Читать в одиночку, конечно, интересно, но с помощью клуба у вас есть уникальная возможность поделиться своими впечатлениями о прочитанном, найти единомышленников в школе или открыть для себя ту самую книгу, с которой не захочется расставаться.
Материал поможет создать школьный книжный клуб , где участники смогут обмениваться впечатлениями и знакомиться с новыми для себя книгами.Проект "Дневник читателя"
дневник читателя.docx
Проект «Дневник читателя».
Цель
Создание школьного книжного клуба , где участники смогут обмениваться впечатлениями
и знакомиться с новыми для себя книгами.
Оборудование и материалы
Для выполнения одного из заданий вам могут понадобиться художественные
принадлежности.
Зачем в исследовании нужны материалы других участников
Читать в одиночку, конечно, интересно, но с помощью клуба у вас есть уникальная
возможность поделиться своими впечатлениями о прочитанном, найти единомышленников
в школе или открыть для себя ту самую книгу, с которой не захочется расставаться.
Протокол проведения исследования
Вы собираетесь читать произведение и хотите поделиться с другими своим мнением о нём?
Тогда сделайте следующее:
1. Посмотрите на обложку книги (или первую иллюстрацию к произведению). Что на ней
изображено? О чём вам говорит название? Запомните свои мысли и ощущения. Если вы
берётесь читать сборник рассказов (повестей, других произведений малых жанров), на
каждое произведение нужно будет заполнить отдельную Анкету. Не заполняйте одну
Анкету на целый сборник.
2. Если произведение не получается прочесть за один раз, разделите его на логические части
или читайте по главам. Перед чтением следующей части постарайтесь вспомнить
содержание предыдущей.
3. По окончании чтения выберите один наиболее яркий и запомнившийся вам момент и
проиллюстрируйте его.
4. Заполните Анкету. Подумайте, оправдались ли ваши ожидания от произведения. Это
упражнение, на первый взгляд такое простое, позволит быстро научиться выбирать именно
те произведения, прочтение которых доставит вам наибольшее удовольствие.
5. Посмотрите результаты проекта. На вкладке Результаты есть галерея с анкетами других
участников проекта: здесь можно найти интересующее вас произведение и прочитать
отзывы о нём других участников. Не бойтесь высказывать свои мысли и делиться
впечатлениями в обсуждении. Вы можете даже предложить другим участникам
просмотреть и оценить вашу Анкету или прочитать то же самое произведение и заполнить
по нему собственную Анкету.
Если вам сложно ответить на вопрос 5 («Жанр произведения»), прочитайте статью
«Литературные жанры». Вопрос о жанрах в художественной литературе весьма интересен, на эту тему написано
много теории, в которой ученику подчас можно запутаться. Мы постараемся в данной
статье осветить этот вопрос доступно и популярно.
Невозможно говорить о жанрах, не затронув такое понятие как «род» литературы.
Традиционно в школьном литературоведении выделяют три рода литературы – эпос,
лирика и драма. Попросту говоря, род литературы – это группа жанров со сходными
формальными и содержательными признаками.
Чтобы разобраться в жанровом многообразии художественной литературы, необходимо, в
первую очередь, рассмотреть особенные черты каждого из литературных родов, внутри
которых уже пойдёт деление на жанры.
Итак, начнём с эпоса. Выделим характерные черты эпоса, которые и выделяют его в
отдельный род.
1. Интерес к миру, к событиям. Это значит, что в основе эпического произведения
всегда лежит некий сюжет, то есть определённая цепь событий.
2. Наличие так называемой «эпической дистанции». События, о которых идёт речь
в произведении, отдалены от автора по времени.
3. Эпос стремится показать мир завершённым, «познанным». Это может значить
только то, что автор показывает нам некую завершённую модель мира, картину
мироздания, в которой для него, самого автора, всё ясно и понятно, и этим он хочет
поделиться с читателями.
4. Особый, эпический темп повествования. Темп повествования в эпосе нетороплив,
размерен. Всё здесь развёрнуто и обстоятельно, нет места суетливости, герои как
будто бы живут своей повседневной жизнью, за которой наблюдает читатель.
Весь эпос делят обычно на три группы жанров – фольклорные жанры, жанры древней
литературы и жанры современной литературы (литература с 18 по 21 вв.).
К фольклорным жанрам относятся миф, эпическая поэма (героическая, историческая),
сказка, былина, предание, легенда, быль, быличка, такие малые жанры, как пословица,
поговорка, загадка, потешка.
Жанры древней литературы – это сказание, слово, хождение, притча, басня и др.
Богатство жанров эпического рода начинается примерно с 18 века. Обычно выделяют три
группы эпических жанров указанного исторического периода, то есть с 18 в. по нынешний
день. Это – крупные жанры, средние и малые. По порядку охарактеризуем каждую из
этих групп.
К крупным эпическим жанрам относят, в первую очередь, романэпопею. Подобные
произведения, как правило, велики по объёму, в них развиваются сразу несколько
сюжетных линий, присутствует большое количество действующих лиц. Повествование
затрагивает длительный промежуток времени. Классическими романамиэпопеями являются в русской литературе «Война и мир» Л.Н. Толстого и «Тихий Дон» М.А.
Шолохова.
Также крупным и самым популярным эпическим жанром современной литературы
является роман. Исторически роман складывался из цикла новелл (рассказов), но со
временем форма романа всё более усложнялась. Роман – произведение, как правило, тоже
объёмное, может насчитывать, как и романэпопея, несколько сюжетных линий со многими
героями. Внутри романа как жанра существует огромное количество модификаций.
Перечислим некоторые из них – социальный роман, психологический роман,
социальнопсихологический, семейный, детективный, женский, фантастический,
приключенческий, романантиутопия и пр. В школьной литературе изучают социально
психологические романы Ф.М. Достоевского («Преступление и наказание», «Идиот»),
фантастические романы М.А. Булгакова («Мастер и Маргарита», «Собачье сердце») и пр.
Из средних эпических жанров назовём повесть. Это очень характерный, если не сказать
популярный, для русской литературы жанр. В повести нет такого объёма повествования,
нескольких сюжетных линий, как в крупных эпических жанрах. Повествование в ней
сосредотачивается на какомто одном событии или судьбе одного героя. Таковы повести,
например, И.С. Тургенева («Ася», «Первая любовь», «Вешние воды»).
К малым жанрам эпического рода литературы относятся рассказ, новелла, очерк,
литературная сказка, притча, анекдот, эссе, фельетон и пр. Остановимся подробно на
самых важных жанрах этой группы.
Рассказ – довольно молодая разновидность эпического жанра, и хотя истоки его лежат в
более глубоких пластах литературы, но начал он складываться в 20е гг. 19 века. В центре
рассказа – некий эпизод из жизни героя. Русская классическая литература в рамках
рассказа демонстрирует психологизм,
интерес к внутреннему миру героя.
Непревзойдёнными мастерами в этом жанре являются А.П. Чехов (рассказы «Крыжовник»,
«Ионыч», «Человек в футляре» и пр.), И.А. Бунин (цикл «Тёмные аллеи»), А.И. Куприн
(«Гранатовый браслет»).
Новелла – очень древний, по сравнению с рассказом, жанр современной эпической
литературы. Сформировалась она ещё в 13 веке во французской и итальянской
литературах. Новелла представляла собой короткий занимательный рассказ, нередко
юмористического характера. Как раз последнее и отличает новеллу от рассказа – меньший
психологизм в обрисовке характеров. Среди русских авторов, увлекавшихся написанием
произведений в этом жанре, в первую очередь, следует назвать А.Т. Аверченко.
Очерк – это жанр, основанный на реальных фактах из жизни какоголибо невымышленного
лица. В русской литературе образцы очеркового творчества представлены в наследии таких
писателей, как М.М. Пришвин, К.Г. Паустовский и др.
Литературная сказка – жанр, для которого характерна стилизация сказочного
повествования, то есть имитация стиля сказки. Достаточно вспомнить сказки М.Е.
СалтыковаЩедрина, сказку А.Н. Толстого «Буратино». Таково в основном жанровое членение эпического рода литературы. От эпоса удобнее
переходить к лирике, нежели к драме, так как эпос и лирика хорошо противопоставлены
друг другу по некоторым признакам.
Итак, особенности лирики как рода литературы.
1. Субъективность. Интерес не к внешнему миру, событиям в нём (как в эпосе), а к
внутреннему миру человека.
2. Эмоциональность, психологическая заинтересованность. В лирике важны не
события, а отношения к ним, психология поступка или состояния героя.
3. Иллюзия одновременности текста и события. Это значит, что, читая лирическое
произведение, мы как бы переживаем его вместе с автором, между читателем и
автором нет дистанции.
Лирические жанры поддаются классификации сложнее, чем эпические. Оснований для
классификации много, и строгая систематизация практически невозможна. Поэтому просто
перечислим основные лирические жанры.
Начнём с исторически более ранних для русской литературы жанров.
Ода – торжественное стихотворение, либо восхваляющее когото, либо увековечивающее
некое событие. Ода – жанр, несомненно, уходящий в прошлое. Расцвет оды в России – это
творчество М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина.
Элегия – произведениеразмышление, как правило, о быстротечности, недолговечности и
бренности всего сущего, грустное стихотворение. Авторами элегий в русской литературе
были А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, В.А. Жуковский.
Сатира – гневное, язвительное стихотворение, обличающее коголибо.
Эпитафия – короткое произведение, написанное по случаю ухода из жизни коголибо.
Мадригал – короткое дружеское послание, содержащее некий комплимент, похвалу.
Эпиграмма – короткое стихотворение обличающего, язвительного характера.
Эпиталама – свадебный гимн. Этот жанр был очень популярен в 19 веке в среде
интеллигенции. Но и сейчас он не забыт, современным молодожёнам также адресуются
стихи, часто не без юмора.
Послание – стихотворение, написанное в форме письма. Традиционный для русской
классики жанр. Общеизвестно послание А.С. Пушкина «В Сибирь», послание М.Ю.
Лермонтова «Валерик».
Сонет – одна из прекрасных жанровых разновидностей в лирике. Это строгий жанр – в нём
допускается только 14 строк (за редким исключением есть и 15ая). Этот жанр
использовали все классики, начиная с древности. Признанными мастерами западно европейского сонета принято считать Данте, Петрарку, Шекспира, Камоэнса, Спенсера,
Мильтона, Вордсворта.
Песня – самый древний вид лирической поэзии; стихотворение, состоящее из нескольких
куплетов и припева. Песни подразделяются на исторические, героические, собственно
лирические и др.
Третий род художественной литературы – это драма.
Если лирику и эпос достаточно легко противопоставить друг другу, то с драмой такой
чёткости нет. Однако достоверно точно можно сказать, что в принципах подхода к
действительности драма ближе к эпосу, чем к лирике. Иными словами драма более
объективна, нежели субъективна, то есть стремится отобразить объективный внешний
мир, события и характеры этого мира, без погружения во внутренний, эмоциональный мир
человека, как это делает лирика.
Родовой особенностью драматических произведений является наличие конфликта. Но
при этом конфликт важно понимать не только как столкновение разнонаправленных
индивидуальностей, а как состояние мира, когда конфликт заключается в трагическом
противоречии всего миропорядка. Первый вид конфликта мы встречаем, например, у А.С.
Грибоедова в «Горе от ума»: Чацкий противопоставлен Фамусову, в лице последнего
изображено всё общество. Второй вид конфликта прекрасно демонстрируют герои
«Вишнёвого сада» А.П. Чехова, так как среди самих героев нет антагонизма, то есть
противостояния, но все они вместе обречены быть участниками глобального исторического
конфликта.
Следующая особенность драматических произведений – это способ организации речи.
Если эпос нацелен на сообщение, лирика – на впечатление, то драма – на показ, на прямое
изображение, как правило, на сцене. В драме речевое поведение героя становится
доминирующим, определяющим, а порой и единственным способом раскрытия характера.
Речь героя драматического произведения значительно отличается от речи героя в эпосе, а
тем более в лирике. Она более акцентирована, отточена, плотна.
Безусловно, важнейшей особенностью драмы как рода литературы является то, что она
тесно связана с театром. Это обстоятельство регламентирует размер драматического
произведения, особенности композиции и пр.
Итак, сформулировать общеродовые свойства драмы можно следующим образом:
1. Ориентация на изображение. Отсюда – доминирующая роль речевого поведения
героя. Автор голос не играет решающей роли.
2. Наличие конфликта – либо персонифицированного, либо глобального.
3. Драма тесно связана с театром, ориентирована на показ, события в ней происходят
«здесь и сейчас», действие развивается от настоящего к будущему.
Следует также отметить, что драма, будучи тесно связанной с театром, вовсе не должна от
него зависеть. Помимо театральной судьбы у драмы есть судьба литературная, и написать драматическое произведение вовсе не значит обязательно предуготовить её для постановки
на сцене. Талантливая драма сохраняет воздействие и без сценического воплощения.
К основным жанрам драматического рода литературы относятся комедия, трагедия и
собственно драма. Таким образом, отметим сразу, что в современном литературоведении
термин «драма» имеет два значения: первое – это род литературы, а второе – жанр внутри
рода.
Трагедия – жанр, основанный на непримиримом конфликте, который носит неизбежный
характер. Таковой является, например, трагедия А.Н. Островского «Гроза».
Комедия – жанр со специфическим конфликтом, который не носит непримиримый
характер и отличается юмористическим или сатирическим подходом к действительности.
Школьным примером может служить комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль».
В свою очередь комедия делится на два вида – комедия положений и комедия
характеров. Отличие заключается в том, что в первом случае смешны ситуации, в которые
попадают герои, а во втором случае нелепы и смешны сами характеры.
Существуют также некоторые модификации комедийного жанра – это фарс и водевиль.
Фарс – это нарочитая, заострённая комедия с акцентированием комических элементов.
Водевиль – лёгкий жанр с непритязательным, забавным сюжетом.
Драма как литературный жанр получила распространение в 18–19 вв. Для драмы
характерен острый конфликт, но он не носит безусловный характер, как например
конфликт в трагедии. В центре драмы – проблемы отношения человека и общества. В
русской литературе образцы драм создали А.Н. Островский, А.П. Чехов, А.М. Горький.
Таково вкратце жанровое членение художественной литературы. Существуют ещё помимо
трёх рассмотренных родов литературы и промежуточные, например, лироэпический род,
внутри которого также выделяют особые жанры, такие как лироэпическая поэма, баллада.
Техника безопасности
Наш проект абсолютно безопасен для участников любых возрастов. Самое «опасное», что
может с вами случиться, – это что вы влюбитесь в книги.
Анкета :
1. Ваш возраст
2. Название произведения. Укажите полное название произведения. Например: «Сказка о
мёртвой царевне и семи богатырях». Если произведение есть в списке, просто выберите
его.
3. Автор произведения. Укажите автора произведения. Например: Пушкин А.С. Обратите
внимание: сначала указывается фамилия, потом инициалы. Если автор есть в списке,
просто выберите его.
4. О чём это произведение? Конечно, всегда трудно выбрать чтото одно, но всётаки
постарайтесь подобрать вариант, который обозначит основную сюжетную линию. 5. Жанр произведения. К какому жанру можно отнести описываемое произведение? Если
в нём смешаны характерные черты нескольких жанров, выберите основной.
6. Главные герои произведения. Опишите главных героев по схеме: имя (фамилия, если
есть), пол (мужской или женский), возраст (взрослый, юноша/девушка, ребенок).
Постарайтесь дать героям краткую характеристику.
7. Основная тема, сюжет произведения. Перескажите своими словами основной сюжет
произведения.
8. Личное отношение к прочитанному. Выберите наиболее близкий вам вариант
Произведение понравилось
Оставило равнодушным
Не понравилось
Другое
9. Впечатление о прочитанном. Поделитесь своими впечатлениями о прочитанном
произведении. Что вам понравилось (не понравилось) больше всего?
10. Ваш рисунок. Если произведение вдохновило вас создать иллюстрацию какоголибо
момента или просто рисунок, посвящённый прочитанному, поделитесь им.
11. Самый интересный момент произведения. Перескажите своими словами момент
произведения, ставший для вас ключевым.
12. Рекомендации. Рекомендуете ли вы это произведение к прочтению?
Да, рекомендую
Нет, не рекомендую
Результат:
"Дневник читателя"
"Дневник читателя"
"Дневник читателя"
"Дневник читателя"
"Дневник читателя"
"Дневник читателя"
"Дневник читателя"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.