Цель: дать всестороннюю характеристику образа Софьи через взаимоотношения с Молчалиным и Чацким.
Ход урока
Слово учителя: Сегодня мы остановимся на образе Софьи, на её взаимоотношениях с Молчалиным и Чацким. В конце урока вы должны ответить на вопрос: «Почему Софья предпочла Молчалина Чацкому».
Мещеряков В.П. писал: «Грибоедовым соблюдена «классическая для комедии его времени расстановка сил: незадачливый любовник (Чацкий), любовник «счастливый» (Молчалин), влюбленная девушка (Софья)».
Именно об этом любовном треугольнике и пойдет речь на уроке. А поможет нам в этом дневник Софьи Фамусовой, случайно попавший нам в руки. Давайте же откроем его, прочтем первую запись…
Запись первая.
20.11.182… Посвящено …
Уехал навсегда мой друг,
Покинул он Москву.
Вокруг меня замкнулся круг,
И впала я в тоску.
А скука проникает в дом,
И узы дружбы рвутся.
Но, может быть, придет тот день,
Когда ему захочется вернуться?
Дневник Софьи (урок культурологической
направленности по комедии А.С. Грибоедова "Горе
от ума")
Цель: дать всестороннюю характеристику образа Софьи через взаимоотношения с Молчалиным и Чацким.
Ход урока
Слово учителя: Сегодня мы остановимся на образе Софьи, на её взаимоотношениях с Молчалиным и Чацким. В
конце урока вы должны ответить на вопрос: «Почему Софья предпочла Молчалина Чацкому».
Мещеряков В.П. писал: «Грибоедовым соблюдена «классическая для комедии его времени расстановка сил:
незадачливый любовник (Чацкий), любовник «счастливый» (Молчалин), влюбленная девушка (Софья)».
Именно об этом любовном треугольнике и пойдет речь на уроке. А поможет нам в этом дневник Софьи
Фамусовой, случайно попавший нам в руки. Давайте же откроем его, прочтем первую запись…
Запись первая.
20.11.182… Посвящено …
Уехал навсегда мой друг,
Покинул он Москву.
Вокруг меня замкнулся круг,
И впала я в тоску.
А скука проникает в дом,
И узы дружбы рвутся.
Но, может быть, придет тот день,
Когда ему захочется вернуться?
Беседа с классом:
1. Каким чувствами проникнуто стихотворение (ответ с основой на стихотворение)? (Грустью, нежностью,
надеждой на скорую встречу)
2. Кому оно, по вашему мнению, посвящено? (Чацкому)
3. Опираясь на текст комедии, ответьте на вопрос: «Какие отношения существовали между героями»?
4. И. Гончаров в своей статье «Мильон терзаний» писал: «…Чацкий, конечно, прежде всего нравился
Софье, когда она его любила…» Согласны ли вы с мнением И. Гончарова? Свой ответ обоснуйте.
5. Обратим к Образу Софьи. Как А.С. Грибоедов характеризует свою героиню? Найдите ответ в
тексте. (Девушка сама неглупая)
6. Как вы думаете, почему автор использует именно этот эпитет для характеристики Софьи? (Автор
использует данный эпитет, для того чтобы подчеркнуть ум Софьи, в этом мы может убедиться, прочитав о
её литературных пристрастиях).
Слово учителя: Обратимся к следующей записи
15.09.182…
Летели дни, неделя за неделей.
Так год прошел.
Я всё была одна,
Но, встретив в доме Алексея,
Я разом вдруг очнулась ото сна.
Я полюбила,
А любовь – прекрасна,
Во мне горит пожаром страстным.
Беседа с классом:
1. Найдите в тексте слова и выражения Софьи, которые содержат оценку Молчалина (записи
оформляются в таблицу (первый столбик)).2. А теперь найдите самохарактеристику Молчалина (занесите свои наблюдения в таблицу (второй
столбик)).
3. Как вы думаете, можно любить человека только за те качества, которые вы отметили?
Почему? (занесите свой ответ в таблицу (третья колонка)).
Софь
Молчалин (о
я
себе)
Собственное
мнение
4. Сколько личин имеет Молчалин в комедии и какие? (Любовник Софьи, услужливый работник, слуга,
влюбленный в Лизу, учитель жизни Чацкого).
5. Каким его видит Софья? (Молчалин – идеальный человек, лучше его нет на свете).
Слово учителя: Перевернем страницу дневника и прочтем следующую запись.
20.11.182…
Прошлое к нам возвращается,
Санные пути пересекаются,
Вновь люди друг с другом встречаются,
Но вкусы у них изменяются …
… После скитаний вдалеке
Примчался Чацкий налегке.
Вернулся он назад,
Весь пламенем любви объят.
Слова его ко мне все лестны:
«В семнадцать лет вы расцвели прелестно
Неподражаемо, и это вам известно,
И потому скромны, не смотрите на свет
Не влюблены ли вы? Прошу мне дать ответ».
Нет, не раскрою я ему великий свой секрет.
Беседа с классом:
1. Как ведет себя Софья после возвращения Чацкого? (Софья всем своим видом выказывает
недовольство, так как в настоящее время около неё есть человек, в которого она влюблена).
2. В какой момент в комедии появляется интрига? (В момент приезда Чацкого, который до сих пор влюблен
в Софью).
Слово учителя: Завязку интриги мы узнали. Перелистнем ещё несколько страниц и узнаем продолжение
романа.
22.08.182…
«Ах, Алексей! Боитесь вы молвы!» –
Его не раз я тихо упрекала.
Кто любит страстно,
Кто в ответ любим,
Не должен поклоняться им:
Преданьям старины глубокой.
Что мне молва? Кто хочет – так и судит!
Ну а любовь нас не осудит.
Беседа с классом:
1. Почему же Алексей, наполненный только положительными качествами, по словам Софьи, боится молвы?
Как вы думаете? (Молчалин не любит Софью, она ему нужна только в корыстных интересах).2. В чем, по вашему мнению, состоят «преданья старины глубокой»? (Уважать и поклоняться старшим,
считаться с мнением «более авторитетных» и не высказывать своё мнение).
3. Софья говорит: «Что мне молва? Кто хочет так и судит!» Почему она, молодая девушка, не боится
людской молвы? (Она влюблена).
4. Может ли любовь выступать в роли судьи и осудить героев? (Конечно, может, разве не любовь в финале
помогла Софье увидеть реальное лицо Молчалина).
Слово учителя: Следующая запись в дневнике Софьи Павловны посвящено Чацкому.
22.08.182…
Как чужды мы друг другу,
Как далеки.
Его язык мне в сердце острый нож.
Он критикует всю Москву. И что ж?
Ни на кого из нас он не похож.
Он сердце мне вопросами терзает
И душу любопытным взглядом жжет.
Он жизнь мою спокойно разрушает
И связи со всем миром разом рвет.
Беседа с классом:
1. Софья пишет: «Ни на кого из нас он не похож». Права ли она в своем утверждении? Ответ обоснуйте.
2. Можно ли сказать, что Софья является одним из двойников Чацкого? Для ответа на этот вопрос в
тексте комедии найдите её отзывы о Москве и её жителях. Сравните её высказывания с высказываниями
Чацкого (записи оформляются в тетради).
Софь
Чацки
я
й
3.
В чем проявляется их схожесть? (Оба героя проявляют резкость суждений во взглядах на жизнь).
Слово учителя: На этом дневник Софьи Павловны обрывается, но мы знаем, что развязка ещё не наступила, но
близка. IV действие – финал отношений Чацкого и Софьи, Софьи и Молчалина. Грибоедову по пути в Петербург
«пришло в голову приделать новую развязку». Зачем это было нужно Грибоедову, если в первоначальном
варианте Софья произносит следующие слова в 13 явлении:
Конечный
вариант
Первоначальный вариант
Какая низость! Подстеречь!
Подкрасться, и потом, конечно,
обесславить.
Что? этим думали к себе меня
привлечь?
И страхом, ужасом вас полюбить
заставить?
Отчетом я себе обязана самой,
Однако вам поступок мой
Чем кажется так зол и так
коварен?
Не лицемерила, и права якругом.
Беседа с классом:
1. Изменился ли образ Софьи от первоначального варианта до конечного. Почему?
2. Какой образ вам больше нравится? Ответ особснуйте.
3. Чем было вызвано изменение 13 явления. О чем хотел сказать А.С.Грибоедов «новым вариантом
комедии»?
4. Считаете ли вы, что «новое окончание комедии» сильнее, важнее для замысла всей комедии? Поясните
свою мысль.
Слово учителя: Подведем итог нашим размышлениям. Мы с вами отметили непостоянство Софьи, её
изменчивость. Ответьте на вопрос: «Почему жизненные взгляды Софьи на протяжении комедии изменяются,
чем вызвано это изменение?»
Кто же такая Софья Фамусова: «девушка, которая могла полюбить Скалозуба или Молчалина» (Белинский) или
«московская кузина» (Пушкин)? Ответ поясните.
Домашнее задание. Продолжите стихотворение «Я обманулась в ожиданьях, / Он не любил меня совсем…»