Для психолога
Оценка 4.9

Для психолога

Оценка 4.9
doc
12.05.2020
Для психолога
Rekomendatsii.doc

Рекомендации:

 

1. Развитие навыка чтения.

Для исправления дефективного навыка чтения в первую очередь должно быть обеспеченно понимание того, что ребенок читает. Следовательно, тексты должны быть короткими (три-четыре предложения), фразы простыми, слова знакомыми, шрифт крупным, желательно наличие картинки, из которой можно понять содержание текста. Сам текст должен быть для ребенка интересен. Всеми этими качествами обладают только комиксы и рекламные проспекты, на которых лучше всего и учатся дети правильно читать. Не следует предлагать “букварные” тексты или литературную классику, так как первые скучны, а вторые непонятны. Ребенок должен получать те комиксы, которые ему хотелось бы прочесть, главное, чтобы он читал как можно больше.

Что бы ребенку ни приходилось читать (тексты параграфов в учебнике, условия задачки, подписи под картинками в комиксах), нельзя требовать от него громкого чтения вслух. Нужно предоставлять возможность читать молча, “глазами”, или пришептывая, как кому удобно. Дело в том, что озвучивание (чтение вслух) и осмысливание (понимание написанного текста) – две независимые, параллельно осуществляемые операции. При беглом чтении они «сливаются», и кажется, что понимание происходит одновременно с произношением. (Но попробуйте громко вслух прочесть незнакомый научный текст. Пересказать смысл прочитанного будет очень сложно. Он как бы ускользает. Вам придется еще раз пробежать текст глазами, чтобы выделить в нем основные смысловые моменты. Чтение про себя позволяет сразу понимать смысл, и затруднений с пересказом не возникает). Когда ребенка заставляют читать вслух, то ему не удается распределять внимание и параллельно осуществлять обе операции, и он выполняет только ту, которую от него требуют. Ребенок обучается озвучиванию без понимания. Когда его просят рассказать, о чем он прочитал, он оказывается не в состоянии этого сделать. (Ребенок обычно искренне возмущается, ведь он уже прочитал, что же еще можно требовать).

Можно использовать следующий метод коррекции навыка чтения. С ребенком можно заключить соглашение: родители обязуются читать ему то, что требуется по школьной программе, если он будет читать то, что ему интересно, но обязательно каждый день и чтобы суммарный объем был не меньше половины страницы (в первые дни, а постепенно и больше). Пусть ребенок выберет что-нибудь попроще и покороче (те же комиксы) и разбирает молча и медленно, лишь бы дошел до смысла. Пусть спрашивает, и ему следует объяснять, что ему обозначают слова, которые ему непонятны. Когда он объявит, что все прочитал, не надо заставлять пересказывать или читать вслух. Если он что-то захочет рассказать, пусть расскажет. Если нет, задайте простейшие вопросы (кто это был, что делал, куда пошел, кого встретил и т. п.) и, обсудив таким образом прочитанный текст, убедитесь, что ребенок его понял. В день он должен разбирать несколько комиксов, при этом его надо обязательно хвалить.

2. Развитие самостоятельности мышления.

Во-первых, следует успокоить ребенка, объяснив ему, что чем дальше, тем чаще он будет сталкиваться с ситуациями, когда сразу будет непонятно, что и как надо делать. Ведь и сами взрослые основное время и усилия тратят именно на то, что бы понять, как действовать, а выполнение работы особых трудностей не вызывает. Непонимание – это нормальное состояние. Не надо пугаться и сразу бежать за помощью к родителям, а надо учиться рассуждать и самостоятельно находить подходящие методы решений. Во-вторых, еще раз успокоить ребенка, объяснив, что все правила, формулы, способы решений постоянно в голове держать невозможно и не надо. Конечно, ему еще многое придется запомнить, но надо учиться пользоваться справочной литературой. Когда задача не решается, не стоит судорожно вспоминать конкретные формулы, лучше проанализировать, какие темы в ней просматриваются или к какому типу ее можно отнести. После этого следует просмотреть соответствующие разделы в учебнике или тетради, примерить описанные там способы действий к решению своей задачи. В-третьих, надо объяснить, что ничего принципиально нового в домашних заданиях не задается. Всегда нечто похожее делалось в школе на уроках, следовательно, где-то у него в тетрадях или в учебнике все нужное есть. Нужно только полистать и поискать. И если ребенок не знает, как подступиться к задачке, значит, в ней нужно применить не только те формулы, которые они сегодня использовали в классе, но что-то такое, что они делали раньше, и он просто уже забыл об этом. Надо сравнить, чем задачка отличается от тех, которые решались на уроке, и найти эту тему в учебнике или в тетради. Может быть задачка просто сформулирована иначе. Можно попробовать выстроить ее схему в сравнении со схемой классных задачек – когда различия станут видны, будет понятно, как решать. Родители могут одобрять ребенка в процессе поисков, но не спешить с объяснениями и не подсказывать.

3. Развитие общего кругозора.

Расширение кругозора ребенка – это не просто сообщение ему тех или иных сведений, а изменение его образа жизни таким образом, чтобы у него появился интерес к окружающему миру, желание больше узнать обо всем, что находиться вокруг него. Поэтому расширение кругозора нельзя начинать с чтения рассказов. Сначала ребенку надо как можно больше показать и предоставить возможность действовать самому. Это могут быть поездки, экскурсии, посещение театров, занятия в различных кружках, причем ребенок должен иметь возможность менять кружки, если ему там становиться скучно. Можно дать энциклопедии, но только такие где много красочных иллюстраций, чтобы ребенок их рассматривал и обсуждал со взрослыми. Затем можно переходить к детским обязательно хорошо иллюстрированным книжкам (чтобы ребенок видел, про что он читает) про путешествия с приключениями, про выдающиеся события их жизни разных народов и эпох и так далее. Желательно, чтобы у ребенка была возможность обсуждать с кемто из ребят или со взрослыми все то новое, что он видит и узнает. Во время обсуждений не только активизируется познавательная активность  и систематизируется информация, но и проясняются встречающиеся не вполне понятные моменты.

4. Развитие понятийного логического мышления.

В начале надо исключить всяческую зубрежку , в том числе заучивание правил, формул. Любую работу ребенок должен начинать не с перебора формул и правил, а с анализа проблемы, принципа, который использован в задании. Для выделения алгоритма действия можно воспользоваться визуальными заданиями на аналогии. Выполняя задания, ребенок должен обязательно объяснять, как связанны картинки-образцы и как эту зависимость “повторить”, составляя аналогичную пару. То есть он должен посредством рассуждения переводить невидимые и неосознаваемые связи в сознательный план и учиться их применять. Далее можно предложить ребенку перенести этот же способ действия при использовании формул и правил: сначала в рассуждении выявлять суть связи, символически или словесно в них зафиксированной, а потом ее  “повторить” при выполнении самого задания или придумывая примеры на данное правило. Ребенок ничего не должен делать “автоматически”, без рассуждений. Если ребенку трудно удерживать в памяти последовательность собственных рассуждений, нужно научить его способам внешней фиксации алгоритма деятельности, используя рисунки, символы, логические схемы. Аналогичные схемы можно использовать для анализа логики изложения материала в текстах по истории, биологии и пр., чтобы ребенок видел связи и шаги, приводящие к тем или иным выводам.

5. Развитие понятийного интуитивного мышления.

Ребенка надо специально учить анализировать, выделять главное из второстепенного, понимать суть того, что содержится в тексте. Сначала надо активизировать предпосылки интуитивного мышления в наглядно-действенном плане, чтобы ребенок практически почувствовал разницу между основными и второстепенными свойствами, составляя группировки и убирая «лишние» картинки. Свои действия он должен сопровождать пояснениями, почему он так делает, с ним надо обсуждать, какая группировка правильная, а какая – нет и почему. В качестве стимульного материала нельзя использовать формально графические и геометрические изображения, так как их свойства не имеют деление на существенные и несущественные. Далее можно предлагать детям сюжетные картинки, чтобы они придумывали к ним названия или коротко говорили, о чем они, разбирая, что в картинке главное, а что нет. И только потом можно переходить к анализу коротких текстов и к той работе, которая рекомендуется при среднем уровне развития понятийного мышления.

6. Развитие абстрактного мышления.

Абстрактное мышление складывается по мере преодоления натурально арифметических установок. Это возможно при условии усиленных практических занятий ребенка в течение двух лет (5 – 6 классы) по темам: умножение и деление чисел на дробь (особенно задачи), проценты, задачи на части, действия с отрицательными числами (с раскрытием скобок). Кроме того, ребенок должен привыкнуть решать любой задание сначала «прикидкой», а так же научиться решать задачи в «общем виде» (но не так, как это проделывается в рамках программы Занкова, - сначала решается численно, а потом записывается в виде символом. Таким методом абстрактное мышление не развить.) Логическое решение с использованием символьной записи обязательно должно предшествовать численным подстановками, с помощью которых определяются зоны (или множество) реально возможных решений. Очень важно в 7 классе с самого начала научиться осмысленному (то есть с предварительной «прикидкой») выполнению алгебраических преобразований.

7. Развитие логической памяти.

Ребенка надо научить предварительно осмысливать информацию, подлежащую запоминанию. Во-первых, нужно запретить ему пересказывать так, как он привык. Работать над текстом надо следующим образом. Сначала ребенок должен ознакомиться с самим текстом, а затем, прочитав каждый отдельный абзац, своими словами, одним предложением сказать, о чем там идет речь, то есть выделить смысл. Если ребенку трудно сразу формулировать своими словами, можно разрешить ему сначала выделить в абзаце предложение или кусочек текста, в котором выражается его основной смысл. Но постепенно надо переходить к формулировке смысла своими словами. Нельзя давать ребенку просто пересказывать абзац. Его суть он должен выразить одной фразой. Высказанные ребенком мысли следует записать. Таким образом, будет выделена смысловая структура текста или план. Так следует с любыми учебными и литературными текстами. Прежде чем переходить к пересказу, надо, чтобы ребенок ответил на вопросы в конце параграфа, так же, своими словами. Пересказывать текст следует не подряд, а вразбивку по пунктам составленного плана (например, сначала ребенок рассказывает 5 пункт плана, затем 1, 7, 3 пункт и т.д.). В пересказе он должен идти от смысла, научиться его разворачивать. Если такая работа с текстами будет проделываться в течение 1-2 месяцев, то у ребенка сформируется новый принцип запоминания, который далее будет действовать автоматически. При чтении любого текста будет возникать смысловая структура. Эту структуру ребенок всегда сможет целостно представить и совершать с ней в уме любые операции: сравнивать какие-то части текста, проследить логику доказательства, выделить любое место для более подробного пересказа, найти ответ на вопрос, рассказывать все подряд, постепенно развертывая каждый «пункт плана». Преобразование памяти оказывается легко осуществимым, если у ребенка развито понятийное мышление (хотя бы интуитивное). Если  понятийное мышление развито слабо, то работать надо в обоих направлениях. Осмысливание текстов также способствует и развитию мышления.


Рекомендации: 1. Развитие навыка чтения

Рекомендации: 1. Развитие навыка чтения

Надо сравнить, чем задачка отличается от тех, которые решались на уроке, и найти эту тему в учебнике или в тетради

Надо сравнить, чем задачка отличается от тех, которые решались на уроке, и найти эту тему в учебнике или в тетради

Занкова, - сначала решается численно, а потом записывается в виде символом

Занкова, - сначала решается численно, а потом записывается в виде символом
Скачать файл