Для психолога

  • doc
  • 13.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 4.doc

Кризисы одарённых детей

Педагог-психолог

высшей категории

к.пс.н. Воробьёва М.А.

Знание о кризисах детской одарённости, причинах их появления, закономерностях протекания и прогнозе развития может быть полезно как теоретикам, так и практикам – специалистам в области детства.

Кризис в Оксфордском словаре определяется как «поворотный момент, особенно болезни. Период опасного или неопределённого состояния дел в коллективе, экономике и т.п.». Термин происходит от греческого слова, означающего «решение». Изначально кризис понимался как нечто хотя и опасное, но содержащее в себе возможность развития. Не случайно преодоление кризиса, то есть самой тяжёлой стадии болезни, отношений и прочее, означает окончательный поворот к выздоровлению организма, разрешению конфликта, принятию адекватных решений. Однако в сознании многих людей кризис часто отождествляется с катастрофой, несчастьем, травмой.

В практическом плане знание о кризисах детской одарённости и особенностях развития ребёнка в период кризиса позволит осуществлять эффективную психологическую и педагогическую поддержку одарённым детям или хотя бы не допускать ошибок в педагогическом процессе. Эти ошибки, как правило, базируются на трёх  мифах.

Миф первый – одарённость всегда проявляет себя в творческом продукте.

Миф второй – одарённость нужно развивать.

Миф третий – современное школьное образование знает, как работать с одарёнными детьми.

На сегодняшний день наука располагает довольно полным  и точным феноменологическим описанием этой реальности – ведутся работы по изучению, как отдельных свойств детской одарённости, так и структуры, динамики развития детской одарённости в целом. Однако недостаточное внимание уделяется изучению кризисов детской одарённости. Педагоги порой не могут определить, что происходит с ребёнком – то ли болеет, то ли ленится.

В специальной психолого-педагогической литературе, в русле системных представлений о детской одарённости описаны три основных кризиса:

1.                 Утрата творческого потенциала: ребёнок прекращает создавать особые, свойственные его одарённости творческие продукты – кризис креативности. Очень часто образовательные, развивающие программы для одарённых детей на самом деле не развивают способности ребёнка, а только эксплуатируют их. Творческий продукт ребёнка нужен учителям или родителям, в основном, для показа  результата их деятельности с такими особыми детьми, так как с них тоже требует общество результативности. Олимпиады, конкурсы, фестивали, конференции истощают одарённость ребёнка так же, как её истощают ожидания и надежды взрослых, которым ребёнок пытается соответствовать. В этом случае высокий творческий потенциал ребёнка частично или полностью утрачивается в силу невозможности предъявить себя окружающим.

2.                 Снижение интеллектуальной активности ребёнка, проявляющееся в исчезновении интеллектуальной продуктивности, - кризис интеллектуальности. Этот тип кризиса возникает в случае перегруженности одарённого ребёнка заданиями, развивающими только интеллектуальные способности, без учёта индивидуальных познавательных потребностей ребёнка, его личностных интересов. Главная опасность заключается в том, что интеллект ребёнка развивается в ущерб его физическому, эмоциональному, личностному развитию. Пример тому – выпускники специализированных физико-математических школ, интеллект которых IQ выше 150 баллов не способны вступать в эффективные коммуникации, создавать семьи, нести ответственность. Репертуар их социальных, половых ролей очень инфантилен. Этим самым мы деформируем личность ребёнка уже со школы. Если в воспитании одарённых детей пренебрегать физической нагрузкой (считать физкультуру самым «главным предметом» для таких детей), социально и эмоционально активной деятельностью, то и получим компьютеров в человеческом облике.

3.                 По данным исследований, функцию саморегуляции в системе детской одарённости обеспечивает такое интегративное качество, как рефлексия. Уже с раннего возраста можно выделить развитие и действие как минимум двух видов рефлексии – интеллектуальной и личностной. Данный вид кризиса – кризис мотива достижений, возникает, если в процессе формирования личности личностная рефлексия начинает доминировать над интеллектуальной.  Это приводит к возникновению негативного «образа Я» и, как следствие,  к торможению развития одарённости. Совершенно невольно одарённые дети постоянно сравнивают себя с окружающими сверстниками и часто расценивают результаты этого сравнения не в свою пользу. У них формируется комплекс неполноценности: « Я не такой, как все, значит, я хуже». В итоге одарённый ребёнок растёт и развивается, постоянно ощущая несоответствие между «собой и собой», «собой и окружающими», эта нагрузка оказывается непосильной ношей для психики ребёнка, она не только деформирует его личность, но  и разрушает одарённость.

Всем взрослым, кто работает с одарёнными детьми необходимо помнить о потенциале роста и развития, скрытом в кризисе, помочь в нужное время собрать силы детей и использовать их для изменения деструктивного состояния и личностного развития. Есть и другая характерная черта кризиса – это его неотложность. В критической ситуации решающее значение приобретает наша способность (специалистов в области одарённости) реагировать без задержки. Не следует, впрочем, забывать, что многие кризисные ситуации разрешаются без вмешательства извне, силами самого человека, не нуждающегося в профессиональной помощи.  

Детская одарённость будет укрепляться и развиваться, успешно проходить кризисное состояние и обретать новое качество, если будут сделаны акценты на следующих позициях.

·                    Во избежание кризиса первого типа необходимо предоставлять ребёнку возможность быть тем, кем он хочет, т.е. заниматься собственной деятельностью и развивать его индивидуальный познавательный интерес.

·                    Во избежание кризиса второго типа следует развивать наряду с интеллектуальной сферой одарённого ребёнка его физическую, эмоционально-волевую, социально-коммуникативную сферы, поскольку законы развития для одарённых и обычных детей принципиально одни и те же.

·                    Во избежание кризиса третьего типа важно достигать воспитательными мерами оптимального соотношения личностной и интеллектуальной рефлексии в каждом конкретном случае, с каждым конкретным ребёнком.

·                    Необходимо помнить базовый принцип всех образовательных программ для одарённых детей – принцип ответственности за их будущее. Как точно определил один мальчик: « Я состою не только из химии, но из ног, которые любят футбол, и из желудка, который любит зефир».

«Плохо совсем не черпать воду из колодца, но ещё хуже вычерпать всё до дна, разрушая родник. В обоих случаях источник не выживет!»