ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТИ
(на основе тестирования и самоанализа обучающегося)
Как составить характеристику обучающегося?
Для составления характеристики, в первую очередь, необходимо
определить методом исследования уровень отношения к учению.
Предлагается характеристика высокого, среднего и низкого уровней
отношения к учению.
Высокий уровень отношения к учению:
учится в полную меру своих сил, способностей, старательный,
требовательный к себе, слова не расходятся с делом, доводит начатую работу
до логического завершения;
личные успехи в учении рассматривает в единстве с общественными
интересами, как дело коллектива группы, учебного заведения в целом.
Настойчив в достижении цели;
значимы не только познавательные, но и нравственные мотивы долга и
ответственности в учении;
целеустремленный. Обладает самостоятельностью в принятии
решений, в действиях.
Близкий к высокому уровень ответственного отношения к учению:
характерно преобладание проявлений ответственного отношения к
учению, но суждения о долге и ответственности не всегда подкрепляются
требовательностью к качеству и результатам своего труда;
иногда активен по престижным мотивам. Изза этого в коллективной
учебной деятельности создается напряженная обстановка;
ответственность перед родителями выше, чем перед коллективом.
Средний уровень ответственного отношения к учению:
характерно незначительное преобладание положительных проявлений
ответственного отношения к учению;
имеет множество отклонений от нормы: ситуативный характер
ответственности, инертность, имеет рассеянное внимание, отвлечения,
связанные с внеучебными занятиями, леность;
активность проявляется в условиях коллективной работы.
Низкий уровень ответственного отношения к учению:
характерно преобладание отрицательных проявлений к учению по всем
предметам;
не рассматривает учебу как обязанность перед обществом, а считает
сугубо личным делом;
пассивен на уроках, не имеет деловых контактов в учебе со своими
однокурсниками;
не выполняет «Единые педагогические требования» на уроках, с
готовностью поддерживает нарушителей порядка и дисциплины. Ведет себя вызывающе, грубит и т. д. Не умеет (или не хочет) работать индивидуально,
коллективно.
В характеристике необходимо отметить личностные качества
обучающегося, например:
Инициатива – ищет дополнительные занятия, очень искренний,
находчив, смекалист при выполнении заданий. Выполняет необходимый объем
работ без указаний. Безынициативный, ждет напоминаний, указаний.
Отношение к другим – позитивное дружелюбное отношение к товарищам
по учебе, преподавателям, работникам учебного заведения. Иногда с ним
трудно работать, общаться. Сварливый, некоммуникабельный. Не терпит
вмешательства в свои дела, не прислушивается к мнению других.
Лидерство – сильный, внушает уверенность и доверие. Умело отдает
эффективные приказы, ведущий, ведомый. Пользуется уважением в учебной
группе и у преподавателей. Надежный в делах. Независимый, искренний.
Целесообразность действий. Любит власть, стремится к власти, болезненно
воспринимает, когда указывают, что делать и как делать. Если не удается
стать лидером, может стать бунтарем, агрессивным. Нерешительный,
малодушный.
Ответственность – добросовестно и в срок выполняет поручения.
Соглашается с поручениями, хотя и не без протеста. Неохотно соглашается с
поручениями. Уклоняется от любых поручений.
Организаторские способности – очень способный в убеждении людей и
выстраивании фактов в логическом порядке. Способный организатор, средние
организаторские способности, плохой организатор.
Решительность – быстрый и точный, основательный и осторожный,
осмотрительный. Быстрый, но часто делает ошибки, сомневающийся и
боязливый.
Упорство – целеустремленный, его нелегко обескуражить трудностями.
Предпринимает постоянные усилия. Добивается цели любыми средствами.
Средний уровень упорства и решимости. Низкий уровень упорства и
решимости.
Оптимистпессимист – оптимистом человек может быть от рождения
или стать им. Оптимизм может перейти в необузданное легкомыслие.
Здоровый юмор, самоирония. Реалист. Пессимист – не видит выхода из
окружающих его проблем. Подвержен депрессии и нужна помощь для выхода
из нее.
Нерешительный – взвешивает все «за» и «против» в любой жизненной
ситуации. Если удается переложить принятие решения на плечи другого,
вздыхает с огромным облегчением. Часто принимает половинчатые решения.
На собраниях предпочитает молчать, чаще изза трусости. На человека
нерешительного трудно положиться, он может в любой момент подвести. Каждый человек – это индивидуальность, с присущими только ему
особенностями нервной системы. Рассмотрим характеристики темперамента.
Темперамент – это индивидуальные особенности человека,
определяющие его действие, поведение.
Каждому типу нервной системы соответствует преобладание одного из
четырех типов характеристик:
Характеристика типов темперамента
Сангвинистический темперамент:
живой, любознательный, подвижный (без резких, порывистых
движений);
веселый, жизнерадостный;
эмоционально неустойчивый, легко поддается чувствам, но они не
сильны и не глубоки;
быстро забывает обиды, сравнительно легко переживает неудачи;
легко входит в контакт, общителен, доброжелателен, приветлив;
если учебный материал интересен, доступен, то вызывает интерес,
быстро запоминает, легко переключает внимание; если не интересен, то
сангвиник отвлекается, плохо усваивает новое.
Флегматический темперамент:
медлителен, нетороплив, спокоен;
в деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство;
склонен к порядку, привычной обстановке, не любит перемен;
как правило доводит начатое до конца;
в отношениях с людьми ровный, спокойный, в меру общительный,
настроение устойчивое;
уклоняется от ссор, не теряет самообладания при неудачах;
легко можно сформировать такие черты, как усидчивость,
деловитость, настойчивость;
при неблагоприятных обстоятельствах у флегматика могут развиться
такие специфические черты, как вялость, инертность, пассивность, лень,
безразличное равнодушное отношение к труду, окружающей жизни, людям и
даже к самому себе.
Холерический темперамент:
быстрота (лихорадочность) движений и действий, порывистость,
возбудимость;
неуравновешенность: с увлечением, страстью берется за дело,
проявляет инициативу, работает с подъемом, но если работа однообразная и
требует усидчивости и терпения, то настроение падает, подъем исчезает;
по отношению к людям допускает резкость, вспыльчивость,
иногда создает
эмоциональную несдержанность,
раздражительность,
конфликтные ситуации в коллективе. Меланхолический темперамент:
психологические процессы замедлены, с трудом реагирует на сильное
раздражение;
длительное и сильное напряжение вызывает замедленную
деятельность, а затем и прекращение ее;
быстро утомляется;
в привычной, спокойной обстановке работает продуктивно;
эмоции возникают медленно, но отмечаются глубиной, большой силой
и длительностью;
легко уязвим, тяжело переносит обиды, огорчения, но внешне эти
переживания проявляются слабо;
склонны к замкнутости, избегает общения с малознакомыми, новыми
людьми, часто смущается;
на основе этого типа может развиться болезненная ранимость,
подавленность, мрачность, скрытность, пессимизм;
уклоняется от общественной деятельности;
при благоприятных условиях может добиться больших успехов в
искусстве, музыке, живописи, поэзии и др.;
отличается мягкостью, тактичностью, деликатностью, чуткостью и
отзывчивостью
Для кл.руководителя или куратора группы колледжа
Для кл.руководителя или куратора группы колледжа
Для кл.руководителя или куратора группы колледжа
Для кл.руководителя или куратора группы колледжа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.