он расстроен;
обижен;
потерпел неудачу;
когда ему больно;
стыдно, страшно;
с ним обошлись грубо или несправедливо;
и даже когда он очень устал…
Ребёнок хочет, чтобы его выслушали, когда…
Работает ли техника активного слушания на взрослых?
Да!
Коллеги по работе
Начальство
Супруги
Взрослые дети
Родственники
Сотрудники организаций (ЖЭК , магазин и т.д.)
Когда эмоции переполняют собеседника, а Вы остаётесь в спокойном состоянии эффективно использовать «слушание»
Слушание
Пассивное слушание
Активное слушание
Применяется, когда собеседник активен и готов рассказать о своих трудностях
Применяется, если человек возбуждён, говорит сбивчиво и нам не понятно его поведение
Техники активного слушания
Парафразирование (Эхо)
Называние (отражение) чувств
При высокой степени эмоционального напряжения собеседника
Приём:
Используется:
При средней степени эмоционального напряжения собеседника
Уточняющие вопросы
Техника трёх «да»
Резюмирование
Совместное фантазирование.
Правила активного слушания:
Что нам мешает слушать?
1. Приказы, команды: «Сейчас же перестань!», «Убери!», «Вынеси ведро!!!», «Быстро в кровать!», «Чтобы больше я этого не слышал!», «Замолчи!».
2. Предупреждения, предостережения, угрозы:
«Если ты не прекратишь плакать, я уйду», «Смотри, как бы не стало хуже», «Еще раз это повторится, и я возьмусь за ремень!», «Не придешь вовремя, пеняй на себя».
3. Мораль, нравоучения, проповеди: «Ты обязан вести себя как подобает», «Каждый человек должен трудиться», «Ты должен уважать взрослых».
Что нам мешает слушать?
4. Советы, готовые решения: «А ты возьми и скажи…», «Почему бы тебе не попробовать…», «По моему, нужно пойти и извиниться», «Я бы на твоем месте дал сдачи».
5. Доказательства, логические доводы, нотации, «лекции»: «Без конца отвлекаешься, вот и делаешь ошибки», «Сколько раз тебе говорила. Не послушалась – пеняй на себя».
6. Критика, выговоры, обвинения: «На что это похоже!», «Опять все сделала не так!», «Все из-за тебя!», «Вечно ты!»
Практическое задание:
Муж: Ужасные пробки! Жена: Сегодня очень много машин на дорогах. Муж: Да не то слово, я ехал на работу три часа! Жена: Ты потратил на дорогу гораздо больше времени, чем обычно. Муж: Угу, и я опоздал на совещание…. Жена: Когда ты пришел, совещание уже началось. Муж: Шеф был очень недоволен. Он обещал меня уволить. ….. и т.д.
Муж: Ужасные пробки! Жена: Сегодня очень много машин на дорогах. Муж: Да не то слово, я ехал на работу три часа! Жена: Надо раньше выезжать! Муж: Может мне вообще спать не ложиться???!! (уходит)
Какой из предложенных диалогов демонстрирует парафразирование?
Практическое задание:
СЫН (с мрачным видом): Не буду больше водиться с Петей.
ОТЕЦ: Не хочешь с ним больше дружить.
СЫН: Да, не хочу.
ОТЕЦ (после паузы): Ты на него обиделся.
СЫН (с мрачным видом): Не буду больше водиться с Петей.
РОДИТЕЛЬ: А что случилось? Ты что, на него обиделся?
Какой из диалогов демонстрирует «отражение чувств»?
Практическое задание:
Ситуация: | Чувства ребёнка | Неправильный ответ | Правильный ответ |
Ребёнок рассказал перед детьми стихотворение. Вечером второму воспитателю сообщает: «Я сам рассказал всё стихотворение!» | Гордость | Было бы странно, если бы ты этого не сделал, тебе уже 6 лет! | Вижу. ты очень рад этому! |
Дежуривший во время обеда ребёнок разбил тарелку. Ребёнок: «О-о-й!» |
Заполните, пожалуйста предложенную таблицу:
Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщайте о себе, о своём переживании, а не о нем, не о его поведении.
Преимущества «Я – сообщения»:
Я – сообщение предполагает открытое, явное выражение чувств говорящего…
Структура «Я – сообщения»:
1. Безоценочное описание факта + описание чувств другого человека.
3. Пожелание (такая форма оставляет свободу для выбора решения).
2. Выражение собственных чувств + описание их причины.
Типичные ошибки при «Я - сообщении»:
1. Начинаем с «Я - сообщения», заканчиваем «Ты - сообщением».
2. Выражаем чувства неполной силы.
3. Выражение «не тех», не искренних чувств.
4. Выражение слишком сильных чувств.
Меня очень утомляет громкая музыка.
У меня уши опухли от твоей музыки!
Практическое задание:
Мне не приятно когда дети дерутся…
Я возмущена таким поведением!
Я тоже тобой горжусь…(с безразличием)
Я так рад за тебя!(с воодушевлением)
Я до смерти напугана!
Я очень испугалась, когда…
1
2
3
4
Ситуация (дети старшего д/в) | «Ты – сообщение» | «Я – сообщение» |
В группе произошла драка. Один из участников подходит к воспитателю с жалобой: «А Виталик меня стукнул!» | «Оба хороши! И не жалуйся теперь!» |
|
В группе не прибраны игрушки. Воспитатель обращается к детям… | «Опять бардак! Вечером будете сидеть за столами!» | ? |
Практическое задание:
Составьте варианты «Я–сообщения» и «ты–сообщения»
Если «Я-сообщение» не работает:
Посылайте следующее «Я-сообщение», уточняющее Ваше чувство, делающее его более ощутимым для ребенка. Дети часто игнорируют «Я-сообщения», особенно вначале. Они иногда предпочитают «не слышать», как их поведение воздействует на взрослого.
Возможно ваше «я-сообщение» вызвало у ребёнка замешательство (чувства). В таком случае «активно послушайте» ребёнка.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.