Экологическая тропа в ДОУ.
Оценка 4.7

Экологическая тропа в ДОУ.

Оценка 4.7
Педсоветы
doc
экология
СCУЗ, ВУЗ
24.02.2024
Экологическая тропа в ДОУ.
для педагогов
Экологическая тропа в ДОУ.doc

Экологическая тропа в ДОУ.

Экологическая тропа — разновидность «учебных троп природы», которые стали активно создаваться у нас в стране в последние годы. Цель создания такой тропы — обучение детей на примере конкретных природных объектов, общение с природой, воспитание бережного от­ношения к ней. Первоначально экологические тропы использовались в основном в образовании школьников и студентов. Однако опыт по­казал, что они могут быть созданы и в дошкольных учреждениях и иметь большое значение в работе с детьми младшего возраста.

     Создание экологической тропы для дошкольников имеет свою спе­цифику. У большинства детских садов нет возможности организовать тропу в естественных условиях с соблюдением всех правил создания подобных троп. Единственный выход в этом случае — организация экологической тропы на своей территории. Причем такую тропу, ве­роятно, правильнее называть «экологической тропинкой». Это от­ражает и возраст детей, для которых она предназначена, и ее масшта­бы по сравнению с настоящими тропами.

      Согласно существующим рекомендациям, тропа должна проклады­ваться так, чтобы она пересекала как можно больше разных типов ланд­шафтов, например, берег реки, холм, выровненный участок луга и т.д. В условиях детского сада такое разнообразие следует создавать искус­ственно. Можно сформировать на тропе фрагменты естественных растительных сообществ, характерных, прежде всего, для данной мес­тности.  Будет лесной, степной, луговой уголки, где дети смогут познакомиться с представителями местной флоры, фауны и экосисте­мами леса, луга. Чем больше разнообразие растений на тропе, тем больше и разнообразие животных (в основном беспозвоночных), так как животные связаны с определенными растениями, условиями питания и проживания.

     Перед тем как выделить места для посадки растений различных со­обществ, нужно обследовать территорию двора, выделив наиболее за­тененные и открытые участки, более влажные и более сухие. Тем са­мым определить, где лучше всего условия подходят для степных рас­тений (открытые сухие участки), для лесных (затененные, более увлаж­ненные) и т.д.

    При возможности необходимо создать небольшой водоем с водны­ми растениями. Это даст положительный эффект и с познавательной, и с эстетической точек зрения.

    На тропе должны быть деревья разного возраста, в том числе хотя бы одно усыхающее дерево. Это позволит познакомить детей с рядом насекомых, лишайников, грибов, мхов, которые обычно поселяются на таких деревьях, и объяснить круговорот веществ в природе. Для этих же целей необходимо включить в состав точек на тропе пень и уже лежачее старое дерево, обросшее мхами и лишайниками. Такое дерево можно привезти из ближайшего леса или парка.

      На тропе должны быть небольшие повышения, что разнообразит условия произрастания растений, позволяет организовать более инте­ресные наблюдения за снежным покровом, дождевыми осадками. От­дельные большие камни также украсят вашу тропу и в то же время послужат убежищем для многих животных, особенно насекомых, ули­ток, может быть, ящериц.

     На экологической тропинке должны быть представлены разнооб­разные жизненные формы растений; деревья, кустарники, травы, лиа­ны. Красиво цветущие растения нужно подобрать таким образом, что­бы в течение года одни цветы сменяли другие, то есть создать сад «не­прерывного цветения».

      Одним словом, объекты тропы должны быть как можно более разнообразными. Не нужно стремиться, чтобы все на тропе выглядело идеально: убирать осенью сухие листья, выкорчевывать старые деревья, уничтожать абсолютно все сорняки. Экологическая тропинка — это не клумба!  Задача, в том, чтобы на ней было как можно больше разных природных объектов, а разнообразие условий — максимальным, как и в природе.

11.Работа с родителями.

    К сожалению, знания большинства взрослых людей об экологичес­ких проблемах крайне ограничены, а их поведение зачастую носит антиэколо­гичный характер. Проблемы окружающей среды не кажутся им проблемами первостепенной важности. Не секрет, что осуществлять эко­логическое образование родителей гораздо труднее, чем детей. Однако воспитателю придется заниматься и этим вопросом, так как без поддержки роди­телей не обойтись. Нельзя мириться с ситуацией, когда дети в детс­ком саду учатся бережно относиться к природе, а во время отдыха с ро­дителями наблюдают совершенно другое — экологически неграмотное поведение взрослых.               Перед началом работы по программе нужно познакомить родителей с целями, задачами этой работы, подчеркнуть, что занятия будут способствовать общему развитию ребенка, повышению уровня его культуры, приобретению навыков экологически безопасного поведения. Можно прове­сти анкетирование среди родителей, попросить их ответить на ряд во­просов, связанных с экологической ситуацией  районе, городе. Знают ли они о влиянии окружающей среды на здоровье человека и т.д.?

       Опыт показывает, что заинтересовать взрослых людей экологичес­кими проблемами проще всего, рассказав им о тесной связи здоровья человека, продолжительности его жизни и состояния окружающей сре­ды. На первый взгляд кажется, что изучение иностранных языков бо­лее престижно и необходимо, чем изучение экологии. Однако, экологические знания помогут детям в будущем избежать отрицательного воздействия окружающей среды, позволят прогнози­ровать результаты своих действий, сохранить и укрепить здоровье, сделать окружающую среду пригодной для проживания. Это ли не одна из главных задач, стоящих перед любым взрослым человеком?

Главная задача родителей — поддерживать интерес детей к приро­де, поощрять их экологически грамотные поступки, проявлять интерес к содержанию занятий в детском саду. Семья может помочь дет­скому саду в сборе природного материала для проведения занятий, например, собрав коллекцию ракушек во время отдыха на море, кол­лекцию камней или сухих листьев в парке. В этом случае на занятиях обязательно следует подчеркнуть, что дети мастерят поделки из ши­шек, которые собрала семья Маши, или из ракушек, которые нашла семья Вовы. Об этом же можно сказать и родителям, приглашенным на выставку детских поделок.

   


Экологическая тропа в ДОУ. Экологическая тропа — разновидность «учебных троп природы», которые стали активно создаваться у нас в стране в последние годы

Экологическая тропа в ДОУ. Экологическая тропа — разновидность «учебных троп природы», которые стали активно создаваться у нас в стране в последние годы

При возможности необходимо создать небольшой водоем с водны­ми растениями

При возможности необходимо создать небольшой водоем с водны­ми растениями

Работа с родителями. К сожалению, знания большинства взрослых людей об экологичес­ких проблемах крайне ограничены, а их поведение зачастую носит антиэколо­гичный характер

Работа с родителями. К сожалению, знания большинства взрослых людей об экологичес­ких проблемах крайне ограничены, а их поведение зачастую носит антиэколо­гичный характер

В этом случае на занятиях обязательно следует подчеркнуть, что дети мастерят поделки из ши­шек, которые собрала семья

В этом случае на занятиях обязательно следует подчеркнуть, что дети мастерят поделки из ши­шек, которые собрала семья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2024