ЗАНЯТИЕ 6
Занятие 6.
Тема: «Мир эмоций».
Задачи:
1. Вводная часть:
Доказано, что эмоциональное состояние влияет на здоровье взрослого человека, в особенности ребенка. Если ребенок пребывает в приятной ему обстановке, среди людей, относящихся к нему приветливо, внимательно, то он обычно выглядит веселым, хорошо ест, нормально пребывает в весе, меньше подвержен заболеваниям, благожелательно относится к окружающим. Отрицательные эмоции угнетают психику, подавляют активность, снижают работоспособность. Ребенок, находящийся в неблагоприятной психологической обстановке, чаще болеет, становится раздражительным, грубым, агрессивным или, наоборот, у него наблюдается подавленное состояние, он часто и легко расстраивается, плачет.
Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка: помогают взрослому понять мир маленького человека, сигнализируют о его эмоционально-психологическом состоянии; а, с другой стороны, влияют на его познавательные интересы, поведение, общение.
Эмоциональная сфера является базовой площадкой, основой для формирования личности ребенка, его поведения, характера взаимоотношений с окружающими (близкими людьми, взрослыми людьми и со сверстниками).
Как наполнить эмоциональную сферу ребенка? Как вырастить психологически здоровую личность? Как родителю самому быть психологически здоровым? Что делать, чтобы негативные эмоции не разрушали отношения родителя и ребенка? Эти вопросы мы постараемся сегодня рассмотреть.
2. Основная часть:
Проверка домашнего задания к занятию 5. (таблица с «Я – сообщениями).
Основная задача родителей любить своего ребенка, дать ему тепло, заботу, нежность.
Упражнение «Проявления любви».
Родителям предлагается подумать и ответить на вопрос: Каким образом взрослый может проявить свою любовь, тепло, заботу, нежность по отношению к ребенку? (запись на доске)
Первый вопрос: Надо ли развивать эмоциональную сферу ребенка?
Есть дети эмоциональные от природы, они активно проявляют себя, общительны, артистичны, они охотно танцуют, поют и т.д. Есть дети спокойные, уравновешенные, сдержанные, они мало проявляют свои эмоции, на людях стеснительны, неактивны. Каким детям нужно развивать эмоциональную сферу? (всем). Наша задача в дошкольном детстве научить детей понимать эмоциональное состояние другого человека, героя, персонажа, а позднее и его собственное. Например: Мама расстроена, потому что ты не прибрал игрушки. Бабушка рада, что ты нарисовал ей интересный рисунок. Папа устал на работе. Мама жалеет тебя. Клоун веселится. Карабас Барабас разозлился. Медвежонок жадничает. Ты расстроился, потому что Коля с тобой мало погулял. Ты рассердился, потому что Ваня отнял твою машинку.
Как можно понять настроение другого человека? (по мимике, движениям, жестам, интонации).
Игра «Изобрази эмоцию».
Эмоциональное состояние можно понять по лицу, по картинке. Родители сидят в кругу. Психолог раздает карточки - пиктограммы с изображением эмоциональных состояний, каждому участнику по одной. Начинает психолог, он изображает мимикой эмоцию, изображенную на его пиктограмме, все угадывают. Затем показывает следующий участник и так далее.
Подвижная игра «Пройди по дорожке»
Участники игры стоят в кругу друг за другом. Психолог предлагает показать с помощью движений и мимики героев с разным настроением.
Итак, на дорожку выходит…
· Веселый клоун
· Злая Баба-Яга
· Грустная Царевна-Несмеяна
· Хитрая лиса Алиса
· Веселый деревянный Буратино
· Гордый Петушок
· Сердитый серый волк
· Пугливая мышка
· Добрый волшебник.
«Расскажи стихотворение с разным настроением»
Настроение мы можем передавать с помощью интонации и узнавать по голосу. Участники по желанию рассказывают первое четверостишие стихотворения «В лесу родилась ёлочка» с разным настроением (веселым, грустным, злым, испуганным, удивленным, обиженным, спокойным настроением).
Может ли ребенок контролировать свои эмоции? (нет, слабо развиты процессы саморегуляции, не умеет ждать, нетерпелив, эмоции бурные, стремительно возникают и также быстро меняются).
У ребенка появилась негативная эмоция, ему надо ее отреагировать (разозлился на кого-то, замахнулся, стукнул, толкнул и т.п.). Что, по вашему мнению, полезнее для психологического здоровья: сдерживать эмоции или выплескивать и избавляться от них? (второе). Если ребенок часто испытывает негативные эмоции, не может по тем или иным причинам их отреагировать, то они угнетают психику ребенка, не дают расслабиться, ребенок переживает, тревожится, обижается, злится. Негативные эмоции имеют свойство накапливаться и выплескиваются часто в самый неподходящий момент. Поэтому важно взрослому научить ребенка выражать негативные эмоции в приемлемой форме.
Упражнение «Пыльная подушка».
Предлагается побить подушку, выбивать из нее пыль, усердно колотя ее руками. Обсуждаются ощущения.
Упражнение «Стаканчик крика»
Предлагается громко покричать в стаканчик, вместе с криком выплеснуть в него все свои негативные эмоции. Обсуждаются ощущения.
Упражнение «Возьми себя в руки».
«Как только ты почувствовал, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди – это поза выдержанного человека». Обсуждаются ощущения.
Упражнение «Врасти в землю»
Предлагается представить себя деревом, а свои ноги – корнями. Надо сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сжать в кулачки, крепко сцепить зубы. Ты могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни, и никакие ветры тебе не страшны. Обсуждаются ощущения.
Упражнение «Мозговой штурм»
Какие ещё способы, упражнения или игры для выплеска негативных эмоций в приемлемой, неопасной для самого ребенка и окружающих его людей вы можете назвать? (запись на доске). Игры с водой, песком, мытьё посуды, стирка платочков, битьё спортивной груши, битва подушками, баловство, танец, разрывание, сминание, разрезание бумаги и другие.
Взрослый человек, в отличие от ребенка, может контролировать свои эмоции и регулировать их. Что может сделать взрослый, чтобы негативные эмоции не выплеснулись наружу? (сдержаться, успокоиться, уйти, переключиться, заняться приятным делом, выплеснуть их в приемлемой форме).
Если ребенок вызывает у вас отрицательные эмоции своим внешним видом, поведением, сообщите ему об этом, используя «Я-сообщение». Не следует молча переживать, переносить обиду, подавлять гнев, сохранять спокойный вид при сильном волнении. Обмануть себя или ребенка или окружающих вы не сможете, потому что эмоции легко можно «прочитать» в вашей позе, жестах, интонации, выражению лица и глаз.
Как можно сказать ребенку о том, что вам не нравится?
- Я не люблю, когда дети ходят растрёпанными, и мне стыдно от взглядов окружающих.
- Мне трудно собираться на работу, когда под ногами кто-то ползает, и я всё время спотыкаюсь.
- Меня очень утомляет громкая музыка.
Каким образом взрослый человек может избавиться от своих эмоций? (запись на доске). Помыть посуду, полы, передвинуть мебель, постирать, погладить бельё; пойти в ванную, открыть воду и прокричаться и другое.
3. Заключительная часть:
Домашнее задание: Родителям предлагается заполнить таблицу
«Способы выплеска негативных эмоций в приемлемой форме»
Для ребенка |
Для мамы |
Для папы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Авторы-составители: Вяткина О.В., Шнюкова И.В.
Приложение к Занятию 6.
«Способы выплеска негативных эмоций в приемлемой форме»
Для ребенка |
Для мамы |
Для папы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.