Дневник саморазвития будущего педагога
Оценка 5

Дневник саморазвития будущего педагога

Оценка 5
Исследовательские работы
doc
психологическая работа +1
Детсад
01.04.2018
Дневник саморазвития  будущего педагога
Профессионально-личностное саморазвитие понятие и структура Для того чтобы будущему педагогу научиться правильно осуществлять саморазвитие и быть готовыми к созданию условий для саморазвития обучающихся в дальнейшем, надо внимательно изучить теоретические основы данной проблемы, но сначала попробуйте выполнить упражнение на расширение самосознания «Смысловые цепи».
Дневник саморазвития будущего педагога 2016 ПНК.doc
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  Свердловской области  «Камышловский педагогический колледж» Дневник саморазвития будущего педагога Группа 41ДО специальность  44.02.01 Дошкольное образование Кожевиной Ольги Александровны. ПМ 04 Методическое сопровождение образовательного процесса МДК 04.03 Организация личностно­профессионального саморазвития учителя  начальных классов 2016г. 1 Дневник   саморазвития   будущего   педагога   /   сост.  И.Ю.   Устьянцева. Камышлов : ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2016.  Рецензент: Пичка   Е.Б.,   высшей квалификационной   категории,   зам.   директора   по   учебно­производственной работе ГОУ СПО «Камышловский педагогический колледж».   преподаватель   психологических   дисциплин, Пособие адресовано студентам педагогических колледжей для личностно­ профессионального   саморазвития,   а   также   может   быть   полезно   учителям, психологам, социальным педагогам для организации процессов самопознания, самонаблюдения, самовоздействия обучающихся подросткового и юношеского возраста.   Пособие   содержит   диагностические,   рефлексивные,   практические задания для самопознания, личностно­профессионального саморазвития.  Работа с дневником осуществляется на 4 курсе в процессе изучения студентами МДК 04.03   Организация   личностно­профессионального   саморазвития   учителя начальных   классов,   в   рамках   профессионального   модуля   04   Методическое обеспечение образовательного процесса . Печатается   по   решению   заседания   отделения   начального   образования ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»  протокол № 1 от 15.01.2016. © ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2016 2 Содержание Введение Раздел 1. Теоретические основы саморазвития будущих педагогов. 1.1. Личностно­профессиональное саморазвитие: понятие и структура 1.2.  Саморазвитие   личности:   эволюция   философских   и   психологических взглядов  1.3. Методы, приёмы и этапы личностно­профессионального саморазвития  Раздел 2. Самопознание как необходимый элемент личностно­профессионального  саморазвития студентов педагогического колледжа 2.1.Понятие, методы и техники самопознания студентов 2.2.Упражнения, направленные на самопознание будущего педагога 2.3.Диагностические   методики   по   изучению   готовности   студентов   к личностно­профессиональному саморазвитию Раздел 3. Способы саморазвития студентов педагогического колледжа              3.1.Упражнения  для поддержания веры в себя, самоценности 3.2.Упражнения по развитию умения студентов определять цели личностно­ профессионального саморазвития 3.3   Упражнения   и   приёмы,   направленные   на   личностно­профессиональное саморазвитие, самовоспитание 3.4   Упражнения   на   саморегуляцию   эмоциональных   состояний   будущего педагога  Раздел   4.   Формы   проектирования   личностно­профессионального   саморазвития студентов педагогического колледжа 4.1.Модель саморазвития 4.2 План саморазвития 4.3 Программа личностно­профессионального саморазвития Список литературы 3 5 5 7 11 15 15 18 26 51 79 79 88 3 Уважаемый студент! Перед Вами дневник саморазвития будущих педагогов, именно он будет являться Вашим помощником при организации процессов личностно­профессионального саморазвитии.  Согласно ФГОС CПО одними из общих компетенций формируемых у будущих педагогов являются  ОК   4.   Осуществлять   поиск,   анализ   и   оценку   информации,   необходимой   для постановки   и   решения   профессиональных   задач,   профессионального   и   личностного развития,   а   также   ОК   8   Самостоятельно   определять   задачи   профессионального   и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.  Для   этого   у   будущих   педагогов   должно   быть   сформировано  ценностно­смысловое   которое отношение  к   непрерывному   личностно­профессиональному   саморазвитию, выражается  в   высокой   осведомленности   студентов   в   области   технологии   реализации личностно­профессионального   саморазвития,   положительном   эмоциональном   отношении   к саморазвитию;   доминировании   мотива   саморазвития,   достижения   успеха,   познавательного мотива и профессионального самоопределения,  сформированности ценности развития себя, смысложизненных   ориентаций;   готовности   к   самопознанию,   к   самосовершенствованию, сформированности   умения   разрабатывать   программу   (план,   модель)   личностно­ професионального   саморазвития,   умения   реализовывать   методы,   приемы   личностно­ профессионального   саморазвития   в   учебно­профессиональной   и   профессиональной деятельности,   умения   создавать   условия   для   саморазвития   воспитанников;   умение осуществлять рефлексию учебно­профессиональной и профессиональной деятельности. Самостоятельная работа студента с дневником осуществляется в рамках изучения МДК 04.03 Организация личностно­профессионального саморазвития учителя начальных классов. Дневник содержит задания различных видов – это задания по самонаблюдению, по анализу или описанию собственного опыта сквозь призму психологических закономерностей, задания по   самопознанию,   самостимулированию, самовоздействию, самоконтролю. Дневник состоит из 5 разделов:   самоцелеполаганию,   самодиагностике, 1   раздел   «Теоретические   основы   саморазвития   будущих   педагогов»  направлен   на повышение   уровня   осведомленности   студентов   в   области   личностно­профессионального саморазвития. 2   раздел  «Самопознание   как   необходимый   элемент   саморазвития   студентов педагогического   колледжа»   направлен   на   создание   условий   для   овладения   студентами различными способами самопознания.  3.   раздел  «Самоцелеполагание   как   необходимый   этап   личностно­профессионального саморазвития.   Цели   и   ценности»   ориентирован   на   изучение   студентами   разнообразных способов   постановки   перспективных   и   ближайших   целей   личностно­профессионального саморазвития. 4 раздел «Формы проектирования личностно­профессионального саморазвития студентов педагогического   колледжа»   раскрывает   особенности   различных   форм   проектирования саморазвития ­ модель, план, программа (в различных вариантах).  5   раздел   «Способы   личностно­профессионального   саморазвития   студентов педагогического колледжа» направлен на самостоятельное овладение студентами различными методами, приемами личностно­профессионального саморазвития. Таким,   образом,   работа   с   этим   дневником   ­   путь   к   собственному   совершенству, профессиональной успешности! Желаем Вам успехов на пути личностно­профессионального саморазвития! 4 Раздел 1. Теоретические основы саморазвития будущих педагогов 1.1. Профессионально­личностное саморазвитие: понятие и структура Для того чтобы будущему педагогу научиться правильно осуществлять саморазвитие и быть   готовыми   к   созданию   условий   для   саморазвития   обучающихся   в   дальнейшем,   надо внимательно   изучить   теоретические   основы   данной   проблемы,   но   сначала   попробуйте выполнить упражнение на расширение самосознания «Смысловые цепи». ­ Подумайте и запишите все свои ответы на вопрос№1: «Зачем люди путешествуют?» (дается 5­15 мин.) Чтобы повидать мир Чтобы познакомиться с другой культурой Чтобы посмотреть достопримечательности Чтобы получить новые впечатления Чтобы отдохнуть Чтобы сменить обстановку Чтобы   получить   заряд   бодрости   на Чтобы узнать что то новое предстоящий рабочий год … ­ ­ Подумайте и запишите все свои ответы на вопрос№2: «Зачем люди работают над собой (или проявляют активность по преобразованию самого себя)?» (5­15 мин.)     Чтобы повысить свою самооценку Чтобы быть независимой Чтобы самоутвердиться Чтобы   быть   в   обществе   не   на   низкой ступени Чтобы совершенствоваться Чтобы улучшить в себе качества Чтобы  Чтобы… Проанализируйте полученные ответы, для этого выделите более обобщенные и конкретные ответы,   установите   связи   между   ответами   (стрелочками).   Представьте   ответы   в   виде смысловой цепочки, может получится несколько цепочек, они будут пересекаться.  По результатам ответов на вопрос №2 попробуйте составить смысловую цепочку или систему (в виде схемы, снизу вверх). Можно задание выполнять на отдельном листе и вклеить. Чтобы быть в обществе не на низкой ступени Чтобы быть независимой Чтобы самоутвердиться Чтобы повысить свою самооценку  5 Чтобы улучшить в себе качества Чтобы совершенствоваться «Зачем люди работают над собой?» Сделайте  вывод  о   полученной   смысловой   системе   по   критериям   упорядоченности, полноты, разветвлённости, структурности, характера ответов (децентрация, рефлексивность, негативность).  ­   Определите   значимость   данного   упражнения.   С   какими   трудностями   Вы столкнулись при его выполнении, с чем Вы это связываете? Вывод: Считаю, что это упражнение интересно и значимо тем, что при проведении его можно наглядно увидеть мысли человека которые скрыты на подсознании. В какой сфере деятельности   есть   слабые   места,   над   чем   нужно   поработать,   чего   человек   вообще желает добиться в своей жизни, значимые аспекты.  Задание не вызвало ни каких трудностей. ­ Что же такое профессионально­личностное саморазвитие? Как Вы думаете? ­   Прочитайте   предложенные   определения   и   найдите   схожие   и   отличительные характеристики. Саморазвитие ­ творческое отношение индивида к самому себе, создание им самого себя в процессе   активного   воздействия   на   внешний   и   свой   внутренний   мир   с   целью   их преобразования (Н.Р.Битянова) Саморазвитие ­ это фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом   своей   жизни,   превращать   собственную   жизнедеятельность   в   предмет практического преобразования (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев). В.И. Слободчиков выделил структурные элементы саморазвития (см. таблицу 1). Таблица 1. Структурные элементы саморазвития (В.И. Слободчиков) 1 2 3 4 5 6 7 самореали зация саморегуля ция самооргани зация самопоз нание Личностно­профессиональное   саморазвитие   –   это   особый   вид   деятельности,   который предполагает   направленность   человека   на   изменение,   преобразование   самого   себя   как субъекта   профессиональной   деятельности   и   развития   в   контексте   системы   «человек   – профессия ­ общество». В основе стремление изменяться, обогащать свои сущностные силы для лучшей самореализации в профессии (С.А. Минюрова) самоопреде ление самообразо вание самовоспи тание Саморазвитие – непрерывный процесс самопроектирования личности учителя             (Л.М. Митина). Саморазвитие педагога ­ результат собственного сознательного целеполагания, оно всегда детерминируется   изнутри   личностной   нуждой   и   духовной   устремленностью   личности, которые являются реальными мотивирующими факторами саморазвития (Б.Е. Фишман) ­ Как осуществляется процесс саморазвития? Шаг 5 САМОКОНТРОЛЬ Шаг 4 САМОВОЗДЕЙСТВИЕ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ Шаг 3 6 Шаг 2 САМОПРОГРАММИРОВАНИЕ  САМОПОБУЖДЕНИЕ  САМОЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ Шаг 1.  САМОПОЗ НАНИЕ ­ Определите, на какой ступеньке вы сейчас находитесь, какие ступеньки наименее  трудные для вас? Выделите цветом, введите условные обозначения цвета.  Вывод: Я нахожусь на 4 ступени, считаю, что она является для меня трудноватой, хотя я стараюсь справляться с этими трудностями. САМОРАЗВИЕ ЭТО   результат собственного сознательного целеполагания,  фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом  своей жизни, это процесс, направленный на гармоничное развитие профессиональной  деятельности на изменение, преобразование самого себя. 1.2. Саморазвитие личности: эволюция философских и психологических взглядов. ­ Как же менялось понимание феномена саморазвития личности на различных этапах развития   философии   и   психологии?   Какие   средства   саморазвития   определялись   как ведущие? (выделите одним цветом схожие позиции и сделайте вывод) (см. табл 2,3). Саморазвитие личности: эволюция философских взглядов Таблица 2 Период Понимание саморазвития Античность Человек   обретает   определенную ступень   свободы,   возможности саморазвития. Средневековье Интерес   к   процессам   саморазвития опосредуется идеей Бога. Эпоха Возрождения Новое время Понимание   процесса   саморазвития связано с идеями антропоцентризма, гуманизма, осознанием человека как высшей   универсальной   ценности общества, свободного существа.  Саморазвитие это ­ единство разума и воли Немецкая классическая философия Саморазвитие   ­   это   изменения, сопровождающиеся появлением новых качественных состояний.    7 Ведущее   средство,   направление саморазвития Самопознание Важно правильно определить цель и содержание процесса саморазвития.   виде. Изменить не внешний мир, а самого себя, поскольку мир создан Богом в завершенном   Цель саморазвития   человека   заключена   в познании,   созерцании   и   любви   к Богу. Развитие   сущностных способностей человеком     своих творческих и   Саморазвитие   возможно   только   в процессе активной деятельности. Признается   способность   быть хозяином   своей   судьбы   и   творцом своего счастья.   возможностей, Развертывание   предшествующих скрытых   в количественных состояниях, характеризуются   данные   изменения отрицанием отрицания и внутренней Материализ м Социальное развитие невозможно без саморазвития.           – человека морально человека, Саморазвитие совершенствование переделка собственного поведения.  Саморазвитие – восхождение   от   «зверочеловека»   (в котором биологическое преобладает над   духовным)   к   Богочеловеку   как существу высшего порядка, Саморазвитие   –   самоосмысление   и понимание «опыта мира». Иррационали зм Русская религиозная философия (19­20 век) Герменевтик а Прагматизм Саморазвитие   человека   направлено на приспособление человека к среде с   целью   выживания,   через интеллектуальные инструменты. Важен   личный   выбор   для саморазвития. Экзистенциа лизм. Философия 20 века. В   последнее время  Тезис   о   необходимости   изменения человеком   самого   себя   стал   чаще звучать как императив отечественной антропологи последних десятилетий. В   качестве   новой   парадигмы провозглашается  принцип коэволюции. Понятие   ­ интерпретируется   как «самодвижение»,   т.е.   внутреннее необходимое   самопроизвольное изменение системы, определяемое ее противоречиями. «саморазвитие»   противоречивостью. Личность   в   процессе   своей деятельности   не   просто   реализует свои   силы,   но   активно   и целенаправленно их развивает. Саморазвитие   человека   это   вечное движение, борьба воль.   саморазвитие Самопреодоление, духовных качеств.  Человек   ­   активная   свободно творящая сила. Рассмотрение   различных   точек зрения, текстов. Важно   уметь   разрешать   проблемы, которые   возникают   в   процессе саморазвития. Важен   личный   выбор   для саморазвития. Выживание   человека   становиться важнейшей проблемой современности.    Человек обращает свою энергию на преобразование собственной природы, помимо прочего и во имя окружающей среды.   Вывод: На всех этапах прослеживается саморазвитие как средство выживания и  становление человека разумного и волевого. Развитие человеком своих сущностных и  творческих способностей Саморазвитие личности: эволюция психологических взглядов Таблица 3 Представители, подходы 1.   Зарубежная   психология   20 века  (Р.   Бернс,   Ш.   Бюлер, Т.Грининг,   У.   Джеймс,   А. Маслоу,   Р.   Мей,   Г.   Олпорт, Понимание саморазвития Большое   внимание   уделяет   мотивации,   самосознанию   и внутренним предпосылкам осуществления саморазвития. 8 К. Роджерс, В. Франк и др.)   Г. Олпорт А. Маслоу Э.Клаперед   Леонтьев, 2.  Отечественная   психология М.Я. Басов, Л.С. Выготский, А.Н.   А.В. Петровский, Л.И. Божович 3.Советская   психологическая   Абульханова­ школа Славская, Б.С. Братусь, С.Л. Рубинштейн и др.)  (К.А. Н.Ш. Чинкина    В.А. Петровский В.И.   Слободчиков  и  Е.И. Исаев Г.А. Цукерман Л.Н.Макарова, И.А. Шаршов Н.Р. Битянова С.А. Минюрова В   основе   развития   личности   лежит   потребность   в постоянном развитии и совершенствовании. Стремление   к   развитию,   личностному   росту,   то   есть   к самоактуализации,   есть   основа   развития   человека   и общества. Самое ценное в психике – ее Самость. Развивал   идею   о   саморазвитии,   саморазвертывании   тех задатков,   которые   существуют   у   ребенка   уже   при рождении. Механизмами саморазвития он определил ­ игру и подражание. Идеи   о   значении   активности   человека   в   процессе психического развития ­ есть Самоусовершенствование (саморазвитие) – это приобщение к культуре своего общества, эпохи, постоянное повышение уровня   знаний   в   процессе   непрерывного   образования, пополнения   имеющихся   знаний   новыми   и,   наконец, активная реализация себя в жизни, труде, творчестве» Саморазвитие   осознаваемый   процесс целенаправленного самоизменения, развитие же происходит спонтанно   в   результате   разрешения   внутренних противоречий   и   сопровождается   изменениями   качеств личности, которые ею не осознаются Предложил   принцип   активной   неадаптивности, совмещающий свободу выбора и ответственность личности в процессе саморазвития Саморазвитие   личности     это   фундаментальная способность   человека   становиться   и   быть   подлинным   превращать   собственную субъектом   своей   жизни, жизнедеятельность     предмет практического преобразования себя.  Саморазвитие ­ сознательное изменение и (или) столь же сознательное стремление сохранить в неизменности мою Я­ самость.   Цели,   направления,   средства   этих   изменений определяю я сам.  Саморазвитие   личности   ­   сознательный   процесс личностного   становления   с   целью   эффективной самореализации на основе внутренне значимых устремлений и внешних влияний.  Саморазвитие – непрерывный процесс, в рамках которого человек   приобретает   способность   управлять   текущими событиями, формировать хорошие и открытые отношения с другими людьми, мужественно и последовательно защищать свои взгляды, воспринимать жизнь во всей красе. Саморазвитие   –   особый   специально   организованный субъектом   вид   деятельности,   который   направлен   на порождение им посредством преобразующей активности в меняющемся   мире   самого   себя   в   единстве   реального   и в     ­   9 Подходы Системно­деятельностный подход Рефлексивно­ психологический подход Гносеологический подход Синергетический подход потенциального   на   основе   выработанной   системы персональных ценностей.  Саморазвитие   –   это   процесс   порождения   новых   и   более совершенных   внутренних   качеств,   предопределяющих построение   поведения   и   формы   пребывания   в социокультурной и деятельностной среде, происходящей за счет   внутренней   активности   и   использования   внешних воздействий   как   условий   реализации   этой   внутренней активности. Особое   внимание   обращается   на   системообразующую функцию   рефлексии   в   развертывании   процессов саморазвития личности. Саморазвитие   основывается   на   познании   и   реализации сущностных сил и потребностей человека. Описывает процессов самоорганизации   открытых  систем   и  инициирующей  роли аттракторов   в   процессах   перестройки   структуры   этих систем нелинейный характер       Вывод: Проанализировав данные таблицы, можно сделать вывод о том, что  многие точки зрения действительно сходятся, не смотря на пройденную эпоху времени.  Чтобы изучить такой процесс как саморазвитие учёным понадобился не один год. В  большинстве высказываний видно , что это процесс развития своего «Я», своих  творческих способностей. Что это значимый и необходимый процесс в нашей жизни. ­ Как связаны формы и механизмы саморазвития; формы, механизмы саморазвития и его этапы? (см. табл 4­5, рис.1) самоутверждение   возможность дает   либо подтвердить,   либо   усилить   в себе   собственную   личность, черты   характера,   способы поведения и деятельности Формы саморазвития (В.Г.Маралов) самосовершенствование самоактуализация Таблица 4 сознательное процессом развития     управление собственного реализация   себя   в   мире   жизни, познания   достижение полноты самоосуществления смысла   Механизмы саморазвития (В.Г.Маралов) Таблица 5 самопринятие признание в себе всех сторон и качеств личности самопрогнозирование предвосхищение   событий   внешней   и   внутренней жизни,   способность   ставить   задачи   предстоящей деятельности и саморазвития Вывод:  Самоутверждаясь   в   обществе   человек     признает   и   самопринимает   себя,   а самопрогнозирование подразумевает в себе самосовершенствование и самоактуализацию в этом обществе. ­  Какие   главные   признаки   профессионального   саморазвития   выделяются   в   подходах отечественных психологов? (см. табл. 6 ­ 7) Таблица 6 10 САМОРАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА Понимание саморазвития Представители   Проблемой исследования процессов профессионального саморазвития педагогов занимались Л.М. Митина, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Колюткин, И.Д. Лушников, А.Г. Мороз, Т.С. Полякова, С. Сухобская, Ю.И. Турчанинова, Р.М, Шерайзина и др.   Л.М. Митина   (стадии   –   самоопределение, Саморазвитие   педагога  –   непрерывный   процесс   самопроектирования личности учителя и тесно связано с уровнями развития самосознания. Л.М.   Митина   выделяет  модели  профессионального   саморазвития: адаптационную   (большая   роль   внешних   воздействий   ­   стадии   –   профессиональное   становление, профессиональная   адаптации,   и   модель   профессионального профессиональная   стагнация) саморазвития     самовыражение, самореализация). Осуществление   социально­профессионального   саморазвития  в соответствии   с   Р(О)К   ГОС   НПО   и   СПО   Свердловской   области, является одной из ключевых компетенций, обеспечивающей готовность выпускника   системы   СПО   к   саморазвитию   и   самореализации   как профессионала.   На   протяжении   всего   периода   профессионального обучения   должно   меняться   отношение   к   процессу   саморазвития   от преобладания внешних мотивов саморазвития, понимания саморазвития как ключевого способа решения социально­профессиональных проблем, к   преобладанию   внутренних   мотивов   саморазвития,   понимания саморазвития   как   условия   профессиональной   самореализации   и целенаправленности мотивов саморазвития будущего педагога. Социально­профессиональное   саморазвитие  первую   очередь, профессиональных   проблем, самореализации специалиста. ­   это Профессионально­творческое   саморазвитие   личности  творческое саморазвитие личности в учебном процессе, обеспечивающее дальнейшую   творческую   самореализацию   в   профессиональной деятельности.  Саморазвитие   педагога  ­   представляется   результатом   собственного сознательного   целеполагания.   Саморазвитие   всегда   детерминируется изнутри   личностной   нуждой   и   духовной   устремленностью   личности, которые   являются   реальными   мотивирующими   факторами саморазвития,   но   необходима   педагогическая   поддержка   в образовательной среде.  Выделяет  уровни профессионально­личностного саморазвития (уровень неустойчивости, уровень преобразования, уровень самоорганизации) и структуру.   в   как   ключевой   способ   решения   социально­   как   условие   профессиональной рассматривается,   Р(О)К   ГОС   НПО и СПО Свердловской области Л.Н.Макарова, И.А. Шаршов Б.Е. Фишман С.А. Минюрова Структура личностно­ профессионального саморазвития (С.А. Минюрова) Таблица 7 Когнитивная основа Мотивационная Самопознание человека   в   профессии и   становление   образа «Я как профессионал» основа Внутренняя мотивация   на личностно­ профессиональ Аксиологическая основа Операциональная основа   Иерархическая система ценностных   ориентаций,   которые выступают   как   регуляторные механизмы, как обобщенные цели и Личностная мобильность, ключевые квалификации 11 в   континууме   «Я потенциальное   –   Я реальное   Я идеальное» –   ную самореализаци ю         их средства достижения, исполняющие роль фундаментальных норм, помогающих субъекту реализовывать социально одобряемый     своего поведения   в   жизненно   значимых ситуациях   на   основе   осознания личностного смысла. выбор     специалиста – умения гибкой   адаптации   к изменяющейся профессиональной среде Вывод: Главные признаки профессионального саморазвития: непрерывный процесс  самопроектирования, результат собственного сознательного целеполагания, личностная  мобильность, становление образа «Я как профессионал» в континууме «Я потенциальное  – Я реальное – Я идеальное»,  ­ Заполните таблицу: Саморазвитие будущего педагога Личностное   Целеустремленность  Дисциплинированность  Ответственность Профессиональное   Стрессоустойчивость  Мобильность  Быстрообучаемость 1.3. Методы, приёмы и этапы профессионально­личностного саморазвития  ­  Рассмотрите общие методы и приемы саморазвития, подумайте на какие группы их можно разделить и определите наиболее часто и редко используемые способы, выделите их цветом. Общие методы и приемы саморазвития Методы   самовоспитания   (С.Б.   Елканов)  ­   самоинструкция,   самоконтроль   и   самоотчет, самоубеждение, самоутешение, самоустановка, самопринуждение.  Формы самопринуждения: самоприказ, самоподчинение, самообладание;  приемы самопринуждения и самообладания:    лозунг,   личные   правила, приемы, обращенные  к  интеллекту  – самовнушение, самоубеждение, самоинструкция, девиз,   самоцелеполагание, самопрограммирование и др.; приемы,   обращенные   преимущественно  к  чувствам  –   самоутешение,   самоодобрение, самопоощрение, самоосуждение, самокритика, самонаказание, и др.;  приемы, обращенные преимущественно к воле и практике поведения – самопринуждение ­   самообладание,   самоограничение, самозапрещение; поэтапное преодоление трудностей и др.   самонапоминание,   самообладание,   самоприказ,   самоотказ, Методы   саморазвития   (В.Н.   Борисов)–   самовнушение   (аутогенная   тренировка, саморегуляция), квазипрактика, упражнение, моделирование, решение педагогических задач как моделей педагогических проблемных ситуаций: пед.диагноз, прогноз, отбор оптимальных средств, участие в учебных играх, социально­психологических тренингах и др. Методы   и   приемы   саморазвития  (Н.Р.   Битянова):  самопознание,   самоцелеполагание, самостимулирование, –   самовнушение, самоубеждение, прием поэтапного преодоления трудностей, прием установки на достижение   самопрограммирование,  волевые   приемы  12 цели, самообязательство, самопринуждение,  ориентация на Я­идеальное в пед.деятельности, девиз, лозунг, составление ресурсного круга саморазвития и др.  Методы   самообразования:  изучение   литературы   по   какому­либо   направлению   (теме), участие в НПК, написание статей, тезисов, докладов, рефератов, общение и т.д. ­  Проанализируйте   методы   личностного   и   профессионального   самосовершенствования педагога (по Р.В. Овчаровой) выделите маркером методы, которые в первую очередь Вам необходимо использовать в рамках педагогической практики (обоснуйте свой ответ) (см. табл.8). Методы личностного и профессионального самосовершенствования педагога  Таблица 8 Проблема учителя Методы самообразования, Методы психокоррекции (Р.В. Овчарова) Дисбаланс   культурного   и социального развития Малодифференцированный образ   «Я», самооценка   неадекватная Личностная тревожность и  сверхконтроль Эмоциональная холодность,  формализм в отношениях к  ребенку Авторитарность и  гиперсоциализированность самовоспитания и педагогической коррекции Самоанализ Самокритика Самоочищение Самовоспитание Самообучение Самообладание Самоограничение Самоконтроль Самостимулирование Педагогический анализ  деятельности и отношений с  детьми Педагогические этюды Педагогическая  импровизация Педагогическое  прогнозирование Педагогический анализ  конкретных ситуаций Недостаточная  профессиональная  компетентность в отдельных  аспектах деятельности  Психолого­педагогический  консилиум Анализ психолого­ педагогической информации  специального назначение Релаксация Эмоциональная децентрация   средств Интроспекция Идентификация Расширение самовыражения Расширение педагогического  репертуара Эмпатическое слушание Социальная рефлексия Моделирование поведения Развитие позитивного  восприятия детей Стимулирование личностного роста в условиях тренинга Тренировка  коммуникативных умений и  навыков Эмоционально погружение Я­высказывание в  педагогических ситуациях Тренировка рефлексивного  поведения Самодиагностика личностно­ профессиональных  достоинств и ограничений ­  Рассмотрите   различные   подходы   к   выделению   этапов   саморазвития,   определите сходства   и   отличия   подходов,   а   также   выберите   наиболее   оптимальный   вариант. Данные   подходы   пригодятся   Вам   для   построения   собственных   моделей,   программ саморазвития. 13 Этапы саморазвития  Этапы саморазвития (Н.Р. Битянова). 1.Самопознание (методы самопознания: самонаблюдение, самодиагностика, рефлексия) 2.   Самопобуждение   –   умение   использовать   приемы,   способствующие   внутреннему побуждению к саморазвитию.  3. Программирование профессионального и личностного роста 4. Самореализация (применение в практике методов самообучения, самообразования) Этапы саморазвития (Л.Н. Макарова, И.А. Шаршов) 1.Самопознание 2. Самоорганизация 3. Самообразование (самообучение, самовоспитание),  4. Самореализация Алгоритм саморазвития педагога (Н.В. Трифанова): 1 этап – самодиагностика 2 этап – формирование «Я концепции» в будущем 3 этап – выработка и реализация стратегии саморазвития 4 этап ­ аналитико­коррекционный. Поиск перспектив. Этапы (действия) самовоспитания (С.Б.Елканов) 1. Целеполагание: постановка целей и задач самовоспитания 2. Планирование: средства, способы, действия и приемы самовоспитания 3. Самоконтроль: сверка хода и результатов самовоспитания 4. Коррекция: внесение необходимых поправок в ход и результаты работы над собой. Этапы разработки программы саморазвития (Н.Л. Галеева) 1.Выписать на отдельный лист все навыки, уровень сформированности которых недостаточен 2. Подобрать к этим навыкам формы заданий и виды работ, выполнение которых обеспечит их развитие. 3. Выписать навыки, уровень которых определен как достаточный (но имеющие ресурсы для развития) – подобрать задания для их развития  5 первых шагов самоусовершенствования (В Леви) 1) самооздоровление 2) самообщение 3) развитие самобытности 4) самообразование 5) выход из одиночества Сформулируйте этапы саморазвития, опираясь на свои знания и опыт, запишите их. 1.Самопознание 2. Самоорганизация 3. Самообразование (самообучение, самовоспитание),  4. Самореализация ­  Рассмотрев   сущность   саморазвития,   составьте   обобщенную   схему   по   теме «Саморазвитие педагога» (можно использовать символы, рисунки, слова, общее и частное можно выделять цветом). Далее дополняйте схему после изучения других тем курса. Самоорганизация 14 Самопознание Самообразование САМОРАЗВИТИЕ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА Самореализация Мобильность Я­идеальное Раздел   2.   Самопознание   как   необходимый   элемент   профессионально­личностного саморазвития студентов педагогического колледжа 2.1.Понятие, методы и техники самопознания ­ Что же такое самопознание? Прочитайте приведенные определения выделите в них главное содержание Самопознание ­ это процесс, направленный на выявление своих сильных и слабых сторон, это   путь   успешного   профессионально­личностного   становления.  Приемы   самопознания: самонаблюдение, самосознание, самоотношение, самоанализ, самооценка (Н.Р. Битянова). Не ищи себя вовне (Персий) Самопознание ­  это процесс познания себя, своих потенциальных и актуальных свойств, личностных   и   интеллектуальных   особенностей,   отношений   с   другими,   поведенческих характеристик, осуществляемый как во внешнем, так и во внутреннем мире (В.Г. Маралов).  Результат  самопознания –  система знаний о себе и система самоотношения:  личностная идентичность, самопринятие, самоуважение, чувство собственной компетенции. Значение  самопознания   –   полное   использование   своих   возможностей,   путь   обретения психологического   здоровья,   гармонии,   зрелости,   способности   к   саморазвитию   и   к самоактуализации. Средства  самопознания –  познания других людей, самоотчеты, просмотр кинофильмов, чтение литературы, изучение психологии (В.Г. Маралов). ­ Что мешает самопознанию? Каковы барьеры самопознания? ­ Внимательно прочитайте выделенные барьеры самопознания и определите, на какие 2 группы их можно разделить? Обозначьте графически свой ответ. 1 Объективны е факторы 15 2 Человечески е факторы 1.Слабо развита потребность в самопознании. 2.   Не   сформированность   действий   самопознания:   обнаружения,   фиксации,   анализа, оценивания, принятия. 3.Неумение полноценно использовать различные средства самопознания: идентификации и рефлексии. 4.   Неспособность   выстроить   адекватный   образ   самого   себя,   принять собственную личность. 5. Боязнь познания себя (из­за страха обнаружить в себе нечто неприятное, что поколебало бы уверенность в себе). 6.   Стремление   личности   оценить   себя   в   соответствии   с   требованиями социального окружения (боится не соответствовать требованиям общества). 7.Неумение   преодолевать   собственный   эгоцентризм   (завышенная   самооценка,   человек считает, что его взгляды единственно правильные, не может встать в позицию собеседника) Ответ: 1 группа – обусловлена некоторыми объективными факторами (1­4),  2 группа – обусловлена барьерами, которые сам человек выстраивает для себя (5­7) ­ Постарайтесь определить, свойственны ли Вам данные барьеры самопознания?  Если да, то задумайтесь, как надо их нейтрализовать или устранить. Какие еще барьеры самопознания можно выделить? Вывод: Мне свойственны барьеры самопознания: ­   Неумение   полноценно   использовать   различные   средства   самопознания: идентификации и рефлексии. ­   Неспособность   выстроить   адекватный   образ   самого   себя,   принять   собственную личность. Чтобы это устранить необходимо работать над собой в данном направлении. ­  Проанализируйте приведенные  методы и техники самопознания, сделайте вывод об эффективности   и   возможности   их   использования   в   процессе   профессионально­ личностного саморазвития (см. таблица 11).  Используйте условные обозначения:   «+» техника активно применяется,  «­» техника никогда не применяется;  «+­» техника используется редко;  «?» ­ не знаю; «!»   ­   надо   принять   к   действию   (т.е.   использовать   в   процессе самопознания) Методы и техники самопознания (С.В. Пазухина) Методы Техники самопознания  1.Осознание   отношения других   людей   ко   мне (оценок   результатов   моей 1.1   Выслушивание   замечаний,   мнений   и   советов взрослых   людей   (в   том   числе   преподавателей, учителей). 16 Таблица 11 Отметка об использова нии (+,­, +­,?,!) + деятельности, черт   характера, развития   качеств личности)   поступков,   уровня способностей, 2.Самонаблюдение (наблюдение   за   своими состояниями, переживаниями,   мыслями, анализ мотивов поступков)       – 3.Размышление самоанализ (анализ результатов   собственной деятельности, своего   общения   и поведения, взаимоотношений с посредством другими этих сопоставления результатов   уже существующими нормативами) с           Сравнение   себя   с 4. другими 5.Собственные экспериментальные действия   популярностью, 1.2. Обсуждение информации о себе с друзьями. 1.3.   Выслушивание   мнений   о   себе   людей, настроенных позитивно или негативно. 1.4.   Опрос   однокурсников,   выясняющий   их мнение обо мне. 1.5.   Принятие   во   внимание   претензий   разных людей по отношению ко мне и др. 2.1.   Наблюдение   за   собственным   поведением   и собственными   реакциями   в   разных   жизненных ситуациях. 2.2.Наблюдение   за   своим   поведением   в нескольких похожих ситуациях. 2.3.Наблюдение   за   своим   поведением   с использованием   дополнительного   приема «смотреть на себя глазами других» (чтобы понять, как воспринимают и оценивают другие). 2.4.Наблюдение   за   своим   влиянием   на окружающих   (пользуется   ли   данный   человек авторитетом,   вызывает   ли симпатию и т.п. ). 3.1.   Анализ   собственного   поведения   с   целью открытия   своих   слабых   и   сильных   сторон, недостатков, достоинств, ошибок, неудач и т.д. 3.2.Отчет перед самим собой о своем поведении, переживаниях,   опыте   на   фоне   событий прошедшего дня. 3.3.Анализ   требований   по   отношению   к   себе   со стороны окружения. 3.4.Анализ   своих   снов   как   выражения собственных   потребностей,   стремлений   и желаний. 3.5.Анализ   своего   поведения   в   исключительных ситуациях   (например,   конфликт   с   окружением, одиночество, ситуация, когда можно рассчитывать только на себя и т.д.). 3.6.   Созерцание   себя   в   контакте   с   искусством (например, поэзией, живописью). 4.1.Сравнение   собственного   поведения   с поведением других. 4.2.Срвнение себя с целой группой. 4.3.Сравнение   себя   с   другими   в   нескольких похожих   ситуациях   (преобладающее   поведение является показателем характера). 4.4.Сравнение себя с известными людьми, героями книг, фильмов и т.д. 5.1.Проверка   себя   методом   целенаправленного участия в определенных ситуациях. 5.2.Проба   поставить   себя   в   ситуацию   выбора (определенный   выбор   свидетельствует   о 17 + + +_ +_ + + + + + +_ + + + + + +_ +_ +_ +_ + 6.Вербализация собственных переживаний и опыта   7. специальной помощи Использование   Проверка   себя   целенаправленным тенденциях деятельности). 5.3. пребыванием в новой общественной среде. 5.4.Проектирование   собственного   поведения   в потенциальных   ситуациях   и   сравнение предполагаемого   поведения   с   реальным поведением в аналогичной ситуации. 6.1. Ведение дневника как источника информации о самом себе. 6.2.Ведение   дневника   с   целью   упорядочения собственных мыслей и анализа самого себя. 6.3.Ведение   иных   записей   самопознавательного характера (например, главные проблемы, которые следует обдумывать и т.п.) 7.1.Познание   себя   с   помощью   различных психологических (тестирование, анкетирование, проективных методик и т.д.) 7.2.   Использование   психотехнических   игр   и упражнений. 7.3. Размышления о себе под влиянием специально подобранной психологической, философской или др. литературы. 7.4.Использование рекомендаций и др. психолого­педагогических   методов     +_ +_ _ _ _ +_ _ +_ +_ ­ Сделайте вывод  об использовании техник самопознания в процессе профессионально­ личностного саморазвития.  Показатель использования № + ­ +­ ? ! 1.1; 1.2; 1.3; 2.1; 2.2; 2.3; 2.4; 3.1; 3.3; 3.4; 3.5; 3.6; 4.1;  5.2: 6.1; 6.2; 6.3; 7.2: 1.4; 1.5; 3.2; 4.2; 4.3; 4.4; 5.1; 5.3; 5.4; 7.1; 7.3; 7.4. ­  На   какие   способы   и   техники   самопознания   будете   обращать   особое   внимание   при осуществлении процесса саморазвития? Вывод: При осуществлении процесса саморазвития я буду обращать внимание на  собственные экспериментальные действия, необходимо ведение дневника как источника  сбора информации о самом себе, использование специальной помощи.  ­ Выберите любую технику самопознания, которую вы еще не использовали и попробуйте  ее реализовать в процессе жизнедеятельности (свои наблюдения зафиксируй в дневнике) Выбираю технику самопознания: ведение дневника. Считаю, что дневник очень полезная  вещь. В нем можно фиксировать все важные на мой взгляд аспекты, а впоследствии их  18 проанализировать. В нашем мире непринято доверять, так что дневник является тем  самым единственным другом куда можно изложить все свои мысли, желания, промахи  и успехи. Проектирование собственного поведения в потенциальных ситуациях и сравнение предполагаемого поведения с реальным поведением в аналогичной ситуации. 2.2. Упражнения, направленные на самопознание будущего педагога ­ Самопознание будет проходить эффективнее, если будут использованы специальные упражнения,   оптимизирующие   этот   процесс.   Начнем   самопознание   с   реализации упражнения «Мои сильные стороны», выполнение которого поможет осознать ресурсы саморазвития. У каждого есть сильные стороны, то, что вы цените, принимаете и любите в себе, что дает вам чувство внутренней свободы и уверенности в собственных силах, что помогает выстоять в трудную минуту. В течение 5 минут постарайтесь выделить и записать свои сильные стороны: Целеустремленность Добиваться желаемого  Настойчивость Отстаивание своей точки зрения Сила воли  ­ А теперь запишите те положительные качества, которые вы бы хотели выработать в  себе за 1 месяц,1 год, 3 года: Активность  Инициативность  ­ Итак, Вы убедились, что обладаете сильными качествами, которые помогают решать жизненные проблемы, определили перспективы их развития, далее давайте разберемся в своих   недостатках,   привычках,   которыми   вы   недовольны,   которые   мешают полноценному саморазвитию, выполнив упражнение «Контраргументы». ­ В колонке «Недовольство собой», откровенно запишите все то, что Вам не нравиться в себе именно сегодня, сейчас (дается 5 минут). ­ В колонке «Контраргументы» запишите то, что можно противопоставить, чем вы и окружающие довольны уже сегодня, что принимают в Вас (дается 5 минут). Таблица 2 Недовольство собой Контраргументы 1.Не умею сказать нет. 2.Неуверенность в себе. 3.Стеснительность 4. Резкость в высказываниях ­   Обратите   внимание,   что   в   колонке   «Недовольство   собой»   Вы   указали   актуальные направления   саморазвития   (запомните их). 1.Ответственность 2.Исполнительность 3. Добрая 4.Отзывчивость Наши слабости нам уже не вредят, когда мы их знаем ­   Для   более   объективного   выбора направлений профессионально­ личностного   саморазвития   важно посмотреть   на   себя   со   стороны,   для этого можно выполнить упражнение «Сверток» или «Я» глазами группы.   (Лихтенберг Г.) 19 Для   этого   заготовьте   2   листа   бумаги,   на   одном   листе   бумаги   студентами   группы фиксируются Ваши положительные качества на другом отрицательные, загибая край листа снизу   вверх.   ИЛИ   заготавливается   1   лист   бумаги,   зрительно   делится   пополам,   на   одной половине +, на другой – (!указываются личностные и профессиональные особенности) Положительные  качества  Кожевина О.А Ответственная Добрая Отзывчивая Веселая Целеустремленная Отрицательные  качества  Кожевина О.А Вспыльчивая Неспособность  отстаивать свое мнение Нерешительная Проанализировав результаты опроса, зафиксируйте общие выводы в таблицу  Проанализировав   результаты   опроса можно сделать вывод о том, что моими сильными является исполнительность, ответственность, отзывчивость, целеустремленность. сторонами     +   ­ точки роста Мои слабые стороны –  вспыльчивость, не способность   в   определённых   ситуациях отстаивать зрения, нерешительность на поступки требующие ответственность   свою   точку   ­ Для выявления скрытых возможностей саморазвития, расширения сознания, можно выполнить упражнение «Метафора на себя». Предлагается охарактеризовать себя через любой метафорический образ, отражающий их  «сущность», то, как Вы себя понимаете и чувствуете. Например,  «Я вижу себя маленьким зверком, забившимся в нору. У него нет шерсти, ему холодно. Он  хочет выйти и боится». «Путник, бредущий в одиночестве по дороге. Его пускают ночевать, кормят, дают  согреться у очага, с ним ведут приятные беседы, но каждый раз он чувствует, что это не его  дом и наутро идет дальше» и т.п. ­  Сядьте по удобнее, расслабьтесь, можно закрыть глаза, посидев минуту, следя за ритмом своего дыхания, постарайтесь «увидеть» или сконструировать в воображении развернутый, метафорический образ себя. ­ Кратко запишите характеристики представленного образа Я ощущаю себя звездочкой в ночном небе. Где меня окружает целый космический мир  таинственного и непознаного и где маленькая звездочка путешествует. ЕЕ все это  привлекает и она пытается все изучить и узнать много нового, а луна освещает ей путь ­ Попробуйте нарисовать представленный метафорический образ или подобрать фото  или картинку: 20 Рис.1 ­ Определите возможности позитивного развития метафорического образа ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ Упражнение  «Полюбить   себя»  направлено   на   выявление   адекватных   направлений профессионально­личностного саморазвития В течение ближайших 10 минут составьте как можно более подробный список причин, по которым вы не можете полюбить себя.  Часто критикую свою внешность, резкость, умение грубо отвечать, обижаюсь,  долго отхожу от обиды, чувство тревоги. Теперь  вычеркните  все то, что относиться к общим правилам, принципам типа  «любить себя не скромно», «человек должен любить других, а не себя», так как эти высказывания всего лишь ширма, за которой человек прячется от реальных причин своих неудач. Поэтому в списке должны быть высказывания связанные только с вами.  Теперь перед вами список недостатков. Этот список того, что портит вам жизнь. Прежде всего,   подумайте:   если   бы   эти   недостатки   принадлежали   не   вам,   а  кому­нибудь   другому человеку, которого вы очень любите, какие  из них вы бы простили ему или  может быть посчитали даже достоинствами. Вычеркните эти черты, они не могли помешать вам полюбить другого человека и, следовательно, не могут помешать полюбить себя. Отметьте те черты, которые вы бы могли бы помочь ему преодолеть. Почему бы вам не сделать тоже самое для себя? Выпишите их в отдельный список, а из этого вычеркните.  Резкость, умение грубо отвечать, обиды  Много ли осталось? Давайте поступим с ними таким образом: скажите себе, что они у нас есть, надо научиться жить с ними и думать, как с ними справиться. Упражнение «Самоанализ поглотителей времени» (Р.В. Овчарова) Очень часто препятствиями для саморазвития являются обстоятельства, которые мешают нам рационально использовать время, важно их своевременно выявить и это поможет Вам высвободить значительные резервы времени для себя.  ­ Попытайтесь идентифицировать 5 причин временных потерь, которые повторяются. Посмотрите следующий список, состоящий из 30 самых существенных «поглотителей», или «ловушек», времени, и наметьте «свои» пять важнейших: 21 1. Нечеткая постановка цели. 2. Отсутствие приоритетов в делах. 3. Попытка слишком много сделать за один раз. 4. Отсутствие полного представления о предстоящих задачах и путях их решения.  5. Плохое планирование трудового дня. 6. Личная неорганизованность, «заваленный» письменный стол. 7. Чрезмерное чтение или просмотр телевизора. 8. Скверная система досье. 9. Недостаток мотивации (индифферентное отношение к работе). 10. Поиски, памятных записок, адресов, телефонных номеров. 11. Недостатки кооперации или разделения труда. 12. Отрывающие от дел телефонные звонки. 13. Незапланированные посетители. 14. Неспособность сказать «нет».  15. Неполная, запоздалая информация. 16. Отсутствие самодисциплины. 17. Неумение довести дело до конца. 18. Отвлечение (шум). 19. Затяжные совещания. 20. Недостаточная подготовка к беседам и обсуждениям. 21. Отсутствие связи (коммуникации) или неточная обратная связь. 22. Болтовня на частные темы. 23. Излишняя коммуникабельность. 24. Чрезмерность деловых записей. 25. Синдром откладывания. 26. Желание знать все факты. 27. Длительные ожидания (например, условленной встречи). 28. Спешки, нетерпение. 29. Слишком редкое делегирование (перепоручение) дел. 30. Недостаточный контроль за перепорученными делами. Вывод: «поглотителями» моего времени являются № 1 № 5 № 13 № 14 №_25__ !!!Учитывайте   итоги   выполнения   данного   упражнения   при   составлении   программы саморазвития.   Самоанализ   «поглотителей»   времени   можно   проводить   регулярно,   если начинают встречаться трудности в самоорганизации деятельности. Упражнение «Ситуационный самоанализ» Попробуйте провести ситуационный анализ своих успехов и неудач на жизненном и на профессиональном пути (пед.практика): Способности, Мои успехи которые помогли Хорошо мероприятия.   провела Знание   и   владение навыками преподавания. Опыт   работы   в ДОУ. Мои неудачи В   мероприятиях   не выдержано   время, занятия затянуты. Способности, которых недоставало Недостаточно знаний   о   приемах самоконтроля детей Упражнение «Текущая и перспективная рефлексия» 22 Цель. Определение актуальных направлений личностно­профессионального саморазвития. ­ Проанализируйте модель личности педагога­профессионала (см. ниже). Определите 3­5 ключевых умений, качеств, способностей которые сформированы на достаточно высоком уровне и 3­5, которые Вы будите в первую очередь. Согласуйте результаты со значимыми педагогами, студентами. курс Уже сформированы  Буду развивать в первую очередь Коммуникативные способности Способность к саморазвитию  Владение инновационными технологиями. Мобилизационные умения Проективные  Способность к профессиональному росту Высокий уровень, эрудиция  интеллектуальный   внимание   на заполнения программы с р у к 4   Аналитические  Трудолюбие и работоспособность !Обратите результаты таблицы   проектировании саморазвития при 23 Упражнение  «Текущая рефлексия готовности к деятельности учителя начальных классов» Цель. Определение актуальных направлений личностно­профессионального саморазвития. !Обратите   внимание   на   результаты   данного   упражнения,   они   пригодятся   при проектировании программы личностно­профессионального саморазвития Для выполнения данного задания необходимы следующие материалы:  1)НПА: ФГОС СПО  2) ЗАЧЕТНАЯ КНИЖКА СТУДЕНТА ИЛИ ВЕДОМОСТЬ УСПЕВАЕМОСТИ ЗА ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ,   РЕЗУЛЬТАТЫ   УЧЕБНОЙ   И   ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ   ПРАКТИКИ, САМОАНАЛИЗЫ, АНАЛИТИЧЕСКИЕ СПРАВКИ ПО ИТОГАМ ПРАКТИК  3) ПОРТФОЛИО ЗА КАЖДЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ Оцените степень сформированности каждой ОК и ПК на данный момент ________ по шкале 0­1­2, используя десятые (например, 1,5 баллов). Подсчитайте с.б. по ОК, ПК и в целом, а также по каждому виду деятельности. ФГОС СПО по специальности  44.02.02 Преподавание в начальных классах 5.1. Учитель начальных классов должен обладать общими компетенциями,  включающими в себя способность: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,  проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения  профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для  постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно­коммуникационные технологии для  совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством,  коллегами и социальными партнерами. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и  контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество  образовательного процесса. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного  развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение  квалификации. ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее  целей, содержания, смены технологий. ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и  здоровья детей. ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее регулирующих. Ср.балл 2 1,5 2 2 2 2 2 1,5 2 1,8 1,8 1,9 24 1,8 1,8 2 1,9 2 1,8 5.2. Учитель начальных классов должен обладать профессиональными компетенциями,  соответствующими видам деятельности: 5.2.1. Преподавание по образовательным программам начального общего образования. 2 ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки. ПК 1.2. Проводить уроки. 2 1,8 ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты  обучения. ПК 1.4. Анализировать уроки. ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по образовательным  программам начального общего образования. Ср.балл 5.2.2. Организация внеурочной деятельности и общения учащихся. ПК 2.1. Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения,  планировать внеурочные занятия. ПК 2.2. Проводить внеурочные занятия. ПК 2.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты  деятельности обучающихся. ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и  отдельных занятий. ПК 2.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной  деятельности и общения обучающихся. Ср.балл 5.2.3. Классное руководство. ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать  полученные результаты. ПК 3.2. Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу. ПК 3.3. Проводить внеклассные мероприятия. ПК 3.4. Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных  мероприятий. ПК 3.5. Определять цели и задачи, планировать работу с родителями. ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями учащихся при решении задач  обучения и воспитания. ПК 3.7. Анализировать результаты работы с родителями. ПК 3.8. Координировать деятельность работников образовательной организации,  работающих с классом. Ср.балл 5.2.4. Методическое обеспечение образовательного процесса. ПК 4.1. Выбирать учебно­методический комплект, разрабатывать учебно­ методические материалы (рабочие программы, учебно­тематические планы) на  основе федерального государственного образовательного стандарта и примерных  основных образовательных программ с учетом типа образовательной организации,  особенностей класса/группы и отдельных обучающихся. ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно­развивающую среду. ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные  технологии в области начального общего образования на основе изучения  профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других  педагогов. ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов,  2 2 1,8 2 1,7 1,9 1,5 1,7 2 1,8 2 1,9 1,8 2 2 2 25 выступлений. ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области  начального общего образования. Ср.балл 2 1,9 ­   Подсчитайте   средние   значения   по   ОК,   ПК,   в   целом,   по   компетенциям   и   по   видам деятельности (по ПМ) Показатель Средний балл Отметка за квалификационный экзамен по ПМ _ 1,9 1,9 1,9 1,9 ОК ПК В целом по ОК, ПК Преподавание по образовательным   программам начального общего образования. Организация деятельности   и   учащихся Классное руководство Методическое образовательного процесса Если желаете, представьте графически полученные результаты внеурочной общения обеспечение 1,8 1,9 1,9       Сделайте вывод об актуальных направлениях   личностно­профессионального саморазвития (ОК, ПК). Мне необходимо развивать следующие компетенции: ОК   2.   Организовывать   собственную   деятельность,   определять   методы   решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ПК   3.6.   Обеспечивать   взаимодействие   с   родителями   учащихся   при   решении   задач обучения и воспитания. ПК 3.7. Анализировать результаты работы с родителями. ПК   4.3.   Систематизировать   и   оценивать   педагогический   опыт   и   образовательные технологии   в   области   начального   общего   образования   на   основе   изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. Упражнение  «Текущая рефлексия готовности к деятельности учителя начальных классов c учетом требований ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА» 26 Цель. Определение актуальных направлений личностно­профессионального саморазвития. !Обратите   внимание   на   результаты   данного   упражнения,   они   пригодятся   при проектировании программы личностно­профессионального саморазвития Для выполнения данного задания необходимы следующие материалы:  ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ   СТАНДАРТ  Педагог   (педагогическая   деятельность   в дошкольном,   начальном   общем,   основном   общем,   среднем   общем   образовании) (воспитатель, учитель)  УТВЕРЖДЕН приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н  (можно сам­но скачать) Проанализируйте   требования,   которые   предъявляются   к   учителю   начальных   классов   на современном   этапе   (п.3.1.1,3.1.2,3.1.3   и   3.2.2).   Выпишите   трудовые   действия   (ТД), необходимые умения (НУ), знания (НЗ), другие характеристики (Др Х), которые требуют развития.  3.1. Обобщенная трудовая функция Педагогическая деятельность по проектированию и реализации  образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования 3.1.1. Трудовая функция Общепедагогическая функция. Обучение ТД   Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п. Использовать   специальные   подходы   к   обучению,   для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников:   со   специальными   потребностями   в образовании;   одаренных   учеников;   учеников,   для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.д. Владеть ИКТ­компетенциями. НУ  Уметь   объективно   оценивать   знания   учеников, используя разные формы и методы контроля.  Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока). НЗ  Демонстрировать   знание   предмета   и   программы обучения.  Иметь   высшее   образование.   Педагогам,   имеющим среднее   специальное   образование   и   работающим   в настоящее   время   в   дошкольных   организациях   и начальной  школе,  должны быть созданы условия для его получения без отрыва от своей профессиональной деятельности. 27 3.1.2. Трудовая функция Воспитательная деятельность ТД Владеть формами и методами воспитательной работы, используя   их   как   на   уроке,   так   и   во   внеклассной деятельности. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций. Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся. Эффективно   регулировать   поведение   учащихся   для обеспечения безопасной образовательной среды. Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно­познавательную деятельность.  Устанавливать   четкие   правила   поведения   в   классе   в соответствии   со   школьным   уставом   и   правилами поведения в образовательной организации. Оказывать   всестороннюю   помощь   и   поддержку   в организации ученических органов самоуправления. Поддерживать   уклад,   атмосферу   и   традиции   жизни школы, внося в них свой положительный вклад. 28 НУ  Уметь   защищать   достоинство   и   интересы   учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.  Уметь   находить  (обнаруживать)  ценностный   аспект учебного   знания   и   информации   и   обеспечивать   его понимание и переживание учащимися.  Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.  Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально­ценностную сферу ребенка (культуру   переживаний   и   ценностные   ориентации ребенка).  Уметь   обнаруживать   и   реализовывать  (воплощать) воспитательные   возможности   различных   видов деятельности   ребенка   (учебной,   игровой,   трудовой, спортивной, художественной и т.д.).  Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных   различий   детей,   половозрастных   и индивидуальных особенностей.  Уметь создавать в учебных группах (классе,  кружке, секции и т.п.) детско­взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов.  Уметь поддерживать  конструктивные воспитательные усилия   родителей   (лиц,   их   заменяющих)   учащихся, привлекать   семью   к   решению   вопросов   воспитания ребенка.   (конструктивно Уметь с   другими   педагогами   и взаимодействовать)  специалистами в решении воспитательных задач (задач духовно­нравственного развития ребенка).  Уметь анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать   в   детском   коллективе   деловую дружелюбную атмосферу. НЗ    способствующие Ставить   воспитательные   цели, развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей   и   характера,   постоянно   искать педагогические пути их достижения. сотрудничать   29 3.1.3. Трудовая функция Развивающая деятельность ТД Готовность принять разных детей, вне зависимости от их   реальных   учебных   возможностей,   особенностей   в поведении,   состояния   психического   и   физического здоровья.   Профессиональная   установка   на   оказание помощи любому ребенку. Способность   в   ходе   наблюдения   выявлять разнообразные   проблемы   детей,   связанные   с особенностями их развития. Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами. Готовность   к   взаимодействию   с   другими специалистами   в   рамках   психолого­медико­ педагогического консилиума. Владение   специальными   методиками,   позволяющими проводить коррекционно­развивающую работу. Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся,   осуществление   совместно   с   психологом мониторинга личностных характеристик ребенка. Владение психолого­педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными   учащимися:   одаренные   дети,   социально уязвимые   дети,   попавшие   в   трудные   жизненные ситуации, дети­мигранты, дети­сироты, дети с особыми образовательными   потребностями   (аутисты,   СДВГ   и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.  30 осуществлять НУ Умение   читать   документацию   специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.). Умение   составлять   совместно   с   другими специалистами   программу   индивидуального   развития ребенка. Умение отслеживать динамику развития ребенка. Умение защитить тех, кого в детском коллективе  не принимают. Умение   использовать   в   практике   своей   работы психологические   подходы:   культурно­исторический, деятельностный и развивающий. Умение   проектировать   психологически   безопасную   и комфортную   образовательную   среду,   знать   и   уметь проводить   профилактику   различных   форм   насилия   в школе. Умение   (совместно   с   психологом   и   другими специалистами) психолого­ педагогическое   сопровождение   образовательных программ начального и среднего общего образования, в том числе программ дополнительного образования. Умение   (совместно   с   психологом   и   другими специалистами)   составить   психолого­педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося. Умение реализовывать индивидуальные   программы   развития   с   учетом личностных и возрастных особенностей учащихся. Умение   формировать   и   развивать   универсальные учебные   действия,   образцы   и   ценности   социального поведения,   навыки   поведения   в   мире   виртуальной реальности   и   социальных   сетях,   навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и т.д. Умение   формировать   детско­взрослые   сообщества, знание их социально­психологических особенностей и закономерностей развития. НЗ  Знание   общих   закономерностей   развития   личности   и проявления   личностных   свойств,   психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся. Знание   основных   закономерностей   семейных отношений,   позволяющих   эффективно   работать   с родительской общественностью. разрабатывать     и   3.2. Обобщенная трудовая функция Педагогическая деятельность по проектированию и реализации  основных общеобразовательных программ 31

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога

Дневник саморазвития будущего педагога

Дневник саморазвития  будущего педагога
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2018