С давних лет известна пословица: "Век живи – век учись". Сегодня она обрела новый смысл – прямой и буквальный: если не хочешь безнадежно отстать в жизни, то необходимо постоянно обучаться. Образование на протяжении всей жизни, которое называют непрерывным (или перманентным), становится неотъемлемой частью эдукации.
По данным исследований, в ряде регионов страны свыше 50% выпускников вузов и до 64% выпускников средних специальных учебных заведений меняют свою профессию сразу после окончания учебного заведения.
Огромное количество молодых людей вынуждены |
|
заново решать проблему организации своей |
|
профессиональной карьеры. Исследование также |
|
показывают, что все меньше людей занимаются |
|
одной профессией всю жизнь: большинство должно |
|
быть готово сменить на протяжении жизни несколько |
|
профессий. Понятно, что это требует умения учиться |
|
и быстро переучиваться в случае необходимости. В |
|
силу указанных причин образование на протяжении |
|
всей жизни человека становится крайне |
|
необходимым. |
|
Первые попытки реализовать идею непрерывности образования были предприняты в XIII–XIV вв. в так называемых цеховых школах, которые открывались и содержались ремесленными цехами. Основателем современных представлений о непрерывном образовании признан Я. А. Коменский, педагогическое наследие которого содержит ценные советы по организации данного вида обучения.
Новую интерпретацию идея непрерывности образования получила в Советской России, чему в немалой степени способствовали формирование социалистической системы образования, появление образовательных учреждений нового типа, в том числе школ для образования взрослых, повышения квалификации работающих. В наши дни непрерывное образование возрождается на базе новых идей и практических возможностей для осуществления.
Непрерывное образование – это целостный процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала, результатом которого является всестороннее развитие интеллекта личности и ее духовного мира. Этот процесс состоит из последовательно возвышающихся ступеней специально организованной эдукации, обеспечивающих качественный прирост новых знаний и умений, способов мышления и деятельности.
Целью непрерывного образования является не только целостное развитие человека как личности на протяжении всей его жизни, но и повышение возможностей трудовой и социальной адаптации в быстро меняющемся мире, развитие способностей, стремлений и возможностей.
Содержание непрерывного образования ориентируется на опережающее развитие общества, науки, технологий, а также учитывает личные потребности человека: его профессиональной карьеры, способностей и возможностей. Это означает, что содержание непрерывного образования отличается вариативностью и возможностью построения любых моделей личностного роста, предполагает преемственность и многовариантность общего и профессионального образования. Одно из основных направлений – возможность приобретения навыков непрерывной эдукации, развитие умения самостоятельно учиться.
Система непрерывного образования распространена во всем мире. Она ориентирована в первую очередь на повышение конкурентоспособности специалистов на рынке труда и включает в себя все виды эдукации. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. обозначено четыре приоритетных направления:
● • переход к непрерывному профессиональному образованию;
● • повышение качества профессионального образования; ● • обеспечение инвестиционной привлекательности образования; ● • реформа общего (среднего) образования.
Система непрерывного образования предполагает такую сеть связанных друг с другом учебно-воспитательных учреждений, которая создает пространство образовательных услуг, обеспечивающих взаимосвязь и преемственность программ, способных удовлетворить запросы и потребности населения.
Внедрять систему непрерывного образования предполагается поэтапно. Начато внедрение программ дополнительного образования. Большую долю займет образование по индивидуальным планам, учитывающим психологофизиологические, генетические и другие качества человека.
Непрерывное образование органически сочетается с вариативностью образования, многообразием типов образовательных учреждений, педагогических технологий и форм государственно-общественного управления. Непрерывное образование теснейшим образом связывается с индивидуализацией, которая рассматривается как одно из главных направлений инновационных преобразований.
Для государства непрерывное образование является ведущей сферой социальной политики по обеспечению благоприятных условий общего и профессионального развития личности каждого человека.
Для общества это механизм расширенного воспроизводства его профессионального и культурного потенциала, предпосылка ускорения социально-экономического прогресса страны.
Использование технологий дистанционного образования сейчас больше наблюдается в системе высшего и дополнительного образования. Однако всё чаще и чаще они внедряются и в обучение школьников, причем, начиная уже с начальных классов. С помощью компьютерных и Интернет-технологий стало возможным даже подготовить дошкольников к поступлению в первый класс.
Дистанционное обучение школьников осуществляется по трем направлениям:
● совмещение традиционных уроков в школьном классе с дистанционными;
● организация постоянной группы учащихся (киберкласс) из разных школ (городов, регионов) для прохождения дистанционного курса, за обучением которых следит (консультирует, помогает) куратор;
● дистанционное самообразование учащихся из разных школ (городов, регионов, стран) без поддержки куратора.
Возможность школьника пройти некоторые темы из учебной программы дистанционно помогает, когда он, например, по состоянию здоровья вынужден пропускать занятия. В этом случае учитель (или дистанционный репетитор) и ученик связываются друг с другом посредством программы Skype. Преподаватель объясняет школьнику материал и разбирает с ним темы пропущенных уроков. Пропущенный материал и дополнительные задания могут быть отправлены ученику и при помощи электронной почты. Такой подход, а также организация киберклассов с успехом применяется для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Получить среднее образование дистанционно могут:
● взрослые люди, по каким-либо причинам не сделавшие это своевременно;
● дети и взрослые, переехавшие за границу;
● отбывающие наказание в местах лишения свободы.
Одаренные дети, которые обгоняют своих сверстников в развитии и стремятся пройти школьную программу в укороченные сроки, тоже предпочитают дистанционное образование. А некоторых детей просто не устраивает их обычная школа, они хотят самостоятельно управлять своим временем, строить график обучения и выбирать интенсивность уроков.
На сегодняшний день не по всем специальностям среднего профессионального образования возможно осуществить дистанционное обучение. Чаще всего оно заменяется заочной формой обучения с использованием дистанционных технологий (комбинированное обучение). То есть, не отходя от своего домашнего компьютера, студент с помощью информационных технологий может изучать лекции, участвовать в семинарах, пользоваться учебными материалами в электронной библиотеке и консультироваться с преподавателями. Но для прохождения промежуточной и итоговой аттестации, а также для защиты дипломной работы учащемуся придется прийти лично в колледж или его ближайший филиал.
Полностью через Интернет, от поступления до выпускных экзаменов, можно получить образование лишь по таким специальностям, как «Менеджмент»,«Экономика и бухгалтерский учет», «Банковское дело», «Гостиничный сервис», «Компьютерные системы», «Информационные системы», где практические и лабораторные занятия легко осуществить дистанционно. И только диплом о завершении обучения выпускник такого колледжа или техникума получает лично в руки в учебном заведении или по обычной почте.
Среди высших учебных заведений немало таких, которые предлагают получить образование с использованием дистанционных технологий. Всё потому, что, в отличие от тех же самых колледжей, у вузов информационно-техническая база на порядок лучше. Однако принцип организации дистанционного обучения ничем не отличается.
Студенты также посещают on-line лекции и участвуют в on-line семинарах, пользуются электронными библиотеками через Интернет, получают учебные материалы и задания на свой электронный почтовый ящик, имеют возможность консультироваться с тьюторами и преподавателями с помощью Интернет-телефонии. Если у вуза есть такая возможность (удаленный доступ к лабораторному оборудованию, компьютерные тренажеры), то студенты могут дистанционно выполнять и лабораторные, и практические работы. Однако обучение по некоторым специальностям (например, медицинским) нельзя осуществить дистанционно.
Как и при получении среднего профессионального образования удаленно, обучение в виртуальном вузе чаще представляет собой заочное обучение с применением дистанционных образовательных технологий. То есть промежуточные и итоговые испытания студент должен проходить непосредственно в вузе или его филиале.
Для средней общеобразовательной школы переход к непрерывному образованию связан с изменением характера эдукации. Учителям придется уделять гораздо больше внимания личностному и профессиональному развитию. Для тех, чья специальность – учить и воспитывать других, крайне важно оставаться на самом высоком уровне компетентности, поэтому учеников будут обучать способам добывания и обработки информации, организации процесса самостоятельной деятельности, формированию умения учиться.
Дистанционное обучение – процесс взаимодействия ученика и учителя на расстоянии с сохранением всех присущих обучению компонентов (целей, содержания, методов, организационных форм, средств обучения) и с применением специфических технических средств (интернет-технологий или других интерактивных сред).
Несмотря на то, что прием документов начинается только летом, многие выпускники школ уже начинают выбирать себе вузы. И если у жителей больших городов с этим особых проблем нет, то ребята из регионов часто встают перед выбором: остаться у себя дома и получить неинтересное (или непрестижное) образование или уехать в столицу и учиться там.
К счастью, многие вузы уже открыли у себя факультеты и кафедры дистанционного обучения. Мы собрали такие вузы в один список. Сразу хотим отметить, что цены на обучение и специальности, по которым идет подготовка, актуальны на 2018/2019 учебный год и могут измениться в дальнейшем.
Уфимский государственный нефтяной технический университет
Город: Уфа.
Специальности:
специалитет: технология бурения нефтяных и газовых скважин, разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений, машины и оборудование нефтегазовых промыслов, системы автоматизации и управления в нефтегазовой промышленности, пожарная безопасность, экономико-правовое обеспечение экономической безопасности, судебная экономическая экспертиза, водоснабжение и водоотведение, промышленное и гражданское строительство, экономика предприятий и организаций (нефтяной и газовой промышленности), финансы предприятий и организаций нефтяной и газовой промышленности, производственный менеджмент (нефтяная и газовая промышленность),
логистический менеджмент, технологическое оборудование транспортных систем, технология продукции общественного питания, моделирование и дизайн одежды, экономика предпринимательства и инноваций, финансы и кредит, финансовый менеджмент и управление проектами, региональное управление, коммерция, организация международного и внутреннего туризма, гостиничная деятельность, ресторанная деятельность, дизайн среды;
магистратура: промышленное и гражданское строительство, информационные технологии и техническая экспертиза на транспорте, управление предпринимательской деятельностью и корпоративный менеджмент, управление человеческими ресурсами, государственное и муниципальное управление, экономическая и финансовая безопасность бизнеса, управление финансами компаний и финансовыми институтами, востоковедение (администрирование международных проектов и программ), планирование и развитие туризма, инновационные технологии в гостиничной деятельности, дизайн среды.
Стоимость обучения: от 53 тысяч рублей в год.
Морской государственный университет им. Г. И. Невельского
Город: Владивосток.
Специальности:
специалитет: судовождение, техническая эксплуатация транспортного радиооборудования, эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики, эксплуатация судовых энергетических установок;
бакалавриат: технология транспортных процессов, экономика, менеджмент, информатика и вычислительная техника, юриспруденция, управление персоналом, техносферная безопасность, инфокоммуникационные технологии и системы связи, эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов, управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства, кораблестроение и системотехника объектов морской инфраструктуры.
Стоимость обучения: от 70 тысяч рублей в год.
Дистанционные курсы – своеобразные кружки по интересам, как для детей, так и для взрослых. Это возможность реализовать свои творческие способности, приобрести полезные для профессионального развития навыки, научиться чему-то новому. Сегодня обучиться дистанционно можно практически чему угодно: иностранным языкам, дизайну, компьютерной грамоте, косметологии, психологии, журналистике, рисованию, кулинарии, игре на музыкальных инструментах, художественному свисту, йоге, танцам и многому другому.
В Интернете множество подобных курсов, в том числе бесплатных. Бесплатные дистанционные курсы часто представляют собой ресурсы в сети Интернет с теоретическим материалом по теме и видеоуроками (в лучшем случае, от профессионалов своего дела). Однако только зарекомендовавшие себя школы, предоставляющие платное обучение, проводят промежуточные проверки знаний своих учеников. А после успешного завершения курса и прохождения итоговой аттестации выдают своим выпускникам соответствующие свидетельства.
1. При дистанционном обучении качество получаемых знаний ниже, чем при очном.
В какой бы форме ни предоставлялось образование, его качество, в первую очередь, зависит от самого учащегося. Дистанционное обучение предполагает большую степень самостоятельности. Порой, качество образования, полученного самостоятельно, часто бывает даже выше уровня знаний, полученных традиционно за партой.
Во-вторых, немаловажную роль играет статус учебного заведения. Согласитесь, диплом Гарварда, полученный даже после дистанционного обучения, ценится больше документа, полученного в одном из российских вузов после очного обучения.
В-третьих, применяя дистанционные технологии, учебным заведениям гораздо легче организовать семинары с высококвалифицированными педагогами и учеными.
2. Дистанционное обучение мало отличается от заочного.
Дистанционное образование предполагает удалённое изучение материала. Студенты встречаются с преподавателями только во время итоговой аттестации и защиты дипломной работы. Однако некоторые учебные заведения организуют обучение полностью дистанционно, включая сессии и защиту выпускных работ.
Второе существенное отличие – учебные материалы. Студенты-заочники пользуются традиционными бумажными учебниками. При дистанционном обучении применяются в основном электронные учебные пособия, виртуальные тренажеры.
3. Контакт с преподавателями и сокурсниками затруднен.
Проконсультироваться с преподавателем, обучаясь дистанционно, порой может быть даже легче, чем студентам-очникам и заочникам. Есть несколько способов связи с тьютором: электронная почта, система личных сообщений на сайте учебного заведения, чат-системы, Интернет-телефония. Эти же средства используются и для коммуникации со своими сокурсниками. Таким образом, можно практически ежедневно общаться как с преподавателями, так и с одногруппниками.
4. Чтобы успешно учиться дистанционно, нужно быть продвинутым пользователем ПК.
Вовсе не обязательно быть компьютерным гением, чтобы получать образование дистанционно. Часто достаточно уметь работать с основными программами: текстовыми редакторами, почтовыми программами, Интернет-браузером, чатами и Интернеттелефоном.
5. Учиться можно, когда захочешь. Плохая организация графика обучения.
Аккредитованные учебные заведения, предлагающее платное дистанционное образование, обычно устанавливают для своих студентов четкий график учебных занятий, практик и итоговых аттестаций. Следовать этому графику так же необходимо, как и при очной форме обучения. Неуспевающие студенты могут быть отчислены.
С другой стороны, некоторые организации, предоставляющие как платные, так и бесплатные образовательные услуги дистанционно, не имеют строгого графика занятий. Поэтому студенты могут растягивать свое обучение или откладывать его на длительный срок.
6. Нет практических занятий.
Дистанционно реализуются лишь те программы, по которым возможны практические занятия удаленно. При этом используются виртуальные тренажеры, компьютерные симуляторы, а также удаленный доступ к реальному оборудованию. Если и такими способами осуществить практические занятия невозможно, студенты выезжают для их прохождения непосредственно в вуз или его филиал.
Студент, обучающийся дистанционно, может самостоятельно решать, когда и сколько времени в течение семестра ему уделять на изучение материала. Он строит для себя индивидуальный график обучения. Некоторые образовательные учреждения предоставляют своим студентам возможность откладывать обучение на длительный срок и возвращаться к нему без необходимости снова оплачивать образовательные услуги.
Учащимся дистанционно не нужно беспокоиться о том, что они отстанут от своих однокурсников. Всегда можно вернуться к изучению более сложных вопросов, несколько раз посмотреть видео-лекции, перечитать переписку с преподавателем, а уже известные темы можно пропустить. Главное, успешно проходить промежуточные и итоговые аттестации.
Студенты могут учиться, не выходя из дома или офиса, находясь в любой точке мира. Чтобы приступить к обучению, необходимо иметь компьютер с доступом в Интернет. Отсутствие необходимости ежедневно посещать учебное заведение – несомненный плюс для людей с ограниченными возможностями здоровья, для проживающих в труднодоступных местностях, отбывающих наказание в местах лишения свободы, родителей с маленькими детьми.
Дистанционно можно обучаться на нескольких курсах одновременно, получать очередное высшее образование. Для этого совсем не обязательно брать отпуск на основном месте работы, уезжать в командировки. Существуют образовательные организации, которые организуют корпоративное обучение (повышение квалификации) для сотрудников фирм и госслужащих. В этом случае учеба не прерывает трудовой стаж, а изученные вопросы можно сразу применить в трудовой деятельности.
Как показывают исследования американских ученых, результаты дистанционного обучения не уступают или даже превосходят результаты традиционных форм обучения. Большую часть учебного материала студент-дистанционник изучает самостоятельно. Это улучшает запоминание и понимание пройденных тем. А возможность сразу применить знания на практике, на работе помогает закрепить их. Кроме того, использование в процессе обучения новейших технологий делает его интереснее и живее.
Связь с преподавателями, репетиторами осуществляется разными способами: как on-line, так и off-line. Проконсультироваться с тьютором с помощью электронной почты иногда эффективнее и быстрее, чем назначить личную встречу при очном или заочном обучении.
Обучающимся дистанционно незнакома такая проблема, как нехватка учебников, задачников, методичек. Доступ ко всей необходимой литературе открывается студенту после регистрации на сайте университета, либо он получает учебные материалы по почте.
Если сравнивать обучение по отдельно взятой специальности на коммерческой основе очно и дистанционно, то второе окажется дешевле. Студенту не приходится оплачивать дорогу, проживание, а в случае с зарубежными вузами не нужно тратиться на визу и загранпаспорт.
Промежуточная аттестация студентов дистанционных курсов проходит в форме on-line тестов. Поэтому у учащихся меньше поводов для волнения перед встречей с преподавателями на зачетах и экзаменах. Исключается возможность субъективной оценки: на систему, проверяющую правильность ответов на вопросы теста, не повлияет успеваемость студента по другим предметам, его общественный статус и другие факторы.
Практически весь учебный материал студентдистанционник осваивает самостоятельно. Это требует развитой силы воли, ответственности и самоконтроля. Поддерживать нужный темп обучения без контроля со стороны удается не всем.
При дистанционном обучении личный контакт учащихся друг с другом и с преподавателями минимален, а то и вовсе отсутствует. Поэтому такая форма обучения не подходит для развития коммуникабельности, уверенности, навыков работы в команде.
Обучение специальностям, предполагающим большое количество практических занятий, дистанционно затруднено. Даже самые современные тренажеры не заменят будущим медикам или учителям «живой» практики.
Пока самый эффективный способ проследить за тем, честно и самостоятельно ли студент сдавал экзамены или зачеты, - это видеонаблюдение, что не всегда возможно. Поэтому на итоговую аттестацию студентам приходится лично приезжать в вуз или его филиалы. - Недостаточная компьютерная грамотность
В России особенная потребность в дистанционном образовании возникает в отдаленных районах. Однако в глубинке не у всех желающих учиться есть компьютер с доступом в Интернет.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.