Доклад
Оценка 4.7

Доклад

Оценка 4.7
Педсоветы
docx
экология +1
Взрослым
09.01.2018
Доклад
Доклад "Экологическое воспитание школьников." Под экологической культурой мы понимаем - часть общечеловеческой культуры, которая определяет характер и качественный уровень отношений между человеком и социально-природной средой; проявляется в системе ценностных ориентации и деятельности человека. Экологическое воспитание учащихся актуально. Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с учащимися.Доклад "Экологическое воспитание школьников."
Доклад Экологическое воспитание.docx
Экологическое воспитание школьников.   при     в           Проблема взаимосвязи человека с природой не нова,  она имела место всегда.   Но   сейчас,   в   настоящее   время,   экологическая   проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и   приняла огромные масштабы.  Планету может спасти лишь деятельность людей,  совершаемая на основе глубокого понимания законов   природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек ­ это всего лишь часть природы. Это означает,   что эколого­нравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды   от   загрязнения   и     других   отрицательных   влияний   хозяйственной деятельности   человека   на   Земле.     Она   вырастает   в   проблему предотвращения стихийного  воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие   осуществимо     каждом   человеке достаточного   уровня   эколого­нравственной   культуры,    экологического   и нравственного   сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь. Особенно актуально встает вопрос об успешности процесса формирования экологически ответственной личности выпускника общеобразовательной   школы.   Ряд   проблем   экологического   образования требует   тщательного   рассмотрения.   Одна   из   них   –   формирование экологической культуры.  В современном российском образовании происходят изменения, связанные с   модернизацией   содержания   и   структуры   общего   образования. Президентом   РФ   утверждена   Национальная   образовательная   инициатива «   Наша   новая   школа»,   в которой   экологическое   образование рассматривается   в качестве   основы   для   формирования   экологической культуры обучающихся. При этом экологическое образование (обучение, воспитание   и   развитие)   подрастающего   поколения   является   одним   из наиболее   динамично   развивающихся   компонентов   образования   и рассматривается   в   мировой   практике   как   важнейшая   мера   преодоления экологической опасности.   наличии   Под экологической культурой мы понимаем ­ часть общечеловеческой культуры, которая определяет характер и качественный уровень отношений между человеком и социально­природной средой; проявляется в системе ценностных ориентации и деятельности человека. Участниками   образовательного   процесса   являются   не   только учащиеся,   но   и   педагоги  и   родители,   поэтому   основной   целью   данной программы является: Формирование   экологической   культуры  личности   как   совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой. Теперь уже никто не сомневается в том, что среди глобальных, жизненно  важных проблем, стоящих перед человечеством, первостепенное значение  приобрели в наши дни проблемы экологии. Химическое, физико­ техническое загрязнение природы угрожает самому существованию  человека. И, тем не менее, люди уже не могут отказаться от  электростанций, железных дорог, самолетов, автомобилей… Экологическая задача сейчас в том, чтобы минимизировать вредные  техногенные воздействия на окружающую среду и ознакомить общество с  конкретной опасностью, угрожающей человеку в воздухе, воде, почве,  жилище. Только раннее формирование правильного, осознанного  взаимоотношения человека и природы может предотвратить нарастание  вредных факторов в окружающей среде и помочь нейтрализовать их.  Очевидно, что в становлении экологического сознания велика роль школы,  которая может и должна воспитывать у ребят чувство сопричастности к  природе, ощущение ее красоты, не позволяющее относиться к ней  потребительски, варварски, проявлять бездушную беспечность или  жестокосердие.                                                                                            Экологическое воспитание учащихся актуально. Образование и воспитание  школьников в области окружающей среды является в настоящее время  одним из приоритетных направлений работы с учащимися. Чем раньше  начинается формирование экологической культуры у детей, чем  целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность  воспитания. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее  законами и принципами.               От уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит  вопрос выживания человечества, сможет ли человек остаться на нашей  планете, или его ждёт вымирание или деградация с последующей мутацией.  Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда­то был  ребёнком. Вот почему так велика роль образовательных учреждений в  экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.  Экологическими знаниями должны обладать все. Цель экологического образования – формирование ответственного  отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового  мышления, это предполагает соблюдение нравственных и правовых  принципов природоиспользования и пропаганду идей оптимизации,  активная деятельность по изучению и охране своей местности, защите и  возобновлению природных богатств. Задача состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем  знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного  анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и  природы, осознанию значимости своей практической помощи природе. Сложившаяся в настоящее время система школьного и внешкольного  образования и воспитания включает большой объем экологических знаний,  умений и навыков, реализующих требования в направлении роста и  развития экологической культуры. В условиях современной экологической  ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания  подрастающего поколения. Обычно под «экологическим воспитанием» понимают воспитание любви к  природе. Действительно — это составная часть такого воспитания, но  нередко приёмы, которыми воспитывают такую любовь, очень сомнительны. Например, с этой целью в неволе содержат диких животных или без  должного ухода — морских свинок и хомячков, которые страдают на  глазах у детей. И дети привыкают не замечать их мучений. Часто в  воспитательных целях во время летних прогулок детям предлагают  собирать цветы или ловить бабочек, стрекоз и других насекомых. Такие  занятия становятся постоянной летней забавой ребятишек. Таким образом,  подобные воспитательные мероприятия учат детей не любить, а уничтожать живое, причём довольно жестоко. Основными компонентами экологической культуры личности должны  стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически  оправданное поведение и чувство любви к природе. Кого мы можем назвать экологически культурной личностью? Экологически культурная личность должна иметь экологические знания по  основным разделам экологии и экологии родного края (краеведению). Однако, стало совершенно понятно, что обучить школьника такой  макроэкологии только на уроках невозможно. Необходимы другие формы и методы работы: занятия в кружке, экскурсии в природу, работа в  лаборатории и внеклассные мероприятия, так называемые «интерактивные  формы образования»: дискуссии, диспуты, экологические вечера,  спектакли, беседы, ролевые игры и другие мероприятия. Для наибольшей эффективности и успеха экологического воспитания  обучающихся очень важно наполнить все мероприятия местным  материалом о состоянии среды в нашем регионе, городе, районе. Такой  материал можно взять из Государственного доклада о состоянии  окружающей среды, использовать данные администрации нашего района. А можно такие данные добывать и самим. Это особенно эффективно  происходит в процессе самостоятельной поисково­исследовательской  деятельности. Исследовательский характер деятельности способствует  воспитанию школьников, инициативы, активного, добросовестного  отношения к научному эксперименту, увеличивает интерес к изучению  экологического состояния своей местности, экологических проблем  родного края. Целью настоящей работы явилось обобщение накопленного опыта  экологического воспитания обучающихся, в частности внеклассной работы  по экологии. В данной работе решаются следующие задачи: 1. 2. 3. расширение экологических представлений школьников,  формируемых на уроках; углубление теоретических знаний обучающихся в области экологии,  формирование ряда основополагающих экологических понятий; обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в  рамках обычных уроков, практической деятельности обучающихся по  изучению и охране окружающей среды. В целом экологическое воспитание позволяет полнее реализовать  воспитательный и развивающий потенциал экологических знаний,  обеспечивать более надежные основы экологической ответственности  школьников. Формами педагогического руководства индивидуальной деятельности  могут стать систематические консультации по домашнему труду (уход за садом, цветами, животными, рыбками, птицами), выставки находок и  поделок из природных материалов. Уместны рекомендации режима игр и  отдыха среди природы, ознакомление учащихся с правилами промысловой  деятельности и ухода за природой, законодательство. На беседы можно  приглашать художников, поэтов, писателей, рыболовов охотников,  лесничих, юристов и т.д. Весьма эффективными формами экологического воспитания являются  интерактивные экологические мероприятия – это внеклассные  экологические мероприятия: викторины, олимпиады, ток­шоу,  экологические спектакли.                          «Ток­шоу» и «экологические  спектакли» ­  эти две формы в широком плане  – ролевые игры. Однако,  первый вариант – «ток­шоу» несколько сложнее для детей, чем  «экологические спектакли». «Ток­шоу» несут основную экологическую информацию, а «спектакли» их  дополняют. В «ток­шоу» участники игры разделяются на экспертов и «зал». Эксперты – это, как правило, старшеклассники (10­11 класс), проявляющие особый интерес к экологии, которые под руководством учителя специально готовятся к игре и наиболее основательно изучают литературу по  обсуждаемому вопросу. Каждый эксперт должен быть убежден в  правильности отстаиваемой им точке зрения. Участие зала более или менее импровизировано, хотя нужно сделать так,  чтобы зал тоже готовился к дискуссии. Для этого полезно за несколько  дней до проведения экологического вечера вывесить список вопросов,  которые будут осуждаться. Школьники из зала не только задают вопросы  экспертам, но сами берут слово, дополняют их ответы. В разных по  содержанию ток­шоу соотношение ролей экспертов и зала может быть  различным. Так, в одном ток­шоу может быть велика роль зала, а другом  эксперты и зал будут играть одинаковую роль. Успех ток­шоу определяется участием опытного ведущего (эколога),  который помогает правильно адресовать вопрос, задает дополнительные  вопросы экспертам и залу, что помогает активизировать всех участников  игры, комментирует некоторые ответы, а в конце обобщает ее результаты. В конечном счете эрудиция ведущего и будет главным фактором успеха  организованного ток­шоу. В этой роли может выступить учитель или  хорошо подготовленный старшеклассник. Важную роль в организации ток­шоу играют участники зала, задающие интересные и содержательные вопросы. В некоторых случаях учителю  стоит подстраховать дискуссию, особенно на ее первом этапе, и заготовить  по несколько вопросов из зала каждому эксперту. В дальнейшем, когда  дискуссия оживится, вопросы и выступления пойдут спонтанно. Нужно  быть готовым и к тому, что на какой­то вопрос эксперт не сможет ответить, тогда ему на выручку должен прийти ведущий. Ток­шоу нужно приблизить по форме организации к подобным диспутам на  телевидении. Ведущий перемещается по залу (с микрофоном, если зал  большой), эксперты располагаются лицом к залу на специальной площадке  (сцене) за столом или удобно расставленных креслах. Перед каждым  экспертом ставится табличка­визитка, написанная крупными буквами. Экологический спектакль по форме более свободен. И учителю, и  учащимся предоставляется больше возможностей проявить выдумку при  исполнении какой­либо роли. В этом случае успех спектакля во многом  определяется придуманными костюмами, и даже выбором исполнителя той  или иной роли. Если ток­шоу проходят в серьезной обстановке, то в экологических  спектаклях присутствует немало юмора. При хорошей постановке  спектакля и исполнении ролей зал должен периодически смеяться.  Дети любят соревноваться, и поэтому любое экологическое мероприятие  целесообразно завершать экспресс­викториной. Формы определения  победителя могут быть различными. 2. Экологическая тропа – форма экологического воспитания. Многие специалисты признают важнейшим педагогическим условием  воспитания и образования наряду с теоретическим обучением на уроках  организацию разнообразных видов деятельности учащихся среди природы.  Такой формой организации экологического образования и  воспитания  может выступать учебная экологическая тропа, где создаются условия для  выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность  учащихся в природном окружении. Задания выполняются во время  экологических экскурсий и полевого практикума. В ходе полевых занятий  на учебной экологической тропе создаются условия не только для  углубления, но и для конкретизации, применения на практике получаемых  на уроках предметных знаний  и умений школьников. Маршрут экологической тропы выбирается таким образом, чтобы на нем  сочетались уголки естественной природы и антропогенный ландшафт. Это  позволяет проводить сравнительное изучение естественной и преобразованной природной среды, чтобы дети учились оценивать характер  природопреобразующей деятельности человека. Назначение экологической  тропы – создание условий для целенаправленного воспитания  экологической культуры обучающихся. Экологическая тропа создается  детьми, прежде всего для самих же детей, ради их обучения и воспитания.  Это одна из привлекательных форм организации их деятельности в системе  экологического воспитания и образования. Если она правильно  организована, то позволяет обучающимся с разных сторон раскрывать свои  творческие возможности, сочетать умственный и физический труд. Организация  экологической тропы силами школьников дает педагогам  возможность создавать различные жизненные ситуации, решение которых  требует от ребят творческого подхода, активной деятельности. Задания по  изучению и оценке состояния окружающей среды в зоне тропы побуждают  детей не только использовать свои знания из различных предметов, но и –  самое важное – принять посильное участие в трудовых  природоохранительных делах. В конечном итоге у детей вырабатываются  навыки экологически грамотного поведения, сознательное отношение к  природе. Работа по оборудованию тропы проводится в следующей  последовательности: первый этап – подготовительный. Работа начинается с  подготовки небольшой группы ребят – организаторов и помощников  руководителя – учителя. На этом этапе ставится цель, определяются задачи и объем работы, раскрываются перспективы и определяется место каждого  ученика в предстоящем деле. Следующий этап – открытие тропы. Это мероприятие можно провести в  виде вечера, превратить в школьный праздник. Создание учебной  экологической тропы способствует повышению научного уровня школьного образования и экологического воспитания. Знания, которые учащиеся  получают на тропе, тесно связаны со знаниями, полученными на уроках.  Главное же состоит в том, что дети овладевают умениями применять на  практике знания из разных предметов в комплексе, постигая неразрывное  единство природной среды и человека. На учебной экологической тропе во внеурочное время учащиеся усваивают  не только научные знания о природной среде, но и этические и правовые  нормы, связанные с природопользованием. Исследовательская деятельность – одна из самых эффективных форм  работы по изучению экологии, экологическому воспитанию детей. В ходе исследований происходит непосредственное общение обучающихся с  природой, приобретаются навыки, и накапливается опыт научных  экспериментов, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к  изучению конкретных экологических вопросов. Выполнение различных  исследовательских проектов в природной обстановке позволяет ребятам  активно приобщаться к изучению природных сред, экологических систем  своего города, участвовать в научно­практических конференциях,  обмениваться результатами исследований с ребятами из других школ,  работающим по этим же проблемам. Задача, которая ставится перед ребятами при выполнении исследований:  приобретение знаний о родном крае, городе, приобретение навыков  практической исследовательской деятельности, осознание значимости  своей практической помощи природе. Ребята, участвующие в выполнении экологических исследований. Имеют  возможность реализовать свои способности, повысить свою социальную  активность. Экологические проблемы многоаспектные, поэтому для своего решения  они требуют комплексного подхода и, как правило, знаний различных наук.  Таким образом, в процессе работы над проектом у обучающихся  формируется комплекс специфических умений, подкрепленный  соответствующей теоретической базой. Такая проектная деятельность может быть использована в кружковой  работе. Основные цели программы кружка – привитие школьникам любви и  бережного отношения к природе, углубление знаний по экологии и другим  общеобразовательным наукам, совершенствование трудовой подготовки.  Ребята, посещающие занятия кружка, получают общие сведения о природе  своего края, о взаимосвязях и взаимообусловленности явлений в природе,  знакомятся с современными вопросами охраны и рационального  природопользования. В программу кружка входят теоретические занятия и практическая работа  – выполнение исследовательских проектов. Помимо специального экологического воспитания, родители также должны  участвовать в процессе формирования правильного мировоззрения.  Поэтому нужно осветить основные истины, которые должны знать все.  Проще говоря, стоит дать несколько советов самим родителям. Ведь они  также должны понимать основные истины. Итак, стоит начать с основных рекомендаций. Многие дети хотят завести себе какую­нибудь зверушку. Но для мамы и папы это кажется  обыкновенной детской прихотью. На самом деле все не так. Животное как  раз способно выработать у ребенка хорошие личностные качества. В любом  случае завести такого «друга» рано или поздно придется. Поэтому  оттягивать данный момент не стоит. Большинство врачей считают, что  присутствие животного в доме, очень благоприятно влияет на школьника.  Никто даже не задумывается о том, что таким образом у ребенка можно  вызвать чувство заботы. Поэтому рекомендуется родителям задуматься над этим вопросом. Другая рекомендация предполагает использование  специальной литературы. На данный момент существует достаточно  информации. Необходимо начинать, так сказать, с «легкой литературы». Но не нужно перегружать ребенка лишней информацией. Кроме того, книги  нужно подбирать исходя из возраста.                                                                   Программа экологического воспитания школьников должна быть  продумана до мелочей. Даже в стенах родного дома, поэтому  расслабляться родителям явно не стоит. Если ребенок маленького возраста, то лучше подключить различные ролевые игры. Необходимо разыгрывать  интересные ситуации, из которых школьник должен вынести для себя много полезного. Поэтому в данном случае можно попросить помощи у  специальной литературы. Со школьниками старших классов разыгрывание  игр будет явно неуместным. Больше никакого воздействия родители не  способны оказать. Если же речь идет о маленьких детях, то гуляя с ними по улице необходимо говорить об окружающей среде. Разъяснять, что  выбрасывать мусор нельзя. Желательно отметить, что для этого существует специально отведенные места. Да и при возможности показать их тоже не  помешает. Кроме того, нужно обозначить что деревья растут совсем не для  того чтобы из них потом делали мебель. Они являются легкими планеты и  защищают ее от лишнего сора. На подобных примерах нужно  учиться  правильно, формировать мышление у ребенка. Все должно объяснятся!  Естественно, с взрослыми школьниками говорить об этом невозможно.  Поэтому в данном случае стоит положиться на систему образования.             Все что должны делать родители, это вовремя все пояснять и следить за  соответствующей литературой. Но стоит отметить один важнейший факт,  привить любовь к окружающей среде уже в довольно взрослом возрасте  сложно. Так что лучше не откладывать этот вопрос на потом, а заняться им  сразу же. Вот таким на первый взгляд легким кажется экологическое воспитание. На самом деле уделять этому вопросу нужно много внимания.  Только лишь так дети смогут понять значимость окружающей среды. В заключении хочу ещё раз обратить Ваше внимание на то, что Природа не  может защищать себя от варварского, корыстного, равнодушно –пассивного отношения к ней, от враждебных ей действий человека и вмешательства в  ход естественных процессов, вызывающих гибель многих растений и  животных. Для осуществления стоящих перед нашей страной задач по  превращению каждого ее уголка в цветущий край необходимо своевременно формировать экологическую культуру, эстетические отношения к природе,  развивать любовь к ней и нести ответственность за ее состояние.  Полноценный эффект будет достигнут, когда экологическое сознание и  поведение станут составной частью общей культуры молодого человека.

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад

Доклад
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.01.2018