Пояснительная записка
В последние годы проблема безнадзорности, беспризорности детей школьного возраста стала одной из главных. Рост правонарушений и преступности в обществе, а, следовательно, и в среде школьников, рост неблагополучных семей, а также семей находящихся в социально-опасном положении и не занимающихся воспитанием, содержанием детей является основанием воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения, как учащихся, так и их родителей.
Противоправные деяния отчетливо проявляются и в детской и в подростковой среде. Вот почему необходимо всестороннее изучение, исследование данной проблемы и ее решение.
Актуальность создания такого кружка – одна из форм правового воспитания и профилактики правонарушений несовершеннолетних, потому что правовое образование и воспитание призваны развивать чувство ответственности будущих граждан, умение решать жизненные проблемы, с которыми ребята столкнуться после окончания школы. Если дети будут знать свои права и обязанности, то они будут уважать права и обязанности других людей.
Правовое просвещение школьников способствует образованию у них специфического правового понятийного аппарата мышления, при помощи которого производится отбор, классификация и переработка поступающей извне правовой информации. Формирование такого понятийного аппарата - одна из важнейших задач правового просвещения школьников; только с его помощью можно развить способность к самостоятельному, правильному и сознательному усвоению правовых знаний. Способность правильно и сознательно воспринимать правовую информацию и явления правовой действительности составляет необходимое условие как правовой образованности, так и правовой воспитанности личности.
Программа кружка "Фемида", направлена на ознакомление обучающихся с положениями основных российских законов, воспитание уважения к закону и правовой культуре.
Цель: формирование правовой культуры учащихся.
Задачи:
1. Создать целостное представление о личной ответственности за антиобщественные деяния, предусмотренные уголовным и административным правом;
2. Научить учащихся вести себя в общественных местах, соблюдать дисциплину и порядок в школе;
3. Сформировать умение различать хорошие и плохие поступки;
4. Способствовать развитию, становлению и укреплению гражданской позиции, отрицательному отношению к правонарушениям;
5. Предупредить опасность необдуманных действий, свойственных подростковому возрасту, которые могут привести к совершению преступлений.
Ожидаемые результаты: В результате реализации программы кружка «Фемида» учащиеся должны:
- получить знания о личной ответственности за антиобщественные деяния;
- уметь различать хорошие и плохие поступки;
- реализовать готовность к становлению и укреплению гражданской позиции.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Проводятся занятия - один раз в неделю, по одному учебному часу.
Занятия кружка проводятся индивидуально, группой, подгруппой, несколькими подгруппами. Работая в группах, учащиеся учатся размышлять, задавать вопросы, делать собственные выводы, критически воспринимать разнообразную информацию, самостоятельно искать решение проблемы, получают навык устного выступления, умение оценить свою работу и работу одноклассников.
Основные формы и методы проведения занятий: беседа, сообщение, диалог, дискуссия, практикум, экскурсии, круглый стол, обсуждение проблемных ситуаций, правовая- деловая игра, ролевая игра, ток-шоу, тестирование, анкетирование, просмотр мультфильмов, фрагментов фильмов,подготовка сообщений по проблеме, формулировка собственных определений, некоторых понятий, морально-правовые беседы, диспуты.
На занятиях кружка используются практические задания, которые позволяют заметно оживить беседу, преодолеть или ослабить влияние формального изложения материала, рассмотреть положение закона на конкретном примере с тем, чтобы раскрыть его актуальность и стимулировать интерес воспитанников в целом. Кроме того, практические задания дают информацию для разработки методики изучения педагогом степени сформированности гражданского сознания (гражданственности).
Наименование Программы |
Программа кружка«Фемида» |
Основание для разработки
|
1. Конвенция о правах ребенка. 2. ФЗ « Об образовании». 3. ФЗ №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» от 24.06.1999г 4. Кодекс об административных правонарушениях РФ. 5. Семейный кодекс РФ (разделы «Права и обязанности родителей и детей», «Права несовершеннолетних детей»). 6. Гражданский кодекс Российской Федерации 7. Трудовой кодекс Российской Федерации 8. Уголовный кодекс Российской Федерации 9. ФЗ № 148-ФЗ «Об ограничении курения табака».
|
Разработчики программы |
Социальный педагог - Кайданович Е.И. |
Цель |
- формирование правой культуры учащихся школы. |
Задачи
|
1.Создать целостное представление о личной ответственности за антиобщественные деяния, предусмотренные уголовным и административным правом; 2. Научить учащихся вести себя в общественных местах, соблюдать дисциплину и порядок в школе; 3. Сформировать умение различать хорошие и плохие поступки; 4. Способствовать развитию, становлению и укреплению гражданской позиции, отрицательному отношению к правонарушениям; 5. Предупредить опасность необдуманных действий, свойственных подростковому возрасту, которые могут привести к совершению преступлений. |
Основные направления реализации программы |
- совершенствование процесса правового воспитания; - развитие научно-теоретических и методических основ правового воспитания; - информационное обеспечение деятельности. |
Сроки реализации программы |
2017-2018 учебный год |
Ожидаемые результаты реализации |
- снижение количества правонарушений, совершенных учащимися школы; - воспитание сознательных, активных граждан, хороших организаторов, способные к сознательному систематическому участию в общественной жизни класса и школы; - формирование правового сознания. |
Тематическое планирование кружка
Тема |
Количество часов |
Участие в акциях. |
В течении года |
Дежурство по школе. |
В течении года |
Дежурство на школьных вечерах. |
В течении года |
Совместная работа с советом профилактики. |
В течении года |
Участие в рейдах. |
В течении года |
Совместная работа с правоохранительными органами. |
В течении года |
От чего зависят наши поступки. Зачем нам законы? Анкетирование (знание законов, оценка гражданско-патриотических качеств личности воспитанников) |
2 |
Равенство прав людей от рождения» Естественное право. |
1 |
Почему не бывает прав без обязанностей. Есть ли у прав границы. |
2 |
Что такое вина? Что такое ответственность? Виды юридической ответственности. |
2 |
«Социальные нормы и асоциальное поведение (преступность, алкоголизм, табакокурение) |
2 |
Тест «А ты знаешь законы?» Обработка тестов по группам. Анализ. |
2 |
Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним |
2 |
За что ставят на внутришкольный учет? Беседа (работа с Уставом школы) |
1 |
За что ставят на учет в полицию? Беседа и работа с документами. |
1 |
Круглый стол «Причина правонарушений среди несовершеннолетних» |
2 |
Экскурсия в местное отделение полиции, суд, прокуратуру (расширение знаний о профессиях) |
3 |
«Мы узнали».Подготовка презентаций о профессиях - следователь, инспектор по делам несовершеннолетних, сотрудник ГИБДД, участковый и др. Защита презентаций. |
3 |
Родители и дети: правовой аспект отношений |
1 |
Преступления против личности. |
1 |
Уголовная ответственность несовершеннолетних |
2 |
Право на образование |
2 |
Социологический опрос: «Как я провожу свободное время?». Анализ данных. |
1 |
Деловая игра: «Судебный процесс» |
3 |
Итоговое занятие «Я и право» |
1 |
Итого |
34 |
Используемая литература
1. Правовое воспитание школьников 5 – 9 классы. – Волгоград, 2005.
2. Велигородная В.А. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию. – М., 2006.
3. Кодекс РФ об административных правонарушениях.
4. Змановская Е. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения): Уч. пос. для вуз. – М.: Академия, 2006. – 288 с.
5. Зеленова Н.Г., Карабанова Л.Н. и др. Программа "Защити меня". - Самара, 2002.
6. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль, 1997.
7. Элиасберг Н.И. Права ребенка - это ваши права! - СПб., 2004.
8. Яковлев Ю. Ваши права, дети. - М., 1992.
9. Федеральный Закон Российской Федерации № 120 " Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". -М., 1999 г
10. .Уголовный кодекс Российской Федерации
11. ФЗ № 148-ФЗ «Об ограничении курения табака
12. Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2012 №2148-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013 - 2020 годы»»
13. Приказ Генпрокуратуры РФ от 26.11.2007 №188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи»
14. Акчурин Т.Ф. Ответственность несовершеннолетних и их законных представителей // Справ. рук. образоват. учреждения. - 2008. - № 10
15. Быкова И.Н. Информация в школьный правовой уголок // Работа соц. педагога в шк. и микрорайоне. - 2009. - № 2. - С. 50-58.
16. Вавилова А.А. Методы педагогического воздействия на учащегося // Справ. клас. рук. - 2007. - № 4. - С. 45-53.
17. Войтко М.В. Что разрешает нам закон: (групповой практикум) // Основы государства и права. - 2008. - № 2-3. - С. 64-67.
18. Воробьёва Т.А. «Сказка - ложь, да в ней намек...» // Практика адм. работы в шк. - 2011. - № 4. - С. 75-77
19. Демченко Н.В. Права и обязанности детей и родителей // Работа соц. педагога в шк. и микрорайоне. - 2009. - № 2. - С. 60-73.
20. Елисеева Т. Помогите Косте : сценарий правового турнира // Учит. газ. - 2007. - 21 авг. (№ 34).
21. Никулина Т.В. Бинарный урок «Права родителей и детей» // Право в шк. - 2010. - № 1. - С. 43-44.
22. Пилипенко Т.А. Материалы для бесед с подростками; Круглый стол «Права несовершеннолетних в школе» // Работа соц. педагога в шк. и микрорайоне. - 2010. - № 5. - С. 110-125.
23. Рехлецкая Е.А. Правовой кружок для подростков: содержание занятий // Работа соц. педагога в шк. и микрорайоне. - 2011. - № 4. - С. 119-126.
24. Рожков А.И. Права и обязанности обучающихся // Юрид. журн. директора шк. - 2007. - № 5. - С. 59-62; № 7. - С. 41-49; 2008. - № 1. - С. 44-50.
25. Санжиева Д.С. Проект «Детская правозащитная сеть» // Справ. клас. рук. - 2009. - № 10. - С. 31-41.
26. Халбиева С.Г. Брейн-ринг «Права ребенка»// Преподавание истории и обществознания в шк. - 2008. - № 3. - С. 79.
27. Хлюпова Е.В. Элективные курсы по праву в предпрофильной подготовке учащихся // Право в школе - 2011. - № 1. - С. 29-33.
28. Ходаев О.К. Трудовые права несовершеннолетних: план-конспект занятия // Право в школе. - 2007. - № 2. - С. 17.
29. Шахтина И.М. Конвенция о правах ребенка – детям // Профил. шк. - 2010. - № 3. - С. 43-45.
30. Щербакова Е.Я. «Дни права» в образовательном учреждении // Справ. клас. рук. - 2012. - № 3. - С. 20-24.
31. Яровая О.М. Профилактическая беседа для родителей «Защита прав и достоинства ребёнка в семье»; Профилактическая беседа «Родительское отношение» // Работа соц. педагога в шк. и микрорайоне. - 2012. - № 5. - С. 63-77, 88-96.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.