Для психолога

  • ppt
  • 13.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 6.ppt

Семинар-практикум для молодых воспитателей

« Учимся слушать »

Подготовила:
педагог-психолог
Бурминская И.В.
высшая кв. категория

Занятие № 1

он расстроен;
обижен;
потерпел неудачу;
когда ему больно;
стыдно, страшно;
с ним обошлись грубо или несправедливо;
и даже когда он очень устал…

Ребёнок хочет, чтобы его выслушали, когда…

Работает ли техника активного слушания на взрослых?

Да!

Коллеги по работе
Начальство
Супруги
Взрослые дети
Родственники
Сотрудники организаций (ЖЭК , магазин и т.д.)

Когда эмоции переполняют собеседника, а Вы остаётесь в спокойном состоянии эффективно использовать «слушание»

Слушание

Пассивное слушание

Активное слушание

Применяется, когда собеседник активен и готов рассказать о своих трудностях

Применяется, если человек возбуждён, говорит сбивчиво и нам не понятно его поведение

Техники активного слушания

Парафразирование (Эхо)
Называние (отражение) чувств

При высокой степени эмоционального напряжения собеседника

Приём:

Используется:

При средней степени эмоционального напряжения собеседника

Уточняющие вопросы
Техника трёх «да»
Резюмирование
Совместное фантазирование.

Правила активного слушания:


Установление контакта глаз. Визуальный контакт необходимо держать в течение всего разговора.
Важна интонация. Реплики должны произноситься в утвердительной форме, а не в вопросительной.
Очень полезно «держать паузу». Возможно партнер сам отреагирует на реплику.
Не бойтесь ошибиться, называя чувство собеседника. В любом случае, он оценит вашу попытку установить контакт.
Внимательно следите за содержанием разговора. Только в этом случае все остальные навыки будут полезны.

Что нам мешает слушать?

1. Приказы, команды: «Сейчас же перестань!», «Убери!», «Вынеси ведро!!!», «Быстро в кровать!», «Чтобы больше я этого не слышал!», «Замолчи!».
2. Предупреждения, предостережения, угрозы:
«Если ты не прекратишь плакать, я уйду», «Смотри, как бы не стало хуже», «Еще раз это повторится, и я возьмусь за ремень!», «Не придешь вовремя, пеняй на себя».
3. Мораль, нравоучения, проповеди: «Ты обязан вести себя как подобает», «Каждый человек должен трудиться», «Ты должен уважать взрослых».

Что нам мешает слушать?

4. Советы, готовые решения: «А ты возьми и скажи…», «Почему бы тебе не попробовать…», «По моему, нужно пойти и извиниться», «Я бы на твоем месте дал сдачи».
5. Доказательства, логические доводы, нотации, «лекции»: «Без конца отвлекаешься, вот и делаешь ошибки», «Сколько раз тебе говорила. Не послушалась – пеняй на себя».
6. Критика, выговоры, обвинения: «На что это похоже!», «Опять все сделала не так!», «Все из-за тебя!», «Вечно ты!»

Практическое задание:

Муж: Ужасные пробки! Жена: Сегодня очень много машин на дорогах. Муж: Да не то слово, я ехал на работу три часа! Жена: Ты потратил на дорогу гораздо больше времени, чем обычно. Муж: Угу, и я опоздал на совещание…. Жена: Когда ты пришел, совещание уже началось. Муж: Шеф был очень недоволен. Он обещал меня уволить. ….. и т.д.

Муж: Ужасные пробки! Жена: Сегодня очень много машин на дорогах. Муж: Да не то слово, я ехал на работу три часа! Жена: Надо раньше выезжать! Муж: Может мне вообще спать не ложиться???!! (уходит)

Какой из предложенных диалогов демонстрирует парафразирование?

Практическое задание:

СЫН (с мрачным видом): Не буду больше водиться с Петей.
ОТЕЦ: Не хочешь с ним больше дружить.
СЫН: Да, не хочу.
ОТЕЦ (после паузы): Ты на него обиделся.


СЫН (с мрачным видом): Не буду больше водиться с Петей.
РОДИТЕЛЬ: А что случилось? Ты что, на него обиделся?

Какой из диалогов демонстрирует «отражение чувств»?

Практическое задание:

Ситуация:

Чувства ребёнка

Неправильный ответ

Правильный ответ

Ребёнок рассказал перед детьми стихотворение. Вечером второму воспитателю сообщает: «Я сам рассказал всё стихотворение!»

Гордость

Было бы странно, если бы ты этого не сделал, тебе уже 6 лет!

Вижу. ты очень рад этому!
Гордишься собой!

Дежуривший во время обеда ребёнок разбил тарелку. Ребёнок: «О-о-й!»

Заполните, пожалуйста предложенную таблицу:

Продолжение следует…

Спасибо за внимание !

Занятие № 2 «Учимся говорить»

Подготовила:
педагог-психолог
Бурминская И.В.
высшей кв. категории

Когда эмоции переполняют Вас , эффективнее использовать «я – сообщение»



Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщайте о себе, о своём переживании, а не о нем, не о его поведении.


Преимущества «Я – сообщения»:


Выражение чувств в необидной для собеседника форме.
Делает нас человечнее, ближе друг к другу.
Люди начинают нам доверять в ответ на искренние чувства.
Мы оставляем за собеседником право выбора , возможность самим принять решение. И тогда – удивительно – он начинает учитывать наши желания и переживания.

Я – сообщение предполагает открытое, явное выражение чувств говорящего…

Структура «Я – сообщения»:

1. Безоценочное описание факта + описание чувств другого человека.

3. Пожелание (такая форма оставляет свободу для выбора решения).

2. Выражение собственных чувств + описание их причины.

Свёрнутая формула
«Я – сообщения»:

«Когда… (факт), то я чувствую… , потому что… Мне бы хотелось…»

Типичные ошибки при «Я - сообщении»:

1. Начинаем с «Я - сообщения», заканчиваем «Ты - сообщением».

2. Выражаем чувства неполной силы.

3. Выражение «не тех», не искренних чувств.

4. Выражение слишком сильных чувств.



Определите тип ошибки и выберите правильное суждение из предложенных…

Практическое задание:

Меня очень утомляет громкая музыка.
У меня уши опухли от твоей музыки!

Практическое задание:

Мне не приятно когда дети дерутся…
Я возмущена таким поведением!

Я тоже тобой горжусь…(с безразличием)
Я так рад за тебя!(с воодушевлением)

Я до смерти напугана!
Я очень испугалась, когда…

1

2

3

4

Ситуация (дети старшего д/в)

«Ты – сообщение»

«Я – сообщение»

В группе произошла драка. Один из участников подходит к воспитателю с жалобой: «А Виталик меня стукнул!»

«Оба хороши! И не жалуйся теперь!»
« Ты же первый начал!»
«Сами разберитесь! Вам в школу на следующий год, а вы до сих пор договариваться не умеете!»


?

В группе не прибраны игрушки. Воспитатель обращается к детям…

«Опять бардак! Вечером будете сидеть за столами!»
«Отдам все игрушки послушным детям!»

?


Практическое задание:

Составьте варианты «Я–сообщения» и «ты–сообщения»

Если «Я-сообщение» не работает:



Посылайте следующее «Я-сообщение», уточняющее Ваше чувство, делающее его более ощутимым для ребенка. Дети часто игнорируют «Я-сообщения», особенно вначале. Они иногда предпочитают «не слышать», как их поведение воздействует на взрослого.
Возможно ваше «я-сообщение» вызвало у ребёнка замешательство (чувства). В таком случае «активно послушайте» ребёнка.

Спасибо за внимание!

При создании презентации использован материал из книг Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребёнком. Как?» , Сергея Потапова «Как управлять персоналом», и др.