ЗАНЯТИЕ 9
Тема: «Самостоятельный ребенок – как этого достичь?»
Задачи:
Сегодня мы поговорим о самостоятельности. Как вы считаете это понятие «самостоятельность» важное или не очень? Может ли ребенок быть самостоятельным? Насколько, что он может делать сам? В каком возрасте?
На эти вопросы мы постараемся сегодня ответить.
Упражнение «Сам»
Что ваш ребенок охотно делает сам? (родителям предлагается по кругу или по желанию ответить на вопрос).
«Мозговой штурм».
Давайте попробуем дать определение понятию «самостоятельность», какие ассоциации оно у вам вызывает? (запись на доске)
Самостоятельность – это стремление личности к некоторой независимости, автономности от других людей, способность планировать, регулировать, систематизировать, активно выполнять действия без руководства и практической помощи извне.
Когда, по вашему мнению, ребенок начинает стремиться к самостоятельности?
Каждый ребенок в пределах своих ещё не больших возможностей стремится к некоторой независимости от взрослого. И это происходит в период овладения им ползанием, ходьбой (8 мес. – 1 год).
Что далее происходит с ребенком? Он овладевает различными действиями: учится кушать, пить, одеваться, раздеваться, умываться, брать, открывать, вставлять, перекладывать и т.д. Если бы ребенок не стремился к автономности, если бы ему было достаточно, чтобы взрослый как в первые месяцы его жизни ухаживал за ним, удовлетворял все его потребности, все делал за малыша, смог бы такой ребенок выжить? Почему? (нет, без взрослого). Поэтому мы говорим о том, что самостоятельность – это врожденная способность, психологическое качество человека, которое развивается в процессе деятельности, связано с овладением ребенком действиями, умениями, навыками.
Этапы развития детской самостоятельности:
1) Ребенок наблюдает за тем, как взрослый выполняет какое-то действие.
2) У ребенка появляется желание сделать это действие самому.
3) Ребенок подражает, копирует действия взрослого.
4) Многократное повторение действия (рациональные и нерациональные способы).
5) Ребенок усваивает и может самостоятельно правильно выполнить действие.
Задание «Становление самостоятельности»
Родителям предлагается подумать и определить, к какому возрасту ребенка относятся установки:
«Делайте, как я хочу!» (младенец)
«Дайте мне сделать самому!» (3 года)
«Помогите мне сделать» (7 лет).
Возраст ребенка: младенец, 3 года, 7 лет.
Обсуждение: Почему вы отнесли к этому возрасту?
Как вы считаете, в каком возрасте начинает наиболее ярко проявляться стремление ребенка к самостоятельности? (возраст около 3 лет).
Этот период в жизни ребенка психологи называют кризисом 3х лет или феномен «Я сам». Ребенок уже начинает понимать, что есть Я и есть мама, папа, другие люди, то, что мои желания могут не совпадать с желаниями другого (мама говорит, ложись спать, я не хочу; папа не дает лизать игрушку, а мне надо и т.п.). Именно в этот период жизни малыша закладывается потребность ребенка быть самостоятельным и формируются умения действовать самому в соответствии со своими потребностями, желаниями. И это замечают родители по поведению ребенка. Какие особенности в поведении ребенка мы отмечаем? Ребенок становится настырным, упрямым; запоминает, его трудно отвлечь от желаемого; стремится добиваться своего с помощью силы, капризов, плача, истерик; если не добивается желаемого, то расстраивается, злится, обижается.
Упражнение «Что будет, если…».
Родителям предлагается заглянуть в будущее и подумать что будет, если…
1) Если взрослый чрезмерно опекает ребенка, делает всё за него, не дает возможности пробовать, ошибаться, делать неверно…
Навыки самостоятельности не формируются, ребенок привыкает, что все делает взрослый.
Упражнение «Рука в руке»
Предлагается разбиться в пары, один партнер – ребенок, второй – взрослый. Взрослый берет руки ребенка и ими действует. Психолог предлагает выполнить практическое задание: собрать пирамидку, построить из кирпичиков заборчик, собрать мисочки и т.п. Обсуждаются ощущения взрослого и ребенка, желания.
2) Взрослый постоянно указывает что, как и когда надо делать…
Ребенок неуверен в себе, постоянно ждет указаний взрослого, пассивен.
Упражнение «Выполни инструкцию»
Родителям предлагается выполнять инструкции психолога, предлагаемые в авторитарной и неавторитарной форме. При этом психолог меняет свою позицию (сверху – психолог встаёт на стул, снизу – приседая, на равных – глаза в глаза и т.д.).
Далее обсуждаются ощущения: Что вы чувствовали, когда вам постоянно давали указания? Когда вы стали испытывать неприятные ощущения? Почему? Каким было ваше желание?
3) Если взрослый постоянно критикует ребенка:
«Ты не умеешь», «Опять ты не правильно…», «Сколько можно тебе повторять, что надо делать так», «Ты такой неуклюжий, неаккуратный, неумеха, руки кривые…»
«У всех дети, как дети, а у меня одно огорчение, катастрофа,…»
Негативные установки блокируют самостоятельность, зацикливают ребенка на неудачах, неуспехе, формируют низкую самооценку, провоцируют тревожность («Я не смогу», «Я не умею», «У меня не получится»), или наоборот агрессию, негативизм, упрямство. Необходимо давать ребенку позитивные установки, настраивать его на успешность в том или ином деле.
Упражнение «Родительские установки».
Родителям предлагается задание: переформулировать негативные установки в позитивные.
№ п/п |
Негативные установки |
Позитивные установки |
1. |
«Горе ты моё!» |
«Счастье ты моё, радость моя!» |
2. |
«Ты совсем, как твой папа (мама)…» |
«Папа у нас замечательный человек!» «Мама у нас умница!» |
3. |
«Ничего не умеешь делать, неумейка!» |
«Попробуй ещё, у тебя всё получится!» |
4. |
«Неряха, грязнуля!» |
«Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!» |
5. |
«Плакса-вакса, нытик!» |
«Поплачь, легче будет» |
6. |
«Ах, ты гадкий утенок! В кого ты такой некрасиаый!» |
«Как ты мне нравишься!» «Ты красивый!» |
7. |
«Уйди с глаз моих, встань в угол!» |
«Иди ко мне, давай во всем разберемся!» |
8. |
«Не твоего ума дело!..» |
«А как ты думаешь» |
9. |
«Не кричи так, оглохнешь!» |
«Скажи мне на ушко, давай пошепчемся!» |
10. |
«Всегда ты не вовремя, подожди…» |
«Сейчас я тебе помогу» |
11. |
«Ты плохой, обижаешь маму, я от тебя уйду к другому ребенку!» |
«Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!» |
12. |
«Противная девчонка, все они капризули!» (мальчику о девочке) «Негодник, все мальчики забияки и драчуны!» (девочке о мальчике) |
«Все люди равны, но в то же время ни один не похож на другого». «Эта девочка расстроилась…» «Этот мальчик рассердился…» |
13. |
«Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!» |
«Держи себя в руках, уважай людей» |
14. |
«Нельзя ничего делать самому, спрашивай разрешения у старших!» |
«Смелее, ты все можешь сам!» |
15. |
«Все вокруг обманщики, надейся только на себя!» |
На свете много добрых людей, готовых тебе помочь!» |
16. |
«Вот дурашка, все готов раздать» |
«Молодец, что делишься с другими» |
17. |
«Жизнь трудна: вырастешь – узнаешь!..» |
«Жизнь интересна и прекрасна! Всё будет хорошо!» |
4) Если взрослый настаивает, требует, чтобы ребенок всё всегда делал сам, принципиально не помогает… Ребенок не всегда и не со всем может справиться сам, он расстраивается, переживает, появляется обида, злость на взрослого, а иногда и на себя, формируется позиция «Каждый сам за себя», «Мне не помогали и я не помогу», воспитывается жесткий характер, снижается порог жалости, сострадания, не появляется потребность в сострадании, помощи. Важно понимать возможности ребенка, что он может сделать сам, оказать посильную помощь (подсказать, показать способ, объяснить, подбодрить и т.п.)
5) Если взрослый отказывает ребенку в помощи, ссылаясь на то, что ему некогда. У ребенка появляется обида. Ребенок усваивает вашу манеру поведения и в дальнейшем будет поступать также по отношению к вам.
Что же делать взрослому, чтобы формировать самостоятельность у ребенка?
ü Знать возможности вашего ребенка, побуждать выполнять посильные действия и дела.
ü Инструкцию предъявлять один раз перед началом выполнения действия.
ü Не критиковать, не ругать за неправильное выполнение, объяснять ошибки.
ü Дать возможность исправить свою ошибку.
ü Оказывать необходимую в конкретной ситуации помощь в том случае, если ребенок просит о ней.
ü Укреплять веру ребенка в себя, использовать позитивные установки.
ü Чаще хвалить ребенка за то, чему он научился от вас или за самостоятельное выполнение.
ü Замечать и показывать ребенку его успехи.
ü
Разбор педагогических ситуаций.
Родителям предлагается разделиться на 2 группы. Каждой группе предлагается педагогическая ситуация.
Задание: проанализируйте ситуацию, поведение ребенка и родителя. Какие действия родителя по формированию самостоятельности у ребенка вы считаете правильными, какие неправильными? Какие эффективные пути формирования самостоятельности вы рекомендовали использовать?
Ситуация 1.
Миша пошел в детский сад в 2 года. Его приводят и забирают вместе то мама с папой, то бабушка с дедушкой. В раздевалке детского сада ставят Мишу на тумбочку, разделают или одевают, угощая при этом конфетой, рассказывая что-то, лишь бы стоял спокойно. Когда Мише исполнилось 5 лет, ритуал одевания и раздевания не изменился, только Мишу стали сажать на тумбочку.
Ситуация 2.
Мама Саши (4 года) обратилась к воспитателю с вопросом: «Учите ли вы детей прибирать игрушки? Дома у нас с этим – война, приходится заставлять». Воспитатель ответила: «Днем Саша охотно сам убирает игрушки на свои места, а вот вечером…».
Мама Саши, по ее словам, очень «занятой человек», ей всегда всё некогда. Вечером, приходя в детский сад, воспитатели и дети постоянно слышат: «Саша, быстро собирайся, я очень спешу. Давай быстрее. Оставляй всё, пошли». Саша, не обращая внимания на предложение воспитателя убрать за собой игрушки, делает то, что говорит мама. Бросает всё и бежит в раздевалку».
Нужно ли учить ребенка быть самостоятельным?
Обратная связь от родителей: Каждому родителю предлагается написать фломастерами на стикере своё мнение, что делать, чтобы научить ребенка быть самостоятельным, приклеить его на ватман с заголовком «Самостоятельный ребенок – как этого достичь?».
Домашнее задание для родителей «Самостоятельный ребенок»
Подумайте и запишите 5 дел, с которыми ваш ребенок может справиться самостоятельно, отметьте знаками + или - , те дела он делает сам ежедневно.
№ п/п |
Мой ребенок может самостоятельно справиться с этим |
Мой ребенок сам ежедневно делает + или - |
|
1. |
|
|
|
2. |
|
|
|
3. |
|
|
|
4. |
|
|
|
5. |
|
|
|
6. |
|
|
|
7. |
|
|
|
Памятка для родителей «Самостоятельный ребенок – как этого достичь?»
ü Знать возможности вашего ребенка, побуждать выполнять посильные действия и дела.
ü Инструкцию предъявлять один раз перед началом выполнения действия.
ü Не критиковать, не ругать за неправильное выполнение, объяснять ошибки.
ü Дать возможность исправить свою ошибку.
ü Оказывать необходимую в конкретной ситуации помощь в том случае, если ребенок просит о ней.
ü Укреплять веру ребенка в себя, использовать позитивные установки.
ü Чаще хвалить ребенка за то, чему он научился от вас или за самостоятельное выполнение.
ü Замечать и показывать ребенку его успехи.
Помните, эти слова ласкают душу ребенка и являются позитивными установками
v Ты самый любимый!
v Ты очень много можешь!
v Спасибо!
v Что бы мы без тебя делали?!
v Иди ко мне!
v Садись с нами!
v Я помогу тебе..!
v Я радуюсь твоим успехам!
v Что бы ни случилось, твой дом – твоя крепость!
v Расскажи мне, что с тобой.
Авторы-составители: Вяткина О.В., Шнюкова И.В.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.