Экологическая тропа в ДОУ.
Экологическая тропа — разновидность «учебных троп природы», которые стали активно создаваться у нас в стране в последние годы. Цель создания такой тропы — обучение детей на примере конкретных природных объектов, общение с природой, воспитание бережного отношения к ней. Первоначально экологические тропы использовались в основном в образовании школьников и студентов. Однако опыт показал, что они могут быть созданы и в дошкольных учреждениях и иметь большое значение в работе с детьми младшего возраста.
Создание экологической тропы для дошкольников имеет свою специфику. У большинства детских садов нет возможности организовать тропу в естественных условиях с соблюдением всех правил создания подобных троп. Единственный выход в этом случае — организация экологической тропы на своей территории. Причем такую тропу, вероятно, правильнее называть «экологической тропинкой». Это отражает и возраст детей, для которых она предназначена, и ее масштабы по сравнению с настоящими тропами.
Согласно существующим рекомендациям, тропа должна прокладываться так, чтобы она пересекала как можно больше разных типов ландшафтов, например, берег реки, холм, выровненный участок луга и т.д. В условиях детского сада такое разнообразие следует создавать искусственно. Можно сформировать на тропе фрагменты естественных растительных сообществ, характерных, прежде всего, для данной местности. Будет лесной, степной, луговой уголки, где дети смогут познакомиться с представителями местной флоры, фауны и экосистемами леса, луга. Чем больше разнообразие растений на тропе, тем больше и разнообразие животных (в основном беспозвоночных), так как животные связаны с определенными растениями, условиями питания и проживания.
Перед тем как выделить места для посадки растений различных сообществ, нужно обследовать территорию двора, выделив наиболее затененные и открытые участки, более влажные и более сухие. Тем самым определить, где лучше всего условия подходят для степных растений (открытые сухие участки), для лесных (затененные, более увлажненные) и т.д.
При возможности необходимо создать небольшой водоем с водными растениями. Это даст положительный эффект и с познавательной, и с эстетической точек зрения.
На тропе должны быть деревья разного возраста, в том числе хотя бы одно усыхающее дерево. Это позволит познакомить детей с рядом насекомых, лишайников, грибов, мхов, которые обычно поселяются на таких деревьях, и объяснить круговорот веществ в природе. Для этих же целей необходимо включить в состав точек на тропе пень и уже лежачее старое дерево, обросшее мхами и лишайниками. Такое дерево можно привезти из ближайшего леса или парка.
На тропе должны быть небольшие повышения, что разнообразит условия произрастания растений, позволяет организовать более интересные наблюдения за снежным покровом, дождевыми осадками. Отдельные большие камни также украсят вашу тропу и в то же время послужат убежищем для многих животных, особенно насекомых, улиток, может быть, ящериц.
На экологической тропинке должны быть представлены разнообразные жизненные формы растений; деревья, кустарники, травы, лианы. Красиво цветущие растения нужно подобрать таким образом, чтобы в течение года одни цветы сменяли другие, то есть создать сад «непрерывного цветения».
Одним словом, объекты тропы должны быть как можно более разнообразными. Не нужно стремиться, чтобы все на тропе выглядело идеально: убирать осенью сухие листья, выкорчевывать старые деревья, уничтожать абсолютно все сорняки. Экологическая тропинка — это не клумба! Задача, в том, чтобы на ней было как можно больше разных природных объектов, а разнообразие условий — максимальным, как и в природе.
11.Работа с родителями.
К сожалению, знания большинства взрослых людей об экологических проблемах крайне ограничены, а их поведение зачастую носит антиэкологичный характер. Проблемы окружающей среды не кажутся им проблемами первостепенной важности. Не секрет, что осуществлять экологическое образование родителей гораздо труднее, чем детей. Однако воспитателю придется заниматься и этим вопросом, так как без поддержки родителей не обойтись. Нельзя мириться с ситуацией, когда дети в детском саду учатся бережно относиться к природе, а во время отдыха с родителями наблюдают совершенно другое — экологически неграмотное поведение взрослых. Перед началом работы по программе нужно познакомить родителей с целями, задачами этой работы, подчеркнуть, что занятия будут способствовать общему развитию ребенка, повышению уровня его культуры, приобретению навыков экологически безопасного поведения. Можно провести анкетирование среди родителей, попросить их ответить на ряд вопросов, связанных с экологической ситуацией районе, городе. Знают ли они о влиянии окружающей среды на здоровье человека и т.д.?
Опыт показывает, что заинтересовать взрослых людей экологическими проблемами проще всего, рассказав им о тесной связи здоровья человека, продолжительности его жизни и состояния окружающей среды. На первый взгляд кажется, что изучение иностранных языков более престижно и необходимо, чем изучение экологии. Однако, экологические знания помогут детям в будущем избежать отрицательного воздействия окружающей среды, позволят прогнозировать результаты своих действий, сохранить и укрепить здоровье, сделать окружающую среду пригодной для проживания. Это ли не одна из главных задач, стоящих перед любым взрослым человеком?
Главная задача родителей — поддерживать интерес детей к природе, поощрять их экологически грамотные поступки, проявлять интерес к содержанию занятий в детском саду. Семья может помочь детскому саду в сборе природного материала для проведения занятий, например, собрав коллекцию ракушек во время отдыха на море, коллекцию камней или сухих листьев в парке. В этом случае на занятиях обязательно следует подчеркнуть, что дети мастерят поделки из шишек, которые собрала семья Маши, или из ракушек, которые нашла семья Вовы. Об этом же можно сказать и родителям, приглашенным на выставку детских поделок.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.