ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТИ
(на основе тестирования и самоанализа обучающегося)
Как составить характеристику обучающегося?
Для составления характеристики, в первую очередь, необходимо
определить методом исследования уровень отношения к учению.
Предлагается характеристика высокого, среднего и низкого уровней
отношения к учению.
Высокий уровень отношения к учению:
учится в полную меру своих сил, способностей, старательный,
требовательный к себе, слова не расходятся с делом, доводит начатую работу
до логического завершения;
личные успехи в учении рассматривает в единстве с общественными
интересами, как дело коллектива группы, учебного заведения в целом.
Настойчив в достижении цели;
значимы не только познавательные, но и нравственные мотивы долга и
ответственности в учении;
целеустремленный. Обладает самостоятельностью в принятии
решений, в действиях.
Близкий к высокому уровень ответственного отношения к учению:
характерно преобладание проявлений ответственного отношения к
учению, но суждения о долге и ответственности не всегда подкрепляются
требовательностью к качеству и результатам своего труда;
иногда активен по престижным мотивам. Изза этого в коллективной
учебной деятельности создается напряженная обстановка;
ответственность перед родителями выше, чем перед коллективом.
Средний уровень ответственного отношения к учению:
характерно незначительное преобладание положительных проявлений
ответственного отношения к учению;
имеет множество отклонений от нормы: ситуативный характер
ответственности, инертность, имеет рассеянное внимание, отвлечения,
связанные с внеучебными занятиями, леность;
активность проявляется в условиях коллективной работы.
Низкий уровень ответственного отношения к учению:
характерно преобладание отрицательных проявлений к учению по всем
предметам;
не рассматривает учебу как обязанность перед обществом, а считает
сугубо личным делом;
пассивен на уроках, не имеет деловых контактов в учебе со своими
однокурсниками;
не выполняет «Единые педагогические требования» на уроках, с
готовностью поддерживает нарушителей порядка и дисциплины. Ведет себявызывающе, грубит и т. д. Не умеет (или не хочет) работать индивидуально,
коллективно.
В характеристике необходимо отметить личностные качества
обучающегося, например:
Инициатива – ищет дополнительные занятия, очень искренний,
находчив, смекалист при выполнении заданий. Выполняет необходимый объем
работ без указаний. Безынициативный, ждет напоминаний, указаний.
Отношение к другим – позитивное дружелюбное отношение к товарищам
по учебе, преподавателям, работникам учебного заведения. Иногда с ним
трудно работать, общаться. Сварливый, некоммуникабельный. Не терпит
вмешательства в свои дела, не прислушивается к мнению других.
Лидерство – сильный, внушает уверенность и доверие. Умело отдает
эффективные приказы, ведущий, ведомый. Пользуется уважением в учебной
группе и у преподавателей. Надежный в делах. Независимый, искренний.
Целесообразность действий. Любит власть, стремится к власти, болезненно
воспринимает, когда указывают, что делать и как делать. Если не удается
стать лидером, может стать бунтарем, агрессивным. Нерешительный,
малодушный.
Ответственность – добросовестно и в срок выполняет поручения.
Соглашается с поручениями, хотя и не без протеста. Неохотно соглашается с
поручениями. Уклоняется от любых поручений.
Организаторские способности – очень способный в убеждении людей и
выстраивании фактов в логическом порядке. Способный организатор, средние
организаторские способности, плохой организатор.
Решительность – быстрый и точный, основательный и осторожный,
осмотрительный. Быстрый, но часто делает ошибки, сомневающийся и
боязливый.
Упорство – целеустремленный, его нелегко обескуражить трудностями.
Предпринимает постоянные усилия. Добивается цели любыми средствами.
Средний уровень упорства и решимости. Низкий уровень упорства и
решимости.
Оптимистпессимист – оптимистом человек может быть от рождения
или стать им. Оптимизм может перейти в необузданное легкомыслие.
Здоровый юмор, самоирония. Реалист. Пессимист – не видит выхода из
окружающих его проблем. Подвержен депрессии и нужна помощь для выхода
из нее.
Нерешительный – взвешивает все «за» и «против» в любой жизненной
ситуации. Если удается переложить принятие решения на плечи другого,
вздыхает с огромным облегчением. Часто принимает половинчатые решения.
На собраниях предпочитает молчать, чаще изза трусости. На человека
нерешительного трудно положиться, он может в любой момент подвести.Каждый человек – это индивидуальность, с присущими только ему
особенностями нервной системы. Рассмотрим характеристики темперамента.
Темперамент – это индивидуальные особенности человека,
определяющие его действие, поведение.
Каждому типу нервной системы соответствует преобладание одного из
четырех типов характеристик:
Характеристика типов темперамента
Сангвинистический темперамент:
живой, любознательный, подвижный (без резких, порывистых
движений);
веселый, жизнерадостный;
эмоционально неустойчивый, легко поддается чувствам, но они не
сильны и не глубоки;
быстро забывает обиды, сравнительно легко переживает неудачи;
легко входит в контакт, общителен, доброжелателен, приветлив;
если учебный материал интересен, доступен, то вызывает интерес,
быстро запоминает, легко переключает внимание; если не интересен, то
сангвиник отвлекается, плохо усваивает новое.
Флегматический темперамент:
медлителен, нетороплив, спокоен;
в деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство;
склонен к порядку, привычной обстановке, не любит перемен;
как правило доводит начатое до конца;
в отношениях с людьми ровный, спокойный, в меру общительный,
настроение устойчивое;
уклоняется от ссор, не теряет самообладания при неудачах;
легко можно сформировать такие черты, как усидчивость,
деловитость, настойчивость;
при неблагоприятных обстоятельствах у флегматика могут развиться
такие специфические черты, как вялость, инертность, пассивность, лень,
безразличное равнодушное отношение к труду, окружающей жизни, людям и
даже к самому себе.
Холерический темперамент:
быстрота (лихорадочность) движений и действий, порывистость,
возбудимость;
неуравновешенность: с увлечением, страстью берется за дело,
проявляет инициативу, работает с подъемом, но если работа однообразная и
требует усидчивости и терпения, то настроение падает, подъем исчезает;
по отношению к людям допускает резкость, вспыльчивость,
иногда создает
эмоциональную несдержанность,
раздражительность,
конфликтные ситуации в коллективе.Меланхолический темперамент:
психологические процессы замедлены, с трудом реагирует на сильное
раздражение;
длительное и сильное напряжение вызывает замедленную
деятельность, а затем и прекращение ее;
быстро утомляется;
в привычной, спокойной обстановке работает продуктивно;
эмоции возникают медленно, но отмечаются глубиной, большой силой
и длительностью;
легко уязвим, тяжело переносит обиды, огорчения, но внешне эти
переживания проявляются слабо;
склонны к замкнутости, избегает общения с малознакомыми, новыми
людьми, часто смущается;
на основе этого типа может развиться болезненная ранимость,
подавленность, мрачность, скрытность, пессимизм;
уклоняется от общественной деятельности;
при благоприятных условиях может добиться больших успехов в
искусстве, музыке, живописи, поэзии и др.;
отличается мягкостью, тактичностью, деликатностью, чуткостью и
отзывчивостью