннее стрессовое состояние |
4. Методика Люшера |
4. Необходимо дополнительное обследование у психоневролога |
|
|||
|
5. Трудности в усвоении материала, связанные с ЗПР |
5. Методика Векслера (для соответствующего возраста) |
|
|
|||
|
6. Другие психологические причины |
|
Продолжат |
|
|||
23. Комментирует оценки и поведение учителя своими замечаниями (0,97%) |
1. Возможные трудности в семье 2. Перенесение функции матери на учителя |
1. Методика "Кинетический рисунок семьи" (КРС) |
1. Работа с родителями 2. Коррекция личностно-мотивационной сферы |
|
|||
|
3. Особенности развития "Я-концепции" |
3. Методика "Несуществующее животное" |
|
|
|||
|
4. Другие психологические причины |
|
|
|
|||
24. Долгое время не может найти свою парту (0,7%) |
1. Слабое развитие ориентировки в пространстве |
1. Таблицы Шульте |
1. Упражнения 1, 2, 3 |
|
|||
|
2. Низкий уровень развития образного мышления |
2. Методика "Лабиринт" |
2. Упражнения 47-52 |
|
|||
|
3. Низкий уровень развития восприятия |
3. Методика изучения восприятия |
3. Упражнения 5-8 |
||||
|
4. Низкий уровень сформированности произвольности |
4. Методика "Домик", "Графический диктант" |
4. Упражнения 68-72 |
||||
|
5. Низкий уровень развития самоконтроля |
5. Методика "Узор" |
5. Упражнения 62-67 |
||||
|
6. Низкий уровень развития долговременной памяти |
6. Методика изучения долговременной памяти |
6. Упражнения 31-38 |
||||
|
7. Адаптационный стресс (связанный с большим количеством ярких событий) |
|
7. Снятие тревожных состояний через терапевтическое воздействие, обеспечение щадящих условий обучения |
||||
|
8. Другие психологи |
|
|
||||
|
ческие причины |
|
|
||||
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.